Как плавать с грудничком в ванной. Гимнастика в воде для грудничков — упражнения

Здравствуйте, мои дорогие – все, кто интересуется развитием детей до и после рождения. Тема, на которую я бы хотела с вами сегодня поговорить, настолько сложна и противоречива, вызывает столько споров, что не затронуть ее никак нельзя, но при этом в рамки одной статьи ее никак не уместить. Поэтому я, сегодня лишь дам вам, как говорится, тему для размышления. Как поступить – все равно решать вам. Итак, сегодня обсуждаем ныряние грудничков.

О том, что кроху нужно ежедневно купать, знают все. Но мы привыкли, что происходить это должно в детской ванночке, а не во взрослой купальне.

Но сегодня все чаще можно слышать разговоры о том, как полезно новорожденным плавать и даже нырять. Какова же польза? Так ли обязательно учить малышей погружаться в воду чуть ли не с рождения? Сторонники этой идеи приводят примерно такие доводы:

  • Ныряние сохраняет и развивает врожденный рефлекс задержки дыхания, который к 2,5- 3 месяцам без развития полностью угасает. В дальнейшем будет намного сложнее научить ребенка нырять, не захлебываясь.
  • Получив ранний навык ныряния, ребенок будет защищен от риска случайно захлебнуться или утонуть при играх на воде.
  • Находясь под водой, очищаются носовые ходы крохи, что является профилактикой ринитов.
  • При нырянии развиваются легкие грудничка.
  • Детки, наученные плавать и нырять в раннем возрасте, лучше развиваются.

А другие предостерегают

Однако, готовясь к нашему с вами разговору на эту тему, я столкнулась и с весьма негативным отношением к этому процессу. На мой взгляд, доводы противников раннего обучения нырянию не менее убедительны. Как любого человека, они меня «проняли» и заставили задуматься гораздо серьезнее: «а надо ли оно»? И вот что именно лично меня насторожило:

  • Вода – близкая новорожденному стихия, но погружение в большой объем воды, где кроха не чувствует границ (как было внутри у мамы), вызывает у него не просто стресс, а сверхстресс, чувство смертельной опасности. (А ведь внутри у мамы он чувствовал безопасность, и именно его ждет от нее сейчас.). Позднее эта ранняя психологическая травма может стать причиной всевозможных фобий, психозов. Учеными доказано, что большинство их развиваются именно после психотравм самого раннего возраста. Повзрослев, человек об этом уже ничего не помнит, но страхи и фобии остаются, искоренить их бывает крайне сложно. У вас наверняка есть знакомые, которые дико чего-то боятся (темноты, пауков, замкнутого пространства, высоты, воды). Так вот корни этих бед чаще всего здесь – в периоде жизни человека, о котором он позже ничего не вспомнит, а значит, психологу или психиатру отыскать причину их появления будет крайне сложно.
  • Если нырянию кроху обучает тренер в бассейне, у малыша может развиться страх окружающего мира и чувство разрыва с матерью, которая не только не защищает его в ситуации, когда его, по сути, начинают топить, но сама передает на руки чужому человеку, который зачем-то будет это делать. Если нырька из карапуза пытается сделать сама мамочка, экспериментируя с малышом дома в ванной, то пережив подобное насилие в грудничковом возрасте, ребенок затем зачастую испытывает сильный негатив по отношению к ней – человеку, который призван обеспечивать ему безопасность, но вместо этого собственноручно подвергает родное чадо испытаниям.

  • Ученые, занимающиеся исследованием раннего детского ныряния, пришли к выводу, что поначалу опережая своих сверстников в развитии, такие детки в подростковом периоде начинают от них заметно отставать.
  • У новорожденных носовые ходы короче и уже, чем у взрослых. Поэтому они дышат более поверхностно, чем мы. Это нужно им для адаптации – так несколько понижается уровень кислорода в крови (ведь так было, когда малыш жил внутри мамы). Постепенно он повышается, и мозг крохи развивается без негативных последствий. Во время подныриваний количество кислорода, нужного для нормального развития мозга, очень резко снижается, что вызывает асфиксию.
  • Из-за особенного строения, носовые и ушные ходы грудничков очень чувствительны к длительному воздействию воды. Это приводит к воспалительным процессам – отитам, аспирационной пневмонии, некоторым другим неприятностям.

Но, я уже сказала — только вам решать, насколько это действительно вред для вашего ребенка. Я здесь ничего навязывать не могу.

Учим карапуза плавать

Единственное, в чем я пока не сомневаюсь, это в необходимости такого мероприятия, как обучение крохи плаванию. Мне кажется, лучше поначалу это делать в домашних условиях, где меньше риск подхватить какую-нибудь заразу из воды. Чем полезно плавание для грудничка? Да много, чем. Это:

  • Тренировка сердечно-сосудистой системы.
  • Массаж кожи и мышц.
  • Укрепление опорно-двигательной системы.
  • Укрепление всего организма и его защитных сил – иммунитета.

Врожденные рефлексы у крохи есть и к плаванию, так что начинать занятия можно уже в 2-3 недели. Для этого важно создать правильные условия:

  • Тщательно вымойте ванну после других членов семьи и основательно смойте моющее средство, чтобы не вызвать у грудничка аллергической реакции.
  • Выбирайте время, когда малыш сыт, доволен, здоров (нет температуры, простуды).
  • Если у крохи проблемы с засыпанием, вечернее плавание поможет ему настроиться на крепкий сон, дав заряд положительных эмоций и чувство усталости.
  • Никогда не бросайте его в ванной сразу одного: это большое пространство, в котором он не чувствует «берегов». А ведь ему до 3 лет жизни крайне важно чувствовать защищенность, помните? Поэтому всегда держите своего любимку руками, весело с ним разговаривайте, улыбайтесь – чтобы он постоянно чувствовал вашу поддержку, защиту, спокойствие и позитив от происходящего.

Гребца не сотворим

Плавание грудничков – это, по сути, процесс их барахтания в воде в свое удовольствие, а никак не полноценный взрослый процесс. Нам сейчас важно сохранить его врожденный рефлекс, а не обучить полноценной технике плавания. Ее он легко освоит позже, когда подрастет.

Кстати, очень важный момент: необходимо обеспечить малышу непрерывные водные занятия. Сначала – на дому, а когда он подрастет, позаботьтесь о том, чтобы он посещал бассейн. Иначе процесс прервется, рефлексы без поддержки угаснут.

Приспособление: за или против

Это, кстати, еще один важный момент. Сегодня многие для плавания малышей приобретают специальный круг, поддерживающий маленькую головку над водой.

Мне кажется, приучать карапузика к таким штукам нужно только тогда, когда он уже полностью освоился и спокойно чувствует себя в ванной, когда может пережить отлучение от ваших рук без ощущения катастрофы.

Если же вы хотите приучать его к купанию с кругом сразу, то все равно первое время поддерживайте руками, чтобы он чувствовал маму.

Только девочки, хочу предупредить, что для ношения этого устройства есть и противопоказания, о которых нужно знать, чтобы не навредить крохе:

  1. — гипертензионно-гидроцефальный синдром;
  2. — вирусные инфекции;
  3. — восстановление после родовых травм;
  4. — заболевания кожи (гнойничковые очаги на шее, врожденный буллезный эпидермолиз).

Вот такой вот у меня сегодня непростой получился пост, девоньки. Думаю, вас он заставит серьезно поразмышлять над вопросом: стоит ли вашему чаду нырять «с младых ногтей», или же вы относите себя к тем родителям, чье главное правило – «лучше перебдеть».

А может быть, у кого-то из вас есть более весомые, подтвержденные аргументы «за», чем мои «против»? Пишите мне об этом, давайте обсудим, ведь тема, действительно, интересная и серьезная.

Как всегда, не забывайте нажимать на социальные кнопки и подписываться на мои обновления. Жду ваших отзывов, вопросов, предложений – о чем бы вы еще хотели узнать. Постараюсь раскрыть для вас все интересующие темы. До скорой встречи, девочки!

В последнее время становятся популярными различные методики раннего развития , среди которых особенного распространения приобрела методика обучения плаванию для грудничков . И дело не только в моде, а в неотъемлемой пользе плавания на различные системы организма.

Основными плюсами таких занятий есть:

Укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие лёгких и укрепление грудной клетки;
развитие крупной и мелкой моторики ребёнка;
улучшение кровообращения в тканях и органах;
укрепление иммунной системы благодаря эффективному закаливающему эффекту.
Важным аргументом в пользу данной методики является наличие врождённых плавательных рефлексов у ребёнка, которые сохраняются в первые месяцы жизни малыша. Отметим, что врождённые рефлексы постепенно угасают. Так, приблизительно до месячного возраста сохраняется рефлекторная задержка дыхания при попадании водички на лицо, а до трёх месяцев – рефлексы автоматической ходьбы и ползания. Именно плавание способствует закреплению этих рефлексов!

Когда начинать занятия

Обучение плаванию Вашего малыша можно начинать буквально с самого рождения, как только заживёт пупочная ранка (приблизительно с 10-15-го дня). Хотя оптимальным сроком для проведения занятий является достижение месячного возраста Вашего карапуза. Желательно перед началом занятий плаванию проконсультироваться у Вашего , чтобы исключить наличие противопоказаний.

Предварительный инструктаж

Итак, Вы решили обучать своего плаванию! Теперь Вам нужно определиться в выборе места для проведения занятий. Рекомендую ограничиться собственной ванной. Во-первых, не рекомендую «выходить» с грудничком в людные места, а, во-вторых, собственная ванна является более гигиеничным местом для подобного рода занятий.

Перед наполнением ванны водой её необходимо почистить и промыть горячей водой. Поначалу, рекомендую дополнительно обливать ванну кипятком, а когда малыш подрастёт, то можно обходиться и без этой предварительной подготовки.

Температура воды не должна превышать 36ºC. Снижайте её каждые две недели на полградуса до 32ºC. В процессе обучения плаванию не создавайте эффекта «бани», для чего поддерживайте доступ свежего воздуха из прилегающих комнат. Температура в комнатах, прилегающих к ванной, должна быть на уровне 20-24ºC. Не допускайте значительного перепада температур!

Заниматься плаванием с грудничком необходимо 3-4 раза в неделю с интервалом на обязательный отдых. Проводить процедуру желательно во второй половине дня где-то до шести вечера, так как более поздние занятия могут подействовать на малыша возбуждающе и препятствовать спокойному засыпанию.

Продолжительность пребывания в воде определяется индивидуально. Вначале занятия не должны быть длительными (около 10 минут). Позже пребывание в воде можно увеличить, если ребёнку процесс плавания доставляет удовольствие, доведя тренировки до 30-45 минут.

Начинаем обучение плаванию

Первый месяц занятий

Вначале обучение сводится к тренировке задержки дыхания.

Главное – научиться правильно держать малыша. Необходимо правой рукой поддерживать грудничка за нижнюю челюсть, не касаясь шеи, а левую руку положить на затылок. При плавании на спине необходимо поддерживать одной рукой головку, другой – попку. Через 1-2 недели можно поучить малыша нырять, зачерпнув немного воды и полив её на лицо ребёнка. Не забывайте все свои действия сопровождать приятной интонацией с коментариями типа: «плыви», «ныряй», «отталкивайся»…

Второй месяц занятий

Через месяц тренировок можно отрабатывать ныряние с поддержкой. Для этого «ныряние» сводится к поливу личика ребёнка водичкой и лёгком погружении его на 1 секунду в воду. Через пару недель время погружения увеличиваем ещё на 1 секунду (общее время погружения должно увеличиться до 3 секунд).

Третий месяц занятий

Это месяц самостоятельных плаваний! Освоив все «азы» плавания, можно переходить к самому важному этапу методики раннего плавания.

Если ваш малыш уверенно находится под водой около 3 секунд, не кричит, не боится воды, можно при нырянии начинать отпускать руки. И к концу третьего месяца занятий после начала погружения без Ваших рук, малыш может проплывать под водой около 20-30 см (при этом продолжительность пребывания под водой не должна превышать 4 минут).

После плавания

Вы отлично потрудились, прошли целый комплекс упражнений! Теперь необходимо хорошо просушить тельце, одеться соответственно времени года. Ушки необходимо просушить ватными фитильками, которые необходимо оставить минут на пять. И обязательно плотно покушать, на 20-30 г больше обычного!

Если Вы занимаетесь с малышом вне дома, то выходить на улицу летом необходимо не ранее 15-20 минут после занятий, а зимой – не ранее получаса.

Делаем выводы

Исходя из вышеизложенного, методику обучения грудничка плаванию может освоить каждый родитель. И для этого не обязательно быть профессиональным инструктором. В любом случае, из данной методики Вы извлечёте неоспоримую пользу: укрепите мышечную, нервную, иммунную системы грудничка, а также превратите процесс купания не в обыденную процедуру «замачивания» в детской ванночке, а в приятный и полезный процесс. Да и сами Вы, получите море эмоций, увидев как маленький карапуз плавает!

Методика обучения грудничков плавать

Плавание крохи с рождения считается сегодня модной оздоровительной методикой, однако на самом деле оно имеет давнюю историю. Впервые обучать новорожденных плаванию начали за 4 тысячелетия до нашей эры в Египте. Делалось это с целью укрепления здоровья будущих воинов. А в России плавательные бассейны для детей стали организовываться около 20 лет назад. Теперь заниматься плаванием с малышами можно и в поликлиниках, и в фитнес-центрах, и в домашних ваннах.

Большинство ребятишек обожают плавать, ведь это их родная стихия. Кроха проводит в воде (а точнее, в околоплодных водах) все девять месяцев, ожидая свое появление на свет. Этим и обусловлен врожденный рефлекс грудничка - умение плавать и рефлекторно задерживать дыхание при нырянии. Если не развивать этот полезный навык, то уже к трехмесячному возрасту малыш почти полностью его утрачивает. Именно поэтому врачи рекомендуют приступать к занятиям плаванием уже с двухнедельного возраста крохи.

Начинать занятия лучше всего в большой ванне с инструктором, а продолжать - в бассейне (с 3 месяцев).
Занятия можно проводить и дома. Для этого, кроме очень вместительной ванны, понадобятся:
* водяной термометр;
* песочные часы (они помогут контролировать продолжительность занятия и не отвлекаться на наручные часы - все внимание на ребенка);
* потопляемые игрушки (с ними не только будет интереснее плавать - к концу обучения малыши уже могут нырять за игрушкой и даже доставать ее со дна ванны);
* кувшин с теплой водой (для того, чтобы ребенок не замерз после купания). На первые занятия желательно пригласить из поликлиники инструктора по грудничковому плаванию, поскольку, прежде чем учить плаванию младенца, родители должны овладеть методикой проведения занятий, отработать технику поддержек и проводок. Обучение плаванию детей раннего возраста состоит из пяти этапов. Ни в коем случае нельзя нарушать их последовательность и приступать сразу к более сложному этапу!

Первый этап

Наиболее ответственный, на него отводится около 30 занятий.

За это время малыш должен полностью перестать бояться воды и научиться смело барахтаться в ванне. Температура воды в начале обучения плаванию - 37 °С. Потом можно постепенно снижать температуру на 0,5 °С, чтобы придать занятиям еще и закаливающий эффект. Таким образом, температура воды в вашем мини-бассейне или ванне к концу обучения может достигать 34 °С. Первое занятие лучше не затягивать, чтобы малыш не успел устать и ему не наскучило в воде, - 10 минут вполне достаточно.

Первые занятия лучше проводить в начале дня, строго в одно и то же время, ежедневно. Очень важно дать ребенку почувствовать уверенность в своих силах. Для этого нужно ласково разговаривать с ним во время занятий, а новые поддержки вводить постепенно. Начинается обучение младенца плаванию с самых простых поддержек. Ребенок погружается в воду в горизонтальном положении (на спинке), над водой остается только его личико. В этом положении с крохой-пловцом выполняют следующие упражнения.

«Солдатик». Левая рука мамы или инструктора поддерживает головку крохи, правая - обхватывает сверху нижнюю часть туловища. В этом положении можно плавно провести малыша вдоль ванны и обратно.

«Двойной замок». Малыш лежит на животике, ладони мамы находятся под грудью крохи, большими пальцами она обхватывает плечики и часть спинки юного пловца, поддерживая при этом подбородок. В таком положении малыша проводят по ванне, имитируя плавание на животе.

«Дуга». Кроха лежит на животике, а мама или инструктор удерживает его левой рукой за подборок, правой - поддерживает животик. Отдыхает ребенок на первом этапе обучения в вертикальном положении - правой рукой нужно поддерживать его за затылок, левой - обхватить грудь.

«Ложка». Эта поддержка (усложненная) вводится к 15-му занятию - мама ладонью правой руки поддерживает только головку крохи.

Если мама хорошо овладела данной методикой обучения, то малыша можно приносить в поликлинику только раз в месяц, когда подойдет срок получения нового задания.

Второй этап

Состоит из 40-50 занятий и длится около 2 месяцев.

Температура воды во втором периоде обучения снижается до 33 °С. Кроме того, ребенку теперь понадобятся специальные приспособления, которые, кстати, не обязательно искать в магазинах, а вполне под силу изготовить самостоятельно.

* «Чепчик русалки» - обычная полотняная шапочка с кусочками пенопласта. Она помогает малышу удерживать тело на воде при плавании на спине.
* «Ожерелье русалки» - обшитая полотном лента пенопласта, которая укрепляется на шее ребенка при плавании на груди.
* «Пояс Нептуна». Подойдет простая резиновая грелка в матерчатом чехле, которую нужно только укрепить на спинке малыша.

Занятия в ванне в начале этого периода состоят из проводок и скольжения. При проводках в положении на спине голову поддерживают одной рукой или только пальцем, пытаясь оставлять ее на несколько секунд без поддержки.

К концу второго периода можно приступать к движениям в воде. Сначала - упражнение «велосипед» (головка при этом удерживается на поверхности воды «чепчиком русалки» или подвеской под затылок, которую держит помощник), затем «кроль» (попеременное движение вытянутыми ногами), потом «брасс» (одновременное сгибание ног в коленях с последующим разведением коленей, выпрямлением и смыканием ног).

Третий этап

Состоит из 50 занятий и рассчитан на 2 месяца.

К этому моменту малыш уже самостоятельно лежит в ванне на спине. Если это пока не выходит, используется «чепчик русалки» или подвеска.

При положении на груди можно применить «пояс Нептуна» либо слегка поддержать ребенка под подбородок или живот. К концу третьего периода рекомендуется стимулировать самостоятельное плавание младенца. Мать проводит с крохой несколько движений, затем немного подталкивает его вперед, чтобы он сам продолжал плыть, повторяя эти движения.

Четвертый этап

Предполагает, что продолжительность пребывания малыша в воде достигает пятидесяти минут, температура воды при этом постепенно снижается до 30 °С. В этот период совершенствуется умение самостоятельного плавания на спине, на груди, ныряния в поисках опущенной на дно игрушки. В качестве отдыха ребенок ходит по дну ванны. Его учат выдыхать в воду. Для этого сначала показывают, как дуть на воду, и предлагают повторить такое действие, потом в порядке подражания побуждают делать выдох в воду с погружением в нее рта и носа.

Пятый этап

Отличается от четвертого лишь тем, что на этой стадии обучения кроха отпускается в полное «самостоятельное плавание», переходит из ванны в большой детский бассейн. Если все поддержки и проводки были хорошо отработаны на четвертом этапе, то с переходом в бассейн не возникнет трудностей.

В случаях, когда малыша начинают обучать плаванию не с трехнедельного возраста, а позже, например с третьего месяца жизни, тренировки также должны быть поэтапными, с той лишь разницей, что продолжительность каждого этапа будет меньше.

Приятно и легко

Занятия в бассейне снимают у деток излишнее напряжение мышц (гипертонус), развивают дыхательную систему, улучшают кровообращение, обмен веществ и, главное, - нервную систему.

В воде ребенок становится в 7-8 раз легче, чем в обычной среде, что помогает ему избавиться на время от излишней суставной скованности и мышечной напряженности, характерной для новорожденных, и получить дополнительные возможности для движения.

После занятий плаванием дети лучше спят, становятся спокойнее, приобретают более хороший аппетит. Выполнение в воде физических упражнений способствует увеличению жизненной емкости легких, улучшению обогащения крови кислородом.

К тому же плавание может послужить отличным средством закаливания и, как следствие, снизить частоту простудных заболеваний у ребенка.

Помимо оздоровительной функции, плавание должно носить и развлекательный характер. Сделайте все для того, чтобы кроха воспринимал это занятие как увлекательную игру, в которой он - всегда в главной роли. При таком подходе малыш получит от занятий плаванием максимум пользы!

Обучаем плавать новорожденного

Плавание вызывает у малышей положительные эмоции (радость, смех), которые с окончанием сеанса по плаванию переходят в реакцию торможения – глубокий здоровый сон.

Установлено, что дети рождаются с определенными рефлексами, которые при отсутствии тренировок исчезают через 3-5 месяцев. Если с малышом с первых дней его жизни выполнять специальные упражнения в воде, он быстро начнет самостоятельно плавать, то есть раньше чем ходить.

Плавание вызывает у малышей положительные эмоции (радость, смех), которые с окончанием сеанса по плаванию переходят в реакцию торможения – глубокий здоровый сон. От плавания улучшается деятельность сердечнососудистой системы, а также органов дыхания, укрепляется двигательный аппарат, становится интенсивным обмен веществ, в результате появляется хороший аппетит. Быстро увеличивается масса тела. Плавание положительно воздействует на психомоторное развитие. Такие дети намного раньше начинают самостоятельно сидеть, стоять, ходить.
Возраст, с которого лучше всего начинать обучение малыша плаванию - 2-3 недели, но можно и раньше. С 3.5 месяцев врожденные плавательные рефлексы начинают угасать, поэтому для достижения лучших результатов желательно начать обучение плаванию до этого возраста.

Что нужно знать родителям:

Хорошо ознакомиться с методикой плавания (смотрите статью «Методика обучения плаванию») и точно выполнять указания методиста-инструктора.
Занятия по плаванию проводить каждый день в чисто вымытой ванне тогда, когда ребенок активен, и заканчивать за 15-20 минут до начала кормления.
Хорошо, если во время занятий звучит веселая музыка.
Перед каждой плавательной процедурой желательно делать массаж и гимнастику (смотрите статью «Массаж и гимнастика новорожденных»).
Длительность первого занятия 10-12 минут. Ежедневно время плавания удлиняется на 10-15 секунд. И к концу года продолжительность занятий доводится до одного часа.
Рекомендуемая температура воды во время первых занятий 36.5 градусов. Постепенно она снижается и к концу года достигает 28-30 градусов.
Пока ребенок не привык к водным процедурам, занятия по плаванию проводятся очень осторожно, чтобы малыш ничего не испугался.
Во время первых занятий глубина воды должна быть 40-45 см. Через месяц ванна наполняется полностью.
Во время плавания для малыша должен быть создан комфорт: разнообразные яркие игрушки, хорошее освещение.
Детей во время плавания можно обучать иностранному языку.
Зимой после плавания желательно в течение 30-40 минут побыть в помещении и только затем выходить на прогулку.

Обучение плаванию

Мощное средство закаливания и физического воспитания, врожденный плавательный рефлекс, бассейн детской поликлиники, подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания, необходимые приспособления, обработка ванны и используемых при плавании предметов, проводки по поверхности воды на спине и на груди, первые азы ныряния

Обучение плаванию детей раннего возраста имеет давнюю историю. Еще за четыре тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте с целью укрепления здоровья будущих воинов учили плавать с рождения. В настоящее время этот вид укрепления здоровья детей получил широкое распространение на всех континентах. В нашей стране плавательные школы с бассейнами для малышей стали организовываться около двадцати лет назад. Повсеместно при строительстве новых и реконструкции старых детских поликлиник в их составе предусматриваются бассейны для детей разного возраста, в том числе и новорожденных. В Белоруссии детские бассейны функционируют в ряде детских поликлиник Минска, областных центров и крупных городов. Обучение грудных детей плаванию основано на врожденной способности плавать, обусловленной их внутриутробным развитием в жидкой среде. Однако без закрепления этот плавательный рефлекс к трем - трем с половиной месяцам угасает. Если же ребенка начать обучать плаванию до этого срока, когда у него еще сохраняется способность легко держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении в воду, он быстро освоится в воде и будет самостоятельно на ней держаться и даже нырять. Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию, снижению присущего младенцам первых месяцев жизни повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений малыша. Помимо этого, при плавании кожа ребенка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем улучшается кровообращение и укрепляется нервная система. Плавание грудных детей позволяет рано использовать закаливающее действие воды путем регулирования ее температурного режима. Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объем легких, способствует увеличению их жизненной емкости, улучшению обогащения крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний. И самое главное - плавание с раннего возраста способствует появлению положительных эмоций. Эти дети обычно ведут себя спокойно, хорошо спят, у них постоянно радостное настроение, что выражается двигательным оживлением, улыбкой.

Самый подходящий возраст для начала обучения плаванию - третья-четвертая неделя жизни. Предварительно ребенка нужно показать участковому детскому врачу и проконсультироваться с ним по этому вопросу. К началу занятий по плаванию малыш должен быть здоровым. В дальнейшем врач наблюдает за ним чаще, чем обычно. Охватить обучением плаванию всех детей первых месяцев жизни функционирующие в настоящее время бассейны при детских поликлиниках, к сожалению, еще не могут. Поэтому они должны играть роль методических центров по обучению родителей данному виду закаливания детей.
Родители к началу обучения младенцев плаванию должны овладеть методикой проведения занятий, отработать технику поддержек и проводок сначала с помощью куклы на столе без воды, потом в ванне, и только после этого можно приступать к занятиям с малышом. Заранее следует подготовить для этого водяной термометр, чайник или кувшин для запаса теплой воды, песочные часы, мыло, простыню, полотенце, плавающие и потопляемые. Обучение плаванию детей раннего возраста состоит из 5 периодов, каждый из которых имеет свою программу и продолжительность. должен последовательно пройти их все. И пока он не овладеет в совершенстве программой одного периода, нельзя переходить к последующему. Наиболее сложен первый период. Он включает 25-30 занятий и преследует цель закаливания младенца и выработки у него способности без боязни барахтаться в подогретой воде. Чтобы ребенок чувствовал себя в воде спокойнее и увереннее, на первых занятиях вместе с ним в ванне находится и мать. Это помогает малышу полюбить такую водную процедуру. Несколько первых занятий начального периода лучше провести в специально для этого оборудованных ваннах при бассейне детской поликлиники, где опытный методист обучит родителей технике основных поддержек и движений в воде, а сестра-массажистка - предварительному комплексу массажа и гимнастики. Затем 2-4 недели занятия можно продолжать в домашней ванне, после чего следует вновь посетить бассейн детской поликлиники, чтобы там проверили, правильно ли выполняется методика обучения плаванию малыша, дали задание на следующий период и помогли его освоить под контролем методиста. Если мать хорошо владеет методикой, ребенка достаточно приносить в поликлинику 1 раз в месяц, когда подходит срок получения нового задания. Если в территориальной детской поликлинике бассейна нет, можно, посоветовавшись с участковым детским врачом, начинать занятия в домашней ванне самостоятельно. Перед каждым занятием ванную комнату проветривают, а ванну моют горячей водой, щеткой с мылом. Таким же образом обрабатывают и используемые при занятии предметы, игрушки. Вода в ванне должна быть абсолютно чистой. Занятия проводятся ежедневно, в одно и то же время, за час до кормления или через такой же интервал времени после него, лучше в первую половину дня. Занятия должны приносить ребенку радость, удовлетворение. С малышом необходимо все время разговаривать, направляя его действия. Более полноценны занятия, сопровождаемые негромкой мелодичной музыкой. Продолжительность первого занятия -10-15 минут, затем каждый день ее следует увеличивать на 10-15 секунд. Температура воды при первых занятиях -37°. Постепенно она снижается на 0,5°. Можно применять следующую схему занятий в первом периоде: продолжительность первых 5 занятий - от 11 до 15 минут при температуре воды 37°, следующих 4-16-18 минут при такой же температуре воды, 10-12-го занятий -19-20 минут при температуре воды 36,5°, 13-15-го - соответственно 21 - 22 минуты при 36°, 16-19-го - 23-24 минуты при 35°, 20-22-го -25-27 минут при 34,5°, 23-25-го -28-30 минут при 34°.
Опускают ребенка в воду, пока он не привыкнет к этому, очень осторожно, стараясь не испугать. Воды в ванну в первый месяц занятий наливают немного. Если ребенок неспокоен, занятия прерываются и продолжаются лишь тогда, когда он успокоится.
При первых 5-6 занятиях в домашних условиях мать сидит в ванне с вытянутыми спиной к головному ее концу. Перед этим ей, конечно, надо помыться с мылом под душем. Ребенок погружается в воду в горизонтальном положении на спине так, чтобы над водой оставалось только его лицо. С ним выполняется несколько простейших упражнений. Но прежде чем к ним приступить, необходимо освоить различные виды поддержек малыша в воде.

Время чтения: 10 минут

Сейчас есть множество методик для раннего развития малышей. Одна из них, которая в настоящее время находится на пике популярности – грудничковое плавание: занятия, которые позволяют научить младенца плавать и нырять. Эта методика приносит огромную пользу детскому организму, хотя мнения специалистов на ее счет и не однозначны. Чтобы принять решение о том, подойдут ли такие занятия вашему грудничку, ознакомьтесь с их подробным описанием.

Чем полезно плавание для грудничков

В утробе матери плод развивается в окружении амниотической жидкости, поэтому после рождения не теряет способности держаться на воде и правильно дышать в ней. Если с ребенком заниматься с младенчества плаванием, то рефлексы не угаснут, а грудничок приобретает неординарные навыки, крепкое здоровье и гармоничное развитие. Как тренировки в водной среде влияют на организм грудничка:

  1. Сердечно-сосудистая система. Плавательные движения активизируют кровообращение. Они способствуют укреплению сердечной мышцы, благотворно действуют на стенки сосудов, активизируют процессы кроветворения.
  2. Дыхательная система. При плавательных движениях усиливается дренажная функция легких, тем самым обеспечивается профилактика инфекционных заболеваний и оздоровительный эффект. Малыш делает глубокие вдохи, носоглотка промывается и очищается.
  3. Мочевыделительная система. Активные движения мышц способствуют интенсивной работе почек, они правильно развиваются. В результате вредные вещества выводятся быстрее.
  4. Костно-мышечный аппарат. Физическая нагрузка на кости, все группы мышц, суставы и связки благодаря воде равномерно распределяется. Это способствует гармоничному развитию тела. Преодолевая сопротивление воды, двигательный аппарат укрепляется. Плавающие в грудном возрасте детки быстрее ползают, начнут ходить, у них формируется правильная осанка, остается ровным позвоночник.
  5. Центральная нервная система. Благодаря курсам грудничкового плавания кровообращение в мозговых сосудах активизируется, обеспечивается усиленное питание органа. Занятия укрепляют нервную систему. Меняются эмоциональные реакции, заметно улучшение настроения.
  6. Иммунитет. Привыкание к температурным перепадам помогает малышу закаливаться.

Показания к грудничковому плаванию

Занятия будут полезны практически всем деткам. Однако есть ряд состояний, при которых грудничковое плавание не только не запрещено врачами, но и рекомендовано по состоянию здоровья в лечебных целях :

  • гипертонус мышц;
  • детский церебральный паралич;
  • мышечная вялость;
  • кривошея;
  • маленький вес при рождении;
  • врожденные костно-мышечные дефекты;
  • болезни суставов.

Принципы и правила процедуры

Каждый родитель должен понимать, что к любым занятиям с крохой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью. Что нужно предусмотреть, чтобы заниматься грудничковым плаванием с максимальным комфортом:

  1. Выберите правильное время для тренировок. Малыш должен быть бодрым, выспавшимся. Не занимайтесь, когда он голоден или только что поел. Оптимальное время – спустя час после кормления.
  2. Для себя постелите на полу в ванной резиновый коврик , чтобы избежать скольжения.
  3. Заранее подготовьте чистую пеленку , которой оботрете кроху.
  4. Если вы видите, что малыш по каким-то причинам не хочет заниматься, капризничает или просто не в настроении, ни в коем случае не заставляйте . Лучше пропустить тренировку.

С какого возраста начинать занятия

Рефлексы утрачиваются примерно в 2,5-3 месяца после рождения. Если не успеть начать занятия плаванием с грудничком до этого времени, то ребенку будет очень трудно научиться. Желательно проводить первые тренировки, когда малышу три-четыре недели от роду. Для регулярных занятий подойдет как специальный бассейн, так и домашняя большая ванна. Родители должны тренироваться вместе с крохой, даже если сеансы групповые. Настоятельно рекомендуется, чтобы на первом занятии присутствовал профессиональный инструктор грудничкового купания.

Подготовка ванны

Если вы будете заниматься дома, то резервуар для грудничкового купания малыша нужно тщательно подготовить. Домашнюю ванну надо мыть с хозяйственным мылом перед каждой тренировкой, а раз в неделю чистить содой. Обязательно промывать емкость большим количеством воды. Не используйте травяные отвары и раствор марганцовки, агрессивные химические моющие средства. Все это может частично остаться на поверхности и попасть в организм малыша.

Температура воды

Этот параметр нужно тщательно контролировать. На первых занятиях температура воды должна составлять 35-36 градусов. Понижать ее следует постепенно. Допустимый минимум – 32 градуса. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенку было комфортно. Происходит закаливание детей, укрепляется иммунитет. Ребенок должен быть полностью погружен в воду. Рекомендации:

  • если ребенок при погружении в воду хнычет, но через минуту-другую замолкает, значит, температура подобрана идеально;
  • если малыш не прекращает плакать, то наполнение ванны слишком холодное;
  • если кроха в воде слишком пассивен и расслаблен, это говорит о том, что вода чрезмерно теплая.

Как научить грудничка плавать

Вы можете выбрать один из двух путей: тренироваться дома самостоятельно или посещать занятия в общественном бассейне детского центра. Первый вариант удобен тем, что это бесплатно и доступно всегда. Преимущества второго способа заключаются в том, что тренировки будет проводить профессиональный инструктор. Ознакомьтесь с некоторыми особенностями обоих вариантов.

Занятия в бассейне для грудничков

Продолжительность тренировки, как правило, составляет от 30 до 45 минут. Занятия могут быть по индивидуальной программе или групповыми. Можете посетить и то, и другое, а после определиться с тем, как комфортнее тренироваться вам и малышу грудничкового возраста. На первый сеанс обязательно надо принести медицинскую справку о том, что противопоказаний у ребенка нет. Как правило, занятие по грудничковому купанию состоит из таких этапов:

  1. Разминка на суше.
  2. Знакомство с водой.
  3. Разминка с гимнастикой и различными упражнениями у бортика бассейна.
  4. Грудничковое плавание с нудлами, кольцами, досками и другим инвентарем.
  5. Игры в воде с элементами подводного ныряния по специальным техникам.

Обучение плаванию новорожденных в домашних условиях

Когда ваша ванна или бассейн для самых маленьких наполнены, начните знакомить грудничка с водой. Сначала дайте малышу коснуться поверхности ладошками. Затем окуните ступни и подержите в воде несколько минут. Постепенно погрузите ножки, а затем и все тельце в вертикальном положении. Не прекращайте разговаривать с ребенком ласковым голосом, улыбайтесь ему, аккуратно поливайте водичкой.

Родители должны освоить два вида поддержки грудничка: под подбородок и затылок. Первое используется, когда малыш лежит на животике, а второе – когда он в положении на спинке. Вы можете использовать одно из них, но лучше уверенно научиться обоим приемам и чередовать их: это будет значительно полезнее для ребенка. Дополнительно не помешает освоить грудничковое плавание со специальным поддерживающим кругом – с ним малыш будет более раскованным.

Комплекс упражнений для грудничков

Плавание грудничка – это не просто окунание малыша в воду определенной температуры. Цель занятия – выполнить комплекс упражнений. Они совершенно несложные и полностью безопасны для ребенка. В процессе вы сами поймете, какие из них больше нравятся малышу, какие меньше. Мама или папа, которые занимаются с малышом, должны быть максимально собраны и спокойны во время занятий, чтобы ребенок не стал тревожным. Запомните, как выполнять упражнения.

Плескание

Держите ребенка под подбородок на животе одной рукой. Другой похлопайте по воде, чтобы показать малышу, как она плещется и дрожит. Делайте разные движения ладонью, водите по поверхности. Покажите малышу, как водичка капает с руки, стекает. Постепенно ребенок уже сам будет плескаться в воде и получать от этого огромное удовольствие. Делайте это упражнение, пока малыш полностью не освоится в воде.

Толчки и повороты

Приближайте ребенка к стенкам ванны, чтобы он, чувствуя опору ножками, отталкивался от нее и плыл. Вы должны поддерживать его при переворачивании, но старайтесь участвовать в процессе минимально. Ребенок должен ощутить, что есть связь между тем, с какой силой он отталкивается, и тем, какое расстояние в результате удастся проплыть. Как правило, это упражнение нравится всем деткам.

Плавание по прямой

Держите ребенка на животике. Перед ним поместите какую-нибудь яркую, вызывающую интерес игрушку. Пусть малыш попытается догнать ее. Каждый раз отодвигайте игрушку немного дальше от маленького пловца. Меняйте скорость и технику движения. Постепенно ослабляйте интенсивность поддержки, чтобы ребенок понимал, что он может самостоятельно плавать, держаться на воде.

Восьмерка

Следующее новое упражнение разрешается выполнять только тогда, когда чадо уже уверенно освоило плавание по прямой. Держите ребенка попеременно то на животе, то на спине, выводя на воде восьмерки, зигзаги, другие волнообразные фигуры. Меняйте скорость, пока не подберете оптимальную. Одним детям нравится двигаться максимально быстро, а другие любят очень плавные движения.

Упражнение Качели

Положите грудничка на живот. Придерживайте головку так, чтобы она полностью находилась над поверхностью воды. Плавно направляйте кроху так, чтобы он двигался вверх-вниз и вперед-назад, погружаясь в воду и поднимаясь. Это упражнение – первая ступень к нырянию. Выполняйте его долго, не стремитесь сразу перейти к самому сложному элементу, иначе малыш может попросту испугаться.

Ныряние грудничков в ванной

Этот элемент – самый трудный, переходить к нему следует лишь тогда, когда все основные приемы освоены. Приступая к нему, вы четко должны понимать, что у ребенка есть плавательные навыки и рефлекс задержки дыхания, поэтому бояться вам нечего. Как выполнять упражнение:

  1. Начните с тренировки. Четко говорите малышу слово «ныряем» и дуйте в лицо. Он задержит дыхание и закроет глазки. Выполняйте элемент 10 суток.
  2. Усложните упражнение. После команды «ныряем» не только дуйте, но и брызгайте грудничку водой в лицо.
  3. Переходите к полноценному элементу. Сначала надо научиться нырять на секунду-две, постепенно увеличивая длительность.

Где поплавать с грудничками в Москве

Если вы живете в столице, собираетесь заниматься со своим малышом и не хотите делать этого дома – не страшно. В Москве много мест, в которых можно освоить технику плавания грудничка. Краткое описание некоторых из них:

  • Бассейн для грудничков Капитошка в клубе Голицин . Занятия для малышей с трех месяцев, длительность 45 минут, детский массаж, упражнения, игры, глубина бассейна 1,5 метра, стенки дважды в сутки чистят специальным пылесосом, цена разового посещения бассейна – 1000 рублей, абонемент на 8 тренировок – 6500 р.
  • Школа грудничкового плавания в Москве в Акватории детства . Индивидуальные и совместные занятия по 45 минут, предварительная запись, гибкая система скидок, разовый сеанс – 900 р., при покупке абонемента на месяц – 850 р. за урок, на три – по 800 р., многодетные, дети инвалиды – 750 р.
  • Семейный клуб Kimberly Land . Индивидуальные занятия с сертифицированным тренером, упражнения на укрепление мышц разных групп, сеанс – полчаса, посещение с 2 месяцев, абонемент на 10 занятий стоит от 17500 до 21700 р. в зависимости от квалификации инструктора.
  • Центр грудничкового плавания Второе рождение . 45-минутные занятия с упражнениями, для грудничков от 1,5 месяцев, многоуровневая система очистки воды, температура 32-34 градуса, 3 филиала в Москве с разными ценами, Волгоградский проспект – 1200 р., Вешняки – 700 р., Петровско-Разумовская – 600 р.
  • Бассейн для младенцев в центре Bright Family . Раннее грудничковое плавание, занятия проходят по методике Birthlight для малышей с полутора месяцев, тренировки в специализированном бассейне с температурой воды в 32 градуса, опытные инструкторы обучены работе с не совсем здоровыми детьми, стоимость одного занятия – 1200 р., есть абонементы на 4, 6, 8 посещений.
  • Обучение плаванию грудничков в центре раннего развития Дельфиненок. Несколько филиалов, занятия для деток с месяца, возможен курс обучения родителей для самостоятельных тренировок в домашних условиях, есть выезд на дом, стоимость за один сеанс от 1500 р.
  • Бассейн Мать и дитя . Занятия с 1,5 месяцев, большой бассейн для малышей, вода очищается без применения хлора, взрослых обучают для самостоятельных тренировок с детками дома, групповые сеансы, цены от 1200 р.

Грудничковое плавание – за и против

Мнения педиатров, как и родителей, в этом вопросе сильно разнятся. К примеру, доктор Комаровский утверждает, что занятия плаванием способствуют ускоренному и правильному умственному и физическому развитию ребенка грудничкового возраста. Они приносят только пользу организму, укрепляют мышцы. Хотя под влиянием плавания грудничкового многие грудные дети растут слишком гиперактивными. Тем не менее, нельзя умолчать о том, что тренировки в воде повышают риск развития заболеваний дыхательных путей.

Большинство родителей, детки которых посещают занятия по грудничковому плаванию, остаются довольны результатами. Они утверждают, что их малыши крепче спят, лучше едят, хорошо привыкают к режиму дня. Радует и то, как позитивно ведут себя дети во время тренировок. Они испытывают положительные эмоции. Степень доверия и взаимопонимания с родителями у них выше, чем у тех малышей, которые не занимаются плаванием с младенчества.

Противопоказания

Некоторым деткам запрещены водные процедуры вообще или на определенный срок. Отсутствие противопоказаний может определить только врач. Грудничковое плавание противопоказано при:

  • острых воспалительных процессах с повышением температуры тела;
  • инфекционных болезнях, в числе которых вирусные гепатиты, сифилис, туберкулез;
  • проблемах опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • гнойных процессах;
  • почечной и печеночной недостаточность в стадии прогрессирования;
  • кожных болезнях с выделениями;
  • сердечной недостаточности;
  • ранах;
  • психических болезнях с припадками.

Инструкция

Новорожденный малыш умеет превосходно и задерживать дыхание на рефлекторном уровне. Но спустя два- этот навык утрачивается. Поэтому его необходимо восстанавливать и развивать. А чтобы малыш не испугался, старайтесь сделать водные процедуры интересными.

Учить плавать и нырять малыша следует только после окончательного заживления пупка. Как правило, этот период занимает две-три недели.

Перед подготовкой малыша к водным процедурам разогрейте его, сделав массаж и выполнив с ним небольшую гимнастику. Детям до трех достаточно легких поглаживаний, малышам постарше можно добавить . Массаж выполняется по всему телу. Для этого слегка погладьте и разотрите ребенку грудку, животик, межреберные мышцы. Область сосков и сердца не затрагивайте!

Движения во время массажа должны быть безотрывными. Погладьте по часовой стрелке животик: такие упражнения благоприятно сказываются на работе кишечника. Слегка помассируйте ручки и ножки. Через пять-семь минут можете переходить к водным занятиям.

Перед нырянием необходимо научить малыша задерживать дыхание. До трех месяцев, пока еще рефлекс не утратился, это несложно. Слегка подуйте ребенку на личико. Как правило, при этом малыши сами задерживают дыхание. Ребенок должен понять смысл слова «ныряем». Поэтому после выполнения нескольких «восьмерок» (это одно из первых уже имеющихся умений ) во в ванне произнесите: «Ныряем!» и дуньте на малыша. Повторите такое упражнение два-три раза.

Когда малыш усвоит, что после слова «ныряем» нужно задерживать дыхание, начните слегка сбрызгивать и умывать малыша водой. Если вы видите, что ребенку подобные процедуры не нравятся, не настаивайте, отложите их на время. А позже повторите.

Пока ребенок находится в воде, вам следует положить его на свою руку и придерживать головку и плечико. Разговаривайте с малышом, он

Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако до сих пор многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека. Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием?

Вспомним, что весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ.

Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом.

Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.

Энтузиасты этой идеи спонтанно возникали в разных местах, но популярности у метода не было. Разве что на экспериментаторов смотрели как на людей чудаковатых. Иногда их просто называли вредителями здоровья своих детей.

Чтобы увидеть, как детки могут плавать в обычной ванне и какое удовольствие доставляет им плавание, вам достаточно посмотреть данный видео-обзор:

Как все начиналось

В 60-х годах прошлого века инструктор-спасатель Чарковский в специально сконструированной емкости пытался выхаживать свою недоношенную дочь и добился потрясающих успехов. Его ребенок плавал как морское млекопитающее. В три месяца жизни по развитию девочка стала опережать детей ее возраста на физическом и интеллектуальном уровне. Через несколько месяцев дочь уже плавала в бассейне для взрослых, обладая прекрасным ночным видением, и могла погружаться на глубину несколько метров.

Заинтересованные люди стали приглашать Игоря Чарковского в родильные дома, в Дом Ребенка, где он проводил свою методику с недоношенными детьми в водоемах собственных конструкций. Результаты превзошли все ожидания. Способ был прост, безопасен и эффективен, но крайне необычен. Он шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии.

Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов. Больше содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

В чем смысл грудничкового плавания

Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.

Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему.

Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.

Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

Как плавание действует на отдельные органы и системы

Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка .

  1. Сердечнососудистая система.

Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

  1. Система органов дыхания.

Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

  1. Центральная нервная система.

Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

  1. Костно-мышечный аппарат.

Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

  1. Мочевыделительная система.

Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

  1. Кожные покровы.

Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

Обратите внимание : как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

Какие существуют показания к грудничковому плаванию

Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы?

  • состояния напряжения мышц (гипертонуса);
  • мышечной вялости (гипотонуса);
  • низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);
  • детей, рожденных после кесарева сечения;
  • заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);
  • врожденных костно-мышечных дефектов;
  • кривошеи;
  • детского церебрального паралича.

В каких случаях не следует заниматься плаванием детям грудного возраста

Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.

Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

  • острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
  • кожные заболевания с выделениями;
  • раны;
  • гнойные процессы;
  • психические заболевания с судорожными припадками;
  • патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
  • прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

Более детально о показаниях и противопоказаниях к проведению водных процедур рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5-3 месяца рефлексы утрачиваются. Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3-4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.

Начинать грудничковое плавание можно как в домашней ванне, так и в общем большом бассейне. Главное – с родителями.

Если вы хотите узнать, как научить ребенка плавать и нырять в бассейне, посмотрите данный видео-обзор:

Важно : для первого занятия необходима помощь опытного инструктора.

Температура воды в начале процедур должна составлять 35-36 градусов. Затем ее постепенно надо понижать. При этом ребенок должен чувствовать себя комфортно. Некоторые родители плавают с детьми и при низких температурах воды. Эффект закаливания при этом очень высокий. Но тут важно понимать цели процедуры и не переусердствовать

Обратите внимание : Во время купания ребенок должен быть полностью в воде. Если он погружен частично, то может просто замерзнуть, даже при активных движениях.

Продолжительность плавания подбирается индивидуально. В некоторых случаях дети находятся в воде около часа. Но обычно до 30 минут.

Разработаны специальные упражнения во время занятий. Каждое из них учитывает особенности ребенка, вероятные болезни. Выполнять упражнения необходимо после советов врача и инструктажа специалиста.

Есть ли вред от грудничкового плавания

Об этом споры не утихают уже не один десяток лет. Однозначного ответа на поставленный вопрос на данный момент нет, так как ни у нас в стране, ни за рубежом не проводилось масштабных многофакторных исследований этого вопроса.

Мы даже не будем поднимать проблему детской смертности в результате неумелых действий взрослых и захлебывании ребёнка. Давайте отбросим эмоции и посмотрим на саму суть плавательного рефлекса у новорожденного. Этот защитный рефлекс, необходим младенцу для спасения жизни в критической ситуации; он помогает удержаться на воде несколько секунд, пока кто-то из взрослых не выхватит ребёнка из воды.

Что происходит при обучении плаванью в первые недели жизни? Искусственное стимулирование этого рефлекса, т.е. мы своими руками специально и регулярно создаём для ребёнка стрессовую ситуацию, ставим его в условия, которые малышом воспринимаются, как угроза жизни. Как это может повлиять на его развитие с течением времени – не знает никто.

Более того, природа сочла необходимым, чтобы плавательный рефлекс у ребёнка спустя некоторое время угас. Во что выльется противостояние естественным процессам у конкретно вашего малыша? Вряд ли нам кто-то когда-то об этом расскажет. Ко всему, если человек научился плавать в более зрелом детстве или уже будучи взрослым, он будет это уметь делать до конца своих дней. А вот развитое умение плавать грудничка всё равно исчезнет с течением времени, и потом уже повзрослевшего ребёнка вновь придётся обучать азам.

О вреде грудничкового плаванья говорит и ряд детских врачей, отмечающих, что у плавающих младенцев риск возникновения болезней верхних и нижних дыхательных путей в 4 раза выше, чем у детей, которые не занимаются плаванием. У многих крох при этом страдает и ЖКТ. Это вызвано наличием в воде бассейнов соединений хлора, которые пагубно действуют на незрелую иммунную систему младенцев, особенно при заглатывании воды.

Бьют тревогу и психологи, утверждающие, что подросшие груднички-ныряльщики часто гиперактивны, не умеют поддерживать душевное равновесие, склонны к занятиям экстремальными видами спорта и приступам неконтролируемого возбуждения, теряют чувство опасности.

Как видите, при рассмотрении проблемы грудничкового плаванья, можно встретиться с абсолютно полярными мнениями. А где же истина? Истина как всегда, скорее всего, где-то посредине.

Хотите знать, как не навредить ребенку, купая его? О безопасности водных процедур в данном видео-обзоре рассказывает врач физиотерапевт:

Чумаченко Ольга, педиатр