Там, где проповедовал и принял мученическую кончину святой апостол филипп. Святой апостол Филипп

Об апостоле Филиппе не раз упоминается в Святом Евангелии. Это он сказал Спасителю:

─ Господи, покажи нам Отца, и довольно с нас, - и услышал замечательный ответ:

─ Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп. Видевший Меня видел Отца, как же ты говоришь: «Покажи нам Oтца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя. Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.

После вольных страданий и Воскресения Сына Божия Филипп вместе с другими апостолами видел Иисуса Христа уже в бессмертном и прославленном теле и присутствовал при Его Вознесении. Вскоре же, исполнившись Святого Духа, он отправился проповедовать о Христе разным народам.

Однажды его встретила женщина, горько плачущая, ибо несла на руках своего умершего ребенка. Филипп пожалел ее и, подняв над ребенком руку, сказал: Встань. Так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый». И младенец ожил. Мать, увидев его живым и здоровым, уверовала в Господа Иисуса Христа и тотчас приняла святое крещение. Это произошло в Галилее.

Оттуда святой отправился в Грецию. Жившие там евреи послали в Иерусалим известие, что некий Филипп проповедует у них имя Иисуса, которым изгоняет бесов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего. Из Иерусалима приехал архиерей с книжниками и в гневе набросился на апостола, желая убить его. Но Господь поразил нечестивца внезапной слепотой. Когда же остальные неверные бросились на Филиппа, они также ослепли и почернели. При этом земля затряслась, и неверные познали силу Христову. По молитве святого они получили исцеление, и многие сделались христианами.

Архиерей же, ослепленный злобой, продолжал хулить Бога, и тогда его поразила страшная казнь: под ним расступилась земля и поглотила неверного первосвященника.

Из Греции апостол Филипп отправился в Парфию, и в дороге ему было видение: орел с золотыми крыльями, крестообразно распростертыми.

Обойдя Аравию и Эфиопию, он сел на корабль и поплыл в Сирию. Ночью поднялась сильная буря, и никто уже не надеялся на спасение. Но Филипп стал молиться, и явилось на небе светлое знамение Креста, озарившее мрак ночи, и внезапно море утихло.

Совершая чудеса и исцеления, апостол проходил по Сирии, проповедуя истинную веру. В Иераполе Сирийском язычники хотели его убить, но он на глазах у них именем Христовым воскресил мертвого и исцелил болящего. Тогда жители Иераполя разбили своих ложных богов и крестились во имя единого истинного Бога, Господа Иисуса Христа.

Из Сирии пройдя в Лидию и Мизию, Филипп соединился с апостолом Варфоломеем и своей сестрой, праведной Мариамной.

Они стали вместе благовествовать Христа; при этом их не раз заключали в темницу, били и оскорбляли. Но Господь сохранил их для предстоящих еще апостольских подвигов.

Во Фригии, в Иераполе Фригийском, они проповедали Сына Божия, совершили чудесные исцеления и молитвой убили змею, которой язычники служили, как Богу, и даже построили для нее храм. Многие жители уверовали во Христа и крестились, но начальник того города Никанор, не любя Бога, повелел взять святых и осудил их на смерть.

Филиппа распяли на кресте вниз головой, привязав за ноги, и кидали в него камнями. Но когда затем распяли Варфоломея, внезапно затряслась и разверзлась земля и поглотила градоначальника с идольскими жрецами и еще много неверных. Все оставшиеся в живых стали со слезами просить у святых прощения и бросились их снимать с крестов. Варфоломея успешно сняли, но Филиппа по Божию смотрению не смогли снять, и он, вися вниз головой, молился о своих мучителях, чтобы Бог их простил и просветил светом истины. Тогда земля исторгла обратно поглощенных язычников, кроме градоначальника Никанора и жрецов. Все видевшие это единодушно прославили Бога и захотели креститься. А Филипп тем временем преставился ко Христу. На том месте, где пролилась кровь апостола, в три дня произросла виноградная лоза в знамение того, что святой за пролитие своей крови во имя Христа наслаждается вечным блаженством в Царствии Небесном. Аминь.



Свт. Димитрий Ростовский

При озере Галилейском, близ Хоразина и Капернаума, находился город, называемый Вифсаида . В этом городе родились три апостола Христова из лика 12-ти: Петр, Андрей и Филипп. Петр и Андрей были рыбарями и этим промыслом занимались до самого призвания их Христом; Филипп же с юношеских лет отдан был родителями книжному обучению. Усердно читая и изучая Священное Писание и пророчества о вожделенном Мессии, он воспылал горячею любовью к Нему и сильным желанием видеть Господа лицом к лицу, хотя еще и не знал, что уже пришел на землю Тот, видеть Которого столь многие желали, ожидая пришествия Его.
Но вот Христос пришел в пределы Галилейские и нашел там Филиппа, пылавшего такой любовью к Мессии. «Гряди по Мне», — сказал Иисус Филиппу (Ин 1,43).

Филипп, услышав призыв Господа, всем сердцем уверовал, что Он есть истинный Мессия, обетованный Богом через пророков, и последовал за Ним. Внимая пресвятой жизни Господа, Филипп старался подражать Ему и поучался от Него Божественной премудрости, силою которой впоследствии победил он безумие языческое. Радуясь обретению такого Сокровища, Которым весь мир имел быть искуплен, Филипп не хотел один только обогащаться от Него, но желал, чтобы и другие были участниками того же дара. Встретив своего друга Нафанаила, он с радостью возвестил ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки — Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».

Нафанаил, услыхав это и не веря, чтобы из небольшого города и из простого рода мог произойти Мессия, Царь Израильский, сказал: «Из Назарета может ли что быть доброе?»
Тогда Филипп, не говоря ничего, посоветовал ему только взглянуть на Него.
«Пойди, — сказал он, — и посмотри».

Он чувствовал, что как только Нафанаил увидит Иисуса и услышит спасительные слова Его, тотчас же поверит, что Он есть Мессия. Так это действительно и произошло. Когда Филипп шел с ним к Иисусу, то Господь, испытующий сердца и утробы и читающий сокровенные мысли и сердца людей, увидев Нафанаила, идущего к Нему, узнал его и сказал о нем: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства».

Услыхав эти слова, Нафанаил был сильно удивлен и сказал Ему: «Почему Ты знаешь меня?»
Господь ответил ему: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя».

Нафанаил же, когда был под смоковницей, размышлял о Божественном Мессии, в надежде на которого заключалась вся радость и веселье верных рабов Божиих; и даровал ему Бог в то время сокрушение сердечное и теплые слезы, которые он присоединял к своей усердной молитве, чтобы Господь исполнил обещанное от века отцам и послал на землю Спасителя миру. Всевидящее око Божие видело в то время Нафанаила, который пребывал в духе умиления; потому и сказал ему Господь, что, когда Нафанаил находился под смоковницей, Он видел его.
Нафанаил от этих слов пришел в еще большее изумление. Он вспомнил, о чем размышлял, находясь под смоковницей, и с каким умилением молил Бога о ниспослании Мессии; он знал, что там не было с ним ни одного человека, который бы его видел, и что мыслей его никто не мог прозреть, кроме Бога. Потому Нафанаил тотчас же уверовал, что Иисус есть Мессия, Которого Бог обещал послать для спасения рода человеческого, и признал в Иисусе Христе, провидевшем тайны его сердца, Божеское естество, а потому и воскликнул: «Учитель! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Ин 1, 45-49)!

Сколько благодарных чувств питал впоследствии Нафанаил к Филиппу за то, что тот возвестил ему о пришедшем на землю Спасителе и привлек его к обетованному Мессии! И святой Филипп ликовал в сердце своем, что люди обрели Божественное Сокровище, сокрытое в глубине человеческого естества, и еще большею любовью горел он к своему Господу. Тем не менее, святой Филипп видел в Божественном Учителе своем только высокие совершенства человеческие, но не познавал еще в Нем Божества Его. И вот Христос захотел исправить его. Однажды Господь, идя по другую сторону моря Тивериадского с пятью тысячами народа и желая напитать чудесным образом такое множество своих слушателей, сказал Филиппу: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» (Ин 6, 5—6).

Это сказал Он, испытывая его, ибо знать, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп. Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал: «Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: «Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом» (Пс 103, 28).

Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (Ин 6,7).

Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа (Лк 9, 6), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью.
Впоследствии Филипп был причтен Господом к лику двенадцати избранных апостолов, получил благодать от Него и удостоен был близкого с Ним общения. Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из еллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!»

Он же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании Еллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти. «Если, — сказал Он, — зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» (Ин 12, 24).

Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня».

В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда молил Его о явлении им Отца, говоря: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас!» (Ин 14, 8).

Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,9—11).

Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец.

После вольных страданий и воскресения Сына Божьего святой Филипп видел с прочими апостолами Господа своего уже в бессмертном и прославленном теле, принял от Него мир и благословение, видел также и вознесение Его. После этого он сподобился благодати Святого Духа и стал проповедником Христовым среди язычников, ибо ему выпал жребий идти на проповедь в Малую Азию и Сирию. Сначала он проповедовал в Галилее. Здесь однажды встретила его некоторая женщина, несшая на руках своего умершего младенца и неутешно рыдавшая. Увидев ее, апостол Христов сжалился над ней и, простерши руку над умершим младенцем, сказал: «Встань! так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый».
И тотчас же младенец ожил. Мать, увидев воскрешенного сына своего живым и здоровым, в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына своего и прося от него крещения, ибо уверовала в проповедуемого им Христа Господа. Апостол, крестив мать и сына, отправился в языческие страны. Проповедуя Евангелие в Греции, он творил многие чудеса силой Христовою, исцелял болезни, воскресил одного мертвеца. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедуя имя Иисусово, которым изгоняет бесов и исцеляет всякие болезни и даже воскресил одного умершего тем же именем Иисусовым, и уже многие уверовали во Христа. Вскоре прибыл из Иерусалима в Грецию один архиерей с книжниками, озлобленный и раздраженный на Филиппа. Облекшись в свою архиерейскую одежду, он высокомерно и гордо воссел на судейское место в присутствии множества народа, как иудеев, так и язычников. Приведен был сюда и Апостол Филипп и поставлен среди собрания. Окинув его грозным взглядом, архиерей с гневом начал говорить: «Не довольно ли было с тебя Иудеи, Галилеи и Самарии, чтобы прельщать простых и неученых людей? Но ты и сюда пришел к мудрым еллинам, чтобы распространять соблазн, которому научился от Иисуса, противника закона Моисеева, за что Тот был осужден, распят на кресте и умер позорной смертью, и только ради бывшего в то время праздника Пасхи был погребен, а вы, ученики Его, украли Его тайно и для обольщения многих всюду разглашали, что Он Сам воскрес из мертвых».

Когда архиерей произнес эти слова, толпа закричала на Филиппа: «Что ответишь ты на это, Филипп?»

И произошел большой шум в народе: одни стояли за то, чтобы Филипп был тотчас же убит а другие, чтобы он был отведен на казнь в Иерусалим. Тогда святой апостол отверз уста свои и сказал архиерею: «Напрасно возлюбил ты суету и говоришь ложь! Зачем сердце твое остается окаменелым, и ты не хочешь исповедать истины? Не вы ли приложили печать ко гробу и приставили стражу, и когда Господь наш воскрес, не разрушив гробовой печати, не вы ли тогда дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики Его? Как же ты теперь не стыдишься искажать истину? Самые печати гробовые послужат в день суда ясными обличителями вашей лжи, как свидетели истинного воскресения Христова».

На эти слова апостола архиерей разгневался еще более и в безумной злобе бросился на него, желая сам схватить и убить апостола, но в ту же минуту ослеп и весь почернел.

Присутствующие, видя совершившееся, приписали это волхвованию и, бросившись на Филиппа, хотели погубить его, как волхва, но всех желавших схватить его постигло то же наказание, как и архиерея. При этом земля страшно поколебалась, и все затрепетали от страха и познали великую силу Христову. Апостол Филипп, видя их слепоту душевную и телесную, прослезился над ними и обратился с молитвой к Богу, прося просветить их. И вот, по молитве святого, свыше было послано исцеление всем пострадавшим. Это чудо заставило многих обратиться ко Христу и уверовать в Него. Но архиерей, все еще ослепленный злобой, не только не хотел после постигшего его наказания исправиться и познать истину, но вновь стал произносить многие хулы на Господа нашего Иисуса Христа. Тогда его поразила еще большая казнь. Внезапно земля, раскрыв свои недра, поглотила его, как некогда Дафана и Авирона .
После погибели архиерея святой Филипп многих крестил там и поставил им епископом одного почтенного и достойного мужа по имени Наркисса, сам же ушел в Парфию. Дорогой он просил у Бога помощи в трудах своих. И вот в то время как он преклонил колена для молитвы, явилось ему с неба изображение орла с золотыми крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Укрепленный этим явлением, святой Филипп отправился опять на проповедь и, обошедши аравийские и кандакийские города , сел на корабль и поплыл морем к Сирийскому городу Азоту. Ночью поднялась сильная буря на море, и все уже отчаивались за жизнь свою. Тогда святой апостол встал на молитву, и тотчас же явилось на небе знамение светоносного креста, которое озарило мрак ночи, и море внезапно утихло, и волны его улеглись. Пристав к берегам Азота, Филипп высадился с корабля и был принят в дом одного страннолюбца по имени Никоклида, у которого была дочь Харитина, страдавшая болезнью одного глаза. Войдя в дом Никоклида, апостол начал проповедовать присутствовавшим слово Божие, и все с радостью слушали его. В числе слушающих присутствовала и Харитина; она объята была таким духовным восторгом от учения апостола, что забыла даже о болезни своей. Он же, видя такое усердие ее к слову Божьему, повелел ей призвать имя Иисуса Христа и приложить руку к болевшему глазу. Как только Харитина исполнила это, в ту же минуту исцелился глаз ее, и весь дом Никоклидов уверовал во Христа и принял святое крещение.

Из Азота Апостол Филипп направился в Иераполь Сирийский, где, проповедуя Христа, вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями. Но заступничество одного влиятельного гражданина по имени Ир спасло его от народного возмущения.

«Граждане! — обратился он к народу. — Послушайте совета моего, не делайте никакого зла этому чужестранцу до тех пор, пока не узнаем, истинно ли учение его, и если оно не окажется таковым, то погубим его».

Народ не осмелился противоречить Иру, который вслед затем привел Филиппа в дом свой. Апостол предложил у него обычную свою проповедь и обратил к святой вере Ира, весь дом его и соседей, просветив их таинством святого крещения. Граждане, узнав о том, что Ир принял крещение, собрались ночью и обступили дом его, намереваясь сжечь в нем Ира во время сна вместе с апостолом и со всеми его домашними. Открыв их замысел, апостол безбоязненно предстал перед ними; они же, как дикие звери, скрежеща зубами, схватили его и повели в свой совет. Начальник совета, имя которому было Аристарх, увидев апостола, протянул свою руку и схватил его за волосы, но в ту же минуту рука его иссохла и он лишился зрения и слуха. Тогда, в чувствах народа произошла перемена: гнев их, при виде этого чуда, сменился изумлением, и народ стал умолять апостола исцелить градоначальника их Аристарха. Филипп же сказал: «Если он не уверует в проповедуемого мной Бога, то не будет исцелен».

В это время вблизи них двигалось погребальное шествие, и народ, желая надругаться над апостолом, сказал: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в Бога твоего».

Апостол возвел очи свои на небо, долго молился и потом, обратившись к умершему, сказал кротким голосом: «Феофил!» И тотчас мертвец поднялся на носилках, сел и открыл глаза свои. Тогда вторично сказал ему Филипп: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!»
Умерший, встав с одра своего, припал к ногам апостола со словами: «Благодарю тебя, святой слуга Божий, что избавил меня в этот час от великого зла: два черных и злосмрадных эфиопа повлекли меня, и если бы ты не предотвратил и не избавил меня от них, то я был бы низвергнут в мрачный тартар».

Тогда все видевшие это преславное чудо, единогласно прославили Единого Истинного Бога, проповедуемого Филиппом. Апостол сделал рукой знак народу, чтобы он умолк на некоторое время, и велел Иру положить своей рукой крестное знамение на поврежденные члены Аристарха. Как только Ир исполнил это, тотчас же иссохшая рука Аристарха исцелела, и он стал видеть и слышать и совершенно исцелился. Эти чудеса, творимые святым Филиппом силой Христовой, обратили ко Христу жителей Иераполя, и все ринулись разбивать идолов своих. Первым из уверовавших был родитель Феофила, который сокрушил двенадцать золотых идолов и роздал золото нищим. Апостол крестил всех и поставил им епископом Ира. Основав, таким образом, церковь в Иераполе и утвердив заново просвещенных в святой вере, святой Филипп отправился на проповедь в другие страны. Пройдя Сирию и нагорную Азию, он прибыл в Лидию и Мизию , и, проходя этими странами, обращал к Истинному Богу неверных язычников. Там к нему присоединился святой апостол Варфоломей9, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. За ним следовала еще и сестра Филиппа — девица Мариамна, и все они вместе стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя по Лидии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биения и скорби, были заключаемы в темницы, побиваемы камнями, но, несмотря на все гонения, благодатью Божьей оставались живы для предстоящих трудов по распространенно веры Христовой. В одном из Лидийских селений, они встретили возлюбленного ученика Христова святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь, они проповедали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между ложными божествами была еще одна ехидна, для которой был построен особый храм, куда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Св. Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой умертвили ее. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины, над чем они трудились день и ночь, уча неверных слову Божьему, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный. В городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.

Жена начальника того города по имени Никанора была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное — от укуса змеи и душевное — от бесовского обольщения, и, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научилась веровать во Христа. Придя в страшный гнев, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахия сжечь, что и было исполнено. Собралось множество народа, и святых апостолов Филиппа, Варфоломея и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, надругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых, и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились странники эти, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов».

Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, и верующие и язычники, пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять с креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять с креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь св. Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его .

Святой же Варфоломей с блаженной девой Мариамной, после погребения святого Филиппа, пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в город Албан в великую Армению , где и был распят. Св. Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась. За все это Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому апостолу Филиппу

О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Тропарь апостолу Филиппу

Тропарь, глас 3

Благоукрашается вселенная, Ефиопиа ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, Богоглаголиве Филиппе, вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелиа. Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8

Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, Богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных Церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Примечания:
Вифсаида Галилейская находилась на северо-западной стороне озера Галилейского (в северной части Палестины), близ городов Капернаума и Хоразина. Ныне здесь одни развалины и груды камней, поросших травой.

Море Тивериадское — это другое наименование того же Галилейского озера, усвоенное последнему по имени Тивериады — галилейского города на юго-восточном берегу Галилейского моря.
Динарий — древняя еврейская монета, стоимостью около 21,5 копейки. 200 динариев, таким образом, равнялись приблизительно 43 рублям.
Дафан и Авирон, сыновья Елиава из колена Рувимова были изменниками, составившими заговор против Моисея и Аарона, и за то наказаны от Бога страшной казнью: земля разверзлась и поглотила их. Чис 16.
Т.е. эфиопские. Имя Кандакии было общим наименованием цариц эфиопских. Эфиопия находилась в Африке, к югу от Египта — нынешняя Нубия.
Азот — с еврейского: укрепленное место, крепость — в глубокой древности богатый и укрепленный город филистимский, находился на восточном берегу Средиземного моря. При Маккавеях он был сожжен и разрушен, потом восстановлен, но уже не имел прежней силы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд.
Иераполь — наименование нескольких городов древности. Иераполь Сирийский, после у греков Бамбика; со времен Константина Великого — главный город Евфратской провинции; теперь сохранились от него одни развалины у нынешнего Мембидж.
Лидия и Мизия — северо-западные области Малой Азии.
Апостол Варфоломей — он же и Нафанаил, называвшийся первым именем по отцу, из лика 12-ти апостолов. Память его 11/24 июня, а также 25 августа/7 сентября — день празднования перенесения мощей его и 22 апреля/5 мая вместе с ап. Лукой и Климентом.
Память св. Мариамны совершается 17 февраля/2 марта.
Иераполь Фригийский находился в южной части Фригии (в средней части Малой Азии), между реками Ликусом и Меандром, в древности довольно значительный город, особенно славившийся ломкой мрамора и теплыми источниками. Ныне носит турецкое название Памбук-Калеси (город хлопчатой бумаги) по сходству с кипами хлопчатой бумаги белых на вид скал, бугров, утесов, равнин, берегов реки и каналов от осадки воды со спускающихся с высоты гор ручьев. Ныне здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.
К этому сказанию о мученической кончине св. Апостола Филиппа древние повествования присоединяют еще, что за 7 дней до кончины он сам предсказал свою смерть. Апостол Филипп мученически скончался в царствование римского императора Домициана в 90 г. по Р.Х., будучи 87 лет от роду. Мощи его около 560 г. были перенесены в Рим, где и ныне почивают в церкви 12 апостолов. Одна рука св. Апостола хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество за иерусалимского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.
В Азии, на границе с Кавказом.
Ликаония — одна и серединных областей Малой Азии, граничащая с Фригией.
(По материалам сайта

Апостол Филипп был одним из 12 наиболее приближенных к Иисусу учеников.

Он несколько раз упоминается в следующих книгах Нового Завета:

  • В Евангелии от Матфея;
  • В Евангелии от Марка;
  • В Евангелии от Иоанна;
  • В Деяниях.

Филипп в Библии

Об этом апостоле известно немного. В отличие от Петра, Павла или Иуды, он упоминается, но говорят о нем мало. Известно, что он родился в городе Вифсаида. Об этом говорит Евангелие от Иоанна.

Также в Библии сказано, что именно он приводит ко Христу четвертого апостола, Варфоломея. В Евангелии от Иоанна Иисус часто проверяет Филиппа, задавая вопросы. Одной из таких ситуаций была история с насыщением 5000 тысяч человек.

Апостол недоумевал, как Иисус собирается их накормить, и говорил, что хлеб для стольких людей будет стоить около 200 динариев (огромная по тем временам сумма). Тем не менее, Иисус совершает чудо и кормит людей 5 хлебами и 2 рыбами. Теологи утверждают, что разломленные куски еды не убывали, когда ученики раздавали его народу.

Другим упоминанием был приход эллинов (греков) ко Христу, которых привел Филипп. Однако разговор с ними так и не состоялся. Когда Филипп сообщает об их приходе, Иисус говорит, что пришло время Ему прославится. В следующий момент слышится Божий глас с неба о том, что Иисус прославлен и будет прославлен еще больше.

Также во время Тайной вечери, за день до распятия Христа, Филипп просит его показать Отца, и для учеников этого будет достаточно. Однако Спаситель отвечает, что Отец в Нем, а Он в Отце, и учитывая, сколько всего апостолами уже довелось увидеть, они должны это осознавать. Непонимание Филиппа объясняется тем, что Святой Дух, Утешитель, как его называет Иисус еще не сошел на апостолов.

Филипп в преданиях

Священное придание, которое у православных и католиков, считается таким же богодухновенным, как и Библия, говорит, что после смерти и воскрешения Христа, он начал проповедовать в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. В предании говориться, что он дважды воскрешал людей.

Один раз это было в той же Галилее: он вернул жизнь новорожденного. Другой случай произошел в Элладе. Грекам-язычникам не очень понравилась проповедь какого-то иудея. Более того, они были готовы забить его камнями (в то время это была распространенная казнь).

Чтобы этого не случилось ему предъявили следующее требование: они хотели, чтобы он оживил умершего, которого проносили мимо. Несмотря на их ожидания, Филипп выполнил требование, греки были вынуждены его отпустить. Что касается смерти, то однозначного ответа в этом вопросе нет, и есть 2 версии о том, как это произошло. По одной - его обезглавили; по другой - римский проконсул приказ его распять.

  • Почитаемая священная книга гностиков (ранняя христианская ересь) носит имя апостола – Евангелие от Филиппа
  • Любопытно, что Филипп потребовал, чтобы крест для его распятия поставили вверх ногами. Вероятнее всего, что он не считал себя достойным умереть, как Спаситель. Такое же требование в свое время предъявил и апостол Перт
  • Археологи утверждают, что нашли гробницу апостола Филиппа в 2011 году в турецкой области Дэнизли. Это предположение основано на специфической восьмиугольной форме гробницы и письменам внутри нее.

Святой апостол Филипп. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Святой апостол Филипп , уроженец города Вифсаиды (Галилея) был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21–22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).


Святой апостол Филипп. Икона XVIII века

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).

Тропарь апостолу Филиппу, глас 3

А по́столе святы́й Филиппе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостолу Филиппу, глас 4

Я зы́ков лове́ц пречу́дный/ и ученико́в Христо́вых собесе́дник,/ апо́столов предызбра́нный,/ Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство,/ покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия./ Тем согла́сно зове́м ему́:// спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.

Слушайте также:

Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014), произнесенная в день памяти святого апостола Филиппа в 2011 году:

Об апостолах Иисуса Христа известно довольно много, но вот один из них практически нигде не упоминается. Мы говорим об апостоле Филиппе, гробница которого была не так давно обнаружена археологами. Это открытие считается одним из самых важных в новом тысячелетии и всколыхнуло волну интереса к персоне святого апостола. В нашей статье мы приведем краткое житие апостола Филиппа и расскажем о том, как его почитают христиане в наши дни.

Несколько слов о Филиппе

Апостол Филипп был третьим, кого призвал Иисус, сделав своим учеником. Многие сведения о нем довольно противоречивы. В одних источниках указывается, что апостол имел непростой характер и держался особняком от остальных учеников Христа. Ближе всех его знал Иоанн, который и написал о Филиппе в своем Евангелие.

По одним сведениям третий апостол с юношеских лет хранил целомудренность и чистоту тела, изучал право, был не чужд философским размышлениям и много знал о пророках. Поэтому ему так легко было с первого взгляда и слова уверовать в Христа и пойти за ним. Однако апостол Иоанн часто упоминал, что в Иисусе Филипп видел больше человеческого, чем божественного. А потому Господь часто испытывал его, стараясь изменить преданного последователя Христа.

В других источниках приведена совсем иная информация об апостоле Филиппе. О нем рассказывается как о преданном семьянине, который имел жену и нескольких дочерей. При этом упоминается, что дети апостола имели пророческий дар и открыто применяли его.

Сейчас сложно сказать, какая информация о житии апостола Филиппа является достоверной, а какая была придумана позже. Однако мы постараемся собрать воедино наиболее часто встречающиеся факты, которые и будем принимать за истину.

Житие апостола Филиппа

Известно, что родиной Филиппа можно считать Галилею. Отсюда же родом были Андрей и Петр, тоже являвшиеся учениками Христа. Но в отличие от них апостол появился на свет в обеспеченной семье. Родители дали сыну хорошее по тем временам образование, он отлично писал и читал, а Ветхий Завет считался его любимой книгой. Его Филипп изучал особенно тщательно и интересовался местами, где говорилось про пророка, который придет на землю и станет спасителем человечества.

По характеру Филипп был очень разумным и справедливым человеком, он часто вел философские беседы и держал в послушании весь свой дом. Встреча с Иисусом полностью изменила его жизнь и предопределила ее.

В письменных источниках указано, что Филипп встретил Христа на берегах Геннисаретского озера. Апостол взглянул на Спасителя и услышал приглашение последовать за его первыми учениками - Андреем и Петром. Одной фразы Филиппу оказалось достаточно, чтобы принять Иисуса и полюбить Его всем сердцем. Он искренне поверил в Спасителя и даже сумел убедить в этом своего знакомого, которого встретил по дороге. Нафанаил, так звали этого человека, усомнился в правдивости услышанного, но все же пошел за Филиппом, чтобы своими глазами узреть Мессию. После первых слов Христа он тоже уверовал в него и возликовал от того, что смог вовремя присоединиться к апостолам и спастись.

Духовные испытания

Апостол Филипп, как и все ученики, следовал за Иисусом всюду. В Евангелии от Иоанна он упоминается трижды при разных обстоятельствах. И все три раза Христос испытывал своего ученика, пытаясь научить его видеть в Нем в первую очередь божественную искру.

В первый раз Он спросил у Филиппа о хлебах для пяти тысяч слушателей, пришедших для того, чтобы внимать словам Спасителя. И апостол не уразумел правильного ответа, начав раздумывать о том, где взять динары на пропитание для всех присутствующих.

Второй раз Иоанн упоминает Филиппа как человека, приведшего к Христу язычников. Эти иудеи уже давно забыли веру своих предков и приняли от эллинов язычество. Тут Иоанн приводит притчу, которую Спаситель прочитал всем пришедшим.

Третье упоминание касалось Тайной Вечери, когда святой апостол Филипп попросил Христа о чуде узреть Бога и был пристыжен Спасителем за свое неразумение. Иисус ответил ему, что все это время Филипп уже находился рядом с Господом и так и не смог понять этого.

Деяния Филиппа

После распятия Христа достоверных сведений о судьбе апостола отыскать довольно сложно. В Новом Завете он не упоминается, и узнать что-то о его жизни можно только из преданий, обрывки которых сохранились в разных частях света.

После Воскрешения Филипп тянул жребий, как и все остальные апостолы. Ему выпало идти и проповедать о Христе в западную часть Малой Азии. Вместе со своей родной сестрой и апостолом Варфоломеем он прошел множество стран, включая Галлию и Грецию, и в каждую он нес слово Божье, рассказывая о Спасителе, пришедшем на землю ради каждого человека.

Везде, где появлялся Филипп со своими проповедями, он творил чудеса. Известно, что он воскрешал младенцев, исцелял слепых и тяжелобольных, а также совершал другие деяния, которые обращали многих людей в веру. Однако нередко апостол подвергался гонениям и избиениям. Его вместе с сестрой заключали в темницы, а затем под всеобщее ликование горожан гнали до ворот, кидая в Филиппа камни и палки.

Практически в каждом поселении ситуация повторялась, но апостол радовался тому, что люди принимали христианство и становились истинно верующими. Ради этого он жил и был готов отдать жизнь.

Иераполь Фергийский: чудеса веры

В этот город Филипп пришел, чтобы искоренить идолопоклонство, в котором погрязли все местные жители. На каждой улице находились храмы, капища, стояли жертвенники и другие атрибуты языческих культов. Горожане приходили сюда регулярно и приносили положенные дары, чтобы боги были благосклонны к ним.

Главным храмом в Иераполе был жертвенник в честь ядовитых змей. Им поклонялись все местные жители и свято чтили ехидну, считавшуюся священной жрицей храма. Апостол, по преданию, смело зашел в храм и остался наедине с гадиной. Филипп преклонил колени и начал горячо молиться. Силой слова он смог уничтожить ехидну и остался в городе, чтобы полностью свести на нет идолов и места поклонения им.

Слепой старец Стахий был тем горожанином, который приютил апостолов Варфоломея, Филиппа и сестру его. Узнав, что старик уже сорок лет слеп, гости стали возносить молитвы Христу, и Стахий прозрел. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу, отовсюду потянулись в дом старца больные и бесноватые. Всем апостолы помогали, а большая часть исцеленных охотно принимала христианство.

Жена градоначальника в это время лежала при смерти, ее покусала змея и шансов на исцеление у женщины не оставалось. Услышав о чудесах в доме Стахии, она приказала отнести ее туда и попросила апостолов о помощи. После молитвы произошло двойное исцеление - тело женщины освободилось от змеиного яда, а душа прозрела, и она уверовала в истинного Бога.

Смерть Филиппа

Градоначальник, вернувшийся домой, был разъярен тем известием, что его жена приняла веру чужестранцев, и приказал бросить их в темницу. На следующее утро был учинен суд над апостолами, которых обвинили в колдовстве. На судилище пришли все жрецы заброшенных языческих капищ, один за другим они обвиняли чужестранцев в том, что их вера - это настоящее колдовство, и необходимо найти предметы, помогающие совершать чудеса. Филиппа и Варфоломея насильно раздели, но ничего не нашли. А вот сестру Филиппа стражам лишить одежды не удалось. Господь защитил девушку огненной стеной, от которой в ужасе отпрянули все присутствующие. Однако градоначальник все же принял подлое решение и приказал казнить апостолов. Их жестоко избили, а на следующее утро повели к капищу ехидны, где и вознамерились умертвить арестантов.

Первым муку принял Филипп, стражники сделали ему проколы в ступнях и продернули через них веревку. Затем мученика распяли вниз головой, следом этой же пытке воины подвергли других осужденных.

Народ, собравшийся на площади, наслаждался видом мучений чужестранцев и кидал в них камнями. Филипп, испытывая нестерпимые муки, взмолился к Господу и вскоре умер. Однако в ту же секунду земля на площади задрожала и разверзлась. В огромную расщелину провалилась большая часть горожан, а оставшиеся в живых упали на колени и начали молиться. Они сняли с креста выживших пленных и приняли христианство через крещение Варфоломеем. Сам он поставил в городе епископа и, похоронив Филиппа, продолжил свой путь, проповедуя слово Божье.

Интересно, что через три дня на месте смерти апостола вырос виноград. Он был напитан кровью мученика и символизировал не напрасную смерть Филиппа. Ведь свою жизнь он отдал за праведное дело и попал на небо к столь возлюбленному им всей душой Господу.

Память апостола Филиппа чтится православной и католической церквями. В свое время он был канонизирован, иконы с его ликом можно встретить во многих храмах и даже небольших церквях.

У католиков день апостола Филиппа - это третье мая. Православные вспоминают о святом двадцать седьмого ноября, в связи с этим даже последующий пост, длящийся вплоть до Рождества, назван в его честь.

Тайны погребения апостола

Так как останки святого мученика были захоронены на месте его казни, горожане решили увековечить его память религиозным сооружением. Прямо над могилой они возвели храм апостола Филиппа, имеющий причудливую форму. Его главной особенностью были восемь углов и небольшие размеры. После этого поклониться останкам святого сюда часто приезжали паломники, каждый стремился внести свою лепту в украшение храма и со временем он стал гордостью города.

На протяжении столетий Иераполь процветал, он стал довольно богатым городом, где всегда было многолюдно из-за приезжающих со всего света торговцев. Но в одиннадцатом веке на эти земли пришли турки. Они безжалостно жгли города и разрушали все религиозные сооружения. Не миновал этой участи и Иераполь. Церковь апостола Филиппа была разрушена, а предварительно осквернена. Город превратился в заброшенные руины.

Практически восемь веков никто не интересовался этим местом. Редкие путешественники, случайно занесенные сюда, отмечали, что кругом находятся только стада домашних животных, да больные проказой. Этих несчастных почему-то всегда манила к себе гробница апостола. Возможно, здесь они надеялись исцелиться от смертельной болезни.

В конце девятнадцатого века в пустующий город пришли ученые. Они развернули на его территории масштабные раскопки, открывая метр за метром новый культурный слой. Приблизительно семь лет назад им удалось добраться до остатков гробницы апостола Филиппа. Это оказалось настоящей сенсацией, ведь до сих пор научный мир считал большую часть преданий о нем вымыслом. Принадлежность гробницы определили по надписям и особой архитектуре. Однако до самой могилы они пока еще не смогли дойти. Поэтому многие продолжают задаваться вопросом о том, окажутся ли на месте мощи святого, которые, по преданию, были увезены в Италию.

Мощи апостола

Согласно заявлению католической церкви, во второй половине шестого века мощи Филиппа были тайно вывезены в Рим. Там их захоронили в подвале церкви, посвященной всем двенадцати апостолам.

Однако не все мощи находятся в римском храме. К примеру, в Константинополе хранилась одна рука святого. Она была преподнесена в качестве драгоценного дара, а приблизительно в тринадцатом веке святыня была перевезена во Флоренцию.

Также не в Италии хранится и глава апостола - ее можно увидеть на Кипре. Святыню поместили в большой ларец, обитый серебром, который стоит в старинном храме в одном из живописных поселений острова. В какое время реликвия попала на Кипр, неизвестно, но ее подлинность подтверждают специальные печати, оставленные императорами Византии.

Церковь апостола Филиппа в Шардже

Этот православный храм считается в некотором роде уникальным, ведь он является первым сооружением подобного типа на всем Аравийском полуострове. Теперь русская община ОАЭ имеет свой величественный храм, куда может приходить со своими бедами и радостями.

Можно сказать, что история этого прихода началась семнадцать лет назад. В это время на Аравийский полуостров часто стали приезжать православные священнослужители для того, чтобы вести службы и общаться с православными. Через четыре года подобных поездок в Шардж с официальным визитом прибыл митрополит и начал вести переговоры о возможном строительстве православного храма.

Четырнадцать лет назад приход был учрежден официально и службы стали осуществляться на официальной основе. Правда, для них приходилось использовать греческие и армянские храмы в других городах.

Строительство храма длилось приблизительно четыре года, практически сразу после установки иконостаса и куполов он был освящен. Примечательно, что особое место в храме занимает икона апостола Филиппа.

Известно, что старейший из образов святого сегодня хранится на Синае. Икона датируется десятым веком нашей эры и была написана в Византии.

Молитвы святому мученику

Православные знают, что молитвы святым всегда являются целебными и несут в себе помощь, а потому необходимо помнить, к кому обращаться в тех или иных ситуациях. Молитву и акафист апостолу Филиппу читают довольно часто, ведь за искренней просьбой всегда стоит большая проблема. Чаще всего к этому святому люди идут тогда, когда их поражает какая-либо болезнь. Так как при жизни апостол часто исцелял людей, то и после своей мученической смерти продолжает помогать всем страждущим.

Если вас мучает какой-либо недуг, то сразу же обращайтесь с молитвой к апостолу Филиппу. Ее текст мы приводим ниже.

Также можно воспользоваться и второй молитвой, она обладает такой же силой и не менее редко читается в церкви и дома перед иконой:

Имейте в виду, что чаще всего святой помогает людям с болезнями глаз и в случае укусов ядовитых гадов.

Акафист святому мы не можем привести в статье полностью, поэтому размещаем только его часть:

Сами священнослужители советуют обращаться к апостолу еще и в стесненных жизненных обстоятельствах, когда вы не видите никакого выхода из череды проблем. Так как святой мученик сам не раз терпел беды и гонения, он всегда помогает обиженным и оскорбленным. Поэтому молитесь чаще, и святой окажет вам помощь. Просите, и дано вам будет.