Почему прекратилась династия рюриковичей. История Руси

На изображении можно увидеть последовательность сменяющихся правителей Руси, а также их многочисленных родственников: сыновей, дочерей, сестер и братьев. Генеалогическое древо Рюриковичей, схема которого начинается с варяжского князя Рюрика, представляет собой интереснейший материал для изучения историками. Именно оно помогло исследователям выяснить интересные факты о потомках великого князя – основателя Древнерусского государства, стало символом единства членов семьи, могущества и преемственности поколений.

Откуда берет начало древо династии Рюриковичей

Сам князь Рюрик и его супруга Ефанда – фигуры полумифические, а среди историков до сих пор ведутся споры об их возможном происхождении. Самая распространенная версия, опирающаяся на Повесть Временных лет гласит, что выходец из варяг был добровольно приглашен на княжение, хотя некоторые предполагают, что Рюрик и его дружина во время одного из своих походов захватили Новгород. Также есть мнения, что родоначальник царской династии имел датские корни и именовался Рориком. По славянской версии происхождение его имени связывают с обозначением сокола на языке одного из племен Есть и те, кто считает, что князь, как историческая личность, не существовал вообще и являлся вымышленным персонажем.

Честолюбие толкало потомков Рюрика на междуусобные войны и убийства. В битве за престол победу одерживал сильнейший, проигравшего же ждала смерть. Кровопролитные разделы земель сопровождались братоубийством. Первое случилось между сыновьями Святослава: Ярополком, Олегом и Владимиром. Каждый из князей желал получить власть в Киеве и ради этой цели был готов на любые жертвы. Так, Ярополк убил Олега, а сам был уничтожен Владимиром. Победитель стал великим князем киевским. Эта яркая историческая фигура заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее.

Приход к власти Владимира Святославича

Фото генеалогического древа Рюриковичей с датами правления показывает, что правление сына Святослава Игоревича, князя Владимира, приходится на конец X века. Он не был законорожденным сыном, так как его матерью была ключница Малуша, но по языческим обычаям имел право наследовать престол за отцом княжеского происхождения. Однако, история его рождения вызывала у многих усмешки. За низкое происхождение Владимира окрестили «робичичем» – сыном рабыни. Мать Владимира отстранили от воспитания ребенка и передали мальчика в руки дружинника Добрыни, приходящегося Малуше братом.

Когда Святослав умер, разгорелась борьба за власть в Киеве между Ярополком и Олегом. Последний, отступая во время битвы с братом, свалился в канаву и был насмерть раздавлен лошадьми. Киевский престол перешел к Ярополку, а Владимир, узнав об этом, переместился вместе с Добрыней в варяжские земли, чтобы собрать войско.

Вместе со своими воинами он покорил Полоцк, находившийся в то время на стороне Киева и решил жениться на невесте Ярополка княжне Рогнеде. Та не пожелала брать в мужья сына рабыни, чем сильно оскорбила князя и вызвала его ярость. Он насильно взял девушку в жены и убил всю ее семью.

Чтобы свергнуть с престола Ярополка Владимир пошел на хитрость. Он заманил брата на переговоры, где киевского князя закололи мечами воины Владимира. Так власть в Киеве сосредоточилась в руках третьего сына Святослава Игоревича, великого князя Владимира. Несмотря на столь кровавую предысторию, в его правлении было немало сделано для развития Руси. Самой значимой заслугой Владимира принято считать крещение Руси в 988 году. С этого момента наше государство из языческого превратилось из языческого в православное и получило новый статус на международной арене.

Разветвление генеалогического древа династии Рюриковичей

Прямыми наследниками по линии первого князя были:

  • Игорь
  • Ольга
  • Святослав
  • Владимир

Есть документы, в которых можно найти упоминания о племянниках Игоря. Согласно источникам, их звали Игорь и Акун, однако о них мало что известно. Разветвления в схеме древа Рюриковичей начались после смерти великого киевского князя Владимира. В прежде едином роду началась борьба за власть между князьями, а феодальная раздробленность лишь усугубляла положение.

Так, сын киевского князя Владимира, Святополк Окаянный, в битве за престол убил своих родных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Однако, на власть претендовал еще одна фигура, которую можно увидеть на фото генеалогического древа династии Рюриковичей. Противником Святополка был князь Ярослав Мудрый. Между двумя претендентами на престол долгое время велась разрушительная междуусобная война. Окончилась она победой Ярослава в битве на реке Альте. Киев перешел во власть Ярослава Мудрого, а Святополк был признан предателем рода Рюриковичей.

Ярослав Мудрый скончался в 1054 году, после чего коренным образом изменилось древо. С годами правления Ярослава подошел конец единству рода, государство было поделено на уделы со своим укладом, законами, властью и правительством. Большая часть наследства и земель была поделена между тремя сыновьями Мудрого:

  • Изяслав – Киев, Новгород
  • Всеволод – Ростово-Суздальские владения и город Переяславль
  • Святослав – Муром и Чернигов

В результате единая прежде власть раскололась и образовался так называемый триумвират – правление трех князей Ярославичей.

В удельных землях стали формироваться местные династии. Фото показывает, что именно с этого периода род стал сильно расширяться. Происходило это в основном из-за большого количества династических браков, которые заключали князья, чтобы повысить свой авторитет, сохранить и закрепить власть. Прежде позволить себе искать супругу заграницей могли позволить себе только самые влиятельные и значимые князья. Теперь же этой привилегией стали пользоваться многие.

Генеалогическое древо Рюриковичей: схема разветвлений

О первоначальном единстве рода уже не могло идти речи, ветви размножились и переплелись. Рассмотрим подробнее наиболее крупные из них.

Изяславичи Полоцкие

Линия получила имя от основоположника ветви – Изяслава, сына Владимира Ярославича и полоцкой княжны Рогнеды. По легенде, Рогнеда решила отомстить супругу за то, что он сделал с ней и ее семьей. Ночью она пробралась в его спальню и хотела ударить его ножом, но тот проснулся и отразил удар. Князь приказал супруге надеть нарядное платье и встал перед ней с мечом в руках. Изяслав вступился за мать и Владимир не посмел убить жену при сыне.

Князь принял решение отправить Рогнеду и Изяслава жить в полоцкие земли. Отсюда и появилась линия Изяславичей Полоцких. Существуют сведения, что некоторые потомки Изяслава предпринимали попытки захватить власть в Киеве. Так, потеснить Ярослава Мудрого пытались Всеслав и Брячеслав, однако их ожиданиям не суждено было сбыться.

Ростиславичи

Берут свое начало от князя Ростислава. Он являлся изгоем и не имел права претендовать на престол после смерти отца, однако при помощи войн сумел получить власть в Тьмутаракани. После себя оставил трех сыновей:

  • Василько
  • Володарь
  • Рюрик

Рюрик не оставил после себя потомков, а сыновья Василько правили Теребовле и Галиче. Сын Володаря – Владимирко, стремясь расширить имения Ростиславичей, присоединил к землям Галич. Помог ему двоюродный брат Иван Галицкий. Он добавил к владениям Теребовль. Так сформировалось крупное и влиятельное Галицкое княжество. Ветвь Ростиславичей прервалась, когда скончался Владимир Ярославич – сын известного князя Ярослава Осмомысла. После этого события в Галиче стал править Роман Великий – один из наследников и потомков Ярослава Мудрого.

Изяславичи Туровские

Еще один потомок Мудрого – Изяслав Ярославич, правил в Турове. Князь погиб в 1078 году, в Киеве стал править его брат Всеволод, а в Турове младший сын Ярополк. Однако, за эти земли велась ожесточеная борьба, в результате которой потомки Изяслава погибали один за другим. В конце концов они были навсегда изгнаны из своих владений Владимиром Мономахом. Только в 1162 году дальний потомок Изяслава Юрий смог получить обратно утерянные владения и укрепить их за собой. По некоторым источником от Изяславичей Туровских берут свое начало некоторые литовско-русские княжеские династии.

Святославичи

Эта ветвь генеалогического древа Рюриковичей берет начало от Святослава – одного из участников триумвирата, образовавшегося после смерти Ярослава Мудрого. Сыновья Святослава после смерти отца вели борьбу со своими дядьями Изяславом и Всеволодом, в результате которой были разбиты. Однако, один из сыновей – Олег Святославич, не терял надежды вернуть власть и изгнал Владимира Мономаха. Земли, по праву принадлежащие Святославичам были поделены между оставшимися в живых братьями.

Мономаховичи

Линия образовалась от Владимира Мономаха – сына князя Всеволода. У него также имелся брат, который погиб при борьбе с половцами. Таким образом, вся княжеская власть сосредоточилась в руках Владимира. Князья киевские получили контроль и влияние на всех русских землях, включая Туров и Полоцк. Но продлилось хрупкое единство недолго. Со смертью Мономаха междуусобицы возобновились и власть в уделах опять стала разрозненной.

Примечательно, что потомком ветви Мономаховичей на генеалогическом древе династии Рюриковичей был князь Юрий Долгорукий. Именно он указывается в летописях как основатель Москвы, ставшей в дальнейшем собирательницей земель русских.


Семейное древо Рюриковичей полно тиранов, убийц, предателей и заговорщиков. Одним из самых жестоких государей Руси считается Иоанн IV Грозный . О бесчинствах, которые творились в период его правления на русских землях до сих пор вспоминают с содроганием. Убийства, грабежи, набеги на мирное население, которые с позволения царя чинили опричники – это кровавые и страшные страницы истории нашего государства. Недаром скульптура Иоанна Грозного отсутствует на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом во славу великих государей нашей страны.

Были среди Рюриковичей и мудрые правители – гордость рода и защитники своего государства. Это Иван Калита – собиратель русских земель, храбрый воин Александр Невский и освободивший Русь от татаро-монгольской зависимости, великий князь Дмитрий Донской.

Составить генеалогическое древо династии Рюриковичей с датами и годами правления – сложная для историков задача, требующая глубоких познаний и длительных исследований. Дело тут и в отдаленности эпохи, и в многочисленном переплетении фамилий, родов и ветвей. Так как потомков у великих князей было много, сейчас практически невозможно отыскать человека, на котором царская династия окончательно прервалась и перестала существовать. Известно лишь, что последними царями из этого древнего рода перед приходом к власти Романовых были Федор Иоаннович и Василий Шуйский. На вопрос, существуют ли ныне потомки первого русского князя или же семья навеки канула в лету, ответить сложно. Исследователи пытались выяснить это при помощи теста ДНК, однако достоверных данных по этому поводу до сих пор не существует.

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке.

В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту. В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай. Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое!

Знамение

Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе - без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком. Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа. Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

Кому выгодно?

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации. По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич – «на княжение». То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год. Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях. Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным. Однако все понимали, что это только повод. Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти. В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.

Проклятие Дмитрия

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление. Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

Современная энциклопедия

РЮРИКОВИЧИ, потомки Рюрика, династия русских князей, в т. ч. великих князей киевских, владимирских, московских, и русских царей (конец 9 16 вв.; последний Рюрикович из династии московских великих князей царь Фёдор Иванович). Из рода нижегородско… … Русская история

Рюриковичи - РЮРИКОВИЧИ, князья, по летописным известиям, потомки предводителя варягов Рюрика, правившего во 2 й половине 9 в. в Новгороде. Возглавляли Древнерусское государство; великие и удельные княжества (князья киевские, владимирские, рязанские,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Большой Энциклопедический словарь

Русский княжеский род, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Разветвление начинается с Владимира Святого, причем прежде всех отделяется линия Полоцких, потомков Изяслава Владимировича. По смерти Ярослава Мудрого (1054) его… … Биографический словарь

- (иноск.) древнѣйшіе русскіе дворяне (намекъ на Рюрика, одного изъ основателей Руси). Ср. Всѣ вы, господа, ничто иное, какъ вчерашніе дворяне противъ меня, ибо я происхожу отъ Рюрика. Д. П. Татищевъ Магнатамъ въ Вѣнѣ, при спорѣ о древности ихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Сущ., кол во синонимов: 1 династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Русский княжеский род. раздробившийся с течением временина множество ветвей. Разветвление начинается с Владимира Св., при чемпрежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков ИзяславаВладимировича. По смерти Ярослава Мудрого (1054) его… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Династия русских князей, в т. ч. великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей (кон. 9 16 вв., последний Рюрикович царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды… … Политология. Словарь.

Род русских князей и царей, считавшихся потомками Рюрика, в том числе великие князья киевские, владимирские, московские, тверские, рязанские (IX XVI вв.); последний Рюрикович из династии московских великих князей и царей царь Фёдор Иванович. Из… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Рюриковичи , Володихин Дмитрий Михайлович. Династия Рюриковичей правила Русью семь с половиной веков. Судьба нашей страны намертво сплетена с судьбой этого рода. Принадлежавшие к нему личности оказали заметное влияние на политику,…
  • Рюриковичи , Володихин Д.. Династия Рюриковичей правила Русью семь с половиной веков. Судьба нашей страны намертво сплетена с судьбой этого рода. Принадлежавшие к нему личности оказали заметное влияние на политику,…

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ

Главной причиной смуты явилось прекращение династии. Династия пресеклась со смертью трех сыновей Ивана Грозного: Ивана, Дмитрия и Федора. Старший из них, Иван, был уже взрослым человеком, когда умер, по одной из версий, от побоев отца. После смерти самого Ивана Грозного в живых осталось два сына: Федор и, еще ребенок, Дмитрий, рожденный в седьмом браке Грозного с Марией Нагой.

В 1584 году Федор венчался на царство. Не способный к правлению, он выполнял принятые боярами регентского совета решения. Состав регентского совета полностью не ясен, но победителем придворной борьбы становится Борис Годунов, который к 1587 году стал фактическим правителем государства.

В 1591 году, в Угличе, произошло страшное событие: был зарезан семилетний царевич Дмитрий. Следователи вели дело плохо и, вернувшись, доложили царю и боярской думе, что царевич вовсе не был убит, а сам в припадке падучей натолкнулся на нож. Однако народ не мог поверить наивному объяснению московских следователей и говорил, что царевич убит; а многие прибавляли, что убит по просьбе Бориса Годунова

Через семь лет, в крещенский сочельник 1598 года умер Федор, не оставивший после себя наследников. С Федором прекратился царский род Рюриковичей, правивший Русью более 700 лет.

БОЯРСКИЕ ЦАРИ И САМОЗВАНЦЫ

По мнению Н. М. Карамзина, Смутное время начинается именно с воцарения Бориса Годунова, который захватил трон, убив законного наследника Дмитрия Карамзин Н. М. Предания веков, 1988. Но С. Ф. Платонов предполагает, что обвинение Бориса в убийстве могло вполне быть клеветой, так как при Федоре Борису приходилось действовать среди враждебных ему бояр, которые его ненавидели и вместе с тем боялись. Боярская среда могла пустить слух об убийстве для своих целей Платонов С. Ф. указ. соч., т.1.

Л. Е. Морозова считает, что хоть и были после смерти Федора другие претенденты на престол (Романовы, Шуйские, Мстиславские), но к моменту смерти Федора в январе 1598 г. только Борис Годунов мог реально взять власть, поскольку уже длительное время был соправителем царя. И 17 февраля 1598 г. Земский собор в полном согласии с законом избрал Бориса новым царем. Морозова Л. Е. указ.соч.

Одним из наиболее ярких событий в период правления Бориса историки считают появление самозванца, выдающего себя за царевича Дмитрия. Их мнения расходятся в вопросе о том, где зародилась идея о самозванце. С одной стороны считается, что Лжедмитрий 1 нужен был боярами, чтобы низложить Годунова, а потом бояре низложили его самого, открыв дорогу к престолу одному из своей среды. С другой стороны, Лжедмитрия 1 считают агентом польского короля, или в его подготовке роль сыграли польские магнаты. По вопросу о личности первого самозванца большинство исследователей сходятся во мнении, что это был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. В своей борьбе за власть Лжедмитрий 1 не старался ограничиться поддержкой какого-либо одного сословия, он старался «угодить» всей России: удвоил жалование сановникам и войску, отменил торговые пошлины, объявил свободными слуг, лишенных воли насилием.

Поворотным моментом смуты считается избрание на царство Василия Шуйского. Василием был мало кто доволен, и главными причинами недовольства были некорректный путь к престолу и зависимость от круга бояр, избравших Василия и игравших им. Шуйский, осознавая, что не всё боярство считало его достойным престола, отказался от созыва Земского собора и был «выкрикнут» царем небольшим кругом своих сторонников. Но, будучи принцем крови, Шуйский имел на престол несомненные права и в целях своего упрочнения стал популяризовать их в народе.

По вопросу о крестьянской войне под предводительством Болотникова существуют точки зрения, которые представляют войну не только как протест против крепостнической политики, но и как войну за свержение Шуйского и провозглашение царем Дмитрия, так как «царь Дмитрий» являлся идеалом хорошего царя, а крестьяне и холопы неспособны были сформулировать нового политического устройства. В. А. Никольский считает, что восстание было поднято самими дворянами, а Болотников взялся служить им Никольский В. А. указ.соч.. Н. М. Карамзин прямо называет Болотникова агентом самозванца, и пишет, что он называл себя «царским воеводою», то есть восстание было орудием борьбы за власть какого-то самозванца Карамзин Н. М. История государства Российского, т.11, 1993. Р. Г. Скрынников же считает наоборот, по его мнению Лжедмитрий 11 появился по инициативе русского повстанческого лагеря. Болотников и другие вожди считали, что возвращение «Дмитрия» принесет им немедленную победу, потому что он приведет сильные подкрепления в виде наемного войска, и его появление убедит москвичей, не поверивших в его спасение Скрынников Р. Г. Лихолетье. В 1607 г. закончилось движение против существующей власти тем, что Болотников был утоплен, а Шуйский «праздновал победу». Таким образом, в борьбу был вовлечен народ, который стал выдвигать свои собственные требования, и после избрания Шуйского олигархи лицом к лицу оказались с народной массой, преследующей свои цели.

Итак, мы подошли к вопросу о втором самозванце. Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и основал лагерь в 17 км. от Москвы у села Тушино (отсюда его прозвище "Тушинский вор"). За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине). В феврале 1609 года правительство Шуйского заключило договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с "Тушинским вором" и его польскими отрядами. Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Отдав шведам русскую крепость Корела, Василий Шуйский получил военную помощь, и русско - шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице - Сергиева монастыря. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Неожиданный союзник, тем не менее не помог Лжедмитрию 2, так как польские офицеры повстанцев начали присягать польскому королю. Тушинский лагерь распался, а Лжедмитрий 11 бежал в Калугу, где был убит.

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

Кстати, о "русах", которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов "норманнской теории", что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В "Повести временных лет" о призвании варяжских князей (а "варяг", как говорил Л.Н. Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались". Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем "другими", т.е. вовсе не теми, кто пришёл в 862 году "княжити" в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов. Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё "прусская теория" возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и "русы" происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам.

Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей. Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. "варяжской вотчиной". Если т.н. русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс "ск" и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об "иностранной династии", если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были "иностранными династиями", поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово "parliament" – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы "parlier" (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется "parler" и, соответственно, "parlement"). Отчего же англичане выбрали именно "parliament" для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот "parliament", не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат.

Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам, ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь "из варяг в греки", и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде "оседланный" хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси "запасные центры" русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике "немцев" (германцев и англо-саксов). Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный "натиск на Восток". Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих "прав" на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать". Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: "Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..".

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых…

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой. При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье.

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.