Бытие в философии.

БЫТИЕ (в философии) БЫТИЕ (в философии)

БЫТИЕ́, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология (см. ОНТОЛОГИЯ) ».
Бытие в античной философии
Как самостоятельное понятие бытие возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА) . Парменид (см. ПАРМЕНИД) формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же - мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом (ср. «логос» Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) , «число» пифагорейцев (см. ПИФАГОРЕИЗМ) ), и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ) , «семена» Анаксагора (см. АНАКСАГОР) , «атомы» Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) ); этот компромисс позволял объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого - с чувственным восприятием. С другой стороны, категория бытия критикуется софистами (Горгий (см. ГОРГИЙ) ) как пустое понятие, допускающее отождествление со своей противоположностью, с небытием, а также натурфилософами - как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона (см. ЗЕНОН из Элеи) ). (см. ПЛАТОН (философ))
Платон (см. ПЛАТОН (философ)) предложил решение антиномий бытия в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, - это совокупность умопостигаемых форм или сущностей - «идей» - отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.
В философии Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) , следующего в основном платонизму, появляется ряд специфических сдвигов в понимании бытия: отрицание бытия как высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной сущностью единичной вещи, попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть». Однако задачей «первой философии» остается, как и у Платона, усмотрение бытия как такового.
Бытие в средневековой философии
Средневековая философия, опираясь на известное библейское самоопределение Бога: «Я есмь сущий» (Исход, 3,14), часто сближает понятия бытия и Бога, считая бытие единственно возможным безусловным предикатом Бога. Связанная с этим теоретическая проблематика разрабатывалась в т. н. онтологическом аргументе. Различные трактовки бытия выразились также в споре реалистов (см. РЕАЛИЗМ (в философии)) и номиналистов (см. НОМИНАЛИЗМ) , соответственно тяготевших к платонизму и аристотелизму. Под влиянием онтологии арабских перипатетиков возникает различение сущности (essentia) и существования (existentia), в которой выделяются два аспекта бытия вообще: его идеальное содержание и его реальная положенность. Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) подчеркивает момент творческой действенности бытия, в полной мере наличный в самом бытии (ipsum esse), то есть в Боге как actus purus (чистый акт). Он же вводит метод «аналогии сущего» как способ связи абсолютного бытия и его конечных проявлений.
Сложившаяся еще в античной философии иерархия уровней бытия, нижней границей которой является абсолютное небытие, а верхней - бытие как таковое, в философии средневековья сливается с иерархией добра и красоты. Бытие, таким образом, понимается как полнота реализации всех стремящихся к совершенству качеств, а небытие отождествляется со злом как полной лишенностью присутствия Бога. Такая онтологическая интерпетация зла служила основой для христианской теодицеи (см. ТЕОДИЦЕЯ) , в классическом варианте представленной Августином (см. АВГУСТИН Блаженный) . Вместе с тем античная триада «Единое - Ум - Душа», в которой бытием в строгом смысле слова являлась вторая ипостась (Ум), оказалась плохой формой для теологического содержания и провоцировала периодически возникавшие (как на Западе, так и на Востоке) богословско-философские конфликты. Мыслители, испытавшие влияние неоплатонизма, тяготели к слиянию диалектики Единого и представлений о Боге (ср. Марий Викторин (см. МАРИЙ ВИКТОРИН) , «Ареопагитики (см. АРЕОПАГИТИКИ) », Эриугена (см. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА) , Экхарт (см. ЭКХАРТ Иоганн) ), но возникавшее при этом разведение понятий бытия и Бога делало эти концепции не вполне ортодоксальными. Более приемлемым было отождествление бытия и Бога, первый вариант которого дал Филон (см. ФИЛОН Александрийский) . В онтологических построениях Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ) , Ансельма Кентерберийского (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский) и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) богооткровенное имя (Сущий) трактуется как бескачественный предикат, открывающий бытие, но не дающий познания его сущности. Однако и этот вариант теологического истолкования категории бытия вызывал сомнения чрезмерным сближением умопостигаемого бытия со сверхразумным Богом. Францисканская оппозиция (Иоанн Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн) , Оккам (см. ОККАМ Уильям) ) стремится предельно отдалить разумную необходимость и божественный абсолют, с чем связаны такие концепции, как отождествление сущности и существования, повышение роли сверхразумной воли Бога, учение об «этости» (haeccaitas) предмета, не сливающейся с его эссенциальностью, «чтойностью» (quiditas) (Иоанн Дунс Скот). В философии Николая Кузанского (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ) (в первую очередь в учении о «бытии-возможности», possest) и Ф. Суареса (см. СУАРЕС Франсиско) вырабатывается компромиссный вариант связи категории бытия с основными онтологическими понятиями.
Бытие в философии нового времени
Философия нового времени выдвинула проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). От самоочевидности мыслящего «я» Декарт (см. ДЕКАРТ Рене) переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи т. н. онтологического аргумента. Главным результатом «открытия» бытия оказывается онтологическая гарантия истины, обоснование возможности науки. Бытие, таким образом, является для Декарта и всей рационалистической традиций 17 в. точкой пересечения мыслимого и существующего, а потому понятие бытия имеет объективную значимость, т. е. имманентно содержит свой объект. На этом принципе построены системы Мальбранша (см. МАЛЬБРАНШ Никола) и Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) , разделяет его и Лейбниц (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) . В то же время эмпиризм 17 в. толкует бытие как фактическую данность.
Вместе с темой бытия как субстанции (в гносеологическом аспекте - как совпадения понятия и реальности) постепенно развивается критика категории бытия. Неопределимость бытия, отмеченная Паскалем (см. ПАСКАЛЬ Блез) , стремление сущности к бытию у Лейбница, граница между бытием и волей, проведенная Декартом (см. ДЕКАРТ Рене) и Мальбраншем, - все это свидетельствует о сужении сферы применения категории бытия при сохранении традиционного тождества бытия и умопостигаемости. Аналогичное сужение характерно и для философии Беркли (см. БЕРКЛИ Джордж) с ее тезисом: «быть, значит быть воспринимаемым» (esse est percipi), который позволил осуществить парадоксальный переход от последовательного эмпиризма к платонизму. Если у Беркли бытие - это субстанциальный субъект и его идеальное содержание, то в философии Юма (см. ЮМ Дэвид) бытие утрачивает даже статус субъективной субстанциальной очевидности, чем отрицается картезианская интуиция cogito, открывшая в свое время ряд онтологических построений 17 в. Юм трактует различие между идеей и фактом как принципиальную несводимость одного к другому, как фундаментальную разнородность бытия и умопостигаемости.
Бытие в немецком классическом идеализме
В немецком классическом идеализме 18-19 вв. идет противоречивый процесс, начинающийся с критики категории бытие Кантом (см. КАНТ Иммануил) , затем преобразившийся в реставрацию классического понятия абсолютного бытия в философии позднего Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) , раннего Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) , и завершившийся редукцией бытия к более изначальным слоям абсолюта в волюнтаристических построениях позднего Шеллинга. Тезис Канта о том, что бытие не реальный предикат, а лишь полагание (Setzung) того или иного содержания, был подхвачен и развит в дальнейшем позитивизмом и аналитической философией; учение Шеллинга о воле, если не исторически, то логически, предваряло идеи иррационализма 19 в.; концепция же выдвинутая Фихте и Гегелем, согласно которой абсолютное бытие есть не только субстанция, включающая в себя любое конечное содержание, но и абсолютный субъект, т. е. универсальное личностное начало, фактически не обрела преемников в западноевропейской традиции и оказывала лишь косвенное влияние на некоторые ее течения (персонализм (см. ПЕРСОНАЛИЗМ) , неогегельянство (см. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО) , экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) ).
Бытие в философии 19-20 вв.
19 век (вплоть до 1870-х годов) проходит под лозунгом борьбы со схоластическим онтологизмом. Идею бытия критиковали с различных точек зрения немецкие романтики, Кьеркегор (см. КЬЕРКЕГОР Серен) , Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) , Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг) , Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) . С конца 19 в. начинается реакция против этого течения, выродившегося в иррационализм, субъективизм, релятивизм, вульгарный материализм. Марбургская школа (см. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА) в неокантианстве, неогегельянство, имманентная философия (см. ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ) , феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) пытаются строить новую онтологию на основе аналитики чистого сознания, разъединяя, с одной стороны, традиционную связь бытия и эмпирическо-научного универсума, сохраняя, с другой стороны, идею имманентного присутствия бытия в актах сознания. Неореалисты ищут пути к новому пониманию бытия через элиминацию субъект-объектного понимания опыта.
С другой стороны, течения, близкие к неопозитивизму (см. НЕОПОЗИТИВИЗМ) , особенно философия лингвистического и логического анализа, стремятся снять саму проблематику бытия, которая рассматривается как спекуляция с непроясненными языковыми выражениями, заменить ее проблемами, выраженными языком позитивной науки, или освобожденном от двусмысленностей естественным языком (Карнап (см. КАРНАП Рудольф) , Рассел (см. РАССЕЛ Бертран) , Витгенштейн (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) ).
Философию Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) , главной темой которой является вопрос о бытии, можно считать логически последней главой той критики онтологии (на языке Хайдеггера - «метафизики»), которую предприняла «философия жизни» 19 в. и ее романтические предшественники. Основное заблуждение «метафизики» (и всей западноевропейской культуры) - в забвении истинного бытия, в подстановке вместо бытия того или иного «сущего», т. е. вещественной или идеальной конкретности. Само же бытие, по Хайдеггеру, есть нетеоретическое событие (Ereignis) в мире «сущего», «просвет» (Lichtung) в плотности овеществленного универсума, позволяющий человеку в созерцании или действии обрести свою подлинность и историчность.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Бытие является широчайшей философской категорией, которая используется для обозначения субстанциональности, а также целостности мира. Бытие в философии зародилась в Древней Греции. Возникновение учения о нем совпало с появлением философского знания, а также с переходом к теоретико-логическому мышлению.

Понятие о том, что мир является целостным, сформировалось не сразу. Его появлению способствовали промежуточные концепции и понятия. Те мыслители, которые жили в период античности, очень тщательно рассматривали всевозможные варианты философских построений, при этом опираясь на те знания, которые были получены их предшественниками. Также они опирались на мифологию, искусство и так далее.

Со временем в познании возникает совершенно новая установка в понимании окружающего мира. Речь о том, что греческие натурфилософы рассматривали действительность как некое многообразие все время меняющихся предметов, процессов, явлений, а их последователи задавались вопросами о самой основе всех этих изменений. Эта основа - бытие. Философия даже в наше время часто обращается к данной категории. Изучением ее занимались многие великие философы.

Бытие в философии

Само слово «бытие» - это сочетание двух других слов: первое - «быть», второе - «есть». Отметим, что оно обозначает не только само существование чего-либо в этом мире, а гарантирует то, что это существование естественно и вполне реально.

Бытие в философии дает возможность ощутить мир как нечто целостное, единое, не состоящее из отдельных частей. Наука, которая изучает бытие, называется онтологией - это один из самых важных знания.

Что лежит в основе бытия? В его основе лежит то, что человек воспринимает мир не только как существующее здесь и сейчас, но и как то, что вечно и остается реальным даже там, где этот человек никогда не был и не будет. Существование здесь и сейчас доказывается человеческим опытом, а вечность и безграничность мира объясняет интуитивная деятельность сознания. Единство описанного выше и составляет структуры понятия бытия.

Философы, занимающиеся вопросами бытия, искренне верят, что мир остается непоколебимым несмотря на все потрясения, которые происходят в природе и обществе. На него ничто не влияет, он всегда остается постоянным, целостным, неизменным. Непоколебимый мир является истинным бытием, той опорой, которая дает нам гарантии, что реальность не исчезнет.

Размышления о сильном мире являются ядром смыслообразующей деятельности человека. Можно сказать, что на интуицию накладываются всевозможные понятия, которые образуют смысл, заключенный в различных

Онтология утверждает, что мир, который существует вокруг нас, живет, а также развивается по своим собственным законам. Законы эти никогда не зависели и не будут зависеть ни от нашего желания, ни от нашей воли. Они обеспечивают гармонию, а также стабильность нашей деятельности, хотя в то же самое время и ограничивают ее. Умение следовать законам бытия в значительной мере упрощает существование человека и любого другого существа.

Сюда следует отнести:

  • категорию вещей. Здесь речь идет о сущности вещей природы, а также вещей, созданных человеком;
  • категорию духовного. Здесь все основано на субъективном, а также на объективном духе;
  • категорию человека. Здесь можно наблюдать деление на человека как существа природы, а также на человека как существа специфического, отделившегося от этой природы;
  • Состоит из бытия общества и бытия отдельно взятого человека.

Бытие в философии - это всего-навсего один из пунктов философских рассуждений о человеке и окружающем мире. Несмотря на это, значимость онтологии действительно велика.

Первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие как исходная первичная характеристика мира - чересчур бедное и чересчур широкое понятие, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что человек под бытием понимает наличность, для-себя-бытие, реальность. Бытие - все то, что существует тем или иным способом. Таков первый и, казалось бы, очевидный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половинои̌ тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым [Хайдеггер М.].

Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия. Философия пытается прояснить вопрос об абсолютном, несомненном, истинном бытии, оставляя все преходящее на периферии своих рассуждений. Например, одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, или же бытие есть, бытийствует, а небытия нет? Что такое небытие? Как небытие соотносится с хаосом, с одной позиции, и с ничто, с другой? Вопрос о небытии составляет обратную сторону вопроса о бытии и неизбежно является первой конкретизацией исходной философской проблемы.

Вопрос о соотношении бытия и становления требует прояснения смысла другой пары онтологических категорий˸ возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием "реальность". Реальность это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия - виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рамках философской онтологии.

В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, исходя из ответов на которые формируются различные философские позиции˸

  • - Понятие бытия и его основные формы

    В структуре философского знания онтология как учение о бытии занимает ведущее место среди всех ее разделов. И это не случайно, поскольку от выяснения смысла категории бытия непосредственно зависит жизненно – ориентирующая направленность любой философии, ее способность... .


  • - Понятие бытия, его смысл и формы.

    Бытие - категория, которая многими философами была положена в основание философии. «Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопроса», - так, Парменид сформулировал эту познавательную ситуацию в своей работе «О природе». Проблема бытия как философская проблема имеет... .


  • -

    Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы существования бытия, место человека в бытии – изначальные вопросы, которые волновали... .


  • - Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие

    1. Закон «О милиции» (1991 г.); 2. Уголовный кодекс РФ (1996 г.); 3. Подготовка личного состава органов внутренних дел к несению службы в экстремальных условиях и обеспечению личной профессиональной безопасности (учебно-методическое пособие). МВД РФ, Главное управление... .


  • - Тема 3. Понятие бытия и его место в философском мышлении

    3.1. Развитие понятия бытия в истории философии: от антропоморфизма к антропокосмизму. Н. А. Бердяев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 58-61. 1. Как решается проблема бытия в докантовской европейской философии? Бердяев говорит, что... .


  • - Понятие бытия

    Бытие - вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий. Противоположное бытию понятие - «небытие» («ничто»). Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в...

  • Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть - всё видимое и невидимое.

    Учение о бытии - онтология - одна из центральных проблем философии.

    Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что распалась связь времен...

    Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для нее начальным постулатом становится уже не сам этот факт, а его смысл.

    Первый аспект проблемы Бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?

    Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

    В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

    Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.

    Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир - мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, - основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

    Особое место в этих мирах занимает человек. Он - природное существо, с одной стороны. С другой стороны, он наделен сознанием, а значит, может существовать не только физически, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество - это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: «в здоровом теле - здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.

    Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

    Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Эту форму бытия мы будем анализировать в разделах, посвященных обществу.

    Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные - производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.

    ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: БЫТИЕ. МАТЕРИЯ

    (или ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ)

    (Краткое содержание лекции)

    Категория “бытие” является одной из важнейших философских категорий на протяжении всей истории философской мысли. Почему важнейшей? Потому, чтоона отражает самое основное и исходное в характеристике любой вещи, объекта, процесса, явления, события – то, что они есть в наличии, существуют и раскрывает особенности этого существования. Из утверждения о существовании мира и человека, какой-либо исходной реальности берут свое начало остальные идеи философских теорий и систем. Решение вопроса об особенностях этого существования определяет в целом философские взгляды ученого. Как и любая философская категория, категория “бытие” отражает предельно общие взаимосвязи в мире.

    Изучению бытия посвящен такой раздел философского знания как онтология (от греч. о ntos – “сущее” и logos – (“слово”, “учение”)). Онтология – это учение о первоосновах и формах бытия, о его общих характеристиках, принципах и законах.

    Первая философская концепция бытия принадлежит, скорее всего, древнегреческому философу из г. Элея Пармениду (6-5 вв. до н.э.).Он утверждал: есть то, что есть (то есть бытие), а то, чего нет, не существует (то есть небытия нет). Бытие – повсюду, “заполняет” собой все. Оно не имеет частей, непрерывно, едино, вечно, неподвижно. Гераклит Эфесский (6-5 вв. до н.э.)рассматривал бытие как непрерывно становящееся, меняющееся, текучее и в этом смысле отмечал, что одна и та же вещь и существует, и не существует. Гераклит сравнивал бытие с течением реки: все так изменчиво, что нельзя дважды вступить в ту же самую реку: “На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды” 1 . Последователь ГераклитаКратил пошел еще дальше и заявил, что и один-то раз нельзя: так мгновенно все меняется.Демокрит (5-4 вв. до н.э.)придерживался концепции множественности бытия: в космосе, в пределе, нет ничего, кроме движущихся атомов, то есть бытия, а также пустоты, в которой эти атомы движутся. Атомы – неделимые, неразрушимые, плотные, неизменные материальные частицы, без цвета и запаха. Атомы отличаются по форме, величине, по положению друг относительно друга. Пустота – это небытие. В месте с категорией “бытие” античными философами исследуется и категория “небытие”, которая могла пониматься или как отсутствие бытия и его отрицание, или как нечто существующее, однако иным образом, чем бытие.

    Для средневековой философской мысли было характерно противопоставление Божественного Бытия и сотворенного Им бытия . Бог – это источник всякого бытия и основание всех жизненных смыслов, подчеркивали средневековые философы.В эпоху Возрождения (15 - 16 вв.) был распространен интерес к бытию природы. В конце 17 века и в 18 веке бытие рассматривалось как природная реальность (объект), активно осваиваемая человеком (субъектом) в его деятельности.

    Выдающийся вклад в развитие проблемы бытия внесла марксистская философия, с диалектико-материалистических позиций развившая представления о материи, ее способе и формах существования, о законах развития материального мира, о взаимосвязи материи и сознания.

    В 20 веке под влиянием определенных социокультурных условий (развитие капитализма, приведшее к машинизации, алгоритмизации всей человеческой жизни, к обезличиванию человека, превращению его в вещь; нестабильная, кризисная политическая и социальная обстановка, несущая угрозу и обесценивающая жизнь; духовный кризис)произошел так называемый “онтологический поворот”, то есть возникла потребность по-новому осознать бытие человека, выяснить его смысл, понимая, что это не только индивидуальное бытие, но и бытие-в-мире.

    Во всем мировом многообразии можно выделить, прежде всего, такие предельно общие, основные формы бытия как бытие материальное и бытие духовное . Анализ этих двух форм (проявлений) бытия приводит к выделениюнескольких основных специфических форм бытия как такового. К таким формам бытия можно отнести, во-первых,бытие природы, бытие отдельных вещей, процессов, состояний природы, бытие вещей и процессов, созданных человеком (К. Маркс назвал его бытием “второй природы”) . Вещи, процессы, состояния природы - это основа человеческой деятельности, существовавшая задолго до появления человека.

    Среди основных специфических форм бытия можно выделить бытие человека , которое можно рассматривать и как индивидуальное бытие, и как бытие человека в обществе и в природе.

    Также выделяют бытие духовного, исследование которого предполагает, прежде всего, исследование сознания , бессознательного, духовной жизни общества.

    Также можно выделить бытие социального (или общества).

    Даже неглубокий анализ форм бытия позволяет сделать вывод, что мир - разнообразен. Можно ли при этом утверждать, что он в то же время един? Если да, тогда что является основой единства всего существующего? Философская категория “субстанция” (от лат. s ubstantia – “то, что лежит в основе”) как раз и обозначает внутреннее единство бесконечного разнообразия вещей, явлений, процессов, событий (то есть многообразных форм проявления бытия). Субстанция - это то предельное безусловное основание, к которому сводятся все определенные формы бытия и в котором отражается сущностная сторона бытия. Субстанция – это то, что существует само по себе, самостоятельно, не зависит в своем существовании ни от чего другого. Ее можно трактовать и как первооснову мира, первоначало, из которого возникает и от которого зависит существование всего остального.

    Учения, объясняющие единство мира исходя из одной субстанции, называютмонистическими (от греч. “один”). Примерами таких учений служат учения представителей древнегреческоймилетской школы - Фалеса, Анаксимена ,Анаксимандра, взглядыГераклита , учениеБ. Спинозы (17 в.) и др.

    Первый известный представитель школы Фалес (7-6 вв. до н.э.) в качестве основы всего называл воду, из которой путем сгущения (затвердевания, замерзания) и испарения возникает все, и все ею поддерживается.Гераклит Эфесский в качестве архэ выбрал космический огонь. Гераклитов огонь - это вечное, активное, динамичное материальное, однако при этом одушевленное и разумное начало. Все является видом огня. Космос периодически погибает в огне и рождается из него заново, согласно судьбе, или космической необходимости.

    В средневековом мировоззрении субстанцией оказывается Бог как сверхъестественный Творец бытия.

    Учения, объясняющие единство мира исходя из двух субстанций, называютдуалистическими (от лат. “двойственный”). Пример такого рода учений – взгляды известнейшего представителя Нового времениР. Декарта (конец 16 – сер. 17 вв.), который в качестве субстанции предложил два первоначала – материальное (тело, телесность, природа) и духовное (мыслящее “я”, самосознание, ум).

    Учения, основанные на множественности субстанций, получили названиеплюралистических (от лат. “множественный”). В литературе к примерам таких учений относят взгляды древнегреческого философаЭмпедокла (5 в. до н.э.),Демокрита , а также концепцию монадГ. Лейбница (17 - 18 вв.).

    Эмпедокл предложилв качестве первоосновы 4 материальные стихии - огонь, воздух, воду и землю, которые сами по себе инертны. В движение их приводят две активные космические силы, действующие попеременно и называемые Эмпедоклом Любовь и Вражда (имена подчеркивают их противоположный по отношению друг к другу характер и в то же время отражают влияние мифологии). Космос возникает как результат соединения или смешивания этих стихий в определенных количественных пропорциях под действием Любви и Вражды: Любовь соединяет мельчайшие части стихий, Вражда их разъединяет 1 .

    В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является материя. Материя изначально сближалась с веществом (латинское слово “материя” и переводится как “вещество”). Однако древнегреческие натурфилософы в материи видели, прежде всего, именно субстанцию, их интересовало теоретическое объяснение того, как из этой субстанции возник вполне организованный космос.

    Если первоначала милетцев и Гераклита обладают внутренней активностью, способностью изменяться и порождать вещи без влияния внешних по отношению к ним факторов, то во взглядах Эмпедокла материальное первоначало (четыре стихии) теряет свою внутреннюю активность, порождающую силу. Стихии приводятся в движение космическими противоположными силами.

    Единый и гармоничный античный космос в средневековом мировоззрении как бы “распался” на два мира: Божественный, благой, сверхъестественный и земной, естественный, сотворенный мир. В средние века преобладал теизм (от греч. “Бог”). Согласно этой точке зрения Бог сотворил мир и продолжает его активно поддерживать, в целом направлять. М атерия лишается вечности, активной внутренней силы, порождающей способности, поскольку все эти свойства принадлежат высшей сверхъестественной силе.

    Вернуть материи активность и порождающую мощь можно, став сторонником пантеизма (от греч. слов “все” и “Бог”). Пантеисты как бы “растворяют” Бога в природе, или природу в Боге – в зависимости от вида пантеизма. Такова позиция представителей философии эпохи ВозрожденияН. Кузанского (15 в.) иДж. Бруно (16 в.), представителя философии Нового времениБ. Спинозы , для которого и субстанция, и Бог, и природа оказались тождественны, и субстанция оказалась причиной самой себя.Для взглядов Дж. Бруно характерен органицизм в воззрениях на природу и вообще на весь космос. Под органицизмом, как правило, понимается стремление объяснять природные явления по аналогии с живым организмом, что способствует пониманию мира как целостности.

    Р. Декарт (Новое время) “лишил” материю жизненности. Его взгляды можно отнести кдеистическим .Деизм (от лат. “Бог”) – это такая точка зрения, согласно которой Бог, сотворив мир, не вмешивается далее в закономерное течение его событий, а присутствует лишь интеллектуально, как высший разум.

    Философские взгляды ученых 17 века развивались под влиянием активного развития математики, механики, физики, и весь мир в их произведениях мог уподобляться огромному механизму, а Бог – создателю этого механизма, сообщившему ему движение (первотолчок), и далее выполнявшему, в основном, лишь интеллектуальные функции; эти функции возрастали в связи с активным развитием наук. Следует учесть также активное развитие мануфактурного производств, создание различных механических устройств, моделей, игрушек и т.п. С точки зрения Р. Декарта, Бог сотворил материальную субстанцию, сообщил ей первоначальный импульс движения, в результате чего частицы материи получили возможность передавать друг другу определенное количество движения. Так и возник космос - по законам механики самого Р. Декарта. Если натурфилософам 16 века природа представлялась живой, одушевленной и уподоблялась человеческому организму, то Р. Декарт считал ее безжизненной и бескачественной. Принципы механистического материализма Р. Декарт распространил на всю природу. В дальнейшем, в 17-18 вв. под влиянием развития естествознания, механицизм уступил место органицизму.

    Представители философии Нового времени при исследовании материи прежде всего подчеркивали ее главные и неизменные свойства (субстанциальные характеристики, свойства вещей, то есть свойства, относящиеся к их сущности): протяженность, непроницаемость, вес, фигуру и др. Тем самым философское понимание материи отождествлялось с естественнонаучным.

    На рубеже 19 - 20 вв. привычные представления о материи с точки зрения ее вечных и неизменных субстанциальных характеристик или свойств (таких как протяженность, вес и т.п.) были разрушены. Этому способствовали революционные открытия в естествознании и, прежде всего, в физике: открытие явления радиоактивности, делимости атома, дефекта массы и т.п.

    В.И. Ленин в 1908 году в своей работе“Материализм и эмпириокритицизм” дал философское определение материи, которое основывалось на известных открытиях в естествознании, а также обладало прогностической функцией :“Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. В диалектико-материалистическом учении материя – это, прежде всего, объективная реальность, которая не сводится к какой-то определенной, “окончательной”, “простой”, неизменной и однородной субстанции, лишь меняющей свои внешние формы.Объективная реальность - это реальность, существующая независимо от сознания человека.

    Современная наука при объяснении явлений мира исходит, как правило, из материалистически - монистического понимания субстанции. В.И. Гусев совершенно справедливо критикует попытки некоторых ученых-естествоиспытателей представить материю как первоначальный субстрат, как сырой материал, из которого создаются вещи 1 . В данном случае происходит подмена философского понятия материи естественнонаучными (причем, неверными) представлениями о ней, что опять может привести к своеобразному повторению кризисной ситуации в естествознании.

    Современной науке известны две формы материи: вещество и поле, которые неразрывно связаны между собой. Вещество дискретно, структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов, не имеющих массы покоя и равномерно распределенных в пространстве.

    Все многообразие материального мира можно подразделить на такие три основные, взаимосвязанные области: неживая природа, живая природа и общество. Среди объектов неживой природы можно выделить: элементарные частицы, все виды физических полей, физический вакуум, атомные ядра, атомы, молекулы, макротела, геологические системы, планеты, звезды, Галактики, системы галактик, Метагалактику. Среди уровней живой природы традиционно выделяют молекулярный уровень жизни, клеточный уровень микроорганизмов, тканей и органов, организма в целом, колоний организмов, видов, биогеоценозов и вообще всей биосферы. В обществе, которое мы будем понимать как динамично развивающуюся систему многообразных отношений между людьми, существуют различные социальные слои, группы, образования, структуры.

    Материя раскрывает себя через свои атрибуты, то есть через неотъемлемые свойства. Вещи и процессы окружающего мира и в нас самих находятся во взаимосвязи и воздействуют друг на друга, поэтому они взаимно превращаются, изменяются (в этом смысле можно сказать, что любая вещь есть процесс). Это их изменение в результате взаимодействия и есть движение. Оно неотделимо от материального носителя. Движение универсально, объективно; вся существующая реальность находится в движении. Поэтому материю можно определить как все многообразие вещей, находящихся во всеобщем взаимодействии, изменении, превращении, то есть во всеобщем движении. Движение это способ существования материи. Иначе как в движении материя существовать не может.

    Определенным уровням организации материи соответствуют определенные формы движения. Форма движения материи – это движение, связанное с определенным материальным носителем. Серьезная попытка классифицировать формы движения принадлежитФ. Энгельсу . Он подчеркивал, что движение “обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением” 1 . Материю как таковую и движение как таковое никто еще не ощущал; мы имеем дело только с различными реально существующими веществами и формами движения, замечал ученый. Вместе с тем, материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения 2 . Обобщив известные основные открытия в естествознании, он выделил следующие основные формы движения, расположив их по мере их усложнения – от простых к высшим: механическая (простое перемещение масс, которое рассматривалось как фундамент физических процессов); физическая (электричество, магнетизм и т.п.); химическая (сложные взаимодействия атомов); биологическая (существование и развитие живых организмов); социальная (вся совокупность явлений и процессов общественной жизни). Конечно, с учетом сегодняшнего состояния развития естествознания, в содержание этих форм должны быть внесены изменения.

    Ф. Энгельс также подчеркивал существование взаимосвязи, переходов между формами движения материи. Более развитые формы движения возникают на базе низших форм, причем высшие формы качественно специфичны и несводимы к низшим. Так, например, невозможно объяснить биологическую форму как некую взаимосвязь (тем более, сумму) физических и химических процессов, даже несмотря на все сказанное выше о сложнейшем понятии “жизнь”. Редукция (от лат.reductio- “отодвигать назад”) сложных форм движения к более простым называется механицизмом. Причем речь идет не только о сведении к механической форме, как это было в механистической картине мира, но и о сведении биологической формы к физической или химической, социальной – к биологической.

    Итак, формы движения материи, во-первых, способны превращаться в другие формы, то есть подчиняться всеобщим законам. Это - движение вообще. Движение вообще реализует себя через изменение, превращение конкретных форм движения материи. Во-вторых, каждая форма движения способна сохраняться, то есть подчиняться своим особым законам (или осуществляться по своим особым законам). Это – покой, понимаемый философски как движение в определенной сохраняющейся форме. К сожалению, в литературе философское понимание покоя часто подменяется физическим.

    В понятии “форма движения материи” отражается противоречивая сущность движения, понимаемого как единство изменчивости (форма движения ) и устойчивости (форма движения).

    Движение вообще, во всеобщем виде, можно определить и как развитие. Однако речь идет не о любом движении, или изменении. Развитие - это способность материи порождать из себя качественно новые, и, как правило, более совершенные формы.

    Пространство и время - это формы существования материи. Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых отражается структурная организованность и изменчивость бытия.

    Вообще в истории научной и философской мысли можно выделить две основные концепции пространства и времени - субстанциальную и реляционную.

    В субстанциальной концепции пространство и время рассматриваются как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство в этой концепции понимается как вместилище тел, а время - как длительность, рядоположенность, последовательность прошлого, настоящего и будущего. Получается, что материальные объекты действительно движутся “в” пространстве и “во” времени. Примерами такой точки зрения могут служить взгляды Демокрита и И. Ньютона.

    Реляционная концепция утверждает, что время и пространство вне объектов и процессов, вне системы их взаимодействия не существуют. Это не самостоятельные сущности, а системы взаимоотношений между материальными объектами. Эта концепция допускает зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия вещей, свойств и отношений. Идеи реляционной концепции можно встретить уГ. Лейбница .Диалектический материализм разделяет и развивает далее идеи реляционной концепции. Особенный вклад в развитие этой концепции внесла теория относительностиА. Эйнштейна , доказавшая, что пространственно-временные свойства в действительности выступают относительными, релятивными (от лат. “относительный”). Теория относительности раскрыла зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем. Ньютоновские представления о пространстве и времени были пересмотрены.

    Диалектический материализм понимает под пространством все многообразие взаимосвязанных и взаимодействующих форм организации материи в данный момент времени, или в состоянии покоя. Это вся материя на определенном этапе ее развития. В определении пространства акцент делается на совокупность связей и отношений между вещами. Время отражает момент изменения, прехождения, порождения качественно новых вещей, их развитие, движение как таковое. Материя существует не “в” пространстве и “во” времени, а сама порождает свои пространство и время для различных уровней своей организации. Каждая форма движения материи имеет свои качественно отличающиеся пространство и время.

    Вопросы для самостоятельной проверки знаний

      Раскройте смысл философской категории “бытие”.

      В чем заключались особенности понимания категории “небытие” в античной философии?

      Какие основные специфические формы бытия Вы можете выделить?

      Дайте определение философской категории “субстанция”. Как связаны между собой категории “бытие” и “субстанция”?

      Какие учения называют монистическими, дуалистическими, плюралистическими? Приведите примеры таких учений.

      Проанализируйте понимание сущности категории “материя” в истории философии.

      В чем заключается суть ленинского определения материи?

      Что такое теизм, деизм, пантеизм? Приведите историко-философские примеры таких точек зрения.

      Дайте определение философской категории “движение”. Что означает характеристика движения как способа существования материи?

      Что такое “форма движения материи”? Какие основные формы движения материи Вы могли бы выделить? Связаны ли они между собой? Каким образом и почему?

      Что такое покой, понимаемый философски?

      Дайте определение понятию “развитие”. Как оно соотносится с понятием “движение”?

      Охарактеризуйте понятия “пространство” и “время” как формы существования материи.

      Раскройте сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени.

    1Фрагменты ранних греческих философов: Перевод /Изд. подгот. А.В. Лебедев; авт. вступ. ст. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989. – Ч.1. – С.202.

    1Фрагменты ранних греческих философов: Перевод / Изд. подгот. А.В. Лебедев; авт. вступ. ст. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989. – Ч.1. – С.344-345.

    1Гусєв В.І. Вступ до метафізики: Навч. посібник /В.І. Гусєв. – Київ: Либідь, 2004. – С.152.

    1Энгельс Ф. Диалектика природы /Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1982. – С.50.