Детское ежемесячное пособие на ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка

ГОРОДА МОСКВЫ

О ежемесячном пособии на ребенка


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
(Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
(Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

(Утратила силу с 9 января 2017 года - .

Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

4) смерть ребенка.

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

(Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 14. Заключительные положения

2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Вы планируете беременность, в ожидании рождения ребенка или уже ощутили радость материнства. Так или иначе вы решили, что самое время выяснить, на какие выплаты и пособия при рождении ребенка в 2019 году можно рассчитывать. Тут легко запутаться, неудивительно, ведь в нашем государстве существует целый ряд мер поддержки материнства и детства.

В этом разделе, уважаемые посетители, мы постараемся помочь вам разобраться со всем множеством выплат, пособий и других мер поддержки при рождении ребенка в 2019 году. Обратите внимание, для подбора всех причитающихся выплат и пособий можно воспользоваться сервисом подбора льгот.

Первоочередное внимание следует обратить на следующие моменты:

  • выплаты при рождении ребенка могут быть единовременные (выплачиваются единожды) и ежемесячные (выплачиваются ежемесячно до достижения ребенком определенного возраста), а также меры поддержки оказываются в виде сертификата (родовой сертификат , материнский капитал, сертификат на приобретение жилья) и льгот (например, льготный проезд или скидка на оплату коммунальных услуг).
  • Пособия при рождении ребенка федерального уровня относятся ко всем гражданам, но также существуют региональные выплаты - их могут получить жители определенных субъектов РФ. Это следующий важный момент.
  • Количество рожденных и\или усыновленных детей имеет значение!

Если вы официально не трудоустроены и не заключали в ФСС договор о добровольном страховании, то декретные выплаты (они же выплаты по беременности и родам) и единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности не положены.

Теперь о выплатах и пособиях при рождении ребенка по порядку:

Тест показал заветных две полосочки... Для дальнейшей возможности получения , следует встать на учет в ближайшую женскую консультацию до наступления 12-ти недель беременности.

В течение беременности вам, скорее всего, потребуются витамины или лекарства, об этом в статье Бесплатные лекарства беременным и детям до 3-х лет.

Самое время посчитать сумму пособия по беременности и родам, которую вы получите при выходе в декретный отпуск, в калькуляторе декретных .

Только официально трудоустроенные женщины (или индивидуальные предприниматели, заключившие договор добровольного социального страхования в ФСС) при наступлении 30 недель беременности имеют право на получение и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности .

Выплаты и пособия по беременности и родам с 30 недель беременности.

  1. При наступлении 30 недель беременности (28 при многоплодной беременности) в женской консультации вам выдадут листок нетрудоспособности, который потребуется по месту работы для получения пособия по беременности и родам (декретных выплат) , выплачиваемых сотруднику в 100% размере от среднего заработка. Пособие по беременности и родам назначается в десятидневный срок после подачи всех необходимых документов. Калькулятор декретных выплат.
  2. Сумма единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности , составляет с февраля 2019 года 649,84 р. (в январе 2019 г. - 628,47 руб.). Вам потребуется справка из медицинского учреждения о постановке на учет до 12 недель. Документы следует подавать по месту получения пособия по беременности.
  3. Вместе с листком нетрудоспособности в ЖК вам выдадут родовой сертификат . Талон №1 родового сертификата останется в женской консультации, талон №2 вам понадобится в роддоме, а талон №3 - в детской поликлинике.
  4. Возможно, в вашем субъекте РФ выплачивают дополнительные региональные пособия при рождении ребенка. Москвичкам выплачивается 600 р. за постановку на учет до 20 недель беременности.

Выплаты и пособия после рождения ребенка

  1. Единовременное пособие при рождении ребенка . Сумма пособия сохраняется в 2019 году в размере 16 870 р .
  2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет выплачивается в размере 40% от среднего дохода за предыдущие два года до наступления беременности лицу, фактически находящемуся в отпуске по уходу за ребенком и осуществляющему за ним уход (могут быть мама, папа, бабушка и другие близкие родственники). Минимальная сумма ежемесячного пособия по уходу с января 2019 года - 4 512 р. на первого ребенка и 6 284,65 р. на второго, максимальная - 26 152,39 р. ЕЖЕМЕСЯЧНО . Калькулятор суммы ежемесячного пособия по уходу .
  3. При рождении второго и последующего ребенка мамам подлежит выдача сертификата на материнский капитал номиналом 453 026 р. (в 2019 году размер материнского капитала остается неизменным) . Потратить его можно только на определенные цели . В ряде субъектов дополнительно выдается региональный материнский капитал.
  4. Семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми предоставляются льготы и пособия как многодетным семьям . А также, за третьего и последующих детей, родившихся не ранее 1 января 2013 года, выплачивается дополнительное ежемесячное пособие до 3-х лет.
  5. Региональные выплаты при рождении ребенка . Для москвичей это: 1) Единовременная выплата при рождении первого ребенка - 5500, за второго и последующих - 14500 руб. 2) Дополнительное пособие молодым семьям (лужковские выплаты). Выплачивается родителям, не достигшим 30-ти летнего возраста: за первого малыша - 5 прожиточных минимумов, за второго - 7ПМ, за третьего и последующих - 10ПМ. С 3 квартала 2018 г. московский ПМ на душу населения равен 16260 руб., для трудоспособного населения - 18580 руб. 3) С рождением трех и более детей одновременно 50 тыс. руб. вне зависимости от других пособий при рождении детей.
  6. Единовременное и ежемесячное

    Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 января 2019 года вырос в России до 26,1 тыс.руб. (с прежних 24,5 тыс.руб.). Размер пособия по беременнности и родам за 140 дней декрета составит в 2019 году 301 тыс. 95 руб.

    Как видите, список выплат, пособий и льгот при рождении ребенка существенный и не окончательный. Мы постоянно стремимся его пополнять, подписывайтесь на новости сайта удобным для Вас способом!

Детское пособие до 18 лет – это разновидность материальной помощи семьям, в которых уровень ежемесячного дохода ниже, чем прожиточный минимум.

Как оформить детское пособие до 18 лет, каков его размер в 2019 году и кто может рассчитывать на такую помощь?

Обязательные условия для оформления и получения детского пособия до 18 лет: родители ребенка должны быть гражданами РФ.

Суммарный доход семьи, разделенный на количество человек в семье, не должен превышать сумму прожиточного минимума.

Такую материальную помощь на ребенка перестают выплачивать, если:

Размер матпомощи детям до 18 лет постоянно меняется, индексируется.

Согласно постановлению Правительства № 74 от 26.01.2018 размер детских пособий увеличился на 2,5 % согласно коэффициенту индексации – 1,025. Закон вступил в силу уже с февраля 2019 года.

Однако действие этого закона не распространяется на социальные выплаты детям до 18 лет, поскольку эта матпомощь устанавливается региональными, а не общегосударственными законами.

Если говорить о средних размерах выплат, то их величина следующая:

Как оформить детское пособие до 18 лет?

Процесс оформления этого вида помощи заключается в прохождении трех этапов:

  1. Предъявление документов в нужную инстанцию.
  2. Ожидание положительного решения по выплате пособия.

Остановимся на каждом этапе подробней.

Какие документы нужны для оформления детского пособия до 18 лет?

Сразу оговоримся: поскольку вопрос о таком виде материальной помощи решается на региональном уровне, то выяснить, какой полный пакет документов нужно собрать, можно по месту жительства.

Однако стандартный пакет документов включает в себя:

В разных ситуациях нужны и разные справки, например:

Когда все документы будут собраны, нужно направить их в отделение службы соцзащиты по месту прописки родителей.

Сделать это можно несколькими путями:

В течение 10 дней с момента получения документов, органы соцзащиты населения должны принять решение о назначении детского пособия до 18 лет.

Если по каким-то причинам заявителю отказывают, то этот отказ обязательно должен быть оформлен в письменном виде.

Во-первых, стоит обозначить, что перечислять деньги на банковскую карту органы социальной защиты могут только в том случае, если заявитель (чаще всего мать) обозначит в заявлении такой способ получения денег.

Во-вторых, ежемесячное детское пособие в России выплачивается до 26 числа текущего месяца (согласно данным Министерства социальной политики).

При этом многие мамы возмущаются, мол, раньше деньги приходили 7, 10, 15 числа, а теперь их стали перечислять с задержкой. Но в законе «О государственной помощи семьям с детьми» не указывается конкретной даты, когда получатель может снять детские деньги.

Пособие до 18 лет, в отличие от пенсий, может выплачиваться в течение месяца . При этом, как правило, деньги поступают на банковскую карту получателя обычно до 10 числа.

Ежемесячное пособие на ребенка может выплачиваться до 16 лет (если ребенок учится в школе) или до 18 лет (если ребенок продолжил обучение). При этом выплачивается такая помощь только одному из родителей.

Пособие до 18 лет в этом случае выплачивается, если доход на одного члена семьи ниже установленного прожиточного минимума в каждом регионе.

Детские пособия до 18 лет – это региональные выплаты, поэтому их размер в каждой области свой . Формируются выплаты с учетом городского бюджеты. Выплаты осуществляет служба Социальной защиты населения.

Выплата детских пособий до 18 лет должна производиться ежемесячно . Если ответственный орган не перечисляет вовремя деньги, то получатель средств имеет полное право обратиться в органы соцзащиты с письменным требованием в получении компенсации задержанных средств.

Родители, которые имеют право на получение региональной детской помощи для ребенка до достижения им возраста 18 лет должны знать, как рассчитывается величина пособия.

Так, при начислении детского пособия используется такой алгоритм расчета:

  1. Рассчитывается величина среднего дохода на 1 члена семьи.
  2. Из минимального дохода семьи (дохода) высчитывается минимальный прожиточный минимум.
  3. Сумма, полученная путем вычитания, и будет являться величиной полагающегося детского пособия до 18 лет.

Если говорить о детском пособии до 18 лет, назначающемся ребенку-инвалиду, то в этом случае размер помощи является фиксированным . Его величина устанавливается на уровне регионального законодательства.

До достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, один из родителей может обратиться за пособием.

Для этого он должен предоставить такие документы:

  • справка об инвалидности (МСЭК);
  • заключение медико-педагогической экспертизы о том, что ребенок-инвалид не может учиться в школе по причине болезни.

Размер пособия в этом случае может быть увеличен до нескольких тысяч рублей.

Также компенсационная выплата на детей до 18 лет предусмотрена в случае, если семья многодетная . Тогда выплата предусматривается на второго ребенка, третьего и так дальше, то есть на каждого, кто учится в школе.

Выплачивается помощь однократно. При этом не учитывается доход семьи.

Размер компенсационной выплаты на детей из многодетных семей до 2019 года составлял 4058 р., а с 01.09.2018 – 4285 р.

Также предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата матерям, которые сидят в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Размер этой выплаты составляет 50 р.

Такой вид социальной помощи предусмотрен всем категориям семей, даже при условии, что родители ребенка не трудоустроены или являются студентами дневной формы обучения.

Оформить пособие на ребенка до 1,5 лет проще всего через МФЦ либо лично придя в отделение социальной защиты населения.

Для оформления такого вида социальной помощи для неработающих родителей или таких, что обучаются, нужно предоставить следующие документы:

  • заявление, написанное от руки;
  • справка о составе семьи. Обычно она оформляется на месте;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка о доходах семьи за последние 3 месяца;
  • оригиналы и копии паспортов родителей.

При назначении детских выплат матери-одиночке, учитываются такие факторы:

  • трудоустроена женщина или нет;
  • сколько детей у нее;
  • каков средний доход семьи на одного человека.

По факту статус матери-одиночки никак не влияет на размер детского пособия до 18 лет . Одинокий родитель будет получать столько денег, сколько получает целая семья (малообеспеченная).

Поэтому нет смысла оформлять документы для статуса матери-одиночки, чтобы получать детское пособие до 18 лет.

Размер помощи одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей, устанавливается региональными законодательными актами. Выплаты должны производиться не реже 1 раз в квартал.

Российское правительство всячески поддерживаем малообеспеченные, многодетные семьи, поэтому многие родители получаются детские пособия на детей до достижения ими возраста 18 лет.

Такое пособие является региональным, то есть сумма матпомощи определяется на уровне регионов.

Вообще помощь предусмотрена до возраста 16 лет, однако она может быть увеличена еще на 2 года, если ребенок продолжает учиться.

Каждая семья, в которой воспитываются дети, имеет возможность получить социальную поддержку от государства. Разные виды материальной поддержки выплачиваются из регионального или федерального бюджета, либо из бюджета юридического лица в котором трудоустроена мать. В статье подробно описано, какие категории граждан могут претендовать на получение разных видов пособий, а также о том, какие документы для этого потребуются.

Виды пособий на детей

Семьям, которые воспитывают детей, положены несколько видов пособий или одно из них:

  • Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет . Денежные средства начисляются гражданам, воспитывающим ребенка до 1,5 лет. Если мать и отец по определенным причинам не занимаются воспитанием детей, такая поддержка назначается опекуну. Трудоустроенные граждане пишут заявление в отделе кадров своего предприятия. Безработные граждане обращаются в ОСЗН по месту регистрации. Сумма денежных средств, выплачиваемых ежемесячно, индивидуальна и равняется 40% от среднего заработка за предыдущие 24 месяца. Минимальный размер = 4465,20 руб. На сумму влияет также наличие больничных и отгулов в этот период . Если гражданин не был на больничных за это время, сумма ежемесячного пособия будет выше. Для неработающих граждан установлены минимальные суммы выплат, они индексируются каждый год.
  • Компенсационная денежная выплата на детей до трех лет . Такая компенсация оформляется на предприятии, в котором числится сотрудник, либо в отделе соцзащиты населения или МФЦ для других категорий граждан. Стоит отметить, что трудоустроенная у индивидуального предпринимателя мама, не может рассчитывать на данную выплату, ее выплачивают только при трудоустройстве у юридического лица. Сумма компенсации составляет 50 рублей, умноженные на региональный коэффициент в месяц.
  • Пособие на ребенка до 16 лет (выплаты продолжаются еще два года до совершеннолетия в случае учебы ребенка или посещения им дневного стационара). Данная материальная помощь оформляется в соцзащите по месту регистрации. Обратиться за получением материальной помощи могут семьи с доходом меньше прожиточного минимума на каждого члена семьи, а также другие категории семей.

Стоит отметить, что одна семья может обратиться за назначением нескольких видов мер поддержки, или даже оформить все выплаты одновременно, если имеет на это право.

Для оформления каждого вида материальной поддержки необходим определенный набор документов. Для оформления компенсации на ребенка от 1,5 до 3 лет нужно написать соответствующее заявление по месту трудоустройства. Так как при оформлении пособий до 1,5 лет прилагаются все требующиеся документы, повторное их приложение не требуется.

Документы, необходимые для оформления пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет:

  • Заявление об отпуске по уходу за ребенком.
  • Заявление о выплате ежемесячных пособий (и первое, и второе заявление нужно писать на имя директора организации).
  • Копия паспорта обращающегося родителя.
  • Копия свидетельства о рождении, а также оригинал для сверки.
  • Обязательно нужно представить справку с места работы второго родителя. В справке должна содержаться информация о том, что родитель не ушел в отпуск по уходу за ребенком и не оформлял пособие на себя.

Если родитель не работает, не стоит на бирже труда или является студентом очного образования, то для оформления пособия нужно обратиться в отдел соцзащиты по месту регистрации. При себе нужно иметь:

  • Паспорт и свидетельство о рождении.
  • Трудовую книжку с записью о последнем трудоустройстве. Если есть приказ о последнем увольнении, предоставить его копию.
  • Справки о среднем заработке за предыдущие 24 месяца.
  • Если мать получила пособие по беременности и родам, она должна заказать расчет того, как оно рассчитывалось, и предоставить этот расчет в соцзащиту.
  • Справка формы No40 «О составе семьи».

Также в отделение социальной защиты нужно предоставить номер банковского счета, на который будут перечисляться денежные средства.

Документы, необходимые для оформления пособия на ребенка до 16 (18) лет нужно оформлять в ОСЗН по месту регистрации. Полный пакет документов, который потребуется при обращении:

  • Заявление, на получение меры социальной поддержки.
  • Паспорт и свидетельство о рождении. Если обращается опекун, то необходимо подтвердить опекунство документами.
  • Справка формы No40 «О составе семьи», действует такая справка месяц от даты выдачи.
  • Заверенная работодателем копия трудовой книжки, либо ее оригинал.
  • Справка о среднемесячном заработке
  • Справка о доходах, взятая в Федеральной налоговой службе. Доходы должны быть отражены за последний год.
  • Документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки.
  • Номер счета для перечисления денег.

Для оформления пособий на детей до трех лет, чей родитель проходит службу в армии по призыву, нужно обращаться в соцзащиту по месту регистрации. Для этого потребуются следующие документы:

  • Заявление, его можно написать непосредственно в органе соцзащиты.
  • Документ, удостоверяющий личность и свидетельство о рождении.
  • Справка, которая подтвердит, что гражданин проходит военную службу.

В ситуации, когда за несовершеннолетним ухаживает не мать, то необходимы дополнительные документы – выписка из решения суда о том, что гражданка числится пропавшей без вести или лишена родительских прав. Также подойдет документ, удостоверяющий ее смерть. Если мать по состоянию здоровья не может ухаживать за детьми, то необходимо представить соответствующую справку.

Кто имеет право на получение

Меры социальной поддержки могут получить разные категории граждан.

  • Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет выплачивается одному из родителей. Назначение пособия не зависит ни от наличия официальной работы, ни от материального положения.
  • Компенсационная денежная выплата на детей до трех лет полагается матери, либо иному опекающему лицу, трудоустроенному на любом предприятии. Кроме этой категории граждан за получением материальной поддержки могут обратиться:
    • военнослужащие женщины, оставившие службу в связи с рождением;
    • женщины, трудоустроенные на предприятии, которое было ликвидировано во время их декретного отпуска (подать документы можно, например, в МФЦ).
  • Пособие на детей до 16 (18) лет полагается определенным категориям:
    • малоимущие;
    • неполные семьи;
    • семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
    • семьи военнослужащих и проходящих срочную службу военных;
    • материальная помощь полагается, если мать и (или) отец являются учащимися;
    • помощь полагается при уклонении матери или отца от уплаты алиментов.

Такая компенсация не может быть назначена, если оба родителя лишены родительских прав, либо в случае полного содержания несовершеннолетнего государством. В случае воспитания опекуном, такая компенсация не полагается, в этом случае предусмотрены отдельные виды социальной поддержки. Сумма денежной поддержки определяется в каждом субъекте РФ индивидуально.

  • Пособие на детей до 3 лет, родитель которого призван в армию. Такую поддержку может получить мать, либо опекун, при условии, что гражданин, призванный на службу, вписан в свидетельство о рождении.

В каких случаях прекращаются выплаты

Назначенная мера социальной поддержки может быть прекращена по ряду причин.

Выплаты по пособию до 1,5 лет прекращаются при достижении ребенком 1,5 лет . Выплата также прекращается в связи с выходом на работу, либо увольнением .

Стоит отметить, что при выходе сотрудницы на удаленную работу или работу с частичной занятостью, денежные средства продолжают поступать.

Причиной для прекращения начисления денег становится лишение родительских прав , либо полное государственное содержание опекаемого.

Компенсационную выплату в сумме 50 рублей прекращают выплачивать по тем же причинам, что и предыдущую компенсацию, с разницей лишь в возрасте.

Денежные выплаты на несовершеннолетнего до 16 (18) лет перестают поступать на счет при достижении им указанного возраста. Также причиной для прекращения начисления денежных средств является утрата права на получение меры социальной поддержки (например, восстановление полной семьи).

В том случае, когда денежные выплаты назначены в связи с материальным положением семьи, начисления прекращаются через два года после оформления меры поддержки, если гражданин не представит справки о доходах для пролонгации статуса малоимущей семьи .

Выплаты на детей военнослужащего прекращаются при достижении ими трехлетнего возраста, либо в случае потери права на меру социальной поддержки.

В случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение начисления денежных средств, об этом необходимо сообщить по месту трудоустройства, либо в орган социальной защиты населения. Сообщать о достижении несовершеннолетним возраста, указанного в условиях, не нужно, эта дата известна из данных свидетельства о рождении. В остальных случаях гражданин обязан сообщить обо всех влияющих на выплаты пособий фактах в то учреждение, где оформлялась мера поддержки.

Данное видео содержит дополнительную информацию о выплате пособия на содержание ребенка.

Для ряда категорий граждан РФ при рождении у них детей и до наступления их совершеннолетия предусмотрена государственная финансовая поддержка (ФЗ № 81, 19.05.1995), выплачиваемая при предоставлении необходимых документов.

Период выплаты, размер помощи и описание процедуры назначения ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет определяются властными структурами субъектов Российской Федерации.

Скачать для просмотра и печати:

Кому положены бюджетные выплаты

Возможность получать ежемесячную (ежеквартальную) материальную поддержку присутствует у многих категорий граждан страны, в числе которых:

  • семьи полные и неполные;
  • родители, официально работающие и неработающие, а также проходящие обучение в образовательных учреждениях;
  • дети военных, включая ;
  • дети, родитель которого скрывается от обязанности по .

Критериями, определяющими возможность получения выплаты от государства, являются:

  • уровень семейного дохода, равный или меньше величины прожиточного минимума, установленной в регионе, где зарегистрирован родитель с ребенком ;
  • совместное проживание ребенка вместе с обоими родителями или одним из них.

Пособие малолетнему гражданину (до 16 лет) не предусмотрено, если:

  • его родители лишены родительских прав;
  • несовершеннолетний гражданин находится на государственном обеспечении (полном);
  • присутствует факт усыновления или опекунства, при которых предусмотрены иные виды государственной поддержки.
Важно! Бюджетная выплата может быть продолжена до совершеннолетия гражданина (до 18 лет), если последний проходит обучение в образовательном учреждении (по очной форме).

Какие документы требуются для получения пособия

В текущем году при первичном обращении за детскими выплатами в органы социальной защиты населения (ОСЗН) по месту проживания (регистрации) требуется предоставление следующих сведений:

  1. заявления для назначения ежемесячной (ежеквартальной) уплаты;
  2. документа о рождении ребенка (свидетельства), для которого запрашивается бюджетная помощь;
  3. подтверждения из учебного заведения, где малолетний гражданин проходит обучение;
  4. документа о составе семьи, подтверждающий совместное проживание с несовершеннолетним членом семьи, не достигшим 16 лет;
  5. подтверждения семейных доходов за период, установленный в регионе проживания, в виде:
    • справок о заработной плате по гражданам, имеющим официальную трудовую занятость (ф.2- НДФЛ);
    • деклараций по доходам (за квартал, год) от занятых частной деятельностью (индивидуальных предпринимателей);
    • подтверждений о получаемых пенсиях и иных выплатах (из ПФР) от пенсионеров и инвалидов;
    • справок из Центра занятости, трудовая книжка (копия) от неработающих официально родителей;
  6. документа о заключении брачных отношений (при наличии );
  7. документа об отсутствии/расторжении брака (при наличии );
  8. справки об установлении отцовства (при отсутствии зарегистрированного брака между гражданами, являющимися родителями ребенка );
  9. подтверждения получения/неполучения алиментов, выданного в службе судебных исполнителей или в выплачивающей организации;
  10. удостоверения личности (паспорта) от родителей/родителя;
  11. лицевого счета , открытого одним из родителей в банке, для перечисления на него средств государственной помощи.

Представление всех запрашиваемых документов является строго обязательным. При отсутствии любого из них вопрос получения пособия не будет рассматриваться до предоставления полного списка.

Внимание! Право заявителя на получение выплаты должно им подтверждаться на ежегодной основе. Для этого требуется повторное предоставление пакета документов, перечень которого содержит меньше наименований, чем при первом обращении.

Куда обращаться

Подготовленные документы передаются в структуры социальной защиты по месту регистрации (проживания) малолетнего гражданина одним из способов:

  • отправив заказным письмом через отделения почты России;
  • разместив на официальном сайте государственных услуг;
  • лично передав документы менеджеру в отделении социальной защиты.

При этом заявление составляется заявителем собственноручно либо его доверенным лицом. В последнем случае потребуется нотариально оформленный документ (доверенность) на составление заявки и передачу сведений в уполномоченные структуры.

В случае возникновения необходимости дополнительной проверки семейных доходов , указанных в предоставленных органам соцзащиты документах, заявитель получает соответствующее уведомление, а общий срок для принятия решения продлевается до 30 дней от даты обращения.

Важно! При отказе вместе с уведомлением заявителю возвращаются полученные документы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Сроки выплаты


При положительном решении по заявке бюджетная помощь подлежит начислению уже за текущий месяц, а выплаты средств будут производиться до достижения малолетним гражданином 16 лет или более (до 18 лет при предоставлении необходимых документов).

Решение по полученному заявлению (на выплату, отказ в выплате) соответствующими органами принимается в срок до 10 дней от даты принятия полного пакета документов. Деньги перечисляются на банковский счет получателя не позже 26-го числа месяца после дня подачи заявки.

Внимание! Если в семье получателя государственной помощи произошли изменения, которые влияют на возможность получения бюджетной поддержки, заявитель обязан уведомить о возникших обстоятельствах ОСЗН или МФЦ в течение месяца.

При сокрытии изменений после их обнаружения излишне уплаченные средства будут взысканы по судебному решению.

Как определяется сумма выплачиваемого пособия


Законодательно определенная сумма пособия на малолетних детей отсутствует. Показатель самостоятельно устанавливается органами государственного управления в каждом из регионов РФ.

Расчет суммы помощи из бюджета производится на основании информации о доходах самого заявителя и членов его семьи. Размер оплаты не должен быть выше значения прожиточного минимума по региону, рассчитанному за квартал, предшествующий расчетному .

Показатель среднедушевого дохода для семьи вычисляется так:

СрД = Д / N / М ,

Д - сумма дохода (общая) за определенный для конкретного региона период (3, 6 или 12 мес.);

N - количество членов в семье, включая супругов, детей, усыновителей, усыновленных ;

М - количество месяцев периода, принятого для расчета .

Если вычисленный средний размер дохода позволяет получить помощь, то производится подсчет величины пособия с учетом прожиточного минимума (среднего заработка).

Пример

В семье двое работающих родителей и двое несовершеннолетних детей. Суммарный доход семьи составляет 44 тыс.руб ., соответственно средний доход - 11 тыс.руб .

Величина прожиточного минимума равна 13 тыс.руб .

Тогда выплата на каждого из детей данной семьи составит: 2 тыс. руб. (13 тыс. руб. - 11 тыс . руб.).

Величина выплачиваемых средств определяется по региону проживания и категории получателя.

К примеру, сумма, назначаемая матерям, одним воспитывающим ребенка (детей), может быть увеличена до 100% от расчетного значения. В случае, когда один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, пособие может увеличиться до 50% среднего показателя.

Законодательная база


Действующим законодательством определены все важные нюансы, касающиеся назначения и выплаты детского пособия.

В дополнение к ФЗ № 81 учитываются статьи некоторых федеральных законов:

  1. № 44 (05.04.2003), устанавливающего порядок подсчета общих доходов и среднедушевого дохода семьи;
  2. № 134 (24.10.1997) касательно прожиточного минимума в стране, влияющие на определение размера минимального и максимального пособия;
  3. № 178 (17.07.1999) о социальной помощи;
  4. № 388 (29.12.2015) о соблюдении критериев определения нуждающихся граждан и принципа адресности при оказании социальной поддержки.
Важно! При оформлении поддержки за счет бюджета для детей младше 16 лет важно учесть, что в каждом регионе применяются дополнительные законодательные нормы, определенные территориальными органами власти и влияющие на выплачиваемую сумму. Скачать для просмотра и печати: