Ставки акцизов меняться не будут. Элементы и задачи акцизного налога в россии Ставка акциза на прямогонный бензин

Акцизы – это категория косвенных налогов, взимаемых при продаже товаров массового потребления, к которым в данном случае относятся все виды табачной и алкогольной продукции, топливо и некоторые другие продукты. Вопрос о необходимости повышения ставок акцизных сборов в Правительстве поднимался неоднократно. Поясняется актуальность этой темы довольно просто: данный сбор является одним из механизмов наполнения дополнительными средствами, а текущая экономическая ситуация заставляет правительство рассмотреть все возможные резервы для повышения его доходной части.

После удивительно коротких дебатов в текущем году депутаты проголосовали за законопроект, регламентирующий изменения в статьи Налогового кодекса РФ, в которых прописаны ставки акцизных сборов. Данный документ и будет определять налоговую политику страны касательно акцизов на период с 2016 по 2018 год. Давайте разберемся, что несут возможные изменения для потребителей и предпринимателей.

Предпосылки для принятия законопроекта

Причиной столь быстрого принятия нового законопроекта послужила острая необходимость заложить основы для формирования налоговой политики страны в 2018 году, так как это - одна из составляющих бюджетной политики. Новый трехлетний бюджет должен быть принят в ближайшее время, а Кодекс четко прописывает необходимость принятия всех законов и подзаконных актов, влияющих на его доходную часть, не позже, чем за месяц до подачи главного финансового документа государства на рассмотрение в Думу.

В 2016 г. ставки акцизов останутся прежними, но дальше пойдут в рост

Какими будут акцизы в 2016 году?

Утвержденный законопроект предусматривает сохранение ставок акцизного сбора в 2016 году. Однако в 2018 нам предстоит столкнуться с индексацией ставок на весомые 5% по отношению к ставкам 2017 года, которые также будут пересмотрены в сторону повышения. Прежде всего, возрастут в цене табачная продукция, алкоголь и топливо. Стоит отметить, что государственная политика в сфере акцизов – это предмет для постоянных споров и дискуссий.

Особенно рьяно против очередного повышения выступают производители алкогольной продукции. Их аргумент весьма прост и понятен даже обычному обывателю: высокий уровень налогового груза «душит» отечественное производство алкоголя в зародыше, так как снижает его конкурентоспособность. Итогом повышения ставок будет не большее наполнение доходной части бюджета, а сокращение поступлений, так как производство будет падать.

Акцизы на алкоголь 2016

Напомним, что акциз на алкоголь взимается для того, чтобы:

  1. снизить производство и оборот нелегальной алкогольной продукции;
  2. уменьшить масштабы злоупотребления населения алкогольными напитками;
  3. переориентировать употребление алкоголя в пользу слабоалкогольной продукции.

Пока рано судить о том, насколько хорошо справляется налоговая политика с достижением данных целей. Стоит лишь отметить тенденции, которые ожидают производителей данной категории товаров.

  • Ставки акцизов спиртосодержащей продукции (и продуктов с содержанием этилового спирта не более 9%) в 2016 году не должны превышать 400 руб. за 1 литр, а в 2017 ожидается повышение этой суммы еще на 18 руб./л.
  • Крепкая алкогольная продукция пока не претерпит налоговых изменений и в 2016 акциз составит 500 руб./л, но уже в 2017 году при уплате акцизного сбора придется выложить 23 дополнительных рубля.
  • В 2016 немного увеличится акциз на пиво (с 18 руб./л до 20-ти за тот же объем).
  • Отечественные винопроизводители будут платить 5 руб./л, если при производстве вина было использовано отечественное сырье. Если же вино – игристое, то ставка будет равна 13 руб./л. Если вы применили импортный виноград при производстве игристых вин, то заплатите уже ставку, равную 26 руб./л.

Алкоголь из отечественного сырья облагается меньшим акцизом

Акцизы 2016 года на табак, топливо и автомобили

Борьба с вредными привычками жителей России продолжится и в сфере табачной промышленности. Акциз для любителей побаловать себя послеобеденной сигарой составит 141 рубль за единицу продукции, за сигареты – 1250 руб./1000 шт., плюс к этому придется выложить 12% от суммы расчетной стоимости. Любители покурить сигариллы заплатят акциз в размере 2112 руб./1000 шт.

В связи с этими новостями уже выступил Сергей Киселев, занимающий пост вице-президента в сфере коммуникаций «Japan Tobacco International», который заявил, что прошлая пятилетка уже привела к росту ставок акцизного сбора на табачку в 4 раза, что негативно отразилось на производителях. Можно спрогнозировать и дальнейшее падение этого сегмента отечественного производства на 10-12% в новом году.

Принято решение об индексации цен на нефть, а она имеет прямую связь со ставками акциза. Так, например, пятый класс бензина будет облагаться сбором в размере 7 тысяч 530 рублей за тонну, а дизтопливо – 4 тысячи 150 рублей за тот же объем.

Упомянем и про акциз, взимаемый с автовладельцев. Те, у кого под капотом больше 90 лошадиных сил, будут вынуждены раскошелиться на 41 рубль за 1 лошадиную силу. Те, у кого данный показатель меньше, пока что могут вздохнуть спокойно – им повышения в 2016 году не грозят. За транспортные средства мощностью от 150 л.с. и выше нужно будет заплатить 402 рубля за каждую лошадиную силу.


По итогам 2016 года, объем акцизных сборов на алкоголь, поступающих в бюджет вырос на 56 млрд руб. по сравнению с 2015 годом, говорится в статистике Росалкогольрегулирования. Поступления в бюджет акцизов от пива за 2016 год по сравнению с 2015 годом выросли на 13,9% с 130,2 млрд руб. до 148,3 млрд руб. При этом ставка акциза на пивную продукцию в прошлом году была увеличена по сравнению с 2015 годом с 18 руб. до 20 руб. Общий объем производства пивоваренной продукции (пиво и пивных напитков) сократился на 2%. Рост собираемости акцизного налога по алкоголю, крепостью свыше 9%, также вырос, составив 28% по итогам прошлого года.

Рост собираемости налогов с акцизов при стагнирующем рынке во многом обеспечен борьбой с теневыми схемами и серым рынком, считают в правительстве. «Теневой сектор вносит существенные искажения во все сферы социально-экономической жизни. Это даже не столько вопрос увеличения объема поступлений в бюджеты, сколько обеспечения справедливых условий конкуренции, — в интервью «Газете.Ru» министр финансов . — Конкуренцию должны выигрывать наиболее эффективные игроки, а не те, кто нашел лучший способ уклониться от уплаты налогов. Только в этом случае можно ожидать динамичного роста производительности и инвестиций».

В 2016 году с внедрением системы ЕГАИС и усилением мер административного характера рост поступлений акцизов по крепкому алкоголю достиг 28,4% — при том, что существенного роста потребления крепкого алкоголя не наблюдалось, отмечал в интервью глава .

Текущая версия федерального закона о государственном регулировании производства и алкогольной и спиртосодержащей продукции предполагает обязательное подключение к единой государственной системе учета (ЕГАИС) для всех производителей и импортеров алкогольной продукции, пива и пивных напитков. При этом в отличие от крепких напитков пивная розница обязана фиксировать в ЕГАИС только приход продукции, но не факт розничной продажи конкретному покупателю.

Несмотря на очевидные послабления по сравнению с производителями крепкого алкоголя, пивовары внедрение ЕГАИС недовольны и требуют отмены системы для их бизнеса. Более того, по их мнению именно из-за ЕГАИС в прошлом году произошло снижение объемов производства. Однако эксперты объясняют снижение объемов выпуска рыночными факторами.

Тренд прошлых лет на снижение объема производства «неизбежно продолжится», чему есть две причины — демография и экономический кризис, заявил «Газете.Ru» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) . «Группа потенциальных потребителей пива, то есть людей в возрасте от 18 до 55 лет, из-за демографической ямы за последние годы сократилась минимум на восемь миллионов человек. Не исключаю, что само потребление пива людьми этого возраста не изменилось, просто самих потребителей стало меньше», — говорит он.

Однако в правительстве инициативы представителей пока не находят поддержки среди профильных ведомств. Более того, в рамках рабочей группы по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке под председательством заместителя министра экономического развития , уже не раз звучала мысль о том, что на производство и оборот пивоваренной продукции ЕГАИС должна распространяться также как и на любой другой алкоголь. Дело в том, что в ходе контрольных мероприятий среди производителей и продавцов пива выявляется все больше нарушений.

Согласно имеющимся данным, за третий квартал 2016 года не сдали декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи 38,2 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, около 32% (38 тыс. из 117 тыс.) продавцов пива пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не отчитывались о продукции.

В 2016 году в Российской Федерации сохранятся ставки акцизов на уровне 2014 года. Повышение запланировано начать в 2018 году, на уровень инфляции, то есть приблизительно на 4,7-5%.

Какими будут акцизы в 2016 году

Нефтепродукты

Тенденция формирования ставки остается общей: сохранение уровня 2014 года. Однако некоторые перемены нас все таки ждут:

  1. Для замедления темпов насыщения рынка бензином ниже 5-го класса, ставку акциза на него приравнивают к ставкам на прямогонный бензин. За тонну такого бензина в 2016 году придется заплатить в счет уплаты акцизного сбора 7530 рублей.
  2. Начиная со следующего года, вводится акцизный сбор на средние дистилляты. Размер его составит 4150 рублей.

Неизменными останутся акцизы на:

  • За Моторные масла нужно будет уплатить – 6000 руб/тонна.
  • Авиакеросин – 3000 рублей.

Акцизный сбор с автомобилей

На легковой автомобиль мощность двигателя которого находится в промежутке 90 -150 л.с. сбор составит 41 рубль за каждую лошадиную силу. А если мощность транспортного средства составит более 150 л.с., то ставка составит 402 руб.

Табачные изделия

На табачные изделия на будущий год предусмотрены следующие ставки акциза:

  1. На табак, который предназначен для трубок, кальянов, для жевания, сосания, нюхания и курения акцизный сбор составит в 2016 году 2000 рублей/кг;
  2. За сигары придется заплатить 141 руб/шт;
  3. За сигариллы, биди и кретек – 2112 руб/1000шт;
  4. Сигареты и папиросы – 1250 руб/1000 шт. +12%.

Для поддержки отечественного производителя и принимая во внимание внешнеполитическую ситуацию, размеры акцизов на вино произведенной из винограда,который был собран на территории Российской Федерации, ставки в два раза ниже, чем на вино, которое произведено из импортного сырья.

  • Вина, которые произведены из импортированного винограда, придется заплатить 9 руб/л.
  • Вина, которые произведены из российского винограда – 5 руб/л.
  • Игристые вина из импортированного винограда – 26 рублей/литр.
  • Вины и российского сырья – 13 рублей/литр.
  • Алкоголь не крепче 9% - 400 руб/литр.
  • Если крепость алкогольного напитка больше 9%, то заплатить акцизный сбор придется в размере 500 рублей за один литр.
  • За этиловый спирт нужно будет заплатить 102 рубля, если его реализацией занимаются организации, которые не уплачивают авансовый платеж.

Причина столь быстрого принятия законопроекта на 2016 год заключается в необходимости иметь точку отсчета для расчета ставок на 2018 год. Эти данные крайне необходимы для того, чтоб сформировать проект бюджета на ближайшие 3 года. В Бюджетном кодексе закреплено положение, которое гласит, что все законодательные акты, которые влияют на доходную составляющую бюджета страны, должны быть приняты не позднее, чем за один месяц до подачи бюджета на рассмотрение в Государственную Думу. Крайняя дата подачи – 1 октября.

Выводы о последствиях таких ставок на 2016 год можно сделать по опыту первых шести месяцев прошлого года, поскольку правительство решило не вносить существенных изменений вплоть до 2018 года. Наиболее показательной стала ситуация с акцизным сбором от алкогольной продукции за период с января по июнь 2015 года. Государственная казна недополучила 22 млрд рублей в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.

Благодаря политике государства в сфере алкогольной продукции, ее производство год за годом снижалось, но в бюджет поступали те же средства за счёт повышения ставок акцизного сбора. Министерство финансов РФ прокомментировало свое решения о замораживании ставок вплоть до 2017 года, тем, что есть необходимость приблизить стоимость алкоголя на территории России к показателям других стран Таможенного союза.

К 2015 году ситуация стала критической, разница в цене могла быть отличаться более чем в 2 раза. Это привело к потоку нелегального импорта дешевого алкоголя из Белоруссии и Казахстана. Благодаря таким решениям правительства серьезно пострадала доходная часть бюджета страны. Наибольшее сокращение поступлений произошло у импортеров алкоголя - на 42,1%.

В 2014 году предприятия, которые занимались импортом в счет уплаты акцизного сбора перечислили в бюджет страны больше 15 млрд рублей, а в 2015 цифра сократилась почти вдвое до 8,8 млрд рублей.

ФТС России предоставила следующие данные о сокращении импорта алкоголя за период с января по июнь 2015 года включительно:

  • Ввоз водки стал меньше в 3 раза;
  • Импорт вина уменьшился на 38,5%;
  • Ввоз рома, виски, джина упал а 37,3%.

Объяснить такую ситуацию достаточно просто. Курс рубля последние полтора года крайне не стабильный, еще летом 2014 года стоимость 1 доллара США составляла 35 рублей, а февраль 2015 страна встретила ростом стоимости до 70 рублей, к лету 2015 года, произошло снижение до 50 рублей за доллар, а сентябрь 2015 встретили курсом 65 рублей/1доллар США.

Заниматься импортно/экспортными операциями на фоне таких скачков сложно. Риск финансовых потерь высок. А деятельность по импорту алкоголя в страну естественно сопряжена с постоянной конвертацией одной валюты в другую. Помимо этого девальвация курса рубля привела и к снижению общей потребительской способности населения страны.

Производители алкоголя заплатили в бюджет по акцизному сбору на 11% меньше за первые шесть месяцев 2015 года, чем период с января по июнь включительно 2014 года. По категориям:

  • Крепкий алкоголь (доля спирта выше 9%) – поступление акцизного сбора уменьшилось на 11,3%;
  • Пиво – снижение на 9,3%;
  • Вино - составляет исключение. Виноделы РФ заплатили за январь - июнь 2015 года на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Однако это существенно не повлияло на общую картину, так как производство вина составляет всего 3% от общего объема производства алкоголя в стране.

Вокруг акцизной политики Министерства финансов РФ разгорелись настоящие баталии. Производители алкоголя заручились поддержкой такой структуры как Росалкогольрегулирование (РАР) и выступают единым фронтом против дальнейшего повышения акцизных сборов, начиная с 2018 года. Они мотивируют это тем, что высокая налоговая нагрузка «душит» отечественных производителей, а также делает продукцию неконкурентоспособной. Эти данные подтверждаются и отчетами РАР, согласно которым повышение акцизов не приведет к увеличениюдоходов бюджета, так как это вызовет к резкое снижение производства. Будут ли услышаны просьбы производителей отечественного алкоголя покажет время!

Государство ввело акциз на спиртное для бизнесменов, которые занимаются оборотом спиртосодержащей продукции, с целью снизить уровень излишнего распития горячительных напитков и повысить контроль над участниками алкогольного рынка.

Данная пошлина действует только для предпринимателей, которые продают алкогольную продукцию в розницу на территории России, поэтому получила название внутренний налог. Потребители алкогольных напитков приобретая товар оплачивают сумму акциза, ведь она уже включена в стоимость спиртного. Налог на реализацию алкоголя повышает риск незаконного сбыта продукции низкого качества.

Акцизным налогом облагают алкогольные напитки, которые:

  • Производители реализуют на территории РФ;
  • Реализуются после решения суда конфисковать их;
  • Производитель отправил в уставной капитал торговой точки;
  • Экспортировали в границах таможенной территории РФ.

Из выше указанного списка объектов налогообложения, можно сделать вывод, что уплачивать пошлину обязаны ИП, предприятия и продавцы, которые перевозят алкоголь через таможню.

НДС и акциз: сходство и различие

Сходство данных налогов заключается в том, что они косвенные, то есть они прибавляются к стоимости продукции.

Различие их состоит в принципе начисления, если акциз предназначен для товаров, то НДС устанавливается ещё и на услуги, которые предоставляет учасник алкоголького бизнеса.

Рентабельность предприятия в большой степени зависит от акциза, ведь НДС оказывает менее серьезную нагрузку.

Три разновидности акцизных ставок: формулы и расчёты

  1. Специфическая или твёрдая ставка - одна из самых распространенных в применении, она фиксируется в рублях как сумма за одну единицу продукции. Для подсчёта необходимо ставку акциза умножить на объём реализованой продукции;
  2. Адвалорная - это процентное соотношение к подакцизному товару, используется на всей территории страны, преимущественно в Таможенном тарифе. Данный вид ставки предоставляет внутреннему рынку в РФ тарифную поддержку, однако не избавляет реализаторов от постоянного расчета таможенной стоимости товара;
  3. Комбинированная состоит из двух ставок: твёрдой и адвалорной, применяется для подсчёта налога на табачную продукцию.

В каких случаях и кем уплачивается акциз на спиртное

Если подакцизный товар реализуют его производители, то им нужно уплачивать налог - начислять сумму акциза на алкоголь:

  • Когда сбывают продукцию и она становится собственностью покупателя, который её закупил;
  • Если зафиксировано недостачу продукции сверх нормы естественной убыли;
  • В случае предоставления товара для рекламы, то есть при сбыте алкоголя без получения оплаты в твёрдой валюте;
  • Предоставляя подакцизный товар заказчику для переработки в готовую продукцию;
  • Если продукцию переместили в пределах организации структурному подразделению;
  • Зачисляют алкоголь как взнос в уставной капитал фирмы.

Предприятия, у которых есть разрешения производить неспиртосодержащие товары, обязуются начислять налог, когда на их счёт поступает денатурированный этиловый спирт.

К пошлине на спиртную продукцию начислять авансовый платёж на акциз нужно закупщикам коньячного и этилового спирта, если они производят горячительные напитки.

Не оплачивают налог бизнесмены, которые продают неотечественный подакцизный товар, им начисляется акциз только при ввозе продукции в Россию.

Уплату акциза за спиртосодержащую продукцию предпринимателю необходимо внести до конца отчётного месяца по результатам продаж за период с 1 по 15 число. Подакцизный товар, который продавец реализовал, начиная с 16 числа уже относится к другому сроку - до 15 числа после отчётного месяца.

Нововведения в процессе уплаты пошлины в 2017 году

Согласно №101-ФЗ произошел ряд изменений во взымании «алкогольного налога», которые поспособствовали таким поправкам:

  1. Разрешается отправлять налоговой службе банковскую гарантию, что предоставляет возможность экспортёрам АССП избежать уплату авансового акциза и процесса перечисления налога во время торговли товаром, который экспортируется согласного таможенной процедуре вывоза продукции за пределы РФ;
  2. Обновления к условиям банковской гарантии - срок годности не должен превышать года;
  3. Новое применение документооборота в электроном виде при отправке реестров таможенных деклараций или товаросопроводительных документов вместо копий;
  4. При возврате АССП запрещено вычитывать акцизный налог.

Какие были ставки акцизов на спиртное до 2016

С января 2014 года по 2015 год изменена налоговая ставка на подакцизные товары, а именно алкогольную продукцию (цена указана за 1 литр):

  • продукция и алкогольные напитки с содержанием безводного этилового спирта 9% - 400 рублей;
  • алкогольные напитки в составке которых безводного этилового спирта до 9 %- 500 рублей.

«Алкогольный» акциз не нужно платить за парфюмерно-косметическую продукцию или бытовую химию в аэрозольной упаковке, если в её составе безводный этиловый спирт.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с содержаним этилового спирта (за 1 литр):

  • вино, винные напитки, фруктовое вино, медовуха и сидр - 8 рублей;
  • шампанское (игристое вино) - 25 рублей;
  • пиво и пивные напитки с объёмной долей спирта до 0,5 % - 0 рублей, но если продукция содержит этиловый спирт свыше нормы, то 18 рублей;
  • спиртосодержащие пивные напитки свыше 8,6 % - 31 рубль.

Акциз на алкогольную продукцию за 2016 и 2017 гг.

С 2016 год на 1 рубль возросла пошлина на винные напитки, фруктовое вино, медовуху и шампанское, а пивные напитки (от 0,5 до 8,6 % этилового спирта) обязуют производителя к акцизной ставке - 20 рублей. Если в пиве содержится 8,6 % спирта, то сумма акциза возросла до 27 рублей.

С 1 января 2017 года согласно статье 193 НК произошли очередные увеличения налоговой ставки от 4 до 5% на алкоголь по некоторым категориям подакцизных товаров:

  • 418 рублей для напитков в составке которых ниже 9 % безводного этилового спирта, но если свыше - 523 рубля;
  • На 1 рубль возросло налогообложение на вино, напитки с объёмной долей спирта от 0,5%, а также сидр, пуарэ и шампанское;
  • Пивные напитки от 8,6 % этилового спирта облагаются акцизом в 39 рублей.

Просмотрев отчёт увеличения пошлины на алкоголь с 2014 до 2017 годов прослеживаются следующие тенденции:

  1. Крепкая алкогольная продукция не перестаёт дорожать с каждым годом, то есть чем больше этилового спирта в напитке, тем он востребованей;
  2. Неизмены показатели ставок на парфюмерные товары и бытовую химию, которые содержат безводный этиловый спирт;
  3. Большинство подакцизных товаров в виде алкоголя дорожают ежегодно как минимум на 1 рубль.

Какие формулы применяются для пошлины на продакцизную продукцию

Формула и принцип рассчитывания акцизного налога определяется продукцией, которая будет реализовываться. Для алкогольных напитков применяют адвалорную (процентную) или специфическую (твёрдую) ставку пошлины.

Схема твёрдой разновидности пошлины содержит формулу - количество проданного товара в установленных единицах измерения умножить на утвержденную ставку акциза.

Например, производитель сидра и медовухи реализовал 200 000 литров товара. Стоимость 1 литра напитка с объёмной долей спирта до 6 % - 70 рублей, а налоговая ставка на 2017 год для данной продукции составляет 10 руб/л.

Вычисляем по выше указанной формуле: 200 000 л (реализованный товар) * 10 руб/л (налоговая ставка на медовуху или сидр) = 2000 000 рублей - сумма акциза для проданного товара.

Принцип расчёта таможенного акциза в отношении продукции, которая облагается по адвалорной ставке - умножить таможенную стоимость спиртосодержащей продукции в рублях на ставку таможенной пошлины в процентном соотношении к таможенной стоимости товара.

Алкогольная продукция одна из самых прибыльных и окупаемых на территории РФ, поэтому государство регулирует данный товар на соответствующем уровне с помощью ставки акциза на алкоголь, которая ежегодно обновляется - возростает. Осуществляются такие действия в профилактических целях борьбы с алкоголизмом в стране, а также для повышения эффективности государственной акцизной политики.

Ставка акциза на алкоголь в 2016-2017 годах превышает все ранее установленные значения и продолжает неуклонно расти и дальше. О действующих размерах «алкогольных» акцизов и их потенциальных значениях расскажет наш материал.

Что происходит со ставками акцизов на алкоголь в РФ: повышение или снижение?

Изменение ставок акцизов на алкоголь является одним из элементов государственного регулирования, осуществляемого не только в целях пополнения бюджета, но и в рамках сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.

За последние годы ставки акцизов на алкоголь неуклонно растут - также не происходило (см. схему ниже).

Из представленной схемы можно сделать следующие выводы:

  • величина «алкогольного» акциза тем выше, чем крепче алкогольная продукция (выше содержание в ней спирта);
  • акцизы на спиртосодержащую парфюмерную продукцию и товары бытовой химии имеют нулевое значение и на протяжении рассматриваемого периода оставались в неизменном виде;
  • акциз на этиловый спирт в 2013–2015 годах был нулевым (при продаже его организациям, производящим спиртосодержащую продукцию в металлической упаковке) и постоянно повышался (при продаже компаниям, не уплачивающим авансовый платеж акциза);
  • акцизы на остальную подакцизную алкогольную продукцию имеют тенденцию к неуклонному повышению (от 8 до 58% роста по отдельным группам товаров за рассматриваемый временной отрезок).

Принятие решений, связанных с повышением или снижением ставок акцизов на алкоголь, проводится с учетом Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. При этом в Госдуме и задействованных в «алкогольном» регулировании ведомствах отсутствует единое мнение в отношении направления вектора «алкогольных» акцизов. Например:

  • Минэкономразвития предлагает снизить акциз на крепкий алкоголь в 2017 году с 500 до 360 руб. за 1 литр чистого спирта, а минимальную стоимость ½ литра водки - со 190 до 136 руб.;
  • Минфин против снижения «алкогольных» акцизов, мотивируя свою позицию наличием структурного дефицита федерального бюджета;
  • Минпромторг также выступает за снижение цен на алкоголь при одновременной реализации мер организационного характера в «алкогольной» сфере - таких как отказ от «избыточных и неоправданных ограничений» (к примеру, в отношении интернет-торговли алкоголем), а также удешевление лицензирования розничной торговли горячительными напитками.

Таким образом, прослеживается тенденция неуклонного роста «алкогольных» акцизов при непрерывно продолжающемся нормативно-организационном процессе, связанном с необходимостью достижения сбалансированности государственной акцизной политики.

Государственную политику в бюджетно-налоговой сфере изучайте с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

  • ;
  • .

Что будет происходить с «алкогольными акцизами» в 2017 году – см. в следующем разделе.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2016–2017 годах

Ставки акцизов на алкогольную продукцию указаны в ст. 193 НК РФ. Акцизы на алкогольную продукцию 2016 –2017 установлены с учетом индексации, предусмотренной п. 6.2.1 Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством РФ 01.07.2014.

С другими документами нормативного характера, принимаемыми Правительством РФ в налоговой сфере, вас познакомят размещенные на нашем портале сообщения:

  • ;

При установлении размеров ставок акцизов на 2016–2017 годы учитывалась необходимость замедления темпов индексации ставок на алкогольную и спиртосодержащую продукцию (АССП) с учетом проводившейся в предыдущие годы индексации ставок на АССП темпами, опережающими инфляцию.

Ставки «алкогольных» акцизов на 2016–2017 годы вы можете увидеть на расположенной ниже схеме.

С еще одним нормативным документом, связанным с «алкогольными» акцизами, ознакомьтесь в следующем разделе.

Как закон № 101 связан с «алкогольными» акцизами

Закон от 05.04.2016 № 101-ФЗ внес в главу 22 «Акцизы» существенные дополнения и поправки, способствующие совершенствованию процесса взимания акцизов. Не обошли эти изменения и «алкогольные» акцизы.

Среди основных посвященных «алкогольным» акцизам вопросов можно назвать:

  • установление возможности представления налоговикам одной банковской гарантии, позволяющей освободиться экспортерам АССП одновременно от авансового акциза и процедуры перечисления акциза при продаже вывозимой за пределы РФ АССП (в соответствии с таможенной процедурой экспорта);
  • определение особых требований к такой объединенной банковской гарантии (к ее сроку и др.);
  • регламентация действий налоговиков в процессе контроля за исполнением обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией;
  • расширение возможностей электронного документооборота при передаче налоговикам реестров документов (таможенных деклараций, товаросопроводительных и иных документов) вместо их копий;
  • запрет на вычет по акцизам в ситуации возврата АССП.

С разнообразными законодательными нововведениями знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • ;
  • ;
  • .

Как рассчитать «алкогольный» акциз, зная его ставку

Если коммерсант производит только один вид подакцизной АССП, при расчете «алкогольного» акциза ему достаточно воспользоваться формулой следующего вида:

А = ОРП × СА – ВА,

А - сумма акциза на АССП к уплате;

ОРП - объем реализованной АССП;

СА - ставка акциза по конкретному виду АССП;

ВА - вычет акциза.

Если производится несколько видов АССП и применяются разные ставки акцизов, вышеуказанная формула для расчета «алкогольного» акциза усложняется:

А = (ОРП 1 × СА 1 + ОРП 2 × СА 2 + ОРП 3 × СА 3 + …) – ВА,

Расчет акциза на алкоголь (пример)

Применим описанные в предыдущем разделе формулы на примерах.

Пример 1

В декабре 2016 года ООО «Спиртпром» изготовило и продало алкогольную продукцию (доля этилового спирта в конечном продукте - 40%) в объеме 640 л. Ставка акциза для данной продукции составляет 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза по использованному при изготовлении продукции приобретенному ранее этиловому спирту - 2 240 руб.

Рассчитаем сумму «алкогольного» акциза к уплате по следующему алгоритму:

  • расчет налогооблагаемой базы (в пересчете на безводный спирт): 640 л × 40% = 256 л;
  • расчет акциза по реализованной алкогольной продукции: 256 л × 500 руб./л = 128 000 руб.;
  • акциз к уплате: 128 000 руб. – 2 240 руб. = 125 760 руб.

Пример 2

ООО «Пиво+» производит несколько разновидностей пива. В январе 2017 года оно изготовило и реализовало 896 бутылок пива емкостью 0,5 л, из которых:

  • 512 бутылок пива с объемной долей спирта 0,2% (цена за литр 96 руб., СА 1 = 0 руб./л);
  • 216 бутылок пива с объемной долей спирта 8% (цена за литр 114 руб., СА 2 = 21 руб./л);
  • 168 бутылок пива с объемной долей спирта 9% (цена за литр 121 руб. СА 3 = 29 руб./л).

Начисленный акциз составил: 553 308 руб. (512 бут. × 0,5 л × 96 руб. × 0 + 216 бут. × 0,5 л × 114 руб. × 21 руб./л + 168 бут. × 0,5 л × 121 руб. × 29 руб./л).

Вычеты в данном примере не рассматриваются.

Итоги

Акцизы на алкогольную продукцию ежегодно повышаются. В 2016–2017 годах акцизы вновь проиндексированы по сравнению с предыдущим периодом в рамках проводимой государством акцизной политики, направленной на пополнение бюджета, и с учетом необходимости сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.