Понятие права. Его социальное назначение

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

Право -- целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право -- это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

  • 1. Классовый подход (в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса)
  • 2. Общесоциальный подход(в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
  • 3. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Роль права в жизни общества:

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях.

С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Соотношение государства и права:

Единство государства и права выражается в их:

одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;

сходной типологии;

одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;

общей исторической судьбе;

в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

Различия государства и права:

Государство осуществляет силу, а право -- волю.

Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Модели соотношения государства и права:

  • 1. государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)
  • 2. право верховенствует над государством (либерально-демократическое государство, теория правового государства)
  • 3. государство создает право, но в своей деятельности им связано (реалистическая модель): соотношения права и государства: - единство права и государства.

В основе их возникновения лежат одни причины. Они являются объективно необходимыми социальными явлениями (однажды возникнув, они будут существовать всегда).

Общая цель - упорядочить общественные отношения, внести стабильность в жизнь общества. - влияние государства на право.

Государство создает право, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права - воздействие права на государство.

Право констатирует существование и деятельность государства; законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц.

Является средством осуществления функций и задач государства. Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

В предыдущих темах мы рассмотрели экономическую, социальную и политическую сферы. При изучении политической сферы вы узнали, что есть особая организация, которая олицетворяет собой общество. Это - государство. А его главной задачей является управление обществом . При этом государство управляет обществом на основе законов, которые составляют правовую сферу общества. В данной теме мы попытаемся определить, что такое право, откуда и как оно появилось, какое место в обществе занимает.

Человек, выделившись из мира животных, создал свою собственную сферу жизнедеятельности - общество. Одновременно с этим появились и правила поведения человека в обществе, которые отличались от законов стаи. Эти правила получили название социальных норм.

Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие жизнь людей.

Социальные нормы охватывают практически все стороны нашей жизни. Например, когда мы переходим дорогу, то делать это должны на зеленый свет. Это правило, за нарушение которого нас могут оштрафовать. Если вы кого-то обманули, то вас не оштрафуют и не посадят в тюрьму, но окружающие вас осудят, потому что в этом случае вы нарушили моральную норму - "Не лги!". Почему мы стараемся соблюдать нормы? Ответ прост - мы соблюдаем правила потому, что от нас этого ожидают окружающие нас люди.

Так как человеческая деятельность очень разнообразна, то социальные нормы также бывают нескольких видов:

Моральные нормы, которые закрепляют представления людей о плохом и хорошем, о Добре и Зле, о справедливом и несправедливом.

Эстетические нормы, в которых выражены наши представления о прекрасном и безобразном.

Бытовые нормы, регулирующие наше поведение дома, в быту.

Религиозные нормы, которые устанавливают правила жизни для верующих людей.

Юридические или правовые нормы

Юридические нормы отличаются от других социальных норм тем, что они охраняются государством и за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность. Все юридические нормы, действующие в том или ином обществе и составляют то, что мы называем правом.

Слово "право" (jus) латинского происхождения и получило свое название от "justitia" (правда, справедливость), ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Профессия юриста возникла в глубокой древности и считалась "святым делом". Юристы приравнивались к жрецам (кто такие жрецы?), так как могли творить правосудие - отделять доброе от злого, плохое от хорошего. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает разрешить конфликты и устанавливает четкие правила поведения, облегчая нам жизнь во многих ситуациях.

Право - система обязательных правил поведения, охраняемых государством и выраженных в определенных нормах.

В современном обществе право регулирует почти 70% общественных отношений. Но так было не всегда. В первобытном обществе права не было. Обычаи и традиции регулировали жизнь в племени. Обычаи регулировали жизнь людей и передавались из поколения в поколение. Обычаи - это правила, которые соблюдаются по привычке . Как вы думаете, в современном обществе сохранились обычаи и традиции? Приведите примеры правил, которые соблюдаются по привычке. В обычаях и традициях закреплялись те нормы поведения, которые были приемлемы для большинства людей. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью (пример - правила личной гигиены). Очень часто обычаи закреплялись религиозными обрядами и поддерживались угрозой наказания от Бога.

Первые нормы носили характер запрета (табу). Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Постепенно обычаи закреплялись в нормах морали как представления людей о Добре и Зле, о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Наиболее распространенны моральные нормы?"Не убий", "Не укради", "Не прелюбодействуй", "Не лги", "Не завидуй". Характерно, что обычаи сначала трансформировались в религиозные нормы , а потом - в моральные . Как вы думаете, почему?

Соблюдение моральных норм регулировалось силой общественного мнения. При их нарушении общество осуждало человека, он становился изгоем, отверженным.

Одновременно с развитием письменности нормы морали и обычаи получили свое письменное закрепление. До нас дошли самые древние сборники социальных норм - библейские тексты, законы вавилонского царя Хаммурапи.

Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь интересы тех, кто их создавал - правителей и привилегированных слоев общества. ("Правда Русская", "Судебник" Ивана III). Наряду с нормами права возникали органы, которые следили за исполнением законов, наказывали тех, кто их нарушал.

Анализируя процесс формирования права, можно выделить его основные признаки:

Право носит нормативный характер , то есть устанавливает единые правила поведения в конкретных ситуациях.

Всеобщность нормы права предполагает обязательность соблюдения данной правовой нормы для всех граждан государства, кого это касается.

Охраняется силой государства . За нарушение норм права наступает юридическая ответственность.

Право выражено в нормативно-правовых актах, то есть имеет письменный источник .

Из признаков права вытекают и его функции:

Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует жизнь общества, обеспечивает порядок в нем путем установления правил поведения человека в тех или иных ситуациях.

Охранительная функция (отдельные нормы содержат указание на санкцию государства в случае нарушения правовых норм)

Санкция - это мера принуждения, применяемая при нарушении правовых норм.

Система права. Основные отрасли права

Первые юридические нормы не имели четкого юридического языка, в одном законе смешивались нормы, регулирующие разные стороны человеческих отношений. Но постепенно вместе с усложнением общественных отношений появлялось большое количество правовых норм, регулирующих какую-либо одну сферу жизни. Так юридические нормы объединились в большие группы - отрасли права. При этом все юридические нормы, даже принадлежащие к различным отраслям права, взаимосвязаны между собой (Например, Конституция Российской Федерации устанавливает наши основные права, а нормы уголовного права их защищает). Поэтому все отрасли права представляют собой систему права.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения.

Основные отрасли российского права представляют собой две большие группы:

А) Регулятивные отрасли - устанавливают права и обязанности людей в определенной сфере.

Б) Охранительные отрасли - защищают правовые нормы от нарушения.

Система права включает в себя следующие основные отрасли:

Государственное (конституционное) право составляет основу для всех других отраслей права и всей правовой сферы. Нормы этой отрасли закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, другие вопросы государственного устройства России.

Административное право, нормы которого регулируют управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков и других финансовых учреждений.

Земельное право регулирует отношения, связанные с землепользованием (рациональное использование земель, охрана собственности на землю и т.д.).

Гражданское право - это отрасль права, которая регулирует имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Важную часть их составляют отношения собственности, наследственные отношения, авторские права и др.

Семейное право также регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения, но лишь в области брачно-семейных отношений.

Трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественно-опасные деяния квалифицируются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Нормы уголовного права содержатся в Уголовном кодексе.

На уроке мы рассмотрим понятие права и его роль в жизни общества. Вы узнаете, какие признаки отличают право от других социальных норм, какие функции оно выполняет в процессе регуляции общественных отношений, а также в чем проявляется взаимосвязь права с государством.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Право и его роль в жизни общества

В объективном смысле право - это совокупность правовых норм, обеспеченных принудительной силой государства.
В субъективном смысле право - это правомочия конкретного лица, официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (например, право на жизнь, свободу, собственность).
В общем под правом следует пониматьсистему общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

Признаки права:
1. Общеобязательность означает, что право является единственной системой социальных норм, исполнение которых обязательно на территории данного государства для всего населения.
2. Формальная определенность права заключается в том, что правовые нормы устанавливаются государством в официальных нормативно-правовых актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями (корпоративные нормы), либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, обычаи, традиции).
3. Обеспеченность принудительной силой государства означает, что реализация норм права охраняется принудительной силой государства. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, органы власти применяют к нарушителям меры государственного принуждения. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность соблюдения требований правовых норм.
4. Системность состоит в том, что совокупность правовых норм образует систему права, которая складывается в любом государстве. Система права характеризуется внутренней согласованностью и взаимодействием составляющих ее элементов (норм, институтов и отраслей права). Другими словами, право - это нормативная система, в той или иной форме исходящая от государства и связанная с ним.

Рис. 2. Судейский молоток - символ Суда и Закона ()

В обществе действуют и другие нормативные системы, например обычаи или мораль. При этом в конкретном обществе может сложиться несколько различных систем морали (если это многонациональное или многоконфессиональное общество), но правовая система всегда одна. Право применяет равный масштаб к разным людям, исходит из принципа равноправия, то есть формального равенства людей (это означает предоставление равных правовых возможностей и наложение равной ответственности перед законом).
Право оценивает только поведение людей, только их поступки, выраженные вовне, оно не дает оценку мыслям и чувствам людей, что делает мораль. Поэтому возможны расхождения между правовой и моральной оценкой поведения человека, когда с точки зрения права действие является законным, а мораль видит в данном поступке моральную ущербность (например, брак из корыстных побуждений).
Право, как и все остальные социальные регуляторы, выполняет в обществе определенные функции.
Функции права подразделяются на две группы:
-1. общесоциальные;
-2. специальные (юридические).
Общесоциальные функции выполняют все социальные нормы, все нормативные системы общества. К ним относятся:
1. воспитательная - социализация человека, приобщение его к жизни в обществе;
2. социального контроля - право контролирует поведение человека, определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений;
3. ценностно-ориентировочная - все социальные нормы ориентируют человека, как вести себя в обществе;
4. культурно-историческая - в праве находят выражение все духовные ценности, культурные традиции народа и общества, право передает их из одного поколения в другое.
Специальные (юридические) функции права:
1. регулятивная - право устанавливает в обществе определенные правила поведения, направленные на упорядочение связей между людьми;
2. охранительная - право защищает наиболее важные общественные отношения от посягательств, обеспечивает их стабильность и устанавливает санкции за различные правонарушения;
3. также можно выделить политическую функцию - право выступает формой, в которую облекаются все политические процессы в государстве (реформы, выборы органов власти и др.). Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и гарантирует устойчивость государственной власти.
Итак, роль права в жизни общества состоит в том, что оно выступает государственным регулятором типовых общественных отношений и в демократическом государстве обеспечивает свободное развитие личности, а также организованность и порядок в обществе.

Рис. 3. Арестованный бывший президент Мубарак ()

Право, как и государство, - это продукт развития общества на определенном этапе исторического процесса. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. право не может развиваться и функционировать без государства, так как государство - это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства решения, облеченные в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено его принудительной силой;
2. государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно возможность государственного принуждения в случае нарушения нормы права отличает правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе;
3. Не только право нуждается в государстве, но и государство - в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму, что исключает произвол государственных органов по отношению к гражданам. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Составьте таблицу «Право и мораль - сходства и различия».