Игра знатоки конституции рф. Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"

Главная книга страны
(интерактивная игра, посвященная Дню
к онституции)

Цель: активизировать интерес к изучению Конституции РФ, законов РФ, других законодательных актов.

Участники: 4 команды по 5 человек, учащиеся 9–11 классов, учащиеся-болельщики, классные руководители, учителя истории и обществознания.

Оборудование: кабинет истории, «круглые столы» для участников, бумага, маркеры, памятки цветовых обозначений, таблицы оценок для жюри.

Оформление: название игры, герб, флаг страны, экран, тематическая выставка рисунков.

Ход игры

На этапе подготовки к игре проводятся следующие мероприятия:

– анкетирование старшеклассников (см. Приложение 2);

– подготовительный урок с целью предоставления общих знаний о символике и истории герба, флага и гимна. Более подробно даются сведения о составляющих герба в российской и европейской геральдике, поясняются цветовые обозначения (см. Приложение 4);

– учащиеся заранее дают название своей команде, выбирают капитана.

Звучат позывные. Выходят ведущие.

Звучит музыка (фоном).

1-й ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята! Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция России.

2-й ведущий. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра.

1-й ведущий. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, им слово для представления и приветствия.

Проходит представление команд.

2-й ведущий. Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойные соперники, а значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной.

1-й ведущий. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри, или, как мы его сегодня назвали, совет старейшин.

2-й ведущий. И сейчас мы с удовольствием представляем его членов.

Представление жюри.

1-й ведущий. Итак, мы начинаем!

Звучат позывные.

1-й ведущий. Каждая команда уже выбрала себе капитана и сейчас получит задания для первого конкурса под названием «Аргументы и факты».

2-й ведущий. Мы приглашаем капитанов подойти к нам и выбрать конверт с заданием (п риложение 1).

1-й ведущий. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, все равны перед законом. Так ли это, мы узнаем из выступления команд. Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи либо привести факты, свидетельствующие против нее.

2-й ведущий. Время подготовки задания – 5 минут, время основного выступления – 3 минуты. По окончании основного выступления все участники игры могут задавать вопросы выступающей команде.

1-й ведущий. А пока наши команды размышляют, мы предлагаем вам, уважаемые зрители, посмотреть…

Выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время вышло. Слово предоставляется команде _____, выдвигающей аргументы в пользу конституционной статьи.

Выступление команды.

1-й ведущий. Спасибо. Теперь слово их оппонентам.

Выступление команд.

2-й ведущий. Прения закончились. Спасибо всем командам за активную работу. И просим наш уважаемый совет старейшин оценить выступление игроков.

Выступление жюри (критерии оценок см. в Приложении 3).

1-й ведущий. А наша игра продолжается, и мы объявляем второй конкурс…

2-й ведущий. Который называется «Мозговой штурм».

1-й ведущий. Каждой команде предстоит продемонстрировать знание статей Конституции и ответить на 4 вопроса, используя текст главной книги страны. Цена каждого вопроса – 1 балл, вопросы задаются по очереди каждой команде.

2) На сколько глав разделена Конституция РФ? (9 глав.)

3) Возможно ли наше государство назвать унитарным? (Нет. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты. Ст. 1, 5, 65, 68, 69,72.)

4) Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ? (Нет, так как Конституция РФ является основным законом страны.)

5) Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти принадлежать одному лицу? (Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения.)

6) Возможно ли на территории какого-либо субъекта федерации ввести другую денежную единицу? (Ст. 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег не допускается.)

7) Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента страны? (Ст. 81. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)

8) Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание.)

9) На какие части делится парламент Российской Федерации? (Ст. 95. Совет Федерации, Государственная дума.)

10) Какую ветвь власти представляет парламент? (Законодательную.)

11) Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации? (Ст. 110. Правительству Российской Федерации.)

12) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, быть избранным в Государственную думу? (Нет. Ст. 97. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

13) Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие? (Согласно ст. 118 правосудие осуществляется только судом.)

14) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической партии? (Ст. 129. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации.)

15) Какой язык на территории России является государственным? (Ст. 68. Русский язык.)

16) Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике Российской Федерации субъектами РФ? (Ст. 70. Государственные гимн, герб, флаг Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.)

1-й ведущий. Ну, что ж, команды показали блестящие знания конституции, и мы просим наше жюри оценить этот конкурс.

Выступление жюри.

1-й ведущий. Спасибо, а мы объявляем третий конкурс.

2-й ведущий. Давайте с вами вспомним результаты анкеты, которую проводили среди старшеклассников ребята из кружка «Пресс-центр».

На экране диаграммы результатов анкеты.

2-й ведущий. Что же отметило общественное мнение?

1-й ведущий. 100 % респондентов знакомы с официальными символами страны.

2-й ведущий. 98 % хорошо знакомы с символами города и области.

1-й ведущий. 95 % считают, что школе просто необходима собственная символика – для поддержки имиджа.

2-й ведущий. Поэтому мы с вами сегодня создадим проекты герба школы. Основные правила составления гербов вы уже знаете, перед вами на столе лежит памятка по цветовым обозначениям, принятым в геральдике.

Через 10 минут каждая команда представит нам свой проект герба школы и ответит на вопросы, если таковые возникнут со стороны других команд. А жюри, пользуясь критериями оценок, определит победителя как в творческом задании, так и в общем состязании.

1-й ведущий. А пока наши команды работают, на сцене…

Идет выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время на подготовку истекло. Слово защитникам проектов.

Проходит защита проектов.

1-й ведущий. Спасибо командам за представленные проекты. Пришло время подвести итоги. Слово совету старейшин.

Жюри объявляет результаты конкурса.

Звучит музыка.

2-й ведущий. Ну, что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью, предоставленной Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

1-й ведущий. И для награждения команд мы приглашаем на сцену…

Звучит музыка. Церемония награждения.

Разработка пригодится как учителю истории, так и классному руководителю интересно провести прздник, посвященный Дню Конституции.


«Игра да-нет»

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». Максимальное количество баллов 10, если всё правильно. За каждую ошибку минус балл.

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

Просмотр содержимого документа
«Путевой лист»

Путевой лист

Станция

Баллы

«Да! Нет!»

"Конституционные термины"

«Чайнворд»

«Сказка ложь, да в ней намек…»

«Анаграммы»

«Знаешь ли ты государственные праздники?»

«Собери пословицу о родной стороне»

« Логические цепочки»

Просмотр содержимого документа
«Списки команд для участия в интеллектуально»

Списки команд для участия в интеллектуально-станционной игре ко Дню Конституции.

«Патриоты» «Знатоки Конституции» «Законопослушники»

Неплюхина Екатерина Усова Дарья Кухарева Ксения

Сорокин Кирилл Пославская Юлия Ненашева Яна

Калачикова Ирина Канаев Дмитрий Данильчев Иван

Халикулова Наталья Гурова Дарья Романова Анастасия

Кирин Никита Гришин Максим Симонова Анастасия

Просмотр содержимого документа
«Чайнворд 2»

Чайнворд

Просмотр содержимого документа
«Чайнворд»

Чайнворд

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству . Из оставшихся букв составь слово.

(флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

Рочева Елена Анатольевна

МБОУ «Овгортская ОШИС (п) ОО» филиал д. Ямгорт

Учитель начальных классов

Познавательно – игровая программа

«Поле чудес», посвященная Дню Конституции

Цели:

    Познакомить с Конституцией РФ;

    Расширить знания детей о символах нашего государства, о правах и обязанностях его граждан;

    Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству.

Оборудование и реквизит:

    Конституция России и Конституция ЯНАО;

    Рисунок или макет флага России;

    Изображение герба России;

    Запись Гимна РФ;

    Портрет президента России;

    Сообщения учащихся;

    Выставка рисунков «Моя Родина»;

    Призы игрокам.

В игре - 4тура, чтобы участие могли принять побольше желающих; остальных ожидает игра для зрителей. В финале играют 4 человека. На протяжении игры строится коллаж.

Ход мероприятия

    Вступительная часть.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос. А сейчас обратите внимание на выставку рисунков «Моя Родина».

Наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живем, учимся. Наша страна очень большая и красивая. И 12 декабря она отмечает праздник. Я думаю, многие знают, какой праздник? (День Конституции – вывешивается плакат).

Да, Россия отмечает День Конституции, и мы начинаем наше мероприятие, посвященное данному празднику.

    Основная часть – игра «Поле чудес».

Задание 1 тура

Назовите один из государственных символов России. (герб)

Ведущий показывает рисунок герба России (вывешивается рисунок).

Где его мы можем увидеть? На каких предметах? (Ответы детей)

Сообщение 1 уч-ка:

На фоне красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр; левой – державу. Над головами орла три короны. Скипетр-это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и ее независимость от других государств.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить черного змея – воплощение зла. Георгий Победоносец – покровитель Москвы.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Задание зрителям

Ведущий. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…». Право – это правила, по которым живут люди (вывешивается плакат).

Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

– Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях – ответившим жетон).

Задание 2 тура

Один из государственных символов России. (гимн)

Звучит гимн России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова).

Сообщение 2 уч-ка:

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с исполнения Государственного гимна, который звучит по радио. В нем выражены любовь к родине, гордость ее историей, надежды на будущее (вывешивается плакат).

Задание 3 тура

Кто является главой нашего государства?(президент)

Показ портрета президента России (вывешивается портрет).

Задание зрителям

Ведущий. Ребята, скажите, а человек только правами обладает?

Правильно, в Конституции записаны, не только права, но и обязанности (вывешивается плакат).

– Какие же обязанности у школьника? (Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы - ответившим жетон .)

Какая наша главная обязанность?

Соблюдать законы, для этого и существует Конституция. Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.

Задание 4 тура

Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина нашей страны? (паспорт - вывешивается плакат)

Показ паспорта РФ.

Задание зрителям

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

2) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

3) Назовите сказку, в которой добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

4) Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

5) В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»? («Тараканище») - ответившим жетон.

Задание финала

Как называется главный закон нашего государства? (Конституция)

Ведущий показывает издания Конституции РФ и ЯНАО (в центр коллажа ставится надпись Конституция).

Сообщение 3 уч-ка:

Конституция – это главный закон государства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Она определяет принципы устройства государства, органы его управления, обязанности и права рядовых граждан.

Задание зрителям

Ведущий . Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается» .

Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается» - ответившим жетон .

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Задание суперигры

Он вступает в дело и осуществляет правосудие, если нарушаются законы, Конституция. (Суд – вывешивается карточка с надписью под надпись Конституция)

Задание зрителям

Конкурс «Пантомима».

Прошу подойти ко мне самых артистичных ребят. Вам надо изобразить мимикой и жестами для своей команды то право, которое будет написано на карточке. А зрители должны это право угадать.

Право на свободу передвижения;

Право иметь имущество;

Право на труд.

3.Заключительная часть.

Ведущий. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)

– Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

– Ребята, я очень надеюсь, что все о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Награждение победителя игры.

Награждение победителя в игре со зрителями.

Использованная литература:

1. Газета «Педсовет» №8, 2003.

2. Газета «Педсовет» №3, 2009.

3. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам/авт.-сост. Г.И. Василенко и др.- Волгоград: Учитель, 2006.

4. Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках/авт.-сост. Е.А. Гальцова.- Волгоград: Учитель, 2007.

5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008.