Основные принципы противодействия коррупции. Организационная основа, принципы и меры противодействия коррупции в органах государственной власти К основным принципам противодействия коррупции не относится

Принципы (от лат. principium - основа, начало) - основные, исходные положения какой-либо теории, основные правила деятельности; установившиеся, укоренившиеся, общепринятые, широко распространенные правила действий. Универсальных правил борьбы с коррупцией не существует, но международная практика выработала основные принципы противодействия этому негативному явлению.

Принципами антикоррупционной политики являются:

1. партнерство субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики;

2. приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;

3. недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;

4. недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики;

5. поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах;

6. целевое бюджетное финансирование мер антикоррупционной политики;

7. признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

8. недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, совершивших коррупционные правонарушения;

9. недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики.

Государство является определенным способом организации общества. Оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их жизненной энергии, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором побеждена коррупция.

Без отстаивания человеком своих личных прав и свобод, в частности, права на достойную жизнь, права на достоинство личности, права на свободу и личную неприкосновенность, невозможно формирование и развитие свободной, ответственной и созидательной личности. Без отстаивания человеком своих экономических прав, как то, права на частную собственность, права на свободу предпринимательской деятельности, на равенство прав конкуренции, невозможно становление малого и среднего бизнеса, формирование эффективной экономики, среднего класса – основы гражданского общества. Без отстаивания человеком своих прав на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, прав на получение информации, нельзя установить общественный контроль над деятельностью власти, который заставит государство исполнять законы и эффективно работать на общее благо.

По существу, процесс искоренения причин коррупции начинается сегодня с каждого отдельного человека, его правового и гражданского самоопределения и самовыражения. Борьба с коррупцией есть не что иное, как борьба граждан за свои права, за ответственную, честную и эффективную государственную власть, а в конечном итоге, за достойную, безопасную, благополучную жизнь.

Чтобы достичь данных целей, гражданское общество должно установить общественный контроль над деятельностью государственной власти. Общественный контроль - это подотчетность органов государственной власти и должностных лиц гражданам. Очень важно развивать демократические институты, которые повышают подотчетность власти обществу. Это в первую очередь свободное развитие СМИ, свободные выборы, демократическое развитие парламента, политических партий, активное развитие местного самоуправления и т.д. Именно совокупный плюрализм СМИ обеспечивает реализацию прав на свободу слова, получение, передачу, производство и распространение информации. Поэтому данный институт гражданского общества может и должен проводить общественные антикоррупционные дискуссии, освещать антикоррупционные действия государства и общества, проводить собственные антикоррупционные расследования, показывать и публиковать факты коррупции.

Для полноценной борьбы с коррупцией средства массовой информации должны сделать серьезный шаг к дальнейшему освобождению от опеки государства. Разгосударствление СМИ должно идти на уровне, как федерального центра, так и регионов. Нет никакой необходимости в том, чтобы какие бы то ни было печатные СМИ, как федеральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати), находились во владении любых органов власти.

СМИ необходимо поставить в строгие условия финансовой ответственности за нарушение законодательства. Это позволит создать в этой сфере систему гражданского контроля.

Важной формой общественного контроля над деятельностью государственной власти являются парламентские расследования. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» разработал законопроект «О парламентских расследованиях». Его цель, во-первых, установить общественный контроль над деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц в рамках действующего законодательства. Во-вторых, укрепить демократический порядок организации и функционирования государственной власти. В третьих, цель законопроекта состоит в информировании гражданского общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость. Наконец, целью законопроекта является выработка рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их недопущению.



Парламентские расследования проводятся в условиях гласности. Все выводы и решения парламентских расследований публикуются в СМИ и размещаются на соответствующих сайтах в Интернете.

Серьезную роль в публичном контроле над деятельностью государственной власти могут играть политические партии. В этой связи во главу угла стратегий и тактик политических партий может стать борьба с коррупцией, которая сегодня угрожает национальным интересам России. Партии могут быть авангардом в антикоррупционной деятельности. Но, чтобы осуществлять эту деятельность по-настоящему, надо самим стать ответственными и прозрачными. «Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту. Когда финансовая сторона деятельности политических партий по-прежнему скрыта от общественности, когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется, прежде всего, на теневой сектор», - подчеркивалось в Послании Президента России Федеральному Собранию 26 мая 2004 года.

Следовательно, чтобы критиковать государственную власть за коррупцию, партии сами должны открыть свою финансовую деятельность. Только в этом случае политические партии смогут по-настоящему участвовать в антикоррупционной деятельности, как-то: проводить парламентские расследования, вскрывающие коррупцию; проводить парламентские слушания по антикоррупционным программам, организовывать широкие общественно-политические дискуссии по борьбе с коррупцией; осуществлять антикоррупционные экспертизы законопроектов и уже действующих правовых актов.

Для того чтобы принимать активное участие в антикоррупционной деятельности, бизнес должен стать более ответственным перед обществом и страной в целом. Социальная ответственность бизнеса конкретна: неукоснительная уплата налогов, инвестиции в собственную страну, прозрачность ведения бизнеса. А этого зачастую до сих пор нет. Между тем неотложные проблемы страны требуют от бизнеса сменить вектор развития и от морали «дикого капитализма» перейти к труду в рамках закона, прозрачности на благо страны. Задача бизнеса сегодня – обеспечить рост конкурентоспособности экономики, подъем благосостояния российского общества. Отсюда исходят и новые стандарты, которыми должен руководствоваться каждый предприниматель. Во-первых, бизнес должен быть эффективными: перейти от перераспределения ресурсов к созданию и развитию производств. Во-вторых, бизнес должен быть инновационным и прозрачным, то есть развивать новые технологии, уплачивать все налоги, быть законопослушным. В-третьих, бизнес должен быть цивилизованным: дорожить репутацией и стремиться к лучшим мировым корпоративным стандартам. Наконец, бизнес должен быть патриотичным и социально ответственным.

Значительные возможности для антикоррупционной деятельности есть у гражданского общества на уровне местного самоуправления. Это и сходы граждан, на которых могут быть приняты антикоррупционные решения. Это и публичные антикоррупционные слушания, которые инициируются гражданами. Это и собрания граждан по вопросам коррупции в системе местного самоуправления. Это и обращения граждан в орган местного самоуправления по вскрытию фактов коррупции.

Для формирования и реализации эффективной антикоррупционной политики, организации взаимодействия и координации между органами государственной власти и обществом в борьбе с коррупцией представляется актуальным активизировать и придать новое качество работе Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией.

В этих целях Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384
«О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе коррупцией» устанавливал необходимость формирования Комиссии по противодействию коррупции. Работа Комиссии, согласно Указу Президента РФ, должна быть сосредоточена на анализе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, а также антикоррупционной экспертизе законодательства.

Следующей мерой стал Указ Президента РФ от 03 февраля 2007 г.
№ 129 «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации Положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 23.10.2003 и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999г.».

Наступило время, когда социальный заказ на искоренение коррупции как системы общественных отношений сформировался. 19 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ № 815 «О мерах по противодействию коррупции».

Искоренить коррупцию - значит создать сильное правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию - это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию - значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию - это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию - это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

«КОРРУПЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ И БОРЬБЫ С НЕЙ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях"

Федеральный закон «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» определяет понятие коррупции как - злоупотребление служебным положением , дача взятки , получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления.

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны – представители легального и нелегального частного сектора .

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупцияэто не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

Государственная коррупция (коррупция госчиновников); – коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); – политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; – подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); – криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

Денежные взятки; – обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции , если рассматривать его в системной связи с принципом комплексности мер, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления , влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О противодействии коррупции" дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 01.01.01 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан Президентом РФ 8 марта 2006 года.

Следует подчеркнуть, что в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Проблемы противодействия коррупции

В области нормативного регулирования наиболее слабым звеном противодействия коррупции в Российской Федерации являются:

1. несовершенство внутригосударственного уголовно-процессуального законодательства, регулирующего сферу доказывания по уголовным делам. Предмет доказывания коррупции является наиболее сложным, содержит специфические факторы, присущие только этому преступлению, но они не нашли законодательного разрешения в уголовном процессе . Преступная деятельность коррупционеров усилена их должностным положением, что создает реальные возможности для нейтрализации доказательств. Эти обстоятельства требуют адекватных законодательных процедур, направленных на устранение таких препятствий;

2. полное отсутствие уголовно-процессуальных норм в действующем УПК РФ, регулирующих международное сотрудничество по уголовным делам;

3. действующие международные договоры РФ не восполняют названных пробелов, но опираются на обязательность ключевого правила взаимодействия – применение внутригосударственных уголовно-процессуальных норм при исполнении международных поручений иностранных государств. Этим подчеркивается необходимость развития и совершенствования национального процессуального законодательства;

4. несовершенство национального уголовно-процессуального законодательства и действующих международных договоров РФ по оказанию правовой помощи по уголовным делам, отсутствие специального регламентирования международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции исключает страну из позитивного взаимодействия с другими государствами, не решает ее внутренних проблем, в том числе и в вопросах коррупции, создает условия и предпосылки для заполнения правового вакуума иностранными правовыми системами в ущерб интересам России.

Подводя итоги можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

а) необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».

б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации , граждан и общественных формирований;

в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), – не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

г) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования , чистейшая репутация, уважение общества) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).

д) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов , внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

е) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у МБУК ГЦИИ появляется шанс миновать коррупционную составляющую в деятельности учреждения, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути дальнейшего развития учреждения.

Мигачев право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Эксмо, 2005.- С. 485-490

  • §4. Основные принципы противодействия коррупции
  • §5. Субъекты противодействия коррупции и их полномочия
  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §4. Основные принципы противодействия коррупции

    Принципы, на которых основывается деятельность по противодействию коррупции, исходя из тех, которые определены в ст. 3Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", можно условно разделить на общеправовые и специальные.

    Общеправовое значение имеют принципы: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

    Специальное правовое значение для целей противодействия коррупции можно отвести принципам: комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции; сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Сочетание названных принципов противодействия коррупции приобретает смысл при рассмотрении функционального их предназначении.

    Во-первых, деятельность по противодействию коррупции строится на использовании разных мер, как карательных, так и профилактических. Во-вторых, эти принципы разновекторны, потому что ориентированы на разных участников противодействия коррупции из числа широкого круга субъектов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, международные организации, физические лица). Такое положение порождает высокие риски выхода за рамки законности тех субъектов противодействия коррупции, которые не имеют ни специальной, ни профессиональной подготовки и навыков в осуществлении противодействия коррупции. К сожалению, антикоррупционный опыт российской истории показывает, что цели противодействия коррупции на практике зачастую обретают свойства коньюктурных соображений, а порой и противоправных по содержанию деяний со стороны тех, кто призван осуществлять истинное противодействие. В этой связи актуальность приобретает утверждение знаменитого французского мыслителя К. Гельвеция о том, что знание некоторых принципов легко замещает незнание некоторых фактов.

    В конечном счете, образованным сочетанием принципов можно подчеркнуть, что противодействие коррупции имеет общие правовые основания для всех без исключения субъектов, участвующих в этом. В этой связи практический смысл имеет анализ содержания тех принципов, при соблюдении которых вероятно широкое взаимодействие разных субъектов противодействия коррупции.

    Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции предусматривает не только координацию действий субъектов, участвующих в процессе реализации данных мер. Начала данного принципа заложены в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в рамках которого можно отмечать ответственное представительство по каждому из направлений, комплексно составляющих рассматриваемый принцип. Наряду с этим комплексный характер применения перечисленных мер противодействия коррупции отражается в Национальных планахпротиводействия коррупции иНациональной стратегиипротиводействия коррупции.

    В этой связи следует отметить что риски, связанные с противодействием коррупции "в слепую" в корне своем исключены. Между тем реализация рассматриваемого принципа должна иметь свойство такого сочетания, при котором реализация одного из направлений, по возможности, учитывала его последствия для иного самостоятельного направления противодействия коррупции. Важно подчеркнуть, что самодеятельное исполнение направлений (особенно на уровне субъектов Российской Федерации) недопустимо и чревато образованием результатов, противных ожидаемым. Так, например, дополнительное стимулирование служащих, исполняющих должностные обязанности в условиях повышенных коррупционных рисков, так называемым "компенсационным пакетом", без надлежащей организации работы по соблюдению требований к служебному поведению, как минимум, будет дискредитировать предпринимаемые меры предупреждения коррупции.

    Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных, прежде всего, на устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. Названный принцип требует комплексного исполнения. Например, по результатам проведенных органами прокуратуры проверок, в ходе которых были выявлены недостатки законодательства, способствовавшие коррупционным проявлениям, могут быть предприняты наряду с мерами прокурорского реагирования и содержательно обоснованные правотворческие инициативы, исключающие коррупционные детерминанты на законодательном уровне. Кроме того данный принцип предполагает взвешенный подход к избранию мер не только в рамках их степени (карательные и предупредительные, в пользу последних). Важно еще и правильное сочетание общих и специальных мер предупреждения коррупционных проявлений.

    В этой связи обратимся в основе к тому же примеру, но в ином его содержании. Так, внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств, как то установление в служебных помещениях веб-камер), должно быть оправдано в применении только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения (например, тот же "компенсационный пакет") нерезультативны. Иными словами, специальные средства предупреждения коррупции в виде чрезмерного "закручивания гаек" (к тому же, часто напускного), в условиях срабатывания иных мер могут принести больше вреда, чем пользы.

    Наряду с этим, для правильной реализации рассматриваемого принципа непременно важным является понимание пределов профилактической деятельности, очерченных статусом и функциям различных субъектов, участвующих в противодействии коррупции. Анализ правоприменительной практики показывает, что недостаточность или отсутствие компетенции у организаторов (исполнителей) в деятельности по предупреждению коррупции в решающей степени предопределяет просчеты, ошибки и системные неудачи для общих целей противодействия коррупции. Так, например, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов разработчиками этих актов, может оказаться не только необъективным, но и неправомочным для целей устранения "выявленных" коррупциогенных норм, и особенно в тех случаях, когда проведением экспертизы осуществляли не уполномоченные субъекты.

    Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в антикоррупционных конвенциях. Так, например, в статье 13Конвенции ООН против коррупции, отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию "отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней". Исходя из рекомендуемых конвенций мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции, можно выделить те из них, реализация которых актуальна для нынешней российской действительности. В конвенционном прочтении, это меры, связанные:

    1) с усилением прозрачности и содействия вовлечению населения в процессы принятия решений;

    2) с обеспечением для населения эффективности доступа к информации;

    3) с проведением мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществлением программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.

    В плоскости имплементации указанных положений в отечественную практику можно отмечать следующее.

    Реализацию первой меры можно использовать в широком диапазоне. В частности ее можно усматривать в условиях реформирования моделей социально-экономической и административной политики государства, в соответствии с которыми диктуется необходимость нового осмысления места и роли некоммерческих организаций, предполагающих, в том числе и разгосударствление рынка оказания ряда услуг, ранее выступавших предметом монополии со стороны государства. Очевидные правовые основания участия населения в принятии управленческих решений можно рассматривать в контексте требований Федерального законаот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (вп. 53 ст. 2). В нормах природоресурсного законодательства повсеместно отмечается обязательность участия граждан, общественных и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав в соответствующей сфере, а также участие в подготовке решений, реализация которых может повлечь неблагоприятные последствия для них. В частности такие положения содержатся вст. 3и12Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", вп. 4 ст. 1Земельного кодекса Российской Федерации, вп. 6 ст. 3Водного кодекса Российской Федерации.

    Достаточно отмечается и нормативных правовых оснований для реализации второй меры участия граждан в деятельности по предупреждению коррупции, а именно, связанной с обеспечением для населения эффективности доступа к информации. В соответствии со ст. 38Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В целевом предназначении для противодействия коррупции свойстве можно оценивать нормыФедерального законаот 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в которых предусмотрен комплекс решений по вопросам, связанным с порядком обеспечения доступа граждан к информации.

    Реализацию третьей меры, касающейся формирования информационного поля нетерпимости в отношении коррупции, в том числе посредством реализации образовательных программ самого разного уровня, необходимо связывать не просто с активным использованием современных телекоммуникационных и образовательных технологий. Информационное обеспечение всего лишь форма, которая может иметь постоянные либо переменные свойства. Гораздо важнее содержание и механизмы подачи (преподнесения) материала антикоррупционной направленности, которые не должны быть безликими, а напротив, иметь адресность и профессионально-компетентное сопровождение.

    Например, для предпринимательского сообщества конструктивными будут те антикоррупционные программы (образовательные, информационные), содержание которым задают не эксперты, оценивающие на третейских правах коррупционные ситуации, а ответственные лица органов государственной власти, имеющие соответствующие полномочия по предупреждению коррупции и реагированию на ее проявления.

    2.1 Основные принципы противодействия коррупции

    Анализ международных актов, направленных на противодействие коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, на которых должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции.

    Так, В. Н. Лопатин выделяет следующие принципы:

    Партнерство субъектов антикоррупционной политики;

    Приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы против коррупции;

    Недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;

    Недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики;

    Поддержание оптимального уровня численности лиц, занимающих государственные должности и состоящих на государственной и муниципальной службе;

    Целевое бюджетное финансирование мер реализации антикоррупционной политики;

    Признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений, совершенных лицами, занимающими должности, предусмотренные Конституцией России, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов РФ;

    Недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственных, муниципальных и иных служащих, совершивших коррупционные правонарушения; недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупционных факторах и мерах по реализации антикоррупционной политики.

    В настоящее время основные принципы, на которых основывается противодействие коррупции в России определены ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    К ним относятся:

    1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность;

    3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

    5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

    6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

    7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Первые четыре из указанных принципов имею общеправовое значение. Специальное правовое значение для целей противодействия коррупции отводится принципам, закрепленным в пунктах 5-7.

    Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в законе «О противодействии коррупции» обретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явление приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.

    Принцип законности в контексте закона о противодействии коррупции имеет собственные нюансы и подразумевает: точное исполнение Закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления; точное исполнение Закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения; точное соблюдение и исполнение Закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

    Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на очевидные положительные сдвиги, пока чаще всего заменяется более узким принципом гласности. Ряд принятых законодательных актов (от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления) направлены на повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако до подлинного режима информационной открытости власти еще далеко.

    Принцип неотвратимости ответственности. Использование названного принципа еще раз подчеркивает серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения должно назначаться адекватное наказание.

    Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции предусматривает не только координацию действий субъектов, участвующих в процессе реализации данных мер. Начала данного принципа заложены в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в рамках которого можно отмечать ответственное представительство по каждому из направлений, комплексно составляющих рассматриваемый принцип. Наряду с этим комплексный характер применения перечисленных мер противодействия коррупции отражен в политико-правовом программном документе, каковым является Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

    Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение коррупции, и прежде всего на устранение причин и условий, способствующих ее проявлениям. Рассматриваемый принцип требует комплексного содержания. Например, по результатам проведенных органами прокуратуры проверок, в ходе которых были выявлены недостатки законодательства, способствовавшие коррупционным проявлениям, могут быть предприняты наряду с мерами прокурорского реагирования и содержательно обоснованные правотворческие инициативы, исключающие коррупционные детерминанты на законодательном уровне. Кроме того, данный принцип предполагает взвешенный подход к избранию мер не только в рамках их степени (карательные и предупредительные, в пользу последних). Важно еще и правильное сочетание общих и специальных мер предупреждения коррупционных проявлений. В этой связи обратимся в основе к тому же примеру, но в ином его содержании. Так, внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств - веб-камеры, дублирование составленных документов на специальном сервере), должно быть оправданно в применении только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения (например, тот же компенсационный пакет), нерезультативны.

    Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в рамках положений антикоррупционных конвенций. Так, например, в ст. 13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в наиболее приближенном значении к сотрудничеству отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию «отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких, как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней». В рамках рекомендуемых Конвенцией мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции можно выделить те из них, предпосылки к реализации которых имеются в российской действительности.

    Примечательно, что, по мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл», в связи с опубликованием ИВК-2010, наиболее эффективным механизмом в противодействии коррупции в России остается именно гражданский контроль.

    Таким образом, составляющими всей системы противодействия коррупции являются политические, организационные, информационно-пропагандистские, социально-экономические, правовые, специальные меры.

    При этом следует подчеркнуть, что политические меры - это разработка самой политики противодействия коррупции, принятие общих, политических решений, выражающих волю к борьбе, а основные направления политики противодействия коррупции определяются Президентом РФ.

    Сегодня является очевидным, что гражданский контроль не может быть эффективным без четкой политической воли по вопросу борьбы с преступностью.

    Показательным примером политической воли, можно отметить расследование уголовного дела, возбужденного в октябре 2012 года Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации в отношении должностных лиц ДИО Минобороны России, а также лиц, выполнявших управленческие функции в дочерних и зависимых обществах по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих ОАО «Оборонсервис». Впоследствии следователи возбудили и соединили с ним в одно производство еще 29 уголовных дел. Именно установление коррупционного признака, позволило впервые в новейшей истории России проявить политическую волю Президентом Российской Федерации, снявшим с должности Министра обороны А. Сердюкова.

    Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

    2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной службы Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер...

    Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

    Очевидно, что современные тенденции формирования российского правового порядка в сфере противодействия коррупции связаны с систематизацией антикоррупционного законодательства. При этом следует подчеркнуть...

    Коррупция в органах государственной власти

    Анализ международных актов, направленных на противодействие коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, на которых должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции...

    Коррупция в органах государственной власти

    Организационные основы противодействия коррупции регламентируются ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции», в рамках которой определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции...

    Коррупция в сфере государственных и муниципальных заказов

    Коррупция как социально-экономическое явление

    В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией: 1. борьба с внешними проявлениями коррупции, т.е. с конкретными коррупционерами...

    Механизмы противодействия коррупции

    Явление коррупции - угроза национальной безопасности. К такому выводу пришли участники заседания Совета законодателей рассмотрев вопрос о законодательном обеспечении противодействия коррупции...

    Основные принципы противодействия коррупции

    Правовой механизм противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации

    Следует вспомнить, что официальное вознаграждение чиновников и государственных служащих в современном понимании появляется только в Британии XIX в. По данному вопросу Бурдье писал Bourdieu P. (2012) Sur lEtat. Cours au de France 1989 - 1992. Paris: Raisons dagir/Seuil, 2005. P. 443 - 447...

    Правовые механизмы противодействия коррупции в сфере закупок

    Борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы...

    коррупция конституционный трудовой нормативный В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003 и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, которые, бесспорно...

    Правовые основы противодействия коррупции

    Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание...

    Преодоление административных барьеров как способ борьбы с коррупцией

    В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. Чтобы коррупция стала неприемлемой для российского общества...

    Противодействие коррупции в Российской Федерации

    Компаративный анализ практик современных государств позволил выявить две типичные модели антикоррупционной политики, основанной на цивилизационной специфике стран Запада и Востока практического решения проблемы «коррупция - антикоррупция»...


    Под принципом в науке обычно понимается основное начало или фундаментальное положение того или иного явления или процесса. Изучая политические или правовые феномены исследователи в первую очередь стремятся выявить те общие закономерности, которые присущи этим явлениям и обычно выражаются в принципах. Зная эти принципы в дальнейшем значительно проще как изучать новые стороны явления, так и применять полученные знания на практике. Как говорил французский мыслитель К. Гельвеций знание некоторых принципов легко замещает незнание некоторых фактов. Законодатель, часто устанавливая порядок регулирования в той или иной сфере вначале нормативного правового акта особое внимание уделяет именно принципам, поскольку они имеют большое значения не только для толкования нормативных конструкций в правоприменительной практике, но и для дальнейшего регулирования в подзаконных актах.

    В статье 3 Федерального закона о противодействии коррупции устанавливаются основные принципы этой деятельности. К ним законодатель относит:

    1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность;

    3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

    5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

    6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

    7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Перечисленные принципы можно разделить на две группы: общие и специальные. Первые четыре принципа имеют общий характер для функционирования всей политико-правовой системы. Так принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина это конституционный принцип российской государственности. Принцип законности обычно отражает требование к функционированию всей системы государственной власти в части ее полного подчинения действующим законам. Одним из следствий реализации принципа законности является как неотвратимость ответственности для лиц, нарушающих законы, в частности совершающих коррупционные правонарушения. Конституционный принцип демократизма в качестве своего неотъемлемого основания имеет требование публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, можно сделать вывод, что специфическая деятельность по противодействию коррупцию в полном объеме строится на тех конституционных принципах, которые имманентно присущи современной российской государственности.

    Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер говорит о системности в государственной антикоррупционной политике.

    Президент России Д.А. Медведев на совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. сказал: "Коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы должны противопоставить системный ответ".

    Коррупция как системная угроза обществу и государству должна получить также системный отпор. Довольно часто в практике государственного управления наблюдается ситуация когда для решения тех или иных сложных проблем за «панацею» выдается одно средство которое по различным причинам мило для властей. Например, это ситуация когда в целях профилактики коррупции власти резко поднимают уровень оплаты труда государственных служащих. При этом забывается, что само по себе повышение социальной защищенности государственных служащих, без применения иных мер, в частности как минимум повышения их ответственности, проблему не решит, а скорее только усугубит.

    В настоящий момент в стране разработано довольно много документов как стратегического, так и тактического уровня позволяющих вести комплексное противодействие коррупции. Прежде всего, на это направлена Стратегия противодействия коррупции утвержденная Президентом России. Само по себе обеспечение комплексности в данной работе дело совсем непростое, поскольку различные меры и мероприятия проводятся совершенно разными субъектами антикоррупционной деятельности: от высших органов государственной власти до структур гражданского общества. Скоординировать эту деятельность, обеспечить ее правовыми и материально-финансовыми средствами призваны органы власти различных уровней. Особо важна координация деятельности правоохранительных органов в процессе борьбы с коррупционными преступлениями. Здесь особое значение имеет деятельность органов прокуратуры призванными быть и организаторами и координаторами такой деятельности.

    Исходя из такого важного значения принципа комплексности необходима система мониторинга или внешнего контроля за деятельности в сфере противодействия коррупции. В настоящее время как показывают независимые исследования, несмотря на большие усилия органов власти, очевидных реальных сдвигов в этой работе не видно. Вполне возможно, что причиной этого является как раз недостаточное внимание к вопросу комплексности и системности проводимой работы.

    В аналитических работах по вопросу о противодействии коррупции постоянное внимание исследователей привлекает проблема практических мер. При этом все эти меры можно разделить примерно на две части. Одна группа исследователей отстаивает позиции всемерного ужесточения борьбы с коррупцией, что предполагает усиления контроля за поведением государственных и муниципальных служащих, вплоть до применения средств оперативно-розыскной деятельности и специально-технических средств (прослушивающих устройств, полиграфа и т.п.), увеличения мер уголовного наказания и т.п. Другая группа специалистов больший акцент делает на мерах профилактики. Законодатель, установив принцип приоритетного применение мер по предупреждению коррупции решил данный спор. Вместе с тем, как представляется при анализе этой проблемы нельзя противопоставлять эти подходы. Действительно с гуманистической или даже рационально-технической точки зрения профилактические меры более предпочтительны. Для общества и государства предпочтительнее не допустить правонарушения, чем быть вынужденными потом с ним бороться и устранять последствия. Однако необходимо иметь в виду, что сама по себе идея профилактики предполагает широчайший спектр форм и методов и само по себе ужесточение позиции государства по вопросу о противодействии коррупции, повышения его наказуемости является эффективнейшим профилактическим средством. Вообще, считается, что не столько важна жесткость наказания как его неотвратимость. Как мы видели законодатель этот принцип также учитывает в системе принципов противодействия коррупции.

    Система профилактики коррупции является сложной системой, состоящей из огромного количества мер и мероприятий различного уровня и направленности. При этом нужно иметь в виду, что большая часть органов публичной власти может участвовать в противодействии коррупции как на форме профилактик. Также структуры гражданского общества могут внести свою лепту в эту деятельность, также участвуя только в предупреждении коррупционных проявлений. Федеральный закон, установив принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами как раз подчеркнул значение подобной деятельности.

    Под структурами гражданского общества понимаются различные общественные формирования созданные гражданами для удовлетворения своих потребностей. Они могут быть самых различных форм: от политических партий до самодеятельных клубов по интересам. И если одна часть их ставит перед собой цель участия в социально-политической жизни общества, то большая часть имеет неполитическую направленность. Вместе с тем, было бы неправильно говорить, что в антикоррупционной деятельности могут участвовать только те структуры, в уставных документах которых эта цель специально оговорена. Противодействие преступности, помощь и содействие государственным органам в этой работе это долг каждого гражданина государства. Поэтому если в деятельности того или иного общественного объединения появилась возможность участия в деятельности по противодействию коррупции оно может и морально обязано эту деятельность проводить. Например, если речь идет о просветительских организациях, то они могут выступить с серией акций по разъяснению населению основ антикоррупционной политики, основ законодательства. Ветеранские организации могут взять под контроль реализацию социальных услуг для ветеранов, выполняемых государственными и муниципальными учреждениями. Молодежные организации вправе проводить воспитательные мероприятия, направленные на привитии у своих членов идеи о недопустимости коррупционных и если шире правонарушающих проявлений и т.п.

    От государственных и муниципальных органов противодействия коррупции имеющих даже совещательный характер следует отличать многообразные общественные организации среди уставных задач, которых содержатся и вопросы противодействия коррупции. В 2006 году в стране действовало 3,5 тыс. организаций, специализировавшихся на борьбе с коррупцией. После начала широкомасштабной борьбы с коррупцией количество подобного рода организаций выросло в разы. К сожалению, большая часть из них направляет свои усилия отнюдь не на борьбу с коррупцией, а для решения своих специфических проблем или проблем своих организаторов или руководителей. Есть примеры, когда подобного рода организации, которые рядятся под структуры «гражданского общества» сами нарушают закон.

    Даже, несмотря на то, что часть подобного рода общественных объединений являются явными «пустышками» созданными для достижения далеко не законных целей, все же было бы неправильно на таких основаниях отвергать потенциал общественных формирований. Вообще проблема формирования структур гражданского общества в нашей стране в последние десятилетия имеет, к сожалению, далеко не радужную историю. Иногда властям даже приходится проявлять инициативу «сверху» для того, чтобы обеспечить выработку общественного мнения. Так, например, по инициативе В.В. Путина в бытность его президентом страны была создана Общественная палата России как структура представляющая интересы гражданского общества. В настоящее время сеть таких неполитических общественных палат создана как на уровне субъектов федерации, так и на уровне муниципальных образований.

    Принцип всемерного сотрудничества государства с институтами гражданского общества подчеркивает еще одну известную истину, заключающуюся в том, что в таком важном деле как борьба с преступностью, в том числе и в форме коррупционной одних усилий государства мало, и обуздать ее невозможно. Более того, в отличие от иных видов преступности, коррупционная преступность зиждется в большей части в самом аппарате управления и у многих аналитиков вызывает скепсис сама мысль о том, что аппарат управления способен подавить болезнь коррупции в своем организме без посторонней помощи. И вот такую действенную помощь может оказать только общество, по современной терминологии – «гражданское общество, в лице своих структур.

    Гражданское общество состоит из своих членов - граждан государства. Вместе с тем, на территории государства могут постоянно или временно проживать и иностранцы и лица с двойным гражданством. Согласно международному праву и национальному законодательству эти лица, как и граждане страны должны быть защищены от преступных коррупционных проявлений, а также иметь право противодействовать им. Следует иметь в виду, что в отличие от граждан государства иностранцы и лица без гражданства находятся в более уязвимом положении. Гражданин страны является членом различных структур гражданского общества, чувствует поддержку закона и общественных формирований и знает доступные формы и методы защиты от преступных посягательств. Иностранцы, например, иностранные рабочие, приехав в страну, как правило, не имеют ни юридической, ни информационной, ни финансовой поддержки, поэтому легко становятся добычей для коррумпированных чиновников, прежде всего, миграционных служб и органов внутренних дел. Поэтому для работы по противодействию коррупции важно не упускать эти вопросы, а четко следовать нормам международного права и оказывать повышенное внимание к такой категории физических лиц, как иностранцы и лица без гражданства.

    Так же важно сотрудничество с международными организациями. Для проведения политики противодействия коррупции требуется колоссальная политическая воля, как со стороны национального руководства, так и со стороны всего государственного аппарата, той его части, которая не поражена коррупцией. Современная коррупционная преступность во многом срослась с обычной организованной преступностью, которая обеспечивает коррупционерам их физическую защиту. Поэтому эти организации не остановятся и перед крайними мерами по отношению к тем лицам, деятельность которых будет угрожать их существованию. В ход пойдут и запугивание, и шантаж, и другие жестокие меры. В такой ситуации действенная поддержка антикоррупционных инициатив власти поступает со стороны прогрессивной части мирового сообщества, которое накопило уже определенный опыт противодействия коррупции. Кроме того, в международном сообществе есть понимание опасности коррупции, которого зачастую нет на национальном уровне. Поэтому сотрудничество с международными организациями это не только источник необходимых знаний и опыта, но и еще и действенный стимул борьбы с коррупцией.

    Нужно отметить, что перечисленные в статье 3 федерального закона о противодействии коррупции принципы нельзя рассматривать как закрытый перечень. К ним можно добавить еще ряд положений с различным уровнем обобщения. Так можно в ряду принципов назвать принцип научности. Очевидно, что без научного фундамента вряд ли можно ожидать эффекта от той или иной государственной деятельности. Только лишь на политико-публицистических воззрениях и здравом смысле государственных руководителей построить антикоррупционную политику государства невозможно. Здесь волюнтаризм, как говорится, неуместен. Таким же принципом противодействия коррупции должен быть принцип всемерного учета национальной специфики, менталитета населения. Это одна из сложнейших проблем, и вместе с тем, как показывает историческая практика многие реформаторские замыслы, совсем неплохие в теории разбивались, столкнувшись с особенностями российского менталитета. Поэтому если вспомнить, что одним из организационных конституционных принципов Российской Федерации является принцип федерализма, то следует более осторожно относиться к обычной практике наших управленческих структур регулировать однообразно тот или иной предмет «от Москвы, до самых до окраин». Дело в том, что федерализм у нас имеет сложную структуру. Он отражает не только территориальность государственности, но и национально-культурное своеобразие отдельных территорий или субъектов федерации. Так, например, выделяемый часто в теории «азиатский тип» коррупции, когда понимаемая в европейской терминологии коррупция в ряде азиатских стран является элементом бытовой и управленческой культуры может стать камнем преткновения для ряда российских территорий. Поэтому не учитывать принцип федерализма в стратегии антикоррупционной политики было бы неправильно.

    Таким образом, список принципов политики противодействия коррупции может быть дополнен как общими положениями, касающимися вообще государственной политики как таковой, так и специальными положениями присущими именно антикоррупционной политике. Следует отметить, что чем больше таких принципов будет установлено, тем более четкой, квалифицированной и предсказуемой, а, следовательно, и эффективной будет сама эта политика.