Советские конституции 1924 1936 и 1977 гг. Принятие конституции ссср

Сравнение Конституций 1924 и 1936 годов

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав: об общественном устройстве, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально в новой конституции регламентировалось государственное устройство СССР.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. По Конституции 1924 года Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет. В Конституции 1936 года вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа: Совет Союза и Совет Национальностей. Различие было в том, что по Конституции 1936 года уравнивалось число депутатов обеих палат, а по Конституции 1924 года в Совете Союзов было больше депутатов, чем в Совете Национальностей.

Как и в конституции 1924 года, две палаты были равны, т.к. законопроект получал силу закона только в случае его принятия каждой из палат.

Вместо Президиума ЦИК, существовавшего по Конституции 1924 года, был создан Президиум Верховного Совета.

По Конституции 1936 года, Верховный совет действовал в сессионном порядке, в период между сессиями его заменял Президиум Верховного Совета СССР, так же, как и в Конституции 1924 в перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК.

По Конституции 1924 года, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. По Конституции 1936 года, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -- перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Таким образом, по Конституции 1936 года, произошло разделение законодательной и исполнительной власти в деятельности союзных органов. Исключительное право принимать законы получил Верховный Совет СССР. Совет Министров провозглашался высшим исполнительным органом. Потому верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность правительства. Президиум Верховного Совета СССР имел право издавать только подзаконные акты, указы.

По конституции 1936 года высшая судебная власть отделялась от исполнительной; высшей судебной властью обладал Верховный Суд СССР.

Из этого следует, что Конституция 1936 года закрепила разделение властей.

По Конституции 1924 года, Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. А по Конституции 1936 года, Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

По Конституции 1936 года Министерства делились на общесоюзные и союзно-республиканские на федеральном уровне и на союзно-республиканские и республиканские на республиканском уровне, ровно как и по Конституции 1924 года Народные Комиссариаты делились на общесоюзные и объединенные, и на объединенные и республиканские.

По Конституции 1936 органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся, т.е. было введено новое название советов - советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формулировка подчеркивала социальные различия рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Исходя из всего перечисленного, можно определить принципы формирования органов власти и управления в центре и на местах. Во-первых, это разделение властей.

Во-вторых, Конституция 1936 года закрепила существовавший по Конституции 1924 принцип федерализма, который достигался разделением наркоматов на три группы, так же Министерства делились на 3 группы.

Объединенные наркоматы, которые стали называться союзно-республиканскими министерствами были построены по принципу централизма, так же как и по Конституции 1924 года.

Однако, Конституция 1936 года отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства. В совместное ведение Союза и Республик перешли вопросы здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции, а раньше эти вопросы Республики решали самостоятельно.

В связи с подготовкой и принятием конституции 1936 года происходила перестройка государственного аппарата в направлении его централизации. В связи с ликвидацией системы съездов советов вводится вертикальная система субординации советов и устанавливается двойное подчинение местных исполкомов своему совету и вышестоящему исполкому. Свертываются начала местного самоуправления, сужаются права местных советов и усиливается централизм в государственном управлении. Централизации государственного аппарата способствовали следующие факторы:

переход от территориального к отраслевому управлению народным хозяйством ликвидируется функциональное построение гос. аппарата. С ломкой территориальной системы и функционального управления произошло разделение ВСНХ на отраслевые наркоматы, нарком, тяжпром, легкпром, наркомлес и т.д. В каждом наркомате сосредоточилась вся работа по отрасли.

Ликвидация коллегиальности и установление единоначалия в Министерствах.

Усиление контроля за деятельностью гос. аппарата сверху. Для этого при СНК создается спец. орган гос. контроля - комиссия советского контроля. На местах уполномоченные КСК контролировали, как местные органы власти и государственные учреждения выполняют решения центра. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) упразднялась, а ее функции по контролю снизу (народа) перешли к профсоюзам и депутатским комиссиям местных советов.

Усиление партийного контроля за деятельностью гос. аппарата. С ликвидацией РКИ был расформирован объединенный орган ЦКК РКИ, т.е. партийный контроль отделялся от государственного. Для осуществления партийного контроля вместо ЦКК создавалась комиссия партийного контроля (КПК). Она избиралась партийным съездом и имела на местах своих уполномоченных. Местные комиссии партийного контроля упразднялись.

Т.о., усиливался контроль центральных партийных органов за местными, и в построении партийного аппарата как и в гос. аппарате укреплялся централизм. Также было ликвидировано функциональное построение партийного аппарата. Вместо функциональных отделов в парткомах образуются отраслевые отделы: сх, промышленный, транспортный и т.д. это было сделано в целях усиления партийного контроля за гос. аппаратом, т.к. в конце 30-ых годов парторганизациям было предоставлено право контроля деятельности администрации на предприятиях и в учреждениях. Некоторые историки на основе того факта делают вывод о начале слияния партийного и советского гос. аппарата.

законодательный власть конституция

советский конституция законодательство право

Конституция 1924 года провозгласила идею уничтожения эксплуатации человека человеком и тут же заменяло ее идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность (ст.1 п.е, ст.18). Также упоминается, что установление основных законов о труде находится в ведении верховных органов СССР и определяет в сфере труда орган исполнительной власти (ст.37). В Конституции 1936 года правам и свободам граждан отводится целая глава, чего не было в Конституции 1924 года. В Конституции 1936 года (ст.12) "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина…", опять прослеживается идея принудительного государственного труда. Ст.118 К-1936 только гарантирует гражданам право на получение работы с справедливой оплатой труда, но опять же не отменяет всеобщую трудовую повинность. Отдельная глава о правах и свободах граждан имеется и в Конституции 1977 года. Ст.14 и 40 в Основном законе 1977 г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

Таким образом, Конституция СССР 1924 года явилась результатом образования Советского Союза и его логическим завершением. Колебания между формой юридического закрепления этого государства завершилось в пользу именно Основного закона, а не Договора. Союзный договор стал, следовательно, лишь определенным этапом в истории оформления Союза ССР. Споры о форме конституирующего документа были проявлением как определенных сепаратистских настроений в рядах руководителей некоторых союзных республик, в первую очередь Украины, так и простым непониманием важности правильной правовой формы закрепления нового государства. Победила, однако, рациональная линия, отвечавшая требованиям времени и дальнейшей перспективы развития СССР.

Философ А.Н. Медушевский выдвинул странную идею о том, что партия в Конституции 1924 г. "формально закрепляя федеративный принцип, ...реально проводила курс на последовательное сворачивание прав республик и превращение их в автономии". Юристы знают, что превратить союзное государство в государство с автономными образованиями практически невозможно и, конечно, такого процесса в истории Советского государства не было. Другое дело, что Ленин и Сталин никогда не скрывали, а наоборот, подчеркивали временный характер федеративного устройства, полагая, что ему на смену должен прийти социалистический унитаризм - форма государственного единства, более удобная для развития экономики, культуры и пр.

Конституция союзного государства, каким стал Советский Союз с 1922 года, исходила из концепции разделения суверенитета, то есть субъектами суверенных прав и обязанностей стали как сам Советский Союз, так и его члены, между которыми были построены гармоничные отношения. СССР взял на себя наиболее важные функции, обеспечивающие прочность государства и дальнейшее его развитие. Права Союза были исчерпывающе зафиксированы в законе. Остальные ничем не ограниченные возможности оставались за республиками - членами союзного государства. Это обеспечивало свободное развитие как самого Союза, так и его членов - союзных республик, необходимую свободу всякого рода самоопределения, в первую очередь хозяйственного и культурного. Советский Союз не ограничивал развитие народов, а наоборот, создавал условия для их дальнейшего роста. Не случайно уже в период до создания второй Конституции Союза в него вошли три новых союзных республики, получившие такие же права, как и государства-учредители.

Гармония между государством в целом и его частями в федерации не означает, конечно, "гармонии федеративного и унитарного начал" в федеративном государстве, как это утверждает один автор. Федерализм и унитаризм - диаметрально противоположные принципы организации государственного единства: или государство простое, или оно сложное - третьего не дано. Конечно, можно превратить любое федеративное государство в унитарное и наоборот, но это уже другой вопрос. Одновременно же и то же государство не может быть неким гермафродитом - и федерацией, и унитарным государством .

Конституция создала и закрепила систему высших органов власти, управления и юстиции, а также органов государственной безопасности. Эти органы создавались исходя из опыта строительства союзных республик, и прежде всего РСФСР. Всесоюзный съезд Советов почти полностью копировал Всероссийские съезды, особенно по порядку образования и составу. Да и компетенция его была сходна с кругом полномочий съездов Советов РСФСР. Вместе с тем имелись неизбежные отличия, вытекавшие из особенностей правовой природы Союза.

Центральный Исполнительный Комитет СССР уже отличался от ВЦИК и ЦИК других союзных республик. В ходе строительства Союза и разработки его Конституции родилась идея двухпалатности, обусловленная стремлением более четко и конкретно обеспечить интересы союзных республик. Эта идея не вытекала из опыта отношений между республиками накануне образования Союза, но была вполне плодотворной, как новая форма организации связей внутри федерации.

Конструкция ЦИК Союза ССР определила и новую структуру Президиума ЦИК. При этом как сам ЦИК Союза, так и его Президиум изменялись в последующие годы в силу возникновения новых членов союзного государства, включавших в эти органы своих представителей.

Совет Народных Комиссаров СССР был также подобен правительствам союзных республик. Однако состав его резко отличался. Это проистекало из идеи трех видов наркоматов, родившейся еще до образования СССР, в ходе организации связей между Советской Россией и союзными с ней республиками, но теперь поднятой на новую ступень. Надо сказать, что ведомства по количеству распределялись почти равномерно: пять народных комиссариатов стали общесоюзными, пять - союзно-республиканскими, или, по тогдашней терминологии, объединенными, и шесть относились к республиканским. Такая конструкция, как и создание второй палаты ЦИК Союза, решала все ту же задачу - обеспечить наилучшее сочетание интересов Союза в целом с особенностями его членов. Первая группа наркоматов отвечала наиболее общим интересам федеративного государства, связанным, прежде всего, с внешними функциями, вторая группа сочетала дела общесоюзные с республиканскими, наконец, третья имела дело с национальной спецификой каждой союзной республики.

В отличие от конституций союзных республик Основной закон Союза уделил специальное внимание, специальную главу органу правосудия - Верховному суду СССР. Верховные суды существовали и в союзных республиках, прежде всего в РСФСР, но ни одна из конституций этих республик не уделяла им никакого внимания. Поэтому в данном вопросе Основной закон Союза шел по непроторенному пути. Правда, и функции Верховного суда СССР отличались от задач верховных судов республик. Он был связан с судебной системой членов Федерации сложными узами. С одной стороны, он стал как бы вершиной судебной системы всего Союза, с другой стороны, процессуально мало координировал свою деятельность с судами членов Союза.

В отличие от конституций союзных республик, Основной закон Союза включил специальную, хотя и маленькую, главу об органах государственной безопасности - об Объединенном государственном политическом управлении.

Конституция 1924 года просуществовала с точки зрения исторической весьма не долго - каких-то 12-13 лет. Но это были сложные и ответственные годы строительства социализма, победа которого была увенчана принятием нового Основного закона СССР, построенного на новых принципах.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

  • 1. это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;
  • 2. нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:
    • а) высший орган власти - Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);
    • б) Совет народных Комиссаров (СНК - высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);
    • в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий - 3 года);
  • 3. в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;
  • 4. закреплялась политическая основа СССР - советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;
  • 5. экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);
  • 6. хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;
  • 7. труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;
  • 8. принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;
  • 9. центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:
    • а) представительство страны в международных отношениях;
    • б) решение вопросов войны и мира;
    • в) принятие в состав СССР новых республик;
    • г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;
  • 10. статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. В этом также была ее особенность. В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: это была самая демократическая Конституция в мире в тот период; демократическая по форме эта Конституция была бездействующим Основным Законом; она была перечеркнута чрезвычайными мерами; в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли; это был клочок бумаги и т.д.

Таковы принципы, основное содержание, особенное Конституции СССР 1936 г. и ее оценка в литературе.

Конституция 1977 года

Главная причина разработки новой Конституции была связана с существенным изменением политического режима в стране. Верховный Совет СССР постановлением от 25 апреля 1962 г. решил "образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР" и утвердил ее состав во главе с Н.С. Хрущевым. Естественно, с приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева он стал Председателем Конституционной комиссии. Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным – в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.

Впервые на необходимость изменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. К весне 1977 г. проект Основного Закона был подготовлен. 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он заслушал доклад о проекте Конституции, обсудил его и постановил: одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией, передать вопрос о проекте Конституции в Президиум Верховного Совета СССР и рекомендовать ему вынести проект на всенародное обсуждение.

Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 5 июня и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным, в нем приняло участие свыше 140 млн. человек, т.е. более четырех пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, воинским частям и месту жительства. Всего поступило около 400 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.

27 сентября состоялось заседание Конституционной комиссии, на котором были подведены итоги всенародного обсуждения. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками (она предлагала изменения в 110 статьях проекта и одну новую статью - о наказах избирателей) и решила передать его в Президиум Верховного Совета СССР для последующего внесения на рассмотрение Верховного Совета СССР. Заседание Президиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен проект, уточненный и дополненный с учетом предложений, поступивших в ходе его всенародного обсуждения. Президиум постановил внести на рассмотрение Верховного Совета СССР: проект Декларации Верховного Совета о принятии и объявлении Конституции; проект Закона об объявлении дня принятия Конституции всенародным праздником; проект Закона СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

В этом перечне самого проекта Конституции. 3 октября 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он принял постановление "О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения". В нем не только одобряется в основном представленный Конституционной комиссией проект, но и говорится: "Внести проект Конституции на рассмотрение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва". Это дает основание утверждать, что официально проект Конституции СССР был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССР Центральным Комитетом КПСС.

Преемственность весьма скромна в данной Конституции, и зачастую выражается в лозунгах по поводу укрепления социализма, о его новом этапе.

    Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов

В Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. По конституции 77 года социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г. 8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" – её составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" – её составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г.), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 Конституции СССР 1936 г.). Конституция 1977 г. впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 7-8). Конституция сказала (ст. 5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48).

Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа. Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст. 6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в статье 1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Впервые в ст. 9 специально зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является «дальнейшее развертывание социалистической демократии» и указаны пути ее развития.

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти, которые получают новое навание «Советы народных депутатов». Особая роль Советов обусловила включение в Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пяти лет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Содержится в конституции и ряд следующих моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Еще одна особенность содержания Конституции 1977 г. - более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности.

Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

На конституционном уровне провозглашались новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.д. Конституция одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию "долг граждан".

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

В Конституции 1936 г. была одна краткая глава "Государственное устройство", в Конституции 1977 г. раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие – соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным округам (это понятие пришло в данной Конституции на смену понятию "национальные округа").

К существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Введено новое определение Союза ССР (ст. 70) как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статей Конституции: ст. 16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс), ст. 73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории страны), ст. 89 (Советы - единая система органов государственной власти) и др.

Наконец, следует отметить и такую особенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл. 4) об основах внешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципы отношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренние традиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.).

Таковые главные отличия и особенности Конституции СССР 1977 г.

    Заключение

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержанию соответствовали Конституции СССР. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР, содержали и ряд особенностей при сопоставлении с Конституцией СССР.

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения.

Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1977 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны.

Список литературы

    Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М, 1983.

    Развитие русского права второй половины XVII - XVIII в. М., 1992.

    Черменский Е.Д Четвертая Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976.

    Королев А.И. Первая русская революция и Манифест 17 октября 1905 г /Кн.: Советское государство и право. М., 1986.

    Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции, М.; Политиздат, 1980,1987.

    История советской конституции (в документах) 1917- 1956 гг. М -: Госюриздат, 1957.

    Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М.: Наука, 1982.

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

    Конституция России: природа, эволюция, современность (http://constitution.garant.ru/DOC_1676651_sub_para_N_200.htm)

    Конституция (Основной Закон) СССР. 1977 г. М.: Политиздат, 1977.

сравнительно СССР 1977 года (в редакции 1990 года ). Глава 8 Закон СССР ...

  • Конституция Чувашской Республики правовое качество

    Реферат >> Государство и право

    В научный оборот сравнительно недавно и в... Конституций СССР и РСФСР. 25 июня 1936 года ... 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР , а 12 апреля 1978 года ... результате анализа технико-юридических свойств Конституции Чувашской Республики...


  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    «ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Институт переподготовки и повышения квалификации
    Кафедра государственного и муниципального управления и политики
    Курсовая работа
    Тема: Сравнительная характеристика советских
    конституций 1917, 1924, 1936 и 1977 года
    по дисциплине: История государственного управления
    Выполнил ст. гр. ГУП-06:
    Нижегородцев А.Г.
    Проверил: Батура А.И.
    Чита 2008
    Содержание
    Введение
    Конституция 1918 года
    Конституция 1924 года
    Конституция 1936 года
    Конституция 1977 года
    Заключение
    Список использованных источников
    Введение
    За период с 1917 по 1977 в СССР было принято 4 Конституции: 1918, 1924, 1936, 1977. Принятие каждой из них означало существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
    После Великой Октябрьской социалистической революции перед большевиками стоял ряд задач по внедрению соответствующей идеологии в массовое сознание. Дело в том, что Россия (до революции) в отличие от западных стран имела очень необычное государственное устройство: большие города, которые являлись сосредоточием политической экономической, культурной жизни страны и огромные просторы неструктуризированной (полное отсутствие дорог и иной инфраструктуры) сельской местности с чрезвычайно низким уровнем культуры, образования, материального обеспечения. Подъем промышленности в России в начале 20 века потребовал привлечения огромного количества рабочей силы с низким уровнем квалификации (или уровнем квалификации не требующем получения образования как базовой системы понятий). В городах такой ресурс отсутствовал. Фактически началась миграция сельского населения в город. Была создана система профподготовки кадров для промышленности, удовлетворяющая необходимым темпам роста. В результате за 10-15 лет образовался (фактически "с нуля") класс людей имеющих профессию, но не имеющих образования. Расслоение в городе прежде всего по финансовому признаку достигло огромных размеров. Как следствие этого расслоения произошла первая попытка передела существующего положения (передела собственности) в 1905 году. Фактически эти события представляли собой стихийный крестьянский бунт (наподобие Пугачевского или Разинского бунта). Какая либо идеология восстания отсутствовала. Так же на тот момент официальная идеология государственного устройства была дискредитирована некоторыми внешними событиями: русско-японской и начавшейся вскоре после нее 1-й мировой войной. Отречение Николая II осложнило и без того непростую ситуацию. Лозунг "За веру, Царя и Отечество" перестал быть актуальным. Параллельно в России появились мысли о возможности устройства демократического общества. На рубеже смены двух идеологий "царско-патриархальной" и "западно-демократической" внезапно появился призрак коммунизма. Семена идеи о всеобщем равенстве упали на благодатную почву сельской патриархальной России. Народившийся рабочий класс расстался с тем минимумом старой идеологии (которую вынес из деревни) и не приобрел идеологии демократической (в связи с отсутствием образования). Здесь необходимо учесть, что срок в 10-15 лет для таких событий - срок очень небольшой, в связи с чем можно считать скорость произошедших изменений просто реактивной. Что произошло дальше всем известно: октябрьский переворот и публикация новой идеологии. Село новую идеологию не приняло в связи, с чем потребовались меры по введению военного коммунизма и продразверстки (фактически официального грабежа крестьян). Для страны с совершенно новым государственным устройством необходимо было свое особое (новое) право.
    1. Конституция 1918 года
    10 июля 1918 г постановлением V Всероссийского съезда Советов, принята Конституция РСФСР. По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года. Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.
    К числу отличительных черт Конституции 1918-го года относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Документ включал формулировки чисто политического характера, ориентированные на все мировое сообщество. Так, в статье 3 говорилось: "Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах". При этом открыто признавалась необходимость применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Первая большевистская Конституция в этом смысле была самой откровенной. Принятая на основе написанной В. И. Лениным "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", она определяла прежде всего тактику и способы разрушения всех старых основ государства. Основные принципы - отказ от долгов "как первый удар международному банковому, финансовому капиталу" и обещание идти по этому пути "вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала". Большевики и не пытались скрыть, что своих целей они смогут добиться, только полностью отказавшись от демократии. Первый Основной закон коммунистической России гласил: "Эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Принцип тайного голосования и разделения властей отвергался как "пережиток буржуазного парламентаризма". Аргументация была проста: чего, мол, таиться от товарищей и противопоставлять их друг другу? "Полномочные представительства трудящихся масс" избирались на собраниях открытым голосованием. В этих условиях даже недовольное большинство не осмеливалось голосовать против власти. Те же, кто все-таки отваживался открыто высказать свое несогласие, объявлялись "контрой", с которой поступали по законам революционного времени. Говоря о верховных органах власти и конституционном контроле, следует отметить: Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.
    2. Конституция 1924 года
    Следующая Конституция принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1924-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924-го года. Последняя устанавливала, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции". Очередные задачи советской власти оставались все теми же, что и в первые месяцы революции. За прошедшее время большевики отстояли власть в гражданской войне, но ее еще предстояло укрепить и обезопасить. Очистить страну от скрытых и потенциальных врагов и превратить ее в мощный плацдарм для дальнейшего завоевания мира. А для этого в одинаковой степени подходила любая конституция - как первая российская, так и первая советская. Военный коммунизм привел к остановке промышленности, а продразверстка - к голоду. Для решения этих двух проблем была введена новая придумка НЭП: фактически не отменяя официальной идеологии, большевики допустили существование частной собственности и связанных с ней экономических отношений. Умирает Ленин, его место занимает Сталин. Курс руководства меняется: НЭП сворачивается, а за основу принимается американская модель построения общества (развитая индустриальная база тяжелой промышленности и обслуживающее ее нужды сельское хозяйство). В советский союз приглашаются на работу западные специалисты и одновременно начинаются первые "чистки" - с целью избавления от носителей старой "большевистской" идеологии, партия избавляется от людей, которые сохранили память о том, с чего все начиналось. Развернувшаяся индустриализация требует привлечения огромного количества рабочей силы. Для обеспечения потребности в "рабсиле" ужесточается уголовное законодательство, фактически "уголовное право" (термин условен) в тот момент выполняет функцию привлечения огромных людских масс для выполнения общественных задач (построение индустриально развитого общества в течение короткого исторического периода). Огромный запас человеческих ресурсов позволяет использовать людей как "одноразовый" материал. Сроки уголовных наказаний фактически являются пожизненным заключением - заключенные умирают до окончания срока заключения. Для оправдания жестокости уголовного наказания используется идеология "классовых врагов", запускается система "охоты на ведьм" - политические процессы того времени не имели задачи борьбы с иной идеологией, они были необходимы как показательный "отлов" врагов народа для подтвержденья тезиса об их (врагов народа) наличии. Право этого периода российской истории можно охарактеризовать как "уголовно-трудовое". Уголовно-ударные стройки возникают во всех уголках нашей необъятной страны. Образуется ГУЛАГ, который выполняет функцию поставщика рабочей силы на народные стройки, в то же время позволяющий не соблюдать даже тех минимальных норм продолжительности рабочего времени и условий работы, принятых вне лагеря. Затраты на питание и обмундирование являются мизерными. Система лагерей находится как бы вне общества, поскольку большинство находящихся в ней не имеют права переписываться со своими родными. Носители иной идеологии либо эмигрировали, либо были репрессированы. В соответствии с Конституцией СССР 1924 года верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками. Центральные исполнительные комитеты союзных республик имели право опротестовывать декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР. В исключительных случаях ЦИК и республик и их президиумы имели право приостанавливать распоряжения народных комиссаров СССР (при явном их несоответствии постановлениям СНК или ЦИК СССР).
    3. Конституция 1936 года
    Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов - но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое. Когда же выборы стали тайными, все стал решать подсчет голосов. А его уже вели новые назначенцы. Завершилось построение индустриального общества, основанного на использовании рабского труда. Любой ребенок на вопрос: - Куда мы идем? - мог четко ответить: - К победе коммунизма. Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали невыездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан. Сравнивать условия жизни было не с чем, разве только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру (видимо Сталин лелеял надежду на его войну с Англией и Америкой). Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова. Нападение теоретического "союзника" и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы стратегического сырья находились глубоко за линией фронта. Соответственно никакого права во время войны не существовало, кроме пожалуй уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: "по законам военного времени". Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей (многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны). Хрущевская "оттепель" была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и кроме того не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно "самодурство" было расценено соратниками по партии как предательство и произошел "тихий" государственный переворот. С этого момента в России начинает строиться общество нового типа - бюрократическое общество. Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью. В стране инфляция и только что отменили "карточки", для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В стране возникают зачатки гражданского права, которое фактически не работают, поскольку право собственности отсутствует. В стране декларируются три вида собственности: государственная, колхозная и личная. Взаимоотношения граждан с первой и второй регулируются уголовным правом (так как единственное что может сделать гражданин с данным видом собственности - украсть), а по поводу третьей возникают всякие забавные коллизии фактически правовое регулирование(правовой механизм) подменяется ведомственными и иными инструкциями, существующей практикой и т.п. Если скажем с личными вещами все достаточно понятно, в принципе любой собственник мог в полном объеме использовать свои полномочия - то есть владеть, пользоваться и распоряжаться, то скажем с объектами недвижимости дело обстояло значительно сложнее, в этот же период возникает административное право (раньше не было необходимости в его возникновении, фактически все правонарушения были преступлениями) как система норм, описывающая отношения человека и общества. В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения(всего, начиная от сырья, и кончая квартирами и носками для сельпо) для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности. Министерства и ведомства плодятся как грибы после дождя, фактически создается саморегулирующаяся система распределения товаров. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Система распределения товаров начинает не только распределять товары, но и делать заказы на производство новых партий. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве товаров народного потребления. Система колхозов показала полную неспособность организовать производство сельхоз - продукции, растет импорт продовольствия.
    4. Конституция 1977 года
    Конституция СССР 1977-го года на протяжении своего существования претерпела множество изменений и поправок. Первые 10 лет Конституция характеризовала Россию как страну "развитого социализма", что означало превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в "ведущую роль рабочего класса". Классовый характер Конституции подчеркивался и тем, что в тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций". Вместе с тем рамки "социалистической демократии" были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства. Конституция закрепила также более полный перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья. Принятие Брежневской Конституции было вызвано экономическими трудностями, которые испытывал СССР. Милитаризованная коммунистическая экономика не могла производить ничего, кроме ракет и танков, а население нуждалось хотя бы в минимальном улучшении своего материального положения. Где-то с середины 70-х возникают перебои в снабжении продуктами, сначала в центральной России, а потом и в больших городах. В более мелких городах была введена карточно-талонная система на продукты питания. Деньги обесценились, так как их наличие не гарантировало их покупательную способность. Под эгидой борьбы с пьянством были введены талоны на водку. Поэтому Москва вынуждена была всерьез принять стратегию "мирного сосуществования двух систем" - хотя бы потому, что, исповедуя эти принципы, проще было покупать на мировом рынке потребительские товары и стратегические технологии. Ну а после подписания Хельсинкского акта выяснилось, что у старой доброй Сталинской 1936 года имеются серьезные изъяны. А точнее, государственная практика серьезно разошлась с конституционными принципами. Леонид Брежнев был генеральным секретарем правящей партии и не занимал никаких государственных постов. Для партийно-советской бюрократии этого было достаточно, чтобы считать Брежнева руководителем страны. Но остальной мир не желал подписывать договоры и соглашения с лидером пусть и единственной, но только партии. С подачи советских диссидентов мир и задался вопросом: а на каком, собственно, основании господин Брежнев и возглавляемая им партия правят страной? Советская Конституция не предоставляет такого права ни партии, ни ее главе. Следовательно, коммунистический режим Брежнева антиконституционен. Вплоть до 7 октября 1977 года диссиденты вели борьбу под лозунгом "Выполняйте свою конституцию". До этого момента диссиденты могли действовать в конституционном поле. С принятием новой конституции они оказались вне закона.
    В Конституцию включили знаменитую статью 6 о руководящей роли КПСС. Диссиденты и сочувствующий им Запад расценили новую конституцию как "государственный переворот"
    и т.д.................