Русская поэзия XX века.

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В истории русской поэзии модернизм представлен тремя основными течениями: символистами, акмеистами и футуристами.

Символисты стремились к изображению идеалов, насыщая свои строки символами и предчувствиями. Очень характерно смешение мистики и реалий, не случайно за основу было принято творчество М. Ю. Лермонтова. Акмеисты продолжили традиции русской классической поэзии XIX века, стремясь отобразить мир во всем его многообразии. Футуристы же, наоборот, отрицали все привычное, проводя смелые эксперименты с формой стихотворений, с рифмами и строфами.

После революции в моду вошли пролетарские поэты, излюбленной тематикой которых стали те изменения, которые происходили в обществе. А война породила целую плеяду талантливых поэтов, среди которых такие имена как А. Твардовский или К. Симонов.

Середина века ознаменовалась расцветом бардовской культуры. В историю русской поэзии навеки вписаны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора. Вместе с тем продолжают развиваться традиции серебряного века. Одни поэты равняются на модернистов - Евг. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, другие наследуют традиции пейзажной лирики с глубоким погружением в философию - это Н. Рубцов, В. Смеляков.

Поэты "серебряного века" русской литературы

К. Д. Бальмонт. Творчество этого талантливого поэта на долгое время было предано забвению. Стране социализма не нужны были писатели, творящие вне рамок социалистического реализма. Вместе с тем Бальмонт оставил богатейшее творческое наследие, которое еще ждет пристального изучения. Критики назвали его "солнечным гением", так как все его стихотворения полны жизни, свободолюбия и искренности.

Избранные стихотворения:

И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви. Оказавшись в эмиграции, Бунин все больше склоняется в сторону поэзии философской, ставя в своей лирике глобальные вопросы мироздания.

Избранные стихотворения:

А.А. Блок - крупнейший поэт XX века, яркий представитель такого течения, как символизм. Отчаянный реформатор, он оставил в наследство будущим поэтам новую единицу стихотворного ритма — дольник.

Избранные стихотворения:

С.А. Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX столетия. Излюбленной темой его лирики была русская природа, а сам себя поэт называл "последним певцом русской деревни". Природа стала мерилом всего для поэта: любовь, жизнь, веру, силу, любые события - все пропускалось через призму природы.

Избранные стихотворения:

В.В. Маяковский — настоящая глыба литературы, поэт, оставивший огромное творческое наследие. Лирика Маяковского оказала огромное влияние на поэтов следующих поколений. Его смелые эксперименты с размерами стихотворной строки, рифмами, тональностью и формами стали эталоном для представителей русского модерна. Его стихи узнаваемы, а поэтическая лексика изобилует неологизмами. Вошел в историю русской поэзии как создатель собственного стиля.

Избранные стихотворения:

В.Я. Брюсов — еще один представитель символизма в русской поэзии. Много работал над словом, каждая его строка - точно выверенная математическая формула. Воспевал революцию, но большинство его стихотворений - урбанистические.

Избранные стихотворения:

Н.А.Заболоцкий — поклонник школы "космистов", которая приветствовала природу, преображенную руками человека. Отсюда столько эксцентричности, резкости и фантастичности в его лирике. Оценка его творчества всегда была неоднозначной. Одни отмечали его верность импрессионизму, другие говорили о чуждости поэта эпохе. Как бы то ни было, творчество поэта еще ждет подробного изучения истинными любителями изящной словесности.

Избранные стихотворения:

А.А. Ахматова — одна из первых представительниц истинно "женской" поэзии. Ее лирику можно смело назвать "пособием для мужчин о женщинах". Единственная русская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Избранные стихотворения:

М.И. Цветаева — еще одна адептка женской лирической школы. Во многом продолжила традиции А. Ахматовой, но при этом всегда оставалась самобытной и узнаваемой. Многие стихотворения Цветаевой стали известными песнями.

Избранные стихотворения:

Б. Л. Пастернак — известный поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своей лирике поднимал актуальные темы: социализма, войны, положения человека в современном ему обществе. Одна из главных заслуг Пастернака в том, что он открыл миру своеобразие грузинской поэзии. Его переводы, искренний интерес и любовь к культуре Грузии - это огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Избранные стихотворения:

А.Т. Твардовский. Неоднозначное толкование творчества этого поэта связано с тем, что долгое время Твардовский являлся "официальным лицом" советской поэзии. Но его творчество выбивается из жестких рамок "социалистического реализма". Также поэт создает целый цикл стихотворений о войне. А его сатира стала отправной точкой для развития сатирической поэзии.

Избранные стихотворения:

С началом 90-х годов русская поэзия переживает новый виток развития. Происходит смена идеалов, общество вновь начинает отрицать все старое. На уровне лирики это вылилось в появление новых литературных течений: постмодернизма, концептуализма и метареализма.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Николай Рубцов является представителем «тихой лирики», для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях.

Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее - к русской старине. Очень редко поэт находит ее в городе (“О Московском Кремле”), почти всегда - в селе и открытом природном пространстве.

Исходной точкой рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни - колхозной, вымирающей, разрушающейся, деградирующей. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь - вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие его образ современной деревни ужасом. При всем при этом, рисуя эту гибнущую деревню, автор чувствует, что в ней есть нечто такое ценное и достойное, чего нет в модернизированном мире. Это ощущение некоего покоя, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова. А центром покоя становится деревенская изба:

Сладко в избе

Коротать одиночества время,

В пору полночную

В местности этой невзрачной

Сладко мне спится

На сене под крышей чердачной…

Деревенский мир с его памятью о покое резко противопоставлен миру городскому (“Вологодский пейзаж”).

Поэтический мир Рубцова, и в особенности его пейзаж, несет на себе отпечаток элегической традиции. В этом плане показательно стихотворение “Звезда полей”, опирающееся на мотивы старинных песен.

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Но только здесь во мгле заледенелой

Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда полей.

В стихотворении создан предельно обобщенный пейзаж. Вся Родина представлена спящей в глубокой тишине. Ее освещает только одна звезда полей. Так возникает предельно хрупкое, но все же единство между лирическим героем и всем миром вокруг него. В его концепции природа является истоком всего прекрасного. Без понимания красоты природы, без любви к ней нельзя создать прекрасное в искусстве. И красоту поэт умел находить.

Николай Рубцов в своем творчестве создает такие образы, которые способны вызывать мистическое чувство покоя, блаженства, умиления. Он считал, что поэта делает поэтом чувство родины. А как он ее изображает, как он ее видит, чувствует, это личное право каждого.

Кожухарь Прасковья Никифоровна, учитель русского языка и литературы МОСШ № 2

г. Белоярский ХМАО-Югры Тюменской области

Урок для 11 класса

« Поэзия второй половины XX века»

Цель : приобщение учащихся к миру поэзии второй половины XX века

Задачи :

    познакомить учащихся с тремя направлениями поэзии второй половины XX века: гражданской лирикой (эстрадной поэзией) (Е.Евтушенко, А.Вознесенский), «тихой» лирикой (Н.Рубцов), авторской песней (В.Окуджава);

    развивать умение чувствовать поэтическое слово;

    прививать любовь к русской современной поэзии

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, тексты, выход в Интернет

Ход урока

I . Сообщение темы, цели и задач урока.

II . Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя.

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах -
последний читатель стихов.

А.Вознесенский

Разговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души и особого поэтического взгляда на мир. Обращение к лирике второй половины XX века особенно сложно. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что сегодня «не век лирики»: стихами не зачитываются, ими не живут, поэтов не боготворят. Современная лирика принципиально другая, чем та, на которую настроены наши сердца классической поэзией: изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, изменились смыслы. И на пути к пониманию новой поэзии мы должны осознать мир, в котором живём, настроить ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Дальнейший процесс приятия или отторжения поэзии должен быть мотивирован нашей собственной человеческой и читательской позициями.

Итак, обозначим пространство нашего диалога о лирике второй половины XX века и начнём урок.

    Гражданская лирика (эстрадная поэзия)

В 60-е - 80-е годы XX века поэтов в стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на насущные запросы: учила не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать с пути обновления жизни. Здесь громче всех звучал голос Евгения Евтушенко.

Сообщение учащегося о Евгении Евтушенко.

Учитель: Для поэзии Евтушенко характерно обращение к «полузапрещённым» в СССР темам. Обратимся к тексту стихотворения «Наследники Сталина» (Приложение 1). (Чтение стихотворения)

Какова общая интонация стихотворения?

Кого называет поэт наследниками Сталина?

Какой образ вождя создает поэт? Докажите, что образ Сталина противопоставлен стране, народу.

О чём мечтает лирический герой? В чём, по его мнению, главное отличие сталинского времени от сегодняшнего дня? Ответьте на эти вопросы строками их текста.

Возможный ответ: В стихотворении «Наследники Сталина» Евтушенко говорит о процессе гораздо более долгом и трудном, чем вынос тела из мавзолея, - о перестройке человеческого сознания, памяти. «Но как из наследников Сталина Сталина вынести?» Такие перемены не совершаются моментально. Для поэтической речи Евтушенко характерны взволнованность, поэта волнуют вопросы общественные, жизнь целой страны, всего народа.

Учитель: Лирический герой Евтушенко - типичный «шестидесятник» с его исповедальностью, романтическим максимализмом, больной совестью. (Читает стихотворение «Нет, мне ни в чём не надо половины!») Евтушенко задаётся вопросом – нужна ли его поэзия народу, настоящее ли всё то, что осталось позади – многолюдные вечера, успех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени?

Осмыслению себя, своего места в обществе посвящено стихотворение «Граждане, послушайте меня…» (Приложение 1). (Чтение стихотворения)

- О каком отношении слушателей рассказал поэт?

- Услышали ли мы обвинение в глухоте к чужой боли, в безразличии, черствости?

- Какова роль приземлённых, нарочито сниженных деталей, противопоставления гармошки и гитары в этом стихотворении?

Возможный ответ: На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смятения и боли, мучительный крик души в начале песни: «Граждане, послушайте меня». Слова эти звучат как мольба о помощи, может быть, это боль души рвётся наружу, страдание не даёт покоя человеку? А «граждане не хочут его слушать». Его потрясает эта глухота к чужой боли, ведь сколько раз в любом кричало и шептало это же начало: «Граждане, послушайте меня». Лирический герой не озлобляется против людей, которые, в общем, совсем неплохие люди. Ведь для того, чтобы взволновать их, надобно нечто большее, чем риторические заклинания. Сомнения в том, что именно он скажет что-то важное и нужное людям, что его слово должны услышать, выражены в заключительной части стихотворения.

Учитель: Поэтической программой, манифестом Евтушенко стало вступление к поэме «Братская ГЭС» «Молитва перед поэмой» (звучит «Молитва перед поэмой»)

В ней нашли отражение характерные для всего творчества Евтушенко темы и мотивы: тема гражданского служения поэта, его особой роли в России – роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее, мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям.

А сейчас мы обращаемся к Андрею Вознесенскому. Его стихи, впервые появившиеся в печати, сразу же стали предметом обострённого и настороженного внимания критики. Поэт сразу нашёл дорогу к сердцам молодых читателей и завоевал их восторженное внимание. Молодёжь со слуха оценила его голос, непохожий на обычные голоса начинающих авторов, и стала жадно слушать, воспринимая эту непохожесть, нешаблонность его стихов.

Краткое сообщение учащегося об Андрее Вознесенском.

В 1957 году Вознесенский окончил Московский Архитектурный институт и отметил это окончание такими стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!» Вознесенский появился с поэтикой уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям не известны. Генезис его поэзии – это синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и логически-коструктивное мышление архитектора-профессионала. Одна из его первых книг не случайно называется «Мозаика». Во главу угла он поставил метафору, назвав её мотором формы. Его ранние метафоры ошеломляли: «по лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл», «мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир», «и из псов, как из зажигалок, светят тихие языки», но иногда шокировали: «чайка – плавки бога». После Маяковского в русской поэзии не было такой метафорической Ниагары.

Учитель: Прочитаем стихотворение «Пожар в Архитектурном институте»

Существуют разные, диаметрально противоположные оценки этого стихотворения. Одни говорили: «горит здание, пропадает народное добро, чья-то мысль, воплощённая в архитектуре, чей-то нелёгкий труд, а поэт, этакий юный Нерон, наслаждается зрелищем, радуется, поскольку вместе с институтом сгорели «дела», в которых занесён выговор поэту, и в заключении браво призывает: «Айда в кино!».

Другие утверждали, что пожар обладает символическим значением, знаменуя разрыв с прошлым для молодого человека, окончившего Архитектурный, но решившего посвятить себя поэзии, да ещё такой необычной, новаторской; и всё стихотворение представляет собой вызов мертвечине, скуке, инерции обыденного существования.

А как вы оцениваете лирического героя этого стихотворения, его поступки, действия?

Ответы учащихся .

Учитель: Для поэзии Вознесенского характерна публицистичность, конкретность места и повода поэтического высказывания. Поэт отзывается стихами на самые острые вопросы современности, на самые волнующие события.

Учащиеся читают стихотворения «Есть русская интеллигенция», «Смерть Шукшина», «Мой проект памятника жертвам репрессий».

Учитель: Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение постоянного улучшения, совершенствования мира и человека сближают поэзию Вознесенского с поэзией футуристов. Давайте послушаем стихотворение «Ностальгия по настоящему» в исполнении Анатолия Белого.

Учитель: В заглавии стихотворения оксюморон, показывающий, что поэту чуждо обращение к темам памяти, прошлого, ностальгии. Через всё стихотворение проходит противопоставление, контраст.

Подумайте, что и чему противопоставляет Вознесенский?

Возможный ответ : Поэт помогает нам увидеть ещё одно значение слова «настоящее» - «современное» и «подлинное». «В сад распахнутая столярка» – полемика с Б.Пастернаком, который в последние годы жизни в « Переделкино» и любил проводить время в одиночестве в своей столярке. В лирику Пастернака современность входила очень осторожно, опосредованно, преломляясь в авторском восприятии, чего уже недостаточно для «злободневного» Вознесенского.

Учитель: Творчество Вознесенского можно назвать социальным авангардом, основанным на традициях русского футуризма, с его неприятием пережитков прошлого, злободневностью, экспериментированием в области художественных форм.

    «Тихая лирика»

Учитель: Эстрадная поэзия, добившаяся на первых порах решительного успеха, уже к концу 60-х годов уступила свои позиции, оказавшись несостоятельной в разрешении высоких нравственно- философских вопросов и задач. Разрешить их могла только поэзия, питающаяся живительными корнями великой русской литературы, поэзия глубоких идей и сильных человеческих чувств. И Владимир Соколов, и Анатолий Жигулин, и Николай Рубцов, и Станислав Куняев, и Глеб Горбовский и другие представители поэтического движения «тихой лирики» принадлежали к тому же поколению, что и Е.Евтушенко с А.Вознесенским.

«Тихой лирике», по выражению С.Чупринина, свойственно не громогласное утверждение, подчёркнутое обилием восклицательных знаков, как это было у «эстрадных» поэтов, а «слово полувопроса», пунктуационно проявленное многоточиями.

Именно к разряду этой лирики был причислен и Николай Рубцов.

Сообщение учащегося о Николае Рубцове.

Учитель: В стихах Н.Рубцова нашли отражение трагические события его детства, его трудовая юность, скитания по стране.

Читаем стихотворения «Элегия («Стукнул по карману – не звенит…»), «Дорожная элегия».

Какое настроение передано в «Дорожной элегии»?

Возможный ответ: Мотив дороги, пути, движения – один из самых важных в лирике Рубцова. При этом поэт становится продолжателем и наследником традиций А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Все творчество Рубцова можно представить как большую лирическую поэму, герой которой – странник, идущий по жизни, по дорогам своей родины. С темой дороги, пути у Рубцова связано настроение грусти, одиночества, бесприютности, оторванности от близких людей. Даже ритм «Дорожной элегии» словно подчеркивает безнадёжность, однообразие пути, усталость путника .

Учитель : С темой странствий связана и тема возвращения домой, к истокам, корням, возвращения памятью к прошлому. Обратимся к стихотворению «Видения на холме»

- Какой видит свою родину поэт?

- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?

Что им противопоставляется в стихотворении?

- Найдите строки, где поэт выразил своё отношение к родине.

Возможный ответ: Родина для Н.Рубцова – прежде всего сельская Россия с её бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звёздное небо в стихотворении символизирует вечность, перед лицом которой даже нашествия Батыя – лишь «миг». Гармоничность природы Руси противостоит смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка. Нагнетание союза И, повторы придают стихотворению неторопливость, величавость.

Учитель: Для лирики Рубцова характерна философичность, осмысление места человека перед лицом мироздания, стремление постичь загадочный мир природы. Это сближает лирику Рубцова с творчеством Ф Тютчева. Послушаем стихотворение «Звезда полей» (Читает ученик)

Каково преобладающее настроение этого стихотворения? Какие чувства лирического героя переданы?

Что символизирует в данном случае звезда?

Учитель: Обратим внимание, что художественное пространство стихотворения расширяется за пределы родины, родных полей. «Звезда полей» горит не только над Россией, но «для всех тревожных жителей земли».

Как вы думаете?

Возможный ответ: Звезда в данном произведении выступает как традиционный символ судьбы и вечности. Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? Поле, как и небо, символизирует простор, свободу, широту горизонтов русской земли. Счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Можно полагать также, что символ звезды полей соотносится в стихотворении с символом рождественской звезды, напоминающей о том, что есть на земле место, где родился Спаситель, что усиливает оптимистическое настроение финала.

Стихотворение проникнуто ощущением сопричастности поэта этой земной гармонии, стремлением к нераздельной связи с родиной, ее природой, народом.

Учитель: А сейчас обратимся к стихотворению «Тихая моя родина». (Чтение стихотворения)

- Как вы понимаете эпитет «тихая» в применении к родине поэта?

- Какой пейзаж возникает в вашем воображении, когда вы слышите: «Ивы, река, соловьи»?

- Для чего приезжает лирический герой в родные места?

- Что изменилось в родном селе за несколько лет, которые лирический герой провел вдали от родных мест? Найдите признаки запустения.

- Каким чувством наполнена душа лирического героя?

Возможный ответ: В этом стихотворении Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – «тихая». Тихая – негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная. В этом прилагательном заключено представление о таких чертах русского национального характера, как степенность, размеренность труда.

Ивы, река, соловей - каждая из этих деталей рождает свои ассоциации. Ивы - плакучие, воплощение печали русской земли; река – дорога жизни, текучее время; соловей - радующая душу чудесная трель маленькой птахи.

Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность - поклониться могиле матери, тоска по ней, сыновняя любовь и нежность вечно живут в сердце. Уже в первой строфе заявлена тема сиротства - мальчик потерял мать в раннем детстве.

«Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз» – тема тишины продолжается. От грешного и суетного отделено кладбище: «Это на том берегу»

Нелегко покидать «деревянное» село в глуши северных лесов, пронзительная, щемящая боль окрашивает строки:

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Учитель: Послушайте песню «Тихая моя родина» в исполнении Александра Михайлова

Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: Шестидесятые годы с их романтизмом, культом «дружества» и энтузиазма как безусловных жизненных ценностей породили особое явление: поэта с гитарой в руках, который поёт свои стихи, а потом эти стихи переписываются на магнитофонных лентах и становятся своеобразным фольклором, звуча у костра, в экспедициях и походах, на кухнях и во дворах. Творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима, А.Галича воспринимается сейчас как особое явление русской культуры второй половины ХХ века – «бардовская поэзия». Родоначальником «авторской песни» считают Булата Окуджаву.

Сообщение учащегося о Булате Окуджаве.

Учитель: Когда началась война, Окуджаве было 17 лет. Совсем юным человеком прошёл будущий поэт через суровые испытания и тяготы четырёх военных лет. Тема войны звучит в его песнях и стихах и спустя 30, и 40, и 50, и 60 лет после Великой Победы.

Обратимся к тексту стихотворения «Проводы у военкомата»

Первое четверостишие напоминает кадры из старой фотохроники, запечатлевшей проводы у военкомата. Звучит духовой оркестр. Вслед за названием «Проводы у военкомата» усиливается тема прощания, разлуки. Когда- то духовой оркестр играл на вокзалах перед отходом поезда и в парках по вечерам и выходным, оставляя томительное чувство, заставлявшее волноваться сердце. И ещё духовой оркестр звучал на похоронах.

Что он играет? Возможно, «Прощание славянки»?

- «Звук медовый». Как вы понимаете это сочетание?

Возможный ответ: Низкий, густой, медленный, связанный с золотым, медовым цветом медных труб.

Перед нами, словно неожиданно выхваченный камерой, появляется герой стихотворения: «Вот и я...». Возникает ощущение, что герой, постаревший, после окончания войны сидит вместе с нами, читателями, смотрит старую плёнку и видит себя самого – «молодого и бедового, с чёрным чубчиком, с болью в глазах».

Почему боль в глазах? Героя об этом не спросишь, задумаемся сами.

Возможный ответ: Боль расставания, разлуки, боль потери, страх оттого, что разлука может быть навсегда, страх смерти, боль оттого, что нужно улыбаться, «растягивать губы в улыбке», чтобы поддержать провожающих, запомниться молодым.

Учитель: «Машут ручки нелепо и споро». Это о ком? О тех, кто машет руками, прощаясь, или снова о лирическом герое, уходящем в строю?

Возможный ответ: Ускоренные, смешные движения похожи на детскую игру или детский рисунок. Что-то игрушечное, ненастоящее - на войну отправляется оловянный солдатик. Но вслед ему тянутся скорбные крики, действие замедляется, тянется, возникает ощущение трагедии, возникает «безумец из чёрного хора», голос рока, предсказывающий трагический грядущий сюжет. Строка «жизнь музыкой бравурной объята» вызывает в памяти строку из пушкинского романа: «Звучит муз ы ка полковая»; именно «муз ы ка», как называли игру полкового оркестра, передаёт ощущение безвозвратного перелома в жизни. По ту сторону остаются мирное время, любовь, к которым не будет возврата. Пополам, как нечто хрупкое, переламывается судьба. Впереди у героя испытания, которые ему предстоит преодолеть, подобно сказочному герою. Как раскаляющиеся медные трубы «превращаются в пламя и дым», ему суждено пройти «сквозь огонь и медные трубы». Вернётся ли он? Последние строки не дают надежды: даже если герой вернётся, он вернётся уже другим человеком. И только в памяти, провожавших его или на старой фотографии, он останется молодым...

Учитель: А сейчас послушаем песню.

Совпадают ваши впечатления?!

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Учитель : Следующее стихотворение также написано от первого лица. Это монолог лирического героя, обращённый к тому, кого он называет братом. Кто это: старый однополчанин или читатель-потомок? Прошли годы, что- то забылось, уже самому солдату не верится в то, что он был на войне.

Каждое из трёх четверостиший начинается одинаково: «Ах, что-то мне не верится, что я...». Затем в сильной позиции появляется глагол. Выпишем и задумаемся над возникшей цепочкой. «Воевал - убивал - пал в бою». Это очень короткое, но потрясающе ёмкое описание войны, судьбы человека на войне: воевал, убивал врагов, убит сам.

Война – это смерть, солдат убивает других и умирает сам, независимо от того, вернулся ли он. Даже если он вернулся, это уже другой человек, тот, довоенный, погиб, «давно живёт в раю», «а эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам». Здесь по- новому переосмысливается известная мысль: «Жизнь есть сон». Настоящее, живущее в памяти героя, хотя он не хочет в это верить, – война.

Отсылает нас к стихотворению «Проводы у военкомата» и попытка увидеть войну как рисунок ребёнка: нестрашный, игрушечный, ненастоящий («Машут ручки нелепо и споро» – «Я ручками размахиваю, я ножками сучу»).

Может быть, война – это только старое кино? («А может, просто вечером в кино я побывал?») Но вечернее кино не оставляет неизгладимого чувства вины в том, что «крушил чужую жизнь», был орудием войны. Не верится не в то, что воевал, а в то, что «руки чистые и праведна душа». Итак, война закончилась, но именно в это не верится читателю - война продолжается в памяти её участников, не отпуская их, не давая вернуться назад или жить новой жизнью.

Учитель даёт возможность учащимся задуматься над этим, ещё раз прочитав стихотворение про себя.

Учитель: В 60-80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все- таки находящей дорогу к своему читателю- слушателю авторской песни, существовало целое поэтическое пространство - неофициальная поэзия (поэты андеграунда). Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы. Но об этом мы с вами будем говорить на следующем уроке.

III . Рефлексия

- Согласны ли вы со словами эпиграфа? Если «да», то почему? Если «нет», то почему?

IV . Домашнее задание :

Для всех:

    Объясните высказывание «...Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чём они подобны друг другу». (Блок А. О лирике. 1907).

На выбор:

    Выучите наизусть понравившееся стихотворение поэта второй половины XX .

    Сделайте подборку стихотворений поэтов второй половины XX века для школьного «Альманаха»

Литература

1. Баевский В. С. История русской поэзии. - Смоленск: Русич, 1994.
2. История русской советской поэзии. В 2 т. - Л.: Наука, 1983.
3.
Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. - М.: Новое литературное обозрение, 1999.
4.
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. В 2 т. - М.: Академия, 2003.
5. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Тимина С. И., Черняк М. А., Кякшто Н. Н. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Приложение 1

Евгений Евтушенко

Наследники Сталина

Безмолвствовал мрамор.
Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул,
на ветру бронзовея,
А гроб чуть дымился.
Дыханье из гроба текло,
когда выносили его
из дверей Мавзолея.
Гроб медленно плыл,
задевая краями штыки.
Он тоже безмолвным был -
тоже! -
но грозно безмолвным.
Угрюмо сжимая
набальзамированные кулаки,
в нем к щели глазами приник
человек, притворившийся мертвым.
Хотел он запомнить
всех тех, кто его выносил, -
рязанских и курских молоденьких новобранцев,
чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил,
и встать из земли,
и до них,
неразумных,
добраться.
Он что-то задумал.
Он лишь отдохнуть прикорнул.
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою:
удвоить,
утроить у этой плиты караул,
чтоб Сталин не встал
и со Сталиным - прошлое.
Мы сеяли честно.
Мы честно варили металл,
и честно шагали мы,
строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся.
Он, веря в великую цель, не считал,
что средства должны быть достойны
величия цели.
Он был дальновиден.
В законах борьбы умудрен,
наследников многих
на шаре земном он оставил.
Мне чудится -
будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять
сообщает свои указания Сталин.
Куда еще тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не умер.
Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
из Мавзолея
его,
но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
Иные наследники
розы в отставке стригут,
но втайне считают,
что временна эта отставка.
Иные
и Сталина даже ругают с трибун,
а сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина,
видно, сегодня не зря
хватают инфаркты.
Им, бывшим когда-то опорами,
не нравится время,
в котором пусты лагеря,
а залы, где слушают люди стихи,
переполнены.
Велела не быть успокоенным Родине мне.
Пусть мне говорят: "Успокойся!"-
спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина
живы еще на земле,
мне будет казаться,
что Сталин - еще в Мавзолее.

1962

ГРАЖДАНЕ, ПОСЛУШАЙТЕ МЕНЯ...

1963 Д. Апдайку

Я на пароходе "Фридрих Энгельс", ну а в голове - такая ересь, мыслей безбилетных толкотня. Не пойму я - слышится мне, что ли, полное смятения и боли:

Палуба сгибается и стонет, под гармошку палуба чарльстонит, а на баке, тоненько моля, пробует пробиться одичало песенки свербящее начало: "Граждане, послушайте меня..."

Там сидит солдат на бочкотаре. Наклонился чубом он к гитаре, пальцами растерянно мудря. Он гитару и себя изводит, а из губ мучительно исходит: "Граждане, послушайте меня..."

Граждане не хочут его слушать. Гражданам бы выпить и откушать и сплясать, а прочее - мура! Впрочем, нет,- еще поспать им важно. Что он им заладил неотвязно: "Граждане, послушайте меня..."?

Кто-то помидор со смаком солит, кто-то карты сальные мусолит, кто-то сапогами пол мозолит, кто-то у гармошки рвёт меха. Но ведь сколько раз в любом кричало и шептало это же начало: "Граждане, послушайте меня..."

Кто-то их порой не слушал тоже. Распирая рёбра и корёжа, высказаться суть их не могла. И теперь, со вбитой внутрь душою, слышать не хотят они чужое: "Граждане, послушайте меня..."

Эх, солдат на фоне бочкотары, я такой же - только без гитары... Через реки, горы и моря я бреду и руки простираю и, уже охрипший, повторяю: "Граждане, послушайте меня..."

Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, вдруг в ней всё ничтожно будет, кроме этого мучительного с кровью: "Граждане, послушайте меня..."?!


Проводы у военкомата

Булат Окуджава

Б. Биргеру

Вот оркестр духовой. Звук медовый.

И пронзителен он так, что - ах...

Вот и я, молодой и бедовый,

С черным чубчиком, с болью в глазах.

Машут ручки нелепо и споро,

Крики скорбные тянутся вслед,

И безумцем из черного хора

Нарисован грядущий сюжет.

Жизнь музыкой бравурной объята -

Все о том, что судьба пополам,

И о том, что не будет возврата

Ни к любви и ни к прочим делам.

Раскаляются медные трубы -

Превращаются в пламя и дым.

И в улыбке растянуты губы,

Чтоб запомнился я молодым.

Ах, что-то мне не верится

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.

А может, это школьник меня нарисовал:

я ручками размахиваю, я ножками сучу,

и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.

А может, просто вечером в кино я побывал?

И не хватал оружия, чужую жизнь круша,

и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.

А может быть, подстреленный, давно живу в раю,

и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...

А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

Годы оттепели стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства. Поэзия 1960-х годов решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия. Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии. Новое поколение – Евтушенко, Ахмадулина, Аверченко, Рождественский – молодые и дерзкие. Поэзию этого периода, в первую очередь творчество молодого поколения, определяли как эстрадную поэзию. Поэты заговорили о сокровенном и обыденном. Они явили лирического героя, который не разобрался в жизни. Его душевные искания и вызывали сочувствие. Исповедь об обыденном. Р.Рождественский «Моя любовь», Кирсанов «7 дней недели». Евгений Евтушенко – один из талантливейших публицистов 2 половины XX века. Острые политические, социальные, нравственные проблемы сегодняшнего дня – всегда в центре его внимания: Моя поэзия, как Золушка, забыв про самое свое, стирает каждый день, чуть зорюшка, эпохи грязное белье. Вершина поэтического творчества Евтушенко - поэма «Братская ГЭС» - «Людей неинтересных в мире нет, их судьбы как блуждание планет». Он многословен. Поэма «Братская ГЭС» строится на противопоставлении двух символов – пирамиды и ГЭС. Рваный ритм в стихах Евтушенко хорошо передает темпы мчащейся жизни, нервные интонации в речи людей. В 70-80-е гг Евтушенко сохранял умение вовремя и к месту почувствовать болевую точку. «Идут белые снеги». А.А.Вознесенский – поиск новых и иных средств изобразительности и выразительности. Вознесенский – поэт острой и напряженной мысли. Читать Вознесенского – искусство. Россия, любимая с этим не шутят. Все боли твои – меня болью пронзили. Россия я – твой капиллярный сосудик, Мне больно, когда – тебе больно, Россия. Он подчеркнуто новаторский «Треугольная груша ОЗА (Зоя)». Успех принесла поэма «Мастера». По содержанию «Мастера» - переработка легенды, которая существует у многих народов. Творчество – это неизбывно. Высказывается мысль о том, что связь с предшественниками вредна, так как кровосмешение ведет к вырождению. «Я – Вознесенский, Воздвигну их» Визуальная поэзия В 60-е годы появляется новое поколение поэтов – Л.Самойлов, Арсений Тарковский, Белла Ахмадулина. Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, легкий налет архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной: Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов И современнее и резче. По сравнению с предшествующим периодом «эстрадной» поэзии (Евтушенко, Вознесенский, Рождественский) возникла потребность в стихе-размышлении, медитации. Это качество стало поддерживаться целой плеядой поэтов, дебютировавших в середине 60-х: Н.Рубцов, Жигулин, Передреев, Хабаров. Если ранее доминантой была эстрадность, то с конца 50х – в 60-х основной стилевой доминантой стала «тихая» лирика. Тихая лирика – это лирика, погруженная в себя, разговора о сокровенном. Этот термин – «тихая лирика» - ввел в 1973 году воронежский критик Осаткин. Лидером ее признан Рубцов. Его поэтическое творчество не очень обширно по написанному и по времени разворачивания. Одна из сквозных тем его лирики – тема скитаний, мотив дороги. Его произведения – «Лирика», «Звезда полей» (1967), «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Большую роль в сохранении наследия Н.Рубцова сыграл критик Вадим Кожинов, который не принимал эстрадности. Доминирующим образным ядром лирики Н.Рубцова стала тема Родины негромкой, неяркой – «тихая моя родина». Будничное, повседневное. Элегические мотивы очень важны для «тихой» лирики. Элегия – это возвращение поэта памятью назад, это грустная песня. Тихая лирика находила в настоящем то, что составило бы ценностную основу, действительность лишена ценностного начала, а нравственные истоки приходят из пережитого. Поэзия 1970-1990 лишилась массовой аудитории, но творческие поиски были продолжены, и результаты говорят сами за себя. Начало периода характеризуется преобладанием «традиционной поэзии», представленной именами Тарковского, Мартынова, Самойлова, Слуцкого и др. Не смолкли и голова шестидесятников – Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Окуджавы. Ближе к сегодняшнему дню сначала в андеграунде, а затем и открыто зазвучали голоса модернистов самых различных направлений. Традиции Лианозовской школы были продолжены и развиты в поэзии метареалистов (Седакова, Жданов, Шварц) и концептуалистов (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, Н.Искренко). В поэзии 1970-1990-х годов независимо от направлений широко представлен верлибр, лучшие образцы которого явлены в творчестве И.Бродского и Д.Самойлова. В целом поэзия 1970-1990-х годов, как, впрочем, и вся художественная литература представляет собой органический сплав реалистических и модернистских тенденций. Иван Елагин – имя вернулось в 1988 году. Учился в Киевском медицинском институте. Когда началась война, примкнул к немцам. В творчестве выражены общегуманистические традиции. Присутствует тоска. В целом поэзия этого периода развивается без конфликта, не дает фигуры, способной стать лидером. Бардовская поэзия – магнитиздат. Это оказалось свежим словом. Соединение поэтического слова с исполнением, балладность, романтическая настроенность, нетрафаретность, нетрадиционность. «Традиции сдерживают развитие». Б.Окуджава «До свидания, мальчики». Поэтизация малой родины – Арбата. В.Высоцкий – соединял поэтический талант, актерское мастерство и музыкальность – исполнительское мастерство. Лирика Высоцкого многомерна. 1 период – уличная, блатная лексика. Блатная музыка и культура была связана с массовым освобождением из лагерей 1954-1956 годов. 2 период – философская лирика, драматичность и трагичность. «Кони привередливые», «Мы вращаем землю». Любовная лирика с надломом, драматизмом. Маски – ролевые интонации в лирике Высоцкого. Интонационно и лексикой создает особую доверительность. Рок-поэзия. Синтетичность этого жанра проявляется гораздо более ярко, нежели в авторской песне. Рок-композиция создается, как правило, в расчете на то, что и слова, и мелодия, и аранжировка лишь в момент исполнения производят задуманный художественный эффект. Как явление наша рок-поэзия заставила о себе говорить в середине и особенно во второй половине 1970-х гг. Постепенно складывались две школ: московская и ленинградская (свердловская заявит о себе в следующем десятилетии). В Москве интереснее других были «Машина времени» и «Воскресенье». Ленинград же стал настоящим центром рок-поэзии: «Аквариум», Майк Науменко, Виктор Цой, Ю.Шевчук, Константин Кинчев. Самой яркой индивидуальностью среди рок-поэтов является Александр Башлачев . Начав выступать со своими – чаще домашними – концертами в середине 1980-х и написав около 60 песен и несколько стихотворений, он неожиданно замолчал, когда, казалось бы, стало можно петь обо всем. И не просто замолчал, а уничтожил только что записанный альбом «Вечный пост». И пошел в самоуничтожении еще дальше – до конца: выбросился из окна 17 февраля 1988 года. В связи с этим фактом нужно сказать еще об одной важной особенности рок-поэзии и рок-культуры вообще. Ключевым, одухотворяющим ее понятием является протест. Рок-критик Артемий Троицкий очень точно назвал слагаемые творческой личности Башлачева: «У Саши Башлачева было все, и в избытке, - одухотворенность, энергия, владение словом и непохожесть». Язык песен Башлачева поражает не меньше, чем исполнение, создавая стойкое убеждение, что так с русским словом никто из современных рок-поэтов не работал. Обратившись к наиболее концентрированно-национальному в лексике – идиоматическим выражениям – и насыщая ими текст до предела, он с помощью сложнейших трансформаций этих выражений раскрыл смысл русской исторической судьбы: И наша правда проста, но ей не хватит креста Из соломенной веры в «спаси-сохрани». Ведь святых на Руси – только знай выноси! В этом высшая мера. Скоси-схорони. Или раскрытие судьбы русской поэзии, как в аллюзивно названной песне «На жизнь поэтов», поразительно насыщенной «русскими формулами бытия». Эти формулы (поговорки, пословицы, крылатые выражения) перестают быть «дежурными», то есть употребляемыми преимущественно в стандартных контекстных ситуациях. Словно сообщающиеся сосуды, идиомы взаимообогащаются с «оживляющим» их необычным окружением. Стертое «до смерти любить» вдруг возвращает себе первозданную полнокровность, а «семь раз отмерь…» вообще зловеще переворачивается: Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта. И за семерых отмеряет. И режет. Эх, раз, еще раз! Писавшие о Башлачеве отмечали предельную политизированность многих его песен. Добавим, что это не просто политика, а политическая история – судьба России, явленная живой, русской, болящей душе и переплавленная в ней в удивительно емкие, полнокровные образы: «Вытоптали поле, засевая небо» («Лихо»), «Если нам не отлили колокол, Значит здесь время колокольчиков». ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ Долго шли - зноем и морозами. Все снесли - и остались вольными. Жрали снег с кашею березовой. И росли вровень с колокольнями. Если плач - не жалели соли мы. Если пир - сахарного пряника. Звонари черными мозолями Рвали нерв медного динамика. Но с каждым днем времена меняются. Купола растеряли золото. Звонари по миру слоняются. Колокола сбиты и расколоты. Что ж теперь ходим круг-да около На своем поле - как подпольщики? Если нам не отлили колокол, Значит, здесь - время колокольчиков. Ты звени, звени, звени сердце под рубашкою! Второпях - врассыпную вороны. Эй! Выводи коренных с пристяжкою И рванем на четыре стороны. Но сколько лет лошади не кованы, Ни одно колесо не мазано. Плетки нет. Седла разворованы. И давно все узлы развязаны. А на дожде - все дороги радугой! Быть беде. Нынче нам до смеха ли? Но если есть колокольчик под дугой, Так, значит, все. Заряжай - поехали! Загремим, засвистим, защелкаем! Проберет до костей, до кончиков. Эй! братва! Чуете печенками грозный смех Русских колокольчиков? Век жуем. Матюги с молитвами. * Век живем - хоть шары нам выколи. Спим да пьем. Сутками и литрами. Не поем. Петь уже отвыкли. Долго ждем. Все ходили грязные. Оттого сделались похожие, А под Дождем оказались разные. Большинство - честные, хорошие. И, пусть разбит батюшка Царь-колокол - Мы пришли. Мы пришли с гитарами. ** Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл Околдовали нас первыми ударами. И в груди - искры электричества. *** Шапки в снег - и рваните звонче. Свистопляс! Славное язычество. Я люблю время колокольчиков. 51. Поэтический мир Б. Пастернака (1890-1960). Тяга к поэзии проявилась у Пастернака, когда он учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Значительную роль в духовном становлении поэта сыграли его занятия философией. В апреле 1913 года в альманахе «Лирика» были впервые опубликованы стихи Б. Пастернака. После окончания университета Пастернак написал и выпустил книгу «Близнец в тучах» (1913), куда вошло 21 стихотворение. В стихотворениях «Эдем», «Лесное» высказано понимание поэзии как средства самовыражения Вселенной. Здесь назначение поэта видится в способности раствориться в природе и говорить от ее имени: Я – уст безвестных разговор, Я – столп дремучих диалектов. Это убеждение станет основой творчества Пастернака, и он будет верен ему до конца. С.Дурылин считал, что у Пастернака еще в 1910 году, до футуристов, обнаружился «особый вкус к заумным звучаньям и словам». Вместе с тем сборник «Близнец в тучах» содержал немало реминисценций из Белого, Блока и других символистов. В то же время символист Брюсов указал на органическую футуристичность поэзии Пастернака и отнес его к «порубежникам», у которых футуризм сочетался со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествующих поколений. В январе 1914 года возникла новая литературная группа «Центрифуга», куда Пастернак вошел вместе с С.Бобровым и Н.Асеевым. Появление ее было вызвано стремлением размежеваться с футуристами. В книгу «Поверх барьеров» вошли стихотворения 1914-1916 годов, она была издана в декабре 1916 г. Сборник открывался «Посвященьем», выразившим представления автора об аскетическом укладе духовной жизни – «нищенском ханстве» поэтов-изгоев. Исследователь поэзии Пастернака В.Альфонсов отметил, что в стихах периода «Близнеца в тучах» и «Поверх барьеров», во многом еще незрелых, пробивается удивляющая своей зрелостью поэтическая мысль. Сборник «Поверх барьеров», по его мнению, был самой экспериментальной книгой поэта. Он сознательно искал новую манеру, стремился к внешней изобразительности. Избежать чрезмерной усложненности Пастернаку позволяли глубина и подлинность выражаемых чувств. Вершиной раннего творчества Пастернака и его итогом стало стихотворение «Марбург», завершавшее сборник «Поверх барьеров». В основе сюжета стихотворения лежала встреча поэта с девушкой, у которой он был домашним учителем. В стихотворении передана драма неразделенной любви. В «Марбурге» любовный сюжет отражает миропонимание лирического героя: возникают такие образы, как инстинкт-подхалим, бессонница, которую герой знает «как грамматику», белое утро, узнаваемое в лицо. Стержнем стихотворения становится тема второго рождения – сквозная в поэзии Пастернака: любовь заново открывает для человека мир. Книга «Сестра моя – жизнь» (1922) была написана им в 1917 году и имела подзаголовок «Лето 1917». В основе внутреннего сюжета этой книги была история любви поэта к Елене Виноград. Пастернак признавался: «Сестра моя – жизнь» была посвящена женщине. Стихия объективности неслась к ней… умопомрачительной любовью». Композиция книги подчинена сюжету любовной драмы от момента зарождения любви до ее утраты. Сквозная для поэзии Пастернака тема женской доли, противопоставление естественного чувства правилам и установлениям морали, калечащим женскую судьбу, отразилась в стихотворении «Любимая, - жуть! Когда любит поэт…», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…» и др. Главная идея книги состояла в утверждении жертвенной сущности творчества: Сколько бедных, истерзанных перьев Рвется к окнам из рук рифмачей! Цикл «Тема с вариациями» построен по принципу музыкальных импровизаций. В начале цикла обозначена его тема: Пушкин и стихия. Обращение Пушкина к морю воспринимается автором как встреча «свободной стихии с свободной стихией стиха». Цикл «Разрыв состоит из девяти частей и завершается прощанием с возлюбленной: Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер. А наши дни и воздух пахнут смертью: Открыть окно – что жилы отворить. Основной идеей книги «Темы и вариации» было убеждение в том, что искусство рождается из самой природы, что поэзия сродни стихиям и временам года. Особое место в творческой эволюции Пастернака занимают поэмы 1920-х годов: «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт». Поэма «Высокая болезнь» явилась попыткой автора откликнуться на события общественной жизни. В центре произведения проблема места интеллигенции в революции, судьбу которой поэт связывает со своей судьбой и раскрывает с предельным драматизмом. Пастернак рисует картину эпохи, разрушившей привычный уклад жизни. В романе в стихах «Спекторский» (1931) Пастернак выразил свое отношение к современности. Переходы от картины к картине выглядят внезапными, так как определяются авторским восприятием изображаемого. В романе осмыслены судьбы интеллигентов, их связь с эпохой. Поэт передал предреволюционную атмосферу смятения, неразберихи и обреченности. Главной задачей в книге «Второе рождение» (1932) Пастернак считал обретение контакта с современностью. Он продолжает разработку традиций Пушкина, считая, что «в настоящее время менее, чем когда-либо есть основание удаляться от пушкинской эстетики». Конфликт книги «Второе рождение» заключается в противоречии между общим, социально-историческим бытием и частным, индивидуальным существованием человека, в котором заложены критерии проверки «общей» жизни на органичность и естественность. Многие стихи «Второго рождения» имеют конкретную биографическую основу. В них звучит мотив «двух женщин», связанный с переменами в личной жизни поэта, который оставил первую семью и женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз. Одним из центральных в книге является мотив детства, в котором поэт находит источники естественности, доверчивости, чистоты – всего, что связано с его представлениями о нравственном идеале. Главным итогом книги «Второе рождение» стало утверждение единства субъективно-неповторимого и общечеловеческого начал жизни, воспринимаемой как высший дар. Особым этапом в судьбе и творчестве Пастернака были годы Великой Отечественной войны. Он жил в Москве, потом в эвакуации, затем снова вернулся в Москву. На этот период приходится формирование нового поэтического стиля Пастернака – сознательная ориентация на творчество, понятное для всех. В книге «На ранних поездах» (1944) стихам о войне предшествовали стихи переделкинского цикла. В цикл вошли стихи о временах года, каждое из которых воспринято как «новое чудо», как нескончаемая сказка. Стихи «Страшная сказка» посвящены детям, испуганным войной. «Старый парк» (1941) рассказывает о раненом, который попал в госпиталь, размещенный в усадьбе, где прошло его детство. Поэзия Пастернака периода войны свидетельствует об изменениях в мироощущении поэта: у него возникает чувство общности с народом, рождается потребность правдиво изобразить народный характер. Пастернак приступил к подготовке книги стихов «Когда разгуляется» (1956-1958) в 1956 году. Поэт собирался включить в книгу стихи, написанные за последний год. Среди них было программное для позднего Пастернака стихотворение «Быть знаменитым некрасиво». В стихотворении слышны торжествующие ноты выполнившего предназначение человека, который отказывался от своего прошлого в пользу будущего. В стихах 1956 г. поэт продолжил разработку своих сквозных тем: верность жизни как высшему началу, природе, одухотворенной человеком. Время все отчетливее проявляет масштабы художественного мира Пастернака. Подтверждается справедливость той оценки, которую дал его творчеству и личности Варлам Шаламов: «Жизнь в глубинах своих… всегда будет прежней – с жаждой настоящей правды… Вы приняли на себя эту ответственность, со всей твердостью и непреклонностью… Вы – честь времени, Вы – его гордость. Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили». 52. Поэтика романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Замысел создания романа «Доктор Живаго» возник у него в 1946 году. Роман не является легким чтением. Многое в этом произведение определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени. Центральная проблема романа «Доктор Живаго» - судьбы русской интеллигенции в 20 веке. Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека. «ДокторЖиваго» создавался в традициях русского романа XIX века с его уходящей поэзией «дворянских гнезд». Не случайно, рассказывая о замысле произведения, Пастернак напоминал, что начал его с описания старинной усадьбы. В романе изображаются заброшенный помещичий парк в Кологривовке, поместье в Дуплянке, имение на Урале. Пейзажи занимают в произведениях огромное место. Однако характер описаний природы у Пастернака заметно отличается от традиционного. Пастернак использовал в прозе художественные приемы, освоенные им в поэзии и характерные для искусства символизма и авангарда. Структура художественного мира романа определяется сильным лирическим началом, предполагающим субъективность автора в воссоздании событий исторической жизни и явлений природы. Как и в стихах, в прозе Пастернака природа наделена способностью видеть, думать, чувствовать, то есть принимать деятельное участие в жизни человека. Вместе с героями романа в движении сюжета участвуют образы-символы, образующие сквозные мотивы произведения: метель, вьюга, пурга, буря, снегопад. Пурга кружится в день похорон матери Живаго. Она запорошила газетный лист с сообщением об октябрьских событиях 1917 г. Снегом засыпана одичавшая, голодающая Москва первых послереволюционных лет, откуда вынужден бежать Юрий Живаго с женой Тоней, тестем и маленьким сыном. Снегом заметено Варыкино, где поселился с семьей Юрий Живаго. Пурга меняет мир. «Мело, мело по всей земле…» - этот мотив, восходящий к поэме А. Блока «Двенадцать», в поэзии Пастернака символизирует нарушение привычного порядка в жизни людей. Поэтому душа Юрия Живаго тянется к женщине, родившейся, чтобы «сбивать с дороги». Образы метели и снегопада соединяются в стихах и прозе романа со свечой, символизирующей свет жизни и пламя любви. Свеча, увиденная главным героем романа в окне дома в Камергерском переулке, служит предзнаменованием любви между Живаго и Ларой, которая ярким пламенем вспыхнет много лет спустя в заснеженном Варыкине. «А ты все горишь и теплишься, свечечка моя яркая!» - говорит Лара Юрию, когда однажды, проснувшись ночью, видит его за рабочим столом, освещенным свечой. Свет, горение связывают Юрия и Лару, образ которой ассоциируется с простором и светом: «Когда она входила в комнату, точно окно распахивалось». Любовь вторгается в судьбу героя романа, как стихия. Она предопределена и переживается Юрием как метель или ливень. Возлюбленная является ему «одна средь снегопада», и невозможно «провести границу» между ним и ею: «О, какая это была любовь… Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья, не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной». Природу, историю, мироздание объединяет, по художественно-философской концепции Пастернака, бессмертие. В романе показано слияние человека и природы: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу… «Лара!» - закрыв глаза, полушепотом или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству». Так в романе утверждается восходящая к философии Вл. Соловьева концепция «всеединства», в которой речь шла о слиянии человека с «целым», с «источником всего», о единении «небес, земли и человека» как общей конечной цели исторического, природного и божественно-космического процессов. Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой: «Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением». В финале судьбы своего героя автор реализует метафору, высказанную в речи Блока о Пушкине: «Его убило отсутствие воздуха». Живаго не выдержал нестерпимой духоты. Очистительная буря, которой неосознанно ждал герой, произошла позже. Война явилась очистительной бурею. Люди вздохнули свободнее, всею грудью. В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение «Гамлет» соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи: Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. В стихотворении «Август» отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары, хотя оно и имеет конкретно-биографическое содержание. Стихи «Рождественская звезда», «Зимняя ночь», «Магдалина» разрабатывают традиционные евангельские сюжеты и служат выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго. Главное в характере соотношения прозы и поэзии в романе «Доктор Живаго» было замечено одним из первых его читателей В.Шаламовым: «Голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – «голос автора». На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, - равноправные герои. Роман «Доктор Живаго» Пастернак считал главным делом своей жизни.

Цели урока:

  1. Донести до учащихся мысль о трагичности судеб поэтов России; показать обусловленность этой трагедии особой ролью русской литературы в жизни русского народа.
  2. Расширить читательский кругозор учащихся.

Оформление:

  • выставка книг русских поэтов второй половины ХХ века;
  • тексты произведений В.Высоцкого, Н.Коржавина, И.Бродского (на рабочем месте учащихся);
  • электронная презентация, включающая в себя портреты русских поэтов второй половины ХХ века, аудиозапись песен В.Высоцкого, А.Городницкого, В.Долиной.

1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о русских поэтах второй половины ХХ века, об их стихах и судьбах.

Судьбы поэтов…. В них есть нечто общее, объединяющее. Наша задача – увидеть, понять и объяснить эту общность.

Другу Пушкина В. Кюхельбекеру принадлежат такие строки: “Горька судьба поэтов всех племен// Тяжеле всех судьба казнит Россию”. Спустя много лет, уже в начале ХХ века, замечательный поэт М.Волошин напишет:

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот….

Из этих слов явствует, что во все времена легкой судьбы истинному поэту не было дано. Особенно поэту русскому.

Вспомним историю нашей литературы. В 1837 году был убит Пушкин. Спустя 100 лет М.Цветаева в эссе “Мой Пушкин” напишет:

“Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его ….

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.

С тех пор …. я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались”.

Слайд 5 (три блока со словами “Судьба поэта”, “Трагедия”, “Поэт в России – больше, чем поэт”, расположенные на экране в определенном порядке)

Цветаеву поразила трагичность судьбы поэта – любого истинного поэта (не только Пушкина!). Между понятиями “судьба” и “трагедия” она фактически ставит знак равенства. Я тоже ставлю этот знак.

Слайд 6 (Формула. Между словами “Судьба поэта” и “Трагедия” появляется знак равенства)

2. Беседа.

1. Согласны ли вы с этим своеобразным знаком равенства? Может быть, трагическая судьба Пушкина является исключением?

  • Судьба Пушкина исключением не является. Лермонтов тоже был убит на дуэли.
  • В Персии погиб Грибоедов, ему было чуть больше тридцати.

Не стала ли судьба русского поэта менее тяжкой в ХХ веке?

  • В ХХ веке стало, может быть, еще тяжелей. Есенин, например, по своей воле ушел из жизни.
  • Точно так же закончила свои дни и М.Цветаева. Сам оборвал свою жизнь Маяковский.

К счастью, не все поэты так страшно и рано уходят из жизни. А.Ахматова, например, прожила достаточно долгую жизнь, но судьба ее была воистину трагической, как и судьбы многих русских поэтов второй половины ХХ века.

2. Стихи каких поэтов периода вы читали?

  • Стихи В.Высоцкого, Ю.Друниной, Н.Коржавина, И.Бродского, Н.Рубцова (называется еще несколько имен).

Что вы знаете о судьбах этих поэтов?

  • Высоцкий умер в 1980 году, ему было 42 года.
  • Друнина добровольно ушла из жизни.
  • Бродский был вынужден эмигрировать из России. Он умер в Америке.
  • Коржавин не по своей воле уехал из нашей страны. Сейчас он живет и работает в США.
  • Рубцов трагически погиб, когда ему было всего 35 лет.

Возникает вопрос: почему жизнь многих русских поэтов так коротка? Поэт, “как беззаконная комета”, врывается в наш мир и гаснет. Почему? Что определяет трагизм его судьбы?

Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Слайд 7 (Фотография В.Высоцкого. Звучит песня “О поэтах и кликушах”).

  • Наверное, трагедия поэта в том, что он острее видит несправедливость и неправду в жизни. Он пытается открыть глаза на эту несправедливость другим людям, борется своим талантом за правду. Поэт бесстрашен, а несправедливое общество боится поэта и преследует его.
  • Дело не в том, сколько прожил поэт. Главное – как прожил. Поэт проживает трагическую жизнь.

Не могу не напомнить вам строки Евг. Евтушенко: “Поэт в России - больше, чем поэт….”. Поэт в России – воплощение совести и правды. Его миссия – нести свет, спасать человеческие души от лжи и цинизма – прекрасна и трагически тяжела.

Можно ли утверждать, что стихотворение “О поэтах и кликушах” Высоцкий написал и о себе самом?

  • Безусловно.

4. В чем вы видите личную трагедию В. Высоцкого?

  • Высоцкий жил во времена “застоя”, когда в стране было много лжи и лицемерия. Поэт же в своих стихах не лгал никогда и потому “был опасен”. Произведения его не печатались, пластинки почти не выпускались, хотя вся страна пела песни Высоцкого.
  • Высоцкий был, можно сказать, народным поэтом, но официального признания не получил. Это очень больно его ранило.

У нас в России никогда не было легких времен. И застойные семидесятые представляются тяжелым временем – несвободным, лживым, не допускающим инакомыслия. Это время поэта Высоцкого – свободного человека в несвободной стране.

Между поэтом и его народом тогда пытались воздвигнуть непреодолимую стену: отказывались печатать его стихи. Первый сборник Высоцкого, “Нерв”, пришел к читателю только в 1988 году, когда поэта уже не было в живых.

Чтение учащимися стихов В.Высоцкого (“Я не люблю”, “Звезды” и др.).

Высоцкий ушел летом 1980 года. Его ранняя смерть потрясла Россию.

Слайд 8 (Фотографии А.Городникого, памятника В.Высоцкому. Звучит песня А.Городницкого “Памяти В.Высоцкого”).

На Ваганькове горят сухие листья,
Купола блестят на солнце – больно глазу.
Приходи сюда и молча помолись ты ни разу,
Даже если не молился ты ни разу.
Облаков плывет небесная отара
Над сторожкой милицейскою унылой,
И застыла одинокая гитара,
Как собака над хозяйскою могилой.
Ветки черные раскачивает ветер
Над прозрачной неподвижною водою,
И ушедшие безвременно поэты
Улыбаются улыбкой молодою.
Их земля теперь связала воедино,
Опоила их, как водкою дурманом.
Запах вянущих цветов и запах дыма –
Все проходит в этом мире безымянном.
На Ваганькове горят сухие листья,
За стеной звенит трамвай из дальней дали.
Приходи сюда и молча помолись ты….
Эта осень наступает не твоя ли?

(А.Городницкий, “Памяти В.Высоцкого”)

5. Высоцкий лежит на Ваганькове, как и Есенин. Поэт лег в родную землю. Это слабое утешение, и все же: слава Богу, что он не познал горечи изгнания. Поэт – пророк (так считал Пушкин!). Но, как известно, нет пророка в своем Отечестве. Не так уж редко официальная Россия отторгала своих поэтов, выталкивала за пределы: в Нью-Йорк, в Бостон, в Париж....

Однажды В.Долину спросили, о ком эта песня. Она ответила: “О Русском Художнике…. Можно привести не одно имя”.

Чье имя привели бы вы? Кого Россия отпустила? Кто окончил свои дни на чужбине? Кто живет вдали от родной земли?

  • И.Бродский, Н. Коржавин.

6. Очень хочется, чтобы вы познакомились со стихами Наума Коржавина. К Сожалению, этот замечательный поэт мало знаком широкому кругу читателей.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о судьбе Н.Коржавина.

Н.Коржавин родился в 1925 году в Киеве. В 1944 году приехал в Москву и поступил в Литературный институт. Через 3 года его арестовали, 8 месяцев он провел на Лубянке, а потом жил на поселении в Сибири. Арестовали его незаконно, как арестовывали многих других при Сталине.

В 1963 году вышла его первая и единственная книга на родине – “Годы”.

Коржавин всегда выступал против культа личности, против несвободы. Поэтому в СССР его не печатали и в 70-ые годы вынудили эмигрировать. Сейчас Коржавин живет и работает в Бостоне (США).

Чтение учащимися стихов Н.Коржавина (“Зависть”, “Мне без тебя так трудно жить….” и др.).

Как видим, Коржавин писал прекрасные лирические стихи о любви. Но не только эта вечная тема волновала поэта. Были у него и другие стихи: о России, о человеческой судьбе, о “трудных временах”, в которые выпало жить.

Чтение стихотворения “В наши трудные времена….”.

Какими эпитетами Коржавин определяет свое время?

  • “Трудные”, “подлые”.

Официально эти времена назывались по-другому: светлые, великие времена построения социализма. На самом деле они были действительно трудными.

Что необходимо человеку, чтобы выжить в эти “подлые” времена в своей стране? Найдите ключевые слова в стихотворении.

  • Жена, дом, дети, душа, совесть, друг, быть свободным.

Вот она, основа счастья! Счастья, которого, по мнению поэта, на родине дождаться нельзя: в России не было главного – свободы. Коржавин, призывавший ее в своих стихах “был опасен” для определенного круга, и в 1973 году его вытолкнули в эмиграцию.

То свет, то тень,
То ночь в моем окне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

В чужую близь,
В чужую даль гляжу,
В чужую жизнь
По лестнице схожу.
…..

Я знаю сам:
Здесь тоже небо есть.
Но умер там
И не воскресну здесь.

То свет, то тень.
Я не гнию на дне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

Вот она, трагедия: поэта лишили родины, родина лишилась поэта.

Н. Коржавин дважды приезжал в Россию, но насовсем не вернулся.

Никогда не вернется в свой город на Неве и гениальный поэт И.Бродский.

Он умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции. Осталось невыполненным его юношеское обещание:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
Между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет под мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой, к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

(“Стансы”, 1962 год)

“Равнодушная отчизна” (потрясающий образ!) несла поэту страдание. Здесь, на родине, Бродского судили и приговорили к ссылке якобы за тунеядство. Между тем он непрестанно и неустанно работал – писал гениальные стихи.

Бродский был вынужден покинуть страну, уже за ее пределами он нашел широкое признание, став пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Мир признал его гений, но от этого судьба поэта не стала менее трагичной. Ведь читают Бродского – в России, где поэт, как известно, “больше, чем поэт”….

Заключительное слово учителя.

Российские поэты…. Они впускают в свою душу все наше счастье, все наши боли, они несут в мир свет веры, любви и надежды. Таково их предназначение, такова их судьба….

Судьба российского Поэта почти всегда являет собой трагедию. Почему? Думается, сегодня мы сумели ответить на этот вопрос. Может быть, наш ответ и есть своеобразная формула судьбы российского Поэта:

Слайды 12-13 (Формула. Между фразами “Судьба поэта = Трагедия” и “Поэт в России – больше, чем поэт” появляются слова “потому что”)