Интеллектуальная игра к дню конституции. Сценарий интеллектуальной игры для старших классов, посвященная дню конституции рф

Главная цель государства - не создать рай на земле,
а не допустить ада.

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

  • подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;
  • раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)
  • оформить актовый зал: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия

1. Представление команд и жюри.

2. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

На основе, каких международных документов создана Конституция?

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

3. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

4. Конкурс: "В жизни всё случается:"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту)

2-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)

3-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции)

4-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают.

5-ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.

5. Конкурс для болельщиков.

Раздаются напечатанные слова, значения которых называют болельщики, заработанные баллы могут отдать любой команде:

Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

Федерация;

Демократия- власть народа;

Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;

Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

Свидетель-очевидец преступления;

Адвокат-защитник;

Преступление- особо тяжкое противоправное действие;

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

Суверенитет-независимость.

6. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

7. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д.

1 термин: (конституция)

Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

8. Домашнее задание. (Художественный конкурс): Команды предлагают на суд зрителей и жюри плакат, нарисованный в процессе подготовки к игре, причем команда противника должна угадать, какая статья Конституции отражена на рисунке. (Например: ст. 44-свобода литературного, художественного: творчества)

9. Конкурс капитанов.

После 1917 года было принято в общей сложности 8 конституций и РСФСР, и СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918-РСФСР,1924-СССР,1925-РСФСР,1936-СССР,1937-РСФСР,1977-СССР,1978-РСФСР)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?

(до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России?

Что означает "свобода совести"?

10 Конкурс "Сказка сказке рознь:"

Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:

Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин;

"Посадил дед репку"

Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству;

Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене;

Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем;

Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл;

Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;

Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество своему хозяину;

Баба Яга для перемещений в пространстве использует летательный аппарат, который, скорее всего ею и изобретён;

Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.

11. Итоговое выставление оценок жюри.

12. Ведущий:

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

13. Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску красный или синий жетон (красный - узнал новое, и было интересно, синий - время потерял зря).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.МУТНЫЙ МАТЕРИК
«ШÖР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАН I Н МУТНÖЙ МАТЕРИК СИКТ
Творческая работа

Интеллектуальная игра

«Конституция Российской Федерации»

Исполнитель:

Канева Галина Сергеевна

учитель русского языка и литературы, истории и обществознания
169729, РК, г.Усинск, с.Мутный Материк, ул.Лесная, д.37,

Тел.88214434-360

Мутный Материк

Интеллектуальная игра «Конституция РФ»

Цель: формирование гражданской компетентности учащихся.

1.Воспитывать уважение и гордость к основному закону страны-Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2.Воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство ответственности за свою страну.

3. Расширение кругозора

3.Способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к символам РФ и РК (Республики Коми).

4. Способствовать формированию умения- полученные на уроках права, обществознания знания, применять на практике, в конкретных ситуациях.
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений. Развивать интерес к истории России.

Форма проведения: игра-конкурс.

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия:

1.Сначала звучит гимн РФ.

2. Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции. 12 декабря Россия отмечает День Конституции - Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства.
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня.

Каждый гражданин должен знать конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра поможет вам в этом. Класс делится на две группы. Во время игры работает жюри- учителя. В конце игры мы посмотрим презентацию учащегося 11 класса Канева Степана. Презентация посвящена символам Государственности РФ и РК.

Команды сформированы, выбраны капитаны команд. Итак, мы начинаем нашу игру.

1-й тайм «Разминка». Я буду задавать вопросы по очереди командам, команды должны дать правильный ответ, если команда не даёт ответа, то право ответить имеет другая команда. Итак, начинаем. За каждый правильный ответ-1 балл.

1.Сколько конституций принято в нашей стране? (5)

2.Когда принята первая конституция? (1918г.)

4. Что означает слово «конституция»?

5.Полное название нашей страны? ((В статье 1 Конституции записано: «Российская Федерация – Россия)

6. Что означает слово «федерация»? («Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз»).

7. Какие символы государства вы знаете? (Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

8.Как называется верхняя палата парламента? (Совет Федерации).

9. Как называется нижняя палата парламента? (Государственная Дума).

10.Какая форма правления в РФ? (Президентская Республика).

11. Кто является Верховным Главнокомандующим? (Президент).

12.На сколько лет избирается президент? (6).

13.Сколько лет надо прожить на территории РФ, чтобы баллотироваться в президенты? (10)

14. Почему Конституция называется основным законом государства? (обладает высшей юридической силой).

2 тайм «Вставьте пропущенное слово» (Командам выдаются листочки, в которых написаны фразы с пропущенными словами. Команды должны вставить пропущенные слова и дать листочки жюри для подведения итогов). На выполнение задания даётся 5 минут.

1). Какое слово пропущено во фразах:

1. Главная цель Конституции РФ - соблюдение и защита…и …человека. (прав и свобод).

2. Судьи Конституционного Суда утверждаются…(Советом Федерации).

3. Федеральное Собрание - …орган (законодательный).

4. Какой государственный орган РФ разрабатывает государственный бюджет и обеспечивает его исполнение? (правительство).

5. В состав РФ входит…республик. Сколько? (21)

2). Какое слово пропущено во фразах:

1. Конституция 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Это предполагает… (обеспечение достойной жизни граждан).

2. Из скольких судей состоит Конституционный Суд? (19)

3.Согласно Конституции РФ… определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Кто? (президент).

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является….(народ).

5. С какого момента своей жизни человек обладает гражданством? (с рождения).

3 тайм «Конкурс капитанов». Представьте, что капитан вашей команды – кандидат в президенты России. Составьте его предвыборную программу. На выполнение задания даётся 6 минут.(приложение 1)

4. тайм «Конкурс «Анаграммы». Команды получают листы с анаграммами (слова с перепутанными буквами). Задание командам – необходимо за максимально короткое время переставить буквы так, чтобы получилось слово. Команда, которая быстрее всех выполнит задание, получит 10 баллов.

Ранжгидан (гражданин)

Зоакн (закон)

Дентизрпе (президент)

Вессоть (совесть)

Женуваие (уважение)

Иткиолпа (политика)

Втосоещб (общество)

Яартип (партия)

Ьелриатзби (избиратель)

Орыбвы (выборы)

5 тайм «Мои права и обязанности»

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Всем известно, что знать Конституцию должны все граждане страны. Каждый член команды должен назвать какое право он имеет. Условие: не повторяться. (Как команды выполнили задание, ведущий:

Ребята, посмотрите на таблицу, какие права и обязанности граждан нашей страны. Совпали ли ваши высказывания?)


Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право на свободу и личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, у и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Право на свободу передвижения и места жительства

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Граждане РФ в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на труд

Право на отдых

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Свобода информации

Свобода творчества

6 тайм "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

А теперь мы посмотрим презентацию Канева Степана Захаровича.

7.Рефлексия. Подведение итогов. Участники игры дают оценку игре: что понравилось, что нового узнали.

Приложение 1.

Капитан 1 команды: « Программа коренных преобразований. Мой жизненный принцип: «Реальные дела – конкретные цели». Это значит – не обещать, а конкретно делать всё искренне, от чистого сердца, ради людей».

1.Снизить цены на товары первой необходимости (сахар, крупы, сыр, яйца).

2.Создание новых рабочих мест, наполнение местного бюджета, устойчивое развитие села.

3.Повышение размера помощи многодетным семьям и семьям с детьми.

4.Справедливые тарифы на жилищно – коммунальные услуги.

5.Особое внимание уделять на развитие спорта.

6.Забота о здоровье граждан, медицинские лекарства должны быть бесплатными для пенсионеров.

Капитан 2 команды: «Если я буду президентом, то твёрдо и последовательно буду проводить в жизнь свою программу.


  1. Проведение твёрдой аграрной политики, оказывать большую помощь развитию сельского хозяйства.

  2. Построить новый детский сад в нашем селе.

  3. Построить новое административное здание в нашем селе.

  4. Открыть круглосуточное стационарное лечение в нашем селе.

  5. При администрации сельского совета иметь общественную инспекцию охраны природы.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Интеллектуальная игра "День Конституции" посвящённая Дню Конституции Российской Федерации России. Форма организации - игра по станциям, на которых команды участников выполняют различные задания и соревнуются в знаниях по основам конституционного права и граждановедения.

Цель: привлечь внимание и повысить интерес школьников к основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.

Задачи:

  • повысить гражданско-правовую культуру учащихся;
  • создать условия для самореализации знаний, умений и навыков школьников по Конституции РФ, правовым основам российского законодательства;
  • активизировать гражданскую позицию подростков в общественной жизни и созидании современного гражданского российского общества.

Классы: 5 – 11.

Количество участников: командыпо 5 – 7 представителей от каждого класса.

Условия организации и проведения:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • наличие современных технических средств и наглядности.

Необходимое техническое оборудование: проектор; ПК учителя; раздаточный материал, карандаши, фломастеры, ватман, фиксирующий материал.

Формы деятельности: соревнование по станциям (коллективная; парная; индивидуальная).

Планируемые результаты:

  • Личностные : проявление устойчивого интереса к законодательной профессиональной деятельности депутатского корпуса РФ; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные : способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • Предметные : гражданско – правовое просвещение школьников; развитие у подростков гражданских компетенций: знаний, навыков коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап.

1.1. К игре каждой команде необходимо подготовить:

  • название команды в соответствии с темой игры «День Конституции»;
  • краткий девиз или слоган-приветствие от команды;
  • отличительный элемент одежды;

1.2. В целях контроля за качеством выполнения заданий, объективного выявления победителей игры из числа учителей истории и обществознания формируется группа «экспертов». На каждом этапе находится эксперт, который осуществляет справедливое судейство и фиксирует результаты команд.

2. Содержание интеллектуальной игры «День Конституции».

Интеллектуальная игра проводится в форме игры по станциям, на которых команды выполняют тематические познавательные задания.

2.1. Общее построение команд: командиры сдают группе «экспертов» рапорты о готовности команд, приветствие каждой команды (презентация названия и слогана). Организаторы мероприятия поздравляют участников с праздником, сообщают правилах поведения участников в игре и об условиях игры:

  • На каждом этапе команд получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 15 баллов, в зависимости от этапа). Максимальное время работы на этапах 10 минут. За превышение контрольного времени команде начисляются штрафные баллы;
  • Команде могут быть сняты баллы за нарушение правил поведения участников в игре.

После этого каждая команда получает маршрутный лист и ленточки триколора с цветами флага РФ на каждого члена команды.

2.2. Этапы (станции) реализации интеллектуальной игры «День Конституции»:

  • 1-й этап – «У детей есть право!» (команда просматривает видеоролик «У детей есть право!» и выполняет задание, предложенное экспертами [Приложение 1]). За выполнение задания команде дается от 1 до 12 баллов. Максимальная сумма: 12 баллов;
  • 2-й этап – «Права в ребусах» (команда разгадывает ребусы, предложенные в презентации [Приложение 2]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 3-й этап – «Работаем с Конституцией!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 3], при этом используя в работе Конституцию РФ) За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 4-й этап – «Из истории российского флага» (команда выполняет задания, предложенные экспертами составляют интеллект-карту используя ватман, фиксирующий материал и дидактические материалы [Приложение 4], в завершении демонстрируя её экспертам). За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 5-й этап – «Права литературных героев» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 5]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 6-й этап – «Дню Конституции посвящается!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 6]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 7-й этап – «На чьей стороне закон?» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 7]. За выполнение задания команде дается от 1 до 8 баллов. Максимальная сумма: 8 баллов.
  • 8-й финальный этапИнтеллектуальный блицтурнир по основам конституционного права. (Команды одновременно отвечают на вопросы экспертов. Бал за правильный ответ получает та команда, которая даёт правильный ответ быстрее других [Приложение 8]. За правильный ответ команде даётся 1 балл. Максимальная сумма: 15 баллов. После окончания блицтурнира команде демонстрируется видео «Смешарики. Азбука прав ребёнка» и предлагается составить «СИНКВЕЙН» [Приложение 8] анализируя своё участие в игре.

2.3. Общее построение команд: подведение итогов выступления команд экспертами, награждение, фотографирование. Команды, занявшие 1,2,3 места, определяются жюри по сумме набранных баллов по итогам всех этапов игры. Пока эксперт подводят итоги, среди команд проводится заключительный этап анализа и рефлексии.

Правила поведения участников в игре.

  • Игроки должны соблюдать правила техники безопасности и правила передвижения по территории центра.
  • Участники команды должны соблюдать правила работы в группе: доброжелательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощь, поддержка.
  • Запрещается срывать, маскировать, менять расположение заданий для других команд. За невыполнение этого пункта команда дисквалифицируется.
  • В случае необходимости команда обращается за первой помощью в медицинский пункт в 4 корпусе школы.

Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.

В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:

  1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
  2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
  4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся

Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.

Требования к командам:

  1. Состав не более 6 человек
  2. Название команды
  3. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
  4. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.

Требования к жюри:

В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2) .

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
  2. Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
  3. Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
  4. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).

Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.

Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.

Общее руководство игрой осуществляет ведущий.

Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.

  1. Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
  2. Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
  3. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
  4. После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.

Ход игры

1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов

2. Презентация команд.

Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.

3. Праздничная телеграмма.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.

4. Язык Закона.

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется:

5. Основы конституционного строя РФ.

Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.

Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.

После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.

Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,

6. Права человека

На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.

Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
  2. Принудительный труд запрещён.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

7.“Союз нерушимый…”

Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.

Демонстрация слайда с ответами.

8. Народ выбирает

Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.

Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.

Народ выбирает:

  1. Президент РФ
  2. Депутаты Государственной Думы РФ
  3. Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
  4. Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
  5. Глава местного самоуправления (мэр)
  6. Депутаты местного органа власти

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.

9. Присяга Президента

При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.

Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

10. Первый день Президента.

У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению

Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:

В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

В 8 - он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11 ратифицирует два международных договора.

В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

С 13 часов обедает и отдыхает.

В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.

11. Вопросы-минутки.

Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.

  1. В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
  2. Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
  3. Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли, что речь идёт об описании герба СССР.

Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?

12.Окончание игры.

Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.

Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Общее время игры – 1,5 астрономических часа.

После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.

Сценарий интеллектуальной игры посвященной Дню конституции

для старших школьников.

Цель: повышение уровня правовой культуры детей.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено Дню конституции. От вас я хочу услышать, что такое конституция?

(Ответы детей)

Молодцы!

Сегодня нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете свои права.

А для начала мы просмотрим ролик о Конституции РФ.

(Демонстрация ролика)

Ведущий : Мы начинаем интеллектуальную игру посвященную Дню конституции РФ. Прежде всего, давайте поприветствуем наше жюри.

(Представление жюри)

Первый конкурс нашей викторины называется «Визитка», участникам необходимо выбрать капитанов и придумать название для своих команд в соответствии с правовой тематикой. На подготовку дается 1.5 минуты. Время пошло.

(Конкурс «Визитка» - совещание)

Ведущий: Напоминаю, конкурс оценивается по трехбалльной шкале. Команды, вы готовы представиться?

(Конкурс «Визитка» - представление команд)

Ведущий: Благодарю команды за работу, а мы переходим к следующему конкурсу «Нормативная разминка». Каждой команде по очереди будут заданы по три правовые загадки. Чтобы правильно на них ответить, нужно просто закончить фразу. Если команда, не совещаясь, правильно отвечаем хором, то она зарабатывает два балла. Если говорит кто-нибудь один (или не вся команда), то заработанным считается один балл. При неправильном ответе команда не получает баллов вообще.

Если команды готовы, мы начинаем!

Вопросы:

    Без них не может пройти ни одна спортивная игра. Скажите, что это, друзья? (Правила)

    Если вас притесняют, сказать вам надо: «Не имеете…» (Права)

    Создают чувство ответственности и привязанности мои права и … (обязанности)

    Во мне записаны права, подскажите, кто же я? (Конституция)

    Коль нарушены права и доказана вина, будет плохо все для вас, коль не выплатите…(штраф)

    Кто на страже прав стоит, тремя цветами ослепит. Знаете прекрасно - это… (государство)

    Всех превыше он стоит, нами всеми руководит, ему всегда низкий поклон. Кто вы батенька? (Закон)

    Таких, как я, - много, таких, как я, - всего один, своей страны я … (гражданин).

    Не убей, не укради, сквернословить прекрати – за такую непосредственность наступает… (уголовная ответственность)

    Если ты попал впросак, ты обманут просто так, не считай что ты надут, обратись скорее в… (суд)

    Чтобы ночью спать спокойно, не бояться за себя и от государства не делать ноги, заплати скорее… (налоги)

    Сегодня мой праздник, отмечаю восемнадцатилетие, наконец – то наступило… (совершеннолетие)

Ведущий: Жюри оценивает ответы команд, а мы переходим к следующему конкурсу, который называется «Правовой степ». Каждой команде предлагается ответить на вопрос с четырех подсказок. Соответственно если команда ответила с первой подсказки, то она получает четыре балла, с третей три балла и т.д. Прошу обратить внимание на то, что другие команды могут ответить на чужой вопрос только в том случае, если команда которой было адресовано задание, использовала все четыре подсказки. На обдумывание каждого ответа дается ровно 30 секунд. Внимание мы начинаем!

(конкурс «Правовой степ». Команды по очереди отвечают на вопросы)

Вопрос №1:

1-я подсказка. У каждого преступника она должна быть.

2-я подсказка. Это понятие важно и для военного, и для шахматиста, и для юриста.

3-я подсказка. В СССР многие лица, осуждаемые как политические, либо ее не имели, либо имели ее только формально.

4 –я подсказка. Она должна быть противовесом обвинению.

(ЗАЩИТА)

Вопрос № 2

1-я подсказка. Он защищает закон и его выполнение.

2-я подсказка. Без его санкции у оперативных работников «связаны руки».

3-я подсказка. Название его должности с латинского означает – обвинение.

4-я подсказка. Он зачитывает в суде пункты обвинения.

(ПРОКУРОР)

Вопрос №3

1-я подсказка. Оно бывает естественным и общественным.

2-я подсказка. Оно регулирует деятельность людей при помощи соответствующих дозволений и запретов.

3-я подсказка. Оно есть у каждого человека.

4-я подсказка. Оно принято на Хельсинском совещании по безопасности в Европе.

(ПРАВО)

Вопрос №4

1 –я подсказка. Он может быть либеральным или строгим.

2-я подсказка. Он есть во всех странах, и его называют основным.

3-я подсказка. В нем могут быть воры.

4-я подсказка. Русская пословица связывает его с дышлом.

(ЗАКОН)

Вопрос №5

1-я подсказка. Это наказание – современный заменитель меча Фемиды.

2-я подсказка. Используется во всех видах ответственности (уголовной, административной, гражданской)

3-я подсказка. Невозможен при условии ведения обществом натурального хозяйства и соответственно отсутствия денег.

4-я подсказка. Измеряется в каждой валюте каждого государства.

(ШТРАФ)

Вопрос №6

1-я подсказка. Окончательно сформировался в древнем Риме – как сословно представительный.

2-я подсказка. Основная его функция – в вынесении ключевых решений.

3-я подсказка. Бывает военным и гражданским.

4-я подсказка. По мнению известного киногероя в СССР, он самый гуманный в мире.

(СУД)

Ведущий: Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к следующему. Конкурс капитанов. Приглашаются капитаны от каждой команды. С помощью этого конкурса мы проверим не только интеллектуальные, но и творческие способности капитанов команд.

Уважаемые капитаны, каждый из вас получит карточку с вопросом. Вам необходимо молча определиться с ответом и по очереди с помощью жестов и мимики в течении 40 секунд сообщить его своей команде. Если ответ верный и команда его угадала, то ей засчитывается 2 балла, если команда не угадала, но ответ верный, тогда засчитывается один балл.

Другие команды не могут угадывать сообщения команд соперниц.

(Конкурс капитанов. Капитаны получают карточки с вопросами)

Вопросы для капитанов

    Устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации (как правило, с целью наживы) (БАНДА)

    Документ удостоверяющий гражданство. (ПАСПОРТ)

    Частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья своего клиента. (ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ)

    Раньше это общественное заведение называли черной дырой, сегодня вопрос о помещении человека в черную дыру решает суд. Как называется это место? (ТЮРЬМА)

    Если вам назначили штраф, то вам необходимо иметь это, иначе все закончится еще хуже. (ДЕНЬГИ)

(БАБА ЯГА)

Ведущий: Спасибо капитанам и их командам, и пока наше справедливое жюри подводит итоги, мы просмотрим ролик.

(Демонстрация социального ролика)

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

(Выступление жюри и подведение итогов)

Ведущий: Итак, подведем итоги. Сегодня мы разобрались с юридическими понятиями, познакомились со своими правами и обязанностями.

Изучайте и помните свои права, тогда вы наверняка сможете найти разумный выход из любой жизненной ситуации. Огромное вам спасибо! До новых встреч!

Список литературы:

    Играет «Океан»!: сборник игр и игровых программ/ Под ред. Э.В. Марзоевой. – Владивосток: ОАО «ИПК «Дальпресс», 2013.- 192с.

    Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Норматика, 2014. – 64 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).

Устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации (как правило, с целью наживы)

Документ удостоверяющий гражданство.

Частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья своего клиента.

Раньше это общественное заведение называли черной дырой, сегодня вопрос о помещении человека в черную дыру решает суд. Как называется это место?

Если вам назначили штраф, то вам необходимо иметь это, иначе все закончится еще хуже.

Какая сказочная героиня совершала полет на своем летательном аппарате, тем самым нарушая закон о пересечении границы.

Протокол интеллектуальной игры посвященной

Дню конституции

Дата проведения________________

Класс

1.Визитка

2.Нормативная разминка

3.Правовой степ

4.Конкурс капитанов

Баллы

Результат

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Жюри________________________