Сравнение конституций 1924 1936 1977. Сравнительный анализ конституций

Конституция 1918 г. Победа Советской власти на большей

части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к не-

обходимости подготовки и принятия основополагающего юридиче-

ского документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся

общественные отношения и фактически сформировавшиеся струк-

туры власти, которые определялись понятием ≪диктатура пролета-

риата≫ (Советы, партия, профсоюзы).

Рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:

Углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с ми-

ровой войной и усугублявшегося стихийными процессами после

Октября 1917 г.

Партийные методологические установки, которые подразуме-

вали, что республика, для которой составлялась Конституция,

есть переходный этап на пути к мировой социалистической

революции или федерации республик;

Организационные проблемы, связанные с переводом правитель-

ства из Петрограда в Москву.

проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов - пред-

седатель ВЦИКа

В Конституции закреплялась система государственного управ-

ления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьян-

ских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры

пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись ос-

новы национальной политики, принципы Советской Федерации.

Первые четыре главы (Раздел первый) повторяли Декларацию

прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Все-

российском съезде Советов в январе 1918 г.

Конституция 1924

определяла верховным органом власти нового го-

сударства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были

созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съез-

дов Советов. В периоды между съездами Советов верховным орга-

ном власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет

Союза, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Нацио-

нальностей. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК СССР образовал первое союзное прави-

тельство - Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Органами хозяйственного государственного управления в Сою-

зе являлись общесоюзные и объединенные отраслевые наркоматы.

Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались

только в Союзе. Сюда входили наркоматы иностранных дел, внешней

торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и теле-

графа. Объединенными назывались наркоматы, которые имелись

в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руково-

дили соответствующими наркоматами республик. Третью группу со-

ставили наркоматы, которые имелись только в союзных республиках.

Конституция подчеркивала добровольность объединения рес-

публик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза.

Гарантировалось право союзных республик на постоянство терри-

торий, хотя и допускались территориальные изменения, но только

с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным пра-

вом союзных республик было также право на собственное граждан-

ство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гра-

жданином Союза.

Конституция 1936 г. Происшедшие изменения в государственном

устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Зако-

не) Союза Советских Социалистических Республик.

союзном съезде Советов.

В Конституции была фактически закреплена руководящая роль

ВКЩб) в обществе

Поскольку была провозглашена победа социализма в стране

(такой вывод был сделан на основе тезиса о ликвидации эксплуата-

торских классов и невозможности вследствие этого реставрации ка-

питализма), в Конституции были отражены новые отношения в об-

ществе. Отменялись ограничения прав граждан по классовому

признаку, провозглашались права граждан (неприкосновенность лич-

ности, тайна переписки). Была изменена избирательная система:

провозглашалась система всеобщего, равного и прямого избира-

Изменялась и структура государственной власти. Высшим орга-

ном власти являлся Верховный Совет СССР (ст. 30), состоявший из

двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национально-

стей. Между сессиями Верховного Совета власть осуществлял Пре-

зидиум в составе Председателя, одиннадцати заместителей, секре-

таря и 24 членов Президиума.

дарственной власти был Совет народных комиссаров.

Комиссариаты делились на общесоюзные (обороны, иностранных

дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта,

тяжелой и оборонной промышленности) - они руководили отрас-

лями на всей территории СССР, и союзно-республиканские (пищевой,

легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животно-

водческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел,

юстиции, здравоохранения

Советы депутатов трудящихся являлись местными органами го-

сударственной власти, а исполнительными и распорядительными

органами - избираемые ими исполнительные комитеты.

В Конституции было законодательно закреплено преобразова-

ние Казахской и Киргизской автономных республик в союзные,

вошедшие в состав СССР в качестве субъектов Федерации, упразд-

нение ЗСФСР; Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

ССР стали субъектами Федерации. Таким образом, в состав СССР

включались 11 союзных и 22 автономные республики, 9 автономных

областей и 10 национальных округов (52 национальных государства

и национально-государственных образования).

В течение января-марта 1937 г. на основе Конституции СССР

были утверждены Конституции союзных республик.

Разумеется, принятие новой Конституции имело историческое

значение. Но, как свидетельствуют известные факты, продеклари-

рованные в ней принципы и нормы в значительной степени не реа-

лизовались.__

Конституция 1977 г

редной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных

этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической

революции. Здесь же определяется понятие развитого социалисти-

ческого общества и фиксируется, что сложилась новая историче-

ская общность людей - советский народ, который и ≪закрепляет

основы общественного строя и политики СССР, устанавливает пра-

ва, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели

социалистического общенародного государства и провозглашает их

в настоящей Конституции≫.

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу

и 174 статьи.

В первом разделе представлены основные положения, характе-

ризующие политическую и экономическую системы страны, соци-

альные, культурные отношения, а также принципы внешней поли-

тики и защиты отечества.

В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их

взаимоотношения с государством, а также структура национально-

государственного устройства СССР, основанного на свободном

союзе 15 Советских Социалистических Республик.

Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принци-

пы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших орга-

нов государственной власти и управления в СССР, Союзных рес-

публиках и местных органов власти. Высшим органом государствен-

ной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению

Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из

двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национально-

стей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся

Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего

органа государственной власти в периоды между его сессиями. Ра-

бочими органами Совета Союза и Совета Национальностей явля-

лись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом госу-

дарства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Последние разделы Конституции были посвящены организации

судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурор-

ского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб,

флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.

Конституция 1993 В непростой обстановке

после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федераль-

ное Собрание - новый орган представительной власти, заменивший

принята новая Конституция Российской Федерации, определившая си-

стему государственного устройства постсоциалистической России.

Конституция РФ закрепила политические изменения, происшед-

шие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, нацио-

нальных отношений, закрепила федеративное устройство России, оп-

ределила структуру власти, отношения центральных и местных органов

управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод чело-

века и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Основного Закона Российской Федерации -

Россия есть демократическое федеративное государство с республи-

канской формой правления. Носителем суверенитета и единственным

источником власти в стране является ее многонациональный народ,

который осуществляет свою власть непосредственно, а также через

органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ст. 10 Конституции закрепила демократический республиканский

правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие

закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конститу-

ции, самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Рос-

сийской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

суды Российской Федерации.

В новой системе органов государственной власти Российской

Федерации доминирующее положение занимает пост Президента

России. Соотношение полномочий, функций главы государства с за-

конодательной и исполнительной властями свидетельствует о прези-

дентском характере республики.

Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в це-

лом отвечает условиям переходного периода, который не может быть


Похожая информация.


советский конституция законодательство право

Конституция 1924 года провозгласила идею уничтожения эксплуатации человека человеком и тут же заменяло ее идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность (ст.1 п.е, ст.18). Также упоминается, что установление основных законов о труде находится в ведении верховных органов СССР и определяет в сфере труда орган исполнительной власти (ст.37). В Конституции 1936 года правам и свободам граждан отводится целая глава, чего не было в Конституции 1924 года. В Конституции 1936 года (ст.12) "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина…", опять прослеживается идея принудительного государственного труда. Ст.118 К-1936 только гарантирует гражданам право на получение работы с справедливой оплатой труда, но опять же не отменяет всеобщую трудовую повинность. Отдельная глава о правах и свободах граждан имеется и в Конституции 1977 года. Ст.14 и 40 в Основном законе 1977 г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

Сравнительная характеристика Конституции РСФСР 1918 года и Конституции СССР 1924 года

  1. Сравнение принципов построения РСФСР и СССР как многонациональных государств.

В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик в состав, которого первоначально вошли 4 республики: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Белорусская Социалистическая Советская Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, которая в свою очередь состояла из Советской Социалистической Республики Азербайджан, Советской Социалистической Республики Армения и Советской Социалистической Республики Грузия. Как и РСФСР по Конституции 1918 года СССР по Конституции 1924 года был провозглашен федерацией, в которую республики входили на принципе добровольности. Но были различия в принципах построения РСФСР и СССР.

Во-первых, СССР строился только на национально-территориальном признаке, в отличие от РСФСР, где наряду с национально-территориальным принципом был закреплен административно- территориальный принцип построения федерации, т.е. существовали не только национальные республики, но и области и края, построенные по административно- территориальному признаку.

Во- вторых, СССР объявлялся союзом равноправных республик, в то время как в РСФСР такого равноправия между субъектами федерации не закреплялось. Из этого можно сделать вывод, что республики, входившие РСФСР занимали более высокое положение, чем субъекты, образованные по административно- территориальному признаку.

В-третьих, в конституции СССР 1924 года закреплялось право свободного выхода республик из состава СССР. Такое положение также отсутствовало в Конституции РСФСР 1918 года.

В-четвертых, закреплялся принцип открытости Советского Союза для всех существующих и будущих социалистических республик. Это означало, что любая социалистическая республика, пожелавшая вступить в СССР, может беспрепятственно это сделать. Такой принцип не был провозглашен в РСФСР.

Таким образом, и РСФСР И СССР были федерациями. Но в Конституции РСФСР 1918 года были провозглашены всего три принципа построения многонационального государства. Это принцип добровольности, административно- территориальный и национально-территориальный принципы. В Конституции СССР по сравнению с Конституцией РСФСР сохранялись принцип добровольности и национально-территориальный принцип построения, но уже отсутствовал административно- территориальный принцип. Кроме этого были закреплены принципы, равноправия, открытости для вступления новых субъектов федерации, принцип свободного выхода из состава СССР.

  1. Сравнение систем и принципов формирования федеральных органов РСФСР и СССР по Конституциям 1918 и 1924 годов.

Верховным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. В перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК. Таким образом, в отличие от государственного устройства РСФСР, где Президиум ВЦИК не был отдельным государственным органом, а только готовил вопросы для обсуждения во ВЦИК, в СССР Президиум ЦИК стал самостоятельным органом государственной власти. СНК СССР в отличие от СНК РСФСР не обладал законодательными полномочиями и выполнял только распорядительные и исполнительные функции.

Главным принципом построения государственного аппарата был федерализм, т.е. разграничение полномочий между органами республик и федеральными органами государственной власти. Оно достигалось разделением наркоматов на три группы: общесоюзные, существовавшие только в Союзе и решающие общефедеральные вопросы, объединенные наркоматы, которые создавались и в Союзе и в республиках, и республиканские наркоматы, создававшиеся только в республиках. В свою очередь в РСФСР такого разделения наркоматов не было.

Появлялись новые наркоматы и другие органы государственной власти. Так, например, было образовано Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) при СНК, которое имело в республиках местные органы ГПУ. Председатель ОГПУ входил в состав СНК СССР с правом совещательного голоса.

Сохранялся принцип централизма, но он занимал второстепенное положение, т.к. на его основе строилась деятельность только объединенных наркоматов. Сохранялся принцип коллегиальности органов государственной власти, как и по конституции РСФСР, так как верховный орган Всесоюзный съезд Советов был коллегиальным органом. Также сохранился принцип демократизма в формировании государственного аппарата, т.к. Советы оставались выборными органами. Выборы оставались непрямыми, а многоступенчатыми. В Конституции 1924 года уже нет принципа классовости в формировании системы государственных органов, как это было в Конституции РСФСР 1918 года.

Таким образом, Конституция СССР 1924 года сохранила принципы демократизма, коллегиальности в построении госаппарата, меньшую роль стал играть принцип централизма, большее значение стал иметь принцип федерализма. Полностью отсутствует принцип классовости в построение системы государственных органов. Произошли изменения в построении системы федеральных органов. СНК СССР не выполнял законодательных функций, Президиум ЦИК вошел в систему государственных органов, ЦИК стал двухпалатным, в него входили Союзный Совет и Совет Национальностей, произошло деление наркоматов на три группы: общесоюзные, объединенные и республиканские, появились новые органы - ОГПУ и др.

проанализировать Конституции Советского Союза (1924, 1936, 1977 годов) с точки зрения обеспечения прав этносов.

1.Права этносов в Конституции СССР 1924 года......................................... 3

2.Конституция СССР 1936 года о правах этносов....................................... 7

3.Положения Конституции СССР 1977 года о правах этносов.................... 9

Список литературы:...................................................................................... 12

1. О правах этносов по Конституции СССР 1924 года

Образование нового государства ознаменовалось принятием Основного Закона - Конституции СССР 1924 года. Указанный документ представляет интерес в связи с особенностями территориального устройства государства и складывающимися взаимоотношениями между союзными единицами – республиками. Любопытно, что каждая из них – это самостоятельное государство, в основе своей имеющее титульную или государствообразующую нацию. Естественно, что актуальным для новой советской власти был вопрос формирования такой системы вертикальных («центр-республика») и горизонтальных («республика-республика») взаимоотношений, которые бы содействовали укреплению новой формы государственности, но никак не служили бы источником распрей и конфликтов на национальной почве.

Обозначенный вопрос тем более актуален, что проблема межнационального взаимодействия испокон веков выступала слабым местом человеческой цивилизации. Действительно, исторический анализ показывает, что самые тяжелые, самые кровопролитные войны и столкновения случались именно ввиду национальной и религиозной ненависти.


Проблема заключается еще и в том, что, действительно, к национальному вопросу примешивается и вопрос религиозный, поскольку в указанных «ноообразованиях» советского государства существовали (и до сих пор существуют) различные трационные конфессиональные сообщества.

Исходя из указанного исследовательский интерес представляет изучение особенностей регламентации правового положения этносов (национальных образований) нормами Конституции СССР 1924 года.

При этом указанное исследование целесообразно осуществлять в с учетом специфики социально-политической и экономической ситуации, сложившейся на момент принятия указанного документа.

Период новой экономической политики дает оснвоания предположить, что советская власть делала ставку на смягчение социально-экономической политики в вопросе сохранения и упрочения собственного положения. Это также, на наш взгляд, выражалось и в национальной политике, в рамках которой руководство провозгласило достаточно обширный набор прав и свобод этнических собществ, входящих в состав государства.

Согласно положениям Раздела первого данного документа - «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик», являвшейся своего рода преамбулой к тексту документа, национальные союзные республики, а также их население наделялись определенными конституционными характеристиками.

Налицо идеологизированность и политизированность ключевых положений анализируемого документа.

Специфично использование такого термина как «клубок национальных противоречий» как угрозы системе и строю капитализма. Отсюда становится ясным то значение. которое придавалось руководством страны национальному вопросу и грамотной национальной политике.

Далее констатируется, что «только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов». Обозначенная норма есть не что иное, как закрепленный в Конституции фундаментальный принцип, положенный в основу взаимоотношений национальных республик и их населения: идея братского сотрудничества и обстановка взаимного доверия были признаны характеристикками государства, достигшего цели построения социализма.

Логика законодателя очевидна: «Союз является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем…».

Приведенные тезисы получают свою дальнейшую конкретизацию в специальных нормах Конституции СССР 1924 года. Так, Глава 2 «О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве» устанавливает понятие суверенитета союзных республик, что следует понимать как возможность самостоятельного решения вопросов государственного управления . В частности, суверенитет проявляется в праве республик принимать собственные конституции и вносить в них изменения самостоятельно. Кроме того, императивно закреплено положение о невозможности изменения территориальных границ союзных республик.


Законодатель указывает, что ограничением суверенитета являются пределы, указанные в Конституции – их суть сводится к перечислению предметов ведения центральной власти Союза. По вопросам, не входящим в указанные пределы, каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик.

Как видим, принцип равноправия народов, провозглашенный в преамбуле, конкретизирован в рассмотренной выше норме о суверенитете республик. Помимо этого, данный принцип уточняется в ч.7 данной главы, устанавливающей единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

Далее повторно предписывается сохранение за каждой из союзных республик права свободного выхода из Союза (ч. 4 гл. 2). Согласно ч.6 данной главы решение данного вопроса предполагает выражение мнения каждой из союзных республик.

Если мы проанализируем Главу 10 Конституции 1924 года «О союзных республиках», посвященную государственным органам республик, то сможем обнаружить, что республиканский механизм управления аналогичен центральному аппарату с той лишь разницей, что имеется некотрое ограничение по вопросам ведения.

Интересно, что при иерархической соподчиненности данных уровней власти, «право амнистии , а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохраняется за центральными исполнительными комитетами этих республик».

По большому счету, положения Конституции СССР 1924 года достаточно демократичны в плане определения основных направлений и сущностных моментов национальной политики государства. Полагаем, что именно подобная политика была необходима и целесообразна на рассматриваемом этапе формирования новой формы государственности России.

2. Конституция СССР 1936 года о правах этносов

Если в предыдущей части работы мы оценили Конституцию 1924 года в качестве достаточно демократичной в отношении национальной политики, то в научной литературе Конституция СССР 1936 года определяется как одна из самых демократических конституций современности и политической истории СССР, в частности.

Работа с текстом данного документа, по сути, подтверждает указанный вывод. В то же время, следует различать декларируемое от фактического. Рассматриваемый период – середина периода правления – времени жесткого, требовательного ко всем и к каждому, предтеча широких репрессий и легендарно-тиранического 37-го года.

Из содержания ст. 6 Конституции СССР 1936 года, включающей в себя указание на принадлежность основных материальных активов, в том числе, природных ресурсов, государству или народу - «…являются государственной собственность ю, то есть всенародным достоянием», следует, что, во-первых, продолжается «линия» закрепления принципа равноправия народа, а во-вторых, что государство отождествляет себя с народом, что, конечно, очень показательно.

Изучение Главы II «Государственное устройство» показывает, что основная масса норм, касающихся суверенитета республик, его ограничения центральной властью, гражданства национального населения республик, вопросов изменения территориальных границ, остались в прежнем виде, не изменив своего содержания. При этом указанная глава дополнена нормами: о праве республики участвовать во внешнеполитической деятельности – причем, характер возможных к заключению соглашений с иностранными государствами конкретно не указывается; о наличии республиканских войсковых формирований; о соотношении юридической силы законов республик и общесоюзных – при этом устанавливается верховенство последних в ситуациях коллизионных противоречий. Что интересно, принцип гражданства дополнен – наряду с общесоюзным гражданством предоставлена возможность иметь гражданство конкретной республики.

Следует отметить, что в Главе X «Основные права и обязанности граждан » мы не встретим норм о дискриминации по признаку национальности, гражданства и проч. Это очень существенная характеристика, которую следует толковать как последовательное закрепление принципа равноправия народов Союза.

3. Права этносов в положениях Конституции СССР 1977 года

Конституция СССР 1977 года, как правило, в школьных учебниках по новой и новейшей истории определяется как Конституция «развитого социализма». Это утверждение в основе своей имеет употребление указанного термина непосредственно в тексте закона.

Солидный объем вводной части - преамбулы документа, связан с перечислением основных исторических перепитий, имевших место в истории формирования Советской России – это объясняется юбилейной датой 60-летия Октябрьской революции, случившейся на момент принятия Основного закона. Далее здесь же говорится о свершившейся «дружбе наций и народностей СССР», а также следует толкование указанного выше термина «развитый социализм» применительно к характеристикам советского общества. В частности, указывается, что «это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ».

Ст. 1 закрепляет положение о том, что Союз ССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Как видим, не утрачивает своей актуальности принцип равноправия – не напрасно преамбула к документу говорит о преемственности с ранее принятыми Конституциями СССР. В ст. 2 уточняется, что вся власть в СССР принадлежит народу. Прежние, рассмотренные выше Конституции СССР 1924 и 1936 гг. не содержали такого прямого указания, ограничиваясь лишь определением принадлежности природных ресурсов государству, т. е., народу.

В отличие от Конституций 1924 и 1936 гг. ст. 7 Конституции 1977 года предусматривает запрет на разжигание розни по национальному признаку, что очень показательно и характеризует специфику развития общественных отношений в указанной сфере.

Исходя из содержания ст. 19 Конституции 1977 г. следует, что социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции с уточнением о способствовании государства, в частности, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Очевидно, это достаточно несущественная трансформация формы выражения принципа равноправия народов и наций государства.

Впервые на конституционном уровне говорится о поощрении народного художественного творчества (ст. 27) – это означает ослабление «повального» уравнивания, в том числе, за счет стирания границ национальной идентичности, и предоставляет некоторые возможности для развития форм идентификации, прежде всего, культурной специфики наций.

Ст. 33 дублирует норму Конституции СССР 1936 г. об общесоюзном и союзном гражданстве, а ст. 34 – устанавливает равноправие народов, перечисляя признаки, по которым оно может быть нарушено. Положения ст. 36 специально посвящены характеристике равноправия граждан СССР различных рас и национальностей. При этом «осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР». Этой же нормой вводится принцип наказуемости дискриминации, в том числе, по национальному признаку.

При изложении особенностей государственного устройства, законодатель формулирует сущность Союза Советских Социалистических Республик – это «единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма» (ст. 70).

Таким образом, мы можем заключить, что провозглашенные в Конституции СССР 1924 г. основные принципы взаимоотношений национальных республик между собой и центром, в порядке правопреемства получили свое закрепление в нормах последующих Основных законов государства, несколько видоизменяясь в связи с развитием общественных отношений, и юридической техники законодателя, все более освобождающегося от идеологической нагрузки при формулировании основных положений закона.

Список литературы:

1. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических республик (Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года) // http://www. /dokumentyi/konstitutsiya-sssr-1924-goda-tekst. html

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 01.01.2001) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990.

4. , Чистяков истории советской Конституции. М., 1987.

Чистяков истории советской Конституции. М., 1987. С. 61.

Сравнение Конституций 1924 и 1936 годов

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав: об общественном устройстве, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально в новой конституции регламентировалось государственное устройство СССР.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. По Конституции 1924 года Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет. В Конституции 1936 года вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа: Совет Союза и Совет Национальностей. Различие было в том, что по Конституции 1936 года уравнивалось число депутатов обеих палат, а по Конституции 1924 года в Совете Союзов было больше депутатов, чем в Совете Национальностей.

Как и в конституции 1924 года, две палаты были равны, т.к. законопроект получал силу закона только в случае его принятия каждой из палат.

Вместо Президиума ЦИК, существовавшего по Конституции 1924 года, был создан Президиум Верховного Совета.

По Конституции 1936 года, Верховный совет действовал в сессионном порядке, в период между сессиями его заменял Президиум Верховного Совета СССР, так же, как и в Конституции 1924 в перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК.

По Конституции 1924 года, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. По Конституции 1936 года, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -- перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Таким образом, по Конституции 1936 года, произошло разделение законодательной и исполнительной власти в деятельности союзных органов. Исключительное право принимать законы получил Верховный Совет СССР. Совет Министров провозглашался высшим исполнительным органом. Потому верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность правительства. Президиум Верховного Совета СССР имел право издавать только подзаконные акты, указы.

По конституции 1936 года высшая судебная власть отделялась от исполнительной; высшей судебной властью обладал Верховный Суд СССР.

Из этого следует, что Конституция 1936 года закрепила разделение властей.

По Конституции 1924 года, Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. А по Конституции 1936 года, Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

По Конституции 1936 года Министерства делились на общесоюзные и союзно-республиканские на федеральном уровне и на союзно-республиканские и республиканские на республиканском уровне, ровно как и по Конституции 1924 года Народные Комиссариаты делились на общесоюзные и объединенные, и на объединенные и республиканские.

По Конституции 1936 органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся, т.е. было введено новое название советов - советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формулировка подчеркивала социальные различия рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Исходя из всего перечисленного, можно определить принципы формирования органов власти и управления в центре и на местах. Во-первых, это разделение властей.

Во-вторых, Конституция 1936 года закрепила существовавший по Конституции 1924 принцип федерализма, который достигался разделением наркоматов на три группы, так же Министерства делились на 3 группы.

Объединенные наркоматы, которые стали называться союзно-республиканскими министерствами были построены по принципу централизма, так же как и по Конституции 1924 года.

Однако, Конституция 1936 года отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства. В совместное ведение Союза и Республик перешли вопросы здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции, а раньше эти вопросы Республики решали самостоятельно.

В связи с подготовкой и принятием конституции 1936 года происходила перестройка государственного аппарата в направлении его централизации. В связи с ликвидацией системы съездов советов вводится вертикальная система субординации советов и устанавливается двойное подчинение местных исполкомов своему совету и вышестоящему исполкому. Свертываются начала местного самоуправления, сужаются права местных советов и усиливается централизм в государственном управлении. Централизации государственного аппарата способствовали следующие факторы:

переход от территориального к отраслевому управлению народным хозяйством ликвидируется функциональное построение гос. аппарата. С ломкой территориальной системы и функционального управления произошло разделение ВСНХ на отраслевые наркоматы, нарком, тяжпром, легкпром, наркомлес и т.д. В каждом наркомате сосредоточилась вся работа по отрасли.

Ликвидация коллегиальности и установление единоначалия в Министерствах.

Усиление контроля за деятельностью гос. аппарата сверху. Для этого при СНК создается спец. орган гос. контроля - комиссия советского контроля. На местах уполномоченные КСК контролировали, как местные органы власти и государственные учреждения выполняют решения центра. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) упразднялась, а ее функции по контролю снизу (народа) перешли к профсоюзам и депутатским комиссиям местных советов.

Усиление партийного контроля за деятельностью гос. аппарата. С ликвидацией РКИ был расформирован объединенный орган ЦКК РКИ, т.е. партийный контроль отделялся от государственного. Для осуществления партийного контроля вместо ЦКК создавалась комиссия партийного контроля (КПК). Она избиралась партийным съездом и имела на местах своих уполномоченных. Местные комиссии партийного контроля упразднялись.

Т.о., усиливался контроль центральных партийных органов за местными, и в построении партийного аппарата как и в гос. аппарате укреплялся централизм. Также было ликвидировано функциональное построение партийного аппарата. Вместо функциональных отделов в парткомах образуются отраслевые отделы: сх, промышленный, транспортный и т.д. это было сделано в целях усиления партийного контроля за гос. аппаратом, т.к. в конце 30-ых годов парторганизациям было предоставлено право контроля деятельности администрации на предприятиях и в учреждениях. Некоторые историки на основе того факта делают вывод о начале слияния партийного и советского гос. аппарата.

законодательный власть конституция