Самые гениальные побеги из тюрем. Необычные и известные побеги

Среди всех храмов и церквей Крымского полуострова нельзя не отметить один из древнейших храмов – Храм Донаторов. Это место резко отличается от привычных нам церквей тем, что он вырублен в одном из горных ущелий Крымских гор под названием Черкез-Кермен. Ранее здесь располагалась одноимённая деревушка, но сейчас этого поселения не существует. Черкез-Кермен находится в районе города Бахчисарай. Ориентиром для поиска Храма Донаторов может послужить пещерный .

Географические координаты храма Донаторов на карте Крыма GPS - N 44 44.6114 E 33.7269.

Храм Донаторов получил своё название благодаря семье донаторов, на деньги которой он и был построен. Это была княжеская семья, изображение которой до сих пор сохранилось внутри храма. В переводе с латинского языка «донатор» означает «одаривающий». Донаторы выступали в роли покровителей этого места.

Внутри Храм Донаторов украшен фресками. Они являются результатом труда мастеров Ⅻ-ⅩⅠⅤ веков. Некоторые из них очень плохо сохранились – только некоторые элементы возможно различить. Но есть и вполне разборчивые фрески. Кроме семейства донаторов, здесь чётко просматриваются изображения Христа, Богоматери, Предтечи. Основой некоторых фресок послужили сюжеты из Евангелия. Самой популярной из них является фреска с изображением проведения литургии Святого Грааля. Она была создана в ⅩⅠⅤ веке, а до наших дней дожили лишь небольшие её фрагменты.


Храм Донаторов имеет достаточно скромные размеры. Его площадь составляет чуть более 16 квадратных метров. С южной стороны Храма Донаторов находится апсида, к которой примыкает синтрон (скамья для духовенства). На северной стене храма находятся две ниши, расположенные одна над другой. Историки высказывали предположение, что какая-то из этих ниш использовалась для жертвоприношений. Примерно в центре Храма Донаторов вырублены ступени, ведущие к алтарю. Они разделяют апсиду и наос (центральное место в храме, где молятся прихожане). Последний имеет прямоугольную форму, периметр которой замыкает каменная скамья. Вход в Храм Донаторов находится на южной стене, там же расположено небольшое окно размером примерно 50х50. Потолок в храме практически везде плоский. В одном месте его когда-то подпирала колонна, остатки которой до сих пор находятся в Храме Донаторов.


Несмотря на древность Храма Донаторов, здесь до сей поры проводятся литургии. И, конечно же, наплыв туристов к храму тоже немал. Их даже не останавливает его труднодоступность, поскольку яркость впечатлений от увиденного превышает те сложности, которые сопряжены с походом в Храм Донаторов.

Храм Донаторов на карте Крыма
Аня благосклонно отнеслась к моей идее посетить храм Донаторов.
Водитель 40-го автобуса на Терновку тоже был сговорчив и остановил нам возле тополей.
Отсюда идет дорога к теплицам и начинается подъем к пещерному монастырю Челтер-Мармара.
Вот мимо этой дымящейся трубы мы подходим к началу подъема.

Пещерный монастырь хорошо виден еще с дороги.
Промахнуться трудно.

Между первым и вторым окном слева хорошо виден вырезанный в камне крест.
Я его хорошо помню еще с тех пор, когда здесь не жили монахи.

На помощь нам пришел местный сторожил.

Он следил за тем, что-бы никто не смел повернуть назад.

Так мы и подошли ко входу.
Посещение монастыря в наши планы не входило и мы по склону обошли его территорию.

У подъема на верх решили передохнуть под неусыпным контролем хозяина этих мест.

Подъем несложный и скоро мы оказываемся наверху.

Наверху установлен крест.
Отсюда хорошо видна Терновка. В исторических документах встречаются и другие названия: Старый Шулю, Шулю, Шули, Старошули, Старошуль.

Поднявшись наверх мы сразу же пошли на северо-запад или в сторону города Севастополь.
Этим мы преследовали сразу две цели: найти сон-траву и выйти на дорогу к храму Донаторов.

Сверху хорошо видны окрестности.

Балаклава.

Модный пробор лесных просек и скала Мытилино в Балаклаве.

Первая цель была достигнута не сразу.
У нас даже зародилось сомнение.
Но все закончилось благополучно.
Сначала мы нашли один цветок.

Потом два.

Потом много.
Это удивительный цветок.
Невозможно им налюбоваться.
















Доходим до каменного тура, рядом с которым выложена каменная стрела.
Направление стрелы на северо-восток, в кусты. Имеется тропа.
По этой тропе мы попадаем в лес.

В лесу нас встречают подснежники.
Я то думал, что они уже отцвели.
Но в Крыму бывают чудеса.

Идем по тропе все время прямо, на пересекающую её дорогу не отвлекаемся и приходим на поляну.

Сразу же обходим ей слева и по тропе заходим в лес, где начинается спуск в долину.

Колючая проволока на пути - верная примета.
Обходим колючку справа и по скользкому скальнику выходим на окончательную тропу вниз.

А тут нас уже радостно встречают цветочки.
Примула разных цветов.

Выходим в долину Черкез-Кермен.

Находим указатель и начинаем подъем.

Мы наверху.
Тропа привела к храму.
















Этот храм производит сильное впечатление.
Но нам пора.

По склону, усыпанному подснежниками, спускаемся в долину.

Мимо старинного родника и быка с привязанным колоколом, звон от которого разносится по всей округе, мы идем к выходу.

Небольшое чаепитие с видом на башню Кыз-Куле.

Здесь у меня и родилась мысль сбегать налегке наверх.
Аня осталась внизу отдыхать.

Забрался я наверх не там, где планировал.
Но помогло дерево, растущее близко к скале.

Находясь возле башни, я внезапно вспомнил время, когда побывал здесь впервые.
Эх, где мои 17 лет? Вернее 18, т.к. было это в 1978 году.
Вон тот волосатик посредине и есть я).

С Башни видно Эски-Кермен и прилигающие к нему долины.

Черкез-Кермен тоже хорошо видно.

Увлекся я что-то воспоминаниями, Аня заждалась.

Спуск вниз я нашел сверху.
Старинные ступени, вытесанные в камне.

Уже внизу мы увидели, что декорации к фильму "Алмазы для Сталина", которые мы встретили в прошлом году, до сих пор на месте.
Снова побываем в Ураллаге, хорошо, что не в качестве узников.

Египтяне считали улитку символом вечности.
К чему это я?
Сам не знаю.

"Опять он" - подумал я и ошибся.
Это уже следующее поколение монастырских котов.

Идем вниз, не забывая оглядываться.
А оглянувшись, забываем, что надо спускаться.

Это поле уже возле дороги.
Спуск закончился к радости обоих.

Уставшая, но не побежденная Аня.

Последний бонус этой прогулки - автобус, который отправился через 10 минут, после нашего прихода.

Отличная получилась прогулка.
А на карте это выглядит так.

Всего хорошего и до новых встреч!

Храм Донаторов находится на долине Черкез-Кермен, неподалеку от Эски-Кермен в Бахчисарайском районе Крыма. Храм возведен в тайном месте и исполняет роль своеобразной защиты для всей долины. Лишь оказавшись на этом месте и можно ощутить поток Силы, которая исходит из Храма в долину и наполняет ее живительной энергией. Когда небольшая пещерная церковь, которая расписана изнутри фресками, служила убежищем для монахов.

Храм возведен на труднодоступном скалистом мысе. Не так-то просто попасть в обитель, зато оно стоит того. Сперва необходимо преодолеть достаточно крутой подъем по скалистому склону, который пророс лесом. Далее выйти на огибающую скалу тропу и пройти по вырубленным в ней скользким ступеням. Невозможно обнаружить вход в храм со дна балки. Он открывается лишь на вершине.

Внутреннее помещение Храма очень маленькое - около 2х3 метра. Раньше к наружной стороне примыкали деревянные пристройки. Их сооружали с помощью проделанных в камне углублений, в которых устанавливали балки. Вырубленная в скале лестница вела во вход помещения.

Храм известен тем, что ему удалось сохранить средневековую фресковую роспись. Предполагается, что она сохранилась благодаря скрытности и тайности места. Сооружение настолько надежно упрятано, что невозможно было бы ее найти без указателя на вершине горы в виде креста. Постепенно рисунки теряются, однако еще в начале 20-го века они были в хорошей сохранности.

В алтарной части храма сохранились формы фрески 14 века, на которой было изображено проведение литургии Святого Грааля (изображала младенца Христа в чаше в окружении святых). К сожалению, состояние самой фрески печальное. Данный храм является единственным на территории Крыма, где еще можно найти изображение чаши Грааля. Она символизирует идею прямого общения с богом без священника, ставшую популярной в 13-14 века на территории Крыма и Сербии.

Кого называли донаторами и зачем они возвели храм? Слово donator означает с латинского «даритель» или «приносящий дар». Также можно считать его покровителем и организатором строительства храма. Считается, что некая княжеская семья пожертвовала средства на строительство и обустройство Храма. Вот почему он так назван. На западной стене храма нанесено изображение двух фигур. Предполагается, что это были супруги: слева — мужчина с бородой, в короне и воинском облачении, справа - различается женская фигура с серьгами в ушах и остроконечной шляпе. Говорят, что это изображение тех самых донаторов, которые были местными феодалами. Их родовое гнездо располагалось на ближайшем плато Топшан. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эта небольшая церквушка являлась семейным храмом. Ученые предполагают, что на фреске изображен основатель крымского княжества Феодоро — князь Феодоро. До сих пор история княжества окутано тайной.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Найти храм, как и подняться на него нелегко. Экскурсия проходит вдоль южной части эски-керменского плато. Далее следует обойти небольшой мыс с башней Кыз-куле. После этого необходимо перейти в противоположном направлении, по соседней долине почти до самого конца, до места разветвления балки. В верхней части скалы можно заметить высеченный храм Донаторов. Подняться в храм можно после того, как свернуть в балку справа и пройти вперед 200 м, далее подняться по левому склону. Если идти по верху скалы (на которой заметны остатки фундамента), можно обнаружить две смежные пещеры. Именно в одной из них расположен храм Донаторов.

Дорога до Эски-Керменского плато протекает по разным маршрутам:

1. Самый оптимальный вариант, если идти от села Залесное (в село ходят рейсовые автобусы из Бахчисарая, Севастополя, Ялты) по туристической тропе около 3-4 км к южной части Эски-Кермена. Тропу легко найти южнее селения. Более того, она обозначена на топографической карте горного Крыма.

2. От села Холмовка (на рейсовом автобусе из Бахчисарая, по дороге около 6-7 км в юго-западном направлении.

3. От села Терновка через пещерный монастырь Челтер-Мармара. От него необходимо свернуть на север, и немного выше села идти по дороге к пещерному монастырю Шулдан (от которого по балке тропа соединяется с тропой из села Залесное).

4. Если следовать на личном авто, лучше всего проехать через село Красный Мак до села Холмовка. Свернуть налево, не доезжая до последнего. Далее свернуть направо в конце по плитовому покрытию, которое сменяется на грунтовую дорогу. Ехать до конца северной части плато, где можно заметить работника музея, который взимает плату за вход.

Храм Донаторов в Крыму. Похищенная фреска Георгия

Холмовка: Храм Донаторов. Вид на долину

Донаторы - с греческого «дарители» - люди, которые на свои пожертвования содержали храм. Оценивается, что церковка появилась не ранее XIV века
Расположен в отдельно стоящей скале-останце в верховьях балки Черкез-кермен. Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить лишь поднявшись на вершину.


Храм представляет собой небольшое, вырубленное в скале помещение, размерами около 2х3 м. В свое время с наружной стороны существовали деревянные пристройки, о чем свидетельствуют проделанные в камне углубления для крепления балок. К входу вела вырубленная в скале лестница.

Памятник знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Возможно, именно потаенность места способствовала этому. Еще в начале 20 века рисунки были в хорошей сохранности. Но, к сожалению, за прошедшее столетие большая часть росписей оказалась утраченной.


К Храму ведет полуразрушенная система узких лестниц, высеченных в скале, некогда дополнявшихся висячими деревянными мостками, следы которых до сих пор сохранились в виде многочисленных пазов для крепления брусьев и досок.


Главная фреска, располагавшаяся в алтарной части, изображала младенца Христа в чаше в окружении святых. Росписи стен отражали евангельские сюжеты. Одна из фресок изображала семью донаторов храма.

Из комментариев:
Были в ноябре 2013 г. Монах Геронтий излечил,удалил,заговорил боли,спазмы желудка у девочки,моей воспитанницы в течении 3-х минут.Свидетелями были ещё две девочки.Место силы.И зря там навесы и скамейки поставили.Не для праздных это место, загубят

Расположен в 6 км к западу от с. Красный Мак. Так называемый Храм Донаторов получил это условное наименование от написанной на его стенах портретного изображения княжеской семьи - предполагаемых устроителей и попечителей храма, служившего фамильной усыпальницей.

Он находится примерно в полутора километрах от Кыз-Куле уцелевшей надвратной башни разрушенного феодального замка Черкез-кермен, занимавшего плато скалистой горы над широким ущельем со средневековым поселением XII-XVвв.

На месте последнего позднее возникла татарская деревня того же названия, переименованная после Великой Отечественной войны в село Крепкое, ныне снесенное.

Памятник впервые был описан Н.И. Репниковым в 1933 г. Расчистка и консервация были выполнены в 1953 г. О.И. Домбровским. Храм донаторов представляет собой искусственною пещеру, выдолбленную в труднодоступной голой скале крутого северного мыса обрывистого горного массива, делящего ущелье на бывшей окраине села на два рукава, по которым и проходят две ныне заброшенные, а в свое время оживленные дороги - одна к Инкерману и Севастополю, другая - к верховьям реки Черной.

При входе в храм имеются срубленные в том же скальном массиве гробница и небольшой склеп. Вход прорублен в «южной» стене Храма, возле юго-западного угла, а рядом - единственное окно, освещающее алтарную апсиду с ее росписью и противоположную стену, тоже украшенную живописью.


Эта стена от предалтарной преграды до северо-западного угла помещения разделана декоративными, высеченными в камне аркосолиями с двумя между арками своего рода «парусами», на которых в круглых, обрамленным фантастическим растительным орнаментом изображения святых в узорчатых ризах. Из них уцелело левое изображение, на правом - лишь остатки красочного слоя.

Фон вокруг медальонов - иссиня-черный, внутри них - бирюзово-голубой. В правом аркосолии сохранились следы изображения св. Георгия на коне.

Видно, что роспись исполнялась дважды: расписная штукатурка двухслойная и роспись второго слоя не совсем совпадала с росписью первого. Большой и довольно свежий выруб внутри и сбоку аркосолия (слева) легко объясним, он заставляет предполагать, что изображение Георгия кем-то достаточно профессионально снято путем подрубки под штукатурный намет, (вероятно, с предварительной заклейкой росписи холстом) и с безвозвратно похищено.

От левого паруса несколько менее широкий аркосолий переброшен через угол помещения на западную стену и упирается в пилястр на котором под самым потолком написана львиная голова с раскрытым зевом и высунутым языком. Очевидно, лев здесь символизирует евангелиста Марка.

Пилястре соответствовал столб, тоже вырубленный в массиве скалы при устройстве храма, от него остался висячий обрубок на плафоне пещеры, и заметен след основания на полу. Ствол столба был уничтожен, надо полагать при похищении фрески Георгия, т.к. мог мешать ее извлечению. Вероятно, и на нем был символ одного из евангелистов. Два других были изображены справа и слева по бокам предалтарной арки. Относительно сохранилась и читается правая фигура бородатого старца, сидящего в кресле с раскрытой книгой на коленях и стилом в правой руке.

В предалтарном пространстве на северной стене написано изображение жен-мироносиц с чашей и платом в руках. Под ними - так называемые полотенца (изображения расшитых узорчатых драпировок со складками), собранных в виде фестонов.

В конце ориентированной на восток алтарной апсиды помещено поясное изображение Деисуса: Христос с Евангелием, между двух согбенных фигур - Марии и Крестителя с молитвенно протянутыми к нему ладонями.

Данный сюжет является достаточно архаичным и может быть отнесен ко времени первоначальной росписи храма. Под Деисусом изображен потир (чаша) с покрывалом и дискосом (блюдцем), а по ее сторонам в молитвенных позах - фигуры святителей в крестчатых ризах, каждый со свитком в левой руке и с правой, поднятой для крестного знамения. Справа - три таких же фигуры, а слева две, но третьей является диакон с чашей в руках. В узком пространстве между несохранившимся столбом и пилястрами, вдоль северной стены, над аркосолиями устроен плафон в виде плоского коробового свода, в остальной части храма потолок совершенно плоский без следов росписи.

На своде роспись сохранилась: следы изображения двух фигур в рост и двух поясных, сцена мучения св. Федора Стратилата и пять изображений больших медальонов с погрудными изображениями святых, из которых два сохранились относительно полно, что позволяет их персонифицировать: седобородый апостол Петр и юный Пантелеймон-целитель.

Средний и левый аркосолии заняты плохо сохранившимися, но местами вполне различимыми портретами в рост всей семьи владельца замка вместе с их святыми покровителями. В левом аркосолии над вырубленной в скале пристенной скамьей - сам князь и его супруга по сторонам величавой фигуры, в которой по крестчатому нимбу можно узнать самого Христа.

Изображенный сбоку своего рода герб с неразборчивой из-за плохой сохранности монограммой, уже исчез. Под парусом помещено изображена умершей дочери (осталась часть греческой надписи, читаемая как «упокоилась»), а в среднем аркосолии - фигуры двух отроков (сыновей) со скрещенными на груди руками, рядом с ними - два святых воина в полном боевом вооружении. Эта композиция уцелела крайне фрагментарно.

Богатая и сложная орнаментика в сочетании с греческим письмом украшает обрамление аркосолиев.

Храм донаторов с его росписью можно в целом датировать XII-XV вв.

Он является одним из наиболее красноречивых памятников средневековой Таврики и особенно важен тем, что живо и реалистично освещает ряд бытовых и духовных сторон жизни и культуры в целом. Поселение, замок, церковь, кладбище - одинаково датируются, территориально близки и несомненна их взаимосвязанность в этническом и социально-политическом отношениях.

Кроме того, этот памятник архитектуры и монументально-декоративного искусства обладает значительной эстетической ценностью как яркое проявление расцветшего в средневековом Крыму искусства, корни которого в Малой Азии и Закавказье. Возможно, что оно было принесено сюда переселенцами из восточно-византийских провинций еще в период иконоборческих смут и глубоко укоренилось в среде местного населения.