Два обращения в одном предложении. Предложения с обращениями

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).

Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)

Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:

Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:

Уважаемый Иван Иванович!

Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните:

Здравствуйте, Иван Иванович!

В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.

Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).

Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:

О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).

Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?

Упражнение

  1. Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).
  2. Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).
  3. Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).
  4. Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).
  5. Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).
  6. Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).
  7. Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).
  8. А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово (Гоголь).
  9. Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).
  10. Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).
  11. Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).
  12. Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).
  13. Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).
  14. Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин).
  15. Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).
  16. Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).
  17. Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: фу_ какое пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце! (Гоголь).
  18. О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).
  19. О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).
  20. Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, скорея бы заморозки!» (Есенин).
  21. Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).
  22. Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).
  23. «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).
  24. – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).
  25. «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу» (Гоголь).
  26. За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).
  27. «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и сразу про себя рассмеялся (Ерофеев).
  28. Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).
  29. Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).
  30. Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).
  31. – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).

Цель урока : повторить и закрепить сведения об обращении.

Образовательные задачи:

  • повторить определение понятия “обращение”;
  • дать представление об использовании обращения в речи;
  • закрепить постановку знаков препинания в предложении с обращением;
  • повторить постановку знаков препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Развивающие задачи:

  • научить находить обращения в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • составлять предложения с обращением;
  • использовать обращения в речи;
  • развивать выразительность речи.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку и литературе;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, таблица “Составление схемы предложения с обращением”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы продолжим с вами работать над темой “Обращение”.

Начнем с игры “Составь предложение”. Решив ряд задач, вы должны из нескольких компонентов составить предложение, которое будете записывать в тетрадь, по мере выполнения каждого задания. Несколько человек будут выполнять индивидуальные задания по карточкам.

II. Работа с карточками. (Приложение 1)

III. Синтаксическая пятиминутка. Игра “Составь предложение”. (Приложение 2)

Итак, прочитайте, какое предложение у вас получилось.

Опустились легкие снежинки на тропинки.

IV. Закрепление материала.

1. Анализ предложений.

Задание. Переделайте полученное предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Легкие снежинки, опуститесь на тропинки.

2. Фронтальный опрос:

а) Обращение является членом предложения?

б) Входит обращение в грамматическую основу предложения?

в) Как же вы будете отличать подлежащее от обращения? Назовите отличительные признаки.

Подлежащее входит в грамматическую основу, от сказуемого можно задать вопрос к подлежащему, а обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.

Обращения произносятся с особой интонацией, после обращения нужно делать паузу.

3. Запись предложений на доске.

Ребята, а ведь подлежащее и обращение имеют и общие признаки. Давайте запишем еще несколько предложений и разберемся в этом.

Школьники соблюдают правила дорожного движения. – Соблюдайте, школьники, правила дорожного движения.

Друзья прочитают интересную книгу о покорении космоса. – Прочитайте интересную книгу о покорении космоса, друзья.

Вопрос: Назовите общие признаки (Выражены существительными в именительном падеже, могут стоять в любом месте в предложении).

Физкультминутка (упражнение для глаз)

4. Комментированное письмо.

Да, ребята,
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А.Косоговский)

Задание. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания и нарисуйте схемы.

1. Братцы, что он про меня сочиняет?

2. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь?

3. Я вам открою тайны здешних мест, друзья.

Вывод: Итак, обращения выделяются запятыми. Если обращения стоят в начале или в конце предложения, то выделяются одной запятой, если в середине – двумя.

5. Выборочный диктант (с последующей проверкой).

Мы с вами, ребята, разобрали предложения, в которых в роли обращения употребляли собственные имена существительные. Но в поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы.

Задание. Из предложений, которые я вам буду читать, выписать обращения.

1. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

2. Я вижу вас, родные степи.

3. Расцветай, наш край родной.

Я люблю тебя, Россия.
Сыпь ты, черемуха, снегом.

Вывод: Обращение может состоять как из одного слова, так и из сочетания слов.

6. Творческая работа в группах.

Задание. Составьте диалог, употребив обращения:

  • 1 гр. – “В библиотеке”
  • 2 гр. – “В музее”
  • 3 гр. – “В магазине”
  • 4 гр. – “В гостях”

Вывод: обращения в устной речи выделяются интонационно.

7. Работа с сигнальными карточками.

Задание. Я читаю вам предложение, а вы показываете мне ту карточку, схема которой соответствует структуре указанного предложения.

1. Прощай, любимый город.

2. Добро пожаловать, скворцы.

3. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

4. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.

5. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

6. Ребята, охраняйте птиц.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Что такое обращение?

2. Как обращения выделяются на письме?

3. Чем выражены обращения?

4. Какое место в предложении могут занимать обращения?

5. Назовите отличительные признаки обращения и подлежащего.

VI. Работа с тестом (Приложение 3)

А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал: поработаем с тестами.

VII. Объяснение домашнего задания.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу и наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

Ваша задача дома выписать предложения с обращениями из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, конкретно - с обращениями к волшебному зеркалу. Посмотреть, как изменяется характер обращений к одному и тому же предмету в зависимости от настроения говорящего.

Приложение 1

Карточка 1

  1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться.
  2. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
  3. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры...
  4. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

Карточка 2

Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.

  1. Как милый Петушок поешь, ты громко, важно!
  2. Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
  3. А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  4. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?

Карточка 3

Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.

  1. Смотри-ка кум милый, что это там за рожа?
  2. Спой светик не стыдись! Что, ежели сестрица при красоте такой и петь ты мастерица!
  3. Досуг мне разбирать вины твоей щенок!
  4. А ты Кукушечка мой свет как тянешь плавно и протяжно...

Приложение 2

Задание. Составьте предложение, решив ряд задач.

  1. Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона
    взять сказуемое.
  2. Из предложения Вдруг послышались легкие шаги
    взять определение.
  3. Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.
  4. Взять существительное, выступающее в роли дополнения

Тропинки в саду засыпали листья.

(Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на).

Приложение 3

Вариант 1

  1. С добрым утром дорогие друзья”
  2. Лес пахнет дубом и сосной.
  3. Ласково мерцали звезды в вышине.
  4. Ребята берегите природу!
  5. Догорай костер дотла.
  1. Садись Гунька сейчас я тебя рисовать буду.
  2. Послушайте братцы какие я стихи сочинил.
  3. Незнайка очень не любил касторку.
  4. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  5. Назад Булька!

Вариант 2

Задание. Найдите предложения с обращениями, знаки препинания не расставлены.

  1. Благослови нас на подвиг родная земля!
  2. Друзья давайте жить честно.
  3. Принесите мне книгу о животных.
  4. Сердечный друг ты не здорова?
  5. К утру мороз крепчал.
  1. Жили волшебники в прежние времена.
  2. Ой Тотошка какой ты смешной.
  3. Элли скорей сюда.
  4. Тотошка убежал в дом.
  5. Это прада сударыня?

В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного колорита в повествовании, а также для обозначения субъекта, к которому обращаются. Пунктуация при использовании данных слов имеет свои особенности, знать которые необходимо.

1. Правописание запятых при обращении.

Сначала определим сам термин «обращение».

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того участника действия, к которому обращено высказывание.

Это может быть не обязательно одушевленное лицо, но и неодушевленный предмет тоже. В системе русского языка этой единице отведено периферийное место, и членом предложения обращение не является.

На письме обращение выделяется запятыми. Если в предложении есть слова, относящиеся к обращению, то они вместе с ним отделяются запятыми от остальной части высказывания. Например:

  • Уважаемые коллеги, минуточку внимания.
  • Отец Василий, я пришла к вам за помощью.

Примечание. Иногда обращение может быть выделено другим знаком препинания, например восклицательным знаком. Делается это с целью особо выделить того, к кому обращаются:

  • Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную. (Лермонтов)
  • Э, голубчик! обманывай других этим; будет еще тебе от заседателя за то, чтобы не пугал чертовщиною людей. (Гоголь)

2. Правописание запятых при междометиях.

Междометия – это отдельных класс неизменяемых слов, которые служат для грамматически неоформленного выражения эмоций, чувств и волеизъявлений .

Это уникальная группа слов, не входящая в синтаксическую систему русского языка. Она только указывает на разные реакции и эмоции, но не называет их. Имеет свои правила правописания.

Обычно на письме междометия («эх», «ох», «эге-гей», «ах», «о», «ну», «эй», «оп», «ой», «ай», «ай-ай-ай», «ой-ой-ой» и т.д.) выделяются запятыми (иногда для усиления эмоциональности, восклицательными знаками):

  • Ай-ай-ай, нехорошо! – пожурил он и погрозил пальцем.
  • Эх, надоело все, уеду я.
  • О, вы были ребёнок резвый (Пушкин).
  • Ох, доска кончается, сейчас я упаду! (А. Барто)
  • Ах, какая женщина, какая женщина! Мне б такую! (гр. «Фристайл»)
  • – Эге-ге-ге! да это из одного гнезда обе птицы! Вязать их обоих вместе! (Н.В. Гоголь)

Примечание. Частицы «о», употребляемая при обращении, а также «ну», «ах», «ох» — это омонимы таких же междометий. Однако на письме эти частицы запятыми не выделяются:

  • О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин)
  • Но не хочу, о други, умирать. (Пушкин)
  • Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (Лермонтов)
  • Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (Пушкин)
  • Ах ты какая!

Обращения и знаки препинания при них

Не только знание вводных слов может быть востребовано в задании В5. Иногда выпуск­никам предлагается выписать цифры, обозначающие запятые при обращении.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или пред­мет):

Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложе­нии является слово Ваня.

Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к со­общению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин) Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички жи­вотных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетво­ряемых; географические наименования. Все нам при общении Поможет обращение! К людям, зверям или птицам Можно смело обратиться! Только, друг, не забывай, Запятые расставляй!

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский); Отпусти меня, родная, на простор широкий (Н.А. Некрасов).

Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов).

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединя­ются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа ! Идите скорее сюда!

Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А.С. Пушкин).

Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочини­тельной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим ).

Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:

1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее.

2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.

Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Держи, товарищ, порох сухим.

Как недогадлива ты, няня!

Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза: выделяется запятыми.

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной инто­нацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишет­ся с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь... (М.Ю. Лермонтов).

Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов)

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: господи помилуй, боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.д.

Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это от­ношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов)

Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно- давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин).

Обращение, как уже отмечалось выше возможно не только к лицам, но в поэтической ре­чи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворе­ния. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.А. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).

Алгоритм выполнения задания В5

(«выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении»):

1) Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (зватель­ной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.

2) Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя суще­ствительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.

3) Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными сло­вами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Обращение — комбинация словоформ, которые выражают имя и название субъекта, к которому направлена речь.

Они представляют собой, как правило, имена существительные в именительных падежах. Могут идти в паре с зависимым словом, могут быть и без них. Обращениями могут быть любые . Как подчеркивается в письменной речи, и другие аспекты выясним далее.

Конкретных, определенных позиций для этих литературных структур, нет. Они могут располагаться в предложении в любом месте.

Вконтакте

Примеры

Начало предложения:

  • Иванов, тебя не смущает, что у тебя такая стандартная фамилия?
  • Учитель , можно обратится к вашему коллеге за помощью?
  • Мистер Джонс , а знаете ли вы, чем револьвер отличается от пистолета?

Обращение в середине предложения:

  • Меня смущает, друг мой любезный , общаться с теми, кого волнуют фамилии.
  • Давай еще немного почитаем, любимый , ведь нам не нужно завтра рано вставать.
  • Если честно, как по мне, доктор Ставропольский , лимонад черного цвета не может быть вкусным…
  • Если бы ты была птичкой, собака , ты бы скучала за хозяевами?

В конце предложений:

  • Я читал письмо, и что же, думаете я не заметил, как вы покраснели, Смирнов ?!
  • Я трижды повторять не буду, марш к доске, двоешник !

Обращения и подлежащие

Каким членом предложения может быть словоформа в ?

Часто можно услышать высказывание, что обращение является подлежащим.

На самом деле, это заблуждение, хотя основания так думать есть. Подлежащее тоже выражено такой же формой, поэтому спутать их представляется вполне логичным. Тем не менее следует помнить:

  • Когда подлежащее – существительное, сказуемое должно быть поставлено в третьем лице. Примеры:Степан Васильевич знает важные вещи о всех жителях дома. Мариночка уходит после семи часов в направлении второго трамвая.
  • Когда в предложениях есть обращения, оно, как правило, односоставно, при этом в нем присутствует глагол-сказуемое в форме второго лица. Примеры: Степан Васильевич, знаешь важные вещи о всех жителях дома? Мариночка, уходишь после семи часов в направлении второго трамвая?
  • Когда обращения произнесены с особыми звательными интонациями, например, присутствуют усиленные ударения или паузы. Примеры: Дети, немедленно подошли сюда! Дважды повторять не буду, Толя, исправь ошибку!

Каким членом предложения являются представленные словоформы? Они не являются членами предложения!

Какие слова могут быть обращениями

Чаще всего, распространенные предложения содержат наименование личностей (не путать с именами, хотя имена, в том числе) или прозвищами зверей. Причем не всегда по отношению к ним применимо именно прозвище, зачастую даже само наименование вида является обращением. Примеры:

  • Что ты мне, Пеньков, скажешь нового? Когда, Ваня, жениться собираешься?
  • Ну что, Шарик, вот и остались мы вдвоем…
  • Эх ты, пес, не быть тебе нормальной собакой!

Тем не менее в речи с обращениями из художественной литературы, допускаются обращения к неживым предметам:

  • Ну что, Вселенная, не ожидал я от тебя такого подарка.
  • Я люблю тебя, жизнь, слышишь

Также возможны географические названия:

  • Эх, Россия, как я рад тебя снова видеть!
  • Ну здравствуй, Германия, вот мы и снова с тобой увиделись…

Важно ! Обращения и словосочетания междометного типа – разные вещи. Даже, если учитывать вроде бы явное обращение к одушевленной личности. Например: спаси господи, боже смилуйся, спасибо господи, слава тебе богу.

«Ты» и «вы», несмотря на всю свою схожесть, почти никогда не используются в качестве обращения . Они являются подлежащими частями предложения.

К примеру:

Здравствуйте, дорогие земли и поля бескрайние, и вы, птицы небесные, и вы, ветра могучие!

Однако в некоторых случаях данные местоимения могут быть обращениями . Случаи эти следующие:

1) Когда местоимения используются сами по себе. Примеры:

  • Эй, ты! Давай уже быстрее, сколько можно!
  • — Громче, ты! – крикнул генерал пианисту и властно улыбнулся.

2) Когда местоимения представляют собой сочетания определений со словами которые определяются, если между этими словами находятся вторых лиц, не выделяемые запятыми. Примеры:

  • Почему же ты такой глупый вид имеешь, красавец ты мой ненаглядный?
  • Ты всех нас подвел, слышишь, умник ты наш.

3) Когда обращение содержит местоимение, перед которым идет частица «о», а после – придаточное определительное предложение. Примеры:

  • Слышите ли вы меня, о вы, глупцы в сенатских тогах…
  • О ты, лучшая из лучших, богиня богинь, царица цариц, любить тебя могу ли?

Как выделяется обращение

Если обращение находится в середине предложения, то его выделяют запятые с двух сторон . Если оно находится в начале предложения или же в конце, то отделяется запятой с одной стороны.

  • Тридцать пятый, ты готов идти в другой лагерь или хотел бы еще попить кофе?
  • Однажды ты, сынок, научишься и сам отцом быть.
  • Не даром ли я был тем кем был всю жизнь, скажи, не даром, Лаврентий?

Хотелось бы указать на одну крайне распространенную ошибку, применяемую в расстановке знаков препинания в обращениях.

Чаще всего, в текстах, обращение используется одним или двумя словами, например «Привет, Паша, как твои дела?».

Частое использование именно таких, коротких обращений, приводит к тому, что многие считают обращение – априори короткой частью предложения.

Приведем ошибочные предложения с обращением (внимание, в предложениях намеренно допущена ошибка):

1) Наши братья, за столом соседним вы под солнцем подгорели летним.

2) Наши братья, за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

В первом предложении запятая поставлена с расчетом на то, что обращением является словосочетание «Наши братья». Однако, очевидно, что часть «вы под солнцем подгорели летним» является придаточным предложением и должно быть отделено запятой.

Во втором предложении именно так и поступили. Тем не менее оба написаны неверно. Все дело в том, что запятая после слов «Наши братья» вообще не должна стоять, поскольку обращением является: «Наши братья за столом соседним». Несмотря на большую длину, именно это является целым и не разрывным обращением. Правильно будет написать:

Наши братья за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

Аналогичный пример, только с использованием обращения в конце предложения:

«Всего вам наилучшего, мой дорогой и высококультурный товарищ!»

Если обращение стоит в самом начале и оно произносится с восклицательной интонацией, то следует помнить, что оно не выделяется запятыми, а выделено восклицательным знаком, после чего идет новое предложение, как и положено, с большой буквы. Пример:

Дорогой мой! О былых проблемах забывай…

Внимание! Какими бы цельными и неразрывными не казались обращения, случаются ситуации, когда и они могут разделяться запятыми.

Это происходит в случае, если в однородном обращении происходит повтор союза «и», например:

Всего наилучшего и Марина, и Елена.

Кроме того, при обращении в одном предложении несколько раз , они все должны отделятся. Пример:

Степан Семенович, расскажите ребятам, дорогой, как вы на фронте под звездами ночевали.

Также бывает разрывание одного обращения другой словоформой. Это делается для подчеркивания действия. В таком случае, обе части, необходимо отделять запятыми. Пример:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг!

Схема предложения с изучаемой словоформой может быть составлена учеником самостоятельно.

Как выделяется обращение в предложениях

Учим русский — предложения с обращениями