Опасность возникновения пожара. Образец составления акта расследования причин пожара на предприятии Описание возгорания кабины крана на предприятии образец


ВВЕДЕНИЕ

Грузоподъёмные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ. В поточных и автоматизированных линиях роль подъёмно-транспортных машин качественно возросла, и они стали органической частью технологического оборудования, а влияние их на технико-экономические показатели предприятия стало весьма существенным.

Задачей данной курсовой работы являлось определение опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъёмных машин, определение требований по безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин и создание безопасных условий труда машинистов. Основной целью в достижении поставленной задачи являлась определение опасных зон, при подъёме груза краном, тем самым снизить возможность происшествия аварии.

Предприятие технологического транспорта и специальной техники (ПТТ и СТ) является структурным подразделением филиала «Севербургаз».

Задачей предприятия является организация бесперебойного транспортного обслуживания подразделений филиала и филиала в целом, для обеспечения ритмичной работы по выполнению плана поставки при наименьших затратах, улучшение использования транспортных средств, повышение их экономичности.

В функции предприятия входят:

Контроль над своевременным выполнением планов поставок транспортных средств, планов погрузочно-разгрузочных работ;

Осуществление сводного учёта выполнения плана транспортными подразделениями по основным технико-экономическим показателям. Составление необходимой отчётности по транспортным подразделениям;

Разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию и боле рациональному использованию транспортных средств, повышению производительности труда, внедрению прогрессивных видов транспорта и снижению транспортных отходов;

Организация рационального использования привлечённого транспорта общего пользования и контроль фактически выполненных им объёмов работ;

Контроль за своевременностью согласования перевозок негабаритных грузов и расчёт их крепления, которые производят отделы, выдавшие заявку на их перевозку;

Организация совместно с отделом автоматизации и механизации внедрения разработанных технологических процессов при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на грузопотоках внутри филиала;

Подготовка и заключение в установленном порядке договоров со сторонними организациями на выполнение транспортных погрузочно-разгрузочных работ и других видов транспортных услуг.

Организация и осуществление аттестации специалистов и рабочих транспортных цехов предприятия.

Надзор за техническим состоянием всех видов транспорта и погрузочно-разгрузочных средств в транспортных подразделениях предприятия;

Участие в разработке мероприятий, обеспечивающих безаварийную, механизированную и высокопроизводительную работу на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах, контроль над их выполнением.

В распоряжении предприятия находятся грузоподъёмные машины Liebcherr LTM 1080 (максимальная грузоподъёмность 25,24 т), Demag 265C (максимальная грузоподъёмность 100 т), Урал 5557 КС-55722(максимальная грузоподъёмность 80 т), трубоукладчики ТО 1224.1Е, трубоукладчик Комацу Д-355С.

1 АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИН

Опасность при работе грузоподъёмных машин рассмотрим на примере автокранов.

Стреловые самоходные краны применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства.

Стреловые самоходные краны по сравнению с другими грузоподъёмными кранами, например башенными, отличаются наибольшей подвижностью и независимостью передвижения в пределах строительной площадки, возможностью быстрейшего перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры.

Опасности при эксплуатации грузоподъёмных машин (ГПМ), в основном, связаны:

С непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;

С возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;

С высыпанием части груза;

С падением ГПМ;

С наездом и ударами при столкновении с передвижными ГПМ.

Опасность поражения электрическим током

Производство работ грузовыми кранами вблизи линий электропередачи связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее - 0,5- 1,2 м. Несчастный случай может произойти также, если человек находится вблизи работающего крана и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линий электропередачи в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью грузоподъемных кранов.

Результаты выборочных целевых проверок организаций, проводивших работы вблизи линий электропередачи, показывают, что многие из них осуществляют данные работы с грубыми нарушениями: не проводится дополнительный инструктаж, не оформляются наряды-допуски, не ограждаются места работы и т.д. Подобное отношение может привести к самым тяжелым несчастным случаям. Работы следует проводить грузовыми кранами не ближе 30 метров от линии электропередачи, при этом обеспечивается безопасность труда. Опасность поражения током снижается на кранах, оборудованных прибором типа АСОН, сигнализирующим о приближении машины к линии электропередачи.

Опасность возникновения пожара

Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.

Опасность опрокидывания крана

В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.

Опасность падения груза

Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности.

Аварии кранов чаще всего проходят без несчастных случаев. Проводя оценку аварий на предприятии технологического транспорта и специальной техники, были определены основные аварии, связанные с эксплуатацией автокранов, к ним относятся:

    опрокидывание крана (рис. 1);

    повреждение стрелы крана, вследствие неправильного расчёта нагрузки (рис. 2);

    дорожно-транспортные происшествия с участием автокранов (рис. 3).

Безопасность работы ГПМ обеспечивается:

Расчётом и конструкцией крановых механизмов;

Расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;

Подбором тормозом;

Определением устойчивости кранов;

Расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;

Определением опасной зоны при работе ГПМ;

Подбором и расчётом устройств безопасности.

Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:

    неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;

    умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;

    перегрузки кранов при подъеме грузов;

    допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;

    эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;

    установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;

    отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;

    не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

    человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;

    допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.

Аварии и несчастные случаи, произошедшие при эксплуатации грузоподъёмных кранов, подлежат расследованию и учёту органами Ростехнадзора.

Возникновение опасности, связанной с травмированием человека вследствие падения груза грузоподъёмной машины представлено на рис. 4.

Рисунок 4 – Дерево причин травмирования человека вследствие падения груза ГПМ

Анализирую дерево причин можно сделать вывод, что наибольшую опасность представляет износ строп в дополнении с несоблюдением техники безопасности при работе грузоподъёмных машин.

5.1. При возникновении на кране опасных факторов, которые могут вызвать аварию или несчастный случай (трещины в металлоконструкциях, повреждение каната, поломка осей колес и других элементов, неисправность механизмов, тормозов, электрооборудования и др.), а также при появлении треска, биения, стука, грохота в механизмах крановщик должен немедленно прекратить перемещение груза, подать предупредительный звуковой сигнал, опустить груз на землю (пол, площадку) и выяснить причину аварийной ситуации.

5.2. Если элементы крана оказались под напряжением, крановщик должен принять меры личной безопасности, предусмотренные производственной инструкцией.

5.3. При возникновении на кране пожара крановщик обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.

5.4. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен прекратить работу, опустить груз на землю, площадку или перекрытие, покинуть кран и уйти в безопасное место.

5.5. При угоне крана ветром крановщик должен принять меры к его остановке в соответствии с указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана (применение противовключения и др.), отключить электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными средствами, в том числе с применением специальных башмаков.

5.6. При возникновении угрозы разрушения перекрытий или стен здания, крановых путей или подкрановых балок мостовых кранов крановщик должен немедленно прекратить работу, остановить и обесточить кран и покинуть пределы опасной зоны.

5.7. При возникновении других аварийных ситуаций крановщик должен выполнить требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.

5.8. Если во время работы крана произошли авария или несчастный случай, крановщик должен немедленно поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

5.9. Обо всех аварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ КРАНА

6.1. По окончании работы крана крановщик обязан:

1) освободить от груза крюк или съемное грузозахватное приспособление;

2) поставить кран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки;

3) поднять крюк в верхнее положение, а подъемный электромагнит, грейфер или другой грузозахватный орган опустить на землю (пол, площадку) на отведенное для этого место;

4) перевести в нулевое положение штурвалы и рукоятки всех контроллеров и командоконтроллеров, отключить главный рубильник (автомат) и вынуть ключ-марку из защитной панели мостовых кранов;

5) закрыть на замок кабину крана, работающего на открытом воздухе;

6) надежно укрепить кран, работающий на открытом воздухе, всеми устройствами для предотвращения угона ветром;

7) записать в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана и сообщить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии.

6.2. При работе крана в несколько смен, крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.

ТЕХНИЧЕСКИЙ УХОД ЗА КРАНОМ

7.1. При техническом уходе за краном крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана, в том числе:

2) своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;

3) хранить смазочный и обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с крана использованный обтирочный материал;

4) не оставлять на кране инструменты, спецодежду и другие предметы;

7.2. Если при техническом уходе за краном будут выявлены неисправности, крановщик должен сообщить о них инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии, и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.

7.3. Во время проведения технического ухода кран должен быть обесточен, рубильник - выключен и заперт на замок.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Крановщики мостовых и козловых кранов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатации крана, производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и других документах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.

5. Требования к процессу эксплуатации и проверке состояния рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений. Нормы браковки рельсового пути (ответ 5, билет1) .

БИЛЕТ № 7

1. Область распространения ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Подъемные сооружения, на которые распространяются требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Подъемные сооружения, на которые требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» не распространяются (ответ 1, билет1). .

2. Порядок разработки и основные требования к проектам организации строительства, проектам производства работ и технологическим картам с применением подъемных сооружений.

п.159. В проекте организации строительства (далее - ПОС) с применением ПС должно быть предусмотрено:

соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки;

обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов, согласно требованиям пунктов 101 - 137 настоящих ФНП;

соответствие условий установки и работы ПС вблизи откосов котлованов, согласно требованиям пунктов 101 - 137 настоящих ФНП;

соответствие условий безопасной работы нескольких ПС и другого оборудования (механизмов), одновременно находящихся на строительной площадке;

определение площадок для складирования грузов.

п.160. В ППР с применением ПС, если это не указано в ПОС, должно быть предусмотрено:

а) соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки;

б) обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к оборудованию, строениям и местам складирования строительных деталей и материалов, согласно требованиям пунктов 101 - 137 настоящих ФНП;

в) условия установки и работы ПС вблизи откосов котлованов, согласно требованиям пунктов 101 - 137 настоящих ФНП;

г) условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях с применением соответствующих указателей и ограничителей;

д) перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов;

е) места и габариты складирования грузов, подъездные пути;

ж) мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлено ПС (например, ограждение строительной площадки, монтажной зоны);

з) расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха;

и) разрез здания на полную высоту, при положении стрелы ПС над зданием (максимальный и минимальный вылет) и пунктиром - выступающих металлоконструкций ПС при повороте на 180 градусов;

к) безопасных расстояний от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения (должно быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут находиться люди, не менее 2,3 м), с учетом длин (по высоте) применяемых стропов и размеров траверс (при наличии последних);

л) безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;

м) размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы);

н) условия установки подъемника на площадке;

о) условия безопасной работы нескольких подъемников, в том числе совместной работы грузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадных подъемников, а также совместной работы указанных подъемников и башенных кранов;

п) мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение площадки, монтажной зоны). В ППР должны быть указания о недопустимости проведения работы на высоте в открытых местах при предельной скорости ветра, записанной в паспорте ПС и более, при гололеде, грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ. В ППР также должны быть указания о запрещении использовать для закрепления технологической и монтажной оснастки оборудование и трубопроводы, а также технологические и строительные конструкции без согласования с лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию, при монтаже (демонтаже) ПС.

п.161. ППР с использованием ПС, ТК на погрузочно-разгрузочные работы и другие технологические регламенты утверждаются руководителем эксплуатирующей организации, выполняющей работы, и выдаются на участки выполнения работ с применением ПС до начала выполнения предусмотренных там работ.

п.162. Специалисты, ответственные за безопасное производство работ с применением ПС, крановщики (операторы), рабочие люльки и стропальщики должны быть ознакомлены с ППР и ТК под роспись до начала производства работ.

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРА

"____" _______________ 2011 год

1. Наименование объекта:
ЗАО "_______________"
Адрес: ________________________________________

2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии):
Председатель – _______________________________
Члены комиссии:
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________

Приказ № ___ от ____ января 2011 года

3. Состояние объекта, сооружения и т.п. до возникновения пожара:
Удовлетворительное.

4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время):
Возгарание произошло ___ февраля 2011 года в __ часов ___ минут. В ___ часов ___ минут было объявлено о ликвидации пожара.

5. Описание обнаружения пожара и его развития:
Пожар был обнаружен охранником. Возгарание произошло в павильоне _______. Огонь в считанные минуты распространился на соседние павильоны – ____________. В итоге в очаг пожара превратился весь ряд павильонов, площадь пожара – 200 м2. В процессе тушения пожара пожарной охране удалось локализовать и ликвидировать пожар в границах данного ряда магазинов и не допустить его распространения по территории торгового комплекса.

6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара:
При обнаружении пожара незамедлительно была вызвана пожарная охрана. До их прибытия персонал торгового комплекса самостоятельно приступил к тушению пожара и его локализации. На ранней стадии пожара были использованы порошковые огнетушители ОП-4. После обесточивания павильонов в качестве огнетушащего вещества применялась вода, подаваемая на очаг пожара посредством пожарных кранов (гидрантов).
Вызов пожарной охраны был сделан в ___ часов ___ минуты. В ___ часов ___ минут первые пожарные расчеты прибыли на место пожара и приступили к его тушению. В ___ часов ___ минуты пожар был полностью локализован.
На пожаре работало 6 пожарных расчетов. Тушение пожара производилось водой из пожарных машин.
Положительные стороны: своевременное обнаружение пожара, вызов и прибытие пожарной охраны. Эффективное тушение пожара: недопущение его распространения на рядом стоящие павильоны и корпуса (локализация), быстрая ликвидация пожара, отсутствие пострадавших.
Недостатки: порошковые огнетушители оказались малоэффективны при тушении пожара, невозможно проводить тушение пожара в помещениях (из-за токсичности дымовых газов) без газодымозащитных комплектов.

7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки:
Павильоны оборудованы системой автоматической охранно-пожарной сигнализации. Для обнаружения пожара используются дымовые извещатели пожара (типа ДИП). Количество извещателей в каждом павильоне не менее двух.
Проект охранно-пожарной сигнализации и ее монтаж выполнен собственниками павильонов.
Обслуживание охранно-пожарной сигнализации осуществлял ____________ по договору.

8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара:
Не известно.

9. Роль и действия ДПД в профилактике, организации и тушении пожара:
Профилактика пожаров – инструктажи по пожарной безопасности, ежемесячные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, тренировки с добровольной пожарной дружиной.
Организация и тушение пожаров – вызов пожарной охраны, тушение пожара первичными средствами пожаротушения, эвакуация людей.

10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п:
Выгорело ___________________________. Пострадал соседний ряд павильонов (отделка павильонов, рекламные вывески).
Также понесен ущерб _________________________.

11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара:
Предположительная причина пожара – нарушение правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭЭ), а именно электронагревательные приборы (обогреватель) были оставлены без присмотра, подключение электронагревательных приборов в устройства без заземления (тройники, удлинители).

12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара:
Персонал павильона.

13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей):
Персонал павильона

14. Сведения о пострадавших на пожаре:
Пострадавших нет.

15. Материальный ущерб от пожара:
Уточняется.

16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом:
Пожарное состояние – удовлетворительное. Павильоны были оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в каждом павильоне имелся огнетушитель (порошковый), УЗО.

17. Подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности объекта:
По результатам расследования и в целях дальнейшей профилактики пожаров составлен приказ № ___ от ___ марта 2011 года с планом по устранению недочетов и профилактике пожаров.

Приложения:
1. Объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара на _____ стр.
2. Справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером на ______ стр.
3. Копия акта о пожаре, составленного ОГПН на ______ стр.
4. Описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления на ______ стр.
5. Приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара на ______ стр.

Подписи членов комиссии

Инструкция по приведению в действие пожарного крана

l. Область применение пожарного крана.

1.1 Пожарный кран внутреннего противопожарного водоснабжения предназначен для тушения водой:

Твёрдых горючих веществ (класс пожара А);

Электроустановок, электротокоприемников, электроустановочной арматуры и наружной электропроводки, находящихся без напряжения; загоревшейся одежды на человеке.

1.2 С помощью пожарного крана (при наличии других, более совершенных средств пожаротушения) не рекомендуется тушить:

Вещества, горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы, натрий, калий, термит, целлулоид и т.п.);

Электронное оборудование (компьютеры, оборудование и т.п.);

Ценные предметы (документы, мебель и т.п.).

1.3 С. помощью пожарного крана запрещается тушить:

Жидкие горючие вещества (класс пожара В);

Газообразные горючие вещества (класс пожара С);

Электроустатновки, электротокоприёмники, электроустановочную арматуру и наружную электропроводку, находящиеся под напряжением, так как вода является проводником электрического тока;

Вещества, вступающие с водой в химическую реакцию, в результате которой выделяются горючие газы или образуется высокая температура, что, в свою очередь, может привести к воспламенению (кремнистое железо, карбид кальция, калий, гидросернокислый натрий, перекись калия, перекись натрия, сернистый натрий, негашеная известь, щелочные металлы и т.п.).

2. Порядок приведения действие крана

2.1 Сорвать пломбу на дверце пожаре того шкафа. Открыть дверцу пожарного шкафа. Достать пожарный рукав.

2.2 Подсоединить пожарный рукав к пожарному крану и пожарному стволу, если он по каким-либо причинам оказался не подсоединённым к ним.

2.3 В случае, если пожарный рукав находится в двойной скатке, размотать его, придерживая одной рукой за внешний виток смотанного рукава, с силой бросить вперёд перед собой в сторону очага пожара так, чтоб он полностью размотался без образования скруток и загибов.

2.4 В случае, если очаг возгорания находится рядом с пожарным краном, необходимо пожарный рукав полностью раскатать по свободной от огня площади помещения, без образования скруток и загиба, таким образом, чтобы пожарный ствол оказался возле очага возгорания.

2.5 Открыть пожарный кран поворотом маховика вентиля против часовой стрелки в положении «максимально». После открытия вентиля пожарного крана в положении «максимально», при наличии насоса-повысителя, нажать на кнопку включение насоса повысителя.

2.6. Взять пожарный ствол двумя руками и подойти к очагу пожара для тушения его, удерживав пожарный ствол в руках добиться компактной струи воды и направить её на очаг возгорания.

3. Тактические приемы тушения пожара

3.1 Для приведения в действие пожарного крана рекомендуется действовать вдвоём. В то время, когда один человек раскатывает пожарный рукав и подносит пожарный ствол к месту горения, второй осуществляет пуск воды.

3.2 При тушении твердых горючих веществ необходимо:

Подойти как можно ближе к месту возгорания, имея запас длины рукава, направить струю воды в основание пламени, контролируя результаты тушения и эффективность использования воды;

Продвигаясь вперед со стволом, направляя струю воды в места наиболее интенсивного горения, ориентируясь на видимые горящие конструкции и предметы, а не по дыму;

Направить струю воды навстречу распространению огня, в первую очередь, на те части конструкции, сгорание или изменение прочности которых при нагреве может вызвать обрушение всей конструкции или части сооружения;

При необходимости перемены позиции тушения временно прекратить подачу воды;

Перекрыть или отвести ствол в сторону мосле ликвидации горения.

3.3 При тушении хрупкой или стеклянной тары подавать на них только распылённую воду.

3.4 С целью исключения взрыва или воспламенения резервуаров с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими веществами, баллонов со сжатыми или горючими газами, установок и аппаратов, находящихся под давлением, охлаждать их распыленной водок равномерно.

3.5 При тушении открытых поверхностей деревянных конструкций волокнистых веществ (хлопок, бумага, вата и т.п.) применять: распыленные водяные струи.

3.6 Начинать тушение пожара необходимо в одном месте, не разливая воду по всему очагу возгорания. Только потушив огонь в одном месте, можно переходить на другой участок.

3.7 При тушении электроуставовок, электроприёмников, электроустановочной арматуры и наружной электропроводки, не находящихся под напряжением, струю воды нужно направлять непосредственно на источник пламени.

3.8 Горящую вертикальную поверхность необходимо тушить сверху вниз, так как неиспарившаяся часть воды, поданная на очаг горения, стекая вниз, смачивает, охлаждает и тушит поверхности находящиеся ниже.

3.9 При тушении пожара необходимо выбрать такую позицию, чтобы видеть очаг пожара и идти, по мере возможности, навстречу распространению огня, а не вслед за ним.

3.10 Если огонь разгорается внутри конструкций (под полом в перегородках), то необходимо их вскрыть (оторвать доски, сбить штукатурку), чтоб открыть доступ воды к огню.

3.11 Тушить очаг пожара необходимо в такой последовательности, чтобы его распространение в сторону, где имеются эвакуационные выходы, легковоспламеняющиеся и горючие материалы, баллоны с газами, поверхности окрашенные горючими красками, ценные документы и оборудование.

3.12 При тушении пожара необходимо следить за тем, чтобы путь к эвакуационному выходу оставался постоянно свободным от огня и дыма для личной эвакуации тушащего.

3.13 При наличии нескольких пожарных кранов и соответствующего количества людей необходимо проводить в действие краны одновременно, а не по одному.

3.14 После того, как возгорание потушено, необходимо в течении часов проследить за местом возгорания, чтобы не допустить повторного возгорания.

4. Меры безопасности при тушении пожара

4.1 При эксплуатации пожарного крана запрещается:

В помещении, которое не обесточено, допускать случаи попадания воды на электроустановочную арматуру (электоророзетки, электровыключатели, распределительные коробки и т.п.), наружную електропроводку, электросветильники;

Направлять струю воды на электрооборудование, находящееся под напряжением;

Прикасаться к электрооборудованию, находящемуся под напряжением.

Разработал

Согласовал

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Санитарные правила
по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 8 декабря 1974 г. N 1204-74) (с изменениями от 16 ноября 1976 г.)

N 1520-76 , в раздел 1 настоящих Санитарных правил внесены изменения

1. Общие положения

1.1. Проектирование, реконструкция и эксплуатация кабин машинистов кранов должны выполняться в соответствии с настоящими Правилами и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ", утвержденных Гостехнадзором СССР, а также государственными стандартами.

Примечание. Настоящие Санитарные правила не распространяются на строительно-дорожные машины.

1.2. Кабины машинистов кранов должны поставляться заводами-изготовителями комплексно со средствами обеспечения нормальных условий труда.

1.3. В зависимости от условий работы кабины кранов разделяются на открытые и закрытые. Кабины устраиваются закрытыми в случае работы кранов продолжительностью более 20 % рабочего времени в смену в зоне неблагоприятных условий. Кабины кранов горячих, химических или других цехов с выделением пыли или вредных газов должны быть герметизированными.

1.4. Кабина крана должна быть оборудована:

а) надежной звуковой сигнализацией, хорошо слышимой в зоне действия крана;

б) общим освещением всей кабины и местным для контрольно-измерительных приборов и приборов управления;

в) диэлектрическими ковриками размером не менее 500×700 мм, укладываемыми в местах для обслуживания электрооборудования;

г) креслом с мягким сидением, спинкой, при необходимости - подлокотниками, системой виброизоляции; кресло должно иметь регулировку как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях;

д) аптечкой первой помощи, термоизолированным бачком для питьевой воды и крюком для одежды.

1.5. Наружная отделка кабины и крана должна соответствовать "Указаниям по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий". Отделка внутренних поверхностей ограждающих конструкций должна допускать их периодическую уборку.

1.6. Электрооборудование кабин, являющееся источником тепловыделений (магазины сопротивлений, пускатели и др.), должно быть теплоизолировано.

1.7. Уровни выиброскорости на рабочем месте крановщика не должны превышать величин, предусмотренных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, а на рукоятках управления основным и вспомогательным оборудованием - величин, предусмотренных ГОСТ 17770-72 для вибрационных колебаний, передающихся на руки работающих.

Изменениями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N 1520-76 , в раздел 2 настоящих Санитарных правил внесены изменения

2. Требования к закрытым кабинам машинистов кранов

2.1. Закрытые кабины крановщиков должны быть оборудованы устройствами (вентиляторы, отопление, кондиционеры и др.), обеспечивающими на постоянных рабочих местах температуру, относительную влажность и скорости движения воздуха, а также содержание в воздухе вредных веществ, паров, пыли в количествах, не превышающих требований "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий".

2.2. Ограждения кабин в зависимости от условий эксплуатации кранов должны быть теплозвукоизолированы и герметизированы (внутреннее избыточное давление - 2-3 мм в ст.).

2.3. Кондиционеры в зависимости от потребности должны поставляться с фильтрами для очистки воздуха от пыли, аэрозолей, двуокиси серы SO 2 , сероводорода Н 2 S и др., а также для окисления СО в СО 2 . При отсутствии кондиционеров кабины должны быть оборудованы установками для очистки воздуха.

2.4. Кабины должны обеспечиваться подачей свежего воздуха в количествах, регламентируемых "Санитарными правилами проектирования промышленных предприятий".

2.5. Уровень шума в кабине не должен превышать 80 дБА.

2.6. Площадь остекления кабины должна быть достаточной для обеспечения свободного обзора обслуживаемой краном зоны. Необходимо предусматривать возможность очистки стекол как изнутри, так и снаружи. Нижние стекла должны иметь защитные решетки, способные выдержать вес крановщика и предотвращающие падение осколков. Остекление кабин должно иметь солнцезащитные козырьки.

2.7. Для обеспечения температуры внутренних поверхностей кабин не более 35° в горячих цехах с избыточным излучением, необходимо их тщательно теплоизолировать, экранировать с помощью щитов из материалов с высокой отражательной способностью (алюминий, нержавеющая сталь).

2.8. Интенсивность лучистого потока через смотровые стекла не должна превышать 300 ккал/м 2 ·ч. Затенение смотровых стекол теплоизоляционным и двойным остеклением должно проверяться светотехническим расчетом.

2.9. Кондиционеры, устанавливаемые вместе с кабинами кранов, должны быть также защищены от лучистого тепла, вибрации и других воздействий.

2.10. Воздух из кондиционеров должен подаваться в кабину таким образом, чтобы скорость движения его в кабине не превышала нормируемых санитарными правилами величин.

2.11. Для кабин кранов, работающих на открытом воздухе, необходимо предусматривать следующие мероприятия в зависимости от климатического района:

а) защиту от перегрева, холода и дискомфортной влажности воздуха (кондиционирование воздуха, отопление, устройство теплозащиты, козырьков и др.);

б) смотровые окна должны иметь "дворники" для очистки стекла, обогрев или обдув его.

2.12. В условиях интенсивного шума звукоизолирующие характеристики конструкций кабины (стены, потолок, окна) и выбор материалов для их изготовления должны проверяться акустическими расчетами.

2.13. Внутренние размеры кабины без кондиционеров, используемой в горячих цехах, в целях обеспечения должного воздухообмена, скорости движения воздуха в кабине, удобства размещения приборов управления и сидения машиниста, должны соответствовать следующим минимальным величинам: высота кабины - 2,0 м, ширина кабины - 2,0 м, глубина кабины - 2,5 м, объем кабины - 10,0 м 3 .

3. Требования к открытым кабинам кранов

3.1. Краны, периодически работающие при воздействии лучистого тепла и конвекционных потоков горячего воздуха, должны иметь экраны, закрылки, теплофильтры, а ограждения кабины должны иметь достаточную изоляцию.

Изменениями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N 1520-76 , в пункт 3.2 настоящих Санитарных правил внесены изменения

3.2. Краны с открытыми кабинами могут использоваться только в производственных помещениях, обеспечивающих на рабочем месте машиниста уровни шума, не превышающие 80 дБ (А).

Примечание. Настоящие правила разработаны взамен утративших силу "Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин горячих цехов", утвержденных главным государственным санитарным инспектором СССР 30 сентября 1953 г., N 151-53.