Органы осуществляющие охрану правопорядка и обеспечение безопасности. Глава VIII

Неизмеримо возрастает значение обеспечения общественного порядка в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) при проведении мероприятий по их ликвидации, таких, как эвакуация населения, осуществление аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Общественный порядок при этом включает общественные отношения между людьми, складывающиеся при проведении указанных мероприятий. Он выражается в поведении граждан и действиях должностных лиц в местах их осуществления, в фактическом соблюдении адресованных им запретов, дозволений и предписаний, закрепленных в соответствующих правовых нормах.

Общественный порядок и его охрана в нормальных условиях связаны главным образом с пребыванием людей в общественных местах, обеспечением при этом спокойствия, личной и имущественной безопасности граждан. А в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций общественный порядок и его охрана связаны прежде всего с защитой населения от негативных последствий ЧС, обеспечением действий сил Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В юридической литературе широко освещен вопрос о соотношении общественного порядка и общественной безопасности. Одни юристы считают общественную безопасность составной частью общественного порядка. Другие настаивают на том, что данные явления одного порядка и они являются элементами более широкой категории правопорядка. Существует и третья точка зрения, согласно которой правопорядок является составной частью общественного порядка, а не наоборот.

Можно согласиться с высказыванием В.В. Гущина о том, что "относительно чрезвычайных ситуаций эти два явления сильно переплетаются. Они настолько близки по сути, что органично соединяются по цели функционирования. В этих условиях сутью охраны общественного порядка является обеспечение безопасности" .

Федулов Г.Ф. указывает, что "рост экономики, основанный на научно-техническом прогрессе, вовлекая в производственный оборот огромные массы различных ресурсов, обогащает общество новыми более сложными техникой и технологиями и улучшает условия для своего последующего развития. Одновременно этот рост порождает увеличение риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них (сопоставимого с последствиями военных конфликтов), создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей среды.

Средства массовой информации практически ежедневно сообщают об очередной крупной катастрофе, унесшей человеческие жизни и которая зачастую в считанные часы и даже минуты уничтожает результаты многолетнего развития, затраченные драгоценные ресурсы оказываются выброшенными на ветер" .

Например, только в 2006 г. на территории Российской Федерации произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 226 природного, 686 техногенного, 27 биолого-социального характера, а также 12 террористических актов. Спасено свыше 93 тыс. человек, сохранено материальных ценностей на сумму 22,3 млрд. рублей.

Анализируя эту проблему, Л.И. Овчинникова отмечает, что в России наметилась устойчивая тенденция ежегодного увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому участие общественных объединений требуется не только в обеспечении правопорядка, но и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Более того, крупномасштабные катастрофы последних лет показали, что нельзя создать высокоэффективную систему защиты населения от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций без участия самого населения. Помимо обучающих и пропагандистских технологий надо добиваться вовлечения населения, предприятий и организаций в создание безопасной среды обитания.

В ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определена правовая основа участия общественных объединений в ликвидации последствий ЧС. Установлено, что они могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими уставами и под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17, также предусматривает возможность привлечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, существуют положительные примеры оказания помощи органам милиции в охране общественного порядка в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций общественными объединениями в разные периоды истории нашего государства. Рассмотрим некоторые из них.

Так, при ликвидации последствий Ташкентского землетрясения 1966 г. в каждом районе города было создано по шесть комсомольских оперативных отрядов численностью по 60 человек. На эти отряды возлагались задачи: поддерживать общественный порядок; предупреждать и пресекать правонарушения; задерживать и доставлять в органы милиции бродяг, безнадзорных подростков, алкоголиков и т.п. Повышенное внимание обращалось на места сосредоточения людей в палаточных городках, парках, кинотеатрах. Круглосуточно патрулировало 800 - 1000 комсомольцев.

Особую активность в охране общественного порядка проявили добровольные народные дружины Ташкентского государственного университета, электрокабельного и электромеханического заводов, института связи и др.

Для координации действий органов милиции с комсомольскими оперативными отрядами и добровольными народными дружинами МООП Узбекской ССР выделило сотрудника из аппарата уголовного розыска.

УООП Ташгорисполкома поддерживало тесную связь со штабами добровольных народных дружин и комсомольских отрядов. Ежедневно работники милиции инструктировали наряды, знакомили с оперативной обстановкой в городе, на участке патрулирования.

Дружинники дежурили в кабинетах участковых инспекторов, в районных отделах милиции. Кроме дежурств и патрулирования комсомольцы и дружинники участвовали в мероприятиях, проводимых аппаратами наружной службы, ОУР, ОБХСС по выявлению и задержанию карманных воров, спекулянтов, бродяг, расхитителей имущества.

Благодаря правильной расстановке сил милиции и общественности на 187 участках г. Ташкента в 1966 г. отмечалась полная раскрываемость преступлений, а на 9 - вовсе не было совершено правонарушений.

Обращаясь к опыту привлечения граждан к охране общественного порядка в период ликвидации последствий Ташкентского землетрясения, следует отметить, что уже в первой республиканской Инструкции "Об организации советской рабоче-дехканской милиции" сотрудникам милиции предоставлялось право привлекать граждан для оказания помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 марта 1927 г., утвердившее Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества, разрешало милиции в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями, проводить реквизицию и конфискацию имущества, необходимого для организации работ по ликвидации последствий этих бедствий.

26 мая 1928 г. было принято Постановление ЦИК Советов и СНК УзССР "Об утверждении Положения о порядке привлечения населения к трудовой и транспортной повинности". Оно предоставляло право районным, городским исполкомам привлекать население и транспорт для борьбы со стихийными бедствиями в том случае, если они не могли быть прекращены обычными мерами общественной охраны.

Большую помощь способны оказывать общественные формирования при ликвидации последствий наводнений, особенно в сельской местности, где затоплению подвергаются значительные территории, а сотрудников милиции и других сил недостаточно. Одновременно с проведением эвакуации населения из зон затопления требуется организовывать охрану имущества, оставшегося без присмотра. Такие примеры также имеются.

В 2002 г. в результате выпадения обильных осадков уровень воды в реках Краснодарского края поднялся выше критического и было затоплено 58 населенных пунктов.

В связи со сложившейся обстановкой 22 июня 2002 г. на территории Краснодарского края был введен оперативный план "Тайфун".

Общая площадь затопления на территории края составила 480 кв. км. Было подтоплено свыше 11 000 и разрушено 5134 домовладений, размыто 190 км автодорог, повреждено 185 трансформаторных подстанций, 95 опор ЛЭП и 36 мостов.

Количество пострадавших граждан составило 80 438, из них 5048 семей лишились жилья, 8885 семей лишились имущества, погибло 57 человек. Без вести пропавшими считаются 9 человек.

При ликвидации последствий стихийных бедствий личным составом органов внутренних дел Краснодарского края проведен большой объем мероприятий по оказанию помощи пострадавшему населению, охране общественного порядка.

Силами милиции были взяты под охрану дома граждан, вынужденных оставить места проживания, организована охрана общественного порядка в местах размещения эвакуированных граждан. В охране общественного порядка большую помощь милиции оказали общественные формирования и казачество. Ежедневно на охрану общественного порядка в зоне стихийно -го бедствия задействовалось более 1000 сотрудников милиции и 120 казаков Таманского отдела Кубанского казачьего войска.

В результате продолжительных ливневых дождей, прошедших на территории Ставропольского края в июне 2002 г., в крае сложилась чрезвычайная ситуация, которая охватила шесть районов края (Предгорный, Кочубеевский, Минераловод-ский, Георгиевский, Советский и Кировский) и особо охраняемый эколого-курортный регион России - Кавказские Минеральные Воды. Пострадали 65 населенных пунктов, в том числе города Ставрополь, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные Воды, Лермонтов, Железноводск, Георгиевск, Невинномысск.

В спасательных и аварийно-восстановительных мероприятиях совместно с подразделениями МЧС России принимали участие ГУВД Ставропольского края. В свою очередь, казачьи формирования оказали помощь сотрудникам милиции в охране общественного порядка в затопленных районах.

Можно согласиться с выводами Л.И. Овчинниковой о привлечении общественных объединений к охране общественного порядка в нормальных условиях и в условиях возникновения чрезвычайных ситуациях.

Функция охраны общественного порядка является одной из основных внутренних функций государства. Для ее выполнения в структуре органов государственной власти создается система специальных (правоохранительных) органов, которым в целях обеспечения успешной реализации этой функции содействуют различные общественные формирования.

В начале 1990-х гг. наметилась негативная тенденция снижения активности общественных объединений в охране общественного порядка. В целях активизации этой работы Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации" было предписано восстановить в субъектах Российской Федерации деятельность этих общественных формирований. Для этого органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также по инициативе предприятий, учреждений и организаций на местах были осуществлены организационные мероприятия по восстановлению и активизации деятельности негосударственных субъектов правоохранительной направленности (муниципальных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, социально-профилактических центров, центров семейного воспитания и др.).

Существенным недостатком правового регулирования исследуемых общественных отношений является отсутствие Федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Этот Закон должен определить правовые основы и принципы участия граждан в обеспечении правопорядка; формы и содержание этой деятельности; права и обязанности членов объединений граждан; их социальные и правовые гарантии; контроль и надзор за этой деятельностью.

В законодательстве Российской Федерации установлена возможность привлечения общественных объединений к ликвидации чрезвычайных ситуаций. В России с каждым годом растет число произошедших стихийных бедствий, аварий, катастроф. Поэтому общественные объединения могут оказать большую помощь милиции в обеспечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В статье приведены примеры участия общественных объединений правоохранительной направленности в ликвидации последствий землетрясений и затоплений. Поэтому, на наш взгляд, в Федеральном законе "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" должно найти отражение этого вопроса.

Следует заметить, что организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и территориальными и транспортными органами внутренних дел в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России. При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации

Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости - кино-, фото-, видеоаппаратурой.

При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и действующего законодательства Российской Федерации.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможного количества и состава участников, а также наличия или отсутствия факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

Следует обратить внимание на то, что на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматриваются:

границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;

состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;

порядок взаимодействия с соседними территориальными и транспортными органами внутренних дел и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;

организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;

маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;

порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

меры по обеспечению пожарной безопасности;

организация медицинского и материально-технического обеспечения.

В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

Актуальными вопросами в период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий - проведение дополнительных инструктажей и тренировок с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.

На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления.

Как показывает практика, тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

знать и умело выполнять поставленную задачу;

проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы - специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

  • Глава 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
  • §4. Основные права и обязанности граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан
  • Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. "б" ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

    Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

    Прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
    - определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
    - правовое регулирование;
    - разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
    - применение специальных экономических мер;
    - разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
    - организацию научной деятельности;
    - координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
    - международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

    Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

    Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.

    Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.

    Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

    Общественный порядок - это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.

    В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка:

    1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 - организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной полицией;
    2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).

    Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.

    Однако, если Закон «О полиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.

    Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

    Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:

    1) добровольности;
    2) законности;
    3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
    4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
    5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

    Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

    Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

    1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;
    2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
    3. Внештатное сотрудничество с полицией;
    4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

    Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.

    Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.

    Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.

    Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

    Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

    1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
    2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
    3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
    4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

    Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.

    В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

    В народные дружины не могут быть приняты граждане:

    1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
    2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
    3) ранее осужденные за умышленные преступления;
    4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
    5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
    6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
    7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
    8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
    9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

    Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»

    Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

    Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

    1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
    2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
    3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
    4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

    Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

    Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

    1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
    2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
    3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
    4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
    5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
    6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
    7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

    Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

    Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

    ВОПРОСЫ:

    1. Органы внутренних дел Российской
    Федерации
    2. Министерство РФ по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и
    ликвидации последствий стихийных
    действий
    3. Частные детективы и частные охранники

    Вопрос 1. Органы внутренних дел Российской Федерации

    - система федеральных органов исполнительной
    власти, которые осуществляют защиту прав и
    свобод человека и гражданина, охрану
    правопорядка, обеспечение общественной
    безопасности и другие функции
    ОВД являются централизованными, их задачи и
    полномочия наглядно проявляются через
    полномочия МВД России

    Министерство внутренних дел Российской Федерации
    Главные управления
    Департаменты
    Управления
    Центры
    Образовательные организации
    Территориальные органы МВД России
    Представители МВД России за рубежом

    Главные управления
    Главное управление по обеспечению безопасности
    дорожного движения
    Главное управление по обеспечению охраны
    общественного порядка и координации
    взаимодействия с органами исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации
    Главное управление по противодействию экстремизму
    Главное управление собственной безопасности

    Главное управление на транспорте
    Главное управление уголовного розыска
    Главное управление экономической безопасности и
    противодействия коррупции
    Главное управление по вопросам миграции
    Главное управление по контролю за оборотом
    наркотиков

    Департаменты
    Следственный департамент
    Департамент государственной службы и кадров
    Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и
    организаций
    Департамент информационных технологий, связи и защиты
    информации
    Департамент по материально-техническому и медицинскому
    обеспечению
    Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению
    социальных гарантий
    Договорно-правовой департамент
    Организационно-аналитический департамент

    Управления
    Управление «К» МВД России
    Управление по обеспечению безопасности лиц,
    подлежащих государственной защите
    Управление по взаимодействию с институтами
    гражданского общества и средствами массовой
    информации
    Управление по обеспечению безопасности
    крупных международных и массовых спортивных
    мероприятий

    Организационно-штатное управление
    Контрольно-ревизионное управление
    Управление по организации дознания
    Оперативное управление
    Национальное центральное бюро Интерпола
    Управление по обеспечению деятельности
    подразделений специального назначения и
    авиации

    10.

    Министр внутренних дел назначается и освобождается от
    должности Президентом РФ по представлению Председателя
    Правительства РФ (Колокольцев Владимир Александрович)
    шесть заместителей Министра, в том числе:
    первого заместителя Министра,
    статс-секретаря - заместителя Министра,
    заместителя Министра внутренних дел Российской
    Федерации - начальника Следственного департамента
    Министерства внутренних дел Российской Федерации,
    а также начальника Главного управления Министерства
    внутренних дел Российской Федерации по СевероКавказскому федеральному округу, пользующегося правами
    заместителя Министра

    11.

    Территориальными органами МВД являются
    а) на окружном уровне - Главное управление Министерства внутренних
    дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу,
    управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской
    Федерации по федеральным округам;
    б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства
    внутренних дел Российской Федерации, центры специального
    назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации,
    линейные управления Министерства внутренних дел Российской
    Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
    в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по
    республикам, главные управления, управления Министерства
    внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской
    Федерации;

    12.

    г) на районном уровне - управления, отделы, отделения Министерства
    внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным
    муниципальным образованиям, в том числе по нескольким
    муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения
    Министерства внутренних дел Российской Федерации на части
    территорий административных центров субъектов Российской
    Федерации, управления, отделы, отделения Министерства внутренних
    дел Российской Федерации по закрытым административнотерриториальным образованиям, на особо важных и режимных
    объектах, линейные отделы, отделения Министерства внутренних дел
    Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном
    транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене
    Главного управления Министерства внутренних дел Российской
    Федерации по г. Москве, Управление Министерства внутренних дел
    Российской Федерации на комплексе «Байконур»

    13.

    Задачи МВД России:
    Разработка и реализация государственной
    политики в сфере внутренних дел
    Нормативно-правовое регулирование в сфере
    внутренних дел
    Обеспечение жизни, здоровья, прав и свобод
    людей, противодействие преступности, охрана
    общественного порядка и собственности,
    обеспечение общественной безопасности
    Обеспечение социальной и правовой защиты
    сотрудников органов внутренних дел и их семей

    14.

    Полномочия
    Принимают меры по предупреждению правонарушений,
    по выявлению и устранению причин и условий
    Организуют и проводят мероприятия по обеспечению
    безопасности граждан и правопорядка в общественных
    местах
    Организуют и осуществляют ОРД
    Организуют и осуществляют розыск лиц, имущества
    Организуют и осуществляют дознание, производство
    предварительного следствия по уголовным делам

    15.

    Принимают меры, направленные на выявление,
    предупреждение и пресечение экстремистской
    деятельности
    Участвуют в мероприятиях по противодействию
    терроризму
    Организуют и осуществляют экспертнокриминалистическую деятельность
    Организуют и осуществляют контроль в области оборота
    оружия, наркотиков
    Организуют и осуществляют контроль в области частной
    детективной и охранной деятельности

    16.

    Организуют обеспечение безопасности дорожного
    движения
    Организуют и осуществляют охрану особо важных и
    режимных объектов
    Организуют и осуществляют во взаимодействии с ФСБ
    охрану дипломатических представительств
    Осуществляют государственную защиту участников
    уголовного процесса
    Осуществляют производство по делам об
    административных правонарушениях

    17.

    Организуют и осуществляют лицензирование
    отдельных видов деятельности
    Организуют и осуществляют проведение
    государственной дактилоскопической регистрации
    и государственной геномной регистрации
    Участвуют в территориальной обороны РФ
    Осуществляют государственный контроль за
    пребыванием и проживанием иностранных
    граждан и лиц без гражданства на территории РФ

    18.

    В системе ОВД особое место занимает полиция.
    Структурно полиция среди иных органов внутренних дел не
    выделяется, однако многие подразделения, которые
    реализуют задачи и осуществляют функции данных органов,
    относятся именно к полиции
    В состав полиции могут входить подразделения, организации
    и службы, создаваемые для выполнения возложенных на
    полицию обязанностей
    Руководство деятельностью полиции осуществляют в
    пределах своей компетенции руководитель федерального
    органа исполнительной власти в сфере внутренних дел,
    руководители территориальных органов федерального органа
    исполнительной власти в сфере внутренних дел и
    руководители подразделений полиции

    19. Вопрос 2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий

    Министр назначается и освобождается от должности
    Президентом РФ по представлению Председателя
    Правительства РФ (Владимир Андреевич Пучков)
    Министр имеет в непосредственном подчинении
    нескольких заместителей, назначаемых на должность и
    освобождаемых от должности Президентом РФ по
    представлению Председателя Правительства РФ

    20.

    СТРУКТУРА
    Центральный аппарат
    Территориальные органы
    Федеральная противопожарная служба
    Спасательные воинские формирования МЧС России
    Государственная инспекция по маломерным судам МЧС
    России
    Аварийно-спасательные и поисково-спасательные
    формирования, горно-спасательные части,
    образовательные, научно-исследовательские, медицинские
    учреждения

    21.

    Основными задачами МЧС России являются:
    1) выработка и реализация государственной политики в области

    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а
    также безопасности людей на водных объектах в пределах
    компетенции МЧС России;
    2) организация подготовки и утверждения в установленном
    порядке проектов нормативных правовых актов в области
    гражданской обороны, защиты населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
    безопасности людей на водных объектах;

    22.

    3) осуществление управления в области гражданской
    обороны, защиты населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
    безопасности, безопасности людей на водных объектах, а
    также управление деятельностью федеральных органов
    исполнительной власти в рамках единой государственной
    системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций;

    23.

    4) осуществление нормативного регулирования в целях
    предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий
    чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление
    специальных, разрешительных, надзорных и контрольных
    функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
    5) осуществление деятельности по организации и ведению
    гражданской обороны, экстренному реагированию при
    чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности
    людей на водных объектах, а также осуществление мер по
    чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за
    пределами Российской Федерации.

    24.

    Полномочия МЧС России
    1) издает нормативные правовые акты и иные документы по
    вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий
    от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности,
    безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за
    их исполнением, а также принимает по указанным вопросам
    решения, обязательные для исполнения федеральными органами
    государственной власти, органами государственной власти
    субъектов Российской Федерации, органами местного
    самоуправления и организациями;
    2) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке
    учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;

    25.

    3) создает межведомственные координационные и совещательные
    органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также
    иные коллегиальные органы (научные, научно-технические,
    методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов
    деятельности МЧС России;
    4) проводит в установленном порядке проверки готовности
    федеральных органов исполнительной власти к осуществлению
    мероприятий гражданской обороны;
    5) осуществляет по согласованию с органами исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации и органами местного
    самоуправления проверки готовности указанных органов к
    осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий
    по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    26.

    6) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами
    связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные
    средства с утвержденными в установленном порядке
    опознавательными знаками и окраской;
    7) осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;
    8) осуществляет в установленном порядке федеральный
    государственный пожарный надзор и государственный надзор в
    области гражданской обороны за соблюдением соответствующих
    требований федеральными органами исполнительной власти,
    органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
    органами местного самоуправления, организациями, а также
    должностными лицами, гражданами Российской Федерации,
    иностранными гражданами и лицами без гражданства;

    27.

    9) проводит в установленном порядке проверки
    реализации федеральными органами исполнительной
    власти и органами исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации федеральных целевых программ,
    государственным заказчиком которых является МЧС
    России;
    10) осуществляет в установленном порядке функции по
    управлению государственным имуществом;
    11) является главным распорядителем средств
    федерального бюджета;

    28.

    12) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые
    материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции
    МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти,
    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
    органов местного самоуправления и организаций, при
    необходимости для осуществления отдельных работ привлекает
    специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и
    организаций;
    13) заключает в установленном порядке с международными и
    неправительственными организациями договоры, связанные с
    ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием
    иностранным государствам гуманитарной помощи;

    29.

    14) разрабатывает и устанавливает своими нормативными правовыми
    актами и технической документацией обязательные требования в
    области технического регулирования к оборонной продукции (работам,
    услугам), поставляемой для спасательных воинских формирований,
    подразделений и воинских частей федеральной противопожарной
    службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам
    проектирования (включая изыскания), производства, строительства,
    монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
    утилизации указанной продукции;
    15) имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые
    помещения и жилые помещения в общежитиях;
    16) оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим
    организациям в порядке, установленном законодательством Российской
    Федерации, а также ведет реестр социально ориентированных
    некоммерческих организаций - получателей поддержки.

    30. Вопрос 3. Частные детективы и частные охранники

    частная детективная и охранная деятельность оказание на возмездной договорной основе услуг
    физическим и юридическим лицам имеющими
    специальное разрешение (лицензию), полученную в
    соответствии законом, организациями и
    индивидуальными предпринимателями в целях
    защиты законных прав и интересов своих клиентов

    31.

    Организации, осуществляющие частную охранную
    деятельность оказывают содействие правоохранительным
    органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах
    оказания охранных услуг и на прилегающих к ним
    территориях,
    а частные детективы оказывают содействие
    правоохранительным органам в предупреждении и
    раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении
    административных правонарушений в порядке,
    установленном Правительством Российской Федерации.

    32.

    Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для
    сыска и охраны.
    В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с
    участниками процесса;
    2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров,
    выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
    3) установление обстоятельств неправомерного использования в
    предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований,
    недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений,
    составляющих коммерческую тайну;
    4) выяснение биографических и других характеризующих личность
    данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при
    заключении ими трудовых и иных контрактов;
    5) поиск без вести пропавших граждан;

    33.

    6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями,
    организациями имущества;
    7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с
    участниками процесса. В течение суток с момента заключения
    контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан
    письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание,
    следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
    8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с
    исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка
    по исполнительному документу, содержащему требование об
    отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком,
    требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую
    Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или
    об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на
    основании международного договора Российской Федерации, на
    договорной основе с взыскателем.

    34.

    В целях охраны разрешается предоставление следующих видов
    услуг:
    1) защита жизни и здоровья граждан;
    2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его
    транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в
    пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении
    или доверительном управлении, за исключением объектов и
    (или) имущества,
    3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с
    осуществлением работ по проектированию, монтажу и
    эксплуатационному обслуживанию технических средств
    охраны, перечень видов которых устанавливается
    Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием
    соответствующих мер реагирования на их сигнальную
    информацию;

    35.

    4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по
    вопросам правомерной защиты от противоправных
    посягательств;
    5) обеспечение порядка в местах проведения массовых
    мероприятий;
    6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на
    объектах
    7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение
    внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в
    отношении которых установлены обязательные для
    выполнения требования к антитеррористической
    защищенности, за исключением объектов

    36. Частная детективная деятельность

    При осуществлении частной сыскной деятельности
    допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и
    фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих
    вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в
    соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный
    опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение
    справок, изучение предметов и документов (с письменного
    согласия их владельцев), внешний осмотр строений,
    помещений и других объектов, наблюдение для получения
    необходимой информации

    37.

    Предоставление лицензий на осуществление частной детективной
    деятельности производится органами внутренних дел.
    Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на
    всей территории Российской Федерации.
    Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии
    принимается в срок не более сорока пяти дней.
    Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной
    детективной деятельности, одновременно
    выдается удостоверениечастного детектива.
    Частные детективы обязаны ежегодно представлять в орган
    внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной
    детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии
    медицинских противопоказаний к осуществлению частной
    детективной деятельности.

    38.

    Гражданин, претендующий на получение лицензии на
    осуществление частной детективной деятельности, обязан
    лично представить в соответствующий орган внутренних
    дел заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в
    случае, если имеется) отчество, государственный
    регистрационный номер записи о государственной
    регистрации индивидуального предпринимателя и данные
    документа, подтверждающего факт внесения записи об
    индивидуальном предпринимателе в единый государственный
    реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая
    территория осуществления частной детективной деятельности,
    и следующие документы:

    39.

    Анкета
    Фотографии
    медицинское заключение об отсутствии медицинских
    противопоказаний к осуществлению частной детективной
    деятельности;
    документы, подтверждающие его гражданство, наличие
    среднего профессионального юридического образования или
    высшего юридического образования или прохождение
    профессионального обучения для работы в качестве частного
    сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных
    подразделениях не менее трех лет;
    сведения о потребности в технических средствах и
    намерении их использовать.

    40.

    Лицензия не предоставляется:
    1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
    2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения
    по поводу психического заболевания, алкоголизма или
    наркомании;
    3) гражданам, имеющим судимость за совершение
    умышленного преступления;
    4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении
    преступления (до разрешения вопроса об их виновности в
    установленном законом порядке);
    5) гражданам, уволенным с государственной службы, из
    судебных, прокурорских и иных правоохранительных
    органов по компрометирующим их основаниям;

    41.

    6) бывшим работникам правоохранительных органов,
    осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной
    деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
    7) гражданам, не представившим документы
    8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки,
    проведенной в соответствии с законодательством Российской

    осуществлению частной детективной деятельности в связи с


    9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной
    дактилоскопической регистрации

    42.

    Правовой статус частного охранника
    Право на приобретение правового статуса частного
    охранника предоставляется гражданам, прошедшим
    профессиональное обучение для работы в качестве
    частного охранника и сдавшим квалификационный
    экзамен, и подтверждается удостоверением частного
    охранника.
    Частный охранник работает по трудовому договору с
    частной охранной организацией, и его трудовая
    деятельность регулируется трудовым законодательством.
    Удостоверение частного охранника выдается сроком на
    пять лет.

    43.

    Не вправе претендовать на приобретение правового
    статуса частного охранника лица:
    1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
    2) не достигшие восемнадцати лет;
    3) признанные решением суда недееспособными или
    ограниченно дееспособными
    4) не представившие медицинского заключения об
    отсутствии медицинских противопоказаний к
    исполнению обязанностей частного охранника

    44.

    5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
    6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до
    разрешения вопроса об их виновности в установленном законом
    порядке);
    7) не прошедшие профессионального обучения для работы в
    качестве частного охранника;
    8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной
    органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы
    безопасности в соответствии с законодательством Российской
    Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к
    осуществлению частной охранной деятельности в связи с
    повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан,
    возникновением угрозы общественной безопасности

    45.

    9) досрочно прекратившие полномочия по
    государственной должности или уволенные с
    государственной службы, в том числе из
    правоохранительных органов, из органов прокуратуры,
    судебных органов, по основаниям, которые в соответствии
    с законодательством Российской Федерации связаны с
    совершением дисциплинарного проступка, грубым или
    систематическим нарушением дисциплины, совершением
    проступка, порочащего честь государственного служащего,
    утратой доверия к нему, если после такого досрочного
    прекращения полномочий или такого увольнения прошло
    менее трех лет;

    46.

    10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано,
    если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
    11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической
    регистрации в порядке, установленном законодательством Российской
    Федерации;
    12) повторно привлеченные в течение одного года к административной
    ответственности за совершение административных правонарушений
    против порядка управления, административных правонарушений,
    посягающих на институты государственной власти или общественный
    порядок и общественную безопасность, либо административных
    правонарушений в области оборота наркотических средств и пр.
    13) подвергнутые административному наказанию за потребление
    наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача,
    - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым
    административному наказанию.

    Понятие обеспечения охраны правопорядка . Общая характеристика правопорядка в Российской Федерации. Правовые основы обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Система обеспечения охраны правопорядка. Принципы обеспечения охраны правопорядка. Силы и средства обеспечения охраны правопорядка.

    Органы внутренних дел Российской Федерации. Задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел РФ, их полномочия и компетенция. Федеральные законы “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, о милиции общественной безопасности РФ, об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, постановления Правительства РФ о структуре милиции общественной безопасности и о структуре криминальной милиции. Основные направления и формы деятельности органов внутренних дел.

    Система органов внутренних дел РФ: МВД Российской Федерации; Главные управления МВД России по федеральным округам; МВД республик, ГУВД или УВД краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; УВД на железнодорожном, воздушном, водном (речном и морском) транспорте (УВДТ); УВД на закрытых территориях и режимных объектах.

    Службы Министерства внутренних дел РФ и его основных структурных звеньев: милиция общественной безопасности; криминальная милиция; следственный аппарат; экспертно-криминалистическая служба; федеральная миграционная служба; внутренние войска; информационно-аналитическая служба; служба тыла; образовательные и научно-исследовательские учреждения; другие службы, подразделения, предприятия, учреждения и организации.

    Структурные подразделения Министерства внутренних дел РФ (департа-менты, следственный комитет, бюро, центры и др.).

    Полномочия Министра внутренних дел РФ и первых руководлителей структурных звеньев системы органов внутренних дел РФ. Коллегии и оперативные совещания в системе органов внутренних дел РФ.

    Милиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации, ее задачи, функции, система, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “О милиции”. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности, их структура, полномочия и формы деятельности.

    Структурные подразделения криминальной милиции, осуществляющие борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью, с другими видами преступлений, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.


    Структурные подразделения милиции общественной безопасности, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.

    Экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел, ее правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

    Федеральная миграционная служба, ее задачи, функции, полномочия, система, правовые основы организации и деятельности.

    Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

    Службы тыла и кадрового обеспечения органов внутренних дел, образовательные и научно-исследовательские учреждения в системе МВД России.

    Кадры органов внутренних дел и внутренних войск, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

    Международная организация уголовной полиции (Интерпол): правовая основа, задачи, функции, структура и органы; советники; бюджет и ресурсы; отношения с другими организациями. Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпол при МВД Российской Федерации: правовая основа, задачи, функции, основные формы деятельности. Юридические результаты деятельности Интерпол и НЦБ Интерпол при МВД Российской Федерации

    Органы по контролю за оборотом наркотических средствт и психотропных веществ, их задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Указы Президента РФ: “О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных чвеществ”; РФ “Вопросы совершенст-вования государственного управления в Российской Федерации”; “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”. Положение об органах по контролю за оборотом наркотитческих средств и психотропных веществ; ведомственные нормативные правовые акты об организации и деятельности органов по наркоконтролю. Основные структурные звенья системы: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; главные управления по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по федеральным округам; региональные управления и управления РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по субъектам Российской Федерации.

    Полномочия органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Полномочия Директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и первых руководлителей структурных звеньев системы по наркононтрлю. Коллегии и оперативные совещания в системе наркоконтроля.

    Кадры органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

    Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности признаются законодателем основными задачами милиции общественной безопасности (ч. 1 ст. 9 Закона РФ “О милиции”) По ϲʙᴏему содержанию первая из них предполагает поддержание установленного в государстве порядка отношений между людьми в процессе их нахождения в публичных местах. Таковыми признаются улицы, площади, парки, средства общественного транспорта, транспортные магистрали, аэропорты, речные и морские порты, вокзалы и другие общественные места.

    Для выполнения ϶ᴛᴏй задачи законодатель установил комплекс административно-правовых мер и предусмотрел для их осуществления в составе милиции общественной безопасности специальные службы. Так, согласно части первой раздела второго Стоит сказать - положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации в ее состав входят подразделения патрульно-постовой службы, структурные звенья кᴏᴛᴏᴩых в виде пеших и мобильных патрулей обеспечивают постоянное присутствие ра ботников милиции, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом экипированных и снаряженных, в указанных общественных местах. Патрульно-постовая служба может эффективно разрешать рассматриваемую задачу, если состав патрулей стабилен для конкретных маршрутов, а патрульные знают и ориентируются в обстановке на территории по месту несения службы, поддерживают постоянные контакты с проживающим на ней населением и с лицами, работающими на определенных объектах, расположенных на маршрутах патрулирования.

    Эффективности работы патрульно-постовой службы по поддержанию общественного порядка благоприятствует сочетание различных видов патрулей: пеших и мобильных (на автомобилях, конных, использующих вертолеты), а также использование служебно-розыскных собак. Патрульные обладают согласно ст. 11 Закона РФ “О милиции” и Уставу патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации комплексом полномочий, обеспечивающих ϲʙᴏевременное выявление и пресечение административных правонарушений, а в ряде случаев и преступлений.

    Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи имеет и деятельность службы участковых инспекторов милиции, поскольку данная проблема отнесена к числу основных задач ϶ᴛᴏй категории работников милиции. На них по϶ᴛᴏму возлагается обязанность, во-первых, контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке и, во-вторых, совместно с ними обходить места возможного появления антиобщественных элементов. Участковый инспектор милиции может осуществлять при необходимости маневрирование нарядами ППС на участке. Помимо непосредственного участия в охране общественного порядка участковый инспектор милиции может и в косвенной форме способствовать эффективному разрешению ϶ᴛᴏй задачи. К примеру, информировать патрульно-постовые наряды, несущие службу на участке, об оперативной обстановке на данной территории, вносить предложения руководству ОВД о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории его участка.

    Особым аспектом рассматриваемой задачи будет обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в процессе кᴏᴛᴏᴩых могут по различным причинам возникать эксцессы в форме групповых противоправных действий. Последние наиболее вероятны во время митингов, демонстраций.

    пикетирования определенных государственных учреждений, организаций и т.п., когда участвующие в данных мероприятиях лица отличаются потенциальной агрессивностью и требуют от властей немедленного решения возникших социально-политических проблем. Довольно часто групповые действия, нарушающие общественный порядок, возникают и во время спортивных соревнований, различного рода празднеств, зрелищ с участием большого количества людей. В интересах охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в состав милиции общественной безопасности включены и отряды.милиции особого назначения (ОМОН), специально подготовленные к пресечению массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждение и организаций.

    Решение задачи охраны общественного порядка также предполагает исполнение милицией общественной безопасности в пределах ее полномочий законов по борьбе с преступностью и административными правонарушениями, пьянством, употреблением наркотиков и другими антиобщественными явлениями.

    Особо следует отметить, что современный период отличается всплеском различного рода техногенных катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, в связи с чем на все службы и подразделения милиции в подобного рода ситуациях возлагается обязанность поддерживать общественный порядок в тех населенных пунктах и местностях, где указанные события имели- место. С учетом ϶ᴛᴏго милиции предоставляются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие полномочия (п. п. 20, 28 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

    Исходя из ст. 2 ч. I ст. 9 указанного Закона, милиция обязана обеспечивать общественную безопасность, то есть предотвращать и пресекать угрозы жизни, здоровью и имуществу людей со стороны источников повышенной опасности. К числу последних законодатель относит определенные категории физических лиц, а также материальные объекты и транспортные средства. Дифференцированно к данным объектам законодатель устанавливает и определенные полномочия для работников милиции. К примеру, если поведение лиц, пребывающих в состоянии алкогольного опьянения, представляет опасность для здоровья, жизни и имущества граждан, находящихся в жилище с данным лицом, то данный гражданин может быть доставлен в специализированное учреждение или дежурную часть органа внутренних дел. Милиция вправе задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом по рядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (п. 9 ч. I ст. 11 рассматриваемого законодательного акта) Милиция обязана осуществлять для оказания медицинской помогли привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющими непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Наряду с данным, на милицию возложена обязанность обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих в целях профилактики правонарушений (п. 22 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

    Наряду с данным на милицию возложены обязанности и предоставлены полномочия задерживать и изолировать от общества лиц, совершающих преступления и административные правонарушения, а в случае взятия их под стражу - охранять и содержать их в изоляторах временного содержания, в специальных приемниках для арестованных в административном порядке, центрах для временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, центрах социальной реабилитации (п. п. 14-16 ч. I ст. 10; п. п. 5, 7-12 ст. Федерального закона “О милиции”)

    Законодатель признает в качестве объектов-источников повышенной опасности и огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотические средства, а также ряд других предметов и материалов. В связи в данным на милицию возлагается обязанность в интересах обеспечения общественной безопасности выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему; разрешение на хранение, или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел; разрешение на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения. Обязанностью милиции также будет контроль за соблюдением установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Адекватно ϶ᴛᴏй обязанности милиция вправе осматривать места хранения данных предметов и материалов, объекты, где они обращаются. В случае выявления нарушений установленных правил милиция вправе давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении данных нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством (п. 27 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

    Исключая выше сказанное, милиция вправе изымать у граждан и должностных лиц веши, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения (п. 27 ч. I ст. 11 Закона “О милиции”)

    К числу источников повышенной опасности относится и автотранспорт, по϶ᴛᴏму разрешение такой задачи как обеспечение общественной безопасности предполагает и надзор за дорожным движением. Этот аспект указанной задачи предусматривает определение уровня знаний у лиц, претендующих получить право на вождение автотранспортных средств в процессе приема у них ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих экзаменов, по результатам кᴏᴛᴏᴩых милиция разрешает вопрос о выдаче удостоверений, предоставляющим претендентам данное право (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

    Милиция обязана создавать условия для проведения ϶ᴛᴏй работы, а именно: выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок, счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (п. 9 ч. I ст. 10 Закона “О милиции”) Важно заметить, что одновременно милиции предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями н.а изготовление бланков, водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции, необходимых для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работу по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. При ϶ᴛᴏм милиция вправе приостанавливать действие указанных лицензий или аннулировать в случае выявления нарушений. При соблюдении же лицензиатом установленных для него правил деятельности срок действия лицензии может быть продлен (п. 23 ч. 1 ст. 1 1 Закон;! РФ “О милиции”)

    Милиции вменяется и обязанность ведение государственного учета состояния безопасности дорожного движения (п. 9 ч. I cт. 10 Федерального закона “О милиции”) По϶ᴛᴏму милиция также обязана осуществлять: государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, организовывать и проводить государственный тexнический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним (п. 9 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Речь идет о том, что для предотвращения автотранспортных происшествий милиция контролирует техническое состояние транспортных средств и запрещает их эксплуатацию при неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии технического состояния установленным требованиям, т.е. при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

    Милиция также осуществляет регулирование движения транспорта, пешеходов, надзирая за порядком и безопасностью дорожного движения, а при нарушении его правил, в т.ч. повлекших автопроисшествия, выясняет их обстоятельства. По результатам такого разбирательства разрешается вопрос о наложении административных взысканий или применении иных меp воздействия. Милиция, согласно п. 23 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции” вправе останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управление ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей и граждан, сопровождающих груз.ы. осмотр транспортных средств при подозрении, что они могут быть использованы в противоправных целях, задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

    Законодатель в п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции” особо выделяет лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения либо находящихся за рулем транспортных средств без права управления ими. Нужно помнить, такие граждане подлежат при наличии достаточных оснований отстранению от управления транспортными средствами, они могут быть освидетельствованы для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств и с учетом его результатов привлечены к административной или уголовной ответственности. Выяснение ϶ᴛᴏго обстоятельства важно при расследовании нарушений правил дорожного движения и автопроисшествий, а также производство дознания по делам о них.

    В интересах разрешения задачи обеспечения общественной безопасности милиция вправе ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (там же)

    Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи, охраны общественного порядка, а также выявления, предупреждения и раскрытия преступлений имеет полный учет населения. По϶ᴛᴏму на милицию возлагается обязанность, контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Выполнение ϶ᴛᴏй обязанности обеспечивается за счет выдачи гражданам паспортов, осуществления их регистрации, выдачи документов на поездки за границу и исполнения иных положений законодательства России о гражданстве, миграции и т.п. (п. 17 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

    Обеспечение общественной безопасности предполагает соблюдение правил создания и функционирования негосударственных субъектов правоохранительной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    По϶ᴛᴏму законодатель обязал милицию выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий. Милиция обязана согласовывать уставы служб безопасности в организациях.

    Наряду с данным милиция должна контролировать соблюдение установленных Федеральным законом правил детективной и охранной деятельности и с учетом результатов такого контроля либо продлевать срок действия лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, либо при выявлении нарушений вышеуказанных правил аннулировать названные лицензии или применять иные меры, предусмотренные законом (п. 19 ч. I ст. 10 Федерального закона “О милиции”)