Основные элементы структуры гражданской обороны в организации. Организационная структура го


Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Подготовка Российской Федерации к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Само же ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.

1.1.1. Задачи гражданской обороны

Федеральным законом РФ 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены задачи в области гражданской обороны:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В Постановлении Правительства РФ 2000 года N 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи обучения населения в области ГО:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом формирований ГО приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ определен Постановлением Правительства РФ 1999 года N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». В нем установлено, что, наряду с убежищами, к объектам ГО относятся противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества ГО, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по ГО.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.

7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи (далее по тексту - первой помощи), срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

10. Обеззараживание населения, техники, зданий и территорий и проведение других необходимых мероприятий.

11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

13. Срочное захоронение трупов в военное время.

14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время,

15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Обеспечение безопасности российских граждан является главной целью всех оборонных мероприятий Российского государства. От успешного решения этой главной задачи зависит решение остальных задач ГО в РФ. В Российской Федерации принята единая государственная политика в области гражданской обороны - система официальных взглядов на оборонное строительство и обеспечение безопасности государства, а также система мер политического, экономического, социального характера, реализуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по совершенствованию подготовки к защите и защите населения, материальных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их. Гражданская оборона должна быть готовой также к участию в защите населения и территорий в условиях ЧС природного и техногенного характера, при террористических актах.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

1. Выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных терактов, в том числе - в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия.

2. Принимать участие в защите населения и территорий в условиях ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Само же ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

1.1.2. Принципы организации и ведения гражданской обороны

Гражданская оборона организуется и осуществляется на территории РФ по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территории субъектов РФ согласно административному делению страны.

В соответствии с этим ответственность за состояние ГО на территории республик, краев, областей, городов, районов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований РФ.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте (предприятии, учреждении).

1.1.3. Организационная структура гражданской обороны

Организационная структура ГО базируется на основе структуры Российской системы предупреждения и ликвидации катастроф природного и техногенного характера (РСЧС).

Основными элементами организационной структуры ГО являются: руководство, органы управления, силы и средства ГО (схема 1.1).

Схема 1.1. Организационная структура гражданской обороны.

1.1.3.1. Руководство гражданской обороны

К руководству относятся начальники ГО - руководители органов исполнительной и муниципальной власти на всех уровнях, руководители организаций и учреждений. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях (учреждениях).

На федеральном уровне руководство ГО осуществляется Правительством РФ во главе с Председателем Правительства РФ - начальником ГО РФ.

В федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах) руководство осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов.

На территориях субъектов РФ и муниципальных образований руководство ГО осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности так же начальниками ГО.

В организациях и учреждениях руководство ГО осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных организаций и учреждений.

Начальники ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях (учреждениях).

Начальники ГО в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

ü Вводить в действие соответствующие планы ГО.

ü Принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

ü Издавать приказы по вопросам ГО.

При каждом начальнике ГО создаются органы управления ГО , на которые возложена организация всей практической работы.

1.1.3.2. Органы управления гражданской обороны

Органами управления ГО являются:

ü На федеральном уровне – Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ). МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, проводящим единую государственную политику и осуществляющим государственное управление в области ГО. На МЧС России возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО.

ü На региональном уровне (в федеральных округах) - региональные центры по делам ГО и ЧС МЧС РФ (РЦ ГОЧС) - полномочные представители МЧС РФ в федеральных округах.

ü На территориальном уровне (в субъектах РФ) и местном уровнях (в городах, районах) - органы управления по делам ГО и ЧС (главные управления, управления по делам ГО и ЧС), создаваемые в структуре исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления. Руководители органов управления по делам ГО и ЧС назначаются министром МЧС РФ из числа военнослужащих войск ГО по согласованию с начальниками ГО субъектов РФ (губернаторами, президентами республик в составе РФ и др.). Органы управления ГО комплектуются военнослужащими войск ГО и гражданским персоналом.

ü На объектовом уровне (в организациях и учреждениях) - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС. Постановлением Правительства РФ 1999 г. N 782 утверждено «Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решении задач в области гражданской обороны», согласно которому структурные подразделения (работники) по ГО создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления ГО в этих организациях; планирования и проведения мероприятий по ГО; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; создания и содержания в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности формирований ГО.

1.1.3.3. Силы гражданской обороны

Силы ГО Российской Федерации представлены:

1. Воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области ГО, организационно объединенными в войска ГО.

2. Гражданскими организациями ГО и службами ГО.

Вооруженные Силы РФ, другие войска (пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны МЧС РФ) и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ. Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.

Наиболее организованными представителями сил ГО, предназначенными для выполнения значительных объемов работ по жизнеобеспечению, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, военных действий и оказанию гуманитарной помощи, являются воинские части войск ГО МЧС РФ - спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, роты специальной защиты, вертолетные отряды и др. Их повседневной деятельностью руководит штаб войск ГО МЧС РФ через РЦ ГОЧС. Воинские части войск ГО находятся в постоянном дежурном режиме.

На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Их деятельность осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу жизнь, здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Гражданские организации ГО в соответствии с Постановлением Правительства РФ 1999 г. № 620 «О гражданских организациях ГО» создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности в организациях, независимо от их организационно-правовой формы по территориально-производственному принципу, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение, или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и в мирное время.

Гражданские организации ГО укомплектовываются подготовленным персоналом, оснащаются специальной техникой и имуществом. Они предназначены для защиты населения, предприятия (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, а также для участия в борьбе с пожарами, для обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

На предприятиях (в организациях и учреждениях) могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды гражданских формирований.

Вид и количество формирований, а также их численность, определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО.

Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Оснащение формирований осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.

Закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования, или использования в их интересах.

Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей готовности ГО.

Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам ГО предприятий (организаций и учреждений), городов, районов, субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Предприятия, организации и учреждения, создающие формирования:

ü Разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований.

ü Укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом.

ü Осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований.

ü Поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами ГО к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

В формирования могут быть зачислены граждане РФ:

ü Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет.

ü Женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Методическое руководство и контроль за созданием формирований осуществляет МЧС РФ с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, оно разрабатывает их примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом.

Федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а так же службы ГО организаций и учреждений создаются для выполнения мероприятий по ГО в мирное и военное время .

Под службой ГО понимается государственная организационно-правовая структура, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий штатных и нештатных формирований ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Во исполнение Федерального закона РФ 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Постановлением Правительства РФ 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» в Российской Федерации созданы:

ü Федеральная медицинская служба ГО.

ü Федеральная противопожарная служба ГО.

ü Федеральная служба ГО охраны общественного порядка.

ü Федеральная служба ГО защиты животных и растений.

ü Федеральная служба ГО защиты культурных ценностей и др.

На федеральные службы ГО возложено решение соответствующих задач.

Для проведения специальных мероприятий во все периоды деятельности ГО и, особенно при проведении аварийно-спасательных работ решением начальников ГО могут быть созданы соответствующие службы ГО, такие как служба оповещения и связи, служба информации, противопожарная, служба охраны общественного порядка, продовольствия, служба торговли и питания, медицинская служба, служба санитарно-эпидемиологического надзора и др.

1.1.3.3. Средства гражданской обороны

Средства гражданской обороны – техника, имущество, иные материальные, а также финансовые ресурсы, предназначены для использования при подготовке и ведении ГО.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

В организационной структуре ГО выделяют следующие элементы:

1. органы управления ГО : начальники ГО, структурные подразделения ГО;

2. службы ГО ;

3. эвакуационные органы .

4. силы и средства ГО: федеральных ОИВ, ОИВ субъектов РФ, местных органов самоуправления, организаций;

1 .Органы управления . Общее руководство ГО РФ осуществляет Правительство РФ . Руководство гражданской обороной в ОИВ субъектов РФ, муниципальных образованиях и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов управления и организаций . (Например, в ЯГМА начальником ГО академии является ректор, который подчиняется начальнику ГО Кировского района г. Ярославля и начальнику ГО ФОИВ, т.е. министру здравоохранения).

Для повседневного управления ГО при начальниках ГО всех уровней создаются штабы ГО . Штаб является структурным подразделением ГО, создается приказом руководителя и является основным рабочим органом управления. Общее управление ГО осуществляет МЧС России .

2. Службы ГО. В мирное время функционирует 5 федеральных служб ГО :

Федеральная медицинская служба ГО. Организует и проводит мероприятия по медико-санитарному обеспечению населения;

Федеральная противопожарная служба ГО. Организует и проводит мероприятия, направленные на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

Федеральная служба ГО охраны общественного порядка . Организует и проводит мероприятия, направленные на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

Федеральная служба ГО защиты животных и растений . Организует и проводит мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений;

Федеральная служба ГО защиты культурных ценностей . Организует и проводит мероприятия, направленные на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

В военное время может организовываться до 20 служб , например такие, как: служба связи, инженерная, коммунально-техническая, транспортная, материально-технического снабжения, продовольственного и вещевого снабжения и т.д.

3. Эвакуационные органы , включающие:

- эвакуационные комиссии . Они создаются на объектах, в учреждениях и при администрациях. Возглавляют их один из зам. руководителя учреждения, объекта, главы администрации.

- сборные эвакуационные пункты (СЭП)

- приемные эвакуационные комиссии (ПЭК)

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП)

Администрации пунктов посадки и высадки и некоторые другие.

5.Силы и средства ГО , включающие:

5.1. Спасательные воинские формирования постоянной готовности . Они организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление этими формированиями осуществляет министр МЧС России .

5.2. Нештатные аварийно-спасательные формирования. Это самая массовая часть сил гражданской обороны. Формирования создаются по территориально-производственному принципу . В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний: мужчины в возрасте 18-60 лет и женщины 18-55 лет, кроме инвалидов 1 и 2 группы, беременных и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста (женщин со средним и высшим мед образованием – имеющих детей до 3-летнего возраста), а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы .

Формирования создаются на базе организаций, владеющих специальной техникой, имуществом и подготовленных для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения населения в военное время и других мероприятий гражданской обороны (участие в борьбе с пожарами, обнаружение и обозначение районов заражения и т.д.).

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

По подчиненности

- объектовые – создаются на базе организаций и предназначены для проведения АС и ДНР в тех организациях, на базе которых они созданы.

- территориальные – используются для выполнения мероприятий ГО в интересах области, города, наращивания группировки сил ГО при проведении АС и ДНР.

По предназначению формирования подразделяются на:

- формирования общего назначения , которые самостоятельно ведут АС и ДНР в очагах поражения. К ним относятся: сводные и спасательные отряды, команды и группы, команды механизации работ и т.д.

- формирования служб ГО , которые создаются службами ГО и предназначеныдля выполнения специальных работ в очаге поражения и усиления формирований общего назначения. К ним относятся: команды, группы, звенья разведки, связи; санитарные посты, санитарные дружины, медицинские отряды, подвижные госпитали; аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.

5.3. Учебные учреждения ГО: городские учебные центры ГО, районные курсы ГО.

5.4. Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться ВС РФ, др. войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и формирования .

Экзаменационные вопросы по Гражданской обороне – 2010 год

    Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выполнение основных задач МС ГО достигается проведением сложного комплекса:

лечебно-эвакуационных;

противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;

мероприятий по медицинской защите населения и личного состава формирований (учреждений) ГО;

медицинского снабжения;

подготовки личного состава и средств МС ГО к работе в современной войне.

Эти мероприятия составляют содержание понятия «медицинское обеспечение населения».

МС ГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения РФ, независимо от их ведомственной принадлежности и собственности.

Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуществляет Министерство социального развития и здравоохранения РФ, Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые Министерством социального развития и здравоохранения РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти

Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются штатные органы управления здравоохранением и штабы медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы.

Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.

    Принципы организации и ведения гражданской обороны.

    Задачи и организационная структура гражданской обороны.

Перед ГО стоят следующие основные задачи:

1) Защита населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника

a. Строятся защитные сооружения

Проведение научных исследований в области оружий массового поражения, способов защиты населения от его поражающего действия

b. Накапливаются средства индивидуальной защиты

c. Проводится обучение населения правильному использованию средств защиты

d. Оказание мед.помощи и подготовка к эвакуации населения из круп.городов в загородную зон.

Минимизация потерь

Подготовка населения и специалистов

2) Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени

Обеспечение запасов ресурсов

a. Строительство убежищ для защиты рабочих и служащих

b. Защита станков и оборудования от воздействия поражающих факторов

c. Снижение запасов взрывоопасных и ядовитых в-в на производстве

3) Проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупн.аварий и катастроф.

a. Оказание мед.помощи пораженным и их эвакуация за пределы очага поражения

b. Устройство проездов в завалах

c. Наведение мостов и переправ для движения сил ГО

Информирование мирного населения и руководящих структур об обстановке, количестве и характере поражений

Организационная структура ГО

МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:

федеральный – включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;

территориальный – включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

местный – включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;

объектовый – представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).

Основными элементами организационной структуры ГО являются: руководство, штабы, службы, эвакуационные (эвакоприемные) комиссии и силы ГО

Руководство – начальники ГО всех степеней. Они несут ответственность за состояние ГО и выполнение всех необходимых мероприятий.

Штабы ГО создаются при каждом начальнике гражданской обороны и являются их органами управления, организаторами всей практической работы.

Эвакуационные комиссии создаются при исполнительных комитетах советов народных депутатов областей, крупных городов (городских районов) и на объектах народного хозяйства городов. Возлагается планирование и практическое осуществление рассредоточения рабочих, служащих и эвакуация населения в период угрозы нападения противника из крупных городов в сельск.районы.,

Силы ГО включают в себя формирования, учреждения и войсковые части ГО. Предназначены для проведелиня защитных мероприятий и ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика.

В Российской Федерации установлены следующие степени готовности ГО:

«Повседневная»

«Первоочередные мероприятия ГО первой группы»;

Приведение сбора руководящего состава, доведение до него обстановки и задач;

Организация круглосуточного дежурства руководящего состава в подразделениях и на пункте управления;

Осуществление проверки готовности системы управления, связи и оповещения;

Уточнение планов ГО на военное время;

Приведение в готовность защитных сооружений на закрытых территориях;

Ускорение ввода в эксплуатацию защитных сооружений, строящихся по планам текущего года;

Уточняются расчеты по защите и порядок занятия защитных сооружений населением и планы строительства защитных сооружений на объекте и в загородной зоне;

Приводятся в готовность защитные сооружения в районах АЭС, радиационно и химически опасных объектов и объектов, расположенных в зонах катастрофического затопления;

Приводятся в готовность защитные сооружения для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала:

Вывозятся со складов мобрезерва на пункты выдачи противогазы, камеры защитные детские, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (выдача населению производится распорядительным порядком) ;

Приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения работы) формирования повышенной готовности в объемах, предусмотренных распоряжением;

Приводятся в готовность химико-радиометрические лаборатории штабов ГО и посты радиационного и химического наблюдения;

«Первоочередные мероприятия ГО второй группы»;

Расчеты (оперативные группы) высылаются на пункты управления (городской, загородный), которые приводятся в готовность;

Проверка резервов аптеки, транспортных средств, личного состава

В течение 12 часов приводятся в готовность к укрытию населения все защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения;

Организуется круглосуточное дежурство звеньев по обслуживанию убежищ;

Готовятся запасы продовольствия, медикаментов и медимущества к закладке в убежища;

Из запасов объектов выдаются средства индивидуальной защиты, в том числе медицинские, а также приборы радиационной и химической разведки рабочим и служащим категорированных городов и объектов особой важности и первой категории вне этих городов;

Посты радиационного и химического наблюдения, химико-радиометрические лаборатории переводятся на круглосуточную работу;

Готовятся к выводу в загородную зону действующие и архивные документы;

Населением изготавливаются простейшие средства индивидуальной защиты;

Формированиям, персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне вокруг них, и химически опасных объектов выдаются препараты для профилактики лучевых поражений, средства защиты и приборы;

Проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов в военное время и безаварийной их остановке по сигналу "Воздушная тревога";

«Общая готовность гражданской обороны».

необходимо провести подготовку к выписке части больных на амбулаторное лечение;

определить группы нетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации;

наметить очередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказании медицинской помощи;

выслать оперативные группы к местам развертывания лечебных учреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений и организации приспособительных работ;

уточнить количество необходимых для эвакуации ЛПУ транспортных средств

Гражданская оборона - важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи гражданской обороны:

  • * обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • * предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • * проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • * проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);
  • * борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и другому заражению;
  • * обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • * восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • * срочное захоронение трупов в военное время;
  • * разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • * обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству.