Все о кфх со статусом юр лицо. Крестьянское фермерское хозяйство

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2(17)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

© В. И. Аобода

Довода Виктория Игоревна магистрант 2 курса Магистерская программа «Предпринимательское право. Коммерческое право»

Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются актуальные вопросы опрелеления статуса крестьянских (фермерских) хозяйств; анализируются изменения тражланското зако-нолательства, ретламентируюшето их статус и формулируются конкретные прелложения, направленные на совершенствование правовото ретулирования.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, корпоративная ортанизаиия, ортанизаиион-но-правовая форма, инливилуальный прелприниматель.

С принятием 22 ноября 1990 г. Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) стало одним из первых субъектов предпринимательской деятельности на постсоветском пространстве. Указанный закон определили КФХ как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1).

Таким образом, первые крестьянские хозяйства создавались как юридические лица.

С момента вступления в силу ГК РФ, определявшего, что лица могут быть только

1 Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства

юридическими и физическими, фраза «с пра-вами юридического лица» потеряла смысл. Однако, как указывают А. В. Шатова и А. П. Мусатова, при кодификации законодатель не нашёл в системе юридических лиц должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству2. ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации КФХ его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели. Государственная регистрация КФХ осуществлялась в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, но никакой регистрации самого хозяйства не предусматривалось.

С вступлением в силу нового Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»3 утратил силу прежний Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Новый Закон определил, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Законом уточняется, что КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, в момент вступления в силу Закона в России продолжали действовать КФХ, созданные до 1995 года «с правами юридических лиц». Новый ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должен был исключить одновременное существование разнородных по правовой природе КФХ, с этой целью в его текст была включена норма, предусматривающая право тех КФХ, которые создавались как юридические лица, сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года, позднее этот срок был продлен до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»4 решил судьбу правового статуса КФХ, найдя место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратил силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ.

Законодатель отнес КФХ к числу корпоративных организаций. Напомним, что участники таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и в совокупности формируют их высший орган, соответственно, в

2 Шатова А. В., Мусатова А. П. Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 204.

3 Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 24. Ст. 2249.

4 Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7627.

связи с участием в корпоративной организации её участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ), детальный перечень которых закреплён законодателем в ст. 65.2 ГК РФ. Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», довольно успешно «работавший» на практике почти 10 лет. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению А. Н. Танаги, в последнем правиле законодатель допустил излишнюю осторожность, так как соответствующая норма сформулирована способом, позволяющим с одинаковым успехом использовать противоположные интерпретации. В частности, если бы было указано, что главой хозяйства может быть лишь индивидуальный предприниматель, то такое указание поставило бы точку в части определения субъекта правовых отношений. Если же интерпретировать норму иным образом, получим возможность любого дееспособного физического лица стать главой хозяйства, не исключая такую возможность для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпри-нимателей5.

По нашему мнению, наиболее эффективным является создание КФХ как договорные объединения граждан. Этот договор, в силу места норм о нём в статье о предпринимательской деятельности, а также в силу характера самой деятельности, является направленным на совместное осуществление предпринимательской деятельности.

Если мы обратимся по аналогии к самому близкому институту совместной деятельности - товариществу, то увидим, что законом наложен запрет заключения направленного на осуществление предпринимательской деятельности договора о такой деятельности между или даже с участием лиц, не являющихся специальными субъектами предпринимательской деятельности (см. п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Получается, что в обороте от имени такого хозяйства, не наделённого гражданской правосубъектностью, должно выступать определённое лицо, обладающее ею. Само же соглашение о создании хозяйства должно регулировать отношения членов хозяйства внутри самого хозяйства. Соответственно, лицом, выступающим от имени крестьянского (фермерского) хозяйства - договорного объединения граждан, может быть лишь индивидуальный предприниматель.

Гражданин может участвовать одновременно в нескольких договорных хозяйствах, но только в одном КФХ, что соответствует требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличи-

5 Танага А. Н. Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 103 (09). С. 76.

Особенности правовото статуса крестьянското (фермерското) хозяйства

ем, что к члену КФХ не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Указанное не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Таким образом, КФХ действительно представляет собой промежуточную (между обществами и товариществами) организационно-правовую форму. Между тем, правила об ответственности юридического лица строятся как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства несут его члены.

Представляется, что законодателю следует дополнить абзац второй пункта 5 ст. 23 ГК РФ частицей «лишь» перед словами «гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» - для исключения иных возможностей и достижения законодательной цели, которая не ограничивается лишь рассматриваемой статьей Гражданского кодекса РФ, а должна служить также основой, в частности, для правильного применения налоговых, иных административно-правовых норм.

Таким образом, ответ о правовой судьбе КФХ, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя напрашивается сам собой: такие хозяйства продолжают существовать в своём статусе.

На основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускается создание новых КФХ как договорных объединений граждан. Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, а главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Представляют интерес нормы, посвященные разделу имущества фермерского хозяйства. Так, законодатель устанавливает, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В ст. 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Нельзя не согласиться с мнением А. Н. Танаги, что этим был решён важнейший экономический вопрос распадающегося крестьян-

ского (фермерского) хозяйства: сохраняется (при необходимости) целостность и целевое использование земельного участка6.

Таким образом, законодатель определяет КФХ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

По своей правовой сути КФХ однозначно относятся к разновидности хозяйственных товариществ, тем не менее, обладая и определенным набором признаков хозяйственных обществ.

Законодательство о КФХ развивалось весьма противоречиво, то наделяя, то лишая их статуса юридических лиц. Решить ситуацию с существованием подобных разнородных КФХ можно внеся в законодательство поправки о том, что стать главой КФХ может лишь гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя. Более предпочтительным для конечного потребителя и экономики было бы дальнейшее развитие КФХ в качестве разновидности хозяйственных товариществ, предусматривающих полную ответственность участников по обязательствам хозяйства. Таким образом, «договорное хозяйство» останется первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. В дальнейшем эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания КФХ как юридического лица. Так, создание КФХ в качестве юридического лица будет невозможным в обход первичной договорной формы.

6 Танага А. Н. Указ. соч. С. 80.

24.07.2015

Юрисконсульт АККОР Н.Г. Струков:

Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства могут осуществлять деятельность в различных организационно-правовых формах. Это удобно, поскольку дает возможность выбора наиболее приемлемой организации деятельности. Однако на практике такое разнообразие зачастую приводит к проблемам.

В соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства создавалось юридическое лицо. После введения норм о создании фермерских хозяйств только как объединения граждан, путем регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (в дальнейшем - индивидуального предпринимателя) – были заложены первые противоречия.

Налоговые органы в срочном порядке заставляли перерегистрировать действовавшие на тот момент крестьянские хозяйства – юридические лица. В результате этого организационно-правовые формы К(Ф)Х стали прогрессивно расти. При этом стоит отметить, что более 40 тыс. К(Ф)Х сохранили статус юридического лица, и, в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ, остаются в нем и по сей день.

С принятием Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 2003 году, фермеры, как уже было отмечено выше, стали перерегистрироваться в ПБОЮЛ (ИП), а те, кто не хотел осуществлять деятельность в таком качестве, реорганизовывались в ООО, СХПК и другие формы, сохраняющие статус юридического лица. Даже сейчас у некоторых обществ можно увидеть в названии слова «фермерское хозяйство».

После очередных изменений в законодательстве о фермерах региональные налоговые органы, ввиду отсутствия единых стандартов и иных рекомендаций, стали регистрировать К(Ф)Х без образования юридического лица в следующих качествах:

Индивидуальный предприниматель – Глава К(Ф)Х,

Крестьянское (фермерское) хозяйство;

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий сельхоздеятельность, без отнесения к фермерскому хозяйству.

В результате возникли проблемы наблюдения и реального сбора данных по фермерам органами статистики, региональными органами АПК, другими ведомствами.

Впоследствии в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, по которым К(Ф)Х перестало регистрироваться как объединение граждан, а глава хозяйства стал регистрироваться в качестве ИП.

Несмотря на возможность выбора, а также плюсы той или иной формы, такое их многообразие не могло не привести к многочисленным спорам фермеров и органов государственной власти, налоговых и иных органов в рамках применения тех или иных правовых норм к фермерским хозяйствам и их членам.

Одной из первых проблем стала законодательно установленная смена главы хозяйства. В большинстве регионов налоговые органы требовали закрывать хозяйство и открывать новое – зарегистрированное на другое лицо (нового главу). И это несмотря на то, что для смены главы К(Ф)Х, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, существует определенная форма заявления.

Что уж говорить о сельхоздеятельности, которая осуществляется обычным индивидуальными предпринимателями! К примеру, исключается их участие в программе поддержки семейных животноводческих ферм.

Зачастую возникают проблемы наследования, сохранения истории кредитования, учета и регистрации сельхозтехники, земельных участков и другого имущества, используемого хозяйством. Случаются даже ситуации «фиктивного» расторжения брака для сохранения личного имущества семьи.

Другой, не менее распространенной проблемой является регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. И дело даже не в том, что регистрируется не хозяйство, а глава К(Ф)Х, как индивидуальный предприниматель. Основная проблема заключается в том, что регистрация фермера осуществляется не по месту нахождения земельного участка, предоставленного для ведения сельхоздеятельности или по месту осуществления самой деятельности, а по месту «прописки» главы К(Ф)Х, как гражданина (указанному в паспорте). Зачастую места прописки и осуществления деятельности находятся в разных регионах, а, следовательно, исключается возможность участия хозяйства в различных программах поддержки субъектов АПК, возникают проблемы налогообложения и отчетности.

Также и те крестьянские хозяйства, которые реорганизовались в ООО, СХПК и другие формы юридических лиц, сейчас не могут претендовать на государственную поддержку и льготы, представляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Вышеуказанные проблемы и противоречия должны быть решены в законодательстве, для чего необходимо пересмотреть действующие нормы, затрагивающие интересы фермерства и, в первую очередь, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс РФ.

С точки зрения организационно-правовых форм, следует изменить законодательство в части регистрации индивидуального предпринимателя – главы К(Ф)Х, только если деятельность ведется единолично. Если же планируется коллегиальное ведение деятельности – надо создавать крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо. Крестьянским хозяйствам иных организационно-правовых форм, в целях гармонизации, целесообразно перерегистрироваться в эти две наиболее подходящие фермерству формы.

Эти и другие проблемы в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств сейчас рассматриваются на заседаниях рабочей группы при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. В составе группы – депутаты, представители научного сообщества, налоговых органов, Минсельхоза России и АККОР. Мы регулярно информируем о ходе дискуссий на заседаниях группы. Приглашаем к обсуждению вопросов совершенствования организационно-правовых форм крестьянских хозяйств и вас. Пишите, с какими сложностями вы сталкиваетесь, осуществляя деятельность в той или иной организационно-правовой форме, какие меры совершенствования и уточнения статуса К(Ф)Х представляются вам целесообразными.


Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

С трудоустройством в селе дела обстоят намного сложнее, чем в городских условиях. Оптимальным выходом видится создание крестьянско-фермерских хозяйств. С этой целью проводятся мероприятия по поддержке фермеров на всех этапах развития данного вида предпринимательства.

Крестьянско-фермерское хозяйство - что это

Крестьянско-фермерским хозяйством (КФХ) называется организация семейного бизнеса по выращиванию животных или растений с целью получения прибыли от реализации продуктов фермерства.

В число фермеров одного хозяйства включаются представители семьи, связанные родственными связями. В число родственников входят супруги, родители, дети, бабушки с дедушками, внуки, братья и сестры, а также их мужья, жены и дети. Членство в фермерском хозяйстве допускается по достижении 16-летнего возраста. Также разрешено использовать наемный труд не более, чем 5 работников.

Для создания КФХ не требуется образования ООО. Принцип функционирования КФХ аналогичен функционированию индивидуального предпринимательства.

КФХ является коммерческой структурой. Представителем хозяйства является глава, который несет ответственность по всем юридическим и финансовым аспектам, а также полностью отвечает за бухгалтерию. Глава хозяйства действует без доверенности, от своего лица, а также несет полную ответственность собственным имуществом, по аналогии с ИП.

Крестьянско-фермерское хозяйство: правовое положение

Деятельность фермерских хозяйств регламентируется следующими законодательными нормами:

  • Федеральный закон «О крестьянско-фермерском хозяйстве» №201-ФЗ содержит описание процедуры создания фермерского хозяйства, а также прав и обязанностей всех его членов.
  • Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ подробно описывает виды государственной поддержки, предусмотренной для фермеров.
  • Земельный кодекс и Федеральный закон «Об обороте сельскохозяйственных земель» регламентируют способы приобретения земель в пользование и причины отъема права на использование земли.
  • Федеральные законы «О качестве пищевых продуктов», а также «Об охране окружающей среды» и прочие законодательные акты данной категории регулируют уровень качественных характеристик экологических показателей и выращенных товаров.
  • Налоговый кодекс и Федеральный закон «О господдержке в сфере сельскохозяйственного страхования», которые определяют финансово-экономическую сторону деятельности.

Обратите внимание

Законодательные акты, касающиеся фермерства, регулярно подвергаются изменениям и доработкам.

Получение земель под КФХ

Наиболее простой и недорогой способ получить в пользование землю - это аренда. Например, под размещение ульев участок можно только взять в аренду. В остальных случаях по большей части со временем возможен выкуп арендуемой земли.

Для арендатора стоимость участка не может превышать кадастровую оценку более, чем на 15%. Также у арендатора есть право преимущества среди потенциальных покупателей.

Если участок земли уже имеется, необходимо учитывать обязательное его использование по назначению. Если земля простаивает 3 года и дольше, фермер может лишиться права пользования участком. Также поводом для лишения земель может стать нарушение требований экологических норм, указанных в законодательных актах.

Регистрация крестьянско-фермерского хозяйства

Чтобы зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство и внести его в соответствующий реестр, понадобится составление соглашения. Соглашение содержит все ключевые сведения о КФХ - данные главы и всех членов хозяйства, их функции и обязанности, порядок использования общего имущества и распределения прибыли от хозяйствования. Соглашение скрепляется подписями всех членов КФХ.

Регистрация КФХ происходит в ФНС. Данные фермерского хозяйства вносятся в соответствующий реестр. Для этого подается заявление, сопровождаемое заполненным соглашением и подтверждающей документацией о родственных связях (свидетельства о рождении и брачные свидетельства).

На заметку! Обычно работники налоговой службы всячески содействуют фермерам, предоставляя консультации и подсказки во время регистрации.

Выгоды фермерской деятельности

Рассмотрим подробнее преимущества и выгоды от каждого направления сельскохозяйственной и перерабатывающей деятельности.

Сельское хозяйство

При создании фермерского хозяйства стоит учитывать, что работать придется собственными руками. То есть, будучи главой КФХ, необходимо не только руководить, но и вместе с остальными членами хозяйства копать, сажать, доить и выполнять остальную работу. Городскому жителю такой вид ведения бизнеса может показаться не самым привлекательным. Сельское население к такому труду привычно, поэтому фермерство, приносящее адекватный доход, станет отличным и доступным способом заработка.

Животноводство

При выборе между животноводством и агропроизводством следует учитывать 2 фактора. Животноводство не так подвержено сезонности и приносит относительно стабильный доход. Выращивание плодоовощной продукции и злаков имеет гораздо более быструю окупаемость и требует меньше стартовых вложений.

Основная часть РФ считается рискованной земледельческой территорией. Конкуренция в этой сфере с мировыми хозяйствами достаточно сложна. Чтобы компенсировать этот неблагоприятный фактор, уже на протяжении нескольких лет существует программа страхования рисков в сельском хозяйстве. К таковым относятся последствия засухи, массовых инфекций скота и прочих непредвиденных обстоятельств.

Сбыт готовой продукции

Еще одной проблемой становится сбыт готовой продукции. Основной торговой сферой становятся крупные сети, которые закупают большие объемы продукции, неподъемные для частных фермерских хозяйств. Оптимальным решением становятся объединения нескольких КФХ и совместная реализация продукции оптовыми партиями по налаженным каналам сбыта.

Дополнительные сферы производства

Кроме реализации произведенного сельскохозяйственного сырья, фермерские хозяйства могут также перерабатывать собственную продукцию и предлагать на рынке продукты переработки. Например, это могут быть соленья и консервация из овощей, изготовление сыра, комбикормов и т. д. Кроме того, фермер вправе как сбывать свою продукцию торговым точкам, так и продавать ее конечному розничному потребителю, а также хранить и транспортировать по своему усмотрению.

Дополнительным источником дохода для фермера могут стать реализация навоза, предоставление сельхозтехники в аренду, открытие точки общественного питания и прочие варианты получения прибыли. Статус фермера при этом сохраняется за хозяйствующим субъектом при условии общей процентной доли прямых сельскохозяйственных доходов не менее 70% от общей прибыли. Например, реализация навоза не входит в категорию сельскохозяйственного производства, а относится к химической отрасли.

Государственная поддержка фермеров

Государство видит в развитии фермерства будущую перспективу развития сельской экономики, а потому оказывает всестороннюю поддержку инициатив КФХ.

Что входит в программу поддержки:

  • Поддержка сельскохозяйственного производства . В этой программной линии фермеры могут рассчитывать на получение государственного субсидирования. В перечень субсидий входит частичное финансирование закупки топлива и ГСМ, государственные заказы, применение особого режима налогообложения, а также регулировка ценовой политики, антимонопольные меры, информирование и консультирование, а также представительское участие в разработке мероприятий.
  • Поддержка малого бизнеса . В эту программу входят региональное субсидирование, в том числе частичное или полное финансирование лизинга специальной техники, дотирование развития проектов, числящихся в региональных приоритетах (развитие тепличного хозяйства, увеличение поголовья определенных пород, освоение конкретных культур и т. д.).
  • Поддержка села . В нее входят создание привлекательных условий для специалистов, необходимых для развития сельской жизни (медики, ветврачи, педагоги и т. д.), строительство современного жилья, педагогических и спортивных учреждений (школ, детсадов, спортивно-культурных объектов внешкольного образования).

Обратите внимание

Также существует грантовая система, по которой можно получить от небольших сумм (для начинающих) до нескольких миллионов рублей (для опытных и успешных) на развитие бизнеса.

Как стать участником программ поддержки

Чтобы стать участником программ господдержки, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями, предъявляемыми к кандидатам. Если хозяйство соответствует условиям и требованиям, необходимо подготовить пакет документации и составить заявление в административный орган районного или регионального значения, ответственный за реализацию программы.

Требования и набор документации различаются в зависимости от программы. Ознакомиться с ними можно путем консультирования в госцентрах информационной поддержки фермерства или малого предпринимательства, а также в онлайн-режиме через сайты правовых систем.

Как правило, в список документации входят бумаги, подтверждающие соответствие хозяйствующего субъекта требованиям программы. К примеру, выписка о доходах для подтверждения статуса фермера, которая отражает 70% прибыли именно от сельскохозяйственной деятельности.

Также стоит помнить, что сроки подачи заявок на участие довольно ограничены (не более 14-20 дней).

Чем скорее подана заявка, тем больше шансов на получение помощи, ведь за счет ограниченности бюджета программы его может просто не хватать на всех желающих.

Агрофраншиза и иные способы открытия фермерского хозяйствования

Один из способов создания крестьянско-фермерского хозяйства - использование агрофраншизы. Она заключается в предоставлении основным КФХ оборудования, посадочного материала, технологий и прочего оснащения для старта начинающему хозяйству. Также базовая ферма может предложить выкуп произведенной продукции по оговоренной стоимости, обеспечивая сбыт новичкам в сфере фермерства. Обычно на этих условиях предлагается создание пасеки и разведение кроликов.

С целью обеспечения конкурентоспособности относительно крупных производств, несколько мелких фермерских хозяйств практикуют объединение в форме союзов и ассоциаций. Кстати, именно наличие такого объединения зачастую является требованием к претендентам на получение помощи по государственным программам. Кроме того, совместными усилиями проще наладить пути сбыта готовой продукции, устроить для общего пользования объединенными хозяйствами элеваторы, пункты забоя скота и другие необходимые моменты. Объединениям гораздо проще и легче организовать юридическую поддержку и консультирование.

Специализированные центры, созданные для поддержки фермерства и находящиеся в муниципальном и региональном подчинении, оказывают не только консультативную помощь, начиная от правовых вопросов и заканчивая практическими технологиями производства. Также они помогают с оформлением и сбором документации.

Учреждения поддержки малого предпринимательства иногда предоставляют микрокредитование на суммы до 1000000 рублей, которое неохотно выдают банки.

Также существует множество школ, форумов и семинарных занятий, которые предоставляют ценную обучающую информацию, необходимую начинающему фермеру. Часто они проводятся абсолютно бесплатно.

По сути крестьянско-фермерское хозяйство - оптимальное решение для жителей села, в особенности в глубинке. Деятельность ничем не отличается от привычных занятий крестьян, но предоставляет возможность модернизации технического оборудования, налаживания каналов сбыта продукции и страхования от возможных рисков.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Согласно п.3 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пп.3 п.1 ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство прекращается в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства.

В соответствии со ст.223 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам (п.6 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630).

Решение о государственной регистрации прекращения крестьянских (фермерских) хозяйств принимается на основании поступающих из арбитражных судов копий решений суда о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.

При регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись не об индивидуальном предпринимателе, а о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является определенное лицо; правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя в случае банкротства не тождествен как по порядку формирования конкурсной массы, так и по последствиям признания названных субъектов несостоятельными (банкротами).

В связи с чем на главу крестьянского (фермерского) хозяйства не распространяются положения ст. 216 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливающие запрет на осуществление индивидуальным предпринимателем признанным банкротом предпринимательской деятельности, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение пяти лет с даты завершения в отношении такого лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

Вопрос-ответ из СПС «Консультант Плюс»

В соответствии с п. 1 ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство прекращается в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" перечень документов, представляемых для государственной регистрации кооператива, определяется в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий (налоговый) орган представляется следующий комплект документов:

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;

Учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор);

Решение о создании юридического лица (протокол либо договор о создании);

Документ об уплате государственной пошлины.

При этом прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании листа З "Сведения о крестьянских (фермерских) хозяйствах, на базе которых создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество" заявления по форме N Р11001.

Необходимо учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства.

Учитывая изложенное, в комплекте документов представляется также решение членов фермерского хозяйства о его прекращении.

5) на основании решения суда.

ЭТО ИНТНРЕСНО . Вопрос-ответ. СПС «Консультант Плюс». В случае смерти главы К(Ф)Х должны ли члены этого хозяйства сообщить в регистрирующих орган (налоговую службу) о его смерти?

Пунктом 3 ст.85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.

Таким образом, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, глава которого умер, не требуется сообщать об этом в регистрирующий (налоговый) орган.

Основания прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства приведены в ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом в данном случае смерть главы крестьянского (фермерского) хозяйства не является основанием для прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Учитывая изложенное, при получении в установленном порядке информации о смерти физического лица, являвшегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрированного в порядке, установленном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в государственный реестр регистрирующим (налоговым) органом вносится запись о смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае прекращения деятельности К(Ф)Х в первом и во втором случаях для внесения соответствующей записи в реестр необходимо представить в регистрирующий орган (ИФНС № 14 по Кировской области):

1. заявление по форм Р26002,

2. документ об уплате госпошлины,

3. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".