Пономарь — о духовных болезнях пономарей. Пономарь — Кто такой

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

«пономарь» часто обозначается терминами кандиловжига́тель и параекклисиа́рх (см. главы 1-ю и 2-ю). В России пономарь уважительно именуется - алтарник , а в простонародье - дьячок , реже - послушник .

Обязанности

В древней Церкви его обязанностью было поддержание порядка в храмах и неотлучное пребывание при священных местах, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе , как для охраны их от святотатства , так и для оказания различных услуг паломникам .

За богослужением пономарь облачается в стихарь , предварительно испрашивая на это благословение у священника, который будет совершать богослужение. Право ношения стихаря дается пономарю благословением правящего архиерея епархии. Некоторым пономарям даётся право ношения подрясника .

В древности обязанности пономарей не редко выполняли диакониссы . В женских монастырях пономарят (алтарничают) назначенные, обычно пожилые, монахини .

Пономарские обязанности ложатся также и на постриженных чтецов и на незадействованных иподиаконов . Некоторые священнослужители , попавшие под церковный запрет , сохраняют законное право участвовать в активной церковной жизни только в роли пономарей.

Обычно в каждом храме несколько пономарей. В будничные дни они по очереди несут свою череду , а на более торжественные воскресные и особые праздничные богослужения - собираются купно.

В искусстве

  • Чудо архангела Михаила в Хонех - пономарь Архипп Херотопский , для спасения которого архангел Михаил совершил чудо.
  • Видение пономаря Тарасия - новгородский пономарь XVI века, которому явился св. Варлаам Хутынский с предсказанием; икона на этот сюжет
  • Явление Божией Матери и святителя Николая Мирликийского пономарю Георгию (Юрышу) , Тихвинская икона Божией Матери (Беседная) с изображением явления Богоматери пономарю Георгию - в 1395 году на реке Тихвинке.
  • Пономарские двери - боковые двери иконостаса
святые:

См. также

Напишите отзыв о статье "Пономарь"

Ссылки

  • - «Чем же все-таки занимается в храме пономарь?»

Отрывок, характеризующий Пономарь

– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»

Недавно мне посчастливилось попробовать себя в пономарском служении. Скажу сразу, «служитель алтаря» из меня вышел никудышный. Кадило постоянно запутывалось, ладан еле-еле дымил, уголь постоянно гас. Даже записки на проскомидии я читал медленно, с трудом разбирая имена рабов Божиих. К тому же на мне и стихаря то не было.

Но все это не столь важно, первый опыт редко бывает удачным. Главное - это ощущение причастности к Таинству. Вдыхая в алтаре фимиам, как во сне слушая тихую молитву священника, я почти физически чувствовал, что в маленьком храме-вагончике совершается нечто космического масштаба. Помогать священнику при совершении Литургии, произносить пред Господом имена здравствующих и усопших - это большая ответственность и большая радость.

Главное - ощущение причастности к Таинству

За утренней службой священнику сослужил пономарь более опытный, следить за его действиями было чрезвычайно интересно. Он то кланялся специальным образом, то зажигал, то гасил свечу, ловко управлялся с кадилом, сортировал записочки по неведомым мне категориям. Глядя на все это, я понял, что пономари - не просто мальчики в стихарях, выполняющие роль «подсвечника» (как это может показаться за пределами алтаря), а самые настоящие церковнослужители, с широким кругом обязанностей и послушаний.

Пономарь - это страж храма. Само греческое слово «парамонариос» можно перевести как «привратник», «приставник». Древние функции такого служения заключались, прежде всего, в поддержании порядка во время богослужений, постоянном пребывании в святых местах. Пономари следили за храмовым имуществом, возжигали свечи (последнее сегодня почти полностью перешло к «церковным бабушкам»).

Пономарь - страж храма

Интересно, что слово «пономарь» типично, прежде всего, для сибирских епархий. На западе России, к примеру, чаще употребляется слово «алтарник». А в народе также ходят такие слова как «послушник» и даже «дьячок».

Сегодня обязанности этого церковнослужителя не ограничиваются охраной церковных врат. Пономари разжигают уголь для каждения, в целом следят за кадилом, совершают вход со свечами, а во время проскомидии читают поминания (за здравие, за упокой и т.д., то, что мы часто называем «записочками»). Кроме того, они выносят антидор, готовят теплоту, а самые опытные - читают Апостол.

Алтарники следят за чистотой в храме, протирают иконы, готовят облачения для священников. Вообще, послушания пономарей на разных приходах могут существенно различаться, варьируясь между обязанностями певчих, чтецов, звонарей и даже дворников.

Большинство алтарников - это школьники и студенты

Важно сказать, что сегодня для того, чтобы стать пономарем, не обязательно епископское руковозложение - достаточно благословение настоятеля храма. Так что, будучи служителем алтаря, новоначальный остается все тем же мирянином.

Не знаю, будет ли у меня еще возможность помогать в алтаре в Таинственное время Литургии, но мгновения моего послушничества, несомненно, стали для меня незабываемым духовным опытом. Ведь тот крохотный храм, в котором я неумело разжигал уголь, в те минуты казался мне бóльшим, чем храм Соломона. А алтарь преобразился в центр мироздания, в котором сам Бог совершал Таинство, отдавая себя людям.

Словарь:

Антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец (четвероугольная частица, вырезаемая из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово). Раздается молящимся в конце Литургии.

Кадило - один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев - ладан . При сгорании он образует благовонный дым - фимиам .

Проскомидия - часть Литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения Таинства Евхаристии.

Просфора - специальный квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Употребляется для совершения литургии.

Стихарь - богослужебное облачение, длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами.

Теплота (запивка ) - теплая вода с вином, или разведенным вареньем, или подслащенная (в некоторых случаях - просто остывший кипяток), которую причастники вкушают с ломтиком просфоры или антидора сразу после причащения.

Пономарил и делился опытом Юрий Пасхальский

Для газеты «Православное слово Сибири» и сайта «Касьяновский дом»

Пономарь. Кто такой пономарь? История, обязанности и как стать.

Пономарь - это. Кто такой пономарь? История служения. Обязанности в наши дни. Обязанности за вечерним Богослужением. Как стать пономарем?

В настоящее время существует большое количество людей, которые имеют те или иные звания, вследствие, которых они напрямую соприкасаются с Православной христианской церковью. Помимо богослужителей, имеются разнообразные певцы, чтецы, уставщики и многие другие, а также пономари. Но в настоящее время мало, кто из людей представляет, кто это такие и, чем именно они занимаются в современной православной церкви.


Этимология

Слово пономарь, берет свои истоки из Греции , где на протяжении долгого времени, именно таким словом называли неофициальных церковных служителей. Важно отметить, что за последние несколько лет слово пономарь практически вытеснили из ежедневного обихода православной христианской церкви, вследствие чего данное звание забыто, и мало кто из современных жителей мегаполиса представляет кто это, и чем он занимается. Важно отметить, что если обратиться к истокам и заглянуть не только в исторические сведения, но, а также пронаблюдать эволюцию пономарского служения, можно заметить различные изменения не только в плане роста, но и деяний в храме.


Аналоги пономарского служения

Каждому православному верующему человеку на планете известно, слово типикон. Поскольку оно, как и ранее обозначает богослужебный устав православной христианской церкви.


Согласно такому уставу пономарь по-иному может именоваться как:


    свещеносец;


    кандиловжигатель;


    параекклисиарх.


Однако из-за сложности произношения, в современном мире не используются такие термины, которые звучат в типиконе, следовательно, даже служители храма не используют их в ежедневном обиходе. Важно отметить, что современная православная церковь в России называет пономарем простого, то есть обыкновенного алтарника. Следовательно, можно сделать вывод, что пономарь – это не только священнослужитель, но и человек, у которого имеется большое количество обязанностей, которые связаны с алтарем в храме, церкви или монастыре. То есть любой православный верующий человек, посещая храм, всегда видит пономаря, однако не знает, как именно называется его работа.


В древние времена, во время процветания стародавней христианской церкви служителя храма, которого ныне мы именуем пономарем, звали привратник. Он выполнял множество различных обязательств, в том числе основной его обязанностью являлось следить за порядком, то есть чистотой во время совершения молебна, службы или иного деяния в храме. Именно данный служитель должен закрыть врата церкви, монастыря или храма в момент богослужение для того, чтобы не просвещенные люди:


    инаковерующие;


    оглашаемые;



  • отлученные,


Не посетили храм. Поэтому привратник должен закрыть двери храма для того, чтобы ни один из непосвященных людей не смог проникнуть на таинство и принять в нём участие. Важно напомнить о том, что в проведении службы могут участвовать только лишь крещенные христианские православные верующие, однако в то же самое время на них не должна быть наложена епитимия. Также в древней христианской церкви было принято, чтобы данные служители храма заботятся о полной сохранности всего имущества, который расположен в храме или церкви. Также именно он отвечал за освещение того или иного предмета и в ходе проведения различных служб и молебнов, именно он должен быть на наблюдать за поведением православных верующих людей, которые находились в храме Таким образом, он мог предотвратить не только святотатство, но и кражу и многие другие незаурядные ситуации. Также согласно исторических данных известно, что в Вифлееме привратник должен был находиться постоянно для того, чтобы выполнять некую роль охраны в местах, где скапливалось большое количество паломников, а также именно пономарь оказывал основную помощь пилигримам.


Обязанности пономарей в наши дни


Общие указания


Входя в Святой алтарь храма, Святой должен сделать совместно с благоговением три поклона перед святым престолом, а в дальнейшем перекреститься в сторону горнего и поклониться иному служащему человеку, который духовенствует, а также всем тем, кто присутствует вблизи алтаря. После поклонов пономарю необходимо подойти к служителю храма и ко всем старшим его по чину священнослужителям, которые на данный момент присутствует в церкви либо в храме, такими служителями могут быть инспектор или епископ.


В субботние, воскресные и праздничные дни согласно указаниям, которые хранятся в типиконе, данные служители храма, должны совершать только лишь поясные поклоны. Поэтому он должен, перед тем, как облачиться в стихарь совершить несколько поясных поклонов направленных на престол. Далее священнослужитель просит благословения на то, чтобы облачиться в стихарь у епископа или старшего по чину священника. После того, как пономарю дадут благословение ему необходимо совершить три поясных поклона к святому престолу, а затем совершить точно, такой же поклон к тому священнику, который даровал ему благословение.


Важно знать о том, что данному служителю храма приписывают обязанности, в которые входит наблюдение за алтарными подсвечниками, семисвечниками, лампадами которые располагаются вблизи престола. Каждый православный верующий человек знает о том, что ставить на престол лампады могут только лица, которые имеют определенный священный сан, то есть иным людям данное деяние совершать запрещено. Главной обязанностью пономаря является слежение за кадилом, то есть в необходимый момент именно данные служитель храма должен зажечь уголек.


Привратник подает кадило диакону только лишь с правой стороны от Святого престола. Стоит отметить, что в тот момент, когда они проходят через горнее место необходимо совершить крестное знамение. В тот момент, когда служитель передает кадило дьякону, ему необходимо совместно с ним перекреститься вблизи горного места и поклониться старшему по сану священнослужителю.


Обязанности пономарей за вечерним Богослужением


    Перед пением 103 псалма, пономарь должен падать свечу и кадило;


    Также именно данный богослужитель, должен подать кадила перед началом пения;


    Перед началом малого хода, он должен выйти со свечами и падать кадило священнослужителю;


    Во время того момента, как выносят Евангелие, пономарь должен вынести свечи;


    Во время проведения помазания именно он выходит с благословенным Элем и держится сосуд.


В современной православной церкви, пономарь представляет собой некого прислужника. Основной его задачей является материально-техническое сопровождение, то есть он должен обеспечивать правильное прохождение богослужения. В современном мире пономарь готовит одеяния для священнослужителей храма, в то же самое время именно он отвечает за подготовку многих сосудов для проведения службы. Данные Служитель храма росжигает кадило и свечи в алтаре. Следовательно, он должен убедиться в том, что все нюансы выполнены для того, чтобы священнослужитель мог провести службу без суеты и различных проблем, то еть говоря человеческим языком: «Без сучка и задоринки». Во многих храма за последние несколько лет стало актуальным, что пономари исполняют некую роль чтецов, следовательно, они, таким образом, помогают работе клироса, то есть хора. В тот момент, когда в храме не проходят службы или иные деяния именно пономарь отвечает за чистоту и сохранность всего инвентаря, который находится вблизи алтаря или на территории храма.


Стоит отметить, что зачастую данными служителями Всевышнего являются мужчины, которые прежде были праведными прихожанами. В то же самое время очень часто случаются ситуации, когда алтарниками спустя несколько лет становятся дети тех или иных прихожан определенного храма. Богослужители утверждают, что в случае, если в приходском храме не хватает мужчин для того, чтобы избрать их для алтарного служения, тогда служители храма могут избрать самых благочестивых женщины из числа прихожан, но в то же самое время они должны быть пожилого возраста. Следовательно, можно сказать о том, что пономарем ни в коем случае не может быть юная девушка, особенно данное правило, касается русской церкви, поскольку в иных державах данное деяние допустимо. Православным верующим людям также важно знать и о том, что в монастырях ни в коем случае не бывает мужчин пономарей, поскольку там служат алтарницы - женщины. Однако согласно церковных канонов, женщинам строго запрещено заходить в алтарь, однако для женщин, которые проживают в монастыре и служат в сане алтарницы делаются исключения. Такие деяния были совершены вследствие того, что для русской церкви свойственна некая категоричность.


Многие люди утверждают о том, что в разнообразных храмах, которые принадлежат антиохийскому патриархату можно встретить вблизи алтаря служителей пономарей, которые имеют женский пол и в тоже время они молоды. Таким образом, многие свидетели говорят о том, что в антиохийском патриархате можно встретить девушек облаченных в стихарь (одеяние пономарей), следовательно, они являются пономарями храма. Однако такое деяние для Русской Православной христианской церкви немыслимо.



Как стать пономарем?

Из исторических данных можно почерпнуть информацию о том, что пономарями ранее становились люди определенным образом. Церемония имела вид хиротесии, то есть происходила полноценная посвящение пономаря в служении к Всевышнему. На сегодняшний день данная процедура практически не проводится. Поскольку считается, что в обязанности пономаря входят в основном обыденные вещи, поэтому служители теперешнего православного храма считают, что достаточно для такого служителя лишь устное разрешение самого высокого по чину священнослужителя, который находится в том или ином храме. Также именно данный человек благословляет пономаря на ношение особого одеяния, то есть стихаря. Но в то же самое время до настоящих времен сохранилась традиция получения благословения непосредственно у епископа. Вследствие такой традиции многие алтарники теперешнего времени спрашивают разрешения на ношения стихаря. Однако православная христианская церковь считает, что на сегодняшний день и не существует таких церковных канонов, следовательно, это некая проявление традиций или местных обычаев.


Служители храмов в различных областях Российского государства считают, что для того, чтобы стать пономарем не нужно иметь никаких особых знаний. Следовательно, для того чтобы в современном мире стать прислужником достаточно лишь только являться прихожанином определённого храма, следовательно, важно постоянно посещать его и участвовать в различных процессах, которые происходят церковной жизни храма и в то же самое время иметь достаточную репутацию среди иных членов собственной общины. Соблюдая такие простые правила, можно спустя определенное время просить благословения у настоятеля храма для того, чтобы приобщиться к пономарскому служению.


Современным православным верующим христианам важно знать о том, что Пономарь - это мирянин, который служит в храме, но не является священнослужителем. Сейчас крайне редко, можно встретить храм, где имеется профессиональный штатный алтарник работу, которого организовывает старший пономарь, он же и следит за обучением своего заступника.


87 . ра-мо-но-п

Буквально: солнце (ра) вода (мо) не (но) кончаются (п)

Пономарь — солнце Ра и вода не кончаются.

Служитель, ответственный за солнце и воду ? Ответственный за наличие свечей, святой воды, горящее кадило и наличие ладана в храме.

Мутно, но любопытно.

См. статью.

мо - вода, жидкость, влага, внутренний объём,

но - отрицание, отсутствие. Не надо. Запрет. Но не. Недостаток.

п - П-образно. Прямоугольно. Период. Поверхность, поверх, верхний. Импульсно, импульсивно, резко, сразу, внезапно, отчётливо. Очень быстро. Начало, быстро начинать, резко воздействовать.

Начало чего-то. (Если «п» в начале). Конец, резко прекратить. Резко обрывать. (Если «п» в конце слога). Резко закончить, окончательно. Резко обрывать, резко ломать, нарушать.

ра - Р-а = вырванное пространство. Часть пространства. Пространственная деталь. Нечто различимое. Деталь, предмет, сущность, суть, явление, вещество, объект, образование. Детализованное, членённое, заметное, отчётливое, выделяющееся. Конкретное дело (т.к. оно и есть некая сущность, предмет, явление, процесс).

Ра — солнце. Бог Ра.

Нечто различимое.

Статья:

Школьный этимологический словарь русского языка. ПОНОМАРЬ. Заимств. в др. рус. эпоху из ср.-греч. яз., где paramonarios - суф. производное от paramonē «дежурство». Буквально - «дежурный отрок при господине», затем - «церковный служитель».

Хорошее и известное в русском языке слово «парамон», вдруг не понравилось церковникам, прекрасно знавшим греческий. Якобы оно превратилось в непонятно как искажённое «пономарь». Но «па-ра-мо-н» означает: открывающий (па) солнце Ра (ра) и воду (мо) на поверхность (н). «Пономарь» на первый взгляд, ничего не обозначает путного. Если читать его слева направо. Но, если читать «пономарь» справа налево «рамоноп», то получается почти синоним слова «парамон». И оба слова, вдруг, указывают на какую-то иную религию. БВП

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Понома́рь (официально - Парамона́рь ; от др.-греч. παραμοναριος - «приставник», «привратник») - служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их от святотатства, так и для оказания различных услуг паломникам.

Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря.

С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально - назначение на должность пономаря благословляется (разрешается) настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между звонарями, певчими, алтарниками и псаломщиками (чтецами).

…«Северные двери иногда называются пономарскими не потому, чтобы одни пономари ими входили и выходили: часто диаконы и священники в служении ими ходят, особенно в малом и великом выходах; но эти двери пономарскими называются потому, что вещи, за ними находящиеся, как то: уголья, вода, свечи, вверялись хранению пономарей…

БВП. Если попытаться восстановить исходные смыслы всех вариантов слова пономарь, получим, на мой взгляд, любопытный спектр значений. Смотрите сами. Показываю.

По-но-ма-рь , буквально: всё покрывающий (по) не дающий, запрещающий (но) открывать внутреннего пространства (ма) границу, кромку (рь). Пономарь — всё покрывающий (закрывающий), не дающий, запрещающий открывать границу, кромку внутреннего пространства. Сторож, охраняющий вход.

Па-ра-но-ма-рь , буквально: открывать (па) определённое пространство (ра) запрещает (но) доступ внутрь (ма) границы, кромки (рь). Пономарь (параномарь) — запрещающий открывать определённое пространство, запрещающий доступ внутрь какой-то границы, кромки. Сторож, охранник.

Па-ра-мо-на-ри-ос , буквально: открытое (па) определённое пространство (ра) внутренний объём (мо) доступность (на) проникновения (ри) замечающий, выделяющий (ос). Пономарь (парамонариос) — замечающий доступность проникновения в открытое пространство некоего внутреннего объёма. Отмечающий, замечающий, следящий за доступностью на открытое для верующих посетителей пространство внутри храма. Или сторож.