Права фотографа: всё что нужно знать о запрете на съёмку. Использование фотографий в интернете: когда можно, а когда нельзя Фотографий продукции без указания

Маргарита Ледовских

Рада приветствовать вас на нашем сайте. Меня зовут Маргарита Ледовских, я медиаюрист. 19 лет я работаю в сфере информационного права, из них 6 лет руковожу проектом "Право в сети".

Поиск по сайту

Оказываем услуги по регистрации сайтов в качестве СМИ

Подготовительный этап Во-первых, нужно время на подготовительные действия. Пишу об этом, поскольку иногда не учитывают эти моменты. Учредителям- физическим лицам как минимум нужно посетить банк и нотариуса, чтобы сделать нотариальные копии документов. Вы скажете, что можно оплатить через онлайн-банк, не выходя из дома, и это чистейшая правда, но даже в этом случае надо идти в […]

Подготовим документы для вашего сайта

Когда заказчик после того, как вы оказали ему услугу, подписал акт, у вас на руках есть документальное подтверждение выполнения обязательств. И если вдруг заказчик начнет отказываться от того, что принял результат работы, вы сможете снять все вопросы этим документом. Но в случае дистанционных услуг, таких как онлайн-образование или консультации по скайпу акты не подписываются. При […]

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией .

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию . Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии , т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

1. исключительное право на произведение;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии , то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии , то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии ;

6) сообщение в эфир или по кабелю , то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии . Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступ а — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение :

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

У любой картинки есть автор. Иногда автор оставляет за собой права на картинку, но чаще передает их другому правообладателю. Когда вы используете картинку не так, как договорились с правообладателем, вы нарушаете авторское право. Такое нарушение в России карается по статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав» . Наказание по статье - штраф до 1 млн рублей или тюремный срок до 2 лет.

Рассмотрим сперва спорные ситуации, где правообладатель неясен, а после расскажем о лицензиях на картинки и объясним, зачем это нужно.

Определяем авторские права на фанатские произведения, аватарки и скриншоты

Допустим, вы сделали скриншот игры для информационной статьи. Или нарисовали картинку с персонажем игры. Или ваша аватарка в социальной сети. Вас фотографировал другой человек. Кому вообще принадлежат такие изображения, и как можно их использовать?

Скриншоты и фанатское творчество признаны самостоятельными произведениями, использующими часть чужой интеллектуальной собственности. В подобных случаях использование чужой собственности признается цитированием. За цитирование наказаний нет.

Но допустимые размеры цитат и количество цитирований не урегулированы законом, поэтому по каждому подобному судебному делу проводят экспертизу, в ходе которой и решают, нарушило ли произведение закон или нет. То же самое касается книг, фильмов, сериалов и прочей интеллектуальной собственности.

Что такое лицензия на картинку и зачем она нужна

Правообладатель устанавливает на картинку лицензию - специальное разрешение на разрешенные правообладателем действия. Для установки достаточно рядом с картинкой или прямо на ней написать, по какой лицензии распространяется изображение. Чтобы не писать в договорах кучу раз одно и то же, выработали шаблоны лицензий.

Этих шаблонов много, поэтому мы выделим их в отдельные группы:

  • лицензии на продаваемых картинках
  • лицензии на картинки в бесплатном доступе

Лицензии на продаваемых картинках

На некоторых фотостоках не придерживаются существующих лицензий, а пишут свои условия, и указывают их на сайте. У Depositphotos, например, две лицензии : обычная и расширенная. Если на фотостоках не прописывают собственные условия, картинки продают по следующим лицензиям:

Лицензии на картинки в бесплатном доступе

Здесь мы рассмотрим три вида: лицензии Creative Commons, лицензия Public Domain и лицензия CC0.

1. Картинки с лицензией Creative Commons распространяют в бесплатных фотобанках. Их можно использовать, но есть нюансы. У Creative Commons есть «подвиды» лицензий. Для каждой картинки пишут специальную аббревиатуру из сокращений. Каждый подвид обозначается двумя буквами. Всего этих подвидов пять.

Даем расшифровку, чтобы вы могли взглянуть и определить, подойдет ли вам картинка с такой лицензией:

  • CC (Creative Commons) . Присутствует в аббревиатуре всегда. Если у правообладателя нет условий для использования картинки, то в лицензии указываются только эти две буквы.
  • NC (non-commercial) . Картинку можно использовать в некоммерческих целях. Идеальная ситуация - сайт, паблик или страница в социальных сетях без монетизации. Если вы будете использовать изображения для рекламы компании, услуги или продукта, вы нарушите права. В теории, если вы монетизируете сайт за счет своих услуг, но при этом картинка не используется для продажи услуги или продукта, суд вас оправдает. На практике все будет решать судебная экспертиза.
  • BY (attribution) . Картинку можно использовать, только если укажете имя и фамилию автора, а после приложите ссылку на сайт-источник. Если имя автора нигде не указано - хватит ссылки. Не указываете автора - нарушаете лицензию.
  • ND (no derivative works) . Картинку с этой лицензией нельзя изменять, но можно использовать в любых целях. Вы можете сделать из цветной картинки черно-белую, но выкладывать ее в интернет нельзя, даже в закрытый доступ. Распространяете измененное изображение - нарушаете лицензию.
  • SA (share-alike) . Если вы изменяете картинку, вы обязаны распространять ее с той же лицензией, что у оригинала. Распространяете по другой лицензии - нарушаете лицензию.

И все бы хорошо, но есть проблема с нашим законодательством. По идее, лицензии Creative Commons действительны во всем мире. Но в России ее нормы не прописаны, поэтому неизвестно, как пойдет дело, если в нем фигурирует лицензия CC или ее нарушения.

2. Картинки с маркой Public Domain - изображения, переданные в общественное достояние. Их можно использовать в любых целях, но вы обязаны указывать автора. В публичный доступ изображения переходят спустя 70 лет после смерти автора, но иногда авторы отказываются от авторских прав сами.

  • CC0 - одна из лицензий Creative Commons. Мы выделили ее в отдельный пункт, потому что по этой лицензии автор отказывается от авторских прав и дает разрешение на неограниченное использование изображения. Это не равно марке Public Domain - если автор захочет, он может поставить на картинку другую лицензию.

Но это не повод бояться суда и штрафов. Правообладатель не может поменять лицензию, а потом подать на вас в суд - по закону он обязан направить досудебную претензию. Если вы уберете изображение, когда получите претензию, то закон не нарушите.

Где покупать изображения

  • Shutterstock - 100 млн изображений для СМИ и бизнеса
  • Depositphotos - тут изображений поменьше и их можно использовать не так широко, как картинки с Shutterstock, зато и стоят они меньше
  • Photogenica - российский фотобанк с ценами от 33 рублей за подписку. Распространяет изображения только по лицензии Royalty-Free
  • Lori - российский фотобанк с 21 млн изображений

Объекты авторского права очень многогранны. Наверняка многие согласятся, что для создания романа или научной статьи нужен колоссальный творческий труд, а для фотографии его нужно в значительно меньшей степени. Но вместе со всем этим Гражданский кодекс называет фотографические произведения среди прочих объектов авторского права в пункте 1 статьи 1269 ГК РФ.

Правовая квалификация и особенности

Напомним, что в авторском праве действует так называемая презумпция авторства. Она означает, что создание произведения творческим трудом предполагается (эта позиция выражена Верховным и Высшим Арбитражным судами). Чтобы признать отсутствие у объекта творческого характера, нужно заключение суда на этот счет. Из этого следует, что, поскольку фотографии - также объекты авторского права, то даже фото плохого качества по умолчанию будут охраняться законом.

Таким образом, творческий характер - определяющий критерий, благодаря которому суды и будут отличать фотографии, являющиеся объектами авторского права, и фото, не обладающие признаками интеллектуальной собственности.

Понятие «творческий характер» мы почти всегда ассоциируем с интеллектуальным трудом писателя, художника или архитектора. Интересно, что относительно фотографий данное выражение имеет несколько иное значение, о чем высказался Суд по интеллектуальным правам, указав, что творчеством в деятельности фотографа является:

    Выбор освещения для фотосъемки;

    Оформление обстановки;

    Управление размещением объекта съемки;

    Обработка фото в соответствующих программах;

    Иные (см. Постановление СИП по делу А24-1669/2013).

Таким образом, если что-то из этих действий фотограф применял, то результат его деятельности в виде фото будет однозначно охраняться законом. Хотя опять же не следует забывать, что судебные акты в России обязательной силой не обладают. Для большей ясности приведем разные примеры из практики.

В 2011 году Хамовнический суд г. Москвы, рассматривая вопрос о признании фотографий в качестве объектов интеллектуальных прав, пришел к однозначному выводу о том, что они являются только лишь сообщениями информационного характера. Кроме того, суд постановил, что при их создании фотограф не приложил никакого творческого труда (более подробно - см. дело № 2-2383/11 ) . Следовательно, полагает суд, они не могут охраняться в качестве объектов авторских прав. И это видится вполне справедливо, ведь могут быть и другие случаи: например, когда фотография получена случайно - человек случайно нажал кнопку на фотоаппарате, в результате чего и получилось фото. Есть ли здесь хоть какая-то доля творческого характера? Очевидно, нет.

Однако сегодня практика идет по пути признания фотографий преимущественно как охраняемых авторским правом объектов. Так, в 2015 году Суд по интеллектуальным правам высказал свою правовую позицию таким образом: пользователи фотографий должны уплачивать правообладателям вознаграждения во всех случаях независимо от художественной ценности фотографических изображений (см. дело № А70-4971/2014 ).

В сети «Интернет» авторские фотографии незаконно размещаются очень часто, и правообладатели практически в каждом случае могут взыскать деньги с нарушителя. Интересно, что законодатель, устанавливая подсудность дел по защите авторских прав в Интернете, сделал оговорку: через Московский городской суд можно защитить исключительное право на любые произведения, кроме фотографий (и других, полученных таким же образом). Чем это вызвано? Единого мнения нет, но скорее всего, это вызвано широкой распространенностью нарушений прав на фотографии в глобальной сети. Если бы права на фотографии в Интернете можно было бы защищать упрощенным способом, то Мосгорсуд просто был бы завален подобными делами. Обычный же способ значительно труднее: правообладателю придется озаботиться поиском нарушителя, действуя через обычный районный суд, а не просто подать заявление в Мосгорсуд, на основании которого сайт мог бы быть заблокирован (более подробно об этом варианте защиты авторских прав — см. в ).

Копирайт на фото

Мы уже рассматривали назначение знака охраны авторского права - ©. По большому счету все его функции сводятся к одному - информированию потенциального нарушителя о том, что у объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель - лицо, разрешение которого надо спрашивать, если предполагается использование этого объекта. Для фотографий упоминание значка копирайта очень целесообразно (особенно в Интернете). Впоследствии в суде можно будет однозначно доказать вину нарушителя, который был уведомлен о том, что у фото есть правообладатель, а также о том, кто конкретно им является. Такой способ используют многие владельцы фотографий: например, Интернет-ресурс «Схема-РФ» ставит оповещение об исключительном праве на каждую свою схему.

Если же нарушитель не только незаконно воспользуется фотографией, но и удалит копирайт, то за это правообладатель может взыскать дополнительную компенсацию на основании удаления информации об авторском праве, что не допускается.

Как видно, авторские права на фото имеют свои особенности. Простым пользователям Интернета следует быть крайне осторожными при использовании чужих фото, так как очень часто у правообладателя есть реальная юридическая возможность взыскать компенсацию в очень большом размере.