Сравнительный анализ конституций. Принятие конституции ссср Сравнительный анализ конституций 1924 и 1936 годов

Конституция 1918 г. Победа Советской власти на большей

части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к не-

обходимости подготовки и принятия основополагающего юридиче-

ского документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся

общественные отношения и фактически сформировавшиеся струк-

туры власти, которые определялись понятием ≪диктатура пролета-

риата≫ (Советы, партия, профсоюзы).

Рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:

Углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с ми-

ровой войной и усугублявшегося стихийными процессами после

Октября 1917 г.

Партийные методологические установки, которые подразуме-

вали, что республика, для которой составлялась Конституция,

есть переходный этап на пути к мировой социалистической

революции или федерации республик;

Организационные проблемы, связанные с переводом правитель-

ства из Петрограда в Москву.

проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов - пред-

седатель ВЦИКа

В Конституции закреплялась система государственного управ-

ления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьян-

ских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры

пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись ос-

новы национальной политики, принципы Советской Федерации.

Первые четыре главы (Раздел первый) повторяли Декларацию

прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Все-

российском съезде Советов в январе 1918 г.

Конституция 1924

определяла верховным органом власти нового го-

сударства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были

созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съез-

дов Советов. В периоды между съездами Советов верховным орга-

ном власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет

Союза, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Нацио-

нальностей. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК СССР образовал первое союзное прави-

тельство - Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Органами хозяйственного государственного управления в Сою-

зе являлись общесоюзные и объединенные отраслевые наркоматы.

Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались

только в Союзе. Сюда входили наркоматы иностранных дел, внешней

торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и теле-

графа. Объединенными назывались наркоматы, которые имелись

в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руково-

дили соответствующими наркоматами республик. Третью группу со-

ставили наркоматы, которые имелись только в союзных республиках.

Конституция подчеркивала добровольность объединения рес-

публик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза.

Гарантировалось право союзных республик на постоянство терри-

торий, хотя и допускались территориальные изменения, но только

с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным пра-

вом союзных республик было также право на собственное граждан-

ство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гра-

жданином Союза.

Конституция 1936 г. Происшедшие изменения в государственном

устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Зако-

не) Союза Советских Социалистических Республик.

союзном съезде Советов.

В Конституции была фактически закреплена руководящая роль

ВКЩб) в обществе

Поскольку была провозглашена победа социализма в стране

(такой вывод был сделан на основе тезиса о ликвидации эксплуата-

торских классов и невозможности вследствие этого реставрации ка-

питализма), в Конституции были отражены новые отношения в об-

ществе. Отменялись ограничения прав граждан по классовому

признаку, провозглашались права граждан (неприкосновенность лич-

ности, тайна переписки). Была изменена избирательная система:

провозглашалась система всеобщего, равного и прямого избира-

Изменялась и структура государственной власти. Высшим орга-

ном власти являлся Верховный Совет СССР (ст. 30), состоявший из

двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национально-

стей. Между сессиями Верховного Совета власть осуществлял Пре-

зидиум в составе Председателя, одиннадцати заместителей, секре-

таря и 24 членов Президиума.

дарственной власти был Совет народных комиссаров.

Комиссариаты делились на общесоюзные (обороны, иностранных

дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта,

тяжелой и оборонной промышленности) - они руководили отрас-

лями на всей территории СССР, и союзно-республиканские (пищевой,

легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животно-

водческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел,

юстиции, здравоохранения

Советы депутатов трудящихся являлись местными органами го-

сударственной власти, а исполнительными и распорядительными

органами - избираемые ими исполнительные комитеты.

В Конституции было законодательно закреплено преобразова-

ние Казахской и Киргизской автономных республик в союзные,

вошедшие в состав СССР в качестве субъектов Федерации, упразд-

нение ЗСФСР; Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

ССР стали субъектами Федерации. Таким образом, в состав СССР

включались 11 союзных и 22 автономные республики, 9 автономных

областей и 10 национальных округов (52 национальных государства

и национально-государственных образования).

В течение января-марта 1937 г. на основе Конституции СССР

были утверждены Конституции союзных республик.

Разумеется, принятие новой Конституции имело историческое

значение. Но, как свидетельствуют известные факты, продеклари-

рованные в ней принципы и нормы в значительной степени не реа-

лизовались.__

Конституция 1977 г

редной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных

этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической

революции. Здесь же определяется понятие развитого социалисти-

ческого общества и фиксируется, что сложилась новая историче-

ская общность людей - советский народ, который и ≪закрепляет

основы общественного строя и политики СССР, устанавливает пра-

ва, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели

социалистического общенародного государства и провозглашает их

в настоящей Конституции≫.

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу

и 174 статьи.

В первом разделе представлены основные положения, характе-

ризующие политическую и экономическую системы страны, соци-

альные, культурные отношения, а также принципы внешней поли-

тики и защиты отечества.

В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их

взаимоотношения с государством, а также структура национально-

государственного устройства СССР, основанного на свободном

союзе 15 Советских Социалистических Республик.

Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принци-

пы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших орга-

нов государственной власти и управления в СССР, Союзных рес-

публиках и местных органов власти. Высшим органом государствен-

ной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению

Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из

двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национально-

стей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся

Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего

органа государственной власти в периоды между его сессиями. Ра-

бочими органами Совета Союза и Совета Национальностей явля-

лись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом госу-

дарства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Последние разделы Конституции были посвящены организации

судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурор-

ского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб,

флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.

Конституция 1993 В непростой обстановке

после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федераль-

ное Собрание - новый орган представительной власти, заменивший

принята новая Конституция Российской Федерации, определившая си-

стему государственного устройства постсоциалистической России.

Конституция РФ закрепила политические изменения, происшед-

шие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, нацио-

нальных отношений, закрепила федеративное устройство России, оп-

ределила структуру власти, отношения центральных и местных органов

управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод чело-

века и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Основного Закона Российской Федерации -

Россия есть демократическое федеративное государство с республи-

канской формой правления. Носителем суверенитета и единственным

источником власти в стране является ее многонациональный народ,

который осуществляет свою власть непосредственно, а также через

органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ст. 10 Конституции закрепила демократический республиканский

правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие

закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конститу-

ции, самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Рос-

сийской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

суды Российской Федерации.

В новой системе органов государственной власти Российской

Федерации доминирующее положение занимает пост Президента

России. Соотношение полномочий, функций главы государства с за-

конодательной и исполнительной властями свидетельствует о прези-

дентском характере республики.

Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в це-

лом отвечает условиям переходного периода, который не может быть


Похожая информация.


Таким образом, Конституция СССР 1924 года явилась результатом образования Советского Союза и его логическим завершением. Колебания между формой юридического закрепления этого государства завершилось в пользу именно Основного закона, а не Договора. Союзный договор стал, следовательно, лишь определенным этапом в истории оформления Союза ССР. Споры о форме конституирующего документа были проявлением как определенных сепаратистских настроений в рядах руководителей некоторых союзных республик, в первую очередь Украины, так и простым непониманием важности правильной правовой формы закрепления нового государства. Победила, однако, рациональная линия, отвечавшая требованиям времени и дальнейшей перспективы развития СССР.

Философ А.Н. Медушевский выдвинул странную идею о том, что партия в Конституции 1924 г. "формально закрепляя федеративный принцип, ...реально проводила курс на последовательное сворачивание прав республик и превращение их в автономии". Юристы знают, что превратить союзное государство в государство с автономными образованиями практически невозможно и, конечно, такого процесса в истории Советского государства не было. Другое дело, что Ленин и Сталин никогда не скрывали, а наоборот, подчеркивали временный характер федеративного устройства, полагая, что ему на смену должен прийти социалистический унитаризм - форма государственного единства, более удобная для развития экономики, культуры и пр.

Конституция союзного государства, каким стал Советский Союз с 1922 года, исходила из концепции разделения суверенитета, то есть субъектами суверенных прав и обязанностей стали как сам Советский Союз, так и его члены, между которыми были построены гармоничные отношения. СССР взял на себя наиболее важные функции, обеспечивающие прочность государства и дальнейшее его развитие. Права Союза были исчерпывающе зафиксированы в законе. Остальные ничем не ограниченные возможности оставались за республиками - членами союзного государства. Это обеспечивало свободное развитие как самого Союза, так и его членов - союзных республик, необходимую свободу всякого рода самоопределения, в первую очередь хозяйственного и культурного. Советский Союз не ограничивал развитие народов, а наоборот, создавал условия для их дальнейшего роста. Не случайно уже в период до создания второй Конституции Союза в него вошли три новых союзных республики, получившие такие же права, как и государства-учредители.

Гармония между государством в целом и его частями в федерации не означает, конечно, "гармонии федеративного и унитарного начал" в федеративном государстве, как это утверждает один автор. Федерализм и унитаризм - диаметрально противоположные принципы организации государственного единства: или государство простое, или оно сложное - третьего не дано. Конечно, можно превратить любое федеративное государство в унитарное и наоборот, но это уже другой вопрос. Одновременно же и то же государство не может быть неким гермафродитом - и федерацией, и унитарным государством .

Конституция создала и закрепила систему высших органов власти, управления и юстиции, а также органов государственной безопасности. Эти органы создавались исходя из опыта строительства союзных республик, и прежде всего РСФСР. Всесоюзный съезд Советов почти полностью копировал Всероссийские съезды, особенно по порядку образования и составу. Да и компетенция его была сходна с кругом полномочий съездов Советов РСФСР. Вместе с тем имелись неизбежные отличия, вытекавшие из особенностей правовой природы Союза.

Центральный Исполнительный Комитет СССР уже отличался от ВЦИК и ЦИК других союзных республик. В ходе строительства Союза и разработки его Конституции родилась идея двухпалатности, обусловленная стремлением более четко и конкретно обеспечить интересы союзных республик. Эта идея не вытекала из опыта отношений между республиками накануне образования Союза, но была вполне плодотворной, как новая форма организации связей внутри федерации.

Конструкция ЦИК Союза ССР определила и новую структуру Президиума ЦИК. При этом как сам ЦИК Союза, так и его Президиум изменялись в последующие годы в силу возникновения новых членов союзного государства, включавших в эти органы своих представителей.

Совет Народных Комиссаров СССР был также подобен правительствам союзных республик. Однако состав его резко отличался. Это проистекало из идеи трех видов наркоматов, родившейся еще до образования СССР, в ходе организации связей между Советской Россией и союзными с ней республиками, но теперь поднятой на новую ступень. Надо сказать, что ведомства по количеству распределялись почти равномерно: пять народных комиссариатов стали общесоюзными, пять - союзно-республиканскими, или, по тогдашней терминологии, объединенными, и шесть относились к республиканским. Такая конструкция, как и создание второй палаты ЦИК Союза, решала все ту же задачу - обеспечить наилучшее сочетание интересов Союза в целом с особенностями его членов. Первая группа наркоматов отвечала наиболее общим интересам федеративного государства, связанным, прежде всего, с внешними функциями, вторая группа сочетала дела общесоюзные с республиканскими, наконец, третья имела дело с национальной спецификой каждой союзной республики.

В отличие от конституций союзных республик Основной закон Союза уделил специальное внимание, специальную главу органу правосудия - Верховному суду СССР. Верховные суды существовали и в союзных республиках, прежде всего в РСФСР, но ни одна из конституций этих республик не уделяла им никакого внимания. Поэтому в данном вопросе Основной закон Союза шел по непроторенному пути. Правда, и функции Верховного суда СССР отличались от задач верховных судов республик. Он был связан с судебной системой членов Федерации сложными узами. С одной стороны, он стал как бы вершиной судебной системы всего Союза, с другой стороны, процессуально мало координировал свою деятельность с судами членов Союза.

В отличие от конституций союзных республик, Основной закон Союза включил специальную, хотя и маленькую, главу об органах государственной безопасности - об Объединенном государственном политическом управлении.

Конституция 1924 года просуществовала с точки зрения исторической весьма не долго - каких-то 12-13 лет. Но это были сложные и ответственные годы строительства социализма, победа которого была увенчана принятием нового Основного закона СССР, построенного на новых принципах.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

  • 1. это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;
  • 2. нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:
    • а) высший орган власти - Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);
    • б) Совет народных Комиссаров (СНК - высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);
    • в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий - 3 года);
  • 3. в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;
  • 4. закреплялась политическая основа СССР - советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;
  • 5. экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);
  • 6. хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;
  • 7. труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;
  • 8. принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;
  • 9. центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:
    • а) представительство страны в международных отношениях;
    • б) решение вопросов войны и мира;
    • в) принятие в состав СССР новых республик;
    • г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;
  • 10. статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. В этом также была ее особенность. В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: это была самая демократическая Конституция в мире в тот период; демократическая по форме эта Конституция была бездействующим Основным Законом; она была перечеркнута чрезвычайными мерами; в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли; это был клочок бумаги и т.д.

Таковы принципы, основное содержание, особенное Конституции СССР 1936 г. и ее оценка в литературе.

Сравнительная характеристика Конституции РСФСР 1918 года и Конституции СССР 1924 года

  1. Сравнение принципов построения РСФСР и СССР как многонациональных государств.

В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик в состав, которого первоначально вошли 4 республики: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Белорусская Социалистическая Советская Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, которая в свою очередь состояла из Советской Социалистической Республики Азербайджан, Советской Социалистической Республики Армения и Советской Социалистической Республики Грузия. Как и РСФСР по Конституции 1918 года СССР по Конституции 1924 года был провозглашен федерацией, в которую республики входили на принципе добровольности. Но были различия в принципах построения РСФСР и СССР.

Во-первых, СССР строился только на национально-территориальном признаке, в отличие от РСФСР, где наряду с национально-территориальным принципом был закреплен административно- территориальный принцип построения федерации, т.е. существовали не только национальные республики, но и области и края, построенные по административно- территориальному признаку.

Во- вторых, СССР объявлялся союзом равноправных республик, в то время как в РСФСР такого равноправия между субъектами федерации не закреплялось. Из этого можно сделать вывод, что республики, входившие РСФСР занимали более высокое положение, чем субъекты, образованные по административно- территориальному признаку.

В-третьих, в конституции СССР 1924 года закреплялось право свободного выхода республик из состава СССР. Такое положение также отсутствовало в Конституции РСФСР 1918 года.

В-четвертых, закреплялся принцип открытости Советского Союза для всех существующих и будущих социалистических республик. Это означало, что любая социалистическая республика, пожелавшая вступить в СССР, может беспрепятственно это сделать. Такой принцип не был провозглашен в РСФСР.

Таким образом, и РСФСР И СССР были федерациями. Но в Конституции РСФСР 1918 года были провозглашены всего три принципа построения многонационального государства. Это принцип добровольности, административно- территориальный и национально-территориальный принципы. В Конституции СССР по сравнению с Конституцией РСФСР сохранялись принцип добровольности и национально-территориальный принцип построения, но уже отсутствовал административно- территориальный принцип. Кроме этого были закреплены принципы, равноправия, открытости для вступления новых субъектов федерации, принцип свободного выхода из состава СССР.

  1. Сравнение систем и принципов формирования федеральных органов РСФСР и СССР по Конституциям 1918 и 1924 годов.

Верховным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. В перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК. Таким образом, в отличие от государственного устройства РСФСР, где Президиум ВЦИК не был отдельным государственным органом, а только готовил вопросы для обсуждения во ВЦИК, в СССР Президиум ЦИК стал самостоятельным органом государственной власти. СНК СССР в отличие от СНК РСФСР не обладал законодательными полномочиями и выполнял только распорядительные и исполнительные функции.

Главным принципом построения государственного аппарата был федерализм, т.е. разграничение полномочий между органами республик и федеральными органами государственной власти. Оно достигалось разделением наркоматов на три группы: общесоюзные, существовавшие только в Союзе и решающие общефедеральные вопросы, объединенные наркоматы, которые создавались и в Союзе и в республиках, и республиканские наркоматы, создававшиеся только в республиках. В свою очередь в РСФСР такого разделения наркоматов не было.

Появлялись новые наркоматы и другие органы государственной власти. Так, например, было образовано Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) при СНК, которое имело в республиках местные органы ГПУ. Председатель ОГПУ входил в состав СНК СССР с правом совещательного голоса.

Сохранялся принцип централизма, но он занимал второстепенное положение, т.к. на его основе строилась деятельность только объединенных наркоматов. Сохранялся принцип коллегиальности органов государственной власти, как и по конституции РСФСР, так как верховный орган Всесоюзный съезд Советов был коллегиальным органом. Также сохранился принцип демократизма в формировании государственного аппарата, т.к. Советы оставались выборными органами. Выборы оставались непрямыми, а многоступенчатыми. В Конституции 1924 года уже нет принципа классовости в формировании системы государственных органов, как это было в Конституции РСФСР 1918 года.

Таким образом, Конституция СССР 1924 года сохранила принципы демократизма, коллегиальности в построении госаппарата, меньшую роль стал играть принцип централизма, большее значение стал иметь принцип федерализма. Полностью отсутствует принцип классовости в построение системы государственных органов. Произошли изменения в построении системы федеральных органов. СНК СССР не выполнял законодательных функций, Президиум ЦИК вошел в систему государственных органов, ЦИК стал двухпалатным, в него входили Союзный Совет и Совет Национальностей, произошло деление наркоматов на три группы: общесоюзные, объединенные и республиканские, появились новые органы - ОГПУ и др.

30 декабря 1922 1й съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. В СССР объединились РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская ССР (состоявшая из Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР).

Конституция СССР 1924 г. состоит из:

1. Преамбулы – «Декларация и Договор об образовании СССР составляют Основной Закон СССР»

3. Договор об образовании СССР – второй раздел Конституции. Состоял из 11 глав. Верховным органом власти СССР был съезд Советов, в перерывах между съездами – Центральный Исполнительный Комитет, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатность высшего органа власти сохранялась до распада СССР. Съезды Советов собирались ЦИКом раз в год, внеочередные – по требованию ЦИК, или одной из палат. ЦИК работал сессиями, созываемыми 3 раза в год. Правительство – Совет Народных Комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган, образуемый ЦИКом и ответственный перед ним. В СНК входили наркомы – главы народных комиссариатов (прообразы министров). Высший орган правосудия – Верховный Суд СССР.

Конституция РСФСР 1925 была принята 11 мая 1925 г. 12м всероссийским съездом Советов. Текст аналогичен Конституции РСФСР 1918 г. Новеллы: вместо двух разделов (Декларации прав трудящихся и общих положений) – один раздел «Общие положения», устанавливающий задачей Конституции гарантировать диктатуру пролетариата, подавить буржуазию, уничтожить эксплуатацию человека человеком и осуществить коммунизм. Структура власти: ВЦИК – Президиум ВЦИК – СНК – народные комиссариаты.

Со времени принятия Конституции 1925 в течение 10-12 лет происходила борьба группировок внутри правящей партии – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Результат борьбы – победа И.В.сталина, его методов тоталитаризма и жесткой централизации власти. Впервые принятую конституцию стали связывать с именем лидера – называть «сталинской».

Новая конституция принималась в условиях прогресса экономики, тенденций к гигантизму (огромные заводы, станции и т.п.), коллективизации (национализации крестьянских хозяйств), укрепления обороноспособности и образования в государстве. Весь прогресс был направлен на построение социалистической системы.

Первоначально речь шла о внесении изменений в Конституцию 1924 г., однако Конституционная комиссия под председательством И.В.сталина пришла к выводу о необходимости подготовка текста новой Конституции. 12 июня 1936 проект конституции, одобренный Президиумом ЦИК СССР, был вынесен на всенародное обсуждение, которое длилось 5 месяцев. Официальные власти называли цифру в 50 млн. трудящихся, одобривших проект Конституции. Тщательно создавалась картина всенародного одобрения проекта. 8 декабря 1936 г. 8й съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Конституция не имела преамбулы и состояла из 13 глав.



Конституция 1936 г.:

ü Провозгласила СССР социалистическим государством рабочих и крестьян;

ü Ввела понятие политической основы СССР – ее составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ранее было «Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов»);

ü Ввела понятие экономической основы СССР – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституционно закреплялась плановая экономика;

ü Круг союзных республик был расширен до 11. СССР становился жесткоцентрализованным федеративным государством;

ü Установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения на участие в выборах для отдельных категорий лиц;

ü Новая система органов госвласти – Верховный Совет СССР и Президиум ВС СССР (вместо съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК);

ü Закрепление большого количества прав и свобод граждан – право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование, медицину и т.п. Равноправие мужчин и женщин, свободу слова, печати, собраний и митингов, шествий, демонстраций, право на объединения в общественные организации;

ü Впервые упоминалось о ВКП (б), как политическом ядре СССР.

Конституция РСФСР 1937 была принята 21 января 1937. Основные ее положения текстуально совпадали с положениями Конституции СССР 1936.Из отличий – была глава о бюджете РСФСР.

Следует отметить, что реализация прогрессивной и демократической по тексту конституции была сведена на нет репрессивной политикой сталина и массовыми нарушениями прав человека, продолжавшимися вплоть до Великой Отечественной войны.

Конституция 1977 года

Главная причина разработки новой Конституции была связана с существенным изменением политического режима в стране. Верховный Совет СССР постановлением от 25 апреля 1962 г. решил "образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР" и утвердил ее состав во главе с Н.С. Хрущевым. Естественно, с приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева он стал Председателем Конституционной комиссии. Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным – в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.

Впервые на необходимость изменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. К весне 1977 г. проект Основного Закона был подготовлен. 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он заслушал доклад о проекте Конституции, обсудил его и постановил: одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией, передать вопрос о проекте Конституции в Президиум Верховного Совета СССР и рекомендовать ему вынести проект на всенародное обсуждение.

Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 5 июня и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным, в нем приняло участие свыше 140 млн. человек, т.е. более четырех пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, воинским частям и месту жительства. Всего поступило около 400 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.

27 сентября состоялось заседание Конституционной комиссии, на котором были подведены итоги всенародного обсуждения. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками (она предлагала изменения в 110 статьях проекта и одну новую статью - о наказах избирателей) и решила передать его в Президиум Верховного Совета СССР для последующего внесения на рассмотрение Верховного Совета СССР. Заседание Президиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен проект, уточненный и дополненный с учетом предложений, поступивших в ходе его всенародного обсуждения. Президиум постановил внести на рассмотрение Верховного Совета СССР: проект Декларации Верховного Совета о принятии и объявлении Конституции; проект Закона об объявлении дня принятия Конституции всенародным праздником; проект Закона СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

В этом перечне самого проекта Конституции. 3 октября 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он принял постановление "О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения". В нем не только одобряется в основном представленный Конституционной комиссией проект, но и говорится: "Внести проект Конституции на рассмотрение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва". Это дает основание утверждать, что официально проект Конституции СССР был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССР Центральным Комитетом КПСС.

Преемственность весьма скромна в данной Конституции, и зачастую выражается в лозунгах по поводу укрепления социализма, о его новом этапе.

    Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов

В Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. По конституции 77 года социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г. 8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" – её составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" – её составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г.), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 Конституции СССР 1936 г.). Конституция 1977 г. впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 7-8). Конституция сказала (ст. 5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48).

Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа. Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст. 6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в статье 1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Впервые в ст. 9 специально зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является «дальнейшее развертывание социалистической демократии» и указаны пути ее развития.

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти, которые получают новое навание «Советы народных депутатов». Особая роль Советов обусловила включение в Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пяти лет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Содержится в конституции и ряд следующих моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Еще одна особенность содержания Конституции 1977 г. - более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности.

Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

На конституционном уровне провозглашались новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.д. Конституция одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию "долг граждан".

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

В Конституции 1936 г. была одна краткая глава "Государственное устройство", в Конституции 1977 г. раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие – соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным округам (это понятие пришло в данной Конституции на смену понятию "национальные округа").

К существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Введено новое определение Союза ССР (ст. 70) как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статей Конституции: ст. 16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс), ст. 73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории страны), ст. 89 (Советы - единая система органов государственной власти) и др.

Наконец, следует отметить и такую особенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл. 4) об основах внешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципы отношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренние традиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.).

Таковые главные отличия и особенности Конституции СССР 1977 г.

    Заключение

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержанию соответствовали Конституции СССР. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР, содержали и ряд особенностей при сопоставлении с Конституцией СССР.

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения.

Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1977 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны.

Список литературы

    Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М, 1983.

    Развитие русского права второй половины XVII - XVIII в. М., 1992.

    Черменский Е.Д Четвертая Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976.

    Королев А.И. Первая русская революция и Манифест 17 октября 1905 г /Кн.: Советское государство и право. М., 1986.

    Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции, М.; Политиздат, 1980,1987.

    История советской конституции (в документах) 1917- 1956 гг. М -: Госюриздат, 1957.

    Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М.: Наука, 1982.

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

    Конституция России: природа, эволюция, современность (http://constitution.garant.ru/DOC_1676651_sub_para_N_200.htm)

    Конституция (Основной Закон) СССР. 1977 г. М.: Политиздат, 1977.

сравнительно СССР 1977 года (в редакции 1990 года ). Глава 8 Закон СССР ...

  • Конституция Чувашской Республики правовое качество

    Реферат >> Государство и право

    В научный оборот сравнительно недавно и в... Конституций СССР и РСФСР. 25 июня 1936 года ... 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР , а 12 апреля 1978 года ... результате анализа технико-юридических свойств Конституции Чувашской Республики...



  •