Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка 44 федеральный закон для чайников
Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2019 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223. Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.
При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.
критерий сравнения | ФЗ 44 | ФЗ 223 |
сфера регулирования | любые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП * | только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки |
заказчики | бюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень) | разные:
|
поставщики | любые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности | |
виды торгов (процедур)** | разные:
|
|
торговые площадки | перечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):
|
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению |
сроки подачи заявки | аукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;
если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней |
заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно |
виды отчетов заказчика | только об исполнении самого договора, общей сумме закупок | разные:
|
обеспечение обязательств по договору*** | государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значения | обеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению |
изменение и расторжение договоров | детально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменению | стороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика |
подача жалобы на действия со стороны заказчика | подаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих дней | также подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством |
* Реестр недобросовестных поставщиков
** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).
*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.
Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):
Виды торгов
Как тот, так и другой федеральный закон предлагает одинаковые виды (способы) торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только ФЗ 44 – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). К единым видам торгов по обоим законам относятся:
- Аукцион – победитель определяется по простому принципу: кто предложит наименьшую цену, тому и достанется контракт. Однако бывают и редкие исключения, когда победитель определяется по наибольшей цене.
- Конкурс чаще всего используется для сложных объектов закупки. Победитель определяется по комплексу критериев, а не только по цене (во внимание принимаются квалификация участника, его опыт, деловая репутация и т.п.).
- Запрос котировок совмещает критерии аукциона и конкурса.
- Запрос предложений – участники сами выдвигаются собственные предложения, причем они видят и варианты конкурентов, в связи с чем могут корректировать свои варианты.
Среди описанных способов выделяют и другие разновидности – открытые и закрытые аукционы, запросы предложений/котировок в бумажном и электронном виде и др.
Что касается покупки у единственной компании, это особый случай, который допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в законе 44. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным Указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до 100 тысяч рублей и многие другие
7 этапов проведения конкурса
Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры.
Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.
- (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
- (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
- (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик);
- (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
- (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
- (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
- (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
- (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.
В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.
Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):
- соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
- компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
- деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
- у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
- у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
- по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
- компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.
Условия проведения госзакупок:
- Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
- Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
- Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
- По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.
Федеральный закон 223 вступил в законную силу 18 июля 2011 года. С момента его вступления в силу в него были внесены изменения, также как и в ФЗ 44 для чайников. Оба законодательных акта регламентируют закупки товаров, работ и услуг, однако они имеют массу отличий (схема отличий).
Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.
Требования к заказчикам в обоих законах разные.
По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:
- государственные бюджетные учреждения;
- муниципальные.
По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:
- предприятия, где есть доля государства больше 50%;
- организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
- организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
- бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).
Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?
Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:
- изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
- подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
- подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
- разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
- назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.
Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.
По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:
- конкурсы;
- аукционы (электронное размещение заказов);
- котировки;
- госзакупка у единственного поставщика.
Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по ссылке.
Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. В описании каждой закупки есть:
- Идентификационный код,
- Цель,
- Объект/ объекты,
- Объем финансового обеспечения,
- Сроки осуществления,
- Обоснование,
- Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
- Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд.
Гарантии не всех банков подойдут для обеспечения заявок и контрактов С 1 января будут уточнены требования к банковским учреждениям, гарантии которых разрешено использовать для обеспечения заявок на участие в закупках по закону № 44-ФЗ и для обеспечения госконтрактов. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ, правительство утверждает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню его кредитного рейтинга.
План закупок товаров, работ, услуг станет более подробным Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 73 предусмотрено, что с 1 января в плане закупок, формируемом в соответствии с Федеральным законом о госзакупках 44-ФЗ, придется отдельно указывать итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах - если такие закупки уже планируются. Кроме того, заказчикам предстоит детализировать сумму финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и по каждому соглашению о предоставлении субсидии.
Дополнительно с учетом поправок в Бюджетный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ, обновлены формы государственного задания и отчета о его выполнении. 7. Реестр единственных поставщиков сделают электронным и общедоступным С 1 января 2018 года в ЕИС в сфере закупок должен появиться реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.
Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 N 442. Согласно утвержденным правилам (Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 231), такой реестр будет вестись в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей в единой информационной системе в сфере закупок.
Обновлением данных займется Федеральное казначейство, а сама база будет бесплатной и общедоступной. 8.
Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.
Кто заказчик? Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета. Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.
Кто может быть поставщиком? Физические и юридические лица. Физические и юридические лица.
Цена контракт прописывается участником в заявке и не подлежит изменению.
- Запрещено взимание платы с потенциальных поставщиков за участие в процедуре.
- Не позднее, чем за два дня до окончания времени подачи заявки заказчик имеет возможность принять решение об отмене процедуры или внесении коррективов в извещение.
- Прием предложений от участников прекращается непосредственно перед моментом вскрытия конвертов.
- Согласно части 2 статьи 78 44-ФЗ заказчик обязан не препятствовать участнику закупки на процедуре вскрытия конвертов.
- Во время распечатывания конвертов с предложениями участников заказчик должен вести аудио и видеосъемку. Это правило установлено частью 5 статьи 78.
- Единственным недостатком запроса котировок считается невозможность получения информации из заявок даже после того, как они вскрыты.
- Требования, предъявляемые к участнику запроса котировок.
- Перечень документов, который потенциальный поставщик обязан предоставить в составе своей заявки.
- Сведения о предоставлении обеспечения контракта, если оно предусмотрено.
- Информация о месте и времени вскрытия конвертов с предложениями.
- Возможность одностороннего отказа заказчика от выполнения договорных обязательств.
- Преимущества, которые имеют право получить поставщики в соответствии со статьями 28, 29 и 30 44-ФЗ.
- В документации заказчик должен прописать способ подачи заявок. В электронном виде заявки законодательно разрешено подавать только посредствам ЕИС.
Но пока такой функционал не разработан, остается только возможность подачи предложений в бумажном конверте. Использовать для этих целей электронную почту запрещено.
Если вы - начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя.
- не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.
15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
В следующем году вступят в силу несколько важных для участников аукционов и специалистов по торгам изменений. Редакция PPT.ru подготовила обзор основных поправок в законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы читатели были в курсе нововведений.
Поправки для заказчиков и поставщиков по закону № 223-ФЗ 1. У МСП появится больше заказчиков В 2018 году вступят в силу нормы Постановления Правительства от 15 ноября 2017 г. N 1383, предусматривающие, в том числе, расширение перечня компаний, которые обязаны по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, обязанность соблюдать квоты по закупкам появится у госкомпаний с годовой выручкой свыше 0,5 млрд рублей и у автономных учреждений, годовой объем закупок которых превышает 250 млн рублей.
44 фз кратко и понятно 2018 как проверять отировки
Процедура внешнего управления вводится на срок
Для чего нужна оценка земельного участка
Как правильно написать заявление на развод если
- Сбербанк-АСТ
- АГЗРТ
- РТС-Тендер
- Национальная электронная площадка (раньше - ММВБ)
- Российский аукционный дом
Федеральные органы власти
- Минэкономразвития России - регулирует и принимает нормативные акты
- ФАС - контролирует и наказывает
- Рособоронзаказ - регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
- «Росатом»
- «Роскосмос»
Что регулирует 44-ФЗ?
- Планирование, мониторинг и аудит закупок.
- Отбор поставщиков.
А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения.
44 фз для чайников - коротко о главном
Краткий обзор изменений по 44-фз
Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно. Отзывы Николай Лифар, 37 лет, Воронеж. Чтобы начать процедуру закупки, необходимо сначала разобраться в сроках, а также в самом процессе размещения документации.
Положения проведения государственных закупок по фз 44 и 223
Контроль за закупками отдельных компаний ужесточат С 1 марта 2018 года в отношении госкомпаний и их дочерних организаций, которые ежегодно закупают на сумму свыше 1 млрд рублей, начнут проводить оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. Эти же документы будут проверять у муниципальных компаний и их дочек, если объемы их закупок превышают 50 млн рублей, а также у кредитных компаний, у которых годовой объем выручки от продажи услуг превышает 500 млн рублей.
А с 1 июня 2018 года АО «Корпорация МСП» начнет мониторить соответствие планов у дочек госкорпораций и госкомпаний, закупающих на сумму от 250 млн до 1 млрд рублей.
Готовим котировочную документацию
Организация ЭДО Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП. Поставщикам подпись нужна для участия в электронном аукционе.
Подойдет только неквалифицированная подпись, которую можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре. С 1 июля 2018 года система госзакупок переходит на квалифицированные подписи.
Национальный режим Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. Способы проведения закупок В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.
По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках. Планирование Планы закупок Планы-графики Это основание для планов-графиков.
Изменения в закупках в 2018 году: обзор изменений 44-фз
Закупки По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок.
Закупки у одного поставщика ограничены. Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион. Электронные платформы Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.
Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены. Необходимость подписи на ЭТП Можно обойтись неквалифицированной подписью.
В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись. Сроки подачи заявок Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.
Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.
Расторжение договора или внесение изменений в его пункты Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения. Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик.
Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки. Обжалование действий В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи. Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС.
Если НМЦК меньше 250 тысяч рублей, то срок продлевается не менее, чем на 4 рабочих дня. Если НМЦК больше 250 тысяч рублей, то не менее, чем на 7 рабочих дней. Статья 74 часть 6 Распечатывание конвертов с предложениями потенциальных поставщиков В день окончания подачи предложений Статья 78 часть 1 и 8 Размещение протокола распечатывания конвертов в ЕИС В день его формирования Стать 78 часть 8 Предоставление заказчиком разъяснений результатов оценки предложений участников в случае поступления соответствующего запроса На протяжении двух рабочих дней с момента подачи запроса Статья 78 часть 10 Передача победителю запроса котировок оформленного контракта вместе с копией итогового протокола В течение двух дней с момента оформления итогового протокола Статья 78 часть 8 Общий срок заключения контракта Не меньше 7 и не больше 20 дней с момента обнародования финального протокола.
(Пока оценок нет)
Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность. Сегодняшнее законодательство одновременно и усложняет процедуру организации торгов (путем создания условий для конкуренции), и упрощает ее (делая процесс более прозрачным). В этой статье мы расскажем о законе №44-ФЗ, регулирующем процедуру госзакупок.
История вопроса
В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принятому в 2005 году). Разработка нового закона шла несколько лет и была продиктована множеством претензий к № 94-ФЗ (только за два последних года его существования в закон вносили около 30 поправок).
К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года. С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать. Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.
Отличия нового нормативного акта от старого весьма существенны, и о них мы расскажем ниже.
Содержание 44-ФЗ: о контрактах и не только
Как следует из названия, этот нормативный документ регламентирует использование контрактной системы для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря проще - закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, а также его исполнения прозрачной и понятной для всех сторон-участников.
Приведем основные «вехи» документа:
- Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
- Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
- Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
- В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
- Введено банковское сопровождение контрактов.
- Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
- Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
- Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
- Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
- Введен общественный контроль над закупками.
Ниже мы чуть более подробно разберем некоторые из пунктов.
В целях исполнения…
Конечно, написать и принять закон - мало, важнее - принять меры, чтобы он мог правильно работать. Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов. Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок - можно найти на сайте www.zakupki.gov.ru .
Электронные площадки
На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:
- ЗАО «Сбербанк-АСТ» ( www.sberbank-ast.ru)
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru)
- ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
- ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» (www.etp-micex.ru)
- ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» (etp.zakazrf.ru)
Планы закупок
Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:
- План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
- Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
- Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
- Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).
Реестры
В целях исполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков . Также с 01.08.2016 года заказчики получили право использовать реестр субъектов МСП для проверки соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В октябре 2016 года Минкомсвязи объявил о планах создания автоматического реестра добросовестных поставщиков.
На портале госзакупок также можно найти реестр организаций и реестр сведений об объеме выручки (№ 223-ФЗ) , реестр контрактов и договоров .
В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта).
Основная задача всех перечисленных реестров - обеспечить защиту заказчика (он может сразу выяснить, не внесен ли поставщик в список недобросовестных, получить сведения о гарантии, изучить опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше - он может мгновенно проверить подлинность банковской гарантии, выданной ему и узнать больше о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.
Просветительская деятельность
Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней. Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате. Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.
Видеоролики содержат обучающие материалы по пользованию системой ЕИС, в доступной форме демонстрируют пользователю как действовать на портале.
Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках
Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:
- неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
- указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
- объекту закупки;
- указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
- прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот - присвоения одному контракту различных реестровых номеров.
На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:
- установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
- определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
- исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
- установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
- снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
- ограничение сроков расчетов по контрактам;
- совершенствование системы контроля в сфере закупок;
- введение системы электронной подачи жалоб;
- установление порядка расчетов неустоек и т.д.
Участие в государственных конкурсах и аукционах - непростое дело для поставщика, особенно поначалу. Поэтому тем, кто собирается участвовать в государственных тендерах впервые (да и впоследствии тоже), стоит заручиться поддержкой опытного тендерного брокера, который поможет правильно оформить документы, подать заявку, оформить ЭЦП, а также окажет помощь в получении банковской гарантии. «Тендер-Гарант» осуществляет полное тендерное сопровождение: от подачи заявки до подписания контракта. Если вам нужна поддержка или консультация профессионалов - обращайтесь к нам.
Вас переводят на закупки по 44-ФЗ? Вы пришли работать в организацию, которая закупает по 44-ФЗ?
Эта информация может быть интересна всем вынужденным или желающим работать по 44-ФЗ.
Если у Вас есть время и силы, то я рекомендую изучать оригинал закона. Это будет не просто, но очень полезно.
Если Вы не располагаете ни временем, ни силами, то я постараюсь помочь Вам получить общее представление о 44-ФЗ и о реальной практике его применения.
Cразу поясню, что статьи рассчитаны на сотрудников отдела АХО, а не на юристов и контрактную службу. Поэтому, прежде всего мы будем освещаться вопросы, которые важны для административно-хозяйственного отдела, (общего отдела, отдела тылового обеспечения и т.д.).
Поскольку данный материал рассчитан на «чайников» (пожалуйста, - не обижайтесь), некоторые частности, которые имеют редкое распространение будут намерено пропущены. Без этого никакой простоты не получится. Объем 44-ФЗ приличен, а язык, очень специфичен и требует перевода на русский.
В этой части я расскажу о нормировании, обосновании закупок, планах закупок и планах-графиках закупок. Т.е. рождении закупок.
План закупок.
Все закупки необходимо заранее запланировать (это не прописная истина, это я уже про закон рассказываю). Для этого составляется официальный документ, - план закупок. Он размещается в открытом доступе в интернете на сайте zakupki.gov.ru и доступен для всеобщего просмотра.
В плане закупок указывается:
- Идентификационный код закупки. Уникальный код, с которым Ваша закупка будет дальше путешествовать по всем этапам ее проведения. По этому коду, ее всегда можно найти.
- Цель закупки. Они стандартные. Креатива, тут не бывает. В Вашем случае, это вероятно обеспечение нужд Вашего предприятия.
- Бюджет закупки.
- Обоснование закупки (о том, что это поговорим ниже).
- Сроки закупки.
Планы закупки составляются в процессе составления всего бюджета РФ. И утверждаются в течение 10 рабочих дней, после официального доведения до Вашей организации Вашей части финансирования.
Как изменить план закупок?
Изменить план закупок, можно по следующим причинам:
- Изменение целей закупки или требований к нормированию (о том, что это поговорим ниже) закупки в постановлениях Правительства РФ.
- Приведение планов закупок в соответствии с законом о бюджете.
- Использование экономии от закупок.
- В иных случаях, предусмотренных в постановлении Правительства РФ о порядке формирования планов закупок.
Практика показывает, что меняются планы закупок часто. Из чего, я делаю вывод, что проблем с этим нет.
Обоснование закупок.
Если, кратко, то каждую закупку необходимо заранее обосновать. Т.е. в установленной форме предъявить доказательства оптимальности.
Обосновывать нужно следующее:
- Начальную (максимальную) цену контракта. Т.е. максимальную начальную стоимость Вашей закупки.
- Способ определения поставщика. Аукцион, конкурс, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Значение всех эти терминов мы рассмотрим в соответствующей статье.
Как обосновывать?
Форму и порядок обоснования устанавливает Правительство РФ.
Нормирование закупок.
Нормирование - это предельные (максимальные) требования к закупке.
Они могут касаться:
- Процедуры проведения торгов.
- Технических характеристик товаров.
- Потребительских свойств товаров.
- Максимальных цен.
- Количества товара.
Другими словами, это требования к закупке (ко всем ее свойствам), не позволяющее закупать товары (услуги) с избыточными характеристиками или предметы роскоши.
Кто их устанавливает и определяет.
Правительство РФ устанавливает требования к нормированию в целом. По отдельным товарам Правительство РФ устанавливает требования к отдельным товарам и их характеристикам.
Постановление Правительства РФ N 1270 от 30.11.2016. Посмотрите в интернете. В основном это касается мебели, компьютеров, телефоном, сканеров и принтеров.
По остальным товарам учреждения принимают правила нормирования для себя в целом, в соответствии с постановлением Правительства РФ.
План-график.
На основании документов о нормировании, документов об обосновании закупки и плана закупок формируется план-график закупок. Это более конкретный документ планирования закупки.
Он содержит:
- Идентификационный код закупки.
- Наименование, описание, количество, обоснование, начальную (максимальную) цену контракта, условия оплаты.
- Требования к участникам.
- Способ определения поставщика.
- Дату начала закупки.
- Требования по обеспечению.
- Требования по банковскому сопровождению (275-ФЗ).
- План-график утверждается ежегодно, на год, в течение 10 рабочих дней, после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Изменение плана-графика.
Изменения плана графика возможны:
- При изменении планов закупок.
- Увеличении/уменьшения начальной максимальной цены контракта, порядка оплаты.
- Даты начала торгов.
Изменения могут быть внесены не позднее, чем за 10 дней, до даты размещения извещения о проведении закупки.
Личные наблюдения
По моему мнению требования к товару, количеству при утверждении плана-графика имеют более формальный характер. И взяты по большей части из прошлых закупок. По мере приближения к дате закупки, заказчики более внимательно изучают свои потребности и рынок. И за месяц-другой вносят изменения на основании увеличении/уменьшения начальной максимальной цены контракта и корректируют закупку под свои реальные потребности и требования рынка.