Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе: дифференциация звуков.

Евгения Кравченко
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ц) и (р, делить звуки на гласные и согласные

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.

3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приёмы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок, портрета поэта А. Плещеева.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.

Оборудование: портерет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треуголльников, полоски из картона длинные и короткие, просты крандаши и альбомные листы, фишки.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.

Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал).

Упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения

Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур - треугольников. (Дети выполняют упражнение, а педагог напоминает им о том, что работать нужно самостоятельно).

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р»).

Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести. (выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально) .

Воспитатель: что мы с вами сейчас делали?

Дети: рычали.

Воспитатель: правильно, этот звук так и называется – рычащий. Послушайте загадку:

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с фигурами. Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «ч»).

Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.

Игра «Доскажи словечко».

1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)

2. Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы (улетели)

4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)

5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)

Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Дети: звук – у

Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)

Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.

Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.

Давайте попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки: утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).

Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно).

Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.

Упражнение: «Определи место звука в слове»

Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».)

Воспитатель: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.

Воспитатель: ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: он состоит из букв.

Воспитатель: правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Дети: два.

Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей).

Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети: Чай, чайник, часы, чашки.

Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети: рама, ракушка, ракетка.

Воспитатель: а слова со слогом «му»?

Дети: муха, мурка.

Воспитатель: правильно, таких слов довольно много. (воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра», «му»).

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился, Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился, перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют. в стороны

Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?

Дети: это много слов

Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет).

У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - В нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель: теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом. (педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер).

Паша: Бабушка.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей).

Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель: я назову предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

Иди, Слава.

Воспитатель: - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

Ребята, вы молодцы!

Воспитатель: а кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

Воспитатель: когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями, хорошо?

Итог: итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».

Воспитатель: как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми.

Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

Дети: да. (педагог читает детям стихотворение).

Стихотворение «Внучка».

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою -

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

А. Плещеева

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста Дид. игра «Магазин» Дид. игра «Закончи слово» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) . Дид. игра «Звуковое лото» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. Дид. игра «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. Дид. игра «Путешествие в страну звуков» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять. 2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона. 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д. Дид. игра «Автобус» Дид. игра «Подними нужную карточку» Цель: Развивать фонематический слух детей. Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места. Дид. игра «Ворота» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) . Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук. Дид. игра «Слова – друзья» Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) . Дид. игра «Звуковые часы» Цель: Учить детей измерять длину слов. Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове. Дид. игра «Найди общий звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах. Дид. игра «Назови звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю. Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек. Дид. игра «Цветочки – лепесточки» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) . Дид. игра «Третий лишний» Дид. игра «Братцы – акробаты» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) . Дид. игра «Найди ошибку» Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука. Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) . Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч. Дид. игра «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец». Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу. Я не бегаю к врачу, Я сама его (лечу) . Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную (лепили) . Как у нашей дочки Солнце светит очень ярко, Розовые (щечки) . Бегемоту стало (жарко) . Солнце светит очень ярко, Вдруг небо тучей затянуло, Бегемоту стало (жарко) . Из тучи молния (сверкнула) . А рядом бегемотики Я сегодня утром рано Схватились за (животики) . Умывалась из под (крана) . А слониха вся дрожа, Наша старшая сестра Так и села на (ежа) . Вяжет с самого (утра) . Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с (Тамарой) . Дид. игра «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. Дид. игра «Найди домик 1» Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]) . Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Дид. игра «Найди пару» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце) Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

  • Игра «Придумай слово»
    Цель: – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
    Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, учитель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
  • Игра «Строим дорожку»
    Цель: – развитие фонематического слуха.
    Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.
  • Игра «Ловушка»
    Цель: – развитие умения услышать в слове определённый звук.
    Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.
  • Игра «Поймай слог»
    Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты.
    Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
    Например:
    ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
  • Игровое упражнение «Раздели правильно»
    Цель: – развитие умения делить слова на слоги.
    Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
  • Игра «Посели в домик»
    Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
    Учитель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игры на формирование грамматического строя речи
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

  • Игровое упражнение «Подбираем рифмы»
    Цель: – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
    Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
    -Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
    -Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
    -Даю вам честное слово!
    Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
    -Кого видел поэт? В каком виде они были?
    -Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
    -Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).

  • Игра «Кузовок»
    Цель: – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
    Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

  • Игровое упражнение «Чьё всё это?»
    Цель: – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.
    Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

  • Игра «Домики»
    Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.
    Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

Игры на обогащение словарного запаса
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

  • Игра «Наоборот»
    Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
    Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.
    Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

  • Игровое упражнение «Закончи фразу»
    Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
    Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

  • Игровое упражнение «Скажи по-другому»
    Цель: – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
    Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
    Почему он такой? Да потому что на улице
    идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
    Какое слово повторилось два раза? (идёт)
    Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
    Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
    Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
    Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолёт сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течёт, струится).
Мальчик бежит (мчится, несётся).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).

  • Игра «Какой предмет?»
    Цель: – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
    Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
  • «Что бывает?»
    Цель: – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
    Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
    -Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
    -красное – платье, яблоко, знамя, …

Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.

  • Игровое упражнение «Распространи предложение»
    Цель: – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
    Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы …» . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
  • Игра «Пойми меня»
    Цель: – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
    Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
  • Игровое упражнение «Если бы…»
    Цель: – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
    Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

  • Игровое упражнение «Закончи сам»
    Цель: – развитие воображения, связной речи.
    Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Екатерина Лопатина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Звук [Р]»

Цель : Развивать фонематический и речевой слух.

Образовательные задачи : закрепить умение делить слова на слоги; упражнение в определении места согласного звука [Р] в слове ; упражнять в звуковом анализе слова

Развивающие задачи : Развитие фонематического слуха, развитие внимания, памяти и логического мышления.

Воспитательные задачи : Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование : различные картинки; мяч; конверт с письмом.

Психогимнастика. Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей)

А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее

настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение, уныние.

И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за

Организационный момент.

Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо.

Оно адресовано детям подготовительной группы «Капелька» , то есть нам, от старичка – звуковичка , поэтому мы можем смело его прочитать.

(Распечатывают и читают письмо)

«Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Капелка» .

Пишет вам старичок – звуковичок . Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у вас состоят дела со звуками и буквами ? Хотел бы проверить ваши знания. Я надеюсь, что вы готовы пройти испытания…

Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.

Задания получите у воспитателя.

Я желаю вам успехов.

С уважением старичок-звуковичок »

Основная часть

И так ребята мы с вами знаем что, звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Послушайте стихотворение и скажите, про какой звук мы будем сегодня говорить? Какой звук чаще всего встречается?

Редьку, репку, огурец

Ест для крепости борец!

Канарейка ест варенье.

Говорит, для оперенья. (Ответы детей)

Правильно! Сегодня мы будем говорить про звук Р .

Какие слова вы запомнили с данным звуком ? (дети по очереди отвечают)

Воспитатель. А теперь, ребята, вы готовы выполнить задания старичока – звуковичока ? (ответы детей) .

Ну тогда приступим. И так первое задание.

Надо охарактеризовать звука «Р» :

- Звук «Р» какой : гласный или согласный (ответы детей) (согласный) .

(при образовании согласного звука выдыхаемый воздух во рту встречает различные препятствия, и от этого получается шум; при образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно)

А ещё какой? Звонкий или глухой (ответы детей) (звонкий)

Почему он звонкий? (ответы детей) (Потому, что он произносится с голосом)

Он мягкий или твёрдый? (ответы детей) (Твёрдый)

Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?

Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий?

А гласные?

Скажите, кто или что может рычать? (ответы детей)

А давайте попробуем все вместе порычать?

Молодцы! Справились с первым заданием.

Воспитатель. А вот второе задание.

Сейчас мы поиграем в игру «Эхо» . Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог :

Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры,

кобра (ра, метро (ро, шары (ры, кора (ра) .

И это задание выполнено.

Воспитатель. Третье задание. Если вы услышите в слове звук [Р] надо хлопать в ладоши, а если не услышите то поднять руки вверх.

Ура, нора, зима, кора, весна, гора, дыра, шапка, гитара, пантера, детвора, жара, музыка, баран, блины, пироги, рыба, города, пират, парад, окно, Марат, аромат, кофта, ураган, метель, Буратино, барабан, шкаф, таракан, пароход, телефон, хоровод, муравей.

И это задание вы выполнили.

Физминутка

А теперь давайте немного отдохнем и разомнемся.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Повтори еще разок!

Воспитатель.

Давайте присядем за столы и выполним четвертое задание и поиграем в игру «Где спрятался звук Поиграем? Итак я называю вам слово, а вы определяете к какой части слова находится звук [Р] в начале , середине или в конце. Кто готов, поднимаем руку.

1Родина 2Курок 3Тигр

1Ручей 2Норка 3Театр

2Крокодил 2Курица 3Забор

1Река 2Карамель 3 Светофор

2Трамвай 2Барабан 2Зебра

И с этим заданием справились.

Воспитатель. И последнее задание.

(Звуковой анализ слова : рыбак.)

Пальчиковая гимнастика на букву «Р» - Рыбки (старшая, под. группы )

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко". Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

А третья сказала : "Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула : "Здесь крокодил!

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Из чего состоит слово? (из слогов) . А как определить сколько слогов в слове? (Ответы детей) (Надо посчитать гласные) .

Правильно, ведь мы знаем правило : сколько в слове гласных, столько и слогов. Сейчас мы с вами сделаем схему слова : рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку - слово» .

А теперь давайте все произнесём слово рыбак на распев. Сколько вы услышали гласных? (ответы детей) Значит, сколько слогов в слове? -А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам : ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.

Какой первый слог? «ры» . Какой первый звук в слоге «ры» ? (звук «Р» ).

- «Р» - какой звук ? Каким цветом мы его обозначаем (ответы детей) (синим) . Положите синий кубик под первой короткой полоской.

Какой второй звук в слоге ры ? (звук «ы» ).

- «ы» – какой звук ? (ответы детей) (гласный) . Каким цветом обозначим? (ответы детей) (красным) .

Второй слог - бак разбираем по аналогии.

Сколько слогов в слове? (два) . Сколько гласных звуков ? (два) . Сколько согласных? (три) . Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?

Дети : От слова РЫБА.

А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА? (ответы детей)

(рыбалка, рыбный)

Ребята, мы со всеми заданиями справились.

Заданий больше нет и старичок - звуковичек прислал вам разукрашки с буквой Р.

Рефлексия.

1. А каком звуке мы сегодня говорили ?

2. Как вы думаете, мы справились с заданием?

3. А что для вас было самым интересным?