Расторжение договора опеки над ребенком. Установление и прекращение опеки и попечительства

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Лишить опекунства можно по личной просьбе опекуна, либо по основаниям, перечисленным в Федеральном законе № 48-ФЗ. Решение таких вопросов находится в компетенции учреждений опеки – для этого издается соответствующий акт. Рассмотрим, какие условия прекращения опекунства зафиксированы в законодательстве, а также правила документального оформления этой процедуры.

в отношении несовершеннолетних детей, а также иных недееспособных лиц. Основанием для назначения опекуна является акт учреждения опеки. Обстоятельства, которые повлекут лишение опекунства, зафиксированы в ст. 29 Закона № 48-ФЗ:
  1. личное заявление опекуна;
  2. смерть опекуна или опекаемого гражданина;
  3. истечение срока опеки, если он был установлен актом;
  4. восстановление дееспособности граждан;
  5. совершеннолетие опекаемого ребенка;
  6. ненадлежащее исполнение обязанностей;
  7. нарушение прав опекаемого лица, в том числе оставление без помощи или надзора, преследование корыстных интересов и т.д.;
  8. нарушение правил охраны и распоряжения имуществом опекаемого лица.

Особое значение имеет принудительное лишение , поскольку оно допускается при существенном нарушении законных интересов граждан. Выявлять такие случаи обязаны учреждения опеки, а обращаться по данным фактам могут любые заинтересованные лица.

Одной из ключевых обязанностей опекуна является регулярное представление отчета о реализации своих полномочий. При проверке этого документа могут устанавливаться факты нарушения прав и законных интересов опекаемых граждан. Помимо этого, сведения о ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны опекуна могут содержаться в следующих актах:

  • судебные решения по гражданским, уголовным и административным делам;
  • материалы комиссии по делам несовершеннолетних;
  • представление прокурора, вынесенное по итогам проверки законности;
  • письменные обращения заинтересованных лиц, которым стали известны случаи ненадлежащего отношения опекуна к своим обязанностям.

Проверка указанных обстоятельств проводится отделом опеки. Сам опекун вправе не только давать свои пояснения или возражения по поводу возникших претензий, но и обжаловать итоговый акт.

К ненадлежащему исполнению обязанностей могут относиться следующие обстоятельства:

  1. совершение противоправных действий в отношении опекаемого гражданина, в том числе уголовных преступлений и административных проступков;
  2. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  3. асоциальный образ жизни, в том числе вовлечение опекаемого лица в употребление алкоголя и наркотиков;
  4. ухудшение жилищных и бытовых условий по месту жительства опекаемого лица;
  5. отсутствие полноценного надзора за подопечным лицом.

Чтобы подтвердить или опровергнуть указанные факты, органы опеки имеют право получать любые документы и сведения, в том числе из материалов уголовных и административных дел. Проводится опрос опекаемого гражданина, а для получения сведений от несовершеннолетних детей приглашаются педагоги и психологи.

Корыстные цели опекуна могут заключаться в получении государственных пособий, использовании льгот по оплате коммунальных услуг, проезду на общественном транспорте и т.д. Кроме того, опекаемые лица могут использоваться для увеличения состава семьи при получении земельных участков и жилья из муниципального фонда. Выявление таких случаев возможно, если полученные бюджетные средства и льготы использовались на личные цели опекуна, а не на его подопечных.

В состав обязанностей опекуна может входить принятие мер по сохранности имущества, распоряжению деньгами и недвижимостью опекаемого гражданина. Если такие вверенные активы или денежные средства были реализованы учреждения опеки, сделка может признаваться недействительной, а опекун лишится своих прав.

При несоответствии жилищных и бытовых условий по месту жительства опекуна должен составляться акт обследования. Для этого приглашаются специалисты СЭС (Роспотребнадзора) и иных контрольных ведомств. В ходе обследования могут выявляться следующие факты:

  1. ухудшение жилищных условий в результате продажи или обмена недвижимости;
  2. создание антисанитарных условий для проживания семьи опекуна и самого подопечного;
  3. отсутствие условий для нормального развития, воспитания и обучения несовершеннолетнего ребенка;
  4. отсутствие реакции опекуна на ранее выявленные недостатки.

Материалы такой проверки будут использованы учреждением опеки для вынесения акта. При вынесении решения учитывается и возможность устранения выявленных нарушений – для таких случаев обязанности опекуна могут приостанавливаться на определенный срок.

Если гражданин сам подает заявление о досрочном прекращении опеки, он должен указать мотивы такого решения. В этом случае, итоговый акт о досрочном прекращении опеки может сопровождаться назначением нового опекуна.

Статьей 29 Закона № 48-ФЗ допускается и временное отстранение от исполнения обязанностей опекуна. Это может быть связано с возникновением противоречий между опекуном и подопечным – при устранении таких обстоятельств режим восстанавливается в полном объеме.

Несоблюдение требований к опекуну

При оформлении опеки особые требования предъявляются к личности опекуна. Если после установления опекунства будут выявлены обстоятельства, препятствующие назначению опекуном, оно подлежит прекращению. В состав таких обстоятельств входят:

  1. судимость за совершение преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и ряда иных составов – лишение опекунства последует даже в случае, если потерпевшим от преступления являлся не опекаемое лицо;
  2. установление медицинских диагнозов алкоголизма и наркомании, носящих хронический характер;
  3. недееспособность опекуна, установленная судебным актом;
  4. наличие заболеваний, препятствующих опеке;
  5. нуждаемость самого опекуна в постороннем уходе, а также иные причины.

В этих случаях действия опекуна не обязательно могут нарушать интересы подопечного, однако его личные характеристики не позволяют обеспечивать надлежащий уход. Поскольку опекун привлекается к проверке оснований для лишения, он может добровольно согласиться на досрочное аннулирование акта.

Также будет отменено опекунство, если при его назначении были представлены недостоверные сведения о личности опекуна, либо подложные . Например, потенциальный опекун может умышленно подделать справку о прохождении медосвидетельствования, чтобы добиться положительного решения.

По правилам ст. 29 Закона № 48-ФЗ, лишение опекунства происходит путем издания акта учреждением опеки. Об этом должен уведомляться сам опекун, у которого возникает право оспорить акт в судебном порядке. Для рассмотрения дела в суде привлекаются специалисты учреждения опеки, а если подопечным выступал несовершеннолетний ребенок, обязательно и участие прокурора. Если основания для принудительного лишения не подтвердятся в судебном процессе, опекунство будет восстановлено в полном объеме.

Закон устанавливает специальный состав последствий, которые могут наступать при принудительном лишении опекунства:

  • гражданин, для которого отменено опекунство, обязан представить письменный отчет в течение трех дней – в нем отражаются все сведения об управлении и распоряжении имущественными активами;
  • если выявляются основания для привлечения опекуна к ответственности по УК РФ или КоАП РФ, такие сведения должны направляться в правоохранительные органы не позднее 7 дней с даты получения отчета, и не позднее 14 дней с момента лишения опекунства;
  • материалы проверки учреждения опеки будут выступать доказательством в уголовном или административном деле.

Одновременно с лишением опекунства прекращаются все выплаты и начисление льгот. Если будет установлено, что государственные пособия и компенсации были использованы вопреки нуждам подопечного, они будут взысканы с бывшего опекуна в судебном порядке. Это происходит и в случае расторжения договора на опеку, если по его условиям опекун получал выплаты из бюджета.

Опека и попечительство это основной способ защиты детей, которые остались по ряду причин без родителей. Опекун (попечитель) - это гарант в осуществлении прав и свобод ребенка. Оформить опеку или попечительство над несовершеннолетним ребенком достаточно сложно. При этом лишиться права исполнять обязанности попечителя (опекуна) очень легко. Семейный и Гражданский кодексы РФ направлены на максимально возможную защиту прав детей, оставшихся без родителей.

Прекращение опеки и попечительства связаны с несколькими факторами. Основания прекращения описаны в статьях 39 и 40 ГК РФ.

Над малолетними подопечными опека прекращается по достижению ими 14-ти лет. Согласно п. 2 ст. 40 ГК РФ гражданин-опекун, после достижения ребенком возраста 14-ти лет автоматически становиться попечителем несовершеннолетнего. Переквалификация опекуна в попечители происходит без принятия дополнительного решения об этом. Не требует особого решения и прекращение попечительства при достижении подопечным 18-ти лет (п. 3 ст. 40 ГК РФ). Так же основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними гражданами являются:

  • эмансипация (приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им восемнадцатилетнего возраста);
  • вступление в брак несовершеннолетним .

Причинами для прекращения опеки и попечительства могут являться:

1) освобождение попечителей или опекунов от исполнения ими обязанностей (добровольно и при особых условиях);

Данное освобождение производиться органом опеки и попечительства в случаях возвращения подопечного родителям или при передаче его на усыновление . Помещение подопечного в лечебное, воспитательное учреждения или учреждения защиты населения может привести к принятию органом опеки и попечительства решение об освобождении попечителя (опекуна) от исполнения его обязанностей, при условии, что это не противоречит интересам подопечного. Опекун (попечитель) при наличии уважительных причин, таких как: изменение имущественного положения, болезнь или отсутствие взаимопонимания с подопечным, может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личной просьбе, направленной в орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 39 ГК РФ).

2) ненадлежащее выполнение попечителем или опекуном возложенных на него обязанностей;

3) использование попечительства или опеки в корыстных целях;

4) оставление опекуном (попечителем) подопечного без необходимой помощи или надзора.

Выявление вышеприведенных причин обязывает орган опеки и попечительства принять решение об прекращении исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей и принять меры необходимые для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законом (п. 3 ст. 39 ГК РФ).

В Уголовном кодексе РФ содержится статья 156 предусматривающая наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с воспитанием несовершеннолетних опекунами или попечителями.

Отказ от передачи бывшего подопечного органу опеки и попечительства, после прекращения опекуном (попечителем) исполнения своих обязанностей, приводит к обращению соответствующего органа в суд с иском об отобрании ребенка.

Отстранение от исполнения опекунских или попечительских обязанностей влечет за собой невозможность для отстраненных лиц в дальнейшем выступать в роли приемных родителей, усыновителей и опекунов (попечителей).

Орган опеки и попечительства не всегда выносит верные решения, действуя, якобы в интересах ребенка и тут не лишней будет помощь адвоката по семейным делам . Благодаря помощи адвоката по семейным делам опекун (попечитель) может восстановить свои права и доказать в судебном порядке неправомерность или неверность действий и решений, принимаемых органом опеки и попечительства.

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Текущие законодательные акты, в частности, статья 31 ГК РФ, гласят, что для реализации защиты прав недееспособных граждан устанавливаются опекунство или попечительство. Тем не менее, условия, по которым были назначены данные меры социальной защиты, могут быть исчерпаны. Возникает необходимость отмены ранее установленных социальных гарантий, порядок прекращения которых и вызванные этим последствия мы рассмотрим в данной статье.

Нормативная база
Основные условия регламентируют следующие правовые акты:

  • ГК РФ, в частности, статья 40;
  • 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” (Глава 6, статьи 29 и 30).

Основания для прекращения опеки и попечительства

Оба документа регламентируют особые условия, по которым производится прекращение опеки и попечительства.

48-ФЗ в статье 29 определяет следующие основания:

  • смерть гражданина, осуществляющего уход за несовершеннолетними;
  • смерть самого подопечного;
  • завершение срока действия основательного документа о назначении опекунства или попечительства;
  • при освобождении гражданина от исполнения обязанностей по опеке детей;
  • при обстоятельствах, определенных статьей 40 ГК РФ.

Дети родителей, не достигших 18 лет, освобождаются от опеки по вышеприведенным основаниям, а также в случаях:

  • достижения родителями 18 лет;
  • других обстоятельств наступления дееспособности, в том числе при вступлении в семейные отношения.

Часть 3 статьи 29 регламентирует условия для приостановления опекунства или попечительства по инициативе самого гражданина.

Возможно временное или окончательное приостановление исполнения обязанностей при возникновении противоречий в отношениях между опекунами и детьми.

Социальные гарантии автоматически прекращаются при отстранении лица от исполнения обязанностей по следующим основаниям:

  • ненадлежащее исполнение функций;
  • многочисленные нарушения прав и интересов в отношении несовершеннолетнего;
  • нарушение регламента пользования имуществом детей.

ГК РФ (статья 40) регламентирует особые основания прекращения опеки и попечительства.

Для совершеннолетних:

  • при определении судом дееспособности в отношении подопечного или снятия ограничений по ходатайству заинтересованных лиц.

Для несовершеннолетних:

  • в момент исполнения ребенком 14 лет в автоматическом режиме производится замена опеки попечительством, без необходимости принятия специального решения;
  • попечительство автоматически отменяется при достижении несовершеннолетним возраста 18 лет;
  • прекращение опеки и попечительства производится при вступлении подопечного в законные гражданские отношения, а также при других обстоятельствах, предусматривающих достижение полной дееспособности до момента наступления 18-летнего возраста.

Порядок прекращения опеки и попечительства

В случае осуществления отмены попечительства в отношении недееспособного лица старше 18 лет, при условии выздоровления гражданина и восстановления способности полностью руководить своими действиями, требуется письменное заявление опекуна или инициатива органов опеки.

Попечительство над несовершеннолетними приостанавливается в автоматическом режиме сразу после наступления у ребенка возраста 18 лет. При этом не требуется производить каких-либо действий. Возможность установления опеки над гражданином, достигшим 18 лет, появляется только при признании недееспособности (например, при наличии тяжелых психических отклонений или злоупотребления подопечным спиртными напитками). Реализация этой задачи требует судебного решения о признании недееспособности.

При вступлении детей в супружеские отношения, а также при эмансипации (признании дееспособными лиц, не достигших возраста 18 лет) попечительство также прекращается автоматически без специальных на то решений суда.

Если опекун или попечитель

  • прекращает исполнять обязанности по собственной инициативе;
  • отстраняется от исполнения функций при конфликте интересов участников процесса;
  • исполняет обязанности ненадлежащим образом;
  • допускает нарушения прав в отношении подопечного или правил пользования его имуществом,

то социальные гарантии не прекращаются в автоматическом режиме. В этих случаях орган опеки составляет акт об отстранении уполномоченного лица от исполнения обязанностей. Права и обязанности лица, осуществляющего уход за подопечным, прекращаются с момента принятия такого документа.

Переход опеки в попечительство

Часть 2 статьи 40 ГК РФ гласит, что переход производится, когда детьми достигается возраст 14 лет. Никаких дополнительных действий производить не требуется - процедура осуществляется без прямого участия сторон процесса. Попечителем становится то же лицо, которое до этого исполняло функции опекуна.

Порядок предоставления опекуном отчета в органы опеки и попечительства о прекращении опеки или попечительства

48-ФЗ в статье 30 описывает порядок предоставления отчетной документации о прекращении попечительства или опекунства.

Предоставление отчетных документов должно быть осуществлено в трехдневный срок после получения сведений исполняющим обязанности лицом о прекращении попечительства или опекунства.

Статья 25 Федерального закона № 48 определяет порядок подачи:

  • предоставление документа должно осуществляться каждый год, не позднее 1 февраля текущего года за предыдущий;
  • если договором, заключенным между физическим лицом и органом опеки, установлены иные сроки, порядок предоставления осуществляется согласно требованиям этого документа.
    Часть 2 статьи 25 регламентирует порядок составления - отчетная документация должна содержать следующую информацию:
  • текущее состояние движимого и недвижимого имущества подопечного;
  • условия и место его хранения;
  • данные о приобретении другого имущества взамен реализованного;
  • уровень доходов и расходов, который был получен в результате управления имуществом.

К отчету прилагается вся необходимая документация, удостоверяющая предоставленные в отчете данные (товарные чеки, квитанции и прочая платежная документация).

Отчет проходит утверждение руководителем органа опеки и хранится в личном деле подопечного в установленном законодательством порядке.

Последствия прекращения опеки и попечительства

При получении информации о наличии в действиях опекуна или попечителя условий для привлечения к уголовной, административной или иной ответственности, наступают соответствующие последствия согласно нижеприведенным срокам:

  • не позднее семи календарных дней после принятия отчета;
  • не позднее четырнадцати календарных дней с момента получения информации об основаниях привлечения к ответственности.

Действие договора, заключенного между органами опеки и опекуном, автоматически прекращается с прекращением опеки или попечительства.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Опека

Опекун несовершеннолетнего осужден по статье 158 ч.3, от органов опеки данный факт скрывает уже три месяца, пока не требуется предоставлять новую справку об отсутствии судимости. Каковы последствия этого, является ли это мошенничеством? Он считает, что просто снимут опеку без последствий.

Татьяна 26.04.2019 09:19

Здравствуйте! Органы опеки должны назначить нового опекуна. Никакой ответственности за несообщение информации не будет.

Пастухов Сергей Станиславович 26.04.2019 17:46

Задать дополнительный вопрос

Да,все верно.

Федорова Любовь Петровна 26.04.2019 19:38

Задать дополнительный вопрос

Прекращение попечительства

Добрый день!Подскажите пожалуйста, у меня есть младшая сестра, но только по матери, мать ни меня, ни ее не воспитывала. Опеку над сестрой взяла наша бабушка. А год назад умерла мама и Катя (сестра) получает компенсацию по потере кормильца. В этом году Кате исполнилось уже 18. Катя проживает с бабушкой в квартире. Собственники этой квартиры я и бабушка по 1/2. Катя просто прописана. Из за разногласий бабушка хочет выписать Катю из квартиры. На что опека утверждает, что она не имеет на это права и что Катя имеет полное право там проживать, т.к. Катя получает пособие по потере кормильца и находится на контроле у соц опеке до 23 лет. Так ли это???Имеет ли бабушка, как собственник квартиры,выписать сестру?

Юлия 12.12.2018 14:09

Дубровина Светлана Борисовна 12.12.2018 14:24

Задать дополнительный вопрос

Юлия 12.12.2018 14:50

Извините, но я не поняла почему? Ведь систре уже исполнилось 18 лет, она теперь совершенно летняя, значит попечительство автоматически прекратилось.

Без согласия прописанного выписать его не возможно.

Дубровина Светлана Борисовна 12.12.2018 14:52

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 13.12.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Прекращение договора о приемной семье

Добрый вечер. В феврале 2015 года взяли девочку из детского дома. Отношения не сложились и девочка, прожив у нас 1 год 3 месяца, решила уйти в другую семью. За время пребывания в нашей семье на денежные средства ребенка была куплена мебель и ноутбук. После того, как девочка ушла в другую семью, мы, естественно отдали все вещи в новую семью, но от мебели семья отказалась. Прожив в новой семье 9 месяцев, девочка ушла уже в детский дом. Теперь руководство детского дома требует с нас эту мебель. Но так, как семья, которая была после нас, от мебели отказалась, то мы ее продали, естественно значительно дешевле, чем покупали, т.к. мебель уже б.у., и купили другую мебель. То есть той мебели у нас нет. И руководство детского дома требует перевести деньги на счет девочки, как написано в чеке. Прошло уже больше 3х лет после покупки. И более 2х лет после того, как девочка живет не в нашей семье. Как поступить в данном случае?

Анна 22.10.2018 20:31

Дубровина Светлана Борисовна 23.10.2018 07:31

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 24.10.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

смерть гражданина, осуществляющего опеку над несовершеннолетним

Кто обязан сообщить в органы опеки муниципалитета о смерти опекуна над несовершеннолетним

Светлана 17.10.2018 16:12

Федорова Любовь Петровна 17.10.2018 16:18

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

В РФ является делом сугубо добровольным, поэтому процедуры его оформления или отказа от него являются достаточно простыми.

Однако при этом важно не забывать о множестве правовых последствий аннулирования опекунства.

Стоит отметить, что эта процедура имеет значительное количество тонкостей.

Определение понятий

Опекунство - это особая форма соцзащиты, предназначенная для разных категорий граждан - детей, которым не исполнилось 14 лет, инвалидов, недееспособных лиц и так далее.

Важно учитывать, что опекунство - это право, а не обязанность. Вот почему к попечительству не могут кого-либо принуждать. Примечательно, что к попечителям предъявляется гораздо меньше требований, чем к , но в то же время они имеют намного меньше .

Стоит отметить, что отказаться от попечительства законным способом довольно просто. Все что для этого необходимо - это подать заявление в госорган опеки .

Как правило, прекращение опекунства происходит после подачи заявления самим опекуном. Крайне редко от него отказывается сам опекаемый.

Отстранение от попечительства возможно только при следующих условиях:

  • наличие заявления от попечителя;
  • вынесение решения госорганом опеки.

Законодательное регулирование вопроса

К самым важным законодательным актам в отношении отстранения от опекунства относятся следующие:

  • Статья 5 ФЗ № 48 от 24.04.08 г. «Об опеке» - гласит, что граждане могут свободно как принимать на себя обязательства по опеке, так и отказываться от их выполнения.
  • Статья 25 ФЗ № 48 от 24.04.08 г. - устанавливает, что опекун имеет обязанность предъявлять о потраченных средствах опекаемого после предоставления ему акта об отказе.
  • Статья 29 ФЗ № 48 от 24.04.08 г. - указывает, что опекуна могут освободить от взятых им обязательств по его просьбе.
  • Статья № 32 ГК РФ - устанавливает над кем можно взять попечительство.
  • Статья № 35 ГК РФ - гласит об условиях для назначения попечителем, его правах и обязанностях.
  • Статья № 36 ГК РФ - регламентирует обязанности попечителей.
  • Статья № 39 ГК РФ и статья № 40 ГК РФ - устанавливает основания для прекращения попечительства.
  • Статья №145 СК РФ - определяет основания для установления опекунства.
  • Статья № 146 СК РФ - указывает, кто не может быть опекуном.
  • Постановление Правительства России № 117 от 14.02.13 года - устанавливает при каких заболеваниях лицо не может стать попечителем.

Причины прекращения обязательств

Так как причины отказа от опекунства не регламентируются законодательством, то они могут быть практически любыми :

Стоит отметить, что причина при отказе от должна быть достаточно серьезной. Примечательно, что на данный момент все чаще причиной отстранения от попечительства являются ужесточающиеся требования к ведению отчетности, а также увеличивающееся количество требуемых отчетов. Например, опекун должен регулярно отчитываться об управлении, хранении и использовании имущества опекаемого. При этом от него требуется точность при их составлении, а также наличие всех подтверждающих документов. Предъявлять данную документацию не требуется лишь на питание, мелкие бытовые затраты и предметы первой необходимости. Кроме того, ведение такой строгой отчетности требует большого количества времени и усилий. Более того, ошибки при составлении отчетов, а также отсутствие подтверждающих документов могут привести к административной или даже уголовной ответственности.

Не следует забывать, что в заявлении требуется обязательно приводить причину отказа от попечительства. Как уже было сказано, в законодательстве не приводится список причин, по которым это можно сделать, поэтому в заявлении можно привести любую из них.

Однако, если в будущем будет необходимо восстановление попечительства или усыновление ребенка, то какие-либо проблемы не возникнут при указании следующих причин :

  • потеря работы из-за наступления нетрудоспособности;
  • возникновение серьезных разногласий с подопечным;
  • переезд на другое место жительства по причине изменения семейного положения.

Правила составления

Опека над несовершеннолетними

Согласно законодательству РФ на данный момент нет унифицированного бланка заявления отказа от опекунства над несовершеннолетними.

Поэтому его следует составлять в произвольной форме.

Однако при этом требуется обязательно привести следующие данные :

При необходимости можно перед написанием заявления проконсультироваться в органах опеки, как именно его необходимо составить.

Над недееспособными гражданами

Условия написания заявления об отказе от попечительства над недееспособными (бланк, содержание, оформление) являются точно такими же, как и при составлении заявления об отказе от опекунства над несовершеннолетними.

Сроки рассмотрения

Если процедура отказа от попечительства происходит только на основании акта, оформленного органами опеки, то заявление на отказ от опекунства обычно рассматривается в течение 3-х дней . Далее, как правило, некоторое время уходит на подготовку спецотчета.

Однако при участии суда период рассмотрения может быть несколько длиннее. Как бы то ни было, в каждом отдельном случае есть свои индивидуальные особенности, влияющие на период рассмотрения заявления.

Порядок оформления отказа

В случае, если попечитель хочет отстраниться от опекунства, ему следует подать заявление начальнику органа опеки , где было оформлено попечительство.

После рассмотрения прошения, орган опеки составляет акт об освобождении гражданина от попечительства .

Последствия

Отстранение от попечительства имеет множество различных юридических и правовых последствий.

Поэтому, перед тем как отказаться от опеки, необходимо обязательно узнать обо всех возможных последствиях данного решения. Рассмотрим некоторые из них:

После отказа от попечительства, опекун может написать заявление на восстановление опеки . Однако вероятность удовлетворения прошения в этом случае является довольно низкой. Если на протяжении одного месяца после отказа попечителя от опекунства, опекаемому не будет выбран новый опекун, то для него будет временно назначен сотрудник органа опеки. Именно он станет временным опекуном, если постоянный попечитель не будет найден.

О государственной поддержке в Хабаровском крае граждан, взявших под опеку недееспособных лиц, смотрите в следующем видеосюжете: