Доклад на тему "о доброте". Вдохновляющие примеры добрых дел

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.И.Данильченко»

ст. Стародереревянковская Каневского района

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

от ___________ 20__ года протокол № 1

Председатель___________ _________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

«Доброе сердце - добрые дела!»

(социальный проект)

Выполнили учащиеся 2 «А» класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Моргун Лариса Юрьевна

2014-2015 уч.г.

Информационный раздел

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. В.И.Данильченко»

ст. Стародеревянковской Каневского района

Название: «Доброе сердце – добрые дела»

Идея проекта: актуализация лучших моральных качеств: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации

Исполнители: учащиеся 2 класса

Сроки реализации: сентябрь – февраль 2014/15 г

« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРО!»

А.П. Чехов.

    Аннотация проекта

Тема проекта : «Доброе сердце- добрые дела»

    Актуальность:

Доброта нужна всем людям-

Пусть побольше добрых будет!

Доброта - она от века

Украшенье человека!

Ведущая идея проекта . «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».

Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и станет общим делом.

Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.

Все в наших руках!

Обоснование необходимости проекта

Цель проекта

Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям- сиротам, а также братьям нашим меньшим.

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.

Способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности.

Способствовать пониманию того, что чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.

Развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи.

Воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.

Оснащать учащихся различными источниками информации о социальных проблемах своего поселка и района.

Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.

Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.

Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.

Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.

Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства

ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.

Сроки работы: сентябрь – февраль 2014/15 г

4. В основу проекта положены следующие воспитательные методы:

Вовлечение в деятельность;

Стимулирование;

Сотрудничество;

Доверие;

Личный пример.

Направления деятельности:

    «Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского сада дома, одиноких стариков ветеранов войны и работников тыла, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.

    «Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям,), организация шефской работы над детским садом.

Ожидаемые результаты

Рост социальной и общественной активности;

Повышение стремления к общению;

Появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;

Формирование зрелой гражданской позиции;

Формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.

Прогнозирую, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов.

Перспективы проекта:

Видимой станет общественно полезная деятельность учащихся школы, --_

Учащиеся школы станут активными участниками общественной жизни станицы;

Школьники смогут показать жизненную силу лозунга « Всё в наших руках и вместе - мы сила!», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.

5. Управление проектом:

Этапы проекта

1.Подготовительный этап .

Основная деятельность – социальное проектирование.

Определение темы и актуальности проекта.

Определение цели и задач проекта.

Определение круга благополучателей: обращение в станичную администрацию с целью уточнения списка одиноких пожилых людей, ветеранов труда, нуждающихся в помощи; в администрацию детского сада и школы для определения вида помощи.

Формирование добровольческих команд из классов и координация их деятельности.

Разработка перспективного плана дел.

2.Социальная проба.

Проведение плановых мероприятий.

Контроль и оценка проведения мероприятий.

Анализ результатов деятельности.

3. Подведение итогов

Проект не требует дополнительных материальных затрат.

Участники проекта: учащиеся 2 класса МБОУ СОШ №5, родители класса и учитель начальных классов Моргун Л.Ю.

Календарный план реализации проекта

«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».

(ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

Мероприятие

Сроки

исполнения

Ответственные

Книжная выставка

«Книги, которые учат добру»

сентябрь

Библиотекарь школы

Составление «Цветка слова доброта»

сентябрь

классный руководитель

Экспресс-анкетирование в рамках проекта.

сентябрь

психолог

Проведение классных часов по теме проекта:

« Доброта украсит мир!» ,

«Доброта лучше красоты»

сентябрь

классный руководитель

Акция «Школьный портфель»

Цель: посильная помощь нуждающимся детям собраться в школу

сентябрь

2 класса

Конкурс рисунков на асфальте, сочинений, стихотворений

классный руководитель,

Акция «Зона милосердия»

Цель: помощь престарелым

Акция «Подари частичку детства»

Подари книжку и игрушку детскому садику

классный руководитель, родители класса, учащиеся 2 класса

Персональная выставка детских работ «Добрые руки не знают скуки» (ёлочные игрушки)

(Пирогова В., Пархоменко В., Багаев М.,Рюхин В.)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Персональная выставка детских рисунков «От доброго сердца» (Сабадырь М., Чукмасов Д.,Кинах А.,)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Собери подарок к Новому году ребенку из малообеспеченной семьи».

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Посылка солдату»

Собрать посылки и послать выпускникам школы, несущим срочную службу (Колесникову П.)

классный руководитель, родители класса, учащиеся

Акция «Поздравь ветерана»

Собрать подарок и поздравить.

Акция «70 добрых дел

классный

руководитель, родители класса, учащиеся

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.

Литература

    Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.

в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007

    В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,

Москва: ЭКСМО, 2002

Приложение 1

Цветок слова «доброта»

Приложение 2

Дерево добрых дел

Приложение 3

Анкета:

(укажите фамилии одноклассников, которые соответствуют этим нормам)

1. Всегда вежлив, говорит волшебные слова________________________________

2. Не забывает извиниться, если кого-нибудь нечаянно толкнул_______________

4. Всегда придет на помощь в трудной ситуации_____________________________

5. Заботится о родных и посторонних людях________________________________

6. Никогда не дерется и не дразнится______________________________________

7. Всегда сдержан, спокоен и тактичен_____________________________________

8. У кого в классе больше всех друзей?_____________________________________

9. Улыбчив и доброжелателен со всеми____________________________________

10. Совершает только добрые поступки____________________________________

Приложение 4


Акция «Школьный портфель» посильная помощь нуждающимся детям собраться в школу

Приложение 5

Конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасёт мир»

ФОТООТЧЁТ:

Акция посылка солдату

Акция «Поздравь ветерана» Акция «70 добрых дел»



Отчёт о реализации социального проекта

«Доброе сердце – добрые дела»

Идея проекта состоит в том, чтобы включить школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на поддержку пожилых людей, многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот. С этой целью дети выявляли людей нуждающихся в помощи, наметили план перечня социальных дел в этом направлении. Миссия проекта в актуализации лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной посильной помощи тем, кто сегодня в этом нуждается.

Социальный проект «Доброе сердце – добрые дела!» способствует формированию инициативы добра и ответственности подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.

Главное его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.

Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

Реализация проекта предусматривала формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем.

Работа велась поэтапно.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап (определение темы и актуальности проекта, определение цели и задач, круга благополучателей, разработка перспективного плана дел)

2.Социальная проба.

Проект охватывает изучение раздела по литературному чтению «Литературные сказки», а также темы по изобразительному искусству: «Изображение противоположных по характеру (добрых и злых) сказочных образов», «произведения художников В.Васнецова, И.Билибина…», где говорилось о доброте. На уроках русского языка велась работа с толковыми словарями, объясняли значение слов доброта, добрый, подбирали пословицы и поговорки о добре и зле, объясняли их смысл.

Участие детей в различного рода школьных и муниципальных акциях. «Спешите делать добро»-встречи, беседы, «Олимп добра и милосердия»- поделись игрушкой, дети-детям, «Пусть радость в дом войдёт» - это помощь родителям, «День подарков просто так» - обмен сувенирами, сюрпризами, создание хорошего настроения, «Подвижные игры» - организация

игр на переменах. Проведение классных часов на темы « Доброта украсит мир!» ,«Доброта лучше красоты», «Уроки доброты. Милосердие»,экспресс-анкетирование в рамках проекта.

В рамках внеурочной деятельности по окружающему миру а разделе «Человек – член общества» принялиучастие в муниципальных акциях «Помощь многодетной семье» и «Помоги инвалиду», «Помоги ветерану».

Составление устных сочинений, стихотворений, рисунках на асфальте «Милосердие – это я?», с выполнением творческого задания в виде цветиков-семицветиков, персональных выставок творческих работ и рисунков.

За период реализации социального проекта дети научились ценить доброе отношение к одиноким, больным, нуждающимся людям, через воспитательные моменты уроков русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, математики. Ребята прочитали много сказок о доброте: «Сказка о царе Салтане»,«Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «О золотом петушке». Детьми была пополнен фонд библиотеки, оказана адресная помощь многодетной семье ученицы класса, и семье находящейся в трудной жизненной ситуации, Учащиеся класса учились оценивать свои возможности, учились приносить пользу себе и окружающим, формировали первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, участвовав в акциях «70 добрых дел», «Помоги ветерану», помоги инвалиду», « Собери портфель», «Посылка солдату».

3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)

В результате дети чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание. Научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать. Привлекая родителей к совместному с детьми решению задач проекта, мы убедились в ценности активного участия родителей и детей в различных видах деятельности. Таким образом, цель и задачи проекта выполнены.

разное. Услышав это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще о чем либо. В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, что многие школьники не знают как правильно ответить на вопрос: А что же такое ? Представляем вашему вниманию сочинение о от школьников. Очень интересно услышать что же думает подрастающее поколение о силе . Возможно они знают какие- либо ? А может они сами совершают эти деяния во благо общества, которое увы не всегда настроено позитивно. Очень приятно, когда учителя по русскому языку в школах дают задание, написать в свободной форме сочинение о . Именно в такой форме, сочинение становится очень красочным эмоционально, его очень легко читать и из текста сочинения можно узнать отношение человека к добрым делам.

Однако школьники не всегда любят писать сочинения, ввиду того, что у многих просто не так велик внутренний мир, но обратите внимание на то, что на заданную тему, каждый с упорством и большой фантазией пишет сочинение. А что для нас сочинение - это как раз и есть полет души во внутренний мир, мир фантазий.

Человек, который делает , чувствует себя счастливым. (М.Горький)
« – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая . Недавно в Японии произошло сильное землетрясение и цунами, пострадали тысячи людей. Многие страны сразу же откликнулись на их беду, в том числе и Россия. Отправляли в Японию спасательные отряды, медикаменты, продукты, одежду. Недаром народная мудрость гласит: « спасёт мир». Люди издавна считали, что – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках побеждает зло. может заменить подарок в , помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.
В настоящее время всё меньше и меньше людей, обладающих добротой. Всё больше равнодушных, эгоистичных. Человек безразлично относится к проблемам и бедам других людей. Ведь все заняты своими делами, своими заботами. Телефоны, компьютеры заменили человеческое общение. Техника сделала человека зависимым.
Действительно, сегодня, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. Поэтому необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее друг к другу.
Слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. А.П. Чехов говорил: "Спешите делать ”.

Слайд 2

О чем ты узнаешьЧто такое человечность Как проявить заботу о близкихЗнаком ли страх смельчакам

На какие вопросы ответишь Что такое золотое правило морали? Как смелость помогает преодолевать зло? Как научиться делать добро?

Слайд 3

§ 19 Человек славен добрыми делами

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Пословицы и поговорки о добре: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь, все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать - добра не видать»; «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»…

Слайд 4

Что такое добро. Кого называют добрым.

«Поэтическое слово»,стр.192-193 Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.

Слайд 5

Доброе - значит, хорошееуч-к, стр.193-194

Какие добрые чувства вы можете назвать? Любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия… Добрыми могут быть дела. Приведите свои примеры добрых дел. Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Слайд 6

Жил на свете человек,стр. 194-195

Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? А ты встречал добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему? А.Д.Сахаров

Слайд 7

Картинная галерея

Рембрандт. Возвращение блудного сына Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?

Слайд 8

«Поэтическое слово»,стр.195

Булат Окуджава Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения? Как ты понял, в чем он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?

Слайд 9

Главное правило доброго человека уч-к, стр.194, 197-198

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков?

Слайд 10

Учимся делать добро уч-к, стр. 198-199

Доброта начинается с заботы о близких. Сделай доброе дело. Накапливай опыт добрых дел. Скажи доброе слово и улыбнись.

Слайд 11

Проверь себя

В чем состоит доброе дело, добрый поступок? Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуй свое мнение. В чем суть золотого правила морали? Домашнее задание: §19, РТ 19 (все).

Слайд 12

§ 20. Будь смелым

Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Подумай! Чего, по-твоему, боятся люди? Какие синонимы есть у слова «страх»? Какие пословицы и поговорки о страхе ты знаешь?

Слайд 13

Пословицы о страхе и смелости

Смелость силе воевода. Отвага - половина спасения. Смелый приступ не хуже (половина) победы. Двух смертей не бывать, одной не миновать. Волков бояться - в лес не ходить. Семь бед - один ответ. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки... Глаза страшатся, а руки делают. Либо пан, либо пропал. Риск - благородное дело. На всякую беду страху не напасешься. На смелого собака лает, а трусливого рвет. Один со страху помер, другой ожил. Кто смел, тот два съел - да и подавился.

Слайд 14

Что такое с т р а хуч-к, стр.199-200

Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом? Что такое фобии? Всегда ли страх вреден? Как можно преодолеть страх? Путешествие в прошлое, стр.200 Как люди в мифах древности объясняли происхождение страха? Как ты можешь объяснить, что страх и ужас ассоциируются с войной, ссорами и раздорами?

Слайд 15

Картинная галерея

Эрьзя (С.Д. Нефедов). Ужас.

Слайд 16

Брюллов Карл Павлович: Последний день Помпеи

Слайд 17

Смелость города беретуч-к, стр. 201

Смелый человек - это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его? Какие ты знаешь синонимы к слову «смелость»? Кого называют смелым? Жил на свете человек,стр. 203

Слайд 18

Имей смелость сказать злу«нет» уч-к, стр. 203-205

«Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы».А. И. Куприн Не думай, что страх непобедим. Помни, страх и зло часто идут рука об руку. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу. «Поэтическое слово»,стр.206

Слайд 19

Проверь себя

Что такое страх? Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека? Домашнее задание: §20, РТ 20 (все).

Слайд 20

§ 21. Что такое человечность

Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ? Подумай! Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Слайд 21

Гуманизм - уважение и любовь к людям уч-к, стр.208-209

Вспомни! Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования. Гуманизм Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния. определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности

Слайд 22

«Поэтическое слово»,стр.209

РТ 21/1, «В классе и дома», №3 Человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей, поскольку нет на земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

Слайд 23

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».Антуан де Сент-Экзюпери

«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».Л. Н. Толстой

  • Слайд 24

    Прояви внимание к старикам

    Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Уч-к, стр.209-212 Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них. Общение старых людей с молодыми, взаимопонимание и сочувствие продлевают старикам жизнь и поддерживают их хорошее самочувствие. Жил на свете человек,стр. 210

    Посмотреть все слайды
  • Бояркина Полина

    Добродетели - это положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками. Порой в самых сложных ситуациях, на помощь приходят именно наши добродетели. ДОБРОДЕТЕЛЬ - в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Лицей «5»

    Проект

    «Добродетели»

    Руководитель Тюрина О.Н.

    Г.о. Подольск

    2017г

    1. Введение.

    2. Цели и задачи проекта.

    3. Методы исследования.

    4. Основная часть.

    5. Заключение.

    6. Приложения.

    7. Библиография.

    Введение.

    Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодня мы утверждаем завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если мы будем совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни мы сами будем выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.

    Люди забыли о существовании универсального морального правила: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Легко ли делать добро? Нам кажется, это зависит от того, какой ты человек. Что для тебя важнее: личный покой и беззаботность или забота и беспокойство о других? Будешь ли ты делать добро другому, если это может тебя ущемить? «Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла,»- говорил В.Ключевский. Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только доброе. Если не получается, нужно учиться этому, стараться исправиться, увидел что-то плохое в ком-то, значит надо найти что-то оправдывающее, чтобы в конце концов относиться к людям положительно.

    Если говорить в общем о добродетели, то добро - это то, на чем держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим.

    Я думаю, что самое ценное в мире – это доброта. Доброта приносит людям мир и счастье. Рядом с добрыми людьми никогда не бывает зла и горя. Доброта - это щедрость души и внимание к людям, которые вокруг тебя. Человек, делающий добро, чувствует себя счастливым.

    Доброта всегда борется со злом и побеждает. Когда говорят, что мир не без добрых людей - это значит, что тебе всегда помогут, не оставят в беде. Добрый человек сочувствует другим людям и животным, помогает слабым и больным. Он всегда в хорошем настроении, с ним спокойно и уютно. Я желаю всем друзьям идти дорогою добра.

    Цель: познакомиться с положительными качествами – добродетелями

    Задачи:

    1.Воспитывать доброе отношение к одноклассникам и окружающим людям;

    2.Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера;

    3.Подвести к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

    Ожидаемые результаты:

    Формирование уважения к окружающим людям и миру в целом, через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков.

    Целеполагание. Вызвать желание совершать «добрые» поступки.

    Эпиграф проекта:

    Добрым быть совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста.

    Не зависит доброта от цвета,

    Доброта не пряник, не конфета.

    Если доброта, как солнце, светит,

    Радуются и взрослые и дети.

    Методы исследования:

    Теоретические: изучение и анализ литературы по исследуемой теме, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов на различных этапах поисковой работы;

    Гипотеза проекта: умение сопереживать близким и сверстникам, желание сделать хорошие дела.

    Оборудование: мультимедиапроектор, библия.

    Приложение: презентация «Добродетели»

    Основная часть.

    Говорим мы сегодня о положительных качествах, которые называют ДОБРОДЕТЕЛИ. Добродетели - это положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками.

    Порой в самых сложных ситуациях, на помощь приходят именно наши добродетели.

    Добро и зло - это дела и поступки, которые совершает человек. Если человек, не требуя ничего взамен, помогает другу или незнакомому человеку или даже животному и растениям, то это добрый человек.

    Совершать добрые поступки можно по собственному желанию, а не по принуждению, нельзя заставить человека делать добро.

    Желание людей делать добрые поступки, такие как: защищать слабых, помогать старикам и маленьким детям, беречь природу – не ломать и не рубить деревья, называется доброй волей.

    Настоящее добро должно быть бескорыстным. Если человек за добрый поступок попросит, чтобы ему заплатили денег или даже просто похвалили, то этого человека нельзя назвать добрым. Для настоящего доброго человека самая лучшая награда - это радость и счастье тех, кому он помог.

    Историческая справка.

    ДОБРОДЕТЕЛЬ - в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.

    Как вы понимаете слова Уильяма Шекспира «Я никогда не пожалею о том, что совершил доброе дело»

    К добродетелям относятся- любовь, уважение, жизнерадостность, бескорыстие, честность, любовь, терпение, вежливость, вера, трудолюбие.

    Рассмотрим подробно несколько добродетелей: любовь, вера, честность.

    Любовь -чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

    Вера - это убеждённость, глубокая уверенность в ком или в чём-нибудь.

    Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.

    Честность -это когда думаешь одно, а говоришь правду.

    Александр Перлюк.

    Святой апостол Павел пишет о том, что из всех добродетелей главные – вера, надежда и любовь, но именно любовь является совершенным исполнением всех добродетелей.

    Пословицы и поговорки.

    Любовь - Кто согрет любовью к людям- не остынет вечно!

    Вера - Его Ангел Хранитель спас!

    Честность - Честному человек нужен и поклон.

    Если с кискою-партизанкою

    Захотите вы вдруг подружиться,

    Угостите кошку сметанкою

    И в доверье попробуйте влиться.

    И от нежности вы задышите,

    Это чувство, просьба, запомните,

    И мурлыканье вы услышите,

    Вашу комнату им и наполните...

    Наверное, Вы уже за многое брались, но так и не закончили до конца! Ведь главное не начать, а закончить то, что начали. При отсутствии силы веры приходят сомнения, которые разрушают фундамент для построения победы.

    Вера приносит в жизнь человека стойкость, выносливость и внутреннее укрепление.

    Без силы веры человек не тверд во всех путях своих.

    Все, что он ни делает, он не сможет завершить, поэтому трудящийся трудился напрасно, если не положил в основание веру, веру в себя, веру в успех, веру в победу, веру в то, что Бог на его стороне.

    Просмотр диафильма

    Лев Николаевич Толстой «Косточка» (быль)

    Вопросы:

    1.Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?

    2. Почему мальчик заплакал?

    3. Правильно ли Ваня поступил?

    4. Жалко ли вам мальчика или нет?

    5. Как бы вы поступили на его месте?

    6.О какой добродетели идёт речь в были Л.Н. Толстого.

    Примеры из Библии.

    Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10, Библия)

    Любовь покрывает все грехи (Прит. 10:12, Библия)

    Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (IИн., гл. 4, Библия)

    “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками” (Рим.12:17).


    Заключение.

    Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие качества как патриотизм, честность, порядочность. Рассуждая об этом в начале учебного года, мы пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие, которые являются основой основ.
    Чем больше мы сделаем добрых дел, тем больше нам воздастся и останется будущему поколению. Добрые дела нужно делать не только за себя, но и «за того парня», который не понимает этих простых вещей. Поэтому работы у нас много!
    Наш проект направлен на формирование нравственных качеств, без которых любой человек не может гармонично развиваться.
    Мы хотим и должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Мы хотим изменить наше общество, прежде всего, изменившись сами. Подводя итоги работы над проектом, можно отметить, что мы достигли поставленной цели и убедились в том, что добродетельное чувство в людях ещё осталось и продолжает творить добро. Мы узнали о добродетелях. Мы просмотрели мультфильм об одной из добродетелей, подобрали пословицы и поговорки о добродетели, привели примеры из жизни.

    Я люблю добрых людей, и сама стараюсь быть такой. Ребята, давайте будем добрее и не будем обижать тех, кто рядом! Добрый человек всегда поступает справедливо, честно, он желает всем только добра. Доброта приносит радость окружающим людям.

    Я понимаю, что надо быть добрее ко всему окружающему!

    Дарите всем добро,

    Бросайте его в море,

    Оно не пропадёт

    И к вам вернётся вскоре.

    Спасибо за внимание!

    Библиография.

    Интернет-сайт: [email protected]

    Материалы СМИ, газеты «Вечерняя Уфа».

    Пословицы и поговорки.

    Детская библия.

    Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.

    В папке содержится исследовательская работа, презентация и видеоролик.

    Просмотр содержимого документа
    «Текст доброта спасет мир»

    __________________________________________________________

    «Доброта спасёт мир»

    Работу выполнил:

    Иванов Олег

    4 «А» класс

    Руководитель:

    Пидыбаева Ольга Сергеевна

    Учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ № 17 г.Йошкар-Ола»

    Введение…………………………………………………………………..……….3

    Основная часть……………………………………………………………..……..5

        Анкетирование и результаты анкетирования…………………………….6

        Работа со словом «Доброта»……………………………………………...7

        Примеры доброты………………………………………………………...10

    Заключение…………………………………………………………………...…..14

    Источники информации……………………………………………………...….15

    Приложение…………………………………………………………...…………16

    Введение

    Добрым быть совсем, совсем не просто:
    Не зависит доброта от роста,
    Не зависит доброта от цвета.
    Доброта - не пряник, не конфета.
    Только надо, надо добрым быть.
    И в беде друг друга не забыть.
    И завертится Земля быстрей,
    Если будем мы, с тобой добрей.

    Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту, делятся кровом с оставшимися без жилья. Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло. Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.

    Актуальность

    Объект исследования : человек

    Предмет исследовани

    Цель:

      Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

    Выдвигаем гипотезы :

      .

    Задачи:

      Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,

      Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

    Проблемные вопросы:

      Что такое доброта?

      Все ли могут быть добрыми?

      Как доброта может спасти мир?

    Методы исследования:

      Анкетирование;

      Беседа с родителями, учителями;

      Анализ литературы и интернет источников

    Ожидаемые результаты:

      Воспитание доброты и милосердия в обучающихся на примерах;

      Расширить кругозор и развивать познавательный интерес обучающихся;

      Формирование методической школьной базы;

      Использовать информацию для ознакомления обучающихся школы и родителей.

        Анкетирование и результаты анкетирования.

    Прежде, чем приступить к работе по изучению слова «доброта», мы решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4 «А» в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

    1.Верите ли вы в добро?

    В ходе анкетирования (Приложение 1 – анкета) были получены следующие результаты.

    На вопрос № 1. Верите ли вы в добро? - 24 ученика ответили «Да».

    На вопрос № 2. Каковы истоки вашей доброты? - было предложено 3 варианта ответов, здесь мнения ребят разошлись:

    11 - семья,

    8 – школа,

    5 – общество.

    На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

    Часто – 13,

    Иногда – 8,

    Почти никогда – 3.

    Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

    Одна из наших задач была - Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность. Нами было решено проанализировать слово «Добро», найти значение этого слова, подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы. Нашим следующим шагом в исследовательской работе стал подбор и анализ литературы и интернет источников.

        . Работа со словом «Доброта»

    В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
    А-аз,

    Б-буки,

    В-веди,

    Г – глагол,

    Д – добро,

    Ж-живёте,

    3-земля,
    Л-люди,
    М-мыслите,
    П – покой.

    Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

    Доброта – это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы рассмотрели значение слова «доброта ». И вот что у нас получилось...

    Мы обратились к «Толковому словарю русского языка» под ред. С.И.Ожегова.

    Добро -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм).

    Также мы проанализировали другие источники, и выделили следующие значения слова « Добро »

    1.Добро - нравственное понятие

    2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы

    3.Добро - синоним блага, богатства

    4.Добро - этическая, религиозная и философская категория

    5. До́бро - музыкальный инструмент

    Рассмотрим подробнее эти значения:

      Добро-нравственное понятие.

    Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему.

      Добро – буква.

    Д, д (название: дэ) - пятая буква почти всех славянских кириллических алфавитов (только в украинском шестая), используется и в кириллических письменностях других языков. В старо- и церковнославянских азбуках носит название «добро»; в кириллице выглядит как Early Cyrillic letter Dobro.png и имеет числовое значение 4.

      Слово «добро» как благо.

    Благо (экономика) - то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

      Добро- инструмент.

    До́бро -шестиструнная резонаторная гитара. Она была изобретена в США в начале XX века выходцами из Чехии братьями Допера. От обычной акустической гитары До́бро отличается встроенным металлическим резонатором.

    Изучили историю слова «Добро»,

    Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)

    После этого мы подобрали однокоренные слова:

    Добро,

    доброжелатель,

    добродивший,

    доброкачественный,

    добросердечный,

    доброхотствовать,

    доброволец.

    Синонимы:

    человечность,

    гуманность,

    ласковость,

    человеколюбие,

    добродушность,

    благодушность,

    добросердечность,

    отзывчивость,

    беззлобие.

    Антонимы:

    жестокость,

    Поработав с литературой, рассмотрев различные токования, мы решили перейти к следующему этапу - показать примеры добрых поступков, преимущества доброты, вывести правила доброты.

        . Примеры доброты

    Праздник доброты отмечают 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают быть в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно. Выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен говорил: « Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».

    В России этот праздник пока мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

    Кстати, в 2009 году ученые из США доказали, что доброта полезна для здоровья. Так, добрые люди живут дольше и болеют меньше. Такие выводы были сделаны на основании 5-летнего исследования с участием 400 мужчин и женщин.

    Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» - в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы всё чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.

    Добрых людей, как всегда, не хватает,
    Добрых людей, как всегда, дефицит.
    Добрых людей не всегда понимают,
    Сердце у добрых сильнее болит.
    Добрые - щедро больным помогают,
    Добрые - дарят тепло и уют,
    Добрые - в ногу со слабым шагают
    И никакого спасибо не ждут.

    Добрым может быть каждый. Совершить добрый поступок не трудно, давайте рассмотрим примеры.

    Примеры доброты.

      Четыре месяца назад у меня диагностировали облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу, я думала, что все будут надо мной смеяться. На следующее утро я услышала стук в дверь, и десять моих друзей стояли на крыльце с полностью побритыми головами. Двое из них – девочки…

      Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в магазине. Шли и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.

      Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

    Качество это серьезное,
    Главное, важное.
    То, что значит оно,
    Очень нужно для каждого.
    В нем забота и ласка,
    Тепло и любовь.
    В нем стремленье
    На помощь прийти вновь и вновь.
    Это качество
    В сердце у многих живет
    И о боли других
    Позабыть не дает.
    И оно поважнее,
    Чем лица красота.
    Это качество -
    Наших сердец ДОБРОТА.

    Преимущества доброты:

      Доброта обеспечивает открытость – по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

      Доброта даёт зоркость – для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

      Доброта даёт силы – для преобразования мира к лучшему.

      Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.

      Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

      Доброта даёт уверенность – в себе и в завтрашнем дне.

      Доброта даёт энергию – для совершения добрых дел.

    Работая над проектом, мы вывели для себя следующие правила :

      Помогать людям.

      Забота о животных.

      Защищать слабых.

      Делиться последним с другом.

      Не завидовать.

      Прощать ошибки другим.

      Беречь природу.

    Притча о добре и зле

    В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, аамбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

    У человека есть всегда выбор, каким быть, на какую сторону встать. Мы за светлую сторону, мы за добро, мир, справедливость, любовь! Хоть мы ещё и не выросли, но мы можем совершать добрые поступки: помогаем маме помыть посуду, приглядываем за братиком или сестрёнкой, бабушке поливаем цветы, поддерживаем своих друзей, помогаем одноклассникам, кормим бездомных животных, выступаем в младшей группе волонтёров Ю.А.И.(Юные.Активные.Инициативные.) за ЗОЖ, собираем макулатуру, уважаем старших, навещаем ветеранов… Добрым может быть каждый, не зависимо от возраста, профессии, вероисповедания!

    Заключение

    В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне.

    В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна. Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством. Мы смогли ответить на вопросы, которые были поставлены перед нами в начале исследования, а также подтвердили гипотезу.

    Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!

    Источники информации:

      В . А . Синицын . “ Путь к слову ”, АО “Столетие”, М., 1996.

      http :// ru . wikipedia . org / wiki /% C 4% EE % E 1% F 0% EE

      http :// www . ubrus . org / dictionary - units /? id =6452

      Фото из личного архива

      http://wandern1.narod.ru/images3/f9.jpg

      http://mou-petr.ucoz.ru/_nw/0/62297730.jpg

      http://wazhiny.ucoz.ru/_nw/0/88190389.jpghttp://sosh24.ucoz.ru/_pu/0/47523516.jpg

      http://school48-barnaul2.narod.ru/vet2.JPG

      http://anat-bibl.narod.ru/images/tim.jpg

      Тиханкова Анжелина Текст « Добрый» - что это за слово?»-2012-2013г (Информ.учебно-исследовательская работа по русскому языку)

    Приложение 1 – Анкета

    1.Верите ли вы в добро?

    2.Каковы истоки вашей доброты?

    В) Общество

    3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

    Б) Иногда

    В) Почти никогда

    Просмотр содержимого презентации
    «Доброта спасет мир»


    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы»

    Исследовательский проект в номинации «Доброта и милосердие спасут мир» на тему: «Доброта спасёт мир»

    Работу выполнил: Иванов Олег

    4 «А» класс, «СОШ №17»

    Руководитель: Пидыбаева О.С.



    Выдвигаем гипотезы :

    • Доброта помогает человеку быть принятым в обществе людей, т.к. является универсальным человеческим качеством.
    • Доброта - это общечеловеческое качество, т. к. она присуща разным людям и не зависит от пола, возраста, национальности, вероисповедания и пр .

    Задачи :

    • Провести анкетирование среди обучающихся 4 А класса,
    • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
    • Проанализировать различные проявления доброты в жизни.
    • Оформить работу с целью создания наглядного методического пособия.

    Цель:

    • Проанализировать слово «Доброта»;
    • Создать наглядно-методическую базу в виде наглядного пособия при изучении темы «Добро и зло» по ОРКСЭ в 4 классе.

    Актуальность темы заключается в том, что доброта в наше время перестала быть важным человеческим качеством.

    Объект исследования : человек

    Предмет исследовани я: качество характера - ДОБРОТА.


    Анкетирование

    Проведя анкетирование в классе, мы получили

    следующие результаты

    • Верите ли вы в добро? – 100% ответили «да»
    • Каковы истоки вашей доброты?
    • Часто ли вы совершаете добрые поступки?

    В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами: В – веди, Д – добро, Ж - живёте, З – земля, Л – люди, М – мыслите, П – покой. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».



    Значения слова « Добро »

    1.Добро - нравственное понятие.

    2.Добро - название буквы Д в старославянской азбуке и в русском алфавите до реформы.

    3.Добро - синоним блага, богатства.

    4.Добро - этическая, религиозная и философская категория.

    5. До́бро - музыкальный инструмент.


    Однокоренные слова

    История слова «ДОБРО»

    Антонимы:

    Синонимы:

    Добро,

    доброжелатель,

    добряк,

    добрый,

    доброта,

    добродивший,

    доброкачественный,

    добросердечный,

    доброхотствовать,

    доброволец

    милость,

    человечность,

    гуманность,

    ласковость,

    человеколюбие,

    добродушность,

    благодушность,

    добросердечность,

    отзывчивость,

    беззлобие.

    жестокость,

    злоба.

    Добро. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-, ср. старый, острый, пестрый и т. п.) от доба "пора, время", той же основы (с перегласовкой о/е), что и дебелый. Первоначальное значение - "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)". (Этимологический словарь, 2004 г.)


    «Доброта - это то, что может увидеть слепой и услышать глухой» Марк Твен


    Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые - щедро больным помогают, Добрые - дарят тепло и уют, Добрые - в ногу со слабым шагают И никакого спасибо не ждут.


    Из дневника девочки 14 лет: «Мне поставили диагноз – облысение. Через месяц я потеряла волосы. Было страшно идти в школу. Утром я услышала стук в дверь, десять моих друзей стояли в подъезде с полностью побритыми волосами, двое из них – девочки»…

    Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сперва… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

    Мне рассказала соседка: Мы с подругой выиграли мягкие игрушки. Шли по улице и увидели умственно отсталого мальчика с папой и отдали игрушки ему. Он сказал: «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал несколько месяцев.


    Качество это серьезное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живет и о боли других позабыть не дает. И оно поважнее, чем лица красота. Это качество - наших сердец ДОБРОТА.


    Преимущества доброты:

    5. Даёт силы для преобразования мира к лучшему.

    1. Даёт зоркость для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

    2. Даёт уверенность в себе и завтрашнем дне.

    4. Даёт энергию для совершения добрых дел.

    3. Обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и к жизни в целом.


    Правила доброты

    4. Делиться последним с другом.

    7. Беречь природу.

    2.Забота о животных.

    5. Не завидовать .

    6. Прощать ошибки другим.

    1 . Помогать людям

    3. Защищать слабого.


    Притча о добре и зле

    Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

    В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

    А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

    Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


    В результате исследования мы расширили и углубили знания о «доброте»: провели анкетирование, изучили значение этого слова, провели словарную работу, изучили примеры добрых дел, оформили работу как наглядно - методическое пособие для изучения темы «Добро и зло в 4 классе» при изучении предмета ОРКСЭ. Передаем эстафету по созданию наглядно - методической базы будущим четвертым классам: на 2016-2017 учебный год Беляевой Людмиле Анатольевне, Калининой Наталье Анатольевне. В результате исследования нами было доказано, что тема актуальна.

    Пока доброта живёт в нашем сердце, мы будем жить. Чтобы она жила, нужно зажечь её внутри себя. И тогда доброта спасёт мир! Мы в это верим!