Новый режим лесных отношений. Новое в Градостроительном праве России

“Больше инициативы!“
(интервью с Е. Кодиной, заместителем директора Департамента
федеративных отношений, государственного управления
и местного самоуправления Минрегионразвития России)

О своем взгляде на реформу местного самоуправления, входящую в завершающую стадию, рассказывает заместитель директора Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Минрегионразвития России Елена Кодина.

Елена Анатольевна, как Вы оцениваете предварительные итоги реформы местного самоуправления?

Итоги очень важные и, безусловно, положительные. Благодаря реформе местного самоуправления население активизировалось, стало с большей заинтересованностью смотреть на различные аспекты деятельности местной власти. Это заметно, в частности, по обращениям, поступающим в Министерство регионального развития РФ. Чиновников всех уровней реформа заставила более чутко отнестись к вопросам местного самоуправления. Важный индикатор - создание в прошлом году совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ. Столь пристальное внимание к теме местного самоуправления стало возможным именно благодаря проводимым преобразованиям. Осуществление непрерывного контроля этой проблемы, в свою очередь, заставляет совершенствовать систему местного самоуправления в Российской Федерации.

Второй важный итог реформы заключается в том, что управление удалось приблизить к населению в масштабах страны. Так, до реформы существовало 11 тыс. муниципальных образований, а сегодня их порядка 24 тыс. Это, среди прочего, означает, что произошло двукратное увеличение количества глав муниципальных образований и так называемых депутатов представительных органов местного самоуправления - людей, избранных в местные органы власти и призванных решать вопросы соответствующего сообщества.

К итогам преобразований можно отнести и упорядочение целей работы органов местного самоуправления. Ранее каждый муниципалитет в каждом субъекте РФ по-своему отвечал на вопрос о целях собственной деятельности. Сегодня довольно жестко определено, чем должны заниматься органы местного самоуправления: цели определяются через полномочия. Это серьезная систематизация работы органов власти.

Какие субъекты РФ можно назвать лидерами реализации реформы?

Я бы не стала выделять какой-то регион в качестве лидера. Смысл реализации Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон) не в том, чтобы одни территории по тем или иным показателям вырвались вперед, а другие остались позади. Напротив, изначально ставилась задача привести все муниципальные образования к единому знаменателю по качеству решения вопросов местного значения. Поэтому очень хорошо, что большинство субъектов РФ более или менее равномерно реализуют
Закон, без рывков - но и без срывов. Уже 64 региона заявили, что реализуют Закон на своей территории в полном объеме. Их и стоит считать лидерами. Остальные 20 регионов продолжают жить в стадии “настройки“ местного самоуправления, но и они обязательно подтянутся.

До полного вступления Закона в силу осталось полгода. Как Вы оцениваете степень готовности муниципальных образований к этому событию? Что вызывает наибольшее беспокойство?

Конечно, длинный путь от концепции, заложенной в Закон, до практической реализации его положений в самом маленьком сельском поселении не может не сопровождаться определенными трудностями. Но это не повод для пессимизма. Было бы странно, если бы глобальные преобразования в масштабе страны прошли совершенно гладко: любая серьезная реформа - это ломка. Другое дело, что при проявлении проблем - тем более таких, которые приобретают системный характер, - соответствующим органам (Минфину России, Минрегионразвития России и др.) следует оперативно принять меры по устранению их причин.

На сегодняшний день стандартный набор проблем уже определен, и первой из них можно назвать финансовую необеспеченность местного самоуправления в целом ряде муниципальных образований. Однако применять термин “финансовая необеспеченность“ ко всему местному самоуправлению не следует: есть муниципалитеты, которые в финансовом плане чувствуют себя превосходно. В то же время значительное количество муниципальных образований не имеют достаточной собственной доходной базы. Финансовую обеспеченность нужно выравнивать силами вышестоящих уровней бюджетной системы, и все необходимые процедуры в Закон уже заложены. Проблемы с финансовой обеспеченностью местного самоуправления сейчас обусловлены не недостатками законодательства, а недостатками его реализации. Если муниципальные районы, субъекты РФ, Федерация будут передавать финансовые средства на исполнение полномочий в достаточном объеме, проблема решится.

Другая сложность - разграничение собственности. Безусловно, вопрос наделения городских и сельских поселений объектами собственности стоит остро и требует внимания. В настоящее время Минрегионразвития России готовит законопроект, который, в частности, призван решить вопросы правового обеспечения процедуры передачи собственности районов городским и сельским поселениям. Вероятно, следует усилить влияние субъектов РФ на решение вопросов наделения собственностью низового уровня местного самоуправления: муниципальные районы по объяснимым причинам не испытывают желания передавать объекты на нижестоящий уровень.

А как решается вопрос нехватки квалифицированных кадров для местного самоуправления?

Думаю, проблему нехватки кадров необходимо решать путем повышения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Практика показывает: как только муниципалитет встает на ноги, приобретает собственные налоговые площадки и дополнительные налоговые источники, работать в нем становится престижно. Кроме того, нужно формировать привлекательный имидж местных органов власти. Для этого должна проводиться определенная работа, причем не столько федеральными органами, сколько советами муниципальных образований в каждом субъекте РФ.

Минрегионразвития России предложил за счет федеральных средств повысить квалификацию руководителей муниципальных образований по всей стране (кроме городских округов). Уже проведен конкурс и определена организация, которая непосредственно будет заниматься этой работой. В 2008 г. со всеми главами муниципальных образований всех субъектов РФ, а также главами местных представительных органов власти будет проведен комплекс обучающих мероприятий. Эти мероприятия преследуют две главные цели. Во-первых, до всех лиц, от которых зависит принятие ключевых решений в муниципальном образовании, будет доведен весь необходимый объем знаний. Во-вторых, среди них будет проведено анкетирование, что позволит получить обратную связь. Исходя из полученных данных мы надеемся сделать выводы об уровне подготовки респондентов. Ведь тезис о нехватке кадров и их недостаточной квалификации сейчас не основан ни на каких фактических данных, поскольку серьезному анализу данная проблема не подвергалась.

Во всех ли субъектах РФ созданы советы муниципальных образований? Насколько эффективно они работают?

Советы созданы в каждом регионе, появилось также Общероссийское объединение муниципальных образований. Надеюсь, 2008 г. станет в этом отношении показательным - и по инициативам советов муниципальных образований, по их обращениям можно будет составить мнение об их деятельности.

Минрегионразвития России придает большое значение развитию межмуниципального сотрудничества. Очевидно, что небольшие сельские поселения часто не в состоянии справиться со всеми вопросами местного значения. В развитых странах сейчас отказались от упразднения мелких муниципальных образований, потому что население выразило желание жить в собственных маленьких общинах. Для решения сложных задач, которые такие общины неспособны решить самостоятельно, избирается форма межмуниципального сотрудничества. Например, школы существуют далеко не в каждом муниципальном образовании, поэтому несколько поселений кооперируются для обеспечения работы одной школы и покупки школьных автобусов. На Западе эта схема доказала свою эффективность. В России же система межмуниципального сотрудничества пока совершенно не развита. Поселение, которое не справляется с решением того или иного вопроса местного значения, старается передать его на вышестоящий уровень, то есть в муниципальный район. И менять здесь нужно в первую очередь менталитет: муниципальные образования обязаны научиться не перекладывать свои полномочия и ответственность на вышестоящий уровень власти, а кооперироваться с соседями и сообща работать для решения проблем.

Формированием различных форм межмуниципального сотрудничества и кооперации и должны заниматься советы муниципальных образований РФ. Небольшому поселению непросто донести свою проблему до региональных властей, Минрегионразвития России, иных федеральных органов власти. Конечно, оно вправе сделать официальное обращение, которое будет рассмотрено, но если определенная проблема приобретает в регионе системный характер, в игру должен вступать совет - отстаивать интересы муниципальных образований или доводить информацию до вышестоящих уровней власти. Кроме того, советы должны заниматься распространением лучшей практики в области местного самоуправления.

Для развития всех указанных направлений работы советов муниципальных образований необходимо время. Закончился организационный период, связанный с их формированием и определением целей деятельности, и теперь должны появиться конкретные результаты.

Справка “Бюджета“

Елена Анатольевна Кодина, заместитель директора Департамента федеративных отношений и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ
Родилась 10 ноября 1962 г. в Москве.

В 1985 г. окончила Московский институт инженеров землеустройства, 1996 г. - Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.

В 1985-1991 гг. - работала в Московском областном НИИ градостроительства ГлавАПУ.

1991-1993 гг. - Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

1993-1995 гг. - Министерство РФ по делам национальностей и федеративным отношениям.

1995-2004 гг. - Комитет Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления.

С 2004 г. - заместитель директора Департамента федеративных отношений и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ.

Вы сказали, что реализация Закона способствовала активизации населения. Однако в массовом сознании местное самоуправление не отделено от системы государственной власти, что несколько снижает такую активность...

У нашей страны хорошие, хотя и несколько подзабытые, традиции народовластия: у нас были и различные крестьянские общины, и широкое земское движение.

Современное законодательство использует термин “самоуправление“. Однако данный термин ни в коей мере не означает обособленность местного самоуправления от системы государственного управления. Все уровни публичной власти России призваны заниматься - в глобальном смысле - оказанием услуг населению. Поэтому под самостоятельностью органов местного самоуправления следует понимать инициативность в принятии решений, необходимых для конкретной территории.

Сегодня у людей, работающих в системе управления городами и районами Российской Федерации, - а это уже практически 300 тыс. дееспособных граждан - отмечается значительная степень самостоятельности в том, что касается выдвижения инициатив. Что касается населения в целом, то в гл. 4 Закона предусмотрен ряд форм непосредственного участия людей в осуществлении местных инициатив. Предлагается проводить территориальное общественное само управление, по целому ряду вопросов в обязательном порядке должны организовываться публичные слушания, собрания и сходы граждан. Минрегионразвития России, действуя в том числе через субъекты РФ, предпринимает определенные шаги с целью усилить работу указанной главы Закона. Формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении должны использоваться чаще: только в этом случае население почувствует свою значимость и станет проявлять активность в связи с решением вопросов местного значения.

М. Цуциев

Центр дополнительного образования ТЭЮИ

совместно

с Вице-Президентом по правовым вопросам

Ассоциации малых и средних городов России

КОДИНОЙ ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ

проводит семинар по правовым вопросам

в г. Калининграде


Лектор: Кодина Елена Анатольевна, г. Москва

Инженер-землеустроитель, вице-президент по праовым вопросам Ассоциации малых и средних городов России,

директор НП ЦИМО, член Экспертного совета Всероссийского Совета местного самоуправления, автор и участник рабочих программ по разработке обновлений федерального законодательства

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА. КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

Дата обучения - 21 февраля 2017

Запись на семинар по тел: 89528934747

СЕМИНАР ВЕДЕТ:

Кодина Елена Анатольевна , г. Москва

инженер-землеустроитель, Вице-Президент по правовым вопросам Ассоциации малых и средних городов России, директор НП ЦИМО, член Экспертного совета Всероссийского Совета местного самоуправления, автор и участник рабочих программ по разработке обновлений федерального законодательства

Продолжительность семинара 1 день (21.02.2017)

Время проведения: 10.00 - 17.00

Место проведения: Калининград, Ленинский проспект, 81, конференц-зал гостиницы "Калининград"

Стоимость семинара 13.700 руб. (НДС не облагается), второму и последующим слушателям от одной организации предоставляется скидка 10%

Условия оплаты: обязательна предварительная регистрация участника. После регистрации Институт направляет договор для согласования и счет на оплату

Запись на семинар по телефону: 89528934747 либо по эл. почте: [email protected]

В ПРОГРАММЕ

В 2016 принято более 25 федеральных законов, изменяющих Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ФЗ «Об обороте земель с\х назначения», Гражданский кодекс РФ. 2 . С 01.01.2015 накапливается правоприменительная практика нового порядка предоставления земельных участков, в т.ч. оспаривания решений уполномоченных органов. 3 . С 01.01.2017 вступили в силу ФЗ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 35 подзаконных актов, устанавливающих новый порядок кадастра и регистрации объектов недвижимого имущества. Три блока информации в ПРОГРАММЕ :

1. Новое в Градостроительном праве России

ü Новые требования к подготовке проектной документации для строительства объектов капитального строительства за счет средств бюджета. Документация повторного использования и модифицированная проектная документация: обязанность использования и различия. Сметная стоимость строительства, сметные нормы и нормативы – требования их применения в проектировании.

ü Подготовка, согласование и утверждение документации по планировке территории: новые определения «красных линий » и «элемента планировочной структуры ». Дополнительные требования к подготовке Правил землепользования и застройки, градостроительному зонированию территории.

ü Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и по инициативе органов местного самоуправления.

ü Назначение, виды документации по планировке территории (ДПТ) : перечень обязательных случаев подготовки ДПТ. Составные части проекта планировки и проекта межевания, порядок подготовки. Случаи самостоятельного решения о разработке ДПТ отдельными категориями лиц .

ü ГПЗУ: сроки действия, заявление о выдаче, содержание градостроительного плана земельного участка.

ü Новые требования и условия выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и иные новации градостроительного права.

2. Земельное право России

2.1 Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

ü Уточнения норм права, направленные на облегчение режима земель с\х назначения: изменения в требованиях к предоставлению земель «надлежащего использования ». Новые требования к сделкам с земельными долями . Выведение земель сх назначения из-под регулирования ФЗ «Об обороте земель сх назначения»: новые правовые основания. Новые возможности передачи земель сх назначения из федеральной в муниципальную собственность.

ü Изъятие земельного участка , который не используется по целевому назначению и изъятие ЗУ используемого с нарушением законодательства: уточнение оснований для изъятия. Новый запрет на нецелевое использование земель с\х назначения .

ü Принудительное изъятие земель с\х назначения: порядок, полномочия, особые формы контроля, регистрации, торги по продаже неиспользуемых земель с\х назначения, особенности формирования цены отчуждаемого земельного участка. Изъятие невостребованных долей (паев) земель с\х назначения и признания на них права публичной собственности у неэффективных собственников.

ü Требования по созданию реестра членов садовых товариществ и иные уточнения законодательства о садовых и дачных объединениях граждан.

2.2 Правоприменительная практика реализации Земельного кодекса РФ

ü Оспаривание случаев продажи земельных участков в собственность на торгах и без торгов; цены и условий продажи земельных участков.

ü Основные требования аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Арбитражная практика оспаривания коммерческими организациями и предприятиями отказов предоставлении земельных участков в аренду без торгов; заключение договора аренды «на новый срок», сроки аренды земельных участков, аренда земельных участков под объектами незавершенного строительства.

ü Практика оспаривания отказов перераспределения земель и земельных участков: проблемы перераспределения земель под ИЖС и ЛПХ. Перераспределение земельных участков к участкам, находящимся в коммерческой собственности.

ü Особенности использования земель и земельных участков без предоставления в различных субъектах РФ, складывающаяся практика и отказы.

3. Обзор актов, регулирующих новый порядок государственной регистрации недвижимости

ü Особенности государственной регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. Изменения ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». ФЗ «О кадастровой деятельности».

ü Создание Единого государственного реестра недвижимости, порядок ведения ЕГРН. Порядок информационного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также кадастровых инженеров и органа регистрации. Новые требования к межевому плану, акту обследования, техническому плану. Перечень необходимых документов. Порядок предоставления заявления в орган регистрации и последующие действия.

ü Порядок и условия платы за услуги органа регистрации. Порядок уведомления и выдачи документов.

Информационное письмо № 04 от 09.01.17г. является основанием для оплаты ст. 437 ГК РФ

Февраля 2017 года

ООО «Межрегиональный учебно-консультационный центр «Лидер»

проводит в г. Санкт-Петербург консультационные услуги

Место проведения семинара: в здании гостиницы Октябрьская по адресу : г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 10, синий конференц-зал 5 этаж с 10.00 до 16.30 час. Регистрация с 09.00 до 10.00 час.

КОДИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

инженер-землеустроитель, опыт работы в Государственной Думе России по подготовке проектов федеральных законов, член Экспертного Совета Всероссийского Совета местного самоуправления, Вице-Президент по правовым вопросам Ассоциации малых и средних городов России, автор и ведущий страницы в фейсбуке “Земля и Право”, ведущий специалист-эксперт в области регионального развития местного самоуправления, земельно-имущественных и градостроительных отношений в РФ. Автор ряда положений Федерального законодательства в области имущественного и муниципального права. Автор значительного количества разъяснений положений федеральных законов (г. Москва)

Новые требования к подготовке документации для линейных объектов, форма ГПЗУ 2017 года, документация по планировке территории и стройка.

Анализ практики применения земельного права: аренда и перераспределение земель.

1 . В 2016 принято более 25 федеральных законов, изменяющих Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ФЗ «Об обороте земель с\х назначения». Минстрой России подготовил 12 постановлений и приказов.

2 . С 01.01.2015 накапливается практика применения нового порядка предоставления земельных участков, их перераспределения, в т.ч. оспаривания решений уполномоченных органов.

3 . С 01.01.2017 вступили в силу ФЗ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 35 подзаконных актов, устанавливающих новый порядок кадастра и регистрации объектов недвижимого имущества. Три блока информации в ПРОГРАММЕ

1. НОВОЕ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

ü Требования к подготовке проектной документации для строительства ОКС. Документация повторного применения. Сметная стоимость строительства , сметные нормы и нормативы.

ü Красные линии Порядок установления и отображения красных линий , обозначающих границы территорий, занятых ЛО и (или) предназначенных для размещения ЛО.

ü Новые элементы планировочной структуры - новый перечень видов планировочной структуры: подходы Минфина России и Минстроя России.

ü Дополнительные требования к Правилам землепользования и застройки .

ü Назначение документации по планировке территории (ДПТ) : Анализ последних требований к подготовке ДПТ. Последствия самостоятельного решения о разработке ДПТ отдельными лицами . Случаи подготовки схемы вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории.

ü Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейных объектов (ЛО) не требуется подготовка ДПТ ;

ü ГПЗУ – форма 2017 года: сроки действия, заявление о выдаче, содержание градостроительного плана земельного участка.