Святыни православия в стамбуле. Русский Стамбул: храм под угрозой

Музей Мозаик в церкви Хора славится богатой и редчайшей колекцией византийских фресок и мозаик. Росписи, которые хранятся здесь не имеют себе равных среди всех византийских церквей. Кроме мозаик и фресок, в церкви Хора сохранились мраморные плиты и каменная резьба.

Церковь Хора построили в IV - V вв. Древнегреческое «chō ra» и турецкое слово «kariye», переводится как «пригород». Расположена церковь в квартале Эдирнекапы, рядом с одноименными воротами. На протяжении веков церковь много раз разрушалась и отстраивалась. Полностью здание было перестроено в XI в. и, соответственно, никаких черт византийского стиля не сохранило.

Однако здание примечательно вовсе не архитектурой: главная особенность церкви - мозаики и росписи, которыми храм украсили с 1315 по 1321 гг. Считается, что росписи сохранились до наших времен потому, что после завоевания Константинополя, по приказу султана Баязиде II церковь перестроили и превратили в мечеть. Фрески и мозаики в то время просто скрыли под слоем штукатурки. При реставрации Церкви Хора в 1948 г. росписи очистили и восстановили.

Сегодня же Церковь Хора действует, как музей, службы здесь не ведутся.

Церковь Св. Стефана

Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотой Рог водным путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять.

Церковь является творением известного архитектора того времени - Азнавура. Она была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, и по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени, и расположением на берегу бухты Золотого Рога.

Церковь Святой Марии Драперис

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В Турции тоже есть католики, одна и католических церквей запечетлена на фото.

Церковь Богородицы Паммакаристы

Церковь Богородицы Паммакаристы (или мечеть Фетхие) - значительный памятник искусства, мозаичные панно которой, сохранившиеся до наших дней, уступают по своей красоте лишь мозаикам в храме Айя-Софья и в музее Карие.

Церковь Богородицы Паммакаристы расположена в районе Фатих на склоне у залива Халич. Предположительно она была построена в ХII веке. Пятиглавое здание - это пример поздневизантийской архитектуры. И всё-таки точная дата создания этой церкви до сих пор неизвестна. После падения Константинополя в 1455 году сюда был перенесен престол Вселенского патриархата. Однако здание служило оплотом христианской религии лишь до 1590 года, когда по приказу султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) оно было перестроено в мечеть. Таким образом султан отметил завоевание Кавказа, что отразилось в названии - Мечеть Завоевания. Внутренние перегородки храма были полностью снесены, а убранство уничтожено.

В середине XIX века мечеть была отреставрирована и выполняла роль культового здания вплоть до 30-годов XX века. В 1949 году пареклесия (южный придел храма, посвященный Иисусу Христу), расположенная рядом со зданием мечети, была восстановлена Американским институтом Византийских исследований. Во время расчистки поверхностей реставраторы обнаружили удивительной красоты мозаики и фрески. После реставрации эти помещения функционируют как музей.

Церковь Влахерна

Церковь Влахерна - знаменитейшая церковь в истории восточного христианства. Известна церковь, прежде всего древней чудотворной иконой Богородицы, которая, как говорится в некоторых исторических источниках, написана евангелистом Лукой.

Возведение церкви начала императрица Пульхерия в 450 г. Место для церкви было выбрано не просто так, тогда эта территория славилась целебными источниками. Однако позже главной достопримечательностью церкви стала Риза Богородицы, которую привезли из Святой земли в 473 г. Специально для размещения Ризы Богородицы рядом с церковью построили особое здание. По одной из версий, автором Ризы Богородицы является евангелист Лука. Сегодня, икона, именуемая Влахернской, находится в Третьяковской галерее.

Сама Церковь Влахерна была разрушена еще в 1434 г. И только в 1867 г. на ее месте возвели греческую церковь, которая действует и сегодня. Находится церковь в северо-западном районе города, недалеко от пристани Айвансарай.

Католическая церковь святого Антония

Итальянская католическая церковь святого Антония - главная и самая большая католическая церковь Стамбула. Службу в церкви проводят итальянские священники. Эта церковь является примером религиозной толерантности в Стамбуле.

Церковь святого Антония расположена на проспекте Истикляль в районе Бейоглу. Строилась церковь на протяжении 6 лет, а открылась для прихожан в 1912 г. Архитектором церкви стал итальянец Джулио Монджери. Здание принадлежит к неоготическому архитектурному стилю. Внешний фасад церкви выстроен с красного кирпича, внутри стены украшены мозаичными плитками. Потолок церкви расписан изумительными фресками, на них изображаются отрывки из Священного Писания. Церковь довольно большая, ее размеры - 20 на 50 м, а ширина фасада, который выходит на проспект Истикляль, - 38 м.

Службы в церкви святого Антония проводятся на нескольких языках, включая итальянский, английский, и, разумеется, турецкий. Мессы проводятся в главной части церкви. Итальянская католическая церковь святого Антония - интереснейшая достопримечательность Стамбула.


Достопримечательности Стамбула

Не смотря на то, что сегодня Стамбул является одним из оживлённых центров мусульманского мира, для всех православных христиан он был и остается колыбелью православия, городом, от которого пришло на Русь православие, а после падения Византии именно Русь стала правопреемником центра православия в мире.

Именно поэтому в Стамбуле с уважением чтят православные святыни, бережно относятся к их истории. Мы с удовольствием приглашаем Вас на экскурсию по православным святыням Стамбула.

Множество церквей, которыми славилась Византийская империя, украшают землю и сегодня, хотя многие из них стали с тех пор мечетями.

Яркий тому пример – Собор Святой Софии в Стамбуле, который изначально был построен как православный храм, а после стал мечетью сегодня Собор Святой Софии – это музей, который входит в число самых потрясающих шедевров средневекового зодчества. Софийские храмы в Новгороде и Киеве строились по образцу этого величественного собора.

После того, как Константинополь пал перед султаном Мехмедом Вторым, Святая София стала мечетью, и в эту главную мечеть Османской столицы почти пять веков подряд стекались со всех уголков государства верующие.

Еще одна православная святыня Стамбула – это церковь Святой Ирины, которая была построена еще в четвертом веке на месте храма Афродиты. Примечательно это место тем, что Первый в истории мира Вселенский Собор прошел именно здесь. Здание церкви сохранилось до сих пор, причём практически в том же самом виде, в каком и было построено. Это уникальное архитектурное сооружение, аналогов которому в мире нет.

В современном Стамбуле действует церковь Влахернской Богородицы, построенная в пятом веке – знаковое для всех православных христиан сооружение. Дело в том, что церковь была возведена над источником, который обладал уникальными целебными свойствами. Кроме того, именно в этой церкви хранились часть пояса Пресвятой Богородицы, риза и головное покрывало.

Это всего лишь часть того православного наследия, которое досталось Стамбулу от Константинополя. Приглашаем Вас увидеть воочию эти святые места.

  • Стоимость сопровождения гида во время экскурсии для группы до 4-х человек — 150$
  • Входные билеты, еда и напитки оплачиваются ОТДЕЛЬНО
  • Стоимость для групп побольше(поменьше) просим уточнять отдельно

Стамбул – это место, откуда берет свои истоки мировое христианство. Более того, именно отсюда пошло по земле православие, и на территории Стамбула есть очень много святых для любого православного христианина мест. Одной из таких святынь можно назвать и церковь Балыклы,…

Православный Стамбул

Могущественный Константинополь, столица императоров – величайший из городов мира. Православный Стамбул – то, что сохранилось о него за века турецкого владычества. Он нем и пойдет речь в настоящей статье.


Святая София, возведенная всего лишь за период с 532 по 537 годы, стала символом православия. Сюда пришли послы от св. равноап. князя Владимира, передавшие ему восторженные слова: «не знаем – на Земле мы были или на Небе». Здесь короновались византийские императоры, и приняла святое крещение св. равноапостольная княгиня Ольга. Православный Стамбул – оплот христианства в Турции, а Святая София – его сердце.


Почти на берегу бухты Золотой Рог находится Греческая патриархия. В примыкающем к ней соборе св. вмч. Георгия паломники могут поклониться части колонны, к которой был прикован Спаситель во время бичевания, мощам свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Здесь же можно помолиться у мозаичной иконы Пресвятой Богородицы, вывезенной святой царицей Еленой из Иерусалима.


Особенно близко русскому сердцу подворье Свято-Пантелеймонова монастыря в старинном районе Стамбула Каракей. От огромного корпуса, полностью принадлежащего подворью, теперь остался только храм и трапезная на самом верху многоэтажного здания. Здесь находили приют и посильную помощь тысячи людей, вынужденных покинуть Россию в 1917-1922 годах. Православная община, хотя и немногочисленная, сохраняется здесь и в наше время. Священники, прибывшие со Святого Афона, проводят регулярные богослужения. Желающие могут подать записки в Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне.


На храме на северной окраине старого города покоилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы – Влахернская. Именно здесь произошло чудо Покрова, когда в 626 году Патриарх и жители Константинополя в слезах молились перед образом Пресвятой Богородицы об избавлении от нашествия. После молитвы великую святыню – Ризу Пречистой – окунули в воды Золотого Рога. Погода была солнечная, но вдруг на горизонте появилась едва заметная и быстро приближающаяся туча. Вскоре начался яростный шторм, разметавший все вражеские корабли. Сейчас здесь выстроен новый храм, при этом сохранился древний источник, где можно набрать святой воды.


Еще один святой источник Стамбула находится в храме, который так и называется – Живоносный источник. Он был известен уже с V века. По преданию, византийский воин по имени Лев в отчаянии бродил по росшим в этой местности лесам. Его угнетали безденежье и неопределенность собственной судьбы. Здесь он встретил слепого старца, попросившего у Льва воды. Отойдя немного в сторону, обремененный тяжкими думами воин обнаружил источник с удивительно чистой и вкусной водой. Напоив старика, Лев получил откровение о том, что он не должен сетовать на судьбу, ибо скоро станет императором. Так и случилось – из простого солдата Лев с Божией помощью стал правителем Византийской империи. Множество паломников стремились посетить этот храм, в надежде на помощь Спасителя. Последовать их примеру можно и сейчас – источник существует, и вода в нем не иссякает.


Рядом с остановкой легкого метро Чемберлиташ находится один из самых древних памятников Стамбула – колонна императора св. Константина Великого. Она была возведена около 330 года и является, таким образом, ровесницей Константинополя. Первоначально на ней возвышалась золотая статуя императора, но в 1106 году в результате сильнейшего урагана статуя рухнула вниз. Затем на вершину колонны был поднят золотой крест, однако и его постигла печальная участь. В 1204 году, во время разорения Константинополя крестоносцами, драгоценный крест исчез. По преданию, под колонной были сокрыты великие святыни православного мира: топор, которым Ной изготовил Ковчег, а также несколько корзин хлебов – оставшихся после чудесного умножения хлебов Спасителем.

Является одним из узнаваемых символов города и ежегодно привлекает тысячи туристов.

У собора интересная и длинная история: за полторы тысячи лет он был христианским храмом и мечетью, а в настоящее время является музеем с уникальными экспонатами и представляет собой памятник архитектуры.

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле

Адрес , по которому находится Собор: площадь Айя София, квартал Султанахмет, район Фатих, Стамбул, (Ayasofya Square, Sultanahmet Fatih/İSTANBUL). Добраться до него можно на трамвае, курсирующем по маршруту «Эминеню-Зейтинбурну», а также на любом автобусе, который идет из районов Беязит или Эминеню в сторону Султанахмета.

В настоящее время объект работает в качестве музея по зимнему (1 – 15 апреля) и летнему (15 апреля – 1 октября) времени.

В первом случае часы работы – 09:00–17:00, во втором 09:00–19:00. Каждый понедельник, а также в первые дни Рамадана в музее выходные, в день праздника Курбан-Байрам Айя София открыта с 13 часов.

История создания

История этой церкви начинается примерно в 320-330 годах нашей эры, во времена правления императора Константина. Тогда это был христианский храм, который за последующие два века несколько раз перестраивался, хотя остатки самого первого комплекса частично сохранились и сегодня.

Возведение первого храма

Заложенный в начале IV века храм получил имя мученицы Святой Софии , а чуть меньше века спустя (в 404 и 415 годах) он два раза почти полностью сгорал в пожарах, но каждый раз восстанавливался. Возведенная на этом месте после второго пожара христианская базилика тоже простояла около века, а в 532 году также была уничтожена огнем.

После этого по велению императора Юстиниана I началась грандиозная стройка нового собора . В работе участвовали более 10000 рабочих, а в качестве материала использовался мрамор, слоновая кость, золото, серебро и другие самые дорогие материалы, которые только можно было найти в империи.

Христианским собором Святой Софии храм пробыл вплоть до XIV века, когда Константинополь был завоеван османами.

Строительство мечети

29 мая 1453 года османский султан Мехмед II официально провозгласил храм мечетью Айя София . В этом же году началась постройка четырех минаретов вокруг собора, дополнительно была проведена перепланировка: изначально алтарь собора был обращен на восток, теперь же потребовалось его убрать и перенести михраб в юго-восточный угол храма.

Интересно, что фрески с изображением христианских сюжетов не были уничтожены мусульманами и даже остались в храме, хотя и были заштукатурены.

Именно благодаря штукатурке эти фрески хорошо сохранились до настоящего времени.

Появление музея

Мечеть выполняла свои функции вплоть до 1935 года, затем в силу отделения религии от государства в Турции храм упразднили, отдав его здание под музей. В это же время была проведена реставрация интерьера , в том числе – с фресок была удалена штукатурка, а все элементы декора (как мусульманские, так и оставшиеся со времен Византийской Империи) также были реставрированы.

Несмотря на то, что сегодня Софийский Собор является одной из главных и посещаемых страны и столицы, принося в городскую казну хорошие деньги, с начала XXI века наблюдается активное выступление стамбульских общественных деятелей и даже некоторых политиков в пользу того, чтобы музей был закрыт а собор вновь стал храмом.

Интерьер Айя Софии — фото

Собор считается самым большим храмом, построенным за последние несколько тысяч лет (если не считать несколько греческих храмов, от которых сегодня остались лишь руины). Но привлекает туристов Айя София не этими масштабами, а уникальным оформлением и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

Наружное оформление

Параметры собора можно описать следующим образом:

  • длина – 100 метров;
  • ширина – 69,5 метров;
  • высота купола – 55,6 метров от уровня земли;
  • радиус купола – 31 метр.

Помимо мрамора, который был основным строительным материалом, строители собора также использовали специальные кирпичи, изготовленные из глины и песка, привезенные из с острова Родос. При своей легкости эти кирпичи отличаются высокой прочностью, поэтому за семнадцать столетий церковь не дала усадку. С архитектурной точки зрения собор представляет собой прямоугольную базилику классического типа.

Под основной, наземной частью сооружения, имеется подземная часть , которая по большей части затоплена грунтовыми водами. Несмотря на это во время реставрации удалось провести частичное исследование подземных помещений. В некоторых из них были найдены драгоценности и человеческие останки, которые предположительно принадлежат уже мусульманским знатным жителям Стамбула.

Также был обнаружен подземный ход, который ведет до подземной части другой местной достопримечательности – дворца Топкапы .

Но остались еще обширные неисследованные участки – работы можно продолжить только после откачки воды.

Частные спонсоры еще в 2010 году дали свое согласие профинансировать работу по откачке воды, но несмотря на официальное согласие на это властей, пока этот проект не реализован.

Внутренне убранство

В интерьере собора нет ни одной стены, которую не украшала бы мозаика из стекла , терракота, серебро или золото. Также здесь можно увидеть множество фресок, некоторые из которых сохранились лишь частично, но большинство уцелело благодаря османской штукатурке, которой они были в свое время покрыты.

По правой стороне от входа есть участок пола, покрытый разноцветным каменным орнаментом. Именно здесь когда-то проводился ритуал коронации императоров Рима . Внутри собора по периметру нижней галереи стоят 104 колонны, в верхней галерее их 64 – эти колонны изготавливались из мрамора в и транспортировались в Стамбул по морю.

Михрабы (специальные возвышения, выполняющие в мечетях те же функции, что и алтари в церквях) были установлены здесь в XVI веке, но при этом органично вписываются в общую картину и выглядят такими же древними, как и другие элементы. Это касается и сорока светильников, которые находятся в специальных нишах купола – они появились здесь в первой половине XVI века. До того момента помещение освещалось обычными свечами.

Мозаики

Мозаики являются ценнейшими объектами в соборе.


Ценные достопримечательности храма

В одной из колонн нижней галереи имеется ниша , в которой по легенде скрывался от османов один из священников, проводивший в 1453 последнюю христианскую литургию.

В этой нише есть отверстие, и согласно поверьям если вставить в него большой палец руки и, не вынимая его, провернуть ладонь на 360 градусов, исполнится любое желание (очевидно, выполнить это действие невозможно).

В одной из апсид (алтарное углубление) находится михраб, который был помещен сюда еще в XVI веке. Здесь же стоит минбар (трибуна, кафедра в мечетях), который появился в Айя Софии в то же время.

Выйдя во двор храма, можно увидеть экспозицию артефактов, элементов старинного декора и других предметов, которые обнаруживали исследователи во время реставраций и обследования подземной части собора.

Другие храмы турецкой столицы

В есть еще два храма, которые уступают Айя Софии по роскоши интерьера и масштабности постройки, но туристам стоит посетить и эти достопримечательности, так как они имеют не меньшее культурное значение .

Православный храм Св. Ирины

Эта церковь составляет часть архитектурного ансамбля дворца Топкапы. Храм святой Ирины изначально был лишь небольшой базиликой , которую построили в IV веке немного раньше возведения Софийского собора.

Храм Святой Ирины печально знаменит тем, что в 346 году здесь столкнулись в схватке представители разных религиозных конфессий, в результате чего было убито около 3000 религиозных служителей и простых людей.

В настоящее время храм работает в качестве музея , а время от времени в его стенах устраиваются выставки и концерты.

Церковь Святого Георгия

Церковь названа в честь Георгия Победоносца и была возведена в 1601 году. В то время район Фенер, где и возведена церковь, являлся единственным православным районом павшего в 1453 году Константинополя.

В 1614 году храм был частично реконструирован и расширен. В первой половине восемнадцатого века сильный пожар значительно повредил здание, но под покровительством Патриарха Иеремии III в 1720 году были проведены реконструкционные работы.

В 1738 году случился новый пожар, после которого церковь простояла заброшенной до 1797 года, до очередной реставрации.

Эти восстановительные работы стали последними, и с тех пор архитектура церкви осталась в неизменном виде.

Смотрите увлекательное видео о соборе Святой Софии:

December 9th, 2013

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.