Призыв в период отсрочки от армии.

Смена личного состава вооруженных сил осуществляется за счет призыва на срочную службу юношей и увольнением в запас военнослужащих. Если учесть численность действующей армии, то нетрудно догадаться, что для организации данного мероприятия требуется задействовать немалые ресурсы.

Поэтому подготовка и проведение призыва проводится силами всех подразделений комиссариатов муниципального или регионального уровня с привлечением органов местной власти, общественных деятелей, медицинских работников. Нормативные же документы разработаны на Федеральном уровне и имеют высокий юридический статус.

Организация призыва в контексте ФЗ №53

Основополагающим правовым документом, определяющим порядок и проведение призывных мероприятий, является федеральный закон, который был принят Государственной Думой в 1998 году. Отметим, что ежегодно вносятся изменения в текстовку этого документа, поэтому до настоящего времени он остается актуальными. Один из разделов закона посвящен призыву граждан на военную службу. Раздел содержит 9 статей, которые и носят определяющий характер.

  • Статья 22 дает представление о том, кто подлежит призыву в армию.
  • Полное освобождение от армии, сопровождаемое снятием с воинского учета, а также частичное освобождение от службы с выдачей билета описано в статье 23.
  • Статья 24 посвящена отсрочке. В ней определен порядок предоставления и категории граждан, имеющих право на перенос срока службы.
  • Статья 25 достаточно популярна для обсуждения, так как содержит сроки призыва в армию. Здесь определены даты, когда начинаются весенний и осенний призывы.
  • Непосредственные вопросы по организации работ в призывной период описаны в статье 26.
  • Призывная комиссия работает по строго определенному регламенту. Он определен не только данным законом, но статьи 27, 28 и 29 посвящены составу и освещает вопросы по созданию ВЭК.
  • Последняя статья раздела устанавливает обязанности граждан при проведении призывных мероприятий.

Несмотря на установленные сроки весеннего и осеннего призыва, старт кампании начинается только после подписания .

Кто будет призван на службу

  1. гражданин должен состоять на воинском учете;
  2. гражданин не должен пребывать в запасе.

Для полноценного освещения данного вопроса целесообразнее будет предоставить перечень причин, по которым гражданина могут освободить от исполнения воинской обязанности.

  • Освобождение могут получить призывники по результатам проведенного медицинского освидетельствования.
  • Не состоят на воинском учете лица женского пола, за исключением тех, кто имеет хотя бы одну из военно-учетных специальностей.
  • Отсрочка дает право на перенос срока службы, но является временным освобождением. Если гражданин после отсрочки не пересекает предельную черту по возрасту, то он подлежит призыву.
  • Граждане, проходящие службу в органах МВЛ, ФСБ, МЧС, ФСИН после окончания соответствующих ВУЗов, не призываются на срочную службу.
  • Лиц, получивших образование по гражданской специальности в ВУЗе с военной кафедрой, могут задействовать только при проведении военных сборов.

Сроки призывного периода

Несмотря на то, что текст Указа Президента содержит конкретные сроки проведения призывных мероприятий, точная дата, означающее начало работы военной комиссии, прописана в законе о военной службе. Статья 25 известна тем, что на нее ссылаются многие эксперты при ответе на вопрос пользователей о том, когда начинается или когда заканчивается призыв. В этой статье четко указывается, какого числа начинает осуществляться набор на срочную службу. Кроме этого, время проведения подобных мероприятий несколько изменено для жителей северных районов страны, работников сельского хозяйства и образования.

Граждане, являющиеся жителями Крайнего Севера, будут призываться два раза в год, а срок службы составит 12 месяцев. Отличие заключается в том, что начала весеннего и осеннего призыва смещено вперед на один месяц. Таким образом, общая продолжительность деятельности призывной кампании за год короче на два месяца.

Для данной категории лиц первый военный призыв начинается 1 мая и длится до 15 июля, тогда как для всех остальных началом будет считаться 1 апреля. Второй призыв идет с 15 ноября по 31 декабря. Основной поток призывников будут получать повестки с 1 октября.

Некоторые исключения допускаются и для работников, занятых в сельском хозяйстве. В связи с выполнением посевных работ, для них весенний призыв полностью отменен. Тружеников села могут призвать только осенью в установленные общим положением сроки. Педагоги же, наоборот, вызываются повесткой только весной.

Первый призыв, приходящийся на весну, длится 106 дней. Второй призыв закончится через 92 дня после начала. Время между призывными кампаниями военные комиссариаты используют для работы с документами, так как подготовить списки призывников не так просто. Приходится активизировать работу военно-учетного стола.

Срок службы в армии

Пристальное внимание обращают пользователи на различные нововведения в законодательстве. Зачастую это безосновательные беспокойства, потому как в СМИ часто проскакивает дезинформация. В частности, не раз речь заходила о крайнем возрасте, до какого гражданин считается призывником. , но это оказалось всего лишь неподтвержденной информацией.

Вторым бумом, особенно для призванных граждан, явилось сообщение о якобы увеличенном сроке службы. Необходимо указать, что источник такого слуха один и тот же. Не будем отрицать, в генштабе некоторые представители высказывались за подобное введение новшеств, однако до реального проекта закона дело не дошло. Судя по политике в области реформирования армии, так и не дойдет.

Работа призывной комиссии

На вручении повестки мероприятия по организации призыва не заканчиваются. Молодых людей ожидает прохождение медицинского освидетельствования, на основании которого ВЭК приходит к определенному заключению. Для обследования привлекаются специалисты из учреждения здравоохранения. Они в качестве основополагающего документа используют Расписание болезней. Выявленный диагноз с проявлениями заболеваний сопоставляется с требованиями к состоянию здоровья призывника.

В результате этого юноша получает категорию годности. Если на заседании комиссии была присвоена категория «А» или «Б», то при отсутствии прочих уважительных причин молодой человек отправится служить в ближайшем призыве. Категория «В» освобождает от армии только в мирное время, а полному снятию с ВУ соответствует категория «Д».

Решение комиссии озвучивается каждому гражданину персонально и после этого следует отправка на пункт распределения. Этот момент иногда не отражен в плане мероприятий. Но на самом деле муниципальные отделы военкоматов не в силах решить вопросы распределения, поэтому данной компетенцией наделяются региональные отделы.

Все статьи, описывающие организацию воинского учета и призыва в армию, пересматриваются ежегодно, так как факт влияния времени еще никто не отменял. Среди последних новшеств для военнослужащих можно выделить также, как дневной сон, снабжение бритвенными и косметическими принадлежностями, а также возможность пользоваться телефоном.

На "горячую линию" Правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" из разных регионов России поступают жалобы от студентов на неправомерные действия сотрудников военкоматов.

Об этом сообщает пресс-центр правозащитной сети "Общество и Армия" .

Как и прошлые призывные кампании, текущий весенний призыв не обходится без практики незаконного призыва учащихся вузов и колледжей. Согласно поступающим на горячую линию сообщениям, студентов вызывают в военкомат во время действующей отсрочки по учебе для уточнения документов, однако на самом деле проводят в отношении них призывные мероприятия. Например, в Москве учащемуся 4-го курса колледжа пришла повестка с указанием предоставить справку из учебного заведения. Студент принес в военкомат справку об отсрочке от армии по учёбе – срок окончания колледжа 30 июня. Однако его в этот же день отправили на медицинское освидетельствование, затем на призывную комиссию, на которой выдали повестку "с вещами" на 18 июня, то есть отправка учащегося в армию, согласно указанному в повестке сроку, должна состояться не просто в период действующей отсрочки, но и еще до сдачи им ГОСов. И подобные случаи – не единичны.

По действующему российскому законодательству, призыв студентов во время действия отсрочки – недопустим! Пункт 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" прямо указывает, что "на военную службу не призываются …граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу", Кроме того, согласно п.7. Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", "вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва". Подобные неправомерные действия сотрудников военкомата отрывают студентов от учебного процесса и грубо нарушают установленную законом процедуру определения степени годности здоровья призывника к военной службе. Данные действия необходимо обжаловать подачей заявления в органы военной прокуратуры.Также напоминаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", гражданин имеет право обжаловать любое решение призывной комиссии, с которым он не согласен. Для этого необходимо направить жалобу в призывную комиссию региона или в суд. При этом выполнение обжалуемого решения призывной комиссии будет приостановлено до рассмотрения жалобы.

Ситуацию комментирует юрист Правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" Елена Королёва:

"Законом предусмотрен вызов граждан, имеющих отсрочку от военной службы, соответствующими повестками в военкомат и в то время, когда действие отсрочки еще не завершено. Но только для уточнения учетных данных (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе")! Однако, обращения на нашу горячую линию показывают, что сотрудники военкомата зачастую прибегают к таким вызовам для того чтобы провести в отношении призывника ускоренное медицинское освидетельствование и выдать повестку на призывную комиссию, или даже сразу на сборный пункт. Для того чтобы не стать жертвой противоправных действий в военкомате, следует в данном случае придерживаться следующих рекомендаций:

Являться в военкомат в указанное в повестке время следуетвместе с доверенным лицом. Для этого необходимо предварительно составить и заверить у нотариуса (или по месту работы или учебы) доверенность на любого человека, который сможет Вас поддержать. В военкоматах зачастую отказываются пропускать доверенных лиц, -но это незаконно. Если доверенное лицо с Вами не пустят, из военкомата уходите, затем обжалуйте действия сотрудников военкомата.

Если доверенное лицо с Вами пропустят, то следует уточнить данные и сразу уходить из военкомата. Если попытаются направить на медкомиссию – отказывайтесь, так как проведение медицинского освидетельствования во время отсрочки само по себе незаконно. Более того, согласно закону нельзя проводить медосвидетельствование без предварительной диагностики и без рассмотрения Ваших медицинских документов. Можете написать письменный отказ.

Если вручат повестку на призыв – возьмите ее, а затем обжалуйте действия военкомата в военной прокуратуре, поскольку вручение повестки для прохождения призывных мероприятий во время действии отсрочки является незаконным. Если заберут паспорт – звоните в полицию, так как никто не имеет права изымать у Вас паспорт. Присутствие доверенного лица также поможет Вам, если на незаконные действия сотрудников военкомата необходимо будет подать жалобу в прокуратуру или в суд".

Помните: нарушение процедуры медицинского освидетельствования и ускоренный призыв в армию "одним днем" приводят к тому, что в вооруженные силы попадает большое количество негодных к военной службе по состоянию здоровья граждан, которые практически сразу оказываются в госпиталях. В результате призыва больных новобранцев командиры воинских частей, вместо решения боевых задач, вынуждены заниматься вопросами госпитализации солдат, медсанчасти и госпиталя не в состоянии предоставить необходимое количество мест для заболевших срочников и оказать им необходимую, полноценную медицинскую помощь. Таким образом, из-за неправомерных действий работников военкоматов страдают и призывники, здоровье и жизнь которых оказываются под угрозой, и вооруженные силы в целом. Поэтому важно, чтобы граждане не допускали незаконного призыва.

Для справки: по телефонам "горячей линии" 8-917-517-27-72, 8-926-364-33-32 (Москва), а так же по адресу электронной почты принимаются сообщения о фактах грубых нарушений и противоправных действий, допущенных в отношении призывников и военнослужащих по призыву. Эксперты и юристы правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" предоставляют бесплатную оперативную консультацию, исходя из специфики каждого случая нарушения, помогают в экстренных ситуациях обращаться в прокуратуру и предпринимать другие действия для правового решения проблемы.

Результаты мониторинга показали, что нередко призывные мероприятия осуществляются военными комиссариатами и призывными комиссиями в отношении граждан, которые согласно ФЗ «ОВОиВС» призыву на военную службу не подлежат. Согласно пункту 1 статьи 22 ФЗ «ОВиВС», призыву на военную службу подлежат граждане, достигшие возраста 18 лет, при этом в пункте 4 указанной статьи прямо говорится, что решение о призыве гражданина может быть принято только после достижения им 18 лет. Тем не менее, по-прежнему отмечена практика осуществления действий по призыву в отношении граждан, не достигших возраста 18 лет, то есть лиц, не являющихся призывниками.

В данных случаях несовершеннолетних граждан, которым исполняется 18 лет в конце призывной кампании, принуждают «заранее», до достижения совершеннолетия, проходить медицинское освидетельствование и призывную комиссию. Таким образом, заключение о категории годности к военной службе по состоянию здоровья или решение о призыве выносится в отношении гражданина, который еще не достиг совершеннолетия. Практически во всех регионах, где проводился мониторинг, по-прежнему актуальной проблемой является осуществление военными комиссариатами призывных действий в отношении обучающихся (в период действия отсрочек по обучению).

В первую очередь это касается обучающихся, призываемых до окончания нормативных сроков обучения. Согласно законодательству, граждан, имеющих отсрочки от призыва на военную службу и оформивших их надлежащим образом, в период действия отсрочки нельзя привлекать к прохождению призывных мероприятий, в том числе к прохождению медицинского освидетельствования и призывной комиссии, поскольку в п. 2 ст. 22 ФЗ «ОВОиВС» прямо указано, что «на военную службу не призываются …граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу». Также в ст. 59 вышеуказанного закона закреплено право граждан пользоваться отсрочкой от призыва на военную службу до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Кроме того, согласно п.7.

Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва. При этом под моментом окончания обучения следует понимать не день сдачи последнего экзамена или защиту дипломной работы. В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.

Ранее выхода такого приказа граждане являются учащимися, то есть лицами, обладающими отсрочками от призывных мероприятий, и осуществление в отношении них действий по призыву противоречит действующему законодательству. Основанием для прекращения данной отсрочки является направление в военный комиссариат ВУЗом информации об отчислении призывника из образовательного учреждения (а не даты последнего экзамена или защиты дипломной работы). Таким образом, до получения военным комиссариатом информации об отчислении учащегося или студента от образовательного учреждения, он не вправе осуществлять в отношении гражданина мероприятия, включенные в понятие «призыв». На практике же широко распространено проведение этих двух стадий призыва в отношении лиц, не подлежащих призыву.

При этом и военные комиссариаты, и призывные комиссии считают призывом только непосредственно отправку призывников в войска, что противоречит указанной норме закона. Порой, для создания видимости законности, военные комиссариаты вызывают студентов «для уточнения документов воинского учета», а по прибытии в военный комиссариат заставляют их проходить медицинскую и призывную комиссию, грозя ответственностью за уклонение от военной службы. Эта проблема актуальна именно для весеннего призыва, когда в большинстве образовательных учреждений заканчивается учебный год. У всех студентов последних курсов обучения существует возможность воспользоваться последипломными каникулами. Согласно части 17 статьи 59 Федерального закона «Об образовании», «Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования».

Поэтому отчисление студентов, воспользовавшихся последипломными каникулами, происходит, как правило, после 15 июля — окончания весеннего призыва на военную службу. Названные положения законодательства служат гарантией права студентов на продолжение обучения, поступления на следующий уровень образования (магистратуру, аспирантуру и др.) и получения отсрочки от призыва на военную службу. Несмотря на это, призыв студентов последних курсов обучения остается системной, повсеместной проблемой. Военные комиссариаты отказываются признавать право студентов последних курсов обучения на поступление в магистратуру, аспирантуру. Представляется, что такая позиция военных комиссариатов, противоречащая действующему законодательству, одобрена Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.

Позвонив на горячую линию по вопросам призыва, работающую в Генштабе ВС РФ, юрист задал вопрос о законности вынесения решения о призыве студента 4 курса бакалавриата, которому была вручена повестка на 12 июля для отправки к месту прохождения службы. При этом студент был рекомендован для зачисления в магистратуру, экзамены в которую должны проводиться 14 июля. Полковник, отвечающий на вопрос, указал, что такое решение вынесено законно. Вместе с тем, в судах студентам удается добиться признания таких решений ПК незаконными, но, к сожалению, не каждый обладает достаточным уровнем правовой информированности и способностью обратиться в суд.

Отдельная проблема призыва студентов на военную службу связана с реформой образования и переходом на болонскую систему, в результате которого во многих высших учебных заведениях программы обучения были изменены со «специалиста» со сроком обучения 5 лет на бакалавриат со сроком обучения 4 года. Студенты, поступающие на обучение в 2011 году по программе подготовки специалистов, к 2014 году сдавали государственные экзамены и поступали в магистратуру. Первая отсрочка давалась этим студентом на 5 лет.

Однако статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на получение второй отсрочки дается только поступающим в магистратуру, если первая отсрочка была предоставлена для обучения на бакалавриате. На этом основании военные комиссариаты отказывают студентам, поступившим после специалитета в магистратуру, в праве на отсрочку. При этом игнорируются положения абзацев 12, 13 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.