Объекты и методы стандартизации. Унификация, типизация и агрегатирование машин

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

Контрольная работа по делопроизводству

Выполнила:студентка II курса

Гр. ф-т МиЭП

Спец. 060811

Проверила:.

План.

1. Виды документов и их классификация. Улификация и стандартизация управленческих документов.

2. Составить устав индивидуального частного предприятия, письмо-отказ, приказ об увольнении.

Виды документов и их классификация.

В соответствии с ГОСТ 16487-83 документ - средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

Зафиксировав информацию, документ тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, а также возможность передачи ее другому лицу, многократное повторное обращение к информации. Следовательно, документ может выполнять несколько функций.

Большинство документов должно удовлетворять таким требованиям, как пригодность к длительному хранению, максимальная наглядность. Для того, что бы документ обладал этими качествами, он должен быть правильно составлен как по форме, так и по содержанию.

Для того, что бы выработать основные принципы составления и оформления документов, формы и методы работы с ними, производится их классификация по целому ряду признаков.

Классификация документов - это деление документов по классам по наиболее общим признакам сходства и различия.

В текущей работе классификация производится на этапе группировки их в дела - это первичная ступень классификации, необходимость такой классификации обусловлена самим понятием дела.

Дело- это совокупность документов или документ по одному вопросу, помещенные в твердую обложку, соответственным образом оформленную. Нельзя подшить в дело документы с различным по характеру содержанием, например письма об исполнении задания по строительству объекта и приказы о повышении квалификации сотрудников.

Классификация документов - необходимое условие для проведения работ по их унификации, являющееся важной предпосылкой документационного обеспечивания автоматизированных систем управления.

Документ классифицируется по различным признакам.

По способу фиксации информации документы делятся на письменные, графические, фото- и кинодокументы, электромагнитные.

По наименованию различают большое количество документов. Это приказы, положения, протоколы, распоряжения, инструкции, правила, уставы, отчеты, акты, планы, письма, заявления и т. п.

По видам документы бывают типовые, примерные, индивидуальные и трафаретные. Типовые документы разрабатываются вышестоящими органами для подведомственных организаций с однородными функциями и носят обязательный характер. Примерные документы также разрабатываются вышестоящими органами для организации всей системы, но носят рекомендательный характер, а индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования. Трафаретные документы изготавливаются типографическим способом, причем постоянная часть текста документа отпечатана на полиграфических машинах, а для переменной информации оставляют свободные места.

По степени сложности различают простые документы, содержащие один вопрос, и сложные, содержащие несколько вопросов.

По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние - документы, создаваемые в учреждении (в организации, на предприятии) для решения своих вопросов и не выходящие за его пределы. Внешние - входящая и исходящая корреспонденция учреждения (организации, предприятия).

По срокам исполнения документы подразделяются на срочные и несрочные.

По происхождению документы бывают служебные и официально- личные (именные).

По степени гласности выделяют документы обычные, секретные и для служебного пользования.

По юридической силе различают подлинные и подложные документы. Подлинные подразделяются на действительные и недействительные (утратившие юридическую силу)

По назначению (стадиям создания) документы подразделяют на подлинники (оригиналы) и копии. Подлинник - первоначальный документ, содержащий исходную информацию и подлежащим образом оформленный. Как правило, созданию документа предшествует стадия черновика- документа в предварительной редакции. В юридическом отношении подлинник и копия с него, соответствующим образом заверенная, равноценны. Копия- документ, точно воспроизводящий реквизиты подлинника (в правом углу верхнего поля которого проставлено слово "копия") и соответствующим образом заверенный. Следует различать такие разновидности копий как отпуск, выписка и дубликат. Отпуск- полная копия исходящего документа, оставшаяся у отправителя, которая изготавливается одновременно с подлинником и заверяется. Выписка- копия части документа, а дубликат- второй экземпляр документа, имеющий такую же юридическую силу.

По срокам хранения документы делятся на: постоянного срока хранения, временного срока хранения (до 10 лет), долговременного срока хранения (свыше 10 лет).

По роду деятельности документы подразделяются на системы документации: плановая, организационно- распорядительная, первичная учетная документация, расчетно-денежная, отчетно-статистическая, по ценообразованию, по торговле, конструкторская, технологическая и т. д.

Унификация и стандартизация управленческой

документации.

Унификацию и стандартизацию управленческих документов следует рассматривать как один из факторов повышения производительности управленческого труда. Унификация документов - это выбор рациональных структур их построения, приведение документов единообразию на основе установления рационального количества их форм и типизация их построения. Она применяется не только к управленческим документам, но и к новым системам. Например, унифицированы проездные, авиационные и железнодорожные билеты.

Основными принципами унификации документов являются:

Унификация от общего к частному. Заключается в построении формуляра- образца документов для конкретной системы документации и установлении на его основе состава реквизитов для данной системы документации, отдельных видов документов, конкретного документа и т. д.;

Единообразие форм документов и правил их построения, составления, оформления. Обеспечивается путем максимальной типизации и трафаретизации документов, унификации расположения данных на поле документа, выработки технологий и условных сокращений;

Комплексность унификации. При ее проведении должны предусматриваться все требования к документу на всех стадиях его создания, заполнения, обработки и хранения. Кроме того, должны учитываться психофизиологические возможности человека и параметры технических средств;

Информативность. Означает включение в документы только тех реквизитов, которые нужны для решения конкретных задач, для поиска и подтверждения юридической силы документа;

Сокращение числа видов документов. Достигается за счет совершенствования методов управления, например, в направлении повсеместного применения оргтехники;

Стабильность требований к документам (установлены государственными и отраслевыми стандартами);

Сопряжение с действующими системами классификации и кодирования технико-экономической информации;

Экономичность. Достигается за счет обоснованного включения документов в систему документации, широкого применения бланков, рациональной компоновки форм документов, установления оптимального объема реквизитов и т. д.

Существует 3 способа унификации текстов: трафарет, анкета и таблица.

Трафарет- это способ фиксации постоянной информации в виде связанного текста с пробелами для переменной информации. В форме трафарета создаются ряд приказов, заявлений.

Анкета- способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа. В унифицированной системе документации на организационно- распорядительные документы анкетным методом смоделированы приказы по приему, переводу, увольнению; кадровые докладные и объяснительные записки. Достоинства анкет: упрощается подготовка документа, облегчаются машинописные работы; создаются предпосылки для копирования информации.

Таблица - разорванный текст, расположенный по определенному принципу: постоянная информация расположена в заголовках граф и боковике, а переменная – на пересечении соответствующих граф и строк. Обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать данные. Однако он более сложен в машинописи. В табличной форме в УСД по ОРД представлены: штатное расписание, график отпусков, кадровые приказы.

Эффект от унификации и стандартизации управленческих документов бывает косвенным (повышение качества управления, эффективности использования оргтехники, ускорении оборачиваемости финансовых средств) и прямым (снижение затрат труда (а следовательно и затрат на заработную плату) при работе с документами, расхода материалов на их изготовление, удельных капвложений на оргтехнику, затрат на амортизацию и ремонт оргтехники).

Предприятие зарегестрировано УТВЕРЖДАЮ

Администрацией г. Рязани Учредитель:

УСТАВ

Индивидуального частного предприятия

Ерохин «АВЕ»

Юридический адрес: г. Рязань, ул. Ленина, д. 2.

г. Рязань

Настоящий устав разработан в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности «, Законом РФ « О собственности в РФ».

Общие положения

1.1.Индивидуальное частное предприятие « АВЕ», именуемое в дальнейшем Предприятие, учреждено гражданином РФ А.В. Ерохиным и принадлежит ему на праве частной собственности.

1.2.Учредитель отвечает по обязательствам предприятия своим имуществом в пределах его вклада в уставной капитал.

1.3.В своей деятельности предприятие руководствуется действующим Законодательством РФ.

1.4.Предприятие приобретает права юридического лица со дня государственной регистрации.

1.5.Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, имеет собственный баланс, расчетный счет в банке, печать, штампы, бланки и другие реквизиты.

1.6.Предприятие несет ответственность за результаты своей деятельности и за свои обязательства.

Предмет и цели деятельности. Права Предприятия.

2.1Предприятие создается с целью удовлетворения населения в товарах и получения прибыли.

2.2.Предприятие осуществляет торгово – закупочную деятельность.

2.3.Предприятие имеет право:

самостоятельно планировать свою деятельность;

учреждать филиалы и другие подразделения в соответствии с действующим законодательством;

объединяться с другими предприятиями;

совершать сделки в соответствии с законодательством;

быть истцом и ответчиком в суде;

совершать иные действия, предоставленные предприятиям действующим законодательством.

Органы управления и контроля, их компетенция.

3.1 . Текущее управление предприятия осуществляется директором, назначенным на должность и освобожденным от должности учредителем. Между учредителем и директором подписывается контракт, в котором оговариваются права и обязанности директора, а также условия освобождения от занимаемой должности и срок контракта.

3 .2. Учредитель вправе сам осуществлять текущее управление предприятием.

3 .3 Ответственность за деятельность предприятия несет директор в рамках, оговоренных в контракте.

3 .4. Контроль за деятельностью предприятия осуществляет учредитель.

Порядок распределения прибыли и формирования фондов.

4.1. Имущество предприятия формируется за счет вкладов учредителей, доходов от деятельности предприятия, кредитов банков и других законных поступлений. Учредителем создается уставной капитал в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

4.2. Прибыль, полученную в результате деятельности после всех платежей и перечислений, распределяется в фонды:

социального развития;

деятельности;

резервный;

иные.

4.3. Предприятие хранит денежные средства на расчетных и иных счетах в банках, производит все кассовые и расчетные операции с соблюдением действующего законодательства.

4.4. Предприятие ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность с соответствии с действующим законодательством и несет несет ответственность за ее достоверность.

Гарантии работникам предприятия.

5.1. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора, составленного в соответствии с законодательством о труде.

5.2. Предприятие обеспечивает работникам гарантированный законом

минимальный размер заработной платы, безопасные условия труда,

социальное и медицинское страхование в соответствии с действующим

законодательством.

6. Условия реорганизации и ликвидации предприятия.

6.1. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации.

6.2. Ликвидация или реорганизация предприятия производится по решению

собственника с согласия трудового коллектива;

суда;

6.3. Предприятие ликвидируется в случаях:

признания его банкротом;

принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнимых условий, установленных законодательством;

признание судом недействительными учредительных документов и решение о создании предприятия;

по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

6.4. При реорганизации или ликвидации предприятия увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с действующим законодательством.

6.5. Предприятия считается реорганизованным или ликвидированным в момент исключения его из государственного реестра.

6.6. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия совместно с трудовым коллективом. Ликвидация при банкротстве осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

6.7. Имущество предприятия, оставшееся после расчетов с бюджетом, банком, работниками предприятия, возвращается владельцам в исправном состоянии.

АОЗТ « Стройгарант » директору АООТ « НИК»

г. Рязань, ул. Новая, д. 2 Л. И. Савину

т. 44-33-22, р\с № 300125601

от апреля 2002 № 65

В связи с нехваткой производственных мощностей удовлетворить просьбу об увеличении поставок запасных частей для станков БК 5012 (письмо № от апреля 2002) на данный момент не представляется возможным.

Директор Л. И. Иванов.

АОЗТ « Стройгарант »

ПРИКАЗ

г. Рязань

Об освобождении от занимаемой должности И.И. Петрова

ОСВОБОДИТЬ ПЕТРОВА Ивана Ивановича от должности мастера с 22 апреля 2002 г. в связи с нарушением трудовой дисциплины

Основание: ст. КЗОТ № 33

Директор Л.И. Иванов

С приказом ознакомлен И.И. Петров

Литература.

М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов. Курс делопроизводства.- Москва- Новосибирск, 2000.

В.В. Паневчик. Делопроизводство.- Минск, 2000.

Ответы по основам делопроизводства. ДОУ (КФ МУГУ, 2009)

    шпаргалки

  • 344.29 КБ
  • добавлен 06.06.2009

Понятие документ, документооборот.
Унификация и стандартизация управленческих документов.
Виды документов, их классификация.
Унифицированные системы документации.
Понятие «формуляр-образец».
Реквизиты документов организации.
Общие требования к оформлению реквизитов документа.
Виды организационно-распо...

Наряду с государственной стандартизацией широко используются следующие виды:

- отраслевая стандартизация , выполняемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли. Под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций, независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготовляющих определенные виды продукции (например, приборостроение, промышленность средств связи и т.д.);

- местная стандартизация , проводимая на предприятиях и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии;

- стандартизация по достигнутому уровню устанавливает показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции (радиокомпоненты, крепежные изделия, некоторые виды сырья и материалов);

- опережающая стандартизация устанавливает повышенные требования по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объекту стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время;

- комплексная стандартизация - совокупность требований и норм к изделиям, их составным частям, сырью, материалам, покупным изделиям, технологии изготовления, упаковке, транспортировке и хранению, эксплуатации и ремонту. Примером объектов комплексной стандартизации является аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения, аппаратура проводной связи, аппаратура записи и воспроизведения звука и т.п. К современным методам осуществления комплексной стандартизации относится разработка программ комплексной стандартизации наиболее важных видов продукции в масштабе страны, отрасли, территории.

Существует несколько методов стандартизации:

- симплификация - метод простого сокращения числа применяемых при разработке и производстве изделий марок и сортаментов материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

- унификация - метод уменьшения числа типов, видов и размеров объектов функционального одинакового назначения. Таким образом, устанавливается минимально необходимое для практики число типов, видов и типоразмеров изделий, обладающих высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью;

- типизация - метод разработки и установления типовых решений (конструктивных, технологических, организационных) для изготовления нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий;

- агрегатирование - метод создания новых машин, приборов и т.д. путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

Государственные стандарты - ГОСТы;

Отраслевые стандарты - ОСТы;

Стандарты предприятий -СТПы.

Государственные системы стандартов.

В сфере производства в отраслях используются единые государственные системы стандартов.

Работа АСУ (автоматизированной системы управления) требует применения машинного языка, т.е. перевода технико-экономической информации на язык цифровых кодов. Для этого существует Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), основой которой является Единая десятичная система классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции (ЕДСКП). Все множество продукции подразделяется на 100 классов в соответствии с отраслями производства (однородностью производственного процесса) и конкретизируется по свойствам и назначению продукции.

Каждый класс подразделяется на 10 подклассов,

Каждый подкласс - на 10 групп,

Каждая группа - на 10 подгрупп,

Каждая подгруппа - на 10 видов,

Каждый вид - на 9999 конкретных наименований продукции.

Эта система устанавливает для всех предприятий и организаций страны порядок проектирования, единые правила выполнения и оформления чертежей и ведения чертежного хозяйства. ЕСКД включает свыше 200 стандартов.

ЕСТПП устанавливает:

Формы документации общего назначения (маршрутная карта технологического процесса, сводная подетально-технологическая спецификация, карта эскизов, схем и наладок);

Правила оформления технологических процессов и формы документации для процессов литья, раскроя и нарезания заготовок, механической и технической обработки, сварочных работ, пайки и т.д.

Объектами ГСИ являются:

Единицы физических величин;

Государственные эталоны и поверочные схемы;

Нормы точности измерений;

Методики выполнения измерений;

Способы выражения и формы представления результатов измерений;

Организация и порядок проведения государственных испытаний, поверки и аттестации средств измерений;

Термины и определения в области метрологии.

Подтверждение высокого качества продукции или услуги и соответствия их определенным стандартам или иным нормативно-техническим документам называется сертификацией.

Заявление о соответствии - заявление поставщика под его полную ответственность, вне рамок сертификационной системы, что продукция, технологический процесс, услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу.

Аттестация соответствия - заявление испытательной лаборатории третьей стороны (независимой стороны), что конкретный образец, из всей серийно выпускаемой продукции, соответствует определенным стандартам или иным нормативным документам.

Такая аттестация проводится также вне сертификационной системы. Испытательная лаборатория должна иметь лицензию на такой вид деятельности.

Сертификация соответствия - гарантия третьей стороны того, что с определенной достоверностью продукция, технологический процесс, услуга соответствует стандартам или другим требованиям.

Сертификация соответствия предусматривает проведение объективных испытаний продукции и проводится в рамках систем сертификации.

В Российской Федерации руководство работами по сертификации возложено на Госстандарт РФ.

Основными функциями органа сертификации являются: разработка порядка проведения сертификации, аттестация испытательной лаборатории, допуск предприятий к сертификации, выдача сертификатов соответствия или лицензий на право маркировки продукции знаком соответствия, рассмотрение споров о качестве сертификационной продукции.

Квалиметрия изучает вопросы оценивания качества продукции с помощью показателей качества, характеризующих свойства продукции.

Показателями качества, например торта, могут быть выбраны четыре его свойства: вкус, структура, цвет, форма.

Чтобы оценить качество, нужно сравнить показатели качества однородной продукции, принятой за образец (аналог меры в метрологии).

Для определения значений показателей качества могут быть использованы инструментальные и экспертные методы.

Инструментальные методы применяются в ограниченных случаях, когда показатели качества представляют собой физические величины и существуют измерительные инструменты с нормированными метрологическими характеристиками.

Экспертные методы оценивания показателей качества применяют тогда, когда использование технических средств измерения невозможно или экономически не оправдано.

Разновидностями экспертного метода являются органолептический и социологический методы.

Органолептический метод оценивания основан на определении свойств объекта с помощью органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Например, оценка качества чая, вина, парфюмерии дегустаторами.

Социологические методы строятся на массовых опросах населения или его групп, когда каждый индивидуум выступает в роли эксперта.

Экспертную оценку качеству продукции дает специальная аттестованная экспертная комиссия по десяти- , двадцатипяти- и сто бальной шкале.

Комплекс документов, создаваемых в учреждении определяется:

1) кругом вопросов, решаемых в процессе деятельности;

2) объемом и характером компетенции учреждения;

3) порядком разрешения вопросов;

4) объемом и характером взаимосвязей с другими организациями.

Классификация документов – деление документов на классы по наиболее общим признакам (см. рисунок).

Классификация документов повышает оперативность работы аппарата управления и ответственность исполнителей путем разграничения функций структурных подразделений и обязанностей исполнителей. Повышается рационализация труда за счет использования информационно-справочного аппарата. Классификация документов необходима для проведения комплекса работ по унификации документов. Группировка исполненных документов в дела (дело – совокупность документов по одному вопросу) невозможна без их классификации.

Классификаторы документов учреждений составляются на основе положений об учреждении.

Унификация документов – установление единого комплекса их видов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм документов и единых правил их составления, оформления и создания трафаретных текстов.

Унификация видов и разновидностей документов проводится на основе классификации участков и вопросов деятельности учреждения и создания классификатора управленческой документации.

Служебные документы по своему ВИДУ условно делятся группы:

1. Организационно-распорядительные документы (ОРД) — уставы, положения, инструкции, приказы, решения, распоряжения, договоры и т.д.


Эти документы регламентируют деятельность организации, определяют цели, принципы и правила её функционирования.

С их помощью ОРД оформляются управленческие решения, координируется взаимодействие подразделений и служб, распределяется ответственность между исполнителями и т.д.

2. Информационно-справочные документы — письма, телеграммы, справки, акты, докладные и объяснительные записки и т.д. Эти документы содержат разнообразные сведения о производственных событиях, происходящих в организации и за её пределами.

Информационно-справочные документы носят вспомогательный характер, обеспечивая информационную поддержку руководителей, принимающих управленческие решения.

3. Документы по личному составу (кадровые документы) — контракты, трудовые книжки, заявления, приказы по кадрам, личные карточки и дела и т.д. В этих документах фиксируются сведения о приёме, увольнении, перемещении работников, предоставлении им отпусков, поощрениях и взысканиях, повышении их квалификации.

4. Производственно-управленческие документы — чертежи, схемы, технические инструкции, описания производственных операций, бизнес-планы, финансовые документы и т.д. С их помощью документируются технологические процессы, ведётся учёт работы предприятия, осуществляется внутренний и внешний контроль, фиксируется собственно управленческая деятельность.

Используемая документация охватывает все стороны жизнедеятельности организации.

права - это создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального "законодательного" органа, принимающего юридически обязательные "законы" для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств . В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права - в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объясняется его спецификой.

Будучи частью внутреннего права государства, оно по своей природе экстравертно . Его объектом являются отношения международного характера, т.е. выходящие за пределы одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании.

Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой результативности унификации в международном частном праве. Национальное право часто оказывалось неспособным регулировать отношения с международными характеристиками. Особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере. В дальнейшем речь будет идти только об унификации в международном частном праве.

Особенности правого механизма унификации права

Как уже говорилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах - и в международном праве, и в национальном. На первом этапе достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений. Достижение соглашения и принятие договора с текстом соответствующих норм не означает, что унификация права состоялась.

Любой международный договор, независимо от того, какому конкретному вопросу он посвящен, регулирует отношения между государствами и обязывает только государств-участников. В равной степени это относится и к договору, направленному на унификацию права. Венская конвенция 1980 г. регулирует не договор купли-продажи, а отношения между государствами по поводу единообразной регламентации купли-продажи, она обязывает государства обеспечить применение предусмотренных Конвенцией соответствующих правовых норм. Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств - участников договора появились одинаковые правовые нормы.

Иначе говоря, нормы международного договора должны быть "санкционированы" государством для применения их в национально-правовой сфере, т.е. им должна быть придана юридическая сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами национального права. Восприятие международно-правовых норм национальным правом государств - второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью национально-правовых механизмов.

Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии). На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Трудно переоценить значение этой стадии. Собственно на этом этапе создаются единообразные нормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами . По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.

Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы , т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.

Восприятие международно-правовых норм национальным правом называется либо трансформацией , либо национальной имплементацией . Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: "...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рассматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).

Конституционное правило конкретизируется в иных законах и прежде всего в Федеральном законе о международных договорах 1995 г., предусматривающем правовые процедуры, в силу которых договор становится обязательным для России [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права. 1996. № 3 (13)]. Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1]. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы будут обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.

Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии: первая проходит в международно-правовой сфере и завершается принятием международно-правовых унифицирующих норм ; вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм . Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам: во-первых, международно-правовым договором, во-вторых, национально-правовыми актами (законами и подзаконными актами).

Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях правового механизма унификации права, следует подчеркнуть еще одну особенность современного процесса унификации. Он имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XX в., что является отражением общей тенденции роста роли международных организаций.

Существуют международные организации, специализирующиеся на унификации права: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли (см. об этих организациях гл. 3 настоящего учебника). Чаще международные организации, обеспечивающие сотрудничество между государствами в конкретных областях, занимаются также унификацией права в этих областях, например Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия международных договоров, направленных на унификацию права.

Виды унификации

Существует несколько классификаций унификации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.

Первая классификация сопряжена со способом правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Двум способам регулирования - коллизионно-правовому и материально-правовому - соответствуют унификация коллизионного права и унификация материального частного права. По этому критерию можно выделить и третий вид унификации - смешанной , когда один международный договор предусматривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

Примерами унификации коллизионных норм являются Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1956 г., Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений, 1961 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др. (к ним относится большинство конвенций, принятых в рамках Гаагской конференции по международному частному праву). Россия участвует только в вексельной конвенции.

Примерами унификации материальных частноправовых норм являются Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. (Россия участвует во всех трех).

В качестве примеров смешанной унификации можно привести конвенции по авторскому праву: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и др. (Россия в них участвует).

Вторая классификация основана на предметном критерии , в зависимости от того, в какой вид частноправовых отношений входят унифицированные нормы. По этому критерию выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных для регулирования отношений, являющихся предметом отраслей, подотраслей, институтов частного права. Например, унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного, семейного, транспортного права и т.д. Сюда же относится и унификация гражданского процессуального права. По предметному критерию удобнее всего показать реальное состояние унификации международного частного права, ее успехи и, напротив, отставание в каких-либо областях. Подробно раскрывается содержание унификации по предметному критерию в соответствующих главах учебника.

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отношений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регулирующие: договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.); новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.); международные расчеты, международные перевозки. Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, международный коммерческий арбитраж. Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно связаны с национальными историческими, культурными, религиозными особенностями, успехи унификации незначительны.

Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содержатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсудность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.), и значит, их можно включить в классификацию по предметному критерию. Однако часто такие договоры содержат унифицированные коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к смешанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.

Третья классификация связана с классификацией международных договоров , прежде всего основанной на их субъектном составе. По субъектам международные договоры делятся на многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние. В зависимости от этого различают унификацию универсальную, региональную, двустороннюю.

Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Венская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех государств (ст. 91). Региональная (или локальная) - это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).

Результаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны. Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частноправовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской конференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и универсальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их действия весьма далек от "универсальности". Вместе с тем Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате в нашей стране действуют унифицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствующими государствами.

Россия принимает активное участие и в региональной унификации, осуществляемой в рамках СНГ [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2]. 15 сентября 1992 г. Межпарламентская ассамблея приняла специальный документ - Основные направления сближения национальных законодательств государств - участников Содружества. В нем указан широкий круг областей, в которых необходимо сближение законодательства: экономические связи, транспорт, статус хозяйствующих субъектов, трудовые права, инвестиции, патентное право и др. [Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы JUS COGENS. Тбилиси, 1982] Отметим наиболее важные договоры, принятые государствами - членами СНГ в области унификации частного права. Это Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников СНГ 1998 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., Соглашение о защите прав инвесторов 1997 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.

Существенных результатов достигла унификация права, осуществляемая между странами Латинской Америки. Прежде всего это Кодекс Бустаманте 1928 г., о котором говорилось в гл. 3 настоящего учебника. До сих пор этот договор остается непревзойденным унифицирующим актом в области коллизионного права. Помимо круга государств - юридических участников Кодекса его положения применяются и в других латиноамериканских государствах в силу "разумности и целесообразности". Начиная с 1975 г. каждые пять лет проводятся конференции по международному частному праву, на которых было принято более 20 конвенций, унифицирующие и коллизионные, и материальные, и процессуальные нормы. На конференции в Мехико в 1994 г. была принята Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, которая заняла важное место в системе коллизионного регулирования обязательств по международным коммерческим контрактам.

1) По способу правового регули­рования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом: унификация кол­лизионного права и унификация материального частного права. По этому критерию можно выделить и третий вид унифика­ции - смешанной, когда один международный договор предусмат­ривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

В качестве примеров смешанной унификации можно привести конвенции по авторскому праву: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. , Всемирная конвенция об авторском праве 1952

2) в за­висимости от того, в какой вид частноправовых отношений вхо­дят унифицированные нормы: унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного, семей­ного, транспортного права и т. д.

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отно­шений.

3) Третья классификация связана с классификацией международных договоров. Различают унификацию универсальную, региональную, двустороннюю.

Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Региональная (или локальная) - это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств.

Целью любого унифицирующего международного договора яв­ляется обеспечение единообразного регулирования определенного вида трансграничных частноправовых отношений.

Конституция предусматривает приоритетное применение норм международного договора, а следовательно, и унифицированных норм по отношению к внутренним нормам, если первые содер­жат «иные» правила. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними.

Пример: между российским предприятием-продавцом и украинской фирмой-покупателем был заключен договор купли-продажи производственных станков. Прода­вец передал покупателю часть станков, после чего договор был расторгнут. Согласно коллизионной норме п. 3 ст. 1211 ГК РФ в этом случае подлежит применению российское право. В силу п. 4 ст. 453 ГК РФ:

Стороны не вправе требовать возмещения того, что было исполнено ими по обязательству до момента… расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Однако и Россия, и Украина являются участницами Конвенции о договорах меж­дународной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. 1 , поэтому применяется п. 2 ст. 81 Конвенции:

Сторона, исполнившая договор полностью или частично, может потребовать от другой стороны возврата всего того, что было первой стороной поставлено или уплачено по договору. Если обе стороны обязаны осуществить возврат полученного, они должны сделать это одновременно.

В связи с изложенным украинская фирма обязана возвратить поставленные ей станки .

Под источником права понимаются формы, в которых выражены (закреплены) правовые нормы: законы, договоры, обычаи, прецеденты и т.п.

К источникам международного частного права относят международный договор 2 . При этом имеются в виду любые договоры: универсальные, региональные, двусторонние. Но международные невластные отношения регулируют не все международные договоры, а только те, которые направлены на регулирование отношений невластного характера. К примеру, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. 3 – многосторонний договор, который регулирует отношения частноправовые.

Есть региональные договоры, регулирующие частноправовые отношения. Например, ^ Евразийская патентная конвенция 1994 г. 4 , которая направлена на регулирование частноправовых отношений, создала единый евразийский патент.

С международными договорами связано такое явление как унификация. Бахин С.В. пишет: «механизм унификации можно разграничить на два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это процесс создания унифицированных норм, а, с другой, - процесс применения этих норм для регулирования определенных отношений. Соответственно этим двум процессам мы можем выделить в рамках унификации и два результата. В первом случае единообразные нормы, созданные в процессе унификации, во втором - единообразный режим, установленный для регулирования каких-либо отношений при помощи этих норм» 5 .

Унификация отличается от процесса гармонизации, при которой создаются не международные, а национальные нормы. Процесс гармонизации характерен для ЕС, где принимаются директивы, которые затем имплементируются в национальное законодательство.

При унификации создаются единые нормы международного права, которые одинаково применяются во всех правовых системах. Примером унификационного договора может быть Венская конвенция о договорах международного купли-продажи товаров 1980 г. 6

Следует отметить, что унифицированы могут быть как материальные, так и процессуальные, и коллизионные нормы. Коллизионные нормы унифицируются в договорах о правовой помощи.

К унификационным международным договорам относится ^ Кодекс Бустаманте 1928 г. 7 Он является приложением к Конвенции о международном частном праве, вступившей в силу 25 ноября 1928 г. Заключен между латиноамериканскими государствами.

Кодекс Бустаманте предусматривает общие правила по приобретению гражданства, о национальности юридического лица, нормы о домициле. В кодексе имеется ряд специальных правил по вопросам как материального, так и процессуального права.

К многосторонним договорам принадлежит ^ Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Она содержит общее правило о том, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.

Таким образом, в отношении правовой защиты предусмотрен национальный режим для граждан всех государств-участников на территории других государств.

В конвенции унифицированы процессуальные нормы. В частности, есть нормы о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений.

Нормы международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, могут применяться в правовой системе Российской Федерации. Это происходит тогда, когда нормы закона противоречат нормам международного договора, в котором участвует Российская Федерация.

Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Для того, чтобы договор применялся на территории Российской Федерации, он должен быть официально опубликован. Официальное опубликование международных договоров осуществляется в «Бюллетене международных договоров» и «Собрании законодательства РФ».