Конституционная монархия – это форма правления. Понятие и признаки конституционной монархии

Нетрадиционная монархия

Нетрадиционные монархии - особые виды монархий, которые не подпадают ни под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом, по существу, является вождь племени. Особо стоит отметить теократию - форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа - глава церкви и государства.

Парламентская (конституционная) монархия

Парламентская (конституционная) монархия - это форма монархии, при которой власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха - конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде - единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству. Примерами подобных монархий являются многие европейские государства - помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др.

Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. государство монархия республика парламентарный

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками: парламент избирается населением; правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими (конституционными) монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу - парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха служит символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

Конституционная монархия там, где она существует сегодня, является пережитком прошедших эпох, данью национальной традиции. В фундаменте коллективного сознания множества народов еще со времен средневековья и нового времени закладывался образ монархической особы - олицетворения нации, ее главнейшего достоинства. Ярким примером такого отношения к своему правителю
является капитуляция Японии во Второй мировой войне. Единственным условием,

выдвинутым японцами, было сохранение императорской власти в стране. Впрочем, его статус сильно изменился. Император отказался от претензий на божественное происхождение, лишился рычагов государственного управления, оставшись при этом символом нации. Сегодняшняя Япония - это один из классических примеров, где присутствует конституционная монархия. В общем-то, таких стран не так много в мире.

Происхождение конституционных монархий. Исторический аспект

Строго говоря, классическая монархическая форма правления родилась и развилась именно в Европе в средневековые времена. Однако Новое время и век народного Просвещения подарил миру новые идеи о том, как должно управлять государством и что именно принесет счастье людям. Всем нам из курса школьной истории сегодня известны революции, строительство социалистических и либерально-экономических государств, поступательное расширение прав на все новые категории населения. Волна с предоставлением избирательного права началась в Европе и прокатилась по всему миру. Это привело к тому, что королевская особа уже априори не являлась самодержавным элементом. Где-то, как в Германии или России, императоры свергались.

Но в тех странах, которые не переживали крупных революционных потрясений, часто царская династия оказывалась в роли архаичного придатка. Для выхода из этой ситуации и была создана такая концепция, как конституционная монархия. Такой формат правления предполагает, что вся полнота власти в державе передается народу, избирающему парламент, и, прямым или косвенным путем, кабинету министров с его главой. Сегодня страны с конституционной монархией - это Англия (как самый классический пример), Испания, Нидерланды, Люксембург, Дания, ряд стран, пребывающих в нынешнем Британском содружестве, вроде Гренады, Ямайки, Новой Зеландии. К странам с такой формой правления относят и некоторые мусульманские государства, где правят шейхи: Кувейт, Бутан, Марокко.

Особенности конституционных монархий разных регионов

При всем этом полномочия монарха в некоторых случаях весьма различны. Если в Англии и Дании конституционная монархия означает, что династия - лишь достопочтенный символ нации, не принимающий никаких решений относительно

внутренней и внешней политики страны, то полномочия Хуана Карлоса в Испании
весьма серьезны и сопоставимы с полномочиями президента многих европейских государств. Интересно, что Испания - одна из тех стран, которые переживали изгнание короля в тридцатые годы. Однако в результате гражданской войны 1936-39 гг. к власти там пришли реакционные силы, вернувшие королевский трон стране. Впрочем, до падения этой реакции король также был символической фигурой при диктаторе. И уж сравнительно широкими властными полномочиями обладает султан Брунея, являющийся полноправным главой страны.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются такие направления, как контрасигнатура и цивильный лист.

Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность - перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918).

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом.

Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Бахрейн (также относят и к абсолютной монархии), Иорданию, Кувейт (также относят и к абсолютной монархии), Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Объединённые Арабские Эмираты (также относят и к абсолютной монархии), Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия это более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции, даже формально, не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.

Парламентская монархия - конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентской монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут), либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому парламентская монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром. Другой разновидностью конституционной монархии является дуалистическая монархия, где, в отличие от парламентской монархии, монарх имеет обширные властные полномочия и фактически является главой исполнительной власти.

Тирания

По Аристотелю: искажение монархии есть тирания.

Тирания власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: «Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники».

Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.

Рассмотрим пример тирании в истории нашего отечества. В истории Руси было всего два тирана.

Первый русский тиран - Иван IV 6 . Законность его прихода к власти можно было бы поставить под сомнение в силу обстоятельств его рождения, но другого претендента на престол не было и формально, он пришел к власти вполне законным путем, как наследник. Тиранический опыт его правления начинается с опричнины. Провокацией он развязал Левонскую войну (классическая методика тирана) - отряд Алексея Басманова явочным порядком захватил Нарву. В результате война началась, причем в крайне невыгодной для нас ситуации - с сильным риском вызвать создание коалиции нескольких сильных держав, что и произошло впоследствии, когда в войну вслед за Польшей вступила Швеция.

Вторым тираном на Руси был Петр I. А. Толстой в романе Петр Первый обращает самое серьезное внимание на формирование характера Петра, и возникновение его жестокости объясняет объективными причинами. Его постоянным учителем была сама жизнь. Именно она вызвала его на противодействие старому режиму, старому укладу русской жизни. Петру во всем виделось запустение воровство, отсталость и это вызывало у него страшный гнев. По существу вся Петровская эпоха пронизана героической борьбой русского народа за свое национальное существование, за свою независимость.

Наличие тиранов в нашей истории неоднократно использовали в политических спекуляциях, заявляя, что русские - вечные рабы и очень любят тиранов. На самом же деле ни один народ в своей истории тиранов не избежал. Так Англия еще в Средние века, создавшая демократию, не только муниципальную, но и парламентарную, получила своего тирана чуть раньше нас. Это был Генри VIII типичный тиран эпохи Возрождения. Кстати в Англии при нем даже действовал Парламент и послушнее любого Верховного совета единодушно голосовал за все предложения тирана.

Успех тирании основывается на том, что тиран превосходит допустимый в данном обществе, в данную эпоху уровень жестокости. Сказав, что тиран жесток, мы не скажем ничего, потому что жестокость - понятие в определенной степени историческое. Начав сажать на кол, Иван IV резко перешагнул через представления общества о возможном уровне жестокости, и общество оцепенело от ужаса. В настоящее время термин «тирания» в обиходе потерял свой первоначальный смысл. Его применяют главным образом в переносном смысле оценочно, как характеристику жестокого правителя или правительства.

Рассмотрев основные формы правления, отметим абсолютную монархию. Это наиболее приемлемая и справедливая форма правления её не следует путать с тиранией, так как все абсолютные монархии принимали принцип неприкосновенности частной собственности. Никто из абсолютных монархов не решился на массовые конфискации, на что запросто решались тираны. Во-вторых, абсолютные монархи старались не разрушать традиции. Соблюдение собственной культуры – достоинство, сохраняемое абсолютной монархией.

6 Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е издание Переработанное и дополненное. - М.: Юристъ 2012. - С. 89


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Она одновременно объединяет в себе монархические и демократические институты. Степень их соотношения, как и уровень реальной власти коронованной особы, в различных странах значительно отличаются. Давайте подробнее выясним, что представляет собой конституционная монархия и в чем заключаются особенности данной формы правления.

Сущность термина

Конституционной монархией является особый тип государственного устройства, в котором монарх хотя и считается формально главой государства, но его права и функции в значительной мере ограничены законодательством страны. В обязательном порядке данное ограничение должно носить не просто юридический характер, но и фактически применяться.

В то же время нужно отметить, что существуют такие страны, в которых коронованная особа имеет довольно высокие полномочия, несмотря на ограничения, и такие государства, где роль монарха чисто номинальная. В отличие от республики, конституционной монархии зачастую присуща наследственная форма передачи власти, хотя реальный её объем может быть сведен к минимуму.

Классификация монархий

Конституционная монархия - лишь один из множества видов, которые может принимать монархическое устройство. Данная форма правления может быть абсолютной, теократической (власть принадлежит религиозному главе), сословно-представительской, раннефеодальной, древневосточной, ненаследственной.

Абсолютная и конституционная монархия отличаются главным образом тем, что в первой из них любое решение правителя имеет силу закона, а во втором воля монарха в значительной мере ограничена внутригосударственными законами и нормами. Поэтому данные формы правления считаются во многом противоположными друг другу.

В то же время и внутри понятия «конституционная монархия» существует деление на две группы: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия

Такой вид правления, как дуалистическая монархия, подразумевает под собой значительное участие коронованной особы в государственных делах. Зачастую правитель является полноценным главой государства с большинством вытекающих отсюда прав и функций, но они в некоторой мере ограничены законом.

В подобных государствах монарх имеет право лично назначать и смещать правительство страны. Ограничение власти коронованной особы чаще всего выражается в постановлении о том, что все её распоряжения принимают законную силу только после того, как они будут подтверждены министром соответствующего ведомства. Но, учитывая то, что министров назначает сам правитель, эти ограничения в значительной мере являются формальными.

Фактически исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту. В то же время правитель может наложить вето на любой закон, принятый парламентом, или вовсе распустить его. Ограничение власти монарха заключается в том, что вышеупомянутый законодательный орган утверждает одобренный коронованной особой бюджет или отклоняет его, но в последнем случае рискует быть распущенным.

Таким образом, в дуалистической монархии правитель является юридическим и фактическим главой государства, но с ограниченными законом правами.

Парламентарная монархия

Наиболее ограниченная конституционная монархия имеет парламентарную форму. Зачастую в стране с таким государственным устройством роль монарха чисто номинальная. Он является символом нации и формальным главой, но фактической власти практически не имеет. Главная функция коронованной особы в таких странах – представительная.

Правительство ответственно не перед монархом, как это принято в дуалистических монархиях, а перед парламентом. Формируется оно законодательным органом при поддержке большинства парламентариев. При этом коронованная особа зачастую не имеет права роспуска парламента, который избирается демократическим путем.

В то же время некоторые формальные функции все-таки остаются за номинальным правителем. Например, зачастую он подписывает указы о назначении министров, выбранных законодательным органом власти. Кроме того, монарх представляет свою страну за рубежом, выполняет церемониальные функции, а в критические для государства моменты может даже взять на себя полноту власти.

Таким образом, при парламентарной форме монаршая особа не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью. Первая принадлежит парламенту, а вторая – правительству, которое ответственно перед законодательным органом. Главой правительства является премьер-министр или аналогичный ему по функциям чиновник. Парламентарная монархия чаще всего соответствует демократическому политическому режиму.

Зарождение конституционализма

Давайте проследим, как развивалась данная форма правления на протяжении веков.

Становление конституционной монархии связывают со Славной революцией в Англии в 1688 году. Хотя и до этого периода существовали страны с формами правления, в которых власть короля была существенно ограничена феодальной верхушкой (священная Римская империя, Речь Посполитая и др.), но они не соответствовали современному значению данного термина. Итак, в 1688 году, вследствие государственного переворота, правившая в Англии династия Стюартов была смещена, а королем стал Вильгельм III Оранский. Уже на следующий год он издал «Билль о правах», который существенно ограничивал королевскую власть и наделял парламент очень большими полномочиями. Этот документ положил начало формированию существующей ныне в Великобритании политической системе. Конституционная монархия в Англии окончательно сложилась в XVIII веке.

Дальнейшее развитие

После Революции 1789 года во Франции некоторое время фактически была введена конституционная монархия. Но действовала она недолго, до 1793 года, когда король был низложен и казнен. Настали времена республики, а затем и наполеоновской империи. После этого конституционная монархия существовала во Франции в периоды с 1830 по 1848 год и с 1852 по 1870 год.

Швецию и Норвегию назвали конституционными монархиями в 1818 году, когда там стала править династия Бернадотов, родоначальником которой являлся бывший наполеоновский генерал. Аналогичная форма власти установилась в Нидерландах с 1815 года, в Бельгии - с 1830 года, а в Дании - с 1849-го.

В 1867 году Австрийская империя, до того бывшая опорой абсолютизма, трансформировалась в Австро-Венгерскую империю, которая стала конституционной монархией. В 1871 году образовалась Германская империя, которая также имела подобную форму правления. Но оба государства прекратили существование вследствие поражения в Первой мировой войне.

Одной из самых молодых монархических систем с конституционным укладом является испанская. Она возникла в 1975 году, когда после смерти диктатора Франко на престол взошел король Хуан Карлос I.

Конституционализм в Российской империи

Разговоры о возможности ограничения власти императора конституцией начали вестись среди передовых представителей дворянства ещё в начале XIX века, во времена Александра I. Знаменитое восстание декабристов 1825 года главной своей целью ставило упразднение самодержавия и установление конституционной монархии, но оно было подавлено Николаем I.

При царе-реформаторе Александре II, отменившем крепостное право, начали предприниматься определенные шаги и со стороны власти в направлении ограничения самодержавия и развития конституционных институтов, но с убийством императора в 1881 году все эти начинания были заморожены.

Революция 1905 года показала, что существующий режим в прежней форме изжил себя. Поэтому император Николай II дал добро на формирование парламентского органа – Государственной Думы. Фактически это означало, что с 1905 года была установлена конституционная монархия в России в её дуалистическом виде. Но данная форма государственного устройства просуществовала недолго, так как Февральская и Октябрьская революции 1917 года ознаменовали начало совершенно другого общественно-политического строя.

Современные примеры конституционных монархий

Ярко выраженными дуалистическими монархиями современного мира являются Марокко и Иордания. С оговорками можно добавить к ним европейские карликовые государства Монако и Лихтенштейн. Иногда к данной форме правления причисляют государственное устройство Бахрейна, Кувейта и ОАЭ, но большинство специалистов по политологии считают их все-таки более близкими к абсолютизму.

Наиболее известные примеры парламентской монархии представлены государственным устройством Великобритании и бывших её доминионов (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Норвегии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Японии и других стран. Нужно отметить, что государств, представляющих данную форму правления, гораздо больше, чем дуалистических.

Значение формы правления

Таким образом, можно констатировать факт, что конституционная монархия в различных её видах является довольно распространенной формой правления. Во многих странах её существование насчитывает ни одну сотню лет, а в других она установлена сравнительно недавно. Это означает, что этот вид государственного устройства остается довольно актуальным и сегодня.

Если в парламентской форме формальное главенство монарха связано в большей мере с уважением к истории и традициям, то дуалистический вид является способом ограничить уровень концентрации власти в одних руках. Но, безусловно, в каждой стране имеются свои особенности и нюансы формирования и функционирования данного вида государственного устройства.

Абсолютная и конституционная. В первой власть полностью принадлежит царствующей особе или (в случае теократической абсолютной монархии) духовному лидеру. Во втором виде все немного иначе. - это такая форма правления, при которой конституция ограничивает власть монарха. В странах с подобной формой правления исполнительная власть принадлежит правительству, т. е. кабинету министров, а законодательная - парламенту, который в разных странах называется по-особенному.

Виды конституционной монархии

Конституционная монархия - это форма правления, которая может быть как дуалистической (представительной), так и парламентарной. В обоих случаях монарху приходится делить свою власть с законодательным органом страны, т. е. с парламентом. Однако если в первом случае исполнительная власть принадлежит королю (императору, султану, царю, князю или герцогу и т. д.), то во втором монарх лишен и этой привилегии: исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, подотчетно парламенту. Кстати, власть монарха ограничивается юридически: существует постановление, согласно которому никакие повеления царствующей особы не могут иметь силы, пока они не будут контрассигнованы тем или иным министром.

Власть монарха в странах с конституционно-монархической формой правления

В министры назначаются (смещаются) монархом. Они несут ответственность только перед ним. В парламентарной назначение чиновников тоже выполняется царствующей особой, однако члены правительства подотчетны не ей, а парламенту. Отсюда следует, что в государствах, где формой правления является царствующие особы практически не владеют реальной властью. Любое свое решение, вплоть до личных дел, например, относительно заключения брака или, наоборот, развода, монарх должен согласовать с законодательным органом. Что же касается юридической стороны, то окончательное подписание законов, назначение и увольнение государственных чиновников и членов правительства, объявление-прекращение войн и др. - все требует его подписи и печати. Однако он без согласия парламента не вправе поступать так, как считает правильным. Следовательно, конституционная монархия - это такой вид государства, в котором монарх не является фактическим правителем. Он просто символ своего государства. Тем не менее сильный духом монарх вполне может диктовать свою волю как парламенту, так и правительству. Ведь он уполномочен назначать министров и других чиновников, а также способен повлиять на внешнюю политику страны.

Конституционные монархии Европы

В раньше других произошел переход от абсолютной монархии к конституционной. Так, например, в Великобритании это случилось еще в 17-м веке. На сегодняшний день в одиннадцати государствах Старого Света (Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Великобритании и т. д.) формой правления является конституционная монархия. Это свидетельствует о том, что народы этих государств не пожелали радикально менять в своих странах, полностью свергать королевскую власть, однако, подчиняясь новым реалиям, совершили мирный переход от одной формы правления к другой.

Монархии конституционные: список

1. Великобритания.
2. Бельгия.
3. Дания.
4. Нидерланды.
5. Невис.
6. Ямайка.
7. Новая Гвинея.
8. Норвегия.
9. Швеция.
10. Испания.
11. Лихтенштейн.
12. Люксембург.
13. Монако.
14. Андорра.
15. Япония.
16. Камбоджа.
17. Лесото.
18. Новая Зеландия.
19. Малайзия.
20. Таиланд.
21. Гренада.
22. Бутан.
23. Канада.
24. Австралия.
25. Сент-Китс.
26. Тонга.
27. Соломоновы острова.
28. Сент-Винсент.