Мероприятия в режиме чс. Структура и функции комиссии по чрезвычайным ситуациям при правительстве калужской области

чрезвычайной ситуации.Организованный переход от одного режима функционирования к другому осуществляют в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.Режим повседневной деятельности ВСМК включает выполнение следующих мероприятий: участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС; организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы; обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организации их работы; организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов; создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствование подготовки её личного состава; создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования; разработка и реализация комплекса мероприятий по материальнотехническому обеспечению формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любыхЧС; участие в медицинской подготовке личного состава аварийноспасательных формирований РСЧС.Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый полноценный переход в другие режимы функционирования.Уровень медицинской защиты населения находится в прямой зависимости от обеспеченности медицинскими средствами защиты, своевременности выдачи и умения населения их использовать, а также от обучения правилам поведения в очагах ЧС, способам профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия: оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф; усиление дежурно-диспетчерской службы; анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможного развития обстановки; уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её изменений; проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС иВСМК; усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний.Все мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности, направлены на сокращение сроков достижения полной её готовности к ликвидации возможной ЧС.Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня (руководитель органа здравоохранения) на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня. При этом в зависимости от характера и масштаба ЧС определяют содержание, объём, сроки и порядок выполнения упомянутых и других мероприятий. В частности, уточняют заблаговременно разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава только определённых или всех формирований и учреждений и т.п.).В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК проводит следующие основные мероприятия: оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
сбор информации об обстановке в районе ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссииВСМК; немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф; проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС; организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения; организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения; организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования поражённых.При введении этого режима в первую очередь принимают меры по получению данных об обстановке в зоне ЧС, созданию устойчивойсистемы управления, контролю готовности формирований, предназначенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижению.Содержание, объём медицинской помощи поражённым и порядок её оказания в зоне ЧС и за её пределами определяют в зависимости от вида и масштаба ЧС, наличия сил и средств, условий медикосанитарного обеспечения, при обязательном учёте официальных требований к организации лечебно-эвакуационного обеспечения.В заключение следует отметить, что мероприятия, соответствующие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, планируют, организуют и проводят с учётом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС.Таким образом, ВСМК — централизованная государственная структура, функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Она предназначена для эффективной и быстрой ликвидации медико-санитарных последствий разнообразных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, вооружённых конфликтов, террористических актов и других ЧС.

Функционирование РСЧС в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Это планомерное осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Повседневная деятельность комиссии организуется на основе годового плана работы КЧС и ПБ. Плановые заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. При угрозе возникновения ЧС и в других случаях по решению председателя КЧС и ПБ могут проводиться внеплановые заседания. Заседание комиссии является правомочным при наличии на заседании более половины её членов. Решения принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов. Решения оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарём комиссии. Секретарь обеспечивает сбор членов КЧС и ПБ, оформляет протокол заседаний и осуществляет доведение принятого решения до исполнителей. Он же ведет отчетную документацию о проведенных мероприятиях.

Председатель комиссии либо лицо, исполняющее его обязанности, в пределах предоставленных полномочий, имеет право давать указания и поручения членам комиссии.

Распределение обязанностей в комиссии осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей (п.7 Положения о РСЧС). Функциональные обязанности членов комиссии должны разрабатываться с учетом их деятельности и полномочий по занимаемым штатным должностям.

В режиме повседневной деятельности особое внимание КЧС и ПБ должно быть обращено на разработку и реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности включает мероприятия организационного, инженерно-технического и специального характера и проводится по следующим направлениям:

Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил на территории области, муниципальных образований и организаций с учетом природной, техногенной и пожарной опасностей;

Совершенствование системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, поддержание в готовности единых дежурных диспетчерских служб по приему и оценке информации об угрозе и возникновении ЧС и доведения ее до соответствующих органов управления, экстренных оперативных служб и аварийно-спасательных сил;

Снижение риска аварий и катастроф путем повышения промышленной безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, на­правленных на уменьшение источников возможных чрезвычайных ситуаций, смягче­ние их последствий, защиту населения (персонала) и материальных средств;

Комплексное применение основных способов защиты от ЧС;

Обустройство безопасных районов;

Подготовка объектов экономики и объектов систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов при авариях;

Участие в проведении государственного надзора и контроля по вопросам пожарной, природной и техногенной безопасности;

Информирование населения (работников организаций) о потенциальных опасностях возможных ЧС природного и техногенного характера на территории проживания;

Подготовка населения и персонала организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Вопросы состояния и совершенствования системы обучения населения действиям в ЧС рекомендуется рассматривать на заседании КЧС и ПБ не реже одного раза в год.

Мониторинг и прогнозирование обстановки заключается в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, тер­рористических актов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также сценариев развития и определения их масштабов. При выявлении рисков возникновения ЧС рассматриваются статистические показатели, отражающие риски, и оцениваются ресурсы для управления рисками. При этом определяются уровни индивидуального риска для различных видов ЧС и происшествий на соответствующих территориях.

КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организацийв режиме повседневной деятельности в соответствии с Положением об РСЧС осуществляют следующие мероприятия :

Определяют наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, требующие разработки нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы;

Организуют сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Организуют мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и пожаров, анализ и управление риском ЧС природного и техногенного характера, разработку паспортов безопасности территорий и опасных объектов;

Организуют создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств (прежде всего сил постоянной готовности) к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также ресурсное обеспечение их деятельности;

Организуют разработку и реализацию комплекса превентивных организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий;

Организуют подготовку руководителей и должностных лиц, личного состава спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, персонала организаций и населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Обеспечивают своевременное оповещение населения в чрезвычайных ситуациях, организуют взаимодействие по информированию со средствами массовой информации;

Организуют взаимодействие органов управления функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС при осуществлении мероприятий по снижению риска и смягчению последствий в случае угрозы или проведения террористических актов;

Принимают участие в осуществлении федеральных и региональных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Разрабатывают предложения по финансированию мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Руководят созданием, размещением и хранением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организуют проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

Осуществляют в пределах своих полномочий государственный надзор и контроль в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Ведут статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях, участвуют в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Режим повышенной готовности

С момента возникновения угрозы чрезвычайной ситуации КЧС и ПБ переходит в режим повышенной готовности и организует выполнение мероприятий плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Оповещение членов комиссии осуществляется в соответствии со схемой оповещения и сбора: КЧС и ПБ органа местного самоуправления - ЕДДС муниципального образования или дежурной службой администрации; КЧС и ПБ объекта - ДДС организации.

Место работы комиссии - пункт управления или служебные кабинеты в зависимости от обстановки. Под руководством председателя КЧС и ПБ проводится внеплановое заседание комиссии. Орган управления ГОЧС оценивает обстановку, прогнозирует ее возможное развитие, готовит предложения для принятия решения председателем КЧС и ПБ на проведение мероприятий по защите населения (персонала организации). На основе анализа обстановки и принятого решения вносятся уточнения в план действий. Комиссия, в случае необходимости, формирует из своего состава оперативную группу для решения задач на месте возможной ЧС. Комиссия осуществляет руководство всем комплексом мероприятий по защите населения (работников) и ликвидацией последствий ЧС.

Комплекс мероприятий по защите населения и персонала организаций в ЧС включает :

Оповещение населения и персонала организаций об опасности и о порядке действий в конкретной обстановке;

Подготовку и проведение эвакуационных мероприятий;

Меры по инженерной защите населения (укрытие в защитных сооружениях);

Меры по радиационной, химической и бактериологической защите;

Медицинские мероприятия;

Подготовку и проведение первоочередных мер по жизнеобеспечению населения;

Подготовку к санитарной обработке;

Подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и работников организаций определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях (в организациях) и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и в планах застройки территорий муниципальных образований. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Важную роль в системе мероприятий по своевременной защите населения от ЧС природного и техногенного характера занимает оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности .

Организация оповещения предусматривает также оповещение органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на выполнение мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Оповещение включает доведение в сжатые сроки до органов управления (прежде всего до КЧС и ПБ всех уровней), должностных лиц и сил МОСЧС, а также населения на соответствующей территории заранее установленных сигналов, распоряжений и экстренной информации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований. Для решения задач оповещения на всех уровнях создаются автоматизированные системы централизованного оповещения (АСЦО). В целях оперативного информирования населения необходимо использование средств массовой информации и телекоммуникаций. Соответствующие руководители, а также председатели КЧС и ПБ обязаны организовать поддержание систем оповещения и информирования в постоянной готовности к задействованию. Для качественного решения задач по оповещению и информированию населения в субъектах РФ, муниципальных образованиях и ряде организаций создаются спасательные службы связи и оповещения.

Для защиты населения при возникновении угрозы чрезвычайных ситуациях КЧС и ПБ должны предусматривать:

Укрытие населения и работников организаций в защитных соору­жениях;

Проведение эвакуации населения из зон опасностей в безопасные районы;

Использование средств индивидуальной защиты и применение медицинских средств защиты.

В целях обучения руководящего состава, специалистов, населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций КЧС и ПБ субъектов РФ и органов местного самоуправления на соответствующих территориях:

Режим чрезвычайной ситуации

Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ на территории или объекте осуществляет соответствующая КЧС и ПБ в зависимости от масштабов и последствий чрезвычайной ситуации. С получением доклада о возникшей ЧС председатель КЧС и ПБ отдает команду на оповещение и сбор членов комиссии, приведение в готовность сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. До прибытия членов КЧС и ПБ председатель уточняет реальную обстановку и определяет первоочередные меры по защите населения и персонала организаций от ЧС. По прибытии членов комиссии председатель ставит задачи:

На введение в действие соответствующего раздела плана действий;

На формирование и отправку оперативной группы в район ЧС (при необходимости);

На организацию разведки;

На оказание помощи пострадавшим;

На подготовку плана проведения АСДНР;

На привлечение сил для организации спасательных работ;

На поддержание общественного порядка;

На определение размеров ущерба.

Председатель КЧС и ПБ определяет порядок и места работы членов комиссии.

В зависимости от обстановки председателем КЧС и ПБ может быть отдано предварительное распоряжение на проведение экстренных мероприятий по защите населения и работников организации. В этот период также могут отдаваться распоряжения по видам обеспечения. Обстановка оценивается по элементам и включает:

Оценку района предстоящих действий;

Масштабы ЧС, обстановку на маршрутах ввода на участках работ сил;

Оценку привлекаемых сил и средств, их возможности и обеспеченность;

Оценку метеоусловий, времени года, суток и их влияние на выполнение задач.

Основными мероприятиями, проводимыми КЧС и ПБ при введении режима чрезвычайной ситуации, являются :

Контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития ЧС и их последствий;

Оповещение органов управления, организаций и населения о возникших ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

Организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и о ходе проведения АСДНР;

Организация непрерывного взаимодействия между органами управления различных уровней по вопросам ликвидации ЧС;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

Для проведения АСДНР привлекаются силы и средства, которые выделяются в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В муниципальных образованиях и организациях для выполнения работ по ликвидации последствий ЧС и проведения работ по первоочередному жизнеобеспечению населения решением соответствующих руководителей создаются спасательные службы и нештатные АСФ (НАСФ) и нештатные формирования обеспечения мероприятий гражданской обороны (НФ ГО). Примерный перечень создаваемых нештатных АСФ (территориальных и НАСФ организаций) определен приложением 1 к порядку, утвержденному приказом МЧС России от 23.12.2005 №999 в редакции приказа МЧС России от 30.06.2014 №331. Сроки приведения в готовность для НАСФ, НФ ГО не должны превышать: в мирное время – 6 часов, в военное время – 3 часов.

Комиссия организует материально - техническое и финансовое обеспечение работ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Ликвидация ЧС осуществляется :

Локальной - силами и средствами организации;

Муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

Межмуниципальной и региональной - силами и средствами органа исполнительной власти субъекта РФ.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ЧС невозможно, то в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Методика и последовательность работы председателя и членов комиссии в каждом конкретном случае будет определяться :

Типом аварии или видом стихийного бедствия;

Масштабом последствий ЧС;

Удалением источника аварии (стихийного бедствия) от объекта (территории);

Метеоусловиями на момент возникновения ЧС;

Рельефом местности;

Наличием средств индивидуальной и коллективной защиты.

Для некоторых, наиболее характерных, типов чрезвычайных ситуаций разработываются алгоритмы действий председателя КЧС и ПБ.

Алгоритм работы председателя КЧС и ПБ при возникновении ЧС включает:

Сбор и уяснение данных об обстановке и проведение необходимых расчетов;

Принятие экстренных мер по защите населения (персонала организаций);

Организация аварийно-спасательных работ;

Ведение АСДНР;

Ликвидация последствий ЧС.

Руководство АСДНР осуществляется на принципе единоначалия . При необходимости в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления. В ходе работ организуются комендантская служба, охрана материальных и культурных ценностей, учет пострадавших.

Основой управления является решение председателя комиссии. Исходными данными для принятия решения являются: данные разведки и прогнозирования обстановки, выводы из ее оценки, данные по возможностям имеющихся сил и средств, а также состояние резервов материальных и финансовых ресурсов. В выработке решения необходим системный подход, предусматривающий учет всех факторов и их взаимодействие. Решение принимается на основе уяснения задачи, оценки обстановки, проведенных расчетов и сделанных выводов.

В решении председателя КЧС и ПБ указываются:

Краткие выводы из обстановки;

Объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;

Состав сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Задачи подчиненным силам и средствам;

Порядок всестороннего обеспечения действий сил;

Организация взаимодействия и управления;

Меры безопасности при проведении АСДНР.

Решение председателя КЧС и ПБ оформляется на карте муниципального образования или плане территории организации. На карте (плане организации) отражаются:

Границы территории муниципального образования (организации);

Данные об имеющихся силах и средствах;

Замысел действий;

Задачи силам и средствам;

Основные вопросы обеспечения и взаимодействия;

Основы организации управления;

Исходные районы (места) сосредоточения формирований;

Маршруты и порядок выдвижения к местам проведения АСДНР;

Зоны прогнозируемых/фактических пожаров, завалов, затоплений, загрязнений;

Места расположения пунктов управления;

Метеоданные;

Другие необходимые данные.

Важным условием успешного руководства мероприятиями является организация постоянного взаимодействия между вышестоящими, подчиненными и другими органами управления, а также силами, привлекаемыми к проведению работ по ликвидации ЧС. Взаимодействие организуется при постановке задач председателем КЧС и ПБ путем согласования действий формирований по целям, задачам, месту и времени, способам действий, прежде всего в интересах формирований, выполняющих главную задачу. Органы управления ГОЧС взаимодействуют также с учреждениями СНЛК, учреждениями надзора и контроля, органами МВД, военным командованием, территориальным центром по гидрометереологии, территориальным центром мониторинга и прогнозирования.

Организация взаимодействия включает:

Четкую постановку задач исполнителям и разграничение их функций;

Согласование порядка совместного выполнения задач по способам выполнения, месту и времени;

Установление порядка обмена данными об обстановке и организации связи;

Сигналы управления, оповещения и порядок действия по ним;

Организацию контроля за выполнением установленного порядка взаимодействия.

Взаимодействующие органы управления должны:

Знать обстановку в районе ЧС и постоянно уточнять данные о ней;

Правильно понимать замысел руководителя и задачи совместно проводимых мероприятий;

Поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять обмен информацией;

Организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий;

Согласовывать вопросы управления, разведки и других видов обеспечения.

При организации управления председатель КЧС и ПБ определяет:

Места и время развертывания пунктов управления;

Расчет должностных лиц по пунктам управления;

Мероприятия по восстановлению управления в случае его потери.

Организация сбора, обработки и обмена информацией о ЧС осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 24.03.97 №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Установленный порядок сбора и обмена информацией о ЧС с разработанными формами донесений конкретизирован приказами МЧС России от 7.11.2006 №635 дсп «О введение в действие Табеля срочных донесений» и от 7.07.1997 №382 «О введении в действие инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС».

При возникновении проишествий и чрезвычайных ситуаций на территории Московской области органы управления МОСЧС должны также руководствоваться распоряжением Губернатора Московской области «Об обмене информацией при возникновении аварийных ситуаций (происшествий) на территории Московской области» от 27.12.2012 №612-РГ (с изменениями, внесенными распоряжением Губернатора от 14.11.2014 №445-РГ).

Планирование работы КЧС и ПБ. Перечень разрабатываемых документов.

Под планированием работы комиссии понимается детальная разработка содержания и порядка выполнения органами управления, силами и средствами мероприятий по действиям при угрозе и возникновении ЧС.

Основные требования к планированию - это реальность, целенаправленность, конкретность, согласованность проводимых мероприятий и соответствие основным принципам защиты населения. Задачи планирования состоят в определении необходимого перечня мероприятий, последовательности их выполнения и установлении сроков решения задач и исполнителей.

Планирование заключается в детализации решения председателя КЧС и ПБ по определению основных задач, распределению имеющихся сил и средств, организации всестороннего обеспечения действий сил, мероприятий по защите населения и организации взаимодействия органов управления и сил.

К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС и ПБ, работники органов управления ГОЧС, руководители спасательных служб, а также при необходимости могут привлекаться специалисты проектных и экспертных организаций.

На основе прогнозирования, анализа и оценки обстановки определяется комплекс мероприятий по защите населения и территорий муниципальных образований и работников организаций.

При планировании необходимо учитывать:

Наличие потенциально опасных объектов на территории муниципального образования и опасных участков в организации, возможные сценарии развития аварийных ситуаций;

Возможные стихийные бедствия и опасные природные явления на территории муниципального образования и в районе расположения организации;

Имеющиеся силы и средства для ликвидации ЧС и их готовность к проведению аварийно-спасательных работ, возможные варианты усиления группировки сил;

Ориентировочный объём, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба от ЧС, проведению АСДНР;

Другие исходные данные, определяемые местными условиями и спецификой деятельности организаций.

При разработке планирующих документов необходимо установить ориентировочное время на выполнение основных работ по управлению силами и средствами. Так для организаций могут быть рекомендованы следующие временные показатели на выполнение мероприятий по управлению:

Уяснение задачи 3-10 мин.;

Отдача предварительных распоряжений 3-5 мин.;

Оценка обстановки 10-30 мин.;

Принятие решения 15-30 мин.;

Доклад вышестоящему руководителю 5-10 мин;

Оформление решения на карте 20-60 мин.;

Разработка приказа 30-50 мин.

Отработку планирующих документов можно условно разделить на 3 – этапа:

1. организационно – подготовительный.

2. практическая разработка и оформление документов.

3. согласование, рассмотрение и утверждение документов.

Планирование мероприятий по защите от ЧС рекомендуется начинать с разработки основного документа – Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23 Положения о РСЧС). Практическую разработку документов в организациях, как правило, организуют заместители председателя комиссии: главный инженер и руководитель органа управления, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.

Другим важнейшим документом по управлению силами при ликвидации ЧС является рабочая карта (план объекта) с пояснительной запиской и необходимыми расчета ми. Рабочая карта (план) предназначена для уяснения задачи, оперативной оценки обстановки и принятие решения, постановки задач подчиненным формированиям и управлению ими в ходе проведения аварийно-спасательных работ, а также представления докладов старшим руководителям. Рабочая карта (план) оформляется в 2-х экземплярах: для председателя КЧС и ПБ и руководителя органа управления, уполномоченного на решение задач в области защиты от ЧС и ГО.

На карту последовательно наносятся следующие группы данных:

Данные, необходимые для принятия решения председателем КЧС и ПБ;

Данные, составляющие решение председателя на предстоящие действия;

Данные обстановки в ходе проведения АСДНР.

Основные документы КЧС и ПБ можно свести в следующие группы:

1. документы по организации системы предупреждения и ликвидации ЧС;

2. документы по управлению мероприятиями и силами предупреждения и ликвидации ЧС;

3. рабочие документы комиссии;

4. отчетно-информационные документы;

5. справочные документы.

Документы разрабатываются в ограниченном количестве экземпляров и доводятся только для тех лиц, которым предназначены. В подчиненные органы управления, аварийно-спасательные формирования направляются выписки из документов.

а) при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности .

б) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Режимы устанавливаются решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, или возникли ЧС.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

1. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.

Мероприятия:

 наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

 планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

 создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

 совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

 создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

 осуществление целевых видов страхования;

 участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

2. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Мероприятия:

 формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

 усиление дежурно-диспетчерских служб;

 усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;

 принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

 приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

3. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Мероприятия:

 выдвижение оперативных групп в район ЧС;

 разведка зоны ЧС;

 уточнение решения по ликвидации ЧС;

 организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

 организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;

 непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждении здравоохранения

Готовность объектов здравоохранения определяется созданием соответствую­щих формирований, подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, обученностью персонала, достаточной обеспеченностью необходимым имуществом, организа­цией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обста­новкой в ЧС).

Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объекто­вая комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая возглавляется главным врачом или его заместителем по лечебной работе.

Ответственность за создание и подготовку органов управления и формирований в больнице для работы в ЧС несет главный врач, который по положению является на­чальником гражданской обороны (ГО) своего объекта.

В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от струк­туры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязан­ности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.

Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь­ником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обя­занностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей пап­ке должностного лица.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнози­руемая) обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. Это необходимо для того, чтобы персонал больницы мог сделать соответствую­щие выводы и использовать их при планировании мероприятий. В задании определя­ется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, поря­док их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом про­филя больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Эти данные необходимы, чтобы персонал больницы мог наиболее рационально спланировать экстренную выписку больных, находящихся на лечении, перепрофили­ровать лечебные отделения, развернуть на базе приемного отделения приемно-сортировочное, подготовить другие отделения, учитывая возможный профиль поступления пораженных в ЧС.

От срока готовности к приему пораженных зависят организация выписки боль­ных из отделений и время развертывания приемно-сортировочного и других отделе­ний. Количество и темп поступления пораженных обусловливают интенсивность их разгрузки, проведения медицинской сортировки в приемно-сортировочном отделе­нии, а следовательно, и потребность в сортировочных бригадах, санитарах-носиль­щиках, средствах транспортировки в отделения больницы.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по лечебному учреж­дению, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.

Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования боль­ницы. В режиме повседневной деятельности штаб разрабатывает планы защиты от поражения радиоактивными, ядовитыми веществами и биологическими средствами, организационные вопросы оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами; проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу; организует мероприя­тия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.

Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющи­мися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение меро­приятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории боль­ницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.

· приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы;

· приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки;

· приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасатель­ных работ на территории больницы; определение порядка их использования;

· выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;

· выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях ме­дико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и воз­можных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

· выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

· эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;

· организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;

· мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;

· прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение;

· организация управления, учета и отчетности.

Больница, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.

Основными формами подготовки персонала больницы, ее штаба ГО и формиро­ваний являются штабные тренировки и учения, командно-штабные учения, а подго­товки больницы в целом - комплексные учения и тренировки на объектах.

Разнообразие возможных чрезвычайных ситуаций, внезапность, трудность заблаговременного прогнозирования места, времени их возникновения и масштабов, необходимость привлечения для ликвидации крупных ЧС многочисленных, различных по профилю и подчиненности сил и средств - эти факторы не позволяют предъявить к РСЧС в целом и ВСМК в частности требование, чтобы из проведения комплекса мероприятий при угрозе ЧС и их возникновении они могли бы успешно решать свои задачи. Такое требование нецелесообразно и нереально. В связи с этим в зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера устанавливаются три режима функционирования РСЧС:

1. Режим повседневной деятельности.

2. Режим повышенной готовности.

3. Режим чрезвычайной ситуации.

Это положение в полной мере относится к подсистемам (службам) РСЧС, в том числе и к Всероссийской службе медицины катастроф.

Режим повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров. Очевидно, что при этом режиме четко работает сложившаяся система здравоохранения.

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обста­новке, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим чрезвычайной ситуации объявляется и действует при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Режим функционирования РСЧС устанавливается в пределах соответствующей конкретной территории решением соответствующего руководите­ля органа исполнительной власти (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации, объекта). Основные мероприятия, определяющие выполнение назначения упомянутых режимов деятельности ВСМК, и их содержание могут быть представлены следующим образом.

Режим повседневной деятельности

Режим повседневной деятельности ВСМК включает следующие мероприятия:

Участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, снижение воздействия на здоровье населения при их возникновении, участие в повышении уровня медицинской защиты населения и его обучении правилам профилактики поражений и оказания первой помощи;

Планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

Обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организация их работы;

Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора и проведение противо­эпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемиологических очагов;

Поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы, совершенствование подготовки ее личного состава;

Поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;

Создание, накопление, освежение, контроль за хранением и пра­вильным использованием резервов медицинского имущества;

Разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению службы медицины катастроф, включающему оснащение формирований и учреждений службы необходимыми матери­альными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать их работу в экстремальных условиях, в том числе и при массовом поступлении пораженных (больных);

Создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы службы медицины катастроф;

Участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спа­сательных формирований РСЧС.

Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый и полноценный переход в последующие режимы функционирования.

Организационная структура РСЧС

Под структурой системы в общем случае понимается организация системы из отдельных элементов с их взаимосвязями, которые определяются распределением функций, реализуемых системой, по ее элементам. Иначе говоря, структура - это организация целого из составных частей.

Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Организационная структура системы представлена на схеме (рис. 2.1). Она строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по 8 регионам. В составе РСЧС образованы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Железноводск), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний-Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск), и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Режимы деятельности РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.

Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии.

Режим повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.