Спасательная работа в горах. Поисково-спасательные и транспортировочные работы Кое-что об этике ПСР

Аварийно-спасательные работы (АСР) в горах имеют свою специфику. Горная местность представляет собой повышенную опасность. Среди объективных реалий: камнепады, лавины, сели, трещины, туман, горный рельеф, горные реки. Климат в горах более резкий и характеризуется большей амплитудой, по сравнению с равниной. Даже летом на высоте лежит снег, а уровень воды в горных реках может подняться на несколько метров в считанные часы. Зимой нередки лавины, а летом – оползни.

Учитывая наличие различных опасностей, для оперативного реагирования и эффективного проведения спасательных работ необходимыми условиями являются специальная подготовка спасателей, современное оснащение и экипировка.

Высокая выучка и спецподготовка – необходимые условия успешных спасработ в горах.

Проведение АСР в горах характеризуется большими объемами, ограниченным временем, сложной обстановкой и предельным напряжением сил спасателей. Осуществляя аварийно-спасательные работы в горах, спасатели постоянно подвергают свое здоровье и жизнь опасности.

Спасательные работы ведутся в любую погоду, непрерывно, днем и ночью, до тех пор, пока положение окончательно не стабилизируется. Это обеспечивается специальной выучкой, психологической стойкостью и высокой боевой готовностью личного состава подразделений, грамотным управлением подчиненными и всесторонним их обеспечением.

Среди основных видов аварийно-спасательных работ в горах:

  • поиск и спасение туристов, спелеологов, альпинистов;
  • поиск и спасение пассажиров, потерпевших транспортные аварии в труднодоступных районах.

Этапы проведения аварийно-спасательных работ в горах

Одним из важных этапов работ является разведка. В числе ее задач:

  • Определение территории и характера ЧС;
  • Установление мест нахождения пострадавших и оценка их состояния;
  • Определение подъездных путей и путей эвакуации пострадавших.

На основании полученных данных разрабатывается план спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы в горах проводятся по следующей схеме:

  1. Поиск и уточнение места чрезвычайного происшествия;
  2. Организация устойчивой связи между спасательными службами;
  3. Доставка к месту ЧС необходимого оборудования и аварийно-спасательных формирований;
  4. Проведение АСР с учетом специфики местности;
  5. Оказание первой помощи пострадавшим;
  6. Транспортировка пострадавших в медицинское заведение.

Сотрудники группы компаний «Огнеборец» в совершенстве владеют техникой проведения АСР в горах и технологиями их организации, необходимой материально-технической базой, позволяющей выполнять работы по проведению аварийно-спасательных операций.

каждый год мы слышим, что в горах, в экстремальных путешествиях и просто прогулках народ попадает в различного рода ЧС, которые далеко не всегда заканчиваются счастливо. Очень часто при этом показывают, что к спасательным работам были привлечены спасатели МЧС и авиация МЧС в виде вертолета. как же это все происходит на практике, и что чаще всего остается за кадрами таких сообщений .

структура сил и средст обычного Поисково Спасательного Отряда, одного из многих на просторах РФ

Адыгейский ПСО по Республике Адыгея

Адыгейский поисково-спасательный отряд Республики Адыгея образован 1 января 2004 года согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея.

В марте 2008 года Адыгейский ПСО РА стал структурным подразделением Главного управления МЧС России по Республике Адыгея.

Дислоцируется по адресу г. Майкоп, пер. Глухой 3. Свою деятельность осуществляет согласно Соглашению о совместной деятельности между Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея и Адыгейским поисково-спасательным отрядом МЧС России.

Укомплектованность по штату на 100% - 27 человек.

Аттестованных спасателей - 26 чел.

Спасатель международного класса - 1чел.

Спасатель 2 класса - 18.

Спасатель 3 класса - 3.

Спасатель - 4.

Организованно круглосуточное дежурство совместно с АПСО МЧС РФ:

по г. Майкопу - 3 человека в сутки, на ПСП « Лаго-Наки» 1 человек в сутки.

Совместно с АПСО МЧС РФ проводятся занятия по профессиональной подготовке спасателей, учебно-методические сборы по контролируемому району.

Для выполнения задач имеется: специальное альпинистское снаряжение, горнолыжное снаряжение, водолазное снаряжение, бивачное снаряжение, водное снаряжение, инженерное вооружение.

На вооружении имеется:

3 единицы аварийно-спасательных автомобилей, оснащенных АСИ «Холматро», «Спрут», «Спин»), снегоболотоход BV-206 (Лось) для доставки личного состава при ПСР в труднодоступные места зоны ответственности.

2005 го. ПСР по извлечению из шлюза и оказанию ПМП пострадавшему на Майкопской ГЭС

2008 год, г. Тхач. ПСР по оказанию помощи пострадавшему

2009 год. Ци-це - каньон реки. ПСР по поиску и эвакуации пострадавшего

2010 год. Извлечение утонувшего автомобиля на канале в г. Майкопе

2012 г.- соревнования спасателей

Фотографии с тренировок и соревнований по поисково спасательным работам

Поисково-спасательные и транспортировочные работы

Разделяют:

Поисковые.
Целью является определение местоположения отдельного участника или целой группы. Поиск бывает маршрутным (когда известен район поиска) и неопределенным. Неопределенный поиск это практически всегда неудача, поэтому прилагаются усилия к установлению хотя бы примерного расположения группы и её планов на будущее. Заявка в МКК календарных планов маршрута и запасных вариантов направлена именно на это.

Спасательные.
Целью является устранение возможных факторов опасности и оказание пострадавшему первой помощи.

Транспортировочные.
Доставка пострадавшего в мед. учреждение, если он не способен перемещаться сам.

Эти три этапа могут присутствовать все вместе, а могут и в любой комбинации, например, только спасательные работы, или поисково-спасательные, спасательно-транспортировочные.

Основная схема проведения спасработ разработана в советские времена альпинистами для районов с густой сетью альплагерей и тучей народа. Спасработы проводятся силами профессионального спасотряда (МЧС) с привлечением опытных альпинистов (тогда жетон спасателя мог получить только человек со вторым разрядом по альпинизму.). Схема рассчитана в среднем на 30–40 чел. Для материального обеспечения спасработ используются ресурсы, заранее приготовленные в альплагере. Сейчас эта схема более-менее работает только на Кавказе и в Фанах; в других удаленных и малопосещаемых районах нет ни МЧС, ни альплагерей, ни ресурсов. Туристская группа, действующая автономно может рассчитывать только на свои силы и свое снаряжение, в лучшем случае на помощь встречных групп и местных жителей.

Основополагающим и самым слабым звеном этой схемы является своевременное получение информации о НС. Любой клуб, проводящий походы в удаленных районах, старается сделать так, чтобы в одном районе работали несколько отделений, имеющих возможность связи между собой и цивилизованным миром и способные оказать помощь друг другу. Для связи используются рации, мобильные и спутниковые телефоны. В большинстве нормальных клубов уже много лет действует общий коорд. центр, облегчающий контакты всех со всеми. В первую очередь его работа направлена на быстрое реагирование на информацию о ЧП и прочих осложнениях на маршруте.

Если связь невозможна, назначаются места обязательных встреч групп и контрольные сроки. Если по истечении контрольного срока группа не явилась на встречу и не дала о себе знать, начинаются поисково-спасательные работы (ПСР). Устанавливаются так же контрольные сроки завершения маршрута, однако, если группа в них не укладывается, спасать ее, скорее всего уже поздно. Кроме выхода на ПСР по сигналу о НС или истечению контрольного времени иногда практикуется предупредительный выход. Если группа дважды не вышла на связь, если отсутствуют заранее оговоренные сигналы, если наступило резкое и длительное ухудшение погоды, затрудняющее сход с маршрута или возникли другие внушающие опасения факторы, может быть сформирован спасотряд для установления связи с группой, наблюдения за ней и оказания помощи при необходимости. Ибо лучшие спасработы это те, которые не состоялись.

Общая схема ПСР силами профессионального спасотряда, школы (или нескольких групп) примерно такова:

После поступления информации о НС или за некоторое время до истечения контрольного срока формируется штаб ПСР, назначается начальник ПСР. Обычно это наиболее опытный и ответственный из руководителей, хотя бывает, что спасы приходится возглавлять первому, кто попал под раздачу. На время ПСР начальник становится абсолютным диктатором и его приказы обязательны к выполнению. Сам он по возможности не принимает участия непосредственно в работе, а занимается координацией действий всех групп, оценкой ситуации и принятием всех жизненно важных решений. Ответственность за всех участников ПСР лежит на начальнике.
Штаб ПСР собирает всю возможную информацию о случившемся, оценивает ее достоверность, разрабатывает предварительную версию НС. Исходя из нее, оценивается объем необходимой помощи, сроки ПСР, необходимое количество снаряжения и людей.

Формируются рабочие отряды, во главе каждого свой начальник.
Поисковый отряд - нужен, если положение пострадавшего точно не известно. Выходит сразу по истечении контрольного срока. Высылаются несколько мобильных групп составом 2–4 человека на обследование района возможного нахождения пострадавшего. Кроме самообеспечения у них должна быть связь и аптечка. Их задача - найти пострадавшего или потерявшуюся группу и доложить об этом в штаб ПСР. Далее, если возможно, добраться до пострадавшего, оказать ему первую помощь и начать транспортировку. Этим они берут на себя роль головного отряда.
Головной отряд - состоит из наиболее сильных и опытных участников. Выходит сразу после получения информации от поисковых отрядов, или максимально быстро после получения сигнала о НС. Задача - с максимально возможной скоростью добраться до пострадавшего, оказать ему помощь (в составе головного отряда должен быть врач) и начать транспортировку. Состав головного отряда минимум 4–8 человек. Головной отряд должен доставить пострадавшего на более-менее спокойный рельеф, или, если это невозможно столь малыми силами, подготовить простой и безопасный путь для транспортировочного отряда (перила, точки страховки, ступени и тд.)
Транспортировочный (основной) отряд - состоит из всех участников, способных двигаться и работать. Выходит по мере готовности людей и снаряжения. Желательно быстро. Возможный состав 10–30 человек. Они принимают пострадавшего из рук головного отряда и сопровождают вплоть до погрузки в машину или на больничную койку. Руководителем отряда обычно является врач, отвечающий за мониторинг страдальца и принимающий решения о возможности и способах транспортировки.
Вспомогательный отряд - больные, слабые и морально неустойчивые (это если нет здоровых и сильных). Ждет информации от головного или транспортировочного отрядов. Выходит при необходимости. Задача отряда - подготавливать путь для транспортировочного отряда, готовить еду и питье, ставить и собирать лагеря, подносить веревки и тд. Самая неблагодарная работа.
Начальник ПСР лично отслеживает готовность и выход отрядов, ставит конкретные задачи и сроки их исполнения, координирует действия отрядов, принимает решение о необходимости посторонней помощи (со стороны дружественных групп, местных жителей, МЧС, альпинистских организаций) и формах её оплаты и тд.
На время ПСР участникам запрещается самовольно покидать лагерь, т. к. они могут понадобиться в любую минуту. При необходимости урезается раскладка. Любое личное снаряжение может быть потребовано для нужд пострадавшего и спасателей, и тем самым благополучно угроблено.
После сдачи пострадавшего на руки врачам и возвращения всех участников в базовый лагерь, начальник объявляет о завершении ПСР и оформляет необходимые документы. Только после этого люди могут расслабиться и подумать о возможности продолжения своего маршрута.
Это общая схема, рассчитанная на большое количество народа. В каждом конкретном случае она может меняться, чаще упрощаться, но основные принципы остаются неизменными. Эту схему нужно знать и по возможности её придерживаться.

О привлечении посторонней помощи:

ПСР - грязная, тяжелая и опасная работа. Вы не имеете права заставлять кого-либо вам помогать. Это дело профессионалов либо добровольцев.
Нехорошо без крайней необходимости просить встречные группы о помощи. Тем самым вы, скорее всего, срываете им маршрут. Если можно обойтись без этого - постарайтесь обойтись. Если просите - точно укажите, что вам надо: медицинская помощь, помощь в транспортировке, продукты, снаряжение, связь. Просите только жизненно необходимый минимум.
Если же вас просят о помощи - помогите, не оглядываясь на вышесказанное. Если не просят, но вы видите, что у людей проблемы, предложите свою помощь. Конкретно сформулируйте, чем именно вы можете помочь.
Если привлекаете местных жителей, подумайте, чем можете компенсировать им потраченное время: деньгами, продуктами, медикаментами, горючим, веревками и тд. Просить они, скорее всего, не будут, но и от подарка не откажутся.
Но чаще всего приходится проводить ПСР силами одной-двух групп, что медленнее и труднее. Так что лучше беречь личный состав и не допускать появления пострадавших. Для этого необходимо, чтобы каждый участник чувствовал, что успех похода зависит именно от него и был предельно аккуратен в любых действиях. Не допускать необоснованного разделения группы, в том числе и при движении. Возможность связи внутри группы (если есть необходимость разделиться) - радиосвязь, заранее обговоренные условные знаки, мобильные телефоны (на Кавказе кое-где работают). При разделении группы обязательно договориться о времени связи и контрольных сроках возвращения.

Сигнализация:

Знаки бедствия:

SOS (3 коротких, 3 длинных, 3 коротких) короткий сигнал передается коротким свистком или вспышкой, одной поднятой вверх рукой или одним фонарем. Длинный сигнал - длинным свистком, долгой вспышкой, двумя поднятыми вверх руками или двумя фонарями.
красная ракета или красная тряпка, красный фонарь, любая красная маркировка.
6 любых (звуковых или световых) равномерных сигналов минуту. После сигнала делается минутный перерыв, затем сигнал повторяется.
Обозначение своего местонахождения - частые прерывистые сигналы.

Ответ на принятые сигналы - 3 равномерных сигнала в минуту, белая ракета.

Отбой тревоги, окончание спасработ - зеленая ракета, любая зелёная маркировка.

Жесты: "Y" Да, нам нужна помощь и "N" Нет, нам не нужна помощь.

При передаче сигнала бедствия любым способом, дающим возможность передачи более или менее подробной информации (радиосвязь, спутниковый/сотовый телефон, отправленные за помощью участники и т. д.) необходимо, чтобы передаваемая информация была полной и достаточно подробной, не сумбурной. К радиосвязи необходимо подготовится, гонцов проинструктировать и обязательно дать им записку.

Чтобы ничего не забыть, заучите аббревиатуру "ГКЧП ". Буква "К" используется дважды. В английском это список "5 W"

Где (where) - где произошло ЧП, куда собираетесь перемещаться. Как до вас можно добраться, какие препятствия есть на пути.
Кто (who) - кто пострадал - количество пострадавших, количество участников способных работать, состояние пострадавших и группы.
Когда (when) - когда произошло ЧП.
Что (what) - что именно произошло.
Погода (weather) - метеоусловия, прочие условия

Поисковые работы силами группы :

1. Остановиться, собрать всю группу, решать проблему совместно. Выяснить, когда и где в последний раз видели потерявшегося, в каком он был состоянии, какие у него были планы. Предположить куда он мог податься, какие ориентиры ему известны, есть ли у него карта, умеет ли он думать (если да, то каким именно местом). Это не праздное уточнение. Человек в панике способен на неадекватные решения.

2. Определить зону поиска: вверх или вниз по ходу движения, были ли развилки тропы, мосты на реке, повороты из основной долины. Если да, то проверить другой берег реки, другую тропу, соседнюю долину. На гребне - проверять обе стороны гребня, на крутом склоне - проверять его подножие. В верховьях рек - проверять все, т. к. здесь возможность ошибки велика, а рельеф сложен. Можно выйти на обзорную точку, главное не заблудиться самим.

3. На поиск уходят минимум по два человека. Каждой группе необходимо поставить задачу, определить зону поиска (сектор, квадрат и т. д.). Необходимо продумать для них комплект снаряжения, аптечку, способы и время связи, предполагаемый маршрут движения. Обязательно назначается контрольное время их возвращения.

4. К исходу контрольного времени к выходу должна быть готова основная группа с комплектом снаряжения для проведения спасработ, медикаментами и едой для себя и пострадавшего. В лагере допустимо оставить одного человека (желательно с радиосвязью) для приготовления еды и чая ко времени предполагаемого возвращения.

5. Когда ситуация прояснится (или же наоборот усложнится) оценить возможность продолжения ПСР своими силами, при необходимости послать за помощью (не менее двух человек). Продолжать поиск до какого-либо логического завершения.

Действия заблудившегося :

1. Остановится, подумать мозгом. Вспомнить, когда и где ты в последний раз видел группу, какие были планы у руководителя. Впереди они или позади, где ты мог сбиться с пути. Если перед тобой развилка или мост - садись здесь и жди, когда тебя найдут.

2. Если точно знаешь, где разошелся с группой и как туда попасть, допустимо вернуться в эту точку, в остальных случаях оставайся на месте, не паникуй, не осложняй поисковые работы спонтанными действиями и беспорядочными перемещениями. Если двигаешься, по возможности складывай заметные туры с записками (писать лучше карандашом) о том, когда здесь был и куда пошел дальше, или любым другим способом отмечай свой путь.

3. По возможности готовься к длительному сидению, рой норы и вей гнезда. Требования к гнезду: безопасность местоположения; прочность; защита от внешних факторов; достаточная вентиляция. Максимально ярко обозначай свое местоположение, тк гнездо, сделанное из подручного материала, будет сливаться с рельефом. Ночью жги костры, свети фонариком, пой песни.

4. Используй имеющееся снаряжение для поддержания своей жизнеспособности и организации относительного комфорта в гнезде. Необходимо обеспечить себя едой и горячим питьем. Кроме очевидных преимуществ, это позволит успокоиться, убить свободное время и подумать о жизни. В любом случае, лучше делать что-то ненужное, чем не делать ничего. О возможности долгого сидения стоит подумать в момент сборов и дележа снаряжения. Общественное снаряжение и продукты рекомендуется делить так, чтобы сделать относительно комфортным сидение максимальному количеству народа. В крайнем случае, вместо коврика можно использовать веревку, вместо спальника рюкзак и т. д. В личном снаряжении всегда надо иметь аварийный набор: нож, спички в герм. упаковке, расходную веревочку, личную аварийную аптечку и т. д. Кружку или миску рекомендуется брать металлическую, которую можно ставить на огонь.

5. После воссоединения с группой безропотно принять от руководителя причитающиеся подарки и несколько добрых слов в придачу.

Спасательные работы силами группы.

Итак, вы нашли клиента и убедились, что ему нужна помощь. На данный момент ваша задача - оказать пострадавшему первую помощь и спустить (поднять) на более-менее спокойный рельеф, не представляющий опасности и технической сложности и не требующий страховки спасателей.

Первоначальные действия:

1. Определить, что было причиной аварии: камнепад, лавина, срыв на склоне и т. д. Оценить возможность повторной аварии. Позаботиться о безопасности спасателей. Не допускать поспешных действий, способных привести к осложнению ситуации.

2. Подойти к пострадавшему или установить с ним голосовую связь. Выяснить его состояние, определить размер и характер необходимой помощи.

3. Оказать первую помощь. Если вероятно повторение аварии и невозможно обеспечить безопасность спасателей и пострадавшего, допускается провести экстренную эвакуацию в безопасное место, даже в ущерб его состоянию. В дальнейшем при транспортировке учитывать состояние больного и характер травмы (не заставлять стоять человека со сломанной ногой, пристегиваться - со сломанной рукой).

При прочих равных на скалах сначала оказывают медицинскую помощь, потом транспортируют, на леднике (при падении в трещину) - сначала извлекают на свет божий, потом лечат. Это объясняется тем, что на холоде кровопотеря и болевые ощущения минимальны, а главное - не заморозить клиента. Если подъем затягивается дольше 10–15 минут необходимо спустить пострадавшему теплые вещи, при необходимости спуститься к нему и помочь ему одеться.

4. Транспортировать пострадавшего на более удобный и безопасный рельеф, то есть туда, где удобнее будет его лечить, где можно подготовить его к длительной транспортировке, где можно поставить лагерь и отсидеться в ожидании помощи.

Транспортировка по сложному рельефу.

Любое шевеление пострадавшего осуществляется под постоянным контролем врача или ИО. Он принимает решение о способах и вообще возможности транспортировки.

Обычно пострадавшего спускают. Это проще физически и морально. Однако, если вверх значительно ближе и оттуда проще выбираться к людям, можно и поднимать. Чаще подъем используется при вытаскивании пострадавшего из ледниковой трещины.

При транспортировке пострадавшего по сложному рельефу многое зависит от того, может ли он двигаться самостоятельно и активно помогать спасателям. Если да - то его можно транспортировать без сопровождающего на одинарной веревке, подстрахованной прусиком. Для спуска легко пострадавшего используется тормозное устройство (восьмерка, реверса, шайба). Длина веревки не должна превышать 40–50 м. Нельзя допускать трения веревки об острые грани на перегибе. Перегиб должен быть обработан, при необходимости можно подложить под веревку что-нибудь ровное и скользкое (например, ледоруб или палки, обязательно закрепить!). Для подъема используются полиспасты, так же можно использовать длинный блок или вытаскивать напрямую. Схемы полиспастов разнообразны и широко известны со времен Архимеда.

При подъеме на малые расстояния или при нехватке вытягивающих можно заставить пострадавшего подниматься способом "грудь-нога" или "нога-нога".

Для удобства подъема грузовые веревки пропускаются через карабин на груди пострадавшего. Тогда его не отбрасывает.
Команды подает пострадавший.
При необходимости назначается "дятел" сидящий на краю трещины и транслирующий команды вытягивающим.
Если пострадавший не может двигаться самостоятельно, для его транспортировки нужен сопровождающий. Задача сопровождающего -- следить за состоянием пострадавшего, контролировать его движение и предохранять его от контакта с рельефом. Подъем и спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на двойной веревке, подстрахованной двойным прусиком. Длина двойной веревки не более 100 м. Особое внимание уделить грузовым и страховочным точкам. Лучше сделать 2–3 точки и сблокировать их компенсационными петлями. Спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на карабинном тормозе (или др. устройстве, позволяющем работать с двойной веревкой). При необходимости для увеличения трения можно использовать двойной карабинный тормоз. Подъем пострадавшего с сопровождающим обычно происходит на одинарном или двойном полиспасте (имеет смысл только при наличии блоков). Можно вытащить и напрямую или длинным блоком, но это требует больших трудозатрат.

Если пострадавший в очень тяжелом состоянии или есть подозрение на травму позвоночника, его необходимо транспортировать на жестких носилках. Носилки подвешиваются на петлях перед сопровождающим на уровне его пояса. На очень сложном рельефе носилки могут сопровождать 2 человека, что еще увеличивает требования к точкам и веревкам.

При транспортировке первым идет один или несколько опытных участников. Они выбирают путь, подготавливают площадки, организуют точки страховки и самостраховки. После спуска или подъема страдальца на 1 веревку (один эталонный участок) группа должна оценить скорость своего перемещения (в дальнейшем она будет только падать), запас времени, состояние пострадавшего, и, исходя из этого, принимать решения о дальнейших действиях.

Подъем из ледниковой трещины.

Должен проводиться максимально быстро. В трещине холодно, часто мокро и очень противно.
При движении по закрытому леднику человек уже пристегнут к веревке и у него есть аварийная система на случай срыва в трещину. Задача напарника по связке остановить падение и закрепить веревку. В идеале пострадавший вылезет сам или с небольшой помощью сверху.
Прежде чем помогать сорвавшемуся, нужно обеспечить страховку для оставшихся наверху и обозначить края трещины, чтобы не повторить его подвиг. Любая работа наверху - на страховке или самостраховке.
На краю трещины часто висит карниз, затрудняющий подъем пострадавшего. Рубить его не надо, т. к. падать он будет клиенту на голову. Если карниз небольшой, можно обойтись ледорубом, подложенным под веревки, чтобы они не пропиливали край трещины. Ледоруб обязательно закрепить!!! Если карниз большой и веревка уже пропилила его край, необходимо сделать оттяжку с противоположного берега трещины и проводить подъем через неё.
После того как пострадавший доставлен на спокойный и безопасный рельеф группа должна принять решение о дальнейших действиях, оценить резерв времени, сил, средств. В любом случае и пострадавший и спасатели должны отдохнуть и прийти в себя. Пострадавшего нужно еще раз осмотреть и подготовить к длительной транспортировке. Если принято решение о транспортировке своими силами, необходимо разделить обязанности: кто тащит, кто готовит тропу, кто занимается едой и лагерями.

Длительная транспортировка силами группы

При транспортировке следует выбрать более простой и, по возможности, знакомый путь к людям, даже если он несколько длиннее.
Группой 8–10 человек имеет смысл нести пострадавшего по несложному рельефу на 5–10 км. В других случаях необходимо вызывать помощь, тк работоспособность носильщиков снижается, скорость падает и возрастает вероятность осложнений. Силами 30–40 человек можно транспортировать пострадавшего на 30 км и через препятствия до 2А кс (при соответствующей подготовке). При более сложных условиях необходимы квалифицированные спасатели, спец снаряжение, а лучше - вертолет. К сожалению, он не везде может сесть, поэтому тащить все равно придется.
Следует помнить, что любая транспортировка для пострадавшего очень тяжела и болезненна. По возможности необходимо оберегать его от тряски, ударов, а так же природных катаклизмов (дождь, снег, ветер, солнце и т. д.).
Необходимо постоянно следить за состоянием страдальца, вести беседу, если он в сознании (это облегчит самочувствие и ему, и вам и позволит делать выводы о его состоянии). Если он без сознания, следить за дыханием и пульсом должен отдельный человек, стоящий у головы. Если страдальца тошнит, по команде носилки переворачивают.
Способы переноски страдальца:

Одним человеком.

На бухте веревки, в специальных лямках (на короткое расстояние).

В рюкзаке (резать) наиболее удобно.

На носилках - волокушах по снежному или плоскому трав. склону.
Двумя людьми

На бухте веревки и на палке, закрепленной ремнями (на короткие расстояния).
В мягких носилках - плетенке, закрепленных на шесте.
4–6 человек

Носилки из подручных средств (ледорубы, палки, стойки палаток, основная веревка) При тяжелых травмах и подозрении на травмы позвоночника необходимы очень жесткие носилки (щиты, двери) или стандартные носилки "акья"


Пострадавший укладывается в носилки на коврик, при необходимости в спальник, и фиксируется к носилкам несколькими петлями основной веревки. Сопровождающие удерживают носилки не руками, а крепят на петлях через плечо или к страховочной системе.

Пострадавшего всегда несут головой вверх (т. е. на спуске - ногами вперед), если нет других медицинских показаний. На крутых участках ему необходимо обеспечивать страховку. При переноске носилок следует избегать узких гребней и кулуаров, так как это неудобно для спасателей. Участники, несущие пострадавшего должны по возможности меняться каждые 15–20 минут. Не допускать перегрузки отдельных участников!!!

Люди свободные от непосредственного процесса транспортировки распределяются для выполнения следующих задач:

Марш - бросок за помощью (по возможности)
Разведка и подготовка пути. Надо найти оптимальный путь, расчистить тропу, может быть пробить ступени, повесить перила даже на небольшом склоне, чтобы спасатели могли придерживаться руками.
При необходимости организация страховки
Упреждающая готовка пищи и установка лагеря.
Учитывая медленный темп, следует контролировать запасы еды и топлива, а так же быть готовым по ходу движения остановиться из-за непогоды или ухудшения состояния пострадавшего. Не допускать остановки в опасных местах.

Транспортировка и сопровождение пострадавшего продолжается до места оказания квалифицированной медицинской помощи. Иногда даже в машине приходится держать носилки на руках, чтобы пострадавшего не колбасило на горной дороге.

Эвакуация вертолётом.

Это работает, но обычно требует огромной организационной работы руководителя и координационного центра. В любом случае, думать о такой возможности необходимо до похода.

Оформляете страховку на солидную сумму в уважаемой компании. В договоре должно быть прописано, что вы занимаетесь экстремальным видом спорта, а так же то, что оплачивается не только лечение, но и доставка в мед. учреждение, в том числе вертолётом. Без страховки имеете шанс попасть на 15–18 килобаксов, а вероятнее всего, что вертолёт вообще не вылетит без гарантий оплаты.
Заехав в район, встаёте на учет в спасслужбе (если она там есть).
В цивилизованных районах (Альпы, Гималаи, с нек. оговорками Кавказ) этого достаточно. В случае ЧП вы звоните спасателям или в ассистантскую компанию, объясняете, что случилось и где вы находитесь, вас консультирует доктор и при необходимости прилетает вертолёт.

Но обычно всё происходит по-другому:

Перед началом похода вы звоните в ассистантскую компанию и выясняете, знают ли они, где находится район вашего похода и ближайший к нему вертолётный отряд. Чаще всего, они этого не знают, и выяснять начнут тогда, когда получат от вас информацию о ЧП.
В целях экономии времени, вы находите в интернете устраивающий вас аэродром, связываетесь с его руководством и выясняете, есть ли у них летающие вертолёты, есть ли к ним горючее и пилоты, имеющие право летать в горной местности. И самое главное: сколько будет стоить (лично командиру) вылет по первому звонку и какие гарантии оплаты требуются. Попутно можно узнать, что это за вертолёты, при какой погоде и на какую высоту они могут летать. Имейте в виду, самые распространенные у нас машины МИ-8 имеют дальность полёта 500км и разрешенную высоту взлёта-посадки 4500м (хотя при необходимости могут взлететь и с 6000), а мелкий МИ-2 и аналогичные ему буржуйские модели дальность полёта всего 160км.
Собираете документы с гарантиями оплаты и отправляете их на базу. Получаете подтверждение получения и согласие вас спасать.
Собранную информацию предоставляете в ассистантскую компанию и коорд. центр клуба. В клубе оставляете также телефон ассистантской компании и номера своей страховки.Горячие номера забиваете в память всех имеющихся в группе телефонов, записываете в маршрутку и доводите до сведения всех участников!
В случае ЧП звоните на оба номера и выдаёте информацию по списку 5W. Клубный оператор становится вашим представителем в городе, а оператор ассистантской компании занимается решением всех денежных вопросов. В ассистантской компании работают профессионалы, в клубе лучше понимают реалии вашей жизни, например, необходимость экономить аккумуляторы в телефоне. Действуя вместе, они справятся.
Вам остается искать и готовить площадку для приземления вертолёта. При нахождении площадки нужно ещё раз связаться с вашим оператором и сообщить ее координаты и дать словесное описание.

Общие требования к площадкам таковы:

Ровная, желательно выпуклая площадка крутизной. не более 5°, размером мин. 30×30м с открытыми подходами для глиссады на расстояние 300м, хорошо освещенная, желательно с твердой поверхностью, без ям, кочек и пней. Наиболее благоприятны гребневые участки, седловины, плато.
При наличии перегиба, площадку необходимо организовывать ближе к перегибу склона, идущего вниз (взлет со снижением компенсирует недостаток мощности двигателя на большой высоте). Избегать площадок близко к склону, уходящему вверх, так как нисходящие потоки воздуха по склону препятствуют взлету.
При оборудовании вертолетной площадки в лесистой местности лучше всего воспользоваться естественными опушками, лишенными больших деревьев, при этом вся другая растительность, небольшие деревья и кусты выше полуметра, должны быть вырублены и унесены на 20–50 метров от площадки. Желательно срубить самые высокие деревья в радиусе 100 м.
Площадка должна быть хорошо заметна и ярко маркирована. При приближении вертолета рекомендуется дать ракету (если она есть) в сторону, противоположную той, откуда летит вертолёт.
Посадочная площадка должна быть обозначена по углам и в центре, т. е. в месте приземления вертолета, темными предметами (рюкзаки, спальные мешки и тд). Все мелкие вещи в радиусе 50м (коврики, посуда, одежда и тд) необходимо зафиксировать, так как они могут быть подняты вихрем и попасть в несущие винты вертолета. Лагерь, стоящий менее чем в 100м от площадки также может пострадать.
При организации посадочной площадки на снежной поверхности нет необходимости ее сплошь вытаптывать. На ней должно быть много следов (для пространственного ориентирования пилота в условиях ограниченной видимости из-за снежного вихря, поднимаемого лопастями вертолета при посадке). Для того чтобы показать пилоту состояние снежного покрова (глубину, плотность снега), во время контрольных проходов вертолета над местом посадки один из участников должен постоянно двигаться по площадке.
Площадку на закрытом леднике надо проверить на предмет трещин.
Для обозначения силы и направления ветра по углам площадки выставляются флаги, "колдуны" из одежды и т. д. Если этого недостаточно, люди должны встать спиной к ветру, выстроившись в "затылок", в 3–4 м от площадки, с левой стороны от направления захода вертолета (от линии посадки). Руки расставить в стороны (при посадке пилот видит людей слева и лицом к себе). При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90°. Вокруг своей оси. После контрольных проходов вертолёта с площадки можно уйти, но на своих местах оставить маркировочные предметы.
Погодные условия, необходимые для полетов:

Облачность - высота над местом посадки: не ниже 350 м (при абсолютной высоте до 2000 м), не ниже 600 м (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Видимость на уровне площадки приземления не менее 5 км (при абсолютной высоте до 2000 м), не менее 10км (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Ветер не более 5 м/сек в закрытых ущельях, котловинах; до 15 м/сек на открытых плато, гребнях, седловинах. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра - 5–6 м/сек. Безветрие так же нежелательно. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков. Зависание над лесом и густым кустарником - весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воздушную струю.
После совершения вертолетом посадки

Даже после приземления пилот может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет или разворот.
К вертолёту можно приблизиться только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится. Если после приземления двигатель вертолета не будет выключен, то приближение или удаление от вертолета, выход из него, погрузка пострадавшего осуществляются только слева со стороны переднего сектора так, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.
Нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли.
Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть сбухтованы, легкие предметы тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Лыжи, лыжные палки, зонды переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с командиром вертолета.
Вертолёт может забрать с места ЧП всю группу. А может и не забрать. Это зависит от его техн. возможностей. Будьте готовы к тому, что здоровым участникам придется выбираться к людям самостоятельно. Скорее всего, 1–2 сопровождающих всё-таки заберут. Им можно сбросить снаряжение, не нужное для выхода из района. Кандидатуры улетающих, их личные вещи и баул со снаряжением желательно подготовить заранее.

Кое-что об этике ПСР.

Безопасность спасателей - одно из обязательных требований при проведении работ. Очень неприятно, когда из-за одного дурака хоронят десяток хороших людей. Кроме того - дальше работать становится некому.
Руководство осуществляется одним человеком. Руководитель берет на себя все бремя власти и всю тяжесть ответственности. По возможности он не принимает участия в тяжелых работах в труднодоступных местах, он должен сохранить силы, чтобы думать. Он может и должен советоваться с участниками, принимать во внимание их мнение, но окончательное решение принимает он один, и решение это обязательно к исполнению.
Работа происходит на пределе физических и моральных сил группы. В этой ситуации нельзя допускать паники, разногласий и каких-либо разборок. Оставьте это на потом. Следует сохранять спокойствие, дружелюбие и внимательность к товарищам. Даже если тебе совсем плохо, вспомни, что остальным ещё хуже, а уж о пострадавшем и думать страшно. Кроме того, ты - доброволец, а им всегда не везет.
Нельзя вести с пострадавшим разговоров о тяжести его состояния, о трудностях пути и о том, какой он дурак и как он всех достал. Учитывайте, что страдалец может мыслить не совсем ясно и временами говорить и делать глупости. Постарайтесь потерпеть. Через некоторое время будете вместе над этим ржать.
Пострадавший должен понимать, что плохо не только ему, но и спасателям и относиться к этому с пониманием, не капризничать и не требовать заботы и внимания сверх меры. Кроме того он должен сообщать правду о своем состоянии, об улучшениях и ухудшениях, не геройствовать в ущерб себе, но стараться активно помогать, если это возможно.
Использованная литература:

  • 1. Винокуров, Левин, Мартынов "Безопасность в альпинизме"
  • 2. Ф. Кропф "Спасательные работы в горах"
  • Использовались так же рекомендации пилотов Эльбрусского ПСО по рациональному использованию вертолётов в спасательных работах в горах.
  • И. Иванова

Горами называются обширные территории со складчатой и складчато- глыбовой структурой земной коры, поднятые до нескольких тысяч метровнадуровнем моря и характеризующиеся в своих пределах резкими колебаниями высот. Горы занимают 12% всей земной поверхности . Климат гор отличается большой суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с большими перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура обычно снижается с повышением высоты примерно на 0,5-0,7° С через каждые 100 м. В дневное время суток в горах постоянно дуют так называемые горно-долинные ветры устремленные вверх по долинам и отрогам. Ночью охлажденные воздушные массы движутся вниз по горным склонам. Перепаду температур также способствует солнечная радиация. Это ускоряет таяние снегов, вызывая лавины. Чистый горный воздух почти без потерь пропускает солнечные лучи. Поэтому фиолетовая и ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения гораздо интенсивнее в горах, чем в долинах. Перепады температур вызывают активные атмосферные процессы. Поднимающийся прогретый воздух смешиваясь с холодным, приводит к образованию мощных грозовых облаков и выпадению значительного количества осадков. Постоянно изменяющийся температурный режим и наличие влаги разрушают горы, и они постепенно осыпаются вниз обвалами, оползнями, камнепадами. С повышением высоты понижается атмосферное давление и уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря.
Горы считаются одним из наиболее опасных для человека природных ландшафтов. Опасности в горах подразделяются на две группы: объективные, связанные с самой природой гор, и субъективные, в основе которых лежат личностные качества человека.

К природным опасностям в горах относятся горный рельеф, холод, сильныйветер, туман, снежно-ледяное покрытие, лавины, камнепады, скалы, снежныекозырьки, лед, трещины, горные реки, пещеры, карнизы.

К личностным опасностям в горах относятся незнание опасности, ошибочная оценка ситуации, недостаточный уровень подготовки, перенапряжение, неправильные действия, пренебрежение опасностью, отсутствие или неправильное использование оборудования и снаряжения, преувеличение своих возможностей, несогласованность действий. Наибольшей опасности в горах подвергаются люди, занимающиеся видами спорта, основой которых является преодоление препятствий, а риск - одним из главных побудительных мотивов к действиям. К этой категории людей относятся альпинисты, горные туристы, спелеологи, горнолыжники, путешественники по горным рекам на плавсредствах (байдарки, плоты, надувные лодки). Огромному риску подвергаются неорганизованные и неподготовленные туристские группы. Опасные ситуации также могут возникнуть с людьми, выполняющими различные работы в горах: геологами, картографами, инструкторами, спасателями, обслуживающим персоналом турбаз и альпинистских лагерей, а также с постоянно или временно проживающими в горах людьми (местные жители, отдыхающие и др.). Несмотря на все мероприятия, проводимые для повышения безопасности людей, находящихся в горах, количество ЧС. возникающих в горной местности, остается на стабильно высоком уровне.

Основными ЧС в горах являются: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям , участвующим в ПСР. Они должны:
- знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
- иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;
- уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
- обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия . Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Состав спасательного отряда и его руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Чем сложнее и опаснее ПСР, тем выше должна быть квалификация руководителя и спасателей.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для обеспечения связи на отдаленных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ - переносные радиостанции. Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.
В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

2008 года

Участники: К участию приглашаются альпинисты с 1 разрядом и выше

Кандидат на участие в УТС сдает в ФАР письменную работу и заполненную анкету (см. также Критерии отбора участников).

Кандидат предоставляет медицинскую справку

При поступлении кандидат сдает зачет по физической подготовке.

Участникам необходимо приехать на место сборов со всем необходимым личным снаряжением. Желательно иметь страховой полис.

Тренерский состав: Определяется и утверждается решением Правления ФАР

Документы

об окончании

обучения: После прохождения аттестации и сдачи экзаменов участники получают документы государственного образца (свидетельство о повышении квалификации, удостоверение, книжку и жетон спасателя) и награждаются номерным жетоном «Спасение в горах»;

Финансирование: - участник оплачивает проезд к месту проведения УТС и обратно*

Участник оплачивает оргвзнос. В оргвзнос входит оплата проживания, питания, оплата работы преподавателей, атрибутика.

Размер оргвзноса определяется организаторами не позднее чем за 2 месяца до начала УТС.

Утверждено

Положения о знаке «Жетон «Спасение в горах»

1. Общая часть

Настоящее Положение устанавливает:

Понятие о жетоне «Спасение в горах» (жетон);

Порядок выполнения требований для награждения жетоном;

Порядок присвоения и лишения жетона.

2. Жетон «Спасение в горах»:

Учрежден Федерацией альпинизма России (ФАР) с целью повышения уровня подготовки спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований и общественных альпинистов-спасателей в обеспечении безопасности альпмероприятий (АМ) и оказания помощи терпящим бедствие в горах.

Имеет вид нагрудного знака с порядковым номером с надписями на русском («Спасение в горах») и английском («Mountain rescue») языках.

Наличие присвоенного жетона является обязательным условием для выпуска альпиниста на первое восхождение по маршруту 6А категории сложности*.

3. Требования к лицам, награждаемым жетоном

Иметь 1-й разряд по альпинизму;

- сдать экзамен и быть аттестованным комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей при органе исполнительной власти субъекта РФ (далее – аттестационная комиссия).

Пройти обучение на специализированном учебно-тренировочном сборе (далее – УТС);

4. Порядок награждения жетоном

После прохождения УТС и сдачи экзамена участнику выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

Награждение жетоном «Спасение в горах» производится лицом, уполномоченным ФАР.

Для внесения награжденных жетоном в единый реестр ФАР, организацией, проводившей УТС, на каждого участника в Правление ФАР предоставляются:

Учетная карточка альпиниста

Свидетельство об окончании УТС.

Цветная фотографии 3*4 см (1 шт.)

Альпинисты, награжденные жетоном, а также получившие жетон до момента вступления в силу настоящего положения и прошедшие переаттестацию, включаются в реестр.

5. Ответственность обладателя

Награжденный жетоном несет дисциплинарную ответственность за проступки, несовместимые с данным званием.

Решением Правления ФАР альпинист может быть лишен жетона.

6. Особые случаи

В случае утраты для получения дубликата в Правление ФАР предоставляются:

Заявление с объяснением обстоятельств утраты, ходатайство региональной ФА, цветное фото (3х4) см.

Решения по вопросам, не оговоренным данным Положением, принимаются Правлением ФАР и согласуются с МЧС РФ.

* - настоящее требование вступает в силу с 01.01.2008 г.

Утверждено

Конференцией Федерации альпинизма России

Положение о специализированном учебно-тренировочном

сборе по подготовке на жетон «Спасение в горах»

Подготовка к организации и проведению квалифицированных поисково-спасательных работ на всех формах горного рельефа и в иных условиях с использованием альпинистской техники.

Повышение квалификации руководящего состава и участников альпмероприятий (АМ) в деле организации и проведении работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в горной местности.

2. Проводящие организации

Специализированный учебно-тренировочный сбор (далее - УТС) проводятся организациями, уполномоченными Правлением Федерации альпинизма России по согласованию с МЧС РФ.

3. Виды подготовки (обучения) на УТС

Форма обучения - очная.

УТС проводится на местности с наличием всех форм горного рельефа, сроком не менее 10 календарных дней.

4. Требования к руководящему и тренерскому составу

Руководитель сборов - иметь опыт хозяйственного обеспечения АМ.

Старший тренер - КМС, инструктор-методист по альпинизму I категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем

Ответственный за безопасность (ОБ) - КМС, инструктор-методист II категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем.

Тренер - КМС, инструктор-методист III категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем.

Врач - медицинский работник с высшим медицинским образованием .

Старшему тренеру, ОБ и всему тренерскому составу иметь опыт участия и проведения поисково-спасательных и транспортировочных работ в горах.

5. Требования к участникам УТС

Возраст - не моложе 20 лет.

Спортивная квалификация - 1-й разряд по альпинизму.

Кандидат на участие в сборах предоставляет в организацию, проводящую УТС:

Паспорт,

Книжку альпиниста,

Паспорт спортсмена (классификационный билет),

Учетную карточку альпиниста,

2 цветных фото 3х4 см.,

Заключение по результатам медицинского освидетельствования о годности к работе в экстремальных условиях1,

Справку о прохождении обучения по программе первоначальной подготовке спасателя МЧС России;

Заявление в комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей при органе исполнительной власти субъекта РФ по месту проведения УТС (далее – аттестационная комиссия).

Прим.: 1 – медицинское освидетельствование проводится в соответствии с приказом Минздрава РФ № 90 от 01.01.2001 г., формулировка записи «годен к работе спасателем».

6. Программа подготовки

6.1. Проводится по Программе подготовки «Организация и проведение поисково-спасательных работ в горной местности и иных условиях с использованием альпинистской техники».

6.2. Программа подготовки является специально-технической программой дополнительного образования , утверждается Правлением ФАР и согласовывается с Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

7. Сроки и порядок утверждения сборов

7.1. Документы на утверждение проведения УТС подаются в Правление ФАР не позднее одного месяца до начала работы.

7.2. Перечень подаваемых документов.

Ходатайство проводящей организации на разрешение проведения УТС.

Список руководящего и тренерского состава с указанием – ФИО, года рождения, спортивного разряда (звания), инструкторской категории (с номером удостоверения), номера жетона «Спасательный отряд» и (или) удостоверения спасателя, города проживания.

Список участников с указанием – ФИО, года рождения, спортивного разряда по альпинизму, города проживания.

Место и сроки проведения УТС.

Календарный план УТС.

8. Отчетные документы

8.1. Для утверждения итогов УТС проводившая организация в течение месяца с момента окончания направляет в Правление ФАР следующие отчетные документы:

Отчет старшего тренера о выполнении Программы подготовки,

Список работавших тренеров,

Протокол решения аттестационной комиссии,

9. Документы об окончании УТС

9.1. Участникам, окончившим сборы, выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

10. Финансирование.

11.1. Финансирование затрат на проведение УТС проводится заинтересованными организациями и (или) из личных средств участников.

11.Особые условия.

11.1. Решения по вопросам, не оговоренным данным Положением, принимаются Правлением ФАР и согласуются с МЧС России.

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

Конференцией Межведомственной комиссией по

Федерации альпинизма России аттестации аварийно-спасательных

по их подготовке МЧС России

протокол МАК №1 п. II

Программа подготовки

«Организация и проведение поисково-спасательных работ

в горной местности и в иных условиях

с использованием альпинистского снаряжения»

1. Введение

Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Правилами проведения соревнований и совершения восхождений в горах» Росспорта РФ, решениями ежегодной Конференции и Правления Федерации альпинизма России и регламентирует дополнительную специально-техническую подготовку общественных альпинистов-спасателей и руководителей альпинистских мероприятий.

Настоящая программа является дополнительной специально-технической и разработана в соответствии с «Программой первоначальной подготовки спасателей РФ» от 01.01.2001 г.

Проводящими организациями могут быть конкретизированы и расширены некоторые разделы, внесены дополнительные вопросы, особенно при проведении практических занятий и тренировок.

Расчет часов по предметам обучения программы подготовки спасателей (всего 100 часов)

Прим.:

1 - При проведении занятий по медицинской и психологической подготовке учитываются знания, полученные при теоретических и практических занятиях по «Программе подготовке альпинистов», утвержденной ФАР.

2. Перечень разделов, тем и видов занятий программы подготовки спасателей

РАЗДЕЛ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В АЛЬПИНИЗМЕ 4

Тема 1. Статистика несчастных случаев в горах

Учебные вопросы:

Анализ данных СТК ФАР

Тема 2. Особенности гор и возникновения опасностей в горах. 1 - -

Учебные вопросы:

Опасности, обусловленные природой гор

Опасности непогоды и высокогорного климата

Тема 3. Анализ технических приемов в горах, при которых происходят 2 - -

несчастные случай.

Учебные вопросы:

Объективные и субъективные причины несчастных случаев в горах

Ошибки при вязании узлов

Ошибки при движении по скалам

Ошибки при движении по снегу и льду

Ошибки при организации страховки и самостраховки

Ошибки при спуске по веревке

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА СПАСАТЕЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ В ГОРАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 3

Тема 1. Организация профилактическо-спасательной службы в 1 - -

горах в СССР

Учебные вопросы:

История создания службы. Жетон «Спасательный отряд»

Тема 2. Организация и структура поисково-спасательной службы 1 - -

Учебные вопросы:

История создания ПСС МЧС. Структура и функции.

Нормативные акты, регулирующие проведение спасательных работ.

Права и обязанности спасателя.

Тема 3. Организация спасательных служб в горах за рубежом 1 -

РАЗДЕЛ 3. СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ГОРАХ 11

Тема 1. Классификация спасательных операций 1 - -

Учебные вопросы:

Классификация спасательных операций

Виды спасательных работ

Тема 2. Организация спасательных операций 1 - -

Учебные вопросы:

Предварительные организационно-профилактические мероприятия

Спасательные отряды: головной, транспортировочный,

вспомогательный. Структура и функции.

Тема 3. Планирование и тактика спасательных операций. 3 - -

Учебные вопросы:

Выход поисковых групп и спасательных отрядов

Определение тактики. Выбор организационной схемы. График работ.

Организация сигнализации и связи

Особенности тактики спасательных операций малыми группами

Неопределенный поиск. Маршрутный поиск. Поиски в лавине.

Спасательные операции на стенных маршрутах. Спуск сверху.

Подъем снизу. Продвижение сбоку.

Особенности тактики спасательных операций при высотных восхождениях

Тема 4. Техническое обеспечение спасательных операций 2 4 -

Учебные вопросы

Снаряжение. Общие сведения.

Подручные средства

Специальное снаряжение. Тросовое. Лебедки. Носилки. Акья.

РАЗДЕЛ 4. СПАСАТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ

РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ 18

Тема 1. Снаряжение 2 4 -

Учебные вопросы:

Узлы, беседки, обвязки. Веревочные носилки.

Системы закрепления веревки

Системы торможения

Наращивание веревок

Полиспастные системы

Тема 2. Технические приемы 2 4 - Учебные вопросы:

Подъем к пострадавшему

Спуск пострадавшего

Подъем пострадавшего

Траверсирование участков склона

Тема 3. Транспортировка пострадавшего 2 4 - Учебные вопросы

Транспортировка на простом рельефе небольшой крутизны

Транспортировка по крутым и обрывистым склонам

Транспортировка по сложному скальному рельефу

Транспортировка по травянистым склонам

Взаимодействие групп при большой протяженности спуска

Особенности спасательных работ при восхождении в двойке

РАЗДЕЛ 5. СПАСАТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ 14

РАБОТЫ НА СНЕЖНО-ЛЕДОВОМ РЕЛЬЕФЕ

И В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ. ЛАВИННАЯ ПОДГОТОВКА.

Тема 1. Особенности спасательно-транспортировочных 2 4 -

работ на снежном и ледовом рельефе

Учебные вопросы:

Спасательные работы в районе ледников. Подъем из трещин.

Транспортировка по снежным склонам.

Особенности спасательных работ зимой

Тема 2. Организация и проведение спасательных работ в лавинах 2 6 -

Учебные вопросы:

Виды снега. Механизмы образования лавин.

Преодоление лавиноопасных склонов.

Правила поведения при попадании в лавину.

Техническое обеспечение и средства безопасности в лавинах.

Лавинные датчики («бипперы»). Лавинные зонды.

Тактика и методы проведения поисковых работ в лавинах

Поисковые работы силами участников группы.

Поисковые работы силами спасательного отряда.

РАЗДЕЛ 6. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД 8

Тема 1. Горные реки 1 - -

Учебные вопросы:

Зависимость уровня воды в горных реках от различных факторов.

Наводнения. Сели.

Тема 2. Организация переправ 1 6 -

Учебные вопросы:

Виды переправ.

Транспортировка пострадавшего через водные преграды

РАЗДЕЛ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ ГРУПП 4

И АЛЬПИНИСТОВ В ГОРАХ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МЧС,

СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ДРУГ С ДРУГОМ.

Тема 1. Радиосвязь при проведении спасательных работ

Сигналы бедствия

Тема 2. Взаимодействие с подразделениями МЧС 1,5 - -

Тема 3. Взаимодействие с авиацией 1,5 - -

РАЗДЕЛ 8. МЕДИЦИНСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА 10 5 5 -

Тема 1. Основы анатомии и физиологии человека

-Тема 2. Средства оказания первой медицинской помощи

Тема 3. Первая медицинская помощь при травмах и травматическом шоке

Тема 4. Первая медицинская помощь при кровотечениях

Тема 5. Первая медицинская помощь при горной болезни и

острых заболеваниях

Тема 6. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей .

Синдром длительного сдавливания.

Тема 7. Основы сердечно-легочной реанимации

Тема 8. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях

Тема 9. Первая медицинская помощь при несчастных случаях

Тема 10. Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми

расстройствами психики

Тема 11. Морально-психологические основы статуса спасателя

в горной местности

Учебные вопросы:

Безопасность – основа горовосхождений. Важность профилактики

несчастных случаев в горах.

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и горным туризмом

Психологические качества необходимые спасателю.

Правила поведения в спасательном отряде.

Тема 12. Психологическая подготовка спасателей к действиям

в экстремальной ситуации

Учебные вопросы:

Страх и его проявления.

Методы психологической подготовки

Методы управления психическим состоянием

Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении

спасательных работ.

РАЗДЕЛ 10. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 4 - 4 -

РАЗДЕЛ 11. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ

ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

РАЗДЕЛ 12. СДАЧА ЭКЗАМЕНА И СОРЕВНОВАНИЯ 20 4 16 -

3. Перечень разделов программы подготовки руководителей и ответственных за безопасность альпинистских мероприятий

1. Правовые основы деятельности общественных аварийно-спасательных 1 - 2

формирований

2. Организация деятельности ответственного за безопасность 4 - 2

альпинистского мероприятия, руководителя аварийно-спасательного

формирования.

3. Руководство проведением поисково-спасательных работ 6 4 2

в горной местности с использованием альпинистской техники.

Взаимодействие общественных аварийно-спасательных формирований

и подразделений МЧС.

4. Спасательный фонд альпинистского мероприятия: организация, хранение

5. Расследование причин несчастных случаев и нарушений правил 2 2 -

горовосхождений. Составление отчета о несчастном случае.

6. Организация альпинистских общественных аварийно-спасательных 1 1 3

формирований и подготовка для них кадров.

Цель подготовки общественных альпинистов-спасателей и руководителей альпинистких мероприятий – дать необходимый объем знаний и выработать практические навыки, позволяющие им квалифицированно выполнять спасательные работы на всех формах горного рельефа в любых условиях обстановки, в т. ч. при ограниченных возможностях наличных сил и средств.

Это достигается:

Четкой организацией и качественным проведением всех занятий;

Приданием занятиям практической направленности;

Высоким уровнем методической подготовки преподавателей;

Наличием соответствующей учебной базы.

Ответственный за безопасность альпинистских мероприятий обязаны:

Кандидат на участие в сборах при поступлении сдает зачет по физической подготовке:

Бег, 3 км – не более 14 минут

Подтягивание на перекладине - 12 раз

Отжимание от пола - 40 раз

Упражнение на пресс (наклоныраз

Приседание на ноге (пистолетикраз

При не выполнении нормативов кандидат не зачисляется на обучение.

Вводные сведения
Способы проведения ПСР
Средства и знаки сигнализации
Передвижение в горах
Передвижение по скалам
Узлы
Транспортировка пострадавших
Лавины
Опасности при проведении ПСР в пещерах
Проведение ПСР в пещерах

Горами называются обширные территории со складчатой и складчато- глыбовой структурой земной коры, поднятые до нескольких тысяч метровнадуровнем моря и характеризующиеся в своих пределах резкими колебаниями высот. Горы занимают 12% всей земной поверхности . Климат гор отличается большой суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с большими перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура обычно снижается с повышением высоты примерно на 0,5-0,7° С через каждые 100 м. В дневное время суток в горах постоянно дуют так называемые горно-долинные ветры устремленные вверх по долинам и отрогам. Ночью охлажденные воздушные массы движутся вниз по горным склонам. Перепаду температур также способствует солнечная радиация. Это ускоряет таяние снегов, вызывая лавины. Чистый горный воздух почти без потерь пропускает солнечные лучи. Поэтому фиолетовая и ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения гораздо интенсивнее в горах, чем в долинах. Перепады температур вызывают активные атмосферные процессы. Поднимающийся прогретый воздух смешиваясь с холодным, приводит к образованию мощных грозовых облаков и выпадению значительного количества осадков. Постоянно изменяющийся температурный режим и наличие влаги разрушают горы, и они постепенно осыпаются вниз обвалами, оползнями, камнепадами. С повышением высоты понижается атмосферное давление и уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря.
Горы считаются одним из наиболее опасных для человека природных ландшафтов. Опасности в горах подразделяются на две группы: объективные, связанные с самой природой гор, и субъективные, в основе которых лежат личностные качества человека.

К природным опасностям в горах относятся горный рельеф, холод, сильныйветер, туман, снежно-ледяное покрытие, лавины, камнепады, скалы, снежныекозырьки, лед, трещины, горные реки, пещеры, карнизы.

К личностным опасностям в горах относятся незнание опасности, ошибочная оценка ситуации, недостаточный уровень подготовки, перенапряжение, неправильные действия, пренебрежение опасностью, отсутствие или неправильное использование оборудования и снаряжения, преувеличение своих возможностей, несогласованность действий. Наибольшей опасности в горах подвергаются люди, занимающиеся видами спорта, основой которых является преодоление препятствий, а риск - одним из главных побудительных мотивов к действиям. К этой категории людей относятся альпинисты, горные туристы, спелеологи, горнолыжники, путешественники по горным рекам на плавсредствах (байдарки, плоты, надувные лодки). Огромному риску подвергаются неорганизованные и неподготовленные туристские группы. Опасные ситуации также могут возникнуть с людьми, выполняющими различные работы в горах: геологами, картографами, инструкторами, спасателями, обслуживающим персоналом турбаз и альпинистских лагерей, а также с постоянно или временно проживающими в горах людьми (местные жители, отдыхающие и др.). Несмотря на все мероприятия, проводимые для повышения безопасности людей, находящихся в горах, количество ЧС. возникающих в горной местности, остается на стабильно высоком уровне.



Основными ЧС в горах являются: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям , участвующим в ПСР. Они должны:
- знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
- иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;
- уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
- обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия . Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Состав спасательного отряда и его руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Чем сложнее и опаснее ПСР, тем выше должна быть квалификация руководителя и спасателей.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для обеспечения связи на отдаленных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ - переносные радиостанции. Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.
В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

К вопросам взаимодействия с другими организациями относятся обеспечение ПСР транспортом (при отсутствии своего транспорта). административное содействие местных органов власти, получение необходимой информации (справки о состоянии дорог, метеорологические сводки и прогнозы и т.д.). К ПСР в горах могут быть подключены туристы, горнолыжники. спелеологи, военнослужащие и местные жители. На них обычно возлагаются второстепенные задачи, не требующие специальной экипировки и физической подготовки.