Проведение аварийно спасательных работ. Информационно-образовательный портал

14.1. Общие положения

Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров -осуществляемые пожарной охраной на пожаредействия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов пожара.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения.

АСР включают в себя:

розыск пострадавших и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов;

вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;

подачу воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;

оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре;

организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;

укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

14.2. Ликвидация последствий разрушений

При проведении аварийно-спасательных работ необходимо:

провести разведку места происшествия и оценить обстановку;

подготовить рабочие площадки для установки машин и механизмов, участвующих в ликвидации последствий разрушений;

отключить инженерные коммуникации от здания, в первую очередь газ и электричество;

проводить поиск и спасение людей, находящихся на сохранившихся частях здания, в пустотах и на поверхности завала;

проложить каналы или пробить тоннели для подачи кислорода погребенным под завалом людям;

разобрать завалы перед входом (перекрытием или у стены) здания;

пробить проемы в стене или перекрытии;

оценить обстановку, установить тип здания, его конструктивные особенности, размеры и площадь. При оценке обстановки учитывать сезон года, время суток, погодные условия и другие факторы, которые могут оказать существенное влияние на проведение АСР;

проложить, одновременно с разведкой, рукавные линии с ручными лафетными стволами для защиты от огня людей работающих на завале, использовать стволы на автолестницах и подъемниках;

обращать внимание на запах газа личному составу, участвующему в проведении разведки и поиске людей, и если он замечен, двигаться крайне осторожно, чтобы не вызвать взрыв от резкого соприкосновения с металлическими и каменными поверхностями;

выполнить работы по ликвидации аварии на коммунально-энергетических сетях вблизи разрушенного здания (сооружения), откачке или отводу воды, локализации или тушению пожаров, укреплению или разрушению конструкций, угрожающих обвалом, применяя бульдозеры, экскаваторы, передвижные пневмокомпрессорные и электрические станции с набором механизированного инструмента (пилы и ножницы для вскрытия конструкций и ограждений, отбойные молотки, перфораторы, бетоноломы), самоходные и автомобильные краны, лебедки, средства для резки металла, насосы, мотопомпы, домкраты с гидро-, электро-, пневмоприводом, приборы контроля среды (содержание кислорода, токсичных и взрывоопасных компанентов, плотности теплового потока) и др.;

вести работы вручную с применением простейших инструментов и средств малой механизации при небольших завалах, состоящих преимущественно из мелких обломков;

Место и способ производства работ должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от типа здания, его состояния, характера завала и имеющихся средств механизации.

Работы по расчистке завалов могут быть осложнены авариями на трубопроводах водо-, тепло- и газоснабжения, сопровождающимися затоплением или загазованностью заваленных помещений. В этих случаях перед началом работ необходимо перекрыть поврежденный трубопровод, откачать воду, а при загазованности работать в СИЗОД.

Личный состав, работающий на разборке завалов, должен быть оснащен ручным и механизированным инструментом. На каждые 2-3 звена должен быть один прибор для резки металла. В звеньях должны быть огнетушители, комплекты защитной одежды, СИЗОД, дозиметры.

14.3. Спасение пострадавших из-под завалов и частично разрушенных зданий

Поиск и спасение пострадавших, оказавшихся под завалами разрушенных зданий, начинается сразу же по прибытии подразделений.

При поиске пострадавших необходимо: детально обследовать все места возможного нахождения людей, используя кинологов с собаками и специальные приборы; искать пострадавших методом сплошного обследования разрушенного здания (сооружения); двигаться друг от друга на расстояниях обеспечивающих постоянную зрительную и слуховую связь. Вблизи мест возможного нахождения пострадавших нужно через короткие промежутки времени подавать громкие звуковые сигналы голосом или ударами по элементам завала и сохранившимся частям здания, внимательно прислушиваться ко всем звукам, так как они могут оказаться ответными сигналами пострадавших.

При обнаружении людей под завалом необходимо:

установить с ними связь путем переговоров или перестукивания;

выяснить их количество и состояние;

выбрать способ расчистки завала и немедленно начать работы;

обследовать, одновременно с началом откопки пострадавших, инженерные коммуникации, проходящие вблизи от места работ, и при обнаружении на них повреждений немедленно принять меры для их отключения;

извлекать или тушить при разборке завалов горящие и тлеющие предметы;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

При спасении пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий с разрушенными или поврежденными лестничными клетками необходимо:

оборудовать временные пути эвакуации;

изготовить и установить подвесные или приставные лестницы, трапы или переходы в соседние квартиры или секции, в которых сохранились лестничные клетки;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

14.4. В очаге химического заражения

Личный состав, участвующий в проведении работ в очагах химического заражения, должен быть всесторонне подготовлен для этих действий. Личный состав обеспечивается СИЗОД и средствами защиты кожи, исходя из характера заражения.

При проведении АСР, связанных с тушением пожара, необходимо:

выслать отделение радиационной и химической разведки для уточнения обстановки на пути движения подразделения, использовать данные разведывательных дозоров, высылаемых старшим, а также постов радиационного и химического наблюдения объектов;

отделению радиационной и химической разведки определить наличие АХОВ, границы зараженных участков, пути обхода и обозначает их знаками;

командиру отделения радиационной и химической разведки доложить начальнику подразделения радиационной, химической и биологической (далее – РХБ) защиты об обнаружении зоны заражения, ее границах и путях обхода;

начальнику подразделения РХБ защиты на основе данных разведки и личного наблюдения уточнить место и характер очага поражения, наличие АХОВ и направление распространения зараженного облака;

предусмотреть мероприятия по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, проведению работ по локализации и устранению аварий на коммуникациях с АХОВ, обеспечению защиты личного состава от их действия;

локализовать, в первую очередь, очаг АХОВ, для чего совместно с аварийной бригадой объекта отключается поврежденный участок трубопровода путем перекрытия кранов, задвижек, вентилей и других запорных устройств. На трещины в трубопроводах накладываются ремонтные муфты. Оставшаяся часть АХОВ перекачивается в запасную емкость, а разлив ограничивается обваловкой или устройством ловушек;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

При выбросе аммиака или жидкого хлора, место разлива обильно поливают водой или изолируют пеной и абсорбентами. Для предотвращения загазованности смежных производственных помещений - выключают вентиляцию, а на путях распространения зараженного облака ставят завесы из распыленных струй. Личный состав должен работать в СИЗОД.

Решение на проведение работ, связанных с локализацией разлива АХОВ, обеззараживанием очага химического заражения, дегазацией зараженной территории, руководитель работ принимает на основании результатов проведенной рекогносцировки района аварии, данных химической разведки и контроля заражения. Работы в зависимости от их объема выполняются посменно, при этом продолжительность каждой смены определяет руководитель работ исходя из условий их выполнения. Смена производится непосредственно на рабочих местах. Техника и инструмент после нейтрализации остаются на месте и передаются по смене. Средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) должны подвергаться нейтрализации на людях до их снятия. Допускается повторное использование СИЗ, но при условии соблюдения определенных мер безопасности при их надевании.

В первую очередь дегазируются подъездные и внутренние дороги и территории, на которой проживает население, а затем сооружения, используемые для производственной деятельности.

При нейтрализации разлившихся АХОВ применяются те же вещества и способы, что и при дегазации местности и сооружений.

АХОВ нейтрализуют дегазирующими растворами, которые в виде распыленных струй подают от пожарных автомобилей и специальных машин. С участков местности зараженных АХОВ удаляют слой зараженного грунта с помощью землеройных машин. После завершения работ личный состав и техника проходят полную санитарную обработку.

Медицинское подразделение, в зависимости от характера и размера очага заражения, спасательные работы может проводить в полном составе или самостоятельными группами. Начальник медицинского подразделения организует движение своего подразделения и приданных формирований к объекту работ и отдает необходимые распоряжения на подготовку к спасательным работам. Для выявления обстановки в очаге химического заражения он проводит медицинскую разведку в целях определения мест развертывания медицинских подразделений и объема работ по оказанию первой медицинской помощи, устанавливает необходимое для этого количество сил и средств.

Начальник медицинского подразделения указывает порядок оказания медицинской помощи пострадавшим, место и время развертывания подразделения, выполнения задачи, транспортные средства и порядок эвакуации пострадавших из очага поражения в лечебные учреждения, порядок пополнения медицинским имуществом.

Медицинское подразделение развертывается на незараженной территории с наветренной стороны (по возможности ближе к очагу в целях сокращения сроков доставки пострадавших из очага в медицинское подразделение). Выбор площадок (мест) в указанном районе производится под руководством начальника медицинского подразделения.

Медицинское подразделение оказывает неотложную врачебную помощь в зависимости от характера поражения, готовит пораженных к эвакуации в лечебные учреждения. На них надевают изолирующие противогазы, обеззараживают капли АХОВ на их одежде и участках тела и при необходимости вводят антидоты, после чего доставляют на пункты сбора.

Эвакуация пострадавших из очага поражения в медицинское подразделение осуществляется грузовым и санитарным транспортом, приданных медицинских формирований или объекта народного хозяйства.

Одновременно с эвакуацией пораженных, организуется вывод населения с зараженных участков по маршрутам, выбранным с учетом направления ветра. Выводу в первую очередь подлежат люди, не укрывшиеся в убежищах, оборудованных фильтрационными установками.

Медицинское подразделение в ходе спасательных работ в очаге химического заражения осуществляет контроль за проведением полной санитарной обработки личного состава и техники.

При ведении работ в очаге химического заражения нужно учитывать, что в загазованных помещениях будет пониженное содержание кислорода, что исключает возможность использования фильтрующих противогазов.

14.5. В зоне радиоактивного заражения

При организации и проведении работ в зоне радиоактивного заражения следует:

развернуть подразделения пожарной охраны в безопасных, заранее определенных руководством организаций местах;

получить наряд-допуск на проведение АСР в условиях ионизирующих излучений;

провести мероприятия, направленные на изоляцию очага заражения от окружающих районов, ввести ограничительные меры по пребыванию на зараженной территории, карантин в районах расположения подразделений после вывода их из очага поражения;

провести экстренную профилактику личного состава и пострадавших;

срочно эвакуировать пострадавших и все население из зоны радиоактивного заражения и разместить их на территории зоны карантина;

в случае повышенной радиации использовать дистанционный способ подачи огнетушащих средств;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

При проведении АСР на объектах с наличием радиоактивных веществ (далее - РВ) необходимо:

действовать в соответствии с положениями настоящего и других служебных и отраслевых документов, планом тушения пожара (далее - ПТП), который разрабатывается руководителем подразделения пожарной охраны совместно с администрацией производства;

приступить к проведению АСР после получения наряда-допуска, заранее подготовленного и подписанного должностным лицом предприятия, в котором указано допустимое время пребывания личного состава пожарных подразделений в опасной зоне и вид облучения;

определить границы опасной зоны и безопасное время работы пожарных подразделений при тушении пожара, составить прогноз радиационной обстановки по данным дозиметрической службы на основании требований норм, правил и расчетов максимально возможной дозы облучения;

расставить у входа в зону радиоактивного заражения пост безопасности, возглавляемый лицом среднего или младшего начальствующего состава;

создать резерв сил и средств, звеньев ГДЗС, защитной одежды и приборов индивидуального и группового дозиметрического контроля, который должен находиться вне зоны радиоактивного заражения, осуществлять постоянный контроль за уровнями излучения и дозами облучения и располагать личный состав с наветренной стороны на специальных площадках;

если данные дозиметрического контроля не позволяют подразделениям приступить к тушению пожара, действовать по решению штаба ликвидации аварии;

если не удается ликвидировать пожар и не позволяет радиационная обстановка или время пребывания изделий с РВ в зоне горения превышает критическое, указанное в ПТП, подразделениям пожарной охраны отойти к местам развертывания. Решение о дальнейшем использовании пожарных подразделений для ликвидации последствий пожара в здании (сооружении) принимает руководитель ликвидации аварии в соответствии с рекомендациями комиссии по чрезвычайным ситуациям предприятия с учетом дозиметрического контроля и по согласованию с РТП;

в нерабочее время оперативные действия по тушению пожаров осуществлять в соответствии с ПТП;

определить порядок дезактивации подразделений пожарной охраны, пожарной техники и направления участников ликвидации пожара на обследование в медицинские учреждения, при этом:

загрязненная одежда, ПТВ и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания и тела, подлежат утилизации и замене в установленном порядке;

подразделения пожарной охраны должны направляться в медицинские учреждения в чистой одежде и иметь на руках соответствующую справку, выдаваемую службой РБ предприятия, об отсутствии радиоактивного загрязнения.

Защита личного состава пожарных подразделений от переоблучения должна обеспечиваться за счет:

Ограничения времени пребывания в помещениях с РВ;

Выполнения требований настоящего документа в части специфики тушения пожара на спецпроизводствах;

Проведения разведки и тушения пожара, привлечения минимально необходимого количества подразделений пожарной охраны, обеспечения их изолирующими противогазами с масками, средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля, защитной одеждой.

ПТП составляется на основании прогноза радиационной обстановки и возникновения ОФП при развитии пожара по наиболее опасному варианту, представленному администрацией объекта с учетом количества РВ. В случае отрицательного прогноза пожарные подразделения действуют на основании данных дозиметрической службы предприятия.

По прибытии на место проведения АСР администрации здания, службой радиационной безопасности организации при необходимости проводится оценка и корректировка допустимого времени нахождения подразделений пожарной охраны в опасной зоне. Изменение времени пребывания оформляется отдельным нарядом-допуском и вручается РТП.

В состав оперативного штаба должны входить главные специалисты объекта и службы дозиметрического контроля.

Ответственность за соблюдение требований радиационной безопасности и своевременное прибытие дозиметрической службы при возникновении пожара возлагается на руководителя предприятия и руководителя ликвидации аварии.

Список зданий и помещений с наличием РВ, для которых требуется выдача наряда-допуска, должен быть определен приказом руководителя предприятия.

Состав должностных лиц, имеющих право выдачи наряда-допуска в рабочее время пожарным подразделениям на тушение пожара на радиационных производствах с внесением их в планы пожаротушения, определяется приказом руководителя предприятия.

Должностные лица радиационно-опасных спецпроизводств, имеющие право выдачи наряда-допуска, в рабочее время обеспечивают незамедлительный доступ пожарных подразделений в здания (сооружения) спецпроизводств с выдачей наряда-допуска на тушение пожара, если вторичные ОФП не представляют угрозу для жизни и здоровья личного состава.

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИНЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ»

Наличие большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

По последним подсчетам в России в 424 городах и населенных пунктах имеется 3401 химически опасных объектов, в зонах возможного заражения которых может оказаться более 60 млн. человек на площади 300 тыс. кв. км.

В России расположены 9 действующих АЭС на которых эксплуатируется 29 реакторов. Уже сейчас в 30-ти километровой зоне АЭС расположено более 1300 городов и населенных пунктов, в которых проживает около 1 млн. чел.

Всего на территории России функционирует свыше 4,5 тыс. потенциально опасных объектов, в том числе 800 - радиационно-опасных.

В зонах возможного катастрофического затопления с 4-х часовым добеганием волны прорыва 77-ми наиболее крупных гидроузлов расположено свыше 2,8 тысяч городов и населенных пунктов, в которых проживает около 9 млн. человек.

Около 20 % территории страны подвержено воздействию землетрясений интенсивностью более 6 баллов, более 5 % занимают 8-9 балльные зоны. Основными сейсмически активными районами являются: Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалинская и Камчатская области, где расположено более 600 городов и населенных пунктов с населением более 20 млн. человек

Только на территории Волгоградской области функционируют 905 потенциально-опасных объектов.Из них:РО-2, ХО-52.ПВО-383,ГДО-2,ТО-71,ПО-400.

Безусловно, в такой сложной обстановке мирного времени, не говоря уже о военном периоде, необходимо уделять должное внимание организации и проведению АСДНР.

1. Нормативное правовое регулирование по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб

Законодательную и правовую основу создания и деятельности аварийно-спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция РФ, Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», «О пожарной безопасности».

Постановления Правительства РФ от 18.11.1999г. № 1266 «О федеральных службах Гражданской обороны», «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «О силах и средствах РСЧС», Приказ МЧС России от 23.12.2005г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», другие законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Важная роль в организации и проведении мероприятий гражданской обороны всегда отводилась службам гражданской обороны.

В 80-х годах были созданы 4 общесоюзные службы гражданской обороны:

Медицинская;

Охраны общественного порядка;

Защиты животных и растений;

Противопожарная.

На базе министерств, ведомств, управлений, организаций создавались республиканские, краевые, областные, городские, районные и объектовые службы ГО:

Связи и оповещения;

Инженерная;

Медицинская

В зависимости от специфики местных условий, наличия базы и материально-технических возможностей в республиках, краях и областях создавалось, как правило, 14-16 служб, в городах 8-12 служб, в районах 6-8 служб, на предприятиях - по решению руководителя. Место и роль каждой службы в решении задач ГО определялись ее составом и назначением. Особое внимание придавалось повышению ответственности служб за обеспечение своевременной передачи сигналов оповещения, за решение медицинских и других специальных вопросов по защите населения.

Трудно переоценить роль служб в системе гражданской обороны. Они являлись «приводными ремнями» от штабов к структурам государственных и хозяйственных органов. Без них система гражданской обороны на местах была бы недееспособна.

Федеральным законом 1998г. «О гражданской обороне» также предусмотрено создание служб гражданской обороны.

Службы создаются для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны (инженерных, медицинских и др.), подготовки в этих целях сил и средств, управления формированиями в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, для обеспечения перевода гражданской обороны с мирного на военное положение.

Общее руководство территориальными и объектовыми службами осуществляют соответствующие руководители (области, городов, районов, предприятий, учреждений, организаций).

Непосредственное руководство службами осуществляют начальники этих служб.

Федеральный закон от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ внес изменение в ФЗ от 12.02. 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В новой редакции этого закона, как известно, нет теперь понятий «гражданские организации гражданской обороны, начальники служб ГО», просто название ее приведено в соответствие с решаемыми задачами, возлагаемыми на гражданскую оборону. Сфера ее деятельности расширена. Теперь она призвана решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения, материальных и культурных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с федеральным законом «О гражданской обороне» должны быть созданы спасательные службы, которые должны стать наиболее многочисленной составляющей сил гражданской обороны.

Спасательные службы должны включать в себя органы управления, а также формирования, на базе которых они созданы. Основная функция спасательных служб в мирное время - защита населения, материальных и культурных ценностей, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В военное время - обеспечение действий сил гражданской обороны, выполнение специальных мероприятий, а также участие формирований в других неотложных работах.

При объявлении войны, т.е. фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения, спасательные службы будут выполнять весь комплекс мероприятий по гражданской обороне.

Для решения задач гражданской обороны в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях, должны создаваться спасательные службы, как территориальные, так и объектовые. В организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и имеющие важное оборонное и экономическое значение обязательно должны создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования и службы.

Нормативные акты и методические рекомендации по их созданию и оснащению в настоящее время разрабатываются, а порядок подготовки определен организационно-методическими указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2006-2010 годы от 17 августа 2005г. № 43-2324-14.

Таким образом, спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, функционально объединенных в единую систему и предназначенных для решения задач по всестороннему обеспечению проведения аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуаций, медицинской, финансовой, материальной и других видов помощи, а также по созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения всего населения.

2. Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура НАСФ

В зависимости от своего состава и выполняемых задач НАСФ предназначены:

1. Для ведения химического, радиационного, биологического наблюдения и разведки, для инженерной разведки и разграждения, разбора завалов.

2. Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, аварийно-технических работ, радиационной, химической, биологической защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности в мирное и военное время.

Настоящий Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями - из числа своих работников. Органы исполнительской власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом примерного перечня, создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение №1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение №2) приказа №999.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

Проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

Санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

Участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

Обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Примерный состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований, наиболее часто создающихся руководителями организаций, в соответствии с Приказом МЧС № 999 от 23.12.05г. и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований показаны в приложении №3. Разрабатываемые НАСФ согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемых в установленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

Определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

Вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе:

Определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

Организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

Вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;

Организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

Осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

Разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

Укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

Осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

Осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

Осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

Поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

По подчиненности на: территориальные и организаций ;

По составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами на: посты, группы, звенья, команды.

По предназначению , на:

Общего назначения;

Специального назначения.

По времени приведения в готовность:

Постоянная готовность;

Повышенная готовность.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, в военное время - 6 часов.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АС И ДНР. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ РАЗВЕДКИ В ОЧАГАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЙОНАХ ЧС

Одной из важнейших задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

По характеру источника чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

Наиболее характерными последствиями ЧС являются:

Разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;

Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества;

Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих опасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества;

Массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;

Затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;

Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии - массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров и ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:

1. - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

2. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

Разведку маршрутов движения и участков работ;

Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

Розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);

Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики в пострадавшего населения в условиях ЧС.

Другие неотложные работы включают:

Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;

Санитарная очистка территории в зоне ЧС;

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Перечень видов АС и ДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

АС и ДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.

Успешное проведение АС и ДНР достигается:

Заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;

Экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);

Непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия и

Непрерывным ведением АС и ДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей АСФ как штатных, так и нештатных; неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

Организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.

Для организованного проведения АС и ДНР в зонах ЧС планируется создание группировок сил и средств РСЧС.

Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществляется по их готовности.

Аварийно-спасательные формирования привлекаются для проведения АС и ДНР распоряжением начальника соответствующего Регионального Центра ГОЧС.

Региональные поисково-спасательные службы (ПСС) привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего РЦ, а территориальные ПСС - решением Председателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС и ПБ).

По мере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжение соответствующей КЧС и ПБ или иного органа управления, на который возложены задачи организации АС и ДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра МЧС России).

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

При необходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссий по ЧС.

4. ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ АС И ДНР. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА И ЧИСЛЕННОСТИ ГРУППИРОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АС И ДНР, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ АСДНР

Организация и подготовка к проведению АС и ДНР проводится в несколько этапов, хотя, в зависимости от создавшейся ЧС конкретное содержание и последовательность проведения отдельных мероприятий может меняться.

Наиболее приемлемой является универсальная схема организации, подготовки и проведения АС и ДНР.

I этап - Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АС и ДНР.

II этап - Проведение полномасштабных аварийно- спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

III этап - Ликвидации последствий ЧС.

На первом этапе решаются три основных блока задач:

1.Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:

Оповещение об опасности;

Использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;

Эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;

Соблюдение режимов поведения;

Розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.

2.Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС:

Локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);

Приостановка или отключение технологических процессов;

Тушение пожаров;

Санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

3.Подготовка к проведению полномасштабных АС и ДНР:

Проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

Приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;

Выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС;

Принятие решения на проведение АС и ДНР.

Границы зоны ЧС определяет назначенный в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, исходя из складывающейся обстановки, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304.

ЧС в зависимости от количества пострадавших людей и материального ущерба классифицируются:

а)чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта,: при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б)чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в)чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д)чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством РФ.

В Федеральном законе "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" руководство работами по ликвидации ЧС определено следующим образом:

1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.

2. Руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которые отнесена ликвидация данных ЧС.

3. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

5. Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.

6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

О проведении эвакуационных мероприятий;

Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

О проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

О разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

О привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

О принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

7. Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

Второй этап - этап полномасштабного проведения АС и ДНР в зонах ЧС, характерен, прежде всего, тем, что на этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий, проводится весь необходимый комплекс АС и ДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС, при этом продолжаются решаться задачи I этапа АС и ДНР.

АС и ДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводиться из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:

1.Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения:

Дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;

Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;

Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;

Организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения (ЖОН);

Организация восстановления систем и объектов первоочередного ЖОН;

Организация медико-санитарного обеспечения и др. необходимые меры;

Реэвакуация населения (после создания необходимых условий).

Мероприятия первой группы планируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС и ПБ.

Передача объектов и зоны ЧС для проведения восстановительных работ и вывод сил и средств РСЧС из зоны ЧС.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС и ПБ, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.

Комиссия оценивает объем выполненных АС и ДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения.

В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по восстановлению нормального функционирования экономики (объектов) и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.

С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителя организации.

Силы и средства РСЧС из зоны ЧС выводятся на основании решения соответствующей КЧС и ПБ после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

2. Работы второй группы проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. КЧС оказывает им помощь и контролирует выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.

Органы управления РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.

Заключение

Своевременное и качественное организация и проведение АС и ДНР в значительной степени позволят снизить потери среди населения и предотвратить нанесение существенных ущербов.

Все это будет зависеть как от самой организации работ, так и от взаимодействия всех сил и средств, участвующих от проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (принят ГД ФС РФ 14.07.1995)

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (принят ГД ФС РФ 11.11.1994)

3. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2006 N 7383)

Стоимость вызова аварийно-спасательной службы — 5000 рублей.

Время прибытия по Москве — от 20 минут , по Московской области — от 30 минут.

Цена указана за однократное прибытие по указанному адресу. Дополнительные услуги оплачиваются отдельно, согласно действующим тарифам.

Стоит учитывать тот факт, что аварийно-спасательные работы обладают своими тонкостями при возникновении различных происшествий. Каждый профессиональный спасатель осведомлен о том, что существуют разные виды и цели этих процессов. Соответственно, обладают рядом особенностей организация и проведение аварийно-спасательных работ в ситуации разнообразных бедствий, катаклизмов и происшествий на производственных предприятиях повышенной опасности. Каждый ОПО должен быть оснащен собственной системой безопасности и АСП, готовым в любой момент выполнить задачу по устранению и локализации последствий ЧС. Исходя из требований законодательства, все ОПО обязаны заключать договор с аварийно-спасательными подразделениями. Для того, чтобы обеспечить готовность к таким мероприятиям, как локализация и устранение результатов аварий на опасных промышленных объектах, требуется планирование и осуществление таких операций в учебном порядке. Проводя ликвидацию, следует в точности соблюдать разработанный план действий, поскольку лишь благодаря грамотной и слаженной работе подразделений удаётся быстро ликвидировать негативные результаты аварийного происшествия.

Особенности проведения аварийно-спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ включает в себя действия, производимые в ходе таких мероприятий, как: спасение человеческих жизней, предметов, имеющих культурную и материальную ценность, защита природы при ЧС, локализация и устранение, минимизация негативных последствий, характерных для ЧС. При работе в зоне ЧС имеются угроза состоянию специалистов, которые проводят такие мероприятия, а значит, им нужна не только соответствующая подготовка, но и оснащение с экипировкой. Среди основных видов аварийно-спасательных действий следует указать поисково-разведочные операции, действия, связанные с дорожным, транспортным, инженерным, материальным, гидрометеорологическим, техническим, а также медицинским обеспечением. АСР делятся действующим законодательством на операции по поиску и спасению людей, работы по тушению крупных пожаров и возгораний, газоспасательных процессов, проведение АСР на высоте, противофонтанных мероприятий, проведение АСР при наводнениях, ликвидации разнообразных факторов в результате ЧС.

План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) необходим для всех предприятий, независимо от класса опасности. Разработка данного документа выполняется для того, чтобы описать порядок действий, создать инструкцию для любого ЧС, возможного на промышленном объекте. ПЛАС разрабатывается и утверждается силами специальных служб, а также объединениями, целью которых является предотвращение и устранение опасности человеческой жизни и здоровью.

Любые действия, связанные с устранением аварий и спасением людей, должны иметь соответствующую подготовку и выполняться поступательно. Соблюдение последовательности при проведении аварийно-спасательных работ после взрыва и иных происшествий является залогом успешной ликвидации ЧС. При проведении таких операций определяется, с какой именно ЧС пришлось столкнуться, однако в грамотной подготовке нуждается любая операция. Часто применяют универсальную схему для подготовки работ того или иного вида:

  • На первом этапе нужно обеспечить защиту и спасти население, подготовить всё необходимое для того, чтобы проводить работы в полном масштабе.
  • Для выполнения второго шага осуществляется проведение аварийно-спасательных работ на высоте, эвакуация и остальные виды мероприятий, которые потребуются в данной ситуации.
  • На третьем этапе ликвидируются последствия.

АСР при пожаре

Огромную важность имеет грамотное, своевременное и профессиональное проведение аварийно-спасательных работ во время возгорания. Для того чтобы мероприятия по прекращению пожара возымели должный эффект, требуется быстро организовать такие действия, начиная от своевременного прибытия пожарного расчёта на место и заканчивая грамотным руководством действиями. Прежде всего, тушение пожара содержит в себе такую процедуру, как поиск людей, выведение их из зон, представляющих опасность для жизни, подача воздуха в помещения, которые заполнены дымом, предоставление доврачебной помощи тем, кто в ней нуждается, спасение ценностей материального характера.

Работы, которые проводятся в зоне чрезвычайных ситуаций, прежде всего, имеют поисковый характер. При нахождении пострадавших их выводят за пределы воздействия негативных факторов и предоставляют неотложную скорую помощь. Затем те отправляются в больницу. При проведении такой операции разведывают маршруты следования, подают воздух в помещения, куда ограничен доступ и производят сан. обработку пострадавших и вещей, которые эвакуируют вместе с ними. АСР при наводнениях имеют свою специфику, так как связаны с природными явлениями, из-за которых возникают экстремальные ситуации, угрожающие здоровью и жизни, препятствующие работе предприятий. Как правило, такие происшествия имеют внезапный характер. Природные катаклизмы становятся причиной разрушения конструкций, уничтожения предметов, имеющих культурный и материальный характер, смерти людей, животных. У операций, которые осуществляются при стихийных бедствиях, есть масса особенностей подготовки и воплощения в жизнь.

Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях выполняет АСР по всей стране. Обладая всем необходимым оборудованием, а также обширным опытом, мы в кратчайшие сроки ликвидируем опасность и окажем необходимую помощь пострадавшим. Высокий профессионализм – вот что отличает работников ЦЭПЧС. Мы собрали команду из квалифицированных спасателей, которые знают толк в выполнении своей работы. Наши специалисты занимаются осуществлением спасательных операций на производстве, в лесных хозяйствах, на воде и на суше. Мы оказываем специализированную помощь в случае разлива нефти, в случае ЧС и в других внештатных случаях, которые требуют присутствия специалистов и быстрого реагирования на произошедшее.

Для любого вида опасных мероприятий у нас есть заранее разработанный порядок проведения аварийно-спасательных работ. Наши специалисты готовы к любым неожиданностям. Действуя по самым прогрессивным и современным методикам, они добиваются лучшего результата в своей работе. Обращаясь в ЦЭПЧС, вы получаете мгновенный отклик, заранее разработанную методику, предназначенную для максимально эффективного проведения спасательной операции, все возможности, которые предоставляет прогрессивная техника. Результатом станет оперативное и качественное проведение всех необходимых операций с достижением максимально возможного эффекта.

Аварийно-восстановительные работы (АВР) - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

санитарная очистка территории в зоне ЧС;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Аварийно-восстановительные работы организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного их завершения. Это требует от начальника ГО, штаба, служб и формирований высокой организованности, а от личного состава высокой морально - психологической стойкости, физической выносливости и мобилизации всех сил.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС, выполнению АСР и АВР достигается:

Заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

Экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, организацией разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС, развертыванием системы управления;

Принятием обоснованных решений на ликвидацию ЧС;

Непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами и тесным взаимодействием в ходе работ;

Непрерывным ведением работ в любую погоду и любое время уток до полной ликвидации ЧС;

Соблюдением мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

Организацией бесперебойного материально-технического обеспечения работ.

В основе организации АСДНР лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории (объекта), прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования доводятся для подведомственных органов управления и сил РСЧС. Разработанные планы согласовываются с вышестоящими органами РСЧС и утверждаются руководителями учреждений, организаций и предприятий. Кроме того, планы действий уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

Для проведения АСДНР в зависимости от характера и масштаба ЧС могут привлекаться:

Федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные формирования и службы МЧС России;

Воинские формирования и формирования ГО;

Аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

Нештатные аварийно-спасательные формирования органов местного самоуправления (АСК ПГ);

Учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

Специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ, другие войска и воинские формирования.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей среде, и материального ущерба, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальных, местных и региональных чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью в вышестоящие комиссии по чрезвычайным ситуациям. При необходимости Совет Министров Республики Беларусь обращается в установленном порядке с просьбой о применении сил и средств Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ликвидация чрезвычайных ситуаций считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Весь объем работ в очаге поражения принято делить на аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из завалов и разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской помощи и эвакуации их из очага поражения в лечебные учреждения.

К другим неотложным работам относятся работы, не направленные непосредственно на спасение людей: прокладка проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках, локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, укрепление или обрушение угрожающих обвалом сооружений, восстановление поврежденных защитных сооружений и др.

АСиДНР должны быть организованы в короткие сроки и проводиться днем и ночью до полного их завершения. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ определяются характером очага поражения.

При применении ядерного оружия возникает наиболее сложная обстановка, характеризующаяся значительными разрушениями, пожарами, радиоактивным заражением.

В очагах разрушений и пожаров проводятся следующие работы:

– разведка и поиск пострадавших;

– извлечение людей из завалов, подвалов и других заваленных помещений;

– спасение людей из горящих зданий, загазованных и задымленных помещений;

– оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

– локализация и тушение пожаров;

– эвакуация людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

– обеспечение пострадавших продовольствием, водой, одеждой, медикаментами, палатками или жилыми помещениями (при необходимости);

– спасение домашних животных, материальных ценностей и продовольствия;

– локализация аварий на коммунально-энергетических сетях;

– восстановление линий связи и других систем жизнеобеспечения;

– обрушение или усиление неустойчивых конструкций зданий, угрожающих обвалом;

– санитарная обработка очага разрушений и пожаров;

В очагах и зонах радиоактивного заражения проводятся следующие работы:

– радиационная разведка, оценка степени опасности;

– йодная профилактика населения (при необходимости);

– ограничение пребывания населения на открытой местности и срочная эвакуация отдельных групп населения (при необходимости);

– исключение или ограничение потребления населением зараженных радиоактивными веществами продуктов и воды;

– использование средств индивидуальной защиты населением при работах на открытом воздухе;

– дезактивация продовольствия и воды;

– дезактивация местности, зданий, сооружений и техники;

– комплекс мероприятий санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера;

– перевод домашних животных на стойловое содержание, на незараженные корма и их эвакуация (при необходимости).

Особенности АСиДНР в очаге химического поражения зависят от размера очага, типа отравляющих или химически опасных веществ, времени и способа их применения или условий, возникающих в результате аварии, количества людей, оказавшихся в очаге поражения, и обеспеченности их средствами индивидуальной защиты. Если в очаге химического поражения нет больших разрушений или пожаров, то проведение спасательных работ сводится к оказанию помощи пораженным. При возникновении ЧС на химически опасных объектах работы непосредственно в очаге поражения выполняют специализированные объектовые формирования, оснащенные всем необходимым для борьбы с последствиями воздействия отравляющих или химически опасных веществ. В связи с этим в очаге химического поражения проводятся прежде всего:

– химическая и медицинская разведка;

– эвакуация пораженных в безопасные районы и вывоз (вывод) населения по кратчайшим маршрутам с учетом направления ветра;

– ликвидация утечек ядовитых веществ;

– дегазация дорог и проходов на маршрутах действия сил ГО;

– санитарная обработка людей, дегазация территории, зданий и сооружений, техники;

– учет и захоронение погибших.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается на месте их обнаружения. На пораженных надеваются противогазы, обеззараживаются капли отравляющих или химически опасных веществ, попавшие на тело или одежду, людям вводятся антидоты.

В очаге биологического поражения проводятся следующие виды работ:

– ведение биологической разведки и индикация бактериальных средств;

– установление карантинного режима или обсервации;

– санитарная экспертиза и контроль заражения продовольствия, воды, фуража, а также их обеззараживание;

– противоэпидемические, санитарно-гигиенические, профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

разъяснительная работа с населением.

При установлении факта применения противником биологического оружия или возникновения инфекционных болезней среди людей и животных в очаге поражения устанавливается карантин, а в прилегающих районах вводится обсервация. К работе в первую очередь привлекаются силы, находящиеся внутри очага. Личный состав формирований вводится в очаг в средствах индивидуальной защиты после общей и специальной профилактики. Когда работы выполнены, формирования выводятся из очага поражения, но располагаются в пределах зоны карантина. Карантин и обсервация снимаются распоряжением начальника ГО области, республики.

В районах стихийных бедствий проводятся следующие работы:

– разведка районов стихийных бедствий и возможных масштабов их последствий;

– поиск пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;

– эвакуация людей и домашних животных в безопасные районы;

– оказание помощи населению продуктами, водой, одеждой и т.д.;

– проведение комплекса мероприятий по предупреждению эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

– спасение домашних животных, оказание им ветеринарной помощи;

– спасение материальных ценностей, сельскохозяйственных посевов;

– ремонт плотин и дамб, их возведение (при необходимости);

– ликвидация заторов и зажоров на реках во время половодий;

– восстановление систем жизнеобеспечения в населенных пунктах после ураганов, бурь и смерчей;

– тушение лесных, торфяных и полевых пожаров, а также пожаров в жилых массивах в результате самовозгорания или ударов молнии;

– борьба со снежными заносами, гололедом и др.

При воздействии двух и более видов оружия массового поражения образуется очаг комбинированного поражения . В очаге поражения организуются работы с учетом наличия пожаров, разрушений и вида заражения – радиоактивного, химического или биологического. До установления вида примененных бактериальных средств все работы организуются в режиме защиты от особо опасных инфекционных болезней.

При наличии отравляющих или химически опасных веществ привлекаемые формирования должны пользоваться противогазами.

При организации и проведении работ в очаге комбинированного поражения, кроме работ, указанных выше, предусматривается непрерывное ведение разведки всех видов, определение самого опасного поражающего фактора и принятие первоочередных мер к ликвидации его воздействия, проведение санитарной обработки людей с учетом их одновременного заражения радиоактивными веществами и биологическими средствами.

При обеззараживании участков территории, зданий и сооружений, техники вначале производятся дегазация и дезинфекция этих объектов, а затем, если степень радиоактивного заражения превышает допустимые уровни, дезактивация.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом – необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем – быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод). Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе, даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.

С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имущества выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепления, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.