Учет пеней и штрафов по налогам. Учет и налогообложение неустоек по договорам

правилам налогового учета расходы, которые не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), считают внереализационными. В том числе и те, которые в бухгалтерском учете относят к прочим.

Штрафы и пени по хоздоговорам

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, а именно: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п. (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ).

Штрафы и пени, начисленные за нарушение организацией условий хозяйственных договоров, в налоговом учете относят к внереализационным расходам (подп.13 п. 1 ст.265 НК РФ):

  • если фирма признает начисленный штраф (пени);
  • если вступило в силу решение суда, по которому фирма должна заплатить штраф (пени).

Согласиться с уплатой штрафа (пеней) можно несколькими способами:

  • подписать акт сверки взаиморасчетов, в котором указана сумма штрафа (пеней);
  • отправить письмо-обязательство, заплатить штраф (пени);
  • просто перечислить деньги.

Датой осуществления внереализационных расходов в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба учитываются в составе внереализационных расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Пример начисления пеней за просрочку платежа по договору

10 февраля текущего года ООО «Пассив» получило от АО «Актив» товары стоимостью 120 000 руб. По договору их надо оплатить не позже 20 февраля текущего года. «Пассив» же оплатил товары только 24 марта. Просрочка составила 32 дня. «Пассив» работает по методу начисления.

По договору при несвоевременной оплате товаров «Пассив» должен уплатить пени из расчета 30% годовых за каждый день просрочки. Сумма пеней составит:

120 000 руб. × 30% : 365 дн. × 32 дн. = 3156,16 руб.

«Актив» направил «Пассиву» претензионное письмо с требованием уплатить пени. 30 марта «Пассив», в свою очередь, отправил письмо, в котором гарантировал заплатить их.

Бухгалтер «Пассива» отразил сумму пеней в налоговом учете в составе внереализационных расходов, а в бухгалтерском - в составе прочих расходов - 30 марта текущего года.

Аналогичным способом учитываются и проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса.

А вот законные проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса, до 1 августа 2016 года нужно было учитывать по умолчанию. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяли ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Если в договоре между коммерческими организациями не был прописан порядок начисления законных процентов, у кредитора по умолчанию возникало право требования к должнику в размере законных процентов, и, соответственно, обязанность отражать их в составе доходов, а у должника они учитываются в составе расходов.

С 1 августа 2016 года начислять законные проценты нужно будет только в том случае, если они предусмотрены законом или договором. Соответствующие поправки в статью 317.1 ГК РФ внес Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ. Размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (если иной размер процентов не установлен законом или договором).

Следует помнить, что поскольку денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке, статья 317.1 Гражданского кодекса о законных процентах не применяется в случае получения аванса (предоплаты) от покупателя.

Обратите внимание

Как указано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2015 года по делу N А40-125230/2015, законодательство не предусматривает двойной ответственности за одно и то же нарушение. Поэтому кредитору следует выбрать, какие проценты взыскать с должника: законные (ст. 317.1 ГК РФ) или за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Вред: моральный или материальный?

В подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, кроме санкций за нарушение условий договоров, включены расходы на возмещение причиненного ущерба. Какого ущерба — материального или морального - кодекс не конкретизирует.

В связи с этим суд постановил, что суммы возмещения работникам морального вреда в связи с профессиональными заболеваниями и утратой нетрудоспособности (на основании соглашений и вступивших в силу решений суда) можно отнести к внереализационным расходам (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2015 г. № А19-9978/2014).

Позиция контролеров - противоположная. Под расходами на возмещение причиненного ущерба они подразумевают только суммы возмещения материального ущерба. А единовременные выплаты в счет возмещения морального вреда в целях налогообложения прибыли учитывать нельзя (см. письма ФНС России от 16 мая 2012 г. № ЕД-4-3/8057, Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/22).

Штрафы за нарушение прав потребителей (2ур.)

В письме от 17 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/8702 Минфин России разрешил учитывать в составе внереализационных расходов суммы штрафов за отдельные нарушения закона о защите прав потребителей.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, даже если он не состоял в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) (п. 1, 2 ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В данном письме речь идет о штрафе в размере 50% от присужденной потребителю суммы при удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1). Его следует рассматривать как особый способ обеспечения исполнения обязательств в гражданско-правовом смысле этого понятия, а не как судебный или административный штраф. То есть это штраф, наложенный в связи с нарушением долговых обязательств (п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17, Постановление Президиума ВС РФ от 4 июля 2012 г.). На это указывал также Роспотребнадзор в письме от 23 июля 2012 г. № 01/8179-12-32 (см. п. 10 указанного письма).

Считаем, что можно учесть и все другие санкции, присуждаемые судами к выплате продавцами за нарушение прав потребителей на основании Закона № 2300-1. Это:

  • убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пеней), установленной законом или договором (п. 2 ст. 13 Закона № 2300-1);
  • за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара продавец обязан выплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара, но не более суммы предварительной оплаты (п. 3 ст. 23.1 Закона № 2300-1);
  • за нарушение сроков устранения недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества, за невыполнение (задержку выполнения) требования о предоставлении потребителю на период ремонта (замены) аналогичного товара, за нарушение сроков исполнения требований об уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требования о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере одного процента цены товара (ст. 20, 21, 22, 23 Закона № 2300-1);
  • за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. При этом договором между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней) (п. 5 ст. 28 Закона № 2300-1).

Заметим, что независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или предприниматель, импортер) должен возместить потребителю моральный вред, причиненный нарушением прав потребителя (ст. 15 Закона № 2300-1).

Лучшее решение для бухгалтера

Бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» - это электронное издание, которое найдет лучшее решение для любой бухгалтерской задачи. По каждой конкретной теме есть все необходимое: подробный алгоритм действий и проводки, примеры из практики реальных компаний и образцы заполнения документов

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Учет пеней и штрафов по налогам

Пеня и штраф - виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.

Налоговые пени в налоговом учете

Независимо от того, пени это или штраф за нарушение налогового законодательства, порядок их бухгалтерского и налогового учета единый. Такие санкции отражаются в составе прибылей и убытков организации по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 - Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

В целях расчета налога на прибыль такие пени и штраф в расходах не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Их не надо путать с санкциями по хозяйственным договорам. Если, к примеру, вашим договором с поставщиком предусмотрены пени за просрочку оплаты, то в случае признания своей вины покупатель сможет учесть пени по договорам в налоговом учете в составе расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, поставщик отразит их в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). И, кстати, учитываться такие доходы и расходы будут уже не на счете 99, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (

Никто не застрахован от ошибок. К сожалению, российское законодательство позволяет наказать организацию и должностных лиц не только за свои ошибки, но и за действия тех, с кем мы работаем - наших контрагентов. И прежде, чем начать разговор об учете санкций, давайте определимся, что же они из себя представляют.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (часть 1 ст. 106 НК РФ).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений организации несут в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 107 НК РФ).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 114 НК РФ).

Итак, налоговые санкции - это штраф, который налоговые органы накладывают за нарушение налогового законодательства. Пени к ним не относятся. Но, поскольку организациям приходится платить и то, и другое, расскажем, как следует отразить такие начисления в бухгалтерском учете, а также об особенностях отражения в бухгалтерском учете административных штрафов.

Штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений существуют давно, а единого подхода к их учету в бухгалтерском учете до сих пор нет, вернее, специалисты не всегда соглашаются с мнением Минфина России.

Минфин в письме от 15.02.2006 № 07-05-06/31 предлагает суммы причитающихся налоговых санкций отражать на счете 99 «Прибыли и убытки». Списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

Обратимся к другим документам. В приказе Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» указано, что счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного периода отражаются:

  • прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
  • сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в п. 83 подтверждает данные положения.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В отчете о прибылях и убытках по строке «Прочее» отражаются в том числе и штрафные санкции, уплачиваемые организациями за нарушения налогового и иного законодательства, а также доначисления (суммы к уменьшению) по налогу на прибыль за предыдущие налоговые периоды в связи с выявлением несущественных ошибок (п. 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

И вроде бы все понятно, делаем следующую проводку:

  • Д-т счета 99 «Прибыли и убытки», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - при начислении штрафных санкций.
При перечислении их в бюджет: Однако некоторые эксперты считают, что подобным образом нужно учитывать только штрафные санкции по налогу на прибыль. Штрафные санкции, не связанные с исчислением налога на прибыль, следует учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы», так как санкции по налогам, за исключением налога на прибыль, являются прочими расходами, что соответствует ПБУ 10/99 «Расходы организаций». В таком случае начисление и перечисление штрафных санкций оформляется следующими бухгалтерскими проводками:
  • Д-т счета 91-1 «Прочие доходы и расходы», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».
При этом следует помнить, что суммы перечисляемых в бюджет санкций не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) независимо от того, в корреспонденции с каким счетом сделана проводка в бухгалтерском учете. Поэтому организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» должны учесть следующее.

При выборе первого способа отражения операции по начислению штрафа различий в порядке признания доходов и расходов между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает. При этом способе условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной без учета суммы штрафа (п. 20 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

При выборе второго способа отражения операции по начислению штрафа его сумма в бухгалтерском учете включается в состав расходов. Это значит, что условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной с учетом суммы прочего расхода в виде штрафа (п. 20 ПБУ 18/02).

Так как в налоговом учете данный расход не учитывается, у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (абз. 2 п. 4, п. 7 ПБУ 18/02). Возникновение постоянного налогового обязательства отражается записью по дебету счета 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)», и кредиту счета 68.

Штраф может быть административным, наложенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на основании п. 1 ст. 23.5 налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 14.5, ст. 15.1, 19.7.6 КоАП РФ.

Например, организацию могут оштрафовать за неприменение ККТ. Начисление и уплату данного штрафа необходимо отразить следующими бухгалтерскими проводками:

  • Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Уплата штрафа отражается:
  • Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», К-т счета 51 «Расчетные счета».
Сумма административного штрафа, подлежащая уплате организацией, учитывается в составе прочих расходов на основании п. 11 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Следует отметить, что организация должна оплачивать только те санкции, которые наложены на предприятие, а не на конкретное физическое лицо. Должностные лица оплачивают наложенные на них штрафные санкции за счет собственных средств. В противном случае организация, оплатившая такой штраф, выплатила доход физическому лицу и должна исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ, т.е. удержать с оплаченной суммы налог и перечислить его в бюджет. Кроме того, ей придется начислить на оплаченную сумму и страховые взносы (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

К огорчению, ведение хозяйственной деятельности в современных критериях часто не обходится без нарушений законодательства либо критерий контракта с контрагентом. И даже не надо и говорить о том, что собственного рода расплатой за совершенные ошибки являются штрафные санкции и пени. О том, как отражается в учете эта «напасть» мы и поведаем в нашей статье.

Традиционно 1-ое, что приходит на мозг бухгалтера при употреблении слов «штраф» и «пеня» - это грех «буквы Закона» в области налогового права. И в этом нет ничего необычного. Ведь в первой части, как большая часть из нас постоянно говорит, Налогового Кодекса РФ (дальше - НК РФ) особый Раздел VI посвящен конкретно описанию, как многие думают, налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.

Некие штрафы, что именуется, «на слуху» постоянно. К примеру, почти всем известен штраф, установленный ст. 118 НК РФ, за нарушение срока представления сведений о открытии (закрытии) банковских счетов - 5 000 рублей. Несомненно, стоит упомянуть то, что ну и фактически ни один акт налоговой проверки не обходится без ссылок на ст.ст. 122, 123 НК РФ, которые за неуплату (неполную уплату) сумм налога и за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налогов наказывают наложением штрафа в размере 20 процентов этих сумм.

Пеней же карается несвоевременность в уплате налогов, другими словами пополнение казны в наиболее поздние сроки по сопоставлению с законодательно установленными. Вообразите себе один факт о том, что о этом сказано в ст. 75 НК РФ.

Как досадно бы это не звучало, «наказание» за налоговые правонарушения никак не влияет на налогообложение прибыли. И действительно, ведь п. 2 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении, как многие выражаются, налоговой базы не наконец-то учитываются расходы, процитируем: «в виде пени, штрафов и других санкций, перечисляемых в бюджет (в муниципальные, как люди привыкли выражаться, внебюджетные фонды), также штрафов и остальных санкций, взимаемых муниципальными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций».

Таковым образом, наложенные налоговиками штрафы и, как мы с вами постоянно говорим, начисленные за несвоевременную уплату налогов пени не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

В бухгалтерском учете расчеты по уплате налогов, пени и штрафов, в том числе доначисленных по актам проверок, следует отражать с применением счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Согласно Аннотации по применению работающего плана счетов к счету 99 «Прибыли и убытки» на нем отражаются (по кредиту) суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Но пени - это метод обеспечения обязательства по уплате налога (сбора), а не налоговые санкции.

Налоговое законодательство эти понятия делит. При всем этом Аннотацией к счету 99 также не предвидено, что на этот счет относятся суммы других неотклонимых платежей. Потому данная норма не является достаточным основанием, чтоб, стало быть, относить суммы начисленных пеней на счет 99. Несомненно, стоит упомянуть то, что в связи с чем возникает методологическая неувязка:

Некие спецы считают, что так как этого не предвидено Аннотацией, пени по налогам не должны отражаться на счете 99, а подлежат отражению на счете 91/2 «Прочие расходы»;
- остальные спецы придерживаются представления, что пени по налогам и сборам все таки следует отражать на счете 99. И мы с ними согласны, основываясь на последующих аргументах.

В п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе иных расходов поименованы «штрафы, пени, неустойки за нарушение критерий договоров», т.е. в отношении пеней уточнено, что это пени, начисленные за нарушение критерий договоров. Несомненно, стоит упомянуть то, что а это косвенно (подтверждение от обратного) свидетельствует о том, что другие пени (а именно пени, начисляемые в согласовании с налоговым законодательством) к иным расходам не относятся.

В неприятном случае не было бы смысла уточнять «за нарушение критерий догово-ров». Дальше, Минфин РФ в Письме «О начислении и погашении задолженности по уплате налогов (также штрафов и пени)» № 16-00-14/354 от 24.11.03, являющемся ответом на личный вопросец, объясняет:

«Если же по условиям контракта о реструктуризации в каком-то отчетном периоде организация стала иметь льготу в виде прощенной задолженности по пеням, то данная как бы прощенная задолженность отражается по факту временной определенности по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». И даже не надо и говорить о том, что откуда можно представить, что раз прощение задолженности по пеням отражается в корреспонденции со счетом 99, то и начисление пеней также обязано отражаться в корреспонденции со счетом 99.

Кроме этого, имеется ряд писем Минфина РФ, в которые указывается, что налог на игорный бизнес и ЕНВД также следует так сказать относить на счет 99, потому что для этих организаций он практически подменяет собой налог на прибыль по соответственному виду деятельности. Очень хочется подчеркнуть то, что и такие объяснения являются примером расширительного толкования положений Аннотации к счету 99.

Не считая того, одним из принципов, как все говорят, учетной политики компании, закрепленных в п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», является «отражение в бухгалтерском учете причин хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и критерий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)».

А по собственной экономической сущности пени не достаточно чем различаются от штрафов: это тоже платежи, которые должны производиться в случае нарушения налогового законодательства (кроме уплаты самой суммы налога).

Таковым образом, мы приходим к выводу, что начисленные пени и штрафы по налоговым платежам относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» и для их можно открыть особый субсчет. Другими словами, для организации аналитического учета к счету 99 открываются, к примеру, субсчета «Пени» и «Штрафы», где, фактически, и находят свое отражение, как большинство из нас привыкло говорить, налоговые наказания.

Принимая во внимание, что аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, отражение начисленных пеней также обязано производиться по видам налогов. Для чего же могут быть открыты, к примеру, такие субсчета «Пени по налогу на прибыль», «Пени по НДС», «Пени по налогу на имущество».

Пример

Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по итогам деятельности компании за август 2007 г., обязана была быть перечислена не позже 20.09.07. Совместно с тем, компания перечислила причитающуюся казне сумму налога только 11.10.07 (другими словами, позднее установленного законодательством срока). Возможно и то, что в данной связи у компании появилась обязанность по уплате пеней в сумме 1 300 рублей.

В бухгалтерском учете были изготовлены последующие записи:

Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит 68 субсчет «Пени по НДС» - 1 300 руб. - начислены пени по НДС;
Дебет 68 субсчет «Пени по НДС» Кредит 51 - 1 300 руб. - пени перечислены в так сказать бюджет.

Пример

За нарушение срока извещения налогового органа о открытии, как заведено, банковского счета организация была привлечена к ответственности по ст. 118 НК РФ в виде наложения штрафа в сумме 5 000 рублей.

Для отражения в учете вышеуказанной санкции бухгалтером были изготовлены последующие проводки:

Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 68 субсчет «Штрафы» - 5 000 руб. - учтен штраф, предъявленный организации;
Дебет 68 субсчет «Штрафы» Кредит 51 - 5 000 руб. - штраф уплачен в бюджет.

Как понятно, начисление пеней и применение, как мы привыкли говорить, штрафных санкций может производиться не только лишь на основании НК РФ.

Так, нарушения законодательства о неотклонимом пенсионном страховании и ответственность за это, также начисление пеней за несвоевременность перечисления во внебюджетный фонд страховых взносов регулируется Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.01 г. (а конкретно, ст.ст. 26 и 27 названного Закона).

Надо сказать то, что ответственность сторон в системе мед страхования регулируется Законом РФ № 1499-1 от 28.06.91 г. (ст. 27). А обязанность уплаты пеней за задержку страховых выплат на обязательное соц страхование от, как большая часть из нас постоянно говорит, несчастных случаев на производстве и проф болезней установлена, как большая часть из нас постоянно говорит, Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.98 г. (ст. 15).

С налоговым учетом штрафов и пеней, перечисляемых во внебюджетные фонды, также все ясно: они никак не влияют на исчисление налогооблагаемой прибыли. Несомненно, стоит упомянуть то, что это прямо установлено п. 2 ст. 270 НК РФ.

В бухгалтерском учете для отражения инфы о расчетах по соц страхованию, пенсионному обеспечению и неотклонимому мед страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по соц страхованию и обеспечению».

Не для кого не секрет то, что суммы причитающихся санкций, согласно Аннотации по применению Плана счетов, отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» с внедрением соответственных субсчетов. А пени за просрочку уплаты взносов во внебюджетные фонды начисляются записью по кредиту соответственного субсчета счета 69 в корреспонденции со счетом 99.

Для наглядности продемонстрируем компанию аналитического учета по счету 69 на примере:

Компания, вообщем то, перечислила ЕСН в бюджет и страховые взносы во как бы внебюджетные фонды позднее сроков, установленных законодательством. За просрочку платежей были начислены пени в последующем порядке:

ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ - 40 руб.;
- обязательное соц страхование от несчастных случаев на производстве и проф болезней - 6 руб.;
- ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет - 170 руб.;
- пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии - 400 руб.;
- пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 700 руб.;
- ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС - 30 руб.;
- ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС - 60 руб.

Не считая того, за несвоевременность представления сведений, нужных для воплощения личного(персонифицированного) учета в отделение Пенсионного Фонда РФ, компания оштрафована на сумму 4 000 руб.

Для формирования бухгалтерских проводок по рассматриваемому примеру откроем последующие субсчета второго порядка к счету 69:

69-1-1 - Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ;
69-1-2 - Пени по расчетам по неотклонимому соц страхованию от несчастных случаев на производстве и проф болезней.
69-2-1 - Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
69-2-2 - Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии;
69-2-3 - Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
69-2-4 - Штрафы за нарушение законодательства о неотклонимом пенсионном страховании
69-3-1 - Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС;
69-3-2 - Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС.
Для отражения в учете рассматриваемой операции бухгалтер сформировывает последующие записи:
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит - 69-1-1 - 40 руб. - начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит - 69-1-2 - 6 руб. - начислены пени по неотклонимому соц страхованию от несчастных случаев на производстве и проф болезней;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит - 69-2-1 - 170 руб. - начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный наконец-то бюджет;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит - 69-2-2 - 400 руб. - начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование, как все знают, страховой части трудовой пенсии;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит - 69-2-3 - 700 руб. - начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит - 69-3-1 - 30 руб. - начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит - 69-3-3 - 60 руб. - начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС;
Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит - 69-2-4 - 4 000 руб. - начислен штраф.

Часто хозяйствующие субъекты, мягко говоря, подпадают под административную ответственность. Несомненно, стоит упомянуть то, что так, достаточно нередко организации штрафуют за несоблюдение кассовой дисциплины.

Что ж, в целях налогообложения прибыли административные санкции не учитываются. И даже не надо и говорить о том, что это обосновано п. 2 ст. 270 НК РФ.

В бухгалтерском учете сумма наложенного на компанию административного штрафа отражается по дебету счета 99, на отдельном субсчете, к примеру «Штрафы», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

Пример

В процессе проверки налоговой инспекцией был установлен факт неприменения организацией ККТ при проведении наличных расчетов с популяцией за реализованный продукт. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что на основании постановления по делу о административном правонарушении, вынесенного управляющим налогового органа, на компанию наложен штраф в сумме 30 000 руб.

В учете операция отражена последующим образом:

Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 76 - 30 000 руб. - отражена сумма административного штрафа;
Дебет 76 Кредит 51 - 30 000 руб. - уплачен административный штраф.

До сей поры мы разглядели отражение в учете штрафов и пеней, которые появились в свете нарушения норм законодательных актов. Совместно с тем, обязанность организации по уплате неустоек (штрафов и пеней) может вытекать конкретно из договорных отношений с контрагентом.

Гражданское законодательство признает под, как заведено выражаться, неустойкой определенную законом либо контрактом валютную сумму, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения либо ненадлежащего выполнения обязательства, а именно в случае просрочки выполнения (ст. 330 Гражданского Кодекса РФ).

Другими словами, для того, чтоб контрагенты соответствующим образом исполняли свои обязательства по договору, в его критериях быть может предусмотрена обязанность так сказать выплатить:

Штраф за нарушение сроков выполнения контракта (к примеру, поставки продукта в рамках контракта поставки);
- неустойку за обычный транспортных средств (в рамках контракта перевозки груза);
- пени за нарушение сроков оплаты и т.д.

В налоговом учете штрафы и пени за нарушение договорных обязанностей признаются внереализационными доходами либо расходами. Так, при несоблюдении критерий контракта виновная сторона учитывает в составе внереализационных расходов суммы общепризнанных ею штрафов и пеней на дату такового признания (п.п. 13 п.1 ст. 265 НК РФ, п.п. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). Вообразите себе один факт о том, что в то же время, иная сторона контракта включает в состав внереализационных доходов сумму причитающихся ей штрафов и пеней на дату признания их должником (п. 3 ст. 250 НК РФ, п.п. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Сумма как бы признанной организацией неустойки (штрафа, пени) в бухгалтерском учете врубается в состав иных расходов на дату признания данной суммы должником (п.п. 11, 14.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 33н от 06.05.99).

Поступления же в виде неустойки (штрафа, пени), причитающейся к получению от контрагента за нарушение критерий контракта, признаются иными доходами организации и принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в каком они им признаны (п.п. 7, 10.2, 16 Положения по, как мы выражаемся, бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99).

Для отражения в учете договорных санкций употребляются: счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета 91-2 «Прочие расходы», 91-1 «Прочие доходы», также как раз счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

Пример

Согласно критерий контракта поставки за нарушение сроков поставки продукта поставщик (ООО «Тито») должен уплатить покупателю (ООО «Элиста») штраф в размере 5 000 руб. не позже 3-х дней с даты выставления претензии. Поставщик не перечислил штраф в трехдневный срок, установленный для этих целей контрактом. Мало кто знает то, что в данной связи по условиям контракта поставщик должен уплатить покупателю пени в размере 700 рублей. Претензия предъявлена 08.10.07. Надо сказать то, что поставщик оплатил штраф и пени 22.10.07.

В учете поставщика ООО «Тито» отражаются последующие записи:

08.10.07
Дебет 91-2 Кредит 76-2 - 5 000 руб. - отражена сумма штрафных санкций за нарушение договорных обязанностей;
22.10.07
Дебет 91-2 Кредит 76-2 - 700 руб. - отражена сумма пени;
Дебет 76-2 Кредит 51 - 5 000 руб. - штраф перечислен покупателю;
Дебет 76-2 Кредит 51 - 700 руб. - пени перечислены покупателю.
В учете покупателя ООО «Элиста» отражаются последующие записи:
08.10.07
Дебет 76-2 Кредит 91-1 - 5 000 руб. - отражена сумма штрафа, подлежащая получению у поставщика.
22.10.07
Дебет 76-2 Кредит 91-1 - 700 руб. - отражена сумма пени за несвоевременное перечисление поставщиком штрафа;
Дебет 51 Кредит 76-2 - 5 000 руб. - получен штраф от поставщика;
Дебет 51 Кредит 76-2 - 700 руб. - получены пени.

В рассмотренном выше Примере 5 мы ни словом не обмолвились о НДС с сумм неустоек (штрафов, пени). Принимая во внимание наличие различных мнений относительно необходимости начисления НДС на суммы санкций, в заключение нашей статьи мы остановимся конкретно на данной дилемме.
Собственного рода, «виновником» всех споров является пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Там сказано, что налоговая база по НДС возрастает на суммы, приобретенные за реализованные продукты (работы, сервисы) в виде денежной помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет роста доходов или по другому связанные с как бы оплатой реализованных продуктов.

Анализируя данное положение, чиновники высказывают мировоззрение, согласно которому суммы санкций, приобретенные от покупателя, наращивают, как многие думают, налоговую базу по НДС поставщика. Эта позиция отыскала свое отражение, а именно, в Письмах Минфина РФ от 29.06.07 № 03-07-11/214, от 18.10.04 № 03-04-11/168, МНС РФ от 27.04.04 № 03-1-08/1087/14, УМНС РФ по г. Москве от 24.03.04 № 24-11/19862.

Суды же придерживаются противоположной точки зрения. Как бы это было не странно, но так, ФАС Столичного округа отклонил довод о том, что сумма неустойки (штрафа, пени), приобретенная предприятием вследствие ненадлежащего выполнения обязанности по оплате услуг, подлежит включению в, как большинство из нас привыкло говорить, облагаемую НДС базу, так как согласно положениям ст. 330 ГК РФ неустойка (пени, штрафы) является методом обеспечения ис-полнения обязанностей, связана с нарушением критерий контракта о оплате, платится сверх цены продукта, следовательно, компенсирует вероятные либо настоящие убытки стороны по договору.

Все знают то, что ст. 162 НК РФ не содержит положений о увеличении налоговой базы на сумму таковых штрафов и пени (Постановление от 15.11.05, 10.11.05 № КА-А40/11053-05). Подобные выводы содержат Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.06 по делу № А05-7544/2006-34, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.06 № Ф08-4617/2006-1979А по делу № А63-11962/2005-С4, № А63-21289/2005-С4.

Таковым образом, вопросец о обложении НДС санкций, приобретенных поставщиком от покупателя, остается открытым.

Что касается сумм санкций, приобретенных покупателем от поставщика, то по официальной позиции компетентных органов данные суммы не облагаются НДС (Письма МНС РФ от 27.04.04 № 03-1-08/1087/14, УМНС РФ по г. Всем известно о том, что москве от 15.05.03 № 24-11/26536).