Штраф за опоздание сзв м в. Какие бывают штрафы за сзв-м и как их избежать

Федеральный Закон №27 про индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования определяет размер штрафных санкций, которые грозят каждому работодателю, несвоевременно или не в полном объеме подавшему информацию персонифицированного характера о работающих у него сотрудниках в Пенсионный фонд. Размер штрафа при срыве сроков подачи формы СЗВ-М составляет 500 рублей за каждого работника.

Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году грозят не только непосредственно организации, под штрафные санкции рискует попасть также руководитель или иное должностное лицо, которое отвечает за своевременную подачу отчетности, а также предоставление полной и достоверной информации. В подобном случае размер штрафа может составлять от 300 до 500 рублей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Российское законодательство не предусматривает какого-либо рода смягчающих обстоятельств, которые бы оправдали страхователя, не подавшего вовремя отчет. Однако, это не означает, что на практике не может быть найдено рычагов, позволяющих уменьшить штраф.

Во-первых, не каждый сотрудник ПФР станет начислять штраф работодателю, который самостоятельно обнаружил и устранил неточности в поданном отчете. Во-вторых, за компанией всегда остается право обратиться в судебную инстанцию для уменьшения размера наложенных на нее санкций.

Новая форма сведений о застрахованных лицах

Форма СЗВ-М представляет собой бланк, включающий информацию по персонифицированному учету сотрудников. Начиная с апреля 2019 года, данный документ был введен для заполнения всеми работодателями, которые используют труд нанятых штатных и внештатных работников. Подается отчет в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации организации.

Важно отметить, что в 2019 году произошли некоторые изменения, которые касаются подачи отчетности компаниями-нанимателями. С этого года контроль за страховыми взносами, кроме тех, которые выплачиваются «на травматизм», осуществляется Федеральной Налоговой службой. Однако, это никак не повлияло на сдачу отчета СЗВ-М, который, как и прежде, должен каждый месяц подаваться в ПФР.

В текущем году не был утвержден новый бланк, поскольку изменений в законодательстве, требующих внесения корректив в форму, не произошло. Исходя из этого, работодатели продолжают использовать отчет, который был утвержден постановлением Пенсионного фонда под номером 83 в феврале 2019 года.

Назначение бланка

В 2019 году Российское Правительство приняло антикризисные меры, в результате чего была введена новая статья в закон федерального значения про страховые пенсии. Данная статья установила иной порядок, по которому выплачивается пенсия пенсионерам, которые продолжают работать.

Согласно обновленным положениям закона, страховая пенсия в период работы особы, вышедшей на заслуженный отдых, не подлежит проведению ежегодной индексации. Сразу после увольнения человека запрет на проведение индексации снимается.

Форма отчета СЗВ-М была введена Пенсионным фондом для того, чтобы проводить ежемесячный мониторинг информации про работающих пенсионеров. Это позволяет своевременно решать вопрос с отменой или возобновлением индексации пенсии. Более того освобождает человека от обязанности самостоятельно обращаться в ПФР для предоставления подобного рода информации о себе — за него это должен делать работодатель.

Несмотря на это, за пенсионером остается право подать в подразделение Пенсионного фонда личное заявление про факт увольнения с работы, чтобы ускорить процесс проведения индексации его пенсии, которая положена после прекращения трудовых отношений.

Сроки сдачи документа

С 2019 года начали действовать новые термины для подачи отчета по форме СЗВ-М. С этого времени работодателю дается больше времени на подготовку и предоставление отчетности. Если в прошлом году граничным сроком подачи было включительно 10 число, следующего за отчетным, месяца, то сегодня наниматель имеет на 5 дней больше, то есть сдать форму следует до 15 числа следующего месяца.

Не существует никаких законодательных запретов на досрочную подачу отчета. Это означает, что работодатель может подготовить и подать его еще до окончания отчетного периода.

Однако, в этом вопросе лучше не торопиться, поскольку даже в последний день уходящего месяца в организацию может быть принят новый сотрудник. В результате придется подавать СЗВ-М повторно, при чем это уже будет уточняющая форма. В противном случае не удастся избежать штрафных санкций.

У многих работодателей возникает вопрос, что делать, если последний день сдачи отчета – это выходной день. В таком случае действуют общие для подобного рода отчетности правила: происходит смещение сроков на первый рабочий день, который идет за выходным. Например, при сдаче отчета за март 2019 года срок был перенесен на 17 апреля, поскольку 15 и 16 апреля – нерабочие дни (суббота и воскресенье).

Виды ответственности

В связи с несвоевременной подачей отчетов в Пенсионный фонд, работодатель может столкнуться с различными штрафными санкциями на основании таких законодательных документов:

  • Закон под номером 27, которым регулируется вопрос персонифицированного учета;
  • Закон №400 – про страховое пенсионное обеспечение;
  • Бюджетный кодекс России;
  • правительственное постановление №329, устанавливающий порядок, по которому происходит формирование отчетов.

Например, статья 17 ФЗ под номером 27 определяет, что плательщик взносов может быть привлечен к ответственности, если подаст отменяющую форму СЗВ-М. В то же время, нет такой статьи, которая бы предусматривала условия для освобождения от штрафных санкций, если плательщик лично обнаружил допущенные ошибки и исправил их.

Большинство представителей контролирующих органов заявляют о том, что не будут привлекать к ответственности организации, которые самостоятельно выявили и исправили допущенные ошибки. Однако, исходя из отсутствия подобного рода законодательных норм, нельзя с уверенностью утверждать, что все произойдет именно так.

В той же ситуации, когда работодатель укажет в отчете СЗВ-М неполные данные, ему грозят такие же штрафные санкции, как и в случае несвоевременной подачи формы: будет наложен штраф в размере 500 рублей за каждое физлицо, о котором была предоставлена неточная информация.

Согласно правительственному постановлению №83 форма СЗВ-М, начиная с апреля прошлого года, должна подаваться в территориальные подразделения Пенсионного фонда. Сдавать ее следует всем страхователям: и организациям, и частным предпринимателям, которые имеют наемных сотрудников и производят выплату заработной платы и других вознаграждений в их пользу.

В законе №27 предусмотрена ответственность, которая ожидает работодателей, не предоставивших отчет своевременно. Статья 17 данного законодательного акта говорит о том, что не предоставление отчета в указанный термин или же предоставление неверных или неполных сведений, приведет к тому, что на организацию будет наложен штраф, размер которого составляет 500 рублей. Такая сумма будет назначена для уплаты за каждую особу, по которой не предоставлена информация.

В расчет берутся не только те люди, с которыми заключены трудовые договора, но и те, кто работает на основании договоров цивильно-правового характера. Штрафы за несвоевременную сдачу в 2019 году начисляются как за каждый полный, так и каждый неполный месяц просрочки.

Важно сказать, что штраф может быть наложен не только на организацию, как плательщика налогов, но и на ее должностных особ, например, директора или бухгалтера, которые являются ответственными за своевременную подачу отчетности в фонды. Размер штрафных санкций в этом случае может колебаться от 300 до 500 рублей.

Возможно ли снижение размера санкции

В поточном году не было внесено никаких изменений в законодательные акты, поэтому, как и в 2019 году, не существует обстоятельств, которые бы могли снизить размер штрафа или вовсе отменить его. Механизм снижения штрафной суммы не предусмотрен в принципе.

Тем не менее, не нужно думать, что отсутствие подобных норм в законе не даст снизить размер штрафа на практике. Один из вариантов решения проблемы – обращение в судебный орган. Это означает, что компания или индивидуальный предприниматель имеет право подать заявление в суд по месту расположения отделения Пенсионного фонда, которым был выставлен штраф, и просить о том, чтобы решение, вынесенное ПФР, было признано частично недействительным, в результате чего штрафные санкции были снижены.

В данном случае можно привести ряд факторов, которые будут служить смягчающими обстоятельствами, среди них:

  • нарушение подобного рода допущено организацией в первый раз;
  • период просрочки составляет незначительный период, например, один день;
  • ошибка в форме не является принципиальной и т.д.

Судебная практика показывает, что штраф по решению суда может быть снижен в 100 раз. Так, например, по решению Арбитражного суда Свердловской обл., которое было вынесено по делу под номером А60-33366/2016 12.09.16 года, размер штрафа был уменьшен с 19 тыс. до 190 рублей.

Нужно отметить, что при обращении в суд важно правильно сформулировать свой запрос, поскольку судебный орган чаще всего не даст истцу больше того, о чем он просит. В том же 2019 году велось подобное разбирательство в Оренбургской области. Согласно решению суда, штраф был снижен в два раза, ровно на столько, на сколько об этом попросила компания-заявитель.

Порядок взыскания

В том случае, если работодатель все-таки не сдал форму СЗВ-М в установленный по закону термин, для начала со стороны специалистов Пенсионного фонда к нему будет выставлено требование про уплату штрафа, который начисляется за неподачу отчета. Предполагается, что заплатить его нужно на протяжении 10 календарных дней после того, как было получено соответствующее требование.

Однако, Пенсионный фонд имеет право самостоятельно установить в требовании срок, на протяжении которого отчет должен быть уплачен. Период уплаты в данном случае не может быть меньше установленного по закону, возможна исключительно его пролонгация.

В 2017 году увеличится срок на подготовку сведений по персонифицированному учету, каким будет штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году, узнаете из статьи.

Все изменения для главбуха в

Форму СЗВ-М ввели в апреле 2016 года, а уже с 1 января 2017 компаниям нужно готовить ее с учетом новых изменений. В этой статье мы расскажем, какие сведения надо включить в отчет, в какой срок нужно собрать сведения и передать их в ПФР, чтобы не получить штраф за СЗВ-М. А также обратим внимание на то, как изменятся санкции за ошибки или несдачу отчета.

Какой будет штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году

Закон предусматривает штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году для всех страхователей, которые обязаны подавать такую информацию в ПФР. Сумма штрафа составляет 500 рублей (ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ, далее - Закона № 27-ФЗ).

Такую же сумму штрафа контролеры взыщут со страхователя, если он передаст в ПФР недостоверные или неполные сведения. Обращаем внимание, что санкции предусмотрены за каждое застрахованное лицо, т.е. за работника.

Это означает, что если компания должна включить в СЗВ-М в 2017 году, к примеру, 13 человек, то общая сумма штрафа в случае нарушения срока сдачи, составит 6 500 руб. (13 человек Х 500 руб.). Правда, к административной ответственности руководителя компании за аналогичное нарушение привлечь пока не могут.

Новый штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году

А вот что изменится - вводят новый штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году. Если страхователь нарушит порядок представления отчета в виде электронного документа и сдаст отчет на бумаге, сумма штрафа составит 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.16 № 250-ФЗ).

До какого числа надо направить СЗВ-М в ПФР

Мы рассказали про штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году, а ведь изменится еще и срок, который отведен на подготовку всех сведений. Напоминаем, что сведения о застрахованных лицах нужно сдавать в ПФР ежемесячно.

Теперь данные о работниках нужно передать в ПФР до 15 числа месяца, который следует за отчетным периодом (п. 2.2 ст. 11 № 27-ФЗ в редакции от 03.07.16). Чтобы вам было удобнее, мы представили сроки сдачи СЗВ-М на весь 2017 год в виде таблицы:

В каком формате направить СЗВ-М в 2017 году

Если у страхователя за отчетный период числилось 25 или более застрахованных лиц, отчет нужно будет сформировать в виде электронного файла, и только потом передать его в ПФР (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ). Формат электронных сведений СЗВ-М утвержден распоряжением Правления ПФР от 31.08.16 № 432р.

Обращаем внимание, что в случае отправки данных по сети Интернет, ваш территориальный орган ПФР должен в ответ направить подтверждение о том, что ваш электронный файл получен. Что касается остальных страхователей, то они могут передать свои данные на бумаге.

Где скачать новый бланк отчета СЗВ-М 2017

Штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году предусмотрен законом, но форма отчета СЗВ-М утверждена Правлением ПФР (постановление от 01.02.16 № 83п). Для наших читателей на доступна электронная версия этого бланка.

В отчете надо заполнить несколько разделов, указать сведения о страхователе (ФИО, ИНН, СНИЛС), отметить период сдачи отчета СЗВ-М, а также указать, подаются ли эти сведения впервые, или уточняют (отменяют) ранее направленные данные.

Напомним, что штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году составляет 500 руб. за каждого работника в отчете. Так прописано в ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Вроде 500 руб. – не так много, но если у Вас большой штат, штраф может быть существенным. Тем более что в отчет попадают сотрудники, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.

Пример: Компания не подала в фонд СЗВ-М за январь 2017 года. Численность сотрудников этой компании – 158 754 человек. Фонд вправе начислить компании штраф в размере: 158 754 чел. х 500 руб. = 79 377 000 руб.
Штраф в размере 500 руб. грозит и в случае, если компания или предприниматель подали в фонд отчет по форме СЗВ-М с недостоверными сведениями или отразили в нем неполные сведения.

Пример: Компания с численностью сотрудников 158 754 человек вовремя подала в фонд СЗВ-М за январь 2017 года. Однако на 35 человек бухгалтер неверно отразил СНИЛС. Тогда фонд начислит штраф в размере: 35 чел. х 500 руб. = 17 500 руб.

  • В 2017 году появится новый штраф.
  • Пенсионный фонд взыщет 1000 руб . со страхователя, который вместо электронного отчета подаст СЗВ-М на бумаге. Такое изменение ввел Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ .
  • Электронную отчетность представляют компании и предприниматели, у которых численность персонала за отчетный период составила 25 и более человек. Остальные могут подавать отчет на бумаге (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ ).
  • Формат электронного отчета СЗВ-М в 2017 году
  • Электронный формат отчета СЗВ-М утвержден распоряжением Правления ПФР от 31 августа 2016 г. № 432р . Его применяют с 1 ноября 2016 года (письмо ПФР от 2 сентября 2016 г. № 15-26/12513 ). В нем меньше требований к отчету. Проверочная программа ПФР распознает только 14 ошибок, а не 30, как было раньше. Например, за ошибку не сочтут, если в отчете проставили лишние пробелы или дефисы.
  • После сдачи СЗВ-М фонд направляет протокол приема.
  • Если отчет прошел , в протоколе зеленым цветом будет написано «Документ Принят!».
  • Если отчетность не прошла или прошла частично , красным цветом будет написано «Документ не принят!» или «Документ принят частично!». Тогда на исправление отчета без штрафов у Вас есть две недели. Уложитесь в этот срок, и тогда фонд не начислит Вам штрафные санкции.
  • Сроки сдачи электронного отчета СЗВ-М в 2017 году
  • В 2017 году СЗВ-М нужно подавать в ПФР не позднее 15-го числа месяца, который следует за отчетным периодом, месяцем (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ ). В 2016 году крайний срок отчета был 10-е число следующего месяца.
  • Если срок выпадает на выходной или праздник , он переносится на ближайший рабочий день. Это общая норма, которая действует и в этом случае.
  • Сроки сдачи отчета в 2017 году в таблице

Отчет СЗВ-М необходимо сдавать в установленный законом срок, в полном соответствии с принятым порядком. Крайне важно следить максимально тщательно за своевременной подготовкой и сдачей отчетов в налоговые органы, поскольку действующее законодательство предусматривает достаточно строгое наказание за нарушения. И итоговая сумма штрафов может оказаться вполне существенной.

Сегодня предстоит рассмотреть данный вопрос более подробно. Пришло время узнать, какие именно штрафы взимаются за несдачу или сдачу отчетов позднее срока. Также следует знать, в каком порядке могут быть осуществлены взыскания.

Какой штраф за несдачу СЗВ-М в срок в 2018 году

штраф за несвоевременное предоставление СЗВ-М

Рассмотрим, какой штраф за несвоевременную сдачу отчета СЗВ-М определен законом. Обязательность предоставления отчетности определяется в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Вот цитата из закона:

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

    страховой номер индивидуального лицевого счета;

    фамилию, имя и отчество;

    идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Конкретный размер штрафа определяется в 17-й статье ФЗ. Приведем цитату.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Обратите внимание! Если закон нарушен, имеется опоздание сдачи СЗВ-М, заплатить штраф придется в любом случае: уклониться от этой обязанности больше не удастся. В данный момент ответственность ужесточена и детально продуман и установлен порядок взыскания. Теперь, начиная с 2017-го года, подразделения ПФР имеют полное право приступать к взысканию штрафов за несдачу и несвоевременную сдачу отчетов СЗВ-М в судебном порядке. Это закреплено законодательно в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Вот конкретный размер штрафа. За каждое физическое лицо, которое было пропущено или не указано в отчете, взыскание составит 500 рублей. В 2018-м году эта мера принимается за несвоевременную сдачу ежемесячного отчета в ПФР. То есть просрочка СЗВ-М практически влечет такую же ответственность, как и не сданный совсем документ.

Это важно! В 2017-м году определен более длительный период, отведенный на сдачу отчета СЗВ-М. Раньше была необходимость сдавать отчет не позднее 10-го числа следующего месяца. В 2018-м году данный период продлевается на 5 дней: теперь следует сдавать отчет не позднее 15-го числа месяца, который следует за отчетным.

Обратите ваше внимание: невовремя сданный отчет принимается, но штраф все-таки взимается.

Штраф за непредоставление СЗВ-М

Уже выяснено, какой штраф за несданный отчет СЗВ-М будет взиматься. Если отчет сдан не в срок, вообще не сдан, наказание одинаковое. Имеется интересный момент. Сейчас отчетность необходимо сдавать в электронной форме, если общее количество работников превысило 25 человек. Такой документ предоставляется в электронном формате и подписывается специальной усиленной квалифицированной электронной подписью. Это закреплено в статье 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»):

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.


Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Если в соответствии с данным законом документация не предоставлена в электронном виде в срок, предусмотрен особый штраф за непредставление СЗВ-М – за несоблюдение порядка. Статья 17-я, Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ:

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Штраф за ошибочное заполнение отчетности

Поскольку во внимание принимается конечная информация, указанная в документах, не имеет существенного значения, не указаны вообще конкретные позиции, данные, либо они не были вписаны ошибочно. Таким образом, штрафы за ошибки в СЗВ-М будут соответствовать стандартным взысканиям за непредоставление отчетности.

Вот простой пример: если в процессе оформления документации допущены помарки или ошибки, из-за которых конечные официальные сведения были искажены, за каждую фамилию работника надо будет уплатить штраф 500 рублей. То есть учитывается не только непредоставление данных, но и обозначение недостоверных данных.

Важно отметить, что штраф за дополняющую форму СЗВ-М составляет такую же сумму, поскольку фактически дополняющая форма приравнивается к самой отчетности.

Таким образом, непредоставление СЭВ-М обязательно влечет взыскание в виде штрафа: не имеет значения, вообще не предоставлена отчетность, не предоставлена в срок, либо сдана с фактическими ошибками. Разумеется, помарки, не искажающие сами сведения, не влекут взыскания.

Может ли ИП на УСН учитывать расходы при расчете взносов «за себя»? Можно ли снизить штраф, если опоздание с отчетностью по форме СЗВ-М связано с личными проблемами бухгалтера? Начисляются ли взносы на стоимость поездок командированного работника на такси? Полагается ли «детское» пособие работнице, если ее рабочий день сокращен всего на пять минут? Облагается ли налогами доход физлица от продажи нескольких квартир? Ответы на эти и другие вопросы — в решениях арбитражных судов, принятых в мае 2017 года.

Личные проблемы бухгалтера являются смягчающим обстоятельством, которое позволяет снизать штраф за опоздание с СЗВ-М

Суть спора

Пенсионный фонд оштрафовал организацию на 54 500 рублей за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М. В организации объяснили задержку тем, что у бухгалтера возникли проблемы личного характера. В связи с этим страхователь попросил отменить либо смягчить меру наказания.

Решение суда

Суд решил, что назначенный штраф в размере 54 500 руб. не отвечает требованиям справедливости и соразмерности наказания. Арбитры учли, что непредставление отчетности в установленный срок связано с тяжелыми личными обстоятельствами у бухгалтера. Кроме того, правонарушение совершено впервые, а период просрочки незначителен (расчет подан с опозданием на 16 дней). На этом основании суд снизил размер взыскиваемого штрафа в 10 раз — до 5,4 тыс. рублей (постановление АС Уральского округа от 24.05.17 № А76-27244/2016 ).

Стоимость поездок командированного работника на такси страховыми взносами «на травматизм» не облагается

Суть спора

На основании локального акта организация возмещала генеральному директору стоимость поездок на такси во время командировок. Контролеры из регионального отделения ФСС решили, что указанные суммы следовало включить в базу для начисления страховых взносов. Обоснование такое. Страховые взносы не начисляются на выплаты, которые прямо перечислены в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ о страховании «от травматизма» (далее — Закон № 125-ФЗ). Спорные компенсации в этой норме не названы, а значит, облагаются взносами.

Решение суда

Суд принял решение в пользу организации, указав на следующее. В силу статьи Трудового кодекса работодатель обязан возмещать командированному работнику, в том числе, иные расходы, произведенные работником с разрешения работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов определяются коллективным договором или локальным актом (ст. ТК РФ). В данном случае в соответствии с локальным актом генеральный директор пользовался такси в служебных целях (цель командировки — решение производственных вопросов). А согласно статье 20.2 Закона № 125-ФЗ, все виды компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в базу по страховым взносам не включаются (постановление АС Волго-Вятского округа от 25.05.17 № А28-740/2016 ).

Вычет НДС можно заявить и при отсутствии товарно-транспортной накладной

Суть спора

Инспекция отказала организации в вычете по НДС. Одна из причин — у налогоплательщика не оказалось товарно-транспортной накладной. Логика чиновников такова: вычетам подлежат суммы налога после того, как товар принят на учет, а без ТТН нельзя подтвердить факт получения груза от поставщика и, соответственно, принять его на учет. При этом, по мнению контролеров, не имеет значения то обстоятельство, что товар на склад покупателя доставляла не автотранспортная компания-перевозчик, а поставщик своими силами.

Решение суда

Суд с такой позицией не согласился. Аргументы такие. Факт получения товаров от контрагентов подтвержден товарными накладными (форма ТОРГ-12). Согласно договору, обязанность по доставке товара лежала на поставщике. То есть проверяемый налогоплательщик не приобретал услуги по перевозке товара. В связи с этим обязанность по представлению товарно-транспортных накладных отсутствует (постановление АС Поволжского округа от 19.05 № А12-39242/2016 ).

От редакции

С тем, что отсутствие ТТН или недочеты в ней не лишают права на вычет, согласны суды и других округов. См., например, постановления ФАС Московского округа от 30.04.13 № А40-70042/12-90-381 , ФАС Северо-Кавказского округа от 25.04.13 № А53-12035/2012 .

Данная позиция арбитров согласуется с мнением Минфина, изложенным в письме от 30.10.12 № 03-07-11/461 . Специалисты финансового ведомства отметили: если товар поставлялся собственными силами поставщика или покупателя, то для подтверждения права на вычет товарно-транспортная накладная не обязательна. (См. « »).

При возврате товара для вычета необходим счет-фактура, выставленный покупателем

Суть спора

Покупатель вернул продавцу товары, которые были приняты на учет. В свою очередь продавец заявил к вычету НДС на основании п. 5 ст. НК РФ. Согласно этой норме, продавец, который предъявил покупателю сумму НДС, а потом уплатил эту сумму в бюджет, при возврате товара может поставить уплаченный за возвращенный товар НДС к вычету.

По мнению налоговиков, возврат товара является его реализацией. Ведь, если товар был оприходован, то право собственности на него уже перешло к покупателю. Возврат товара означает новый переход права собственности — уже от покупателя к продавцу. Поэтому при возврате товара покупатель должен выставить продавцу счет-фактуру. В данном случае счета-фактуры не было, поэтому вычет не предоставляется.

Решение суда

Суд поддержал ИФНС, указав на следующее. Для применения вычета необходимо наличие счетов-фактур и первичных документов, а также принятие к учету приобретенных товаров. Покупатель при отгрузке возвращаемых товаров, принятых им на учет, обязан выставить продавцу этих товаров соответствующий счет-фактуру, а второй экземпляр счета-фактуры зарегистрировать в книге продаж (п. 3 ст. НК РФ). В свою очередь продавец регистрирует полученный счет-фактуру в книге покупок по мере возникновения права на вычет.

Таким образом, если при возврате товара счет-фактура не выставлен, то оснований для вычета нет.

В подкрепление своей позиции судьи сослались на письмо Минфина от 07.03.07 № 03-07-15/29, в котором изложен аналогичный порядок оформления операций, связанных с возвратом товаров покупателем продавцу (постановление АС Московского округа от 18.05.17 № А41-61186/2016 ).

Если рабочий день сокращен незначительно, то пособие по уходу за ребенком работнику не полагается

Суть спора

В ходе проверки работодателя ФСС пришел к выводу о том, что организация незаконно выплачивала пособие по уходу за ребенком до полутора лет сотрудницам, работающим неполный рабочий день. Причина — рабочий день женщин был сокращен всего на пять минут. По мнению чиновников, подобное уменьшение рабочего дня носит формальный характер — для того, чтобы необоснованно получать пособие дополнительно к полному заработку. В итоге ФСС отказал в зачете расходов.

Решение суда

Суд согласился с проверяющими. Арбитры напомнили, что право на получение ежемесячного пособия имеет родитель ребенка либо другой родственник, фактически осуществляющим уход за ребенком (ст. 13, 14 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ). Снижение рабочего времени на 5 минут в день не может расцениваться как работа на условиях неполного рабочего дня, так как при таком режиме работающая мать не может осуществлять фактический ежедневный уход за ребенком. Следовательно, решение о назначении пособия по уходу за ребенком до полутора лет в описанной ситуации не основано на законе (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 02.05.17 № Ф02-133/2017 ).

От редакции

Напомним, что по данному вопросу существует противоположная позиция. Так, АС Северо-Западного округа указал: неполным рабочим временем считается время, продолжительность которого меньше нормального, то есть менее 40 часов в неделю. Поэтому, даже если рабочая неделя сокращена всего на 1 процент, работник вправе получать пособие (см. « »). Похожий вывод содержится также в определении Верховного суда от 12.11.09 № ВАС-14376/09 (см. « »).

Предприниматель на УСН-15% вправе учитывать расходы при расчете взносов в фиксированном размере

Суть спора

Предприниматель на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» исчислил сумму дополнительного страхового взноса в ПФР исходя из дохода, уменьшенного на расходы. Но проверяющие из фонда с таким расчетом не согласились. Они заявили, что ИП, применяющий УСН, должен рассчитать «пенсионные» взносы исходя из полной суммы полученного дохода.

Решение суда

Суды первых двух инстанций согласились с контролерами. Судьи отметили, что доход «упрощенщика» с объектом «доходы минус расходы» в целях расчета «пенсионных» взносов определяется по правилам статьи 346.15 НК РФ. То есть исходя из доходов, а не как разница между доходами и расходами. Подлежащие уплате страховые взносы поставлены исключительно в зависимость от размера дохода предпринимателя и не связаны с порядком определения налоговой базы по УСН. (К слову, такого же мнения придерживаются в Минфине — см. « »).

Но суд кассационной инстанции направил дело на пересмотр. Судьи сослались на определение Верховного суда от 18.04.17 № 304-КГ16-16937 (см. « » ). Напомним, что ВС опирался на постановление Конституционного суда от 30.11.16 № 27-П . В нем сказано, что при расчете дополнительных взносов доход ИП, уплачивающего НДФЛ, уменьшается на фактически произведенные расходы (подробнее см. « »). Верховный суд решил, что ИП на УСН вполне может руководствоваться упомянутым решением Конституционного суда. Ведь принцип расчета базы по единому «упрощенному» налогу аналогичен принципу исчисления базы по НДФЛ.

В свою очередь АС Северо-Западного учел позицию вышестоящего суда и признал: предприниматель на УСН вправе рассчитывать дополнительные взносы с доходов сверх 300 тыс. руб. с учетом расходов (постановление от 24.05.17 № А52-1630/2016 ).

«Закрытие» ИП не помогло физлицу избежать уплаты налогов от продажи недвижимости

Суть спора

Индивидуальный предприниматель на УСН (объект «доходы») приобрела несколько квартир в новостройке. В октябре 2013 года она продала одну из квартир, а 30 октября 2013 года снялась с учета как индивидуальный предприниматель. После этого она продала еще две квартиры. При этом ни единый «упрощенный» налог, ни НДФЛ с полученных доходов от продажи квартир исчислен не был. Женщина объяснила это тем, что на момент реализации недвижимости она не являлась ИП и не использовала имущество в предпринимательской деятельности.

Инспекторы сочли такую позицию ошибочной и доначислили налоги. В частности,

  • «упрощенный» налог — на доход от продажи квартиры в октябре 2013 (так как в этот период ИП применяла УСН);
  • НДФЛ на доход от продажи остальных квартир, проданных после «закрытия» ИП.

Решение суда

Суд поддержал налоговиков. В частности, арбитры отметили, что основным видом деятельности предпринимателя являлась покупка и продажа собственного недвижимого имущества. До реализации жилье не использовалось в личных целях (в квартирах была только черновая отделка, т. е. они не были пригодны для проживания). Кроме того, спустя несколько месяцев после продажи квартир гражданка снова зарегистрировалась как ИП.

В итоге суд признал реализацию квартир предпринимательской деятельностью, направленной на получение дохода. При этом арбитры напомнили: физлица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированы в качестве ИП в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. НК РФ). Поскольку продажа недвижимого имущества отвечает признакам предпринимательской деятельности, то оснований для освобождения доходов от НДФЛ нет (постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.05.17 № А70-1228/2016 ).

Налоговики вправе отказать в регистрации юрлица в здании, которое находится на реконструкции

Суть спора

Учредитель организации подал в инспекцию заявление о государственной регистрации юрлица. Но регистрирующий орган ответил отказом. Причина — здание по указанному в заявлении адресу находится в стадии реконструкции и, следовательно, не может использоваться для ведения деятельности. Предоставление недостоверных сведений является основанием для отказа в регистрации юридического лица (подп. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Налогоплательщик обратился в суд. По его мнению отказ инспекции не обоснован, поскольку сведения в заявлении достоверные: информация об адресе содержится в Федеральной информационно-адресной системе.

Решение суда

Принимая решение в пользу налоговиков, суд указал на следующее. Адрес юридического лица является обязательным реквизитом заявления о регистрации. Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с организацией. В данной ситуации здание по указанному в заявлении адресу находится в стадии реконструкции (строительства), то есть не функционирует. Подачу заявления с недостоверными сведениями следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. А это является основанием для отказа в регистрации юридического лица (постановление АС Московского округа