Конституции 1918 1924. Принятие конституции ссср

Сравнение Конституций 1924 и 1936 годов

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав: об общественном устройстве, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально в новой конституции регламентировалось государственное устройство СССР.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. По Конституции 1924 года Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет. В Конституции 1936 года вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа: Совет Союза и Совет Национальностей. Различие было в том, что по Конституции 1936 года уравнивалось число депутатов обеих палат, а по Конституции 1924 года в Совете Союзов было больше депутатов, чем в Совете Национальностей.

Как и в конституции 1924 года, две палаты были равны, т.к. законопроект получал силу закона только в случае его принятия каждой из палат.

Вместо Президиума ЦИК, существовавшего по Конституции 1924 года, был создан Президиум Верховного Совета.

По Конституции 1936 года, Верховный совет действовал в сессионном порядке, в период между сессиями его заменял Президиум Верховного Совета СССР, так же, как и в Конституции 1924 в перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК.

По Конституции 1924 года, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. По Конституции 1936 года, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -- перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Таким образом, по Конституции 1936 года, произошло разделение законодательной и исполнительной власти в деятельности союзных органов. Исключительное право принимать законы получил Верховный Совет СССР. Совет Министров провозглашался высшим исполнительным органом. Потому верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность правительства. Президиум Верховного Совета СССР имел право издавать только подзаконные акты, указы.

По конституции 1936 года высшая судебная власть отделялась от исполнительной; высшей судебной властью обладал Верховный Суд СССР.

Из этого следует, что Конституция 1936 года закрепила разделение властей.

По Конституции 1924 года, Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. А по Конституции 1936 года, Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

По Конституции 1936 года Министерства делились на общесоюзные и союзно-республиканские на федеральном уровне и на союзно-республиканские и республиканские на республиканском уровне, ровно как и по Конституции 1924 года Народные Комиссариаты делились на общесоюзные и объединенные, и на объединенные и республиканские.

По Конституции 1936 органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся, т.е. было введено новое название советов - советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формулировка подчеркивала социальные различия рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Исходя из всего перечисленного, можно определить принципы формирования органов власти и управления в центре и на местах. Во-первых, это разделение властей.

Во-вторых, Конституция 1936 года закрепила существовавший по Конституции 1924 принцип федерализма, который достигался разделением наркоматов на три группы, так же Министерства делились на 3 группы.

Объединенные наркоматы, которые стали называться союзно-республиканскими министерствами были построены по принципу централизма, так же как и по Конституции 1924 года.

Однако, Конституция 1936 года отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства. В совместное ведение Союза и Республик перешли вопросы здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции, а раньше эти вопросы Республики решали самостоятельно.

В связи с подготовкой и принятием конституции 1936 года происходила перестройка государственного аппарата в направлении его централизации. В связи с ликвидацией системы съездов советов вводится вертикальная система субординации советов и устанавливается двойное подчинение местных исполкомов своему совету и вышестоящему исполкому. Свертываются начала местного самоуправления, сужаются права местных советов и усиливается централизм в государственном управлении. Централизации государственного аппарата способствовали следующие факторы:

переход от территориального к отраслевому управлению народным хозяйством ликвидируется функциональное построение гос. аппарата. С ломкой территориальной системы и функционального управления произошло разделение ВСНХ на отраслевые наркоматы, нарком, тяжпром, легкпром, наркомлес и т.д. В каждом наркомате сосредоточилась вся работа по отрасли.

Ликвидация коллегиальности и установление единоначалия в Министерствах.

Усиление контроля за деятельностью гос. аппарата сверху. Для этого при СНК создается спец. орган гос. контроля - комиссия советского контроля. На местах уполномоченные КСК контролировали, как местные органы власти и государственные учреждения выполняют решения центра. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) упразднялась, а ее функции по контролю снизу (народа) перешли к профсоюзам и депутатским комиссиям местных советов.

Усиление партийного контроля за деятельностью гос. аппарата. С ликвидацией РКИ был расформирован объединенный орган ЦКК РКИ, т.е. партийный контроль отделялся от государственного. Для осуществления партийного контроля вместо ЦКК создавалась комиссия партийного контроля (КПК). Она избиралась партийным съездом и имела на местах своих уполномоченных. Местные комиссии партийного контроля упразднялись.

Т.о., усиливался контроль центральных партийных органов за местными, и в построении партийного аппарата как и в гос. аппарате укреплялся централизм. Также было ликвидировано функциональное построение партийного аппарата. Вместо функциональных отделов в парткомах образуются отраслевые отделы: сх, промышленный, транспортный и т.д. это было сделано в целях усиления партийного контроля за гос. аппаратом, т.к. в конце 30-ых годов парторганизациям было предоставлено право контроля деятельности администрации на предприятиях и в учреждениях. Некоторые историки на основе того факта делают вывод о начале слияния партийного и советского гос. аппарата.

законодательный власть конституция

Введение

1.Эволюция политической природы в советских конституциях.

2. Права и свободы граждан по советским конституциям

2.1.Право на труд

2.2.Частная и общественная собственность

2.3. Свобода совести2.4. Идеи равенства2.5. Свобода личности3. Избирательная система4. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям.5. Национально-государственное устройство по советским конституциям.ЗаключениеСписок литературы

Введение

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности граждан и так далее.

Идея конституции в обществе созревает как идея ограничения государственной власти правом (в иных правовых системах - законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования - государственная власть - должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.

В этой работе попытаемся провести сравнительный анализ Советских Конституций 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.

Во избежание постоянных повторений при написании контрольной работы введем следующие сокращения:

К-1918 - Конституция РСФСР 1918 года;

К-1924 – Конституция СССР 1924 года;

К-1936 – Конституция СССР 1936 года;

К-1977 – Конституция СССР 1977 года.


1. Эволюция политической природы в Советских Конституциях.

Конституция имеет смешанную политико-правовую природу, как и, в значительной степени, все конституционное право. Возникающие на основе ее норм конституционные отношения также могут быть охарактеризованы как имеющие двойственный характер: политический и правовой одновременно.

Взаимосвязь конституции и политики проявляется в двух основных сферах. Во-первых, в широком смысле политические отношения являются одной из важнейших составных частей конституционного регулирования. Конституционные нормы задают юридические границы политическому процессу. Они закрепляют основы политической системы общества,

Во-вторых, в самой конституции воплощается определенная политика государства, стремления разработчиков проекта закрепить те или иные принципы и политические ценности.

Первая советская конституция (К-1918) - закрепила победу пролетариата и беднейшего крестьянства после Октябрьской революции и активно использовалась большевиками как средство политической борьбы с социальными слоями и классами, не разделявшими идеалы социалистического строительства.

Это отражено в ст.1 К-1918 "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам." и находит продолжение в ст.7,9: "…Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам …", "Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти."

Анализируя первую Российскую Конституцию можно констатировать ее преимущественный политический характер – закрепление нового строя, новых основ государственной власти. Это отражено в первом из шести разделов К-1918 "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая по сути своей и содержанию была скорее политическим, чем правовым документом. Политическое значение диктатуры пролетариата сохранилось и в последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг.. "…Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения …", Ст.2 К-1936: "Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата". Ст.3 К-1936: "Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся."После смерти И. В. Сталина и осуждения культа личности в период правления Н. С. Хрущева стала формироваться доктрина общенародного развитого социалистического государства, которая нашла воплощение в нормах К-1977. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития. В К-1977 политической системе и общественному строю отведена целая часть. В этой Конституции была предпринята попытка кроме чисто политического придать ей и всеобъемлющий юридический характер. В К-1977 отражено идея полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 К-1918), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 К-1936). К-1977 впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". К-1977 закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы). К-1977 закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе эволюции Конституции СССР в плане политической природы претерпели большие изменения от сугубо авторитарной диктатуры пролетариата, до политики "дальнейшего развертывания социалистической демократии" (ст.9 К-1977). В преамбуле к К-1997 говорится "Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Там же четко определилась политическая цель государства в построении коммунистического общества. Тем не менее, несмотря на всю демократичность, в К-1977 ст.6 закрепляет в Основном законе однопартийную политическую систему.

2. Права и свободы граждан по советским конституциям.

2.1. Право на труд

К-1918 провозгласила идею уничтожения эксплуатации человека человеком и тут же заменяло ее идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность (ст.1 п.е, ст.18). В К-1924 (ст.1 п.у) только упоминается, что установление основных законов о труде находится в ведении верховных органов СССР и определяет в сфере труда орган исполнительной власти (ст.37). В К-1936 правам и свободам граждан отводится целая глава, чего не было в К-1918. В К-1936 (ст.12) "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина…", опять прослеживается идея принудительного государственного труда. Ст.118 К-1936 только гарантирует гражданам право на получение работы с справедливой оплатой труда, но опять же не отменяет всеобщую трудовую повинность. Отдельная глава о правах и свободах граждан имеется и в К-1977. Ст.14 и 40 в Основном законе 1977г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

2.2. Частная и общественная собственность

В К-1918 понятие частной собственности отсутствует, согласно этой Конституции все богатства страны объявляются общенародным достоянием, собственностью рабоче-крестьянского государства . В К-1936 появилось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом (ст.10). Ст.7 дает право и колхозникам иметь в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Вводится разделение социалистической собственности (ст.5) на формы государственной и кооперативно-колхозной. Охрана общественной социалистической собственности в К-1936 возложена ст.131 на каждого гражданина, лица покушающиеся на общественную собственность объявляются врагами народа.В К-1977 понятие частной собственности определено так же как и в К-1936. По К-1977 граждане получает право на личное пользование землей согласно ст.13. В эту же статью вносится оговорка, что "имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества."Социалистическая (общественная) собственность представлена в К-1977 так же как и в К-1936 с небольшой разницей; в понятие социалистической собственности включено так же имущество профсоюзов и других общественных организаций. Земля, недра, воды и леса определены в понятие исключительной собственности государства. Согласно ст.10 К-1977 теперь государство охраняет свою собственность. Лица, посягающие на социалистическую собственность теперь наказываются по закону.2.3. Свобода совести Общий принцип "Церковь отделена от Государства и школа от церкви" прослеживается во всех Советских Конституциях. Первая Конституция 1918г. лишила духовенство части гражданских прав, в частности избирательного, но не запрещала религиозную пропаганду (ст.13 К-1918) и одновременно, предоставила свободу действий атеистам. К-1936 восстановила равенство избирательных прав, однако действовавшее законодательство жестко ограничивало в правах на религиозную деятельность, (ст.124 К-1936). В К-1977 ст. 52 откровенно двусмысленна, с одной стороны она провозглашает свободу вероисповедания, но не разрешает вести религиозную пропаганду, только "…отправлять религиозные культы…", заметим при этом, что атеистическая пропаганда правомерна. Тем не менее, духовенство по К-1977 получило защиту Государства в плане запрещения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Вся атеистическая деятельность организовывалась и направлялась правящей коммунистической партией, которая отрицала любую религию. Даже не смотря на положения Конституций, официально отказ от государственного атеизма зафиксирован в законе от 25 октября 1990 года "О свободе совести и религиозных организациях".2.4. Идеи равенства К-1918 юридически закрепила равенство мужчин и женщин. Это было достижением пролетарской культуры. Впервые в истории России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в эмансипации женщин. "Человек", как субъект права не был заявлен в К-1918. Основная терминология К-1918 "Гражданин", "Трудящийся". Эти понятия и определили понимание меры свободы и равенства граждан в обществе. Исходя из определений К-1918 (ст.7) мужчины и женщины имели одинаковый статус, они были равны, были "трудящимися массами". Можно сказать, что классовая идеология в К-1918 привела к обезличиванию человека, личности и в том числе путем стирания гендерных характеристик. В разделе "Активное и пассивное избирательное право" нет прямого указания на пол, есть лишь обобщающая формула "лица обоего пола". Женщина должна была а) заниматься домашним хозяйством и б) обеспечивать кому-то возможность производственного труда. Эти два условия были обозначены и соединены с признаком женского пола. Так, по пролетарски, упрощенно были закреплены избирательные права женщин.Ст.3 К-1918 вводит для граждан всеобщую трудовую повинность. Соединение политических прав с обязанностью трудиться означало, что граждане обоих полов были обязаны трудиться, чтобы быть субъектами правовых отношений.К-1924 не затрагивает положение человека гражданина, мужчины и женщины в обществе.В К-1936 две статьи (122, 123) затрагивают вопросы равноправия. Ст.123 затрагивает общие вопросы равноправия, ст.122 – равноправия мужчин и женщин. В целом К-1936 закрепило равенство лишь по двум социальным показателям: расы и национальности. Это лишь говорит об ограниченности понимания равноправия. Ст.122 закрепила, что "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной". Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого. Вряд ли тут можно говорить о идее равенства полов, здесь отсутствует основная идея уважения прав человека вне зависимости от пола. Подобная ситуация и в ст.137, где "женщины пользуются равными правами избирать и быть избранными наравне с мужчинами". Ст.135 о всеобщих выборах закрепила право избирать в независимости от пола. В представлении советского государства женщина была не только труженицей, но и матерью. Роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться (ст.122). Статус отцовства в К-1936 не был предусмотрен. К-1936 провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка. Не смотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен. Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений по К-1936 нет оснований. Ст. 35 К-1977 закрепила равные права женщин и мужчин, а так же предоставление женщинам равных с мужчиной возможностей. Это гарантировало не только равенство в правах, но и равенство фактическое. Теперь мужчины и женщины имели равные права без изъятий. В ст.53 впервые был затронут институт брака и семьи, вопрос о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях.2.5. Свобода личности Ст.127, 128 К-1936 гарантировала Гражданам СССР неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.В К-1977 эти принципы получили более широкое толкование. Ст. 56 определила понятие личной жизни и охрану ее законом, а ст.57 вменила в обязанность всех государственных органов и должностных лиц уважение личности, охрану прав и свобод. Кроме того, в К-1977 предусмотрено право граждан осуществлять ответные правовые действия за ущемление своих прав. Право человека на свободный выбор места жительства принадлежит к числу основных и должно быть признано естественным правом. Это право зафиксировано в статье 13 п.1 Всеобщей декларации прав человека и в статье 12 п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, который с 1976 года вступил в силу и, следовательно, имел на территории Советского Союза статус закона. Тщетно было бы, однако, искать какой-либо советский законодательный акт, который бы если не гарантировал, то хотя бы декларировал это право. Не было права свободного выбора места жительства и в последней Конституции СССР от 7 октября 1977 года, где не забыто даже "право на пользование достижениями культуры", хотя эта Конституция была принята уже после вступления в силу упомянутого Пакта и должна была быть с ним согласована. Тем более отсутствовало упоминание об этом праве в предыдущих советских конституциях. Права и свободы граждан по Советским Конституциям не исчерпываются, рассмотренными в этой главе. Необходимо отметить, что все Конституции провозглашали право граждан на бесплатное образование, во всех была определена обязательная воинская повинность, рассматривались вопросы свободы слова, печати, собраний. Поднимались социальные вопросы права на охрану здоровья, права на отдых, пенсионного обеспечения и другие. Во всех конституциях страны до 1977 года в триаде "государство - общество - гражданин" государству отводилось первое, решающее и доминирующее место, государство само определяло характер, содержание, объем и порядок общественных отношений и место в них гражданина. В К-1977 изменился сам характер взаимоотношений между ними: государство отныне не "дарует" человеку права и свободы, а признает и защищает уже имеющиеся у индивида права. Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в К-1977 г. (в К-1936 глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).
3. Избирательная система

По К-1918 прямые выборы проводились в сельские и городские Советы. Применялся так называемый производственно-территориальный принцип выборов. Т.е. работающее население в городах избирало депутатов по производственным единицам. Остальное население в городах и сельской местности избирало депутатов по территориальному принципу, т.е. по месту жительства. Выборы проводились на открытых собраниях избирателей. Для остальных уровней выборы были многостепенные, т.е. депутатов (делегатов) вышестоящих съездов Советов избирали депутаты (делегаты) нижестоящих Советов или съездов Советов. Нормы представительства на выборах давали преимущества рабочим перед крестьянами, т.е. в городах один депутат избирался от меньшего числа избирателей (населения), чем в сельской местности.

Конституция 1977 года

Главная причина разработки новой Конституции была связана с существенным изменением политического режима в стране. Верховный Совет СССР постановлением от 25 апреля 1962 г. решил "образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР" и утвердил ее состав во главе с Н.С. Хрущевым. Естественно, с приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева он стал Председателем Конституционной комиссии. Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным – в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.

Впервые на необходимость изменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. К весне 1977 г. проект Основного Закона был подготовлен. 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он заслушал доклад о проекте Конституции, обсудил его и постановил: одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией, передать вопрос о проекте Конституции в Президиум Верховного Совета СССР и рекомендовать ему вынести проект на всенародное обсуждение.

Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 5 июня и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным, в нем приняло участие свыше 140 млн. человек, т.е. более четырех пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, воинским частям и месту жительства. Всего поступило около 400 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.

27 сентября состоялось заседание Конституционной комиссии, на котором были подведены итоги всенародного обсуждения. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками (она предлагала изменения в 110 статьях проекта и одну новую статью - о наказах избирателей) и решила передать его в Президиум Верховного Совета СССР для последующего внесения на рассмотрение Верховного Совета СССР. Заседание Президиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен проект, уточненный и дополненный с учетом предложений, поступивших в ходе его всенародного обсуждения. Президиум постановил внести на рассмотрение Верховного Совета СССР: проект Декларации Верховного Совета о принятии и объявлении Конституции; проект Закона об объявлении дня принятия Конституции всенародным праздником; проект Закона СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

В этом перечне самого проекта Конституции. 3 октября 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он принял постановление "О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения". В нем не только одобряется в основном представленный Конституционной комиссией проект, но и говорится: "Внести проект Конституции на рассмотрение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва". Это дает основание утверждать, что официально проект Конституции СССР был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССР Центральным Комитетом КПСС.

Преемственность весьма скромна в данной Конституции, и зачастую выражается в лозунгах по поводу укрепления социализма, о его новом этапе.

    Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов

В Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. По конституции 77 года социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г. 8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" – её составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" – её составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г.), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 Конституции СССР 1936 г.). Конституция 1977 г. впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 7-8). Конституция сказала (ст. 5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48).

Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа. Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст. 6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в статье 1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Впервые в ст. 9 специально зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является «дальнейшее развертывание социалистической демократии» и указаны пути ее развития.

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти, которые получают новое навание «Советы народных депутатов». Особая роль Советов обусловила включение в Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пяти лет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Содержится в конституции и ряд следующих моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Еще одна особенность содержания Конституции 1977 г. - более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности.

Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

На конституционном уровне провозглашались новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.д. Конституция одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию "долг граждан".

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

В Конституции 1936 г. была одна краткая глава "Государственное устройство", в Конституции 1977 г. раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие – соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным округам (это понятие пришло в данной Конституции на смену понятию "национальные округа").

К существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Введено новое определение Союза ССР (ст. 70) как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статей Конституции: ст. 16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс), ст. 73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории страны), ст. 89 (Советы - единая система органов государственной власти) и др.

Наконец, следует отметить и такую особенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл. 4) об основах внешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципы отношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренние традиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.).

Таковые главные отличия и особенности Конституции СССР 1977 г.

    Заключение

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержанию соответствовали Конституции СССР. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР, содержали и ряд особенностей при сопоставлении с Конституцией СССР.

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения.

Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1977 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны.

Список литературы

    Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М, 1983.

    Развитие русского права второй половины XVII - XVIII в. М., 1992.

    Черменский Е.Д Четвертая Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976.

    Королев А.И. Первая русская революция и Манифест 17 октября 1905 г /Кн.: Советское государство и право. М., 1986.

    Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции, М.; Политиздат, 1980,1987.

    История советской конституции (в документах) 1917- 1956 гг. М -: Госюриздат, 1957.

    Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М.: Наука, 1982.

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

    Конституция России: природа, эволюция, современность (http://constitution.garant.ru/DOC_1676651_sub_para_N_200.htm)

    Конституция (Основной Закон) СССР. 1977 г. М.: Политиздат, 1977.

сравнительно СССР 1977 года (в редакции 1990 года ). Глава 8 Закон СССР ...

  • Конституция Чувашской Республики правовое качество

    Реферат >> Государство и право

    В научный оборот сравнительно недавно и в... Конституций СССР и РСФСР. 25 июня 1936 года ... 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР , а 12 апреля 1978 года ... результате анализа технико-юридических свойств Конституции Чувашской Республики...

  • С 1918 г. и до настоящего времени в России действуют Основные законы, содержание которых пересматривается при каждой смене политической эпохи с учетом "интересов" очередного государственного лидера. За 75 лет "конституционного развития" Советское государство "сменило" четыре Основных закона, которые воспринимались обществом как политико-правовые декларации, имеющие направляющее значение для развития текущего законодательства, но не как законы прямого действия. Российское общество привыкло к "гибкой" Конституции, которая может подстроиться под любые текущие изменения и является скорее не обязательным законом, а программой развития на несколько десятилетий, что позволяет использовать ее как политический документ харизматического типа (ленинская Конституция 1918 г., ленинско-сталинская Конституция 1924 г., сталинская Конституция 1936 г., брежневская Конституция 1977 г.), который может корректировать действия парламента.

    Конституция 1918 г

    В апреле 1918 г. ВЦИК утвердил Конституционную комиссию. В ее состав, наряду с большевиками, вошли представители левых эсеров и других партий, имевших собственные взгляды на социальный строй в России и пути его конституционного оформления. Решающую роль в подготовке текста сыграли В. И. Ленин, Я. М. Свердлов, II. И. Бухарин и И. В. Сталин; именно их проект и был взят за основу.

    10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Основной закон РСФСР: первую Конституцию рабоче-крестьянского Советского государства – государства диктатуры пролетариата. Это был важнейший политикоюридический документ переходной эпохи (от капитализма к социализму), законодательно закрепивший преобразования, осуществленные на основе декретов Советской власти за первые 8 месяцев ее деятельности.

    Основной закон 1918 г. законодательно закрепил общегосударственную систему Советов в РСФСР как политическую форму диктатуры пролетариата, союз рабочих и крестьян и равноправие народов как социальную основу Советского государства, экономическую основу государства рабочих и крестьян – общественную социалистическую собственность на орудия и средства производства.

    Зафиксированное в этой Конституции положение о диктатуре пролетариата В. И. Ленин связывал с руководящей ролью большевистской партии, хотя в самом тексте Конституции нет прямого указания на это.

    Конституция определила федеративное устройство Российской Советской Социалистической Республики. Федерация строилась по национально-федеративному принципу на основе добровольного объединения национальных республик и областей.

    Текст Конституции включал преамбулу из 6 разделов:

    I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

    II. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

    III. Конструкция Советской власти.

    IV. Активное и пассивное избирательное право.

    V. Бюджетное право.

    VI. О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

    В ней закреплялась следующая система органов власти и управления республики: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, формируемый из представителей городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей) – высшая власть; Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК), избираемый съездом – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР; Совет народных комиссаров (СНК), образуемый ВЦИК, – орган общего управления делами РСФСР (т.е. Правительство); народные комиссариаты, образуемые ВЦИК – органы отраслевого управления; местные органы власти – областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов, а также городские и сельские Советы; исполнительные органы Советов – исполнительные комитеты.

    Первая советская Конституция РСФСР признавала право местных Советов устанавливать обложение "...налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства". Руководствуясь этим конституционным принципом, III Всероссийский съезд Советов постановил: "местные дела" должны "...решаться исключительно местными Советами...", а за центральными властями оставить контроль за соблюдением "основ федерации" и проведение "...мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе".

    Самые мелкие Советы являли собой образец "прямой демократии", т.е. эго были органы, состоявшие только из граждан. Крупные Советы состояли из избираемых представителей граждан. Первое время, такие Советы иногда называли "Совдепами" (Советами депутатов), в отличие от Советов нижнего уровня. "Белые" называли в то время территорию Советской Республики "Совдепией". Советы были органами местного самоуправления и пользовались значительной самостоятельностью. Однако уже в декрете народного комиссариата внутренних дел о роли местных Советов при новом строе говорилось: "На местах органами управления, органами местной власти являются Советы, которые должны подчинять себе все учреждения, как административного, так и хозяйственного, финансового и культурно-просветительного значения... Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Таким путем создается связный, во всех частях однородный организм – Республика Советов". Следовательно, Советы, являясь органами местного самоуправления, в конечном счете, подлежали контролю со стороны центральных правительственных органов.

    Подобный контроль исходил из марксистского тезиса о том, что: "Коммуна должна стать политической формой даже самой маленькой деревни... Собрание делегатов, заседающих в главном городе округа, должно было заведовать общими делами всех сельских коммун каждого округа, а эти окружные собрания, в свою очередь, должны были посылать депутатов в национальную делегацию..." Этот проект, послуживший прототипом российских Советов, вполне согласовывался с идеей местного самоуправления в противоположность бюрократической централизации власти. Из контекста тезиса достаточно ясно, что К. Маркс мыслил с позиции отмирания государства. Здесь отсутствует мысль о дроблении страны на "союз мелких государств, о чем мечтали Монтескье и жирондисты"; напротив, единство нации должно было "...стать действительностью посредством уничтожения... государственной власти".

    Строго следуя в фарватере марксистской доктрины, большевики считали, что конечная цель состоит в переходе к будущему "социалистическому унитаризму", т.е. федерация в особых условиях национальной проблемы в России представляет собой переходную ступень к чему-то лучшему, совершенному. Поэтому вполне объяснимо, что большевики форсировали процесс концентрации власти в своей партии. Не Советы как носители народовластия, а Советы как органы диктатуры пролетариата были необходимы большевистской партии. Последняя отводила им роль рычагов, с помощью которых постоянно могла осуществляться основная задача диктатуры пролетариата – борьба с буржуазией.

    Помимо этого первая советская конституция не устанавливала право на труд, отдых и образование, а открыто вставала на классовые позиции в вопросах о реализации основных гражданских и политических прав и свобод. В дальнейшем в процессе конституционного развития Советского государства конституционное право постепенно освобождалось от стремления выступать инструментом классового господства и приобретало характер универсального правового регулятора.

    Конституция 1924 г. Эта Конституция СССР была ориентирована на дальнейшую централизацию власти, она создала законодательную основу для объединения экономических ресурсов отдельных республик, использования исторически сложившегося разделения труда между ними, оказания систематической помощи "отсталым" республикам в решении хозяйственных и культурных задач.

    Состояла Конституция из: краткой преамбулы, Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

    В Союз объединились 4 Советские Социалистические Республики – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Это был договор четырех республик, ставших после создания СССР союзными республиками в его составе.

    Согласно Конституции Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Подобная двухпалатная структура высшего органа власти сохранялась до конца существования Союза ССР.

    Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИК 1 раз в год, внеочередные – по решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления – на съездах Советов республик.

    Съезд включал представителей городских Советов и Советов городских поселений (из расчета 1 депутат от 25 000 избирателей), представителей губернских съездов Советов (из расчета 1 депутат от 125 000 жителей).

    На Съезде избирался Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них (всего 414 членов), а Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и автономных областей (по 1 от каждой).

    ЦИК можно было рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Президиум ЦИК (по Конституции) являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК; СНК СССР – Правительство было исполнительным и распорядительным органом ЦИК, формировался ЦИК и был ответственен как перед ним, так и перед его Президиумом. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные – для республик, в которых имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задание союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).

    За союзными республиками сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои Конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией.

    Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере ее текст идентичен тексту Конституции 1918 г. Но были и новшества в структуре и содержании. Например, она объявляла, что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению Союза, согласно статье I Конституции СССР.

    По сравнению с Конституцией РСФСР 1918 г. в Конституции РСФСР 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета". К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РСФСР, окончательное утверждение Конституций автономных республик. Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИК, в том числе общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др.

    В разделе III "Об устройстве Советской власти" Конституция РСФСР 1925 г. отразила уже известную систему органов РСФСР: Съезд – ВЦИК – Президиум ВЦИК – СНК – народные комиссариаты. Новым здесь было включение уполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство Республики. В свою очередь, для народных комиссариатов РСФСР Конституция определяла, что, подчиняясь высшим органам РСФСР, они осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (статья 38).

    Новшеством в Конституции 1925 г. стала и глава 4 "Об автономных Советских социалистических республиках и областях".

    1.История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.

    Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции. В этот период времени функции её конституции выполняли декреты Советской власти, т.е. акты, принимаемые Всероссийским съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров (правительством). Принятые в это время акты конституционного значения можно подразделить на четыре группы.

    Первая группа – это акты, направленные на устранение эксплуататорской системы хозяйства и создание экономических основ Советской власти. К ним следует отнести Декрет II Съезда “О земле”, Положение о рабочем контроле от 27 ноября 1917 г., “О социализации земли” – Декрет от 9 февраля 1918 г. и др.

    Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства. К этой группе относятся, в частности, «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917 г., а также “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, принятая III Всероссийским съездом 25 января 1918 г. В этом документе в обобщенной форме закреплялись основы общественного и государственного строя. “Декларация” объявила Россию Республикой Советов. По форме государственного устройства республика учреждалась как федерация советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций.

    Третья группа декретов посвящена созданию механизма Советского государства. К числу таких актов следует отнести специальное Обращение II Всероссийского съезда Советов от 8 ноября “Об учреждении Совета Народных депутатов”; Декрет II Съезда “О полноте власти Советов” и др.

    Четвертой группой декретов Советская власть стремилась установить демократические основы правового положения граждан. Такими декретами были: Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” (введен институт гражданства); постановление СНК от 11 ноября “О восьмичасовом рабочем дне”; декрет СНК от 2 февраля 1918 г. “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” и др.

    2. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР и представите его на утверждение следующего съезда Советов. Конституционная комиссия была образована ВЦИК 1 апреля 1918 г. в составе: большевики – Свердлов Я.М., Сталин И.В., Покровский; левые эсеры – Шрайдер и Магеровский; эсеры-максималисты – Бердников; было также шесть представителей от наркоматов. В комиссии работали специалисты от наркомюста, НКВД и ВЦИК. Комиссия работала с 5 апреля по 5 июля 1918 года. 4 июля 1918 г. проект Конституции был представлен на обсуждение V Всероссийского съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята.

    Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года. – Принятая V Съездом Конституция состояла из шести разделов: I-й – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II-й – Общие положения; III-й – Конструкция Советской власти; IV-й – Избирательное право; V-й – Бюджетное право; VI-й – О гербе и флаге РСФСР. Т.е., Конституция, по сути дела, содержала все необходимые компоненты, определяющие устройство государства. Однако характер обстановки, которая сложилась в стране к моменту принятия Конституции, наложила на неё специфические особенности по содержанию, форме и на политико-правовые свойства.

    Прежде всего, в статье 9 Конституции была определена основная задача «...рассчитанной на настоящий переходный период Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет деления на классы, ни государственной власти».

    Что наиболее характерно для Конституции РСФСР 1918 г.?

    Во-первых, в Конституции была провозглашена новая форма правления. В статье 1-й раздела I-го Конституции было установлено, что Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам;

    во-вторых, в Конституции закреплялась форма государственного устройства Российской Республики. В статье второй названного раздела закреплялось положение о том, что Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерациясоветских национальных республик. Были определены также основные принципы федерации и областной автономии;

    в-третьих, за трудящимися (!) Конституция закрепила целый ряд демократических прав и свобод. Так, за трудящимися закреплялась свобода выражения мнений (ст.14), свобода собраний (ст.15), митингов и шествий (ст.15), свобода совести (ст.13), свобода союзов (ст.16), свобода доступа к знаниям (ст.17). Конституция закрепила равноправие граждан, специально оговаривая гарантии равных прав, независимо от расовой и национальной принадлежности;

    в-четвертых, Конституция закрепила основные принципы избирательного права. Выборы в Российской Республике провозглашались не вполне всеобщими, не вполне равными, многостепенными53;

    в-пятых, в Конституции закреплялась система органов государственной власти в центре и на местах. При этом, вся полнота государственной власти принадлежала высшему представительному органу – Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В систему высших органов государственной власти входили также: ВЦИК, как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган; Совет Народных Комиссаров для общего управления делами РСФСР и соответствующие народные комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления, которые образовывал ВЦИК. В систему местных органов входили – областные, губернские, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также их исполнительные комитеты.

    Все отмеченные особенности Конституции РСФСР 1918 года характеризуют её как конституцию революционного типа, принятую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергавшую все прежние государственно-правовые установления, которые существовали до революции. Именно – революции, а не переворота.

    Полагаем, что именно с этих позиций следует подходить к изучению особенностей Конституции 1918 г., а не отвергать всё к ряду, как это делают Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. в учебнике “Конституционное право России” (Стр. 63-64). В предложенной ими интерпретации нет ни одного выхода, ни одной положительной ссылки на те или иные положения Конституции 1918 г. Это, понятно, не научный подход.

    2. Конституция СССР 1924 года - первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

    Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

    Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.

    По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения.

    В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

    комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР

    бюджетную комиссию

    комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ

    комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР

    комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах

    комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

    26-27 июня проект Конституции был обсуждён, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.

    Структура Конституции 1924 года

    Конституция СССР состояла из двух разделов:

    Договор об образовании СССР.

    Декларация об образовании СССР

    В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:

    «Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»

    «доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»

    «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

    Договор об образовании СССР

    Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

    Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

    Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

    Глава III. О Съезде советов СССР

    Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР

    Глава V. О Президиуме ЦИК СССР

    Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР

    Глава VII. О Верховном суде СССР

    Глава VIII. О народных комиссариатах СССР

    Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении

    Глава X. О союзных республиках

    Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

    [править]

    Основные положения Конституции 1924 года

    Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

    внешние отношения и торговля,

    решение вопросов о войне и мире,

    организация и руководство вооруженными силами,

    общее руководство и планирование экономики и бюджета,

    разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

    Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

    Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

    В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

    В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

    ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

    Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

    По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

    3. Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже - «Конституция победившего социализма») - основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

    Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

    По мнению историка О. В. Хлевнюка более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., Сталин писал

    По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму…

    В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики».

    В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Н. И. Бухарин считал себя автором основной части текста конституции.

    Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

    Структура Конституции

    Принятая в 1936 году конституция содержала 13 глав и 146 статей.

    Структура Конституции СССР 1936 г.:

    Глава I. Общественное устройство

    Глава II. Государственное устройство

    Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик

    Глава IV. Высшие органы государственной власти Союзных республик

    Глава V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

    Глава VI. Органы государственного управления Союзных республик

    Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик

    Глава VIII. Местные органы государственной власти

    Глава IX. Суд и прокуратура

    Глава X. Основные права и обязанности граждан

    Глава XI. Избирательная система

    Глава XII. Герб, флаг, столица

    Глава XIII. Порядок изменения конституции

    Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

    Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

    всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

    право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

    Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

    Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

    В статье 126 раздела "Основные права и обязанности граждан" Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

    Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

    Правительство страны сохраняло своё название - Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

    Внесение изменений

    Изменение Конституции являлось прерогативой Верховного Совета СССР, причём решение об изменении должно было приниматься при поддержке его большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат. В Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с изменениями в структуре правительства СССР:

    Законом СССР от 25 февраля 1947 г. была утверждена новая редакция Конституции. В дальнейшем внесение изменений продолжалось:

    Празднование Дня Конституции

    До 1977 года 5 декабря отмечался как официальный государственный праздник - День Конституции.

    4. Последующее развитие конституционной системы РСФСР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Именно на её основе была принята четвертая Российская Конституция – Конституция (Основной закон) РСФСР 12 апреля 1978 г. Она также принималась высшим органом государственной власти – Верховным Советом.

    Для неё можно определить следующие особенности:

    во-первых, изменилась структура Конституции: впервые появилась самостоятельная её часть – преамбула; в Конституции было 11 разделов, 22 главы. Она стала более объемной за счет расширения предмета конституционного регулирования. Так, только в первом разделе в качестве самостоятельных были включены главы – “Политическая система”, “Экономическая система”, “Социальное развитие и культура”, “Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества”;

    во-вторых, Конституция установила значительно расширенный комплекс социально-экономических, политических и личных прав и свобод, уточнялось содержание отдельных основных прав (так, право на труд в ст. 38 новой редакции было представлено как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Был усовершенствован институт основных обязанностей;

    в-третьих, автономные области и автономные округа были перечислены в Конституции, и их статус стал определяться не положениями, а Законами РСФСР;

    в-четвертых, в Конституции была значительно расширена регламентация статуса представительных органов; Верховный Совет был “...правомочен решать все вопросы, отнесенные... к ведению РСФСР”;

    в-пятых, Конституция закрепила руководящую роль Коммунистической партии.

    Конституция РСФСР 1978 г. как и Конституция СССР 1977 г., в отличие от предыдущих конституций, носила более идеологизированный характер, особо подчеркивая все ещё её классовую сущность.

    Глубокие изменения общественного строя после 1985 года в СССР не могли не сказаться на содержании Конституции СССР и, соответствен но, Конституции РСФСР 1978 года. Её текст неоднократно и весьма существенно менялся. Начавшийся процесс перестройки (демократизации по Горбачеву М.С.) был ознаменован принятием Законов от 27 октября 1989 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР” и “О выборах народных депутатов РСФСР”. С принятием этих законов существенно изменилась система государственных органов РСФСР и порядок их избрания. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов,Верховный Совет РСФСР стал постоянно действующим двухпалатным высшим органом государственной власти.

    Всё дальнейшее реформирование Конституции РСФСР осуществлялось Съездом народных депутатов.

    В этом плане наиболее значимыми изменениями являются следующие:

    Из официального наименования государства и республик в его составе исключено определение – «советская», «социалистическая». Государство стало наименоваться Российская Федерация – Россия; в декабре 1991 г. изменилась символика государства;

    отменено исключительное положение КПСС в политической системе; было узаконено политическое многообразие;

    узаконена множественность и равноправие различных форм собственности, в том числе и частной (Закон от 15 декабря 1990 г.);

    в Конституцию инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г., что, по мнению законодателей, должно было подтвердить демократический характер проводимых в России преобразований и подтвердить признание ею принципов и норм международного права;

    исполняя волю народов РСФСР, выраженную на референдуме РСФСР 17 марта 1991 г., Съезд народных депутатов 24 мая 1991 г. принимает Закон о внесении изменений в Конституцию, в соответствии с которым в РСФСР вводится институт президента, а сам президент объявляется высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР.

    Завершая рассмотрение данного вопроса второй главы “Учебного пособия”, следует отметить некоторые общие особенности развития конституционного законодательства Российской Федерации (РСФСР) за период пребывания её в составе Союза ССР:

    1) это требование соответствия Конституции союзной республики, какой была и РСФСР, Конституции СССР (п.11, ст. 73 Конституции СССР 1977 г.);

    2) это преемственность в ней принципов государственного строительства, закрепленных в предыдущих конституциях;

    3) постоянное расширение предмета конституционного регулирования, приведение её положений в соответствие с новыми условиями развития государства и общества;

    4) определенные новые тенденции были характерны и для формы каждой новой конституции, прежде всего для её структуры, композиции;

    5) каждая новая конституция значительно укрепляла научную основу; в новой конституции появлялись новые статьи, главы, разделы, основанные на последних научных разработках в соответствующей области;

    6) каждая новая конституция не только закрепляла достигнутые успехи социального развития, но и содержала программные положения, направленные на совершенствование общественного и государственного строя;

    7) изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. после 1990 г. стали свидетельствовать об основных направлениях качественного преобразования социалистического государства, а тем самым и о качественном изменении сущности самой Конституции.

    С распадом Союза ССР Российская Федерация приобрела статус независимого суверенного государства, а, следовательно, и её Конституция должна была отразить и закрепить факт соответствующих преобразований социально-экономического и политического строя государства. Конституция РСФСР со всеми её изменениями и дополнениями, а таких за период с 27 октября 1989 г. по 10 декабря 1992 г. было внесено около 350, уже не соответствовала новым условиям развития государства и общества.

    Впервые вопрос о необходимости новой для России Конституции был поставлен на I-м Съезде народных депутатов, который 22 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию, которая завершила свою работу в октябре 1993 года. Подготовленный проект Конституции был вынесен на референдум и утвержден 12 декабря 1993 г. Новая Конституция Российской Федерации вступила в силу 25 декабря 1993 г. с момента её официального опубликования. По своей структуре действующая Конституция значительно отличается по форме, по содержанию, по своей сущности.

    Конституция Российской Федерации 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов и девяти глав, которые насчитывают 137 статей. Особенности их содержания раскрываются в учебном курсе “Государственное право Российской Федерации”. Задача “Учебного пособия” в данном случае сводится к изучению характерных особенностей самой Конституции с точки зрения теории государственного права.

    Структура конституции – это логическая связанность различных институтов, расположения норм в тексте конституции. В основе обобщения конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы), лежит, во-первых, единство предмета правового регулирования, т.е. связанность правовых норм единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют; во-вторых, взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

    В Конституции Российской Федерации на первое место поставлена Преамбула, т.е. вводная часть, которая дана для уяснения сущности Конституции. В ней изложены цели Конституции, названы исторические условия её принятия. Преамбула имеет вспомогательный характер. Обычно признается, что положения преамбулы правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений Конституции. Главное, на что хотели обратить внимание разработчики проекта Конституции, в том, чтобы подчеркнуть следующее: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, ...принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”. Первый раздел Конституции – это её основное содержание. Раздел состоит из девяти глав:

    Глава I – Основы конституционного строя;

    Глава II – Права и свободы человека и гражданина;

    Глава III – Федеративное устройство;

    Глава IV – Президент Российской Федерации;

    Глава V – Федеральное Собрание;

    Глава VI – Правительство Российской Федерации;

    Глава VII – Судебная власть;

    Глава VIII – Местное самоуправление;

    Глава IX – Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

    Раздел II называется “Заключительные и переходные положения”.

    Опираясь на сказанное, можно дать следующее определение понятия Конституции Российской Федерации – Конституция Российской Федерации является основным законом государства, закрепляющим основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, принципы организации и деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и являющимся юридической базой всего текущего законодательства. В учебниках студенты могут познакомиться и с другими определениями.