Техногенные катастрофы причины их возникновения. Причины аварий и катастроф на объектах экономики
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия
Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс
Урок 7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера,
их причины и последствия
С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.
Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.
Таких производств в России насчитывается около 45 тыс., а возможность возникновения аварий на них усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением своевременно соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.
Отмечено, что в последнее время в мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.
Взрыв (фото слева) произошел в хозяйственном магазине,
который находился в жилом доме.
В результате возник пожар, из-за которого пострадало 16 жильцов.
Чита, ноябрь 2004 г.
Пожар на промышленном объекте - металлургическом заводе «Серп и молот».
Площадь возгорания составила 5000 м 2 .
Май 2005 г.
Большой ущерб стране наносят пожары . Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в этот период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров - на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2008 г. пожаров в жилом секторе произошло 1605, погибло 3628 человек. Причиненный материальный ущерб составил миллиарды рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).
Радиационно опасные объекты. В России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.
Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.
Химически опасные объекты. Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.
В стране имеется свыше 8 тыс. взрывопожароопасных объектов. Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.
Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок 12%.
В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.
Саркофаг над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС.
26 апреля 1986 г. здесь произошла самая крупная авария за всю историю атомной энергетики
Авария на химически опасном объекте.
Мощный взрыв повредил участок газопровода «Пермь - Горький».
Ремонтно-восстановительные работы на месте взрыва.
10 декабря 2002 г.
Пригородный поезд столкнулся с автомобилем на переезде и врезался в жилое здание. Погибло 37 человек.
Япония. Провинция Хиого. 25 апреля 2005 г.
Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска.
На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.
Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.
Это должен знать каждый
Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:
Ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;
снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.
Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.
Внимание!
Общая культура в области безопасности жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.
Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности"" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».
Вопросы
1. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
2. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
3. Что является основными источниками возникновения техногенных опасностей?
4. Каковы основные причины возникновения аварий и катастроф в техносфере?
5. В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?
Задание
Приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания. Перечислите основные мероприятия, которые были проведены для защиты населения.
К основным причинам, вызывающим аварии и катастрофы техногенного характера относятся:
Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;
Недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
Недостаточна технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
Недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;
Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;
Недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;
Размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;
Резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;
отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.
Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.
Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях
Для обеспечения личной безопасности и безопасности членов семьи на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характере необходимо:
Выяснить в территориальном органе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или из других источников степень потенциальной техногенной опасности своего места жительства (работы, учебы), а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших место в этой местности в прошлом.
По каждому виду реально возможных, в вашей местности чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.
Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к принятию мер по защите при их возникновении, для чего необходимо:
Освоить курс по программе «Безопасность жизнедеятельности »:
знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;
Знать организации, в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, милиции, скорой помощи, органа управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или другого специального органа;
Иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;
Знать порядок своих практических действий. Действий семьи и коллектива при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций, при очевидной опасности уметь применить меры к самоспасению;
Соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище;
учебном заведение, на рабочем месте, транспортных средствах и местах массовых помещений;
следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме, учебном заведении, на рабочем месте;
уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;
Застраховать жизнь, здоровье и имущество от чрезвычайных ситуаций;
Предусмотреть на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, средства для оказания первой медицинской помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).
Услышав предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ», подаваемый сиренами гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, надо сообщить о них соседям и знакомым.
При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (производственные аварии и катастрофы).
Их классификация и краткая характеристика. Причины и источники.
Производственные аварии, в том числе и крупные - нередкое явление нашего века, характеризующегося бурным развитием промышленности, научно-технического прогресса, быстрой сменой технологии производства и энергии, высокими скоростями движения.
Изучение причин возникновения производственных аварий свидетельствует об их большом внешнем разнообразии, но в сущности эти причины можно объединить в три основные группы.
Первая - это недостаточно ответственное отношение работников при проектировании предприятий к требованиям техники и не менее халатное отношение отдельных руководителей к выполнению этих требований, отсутствие постоянного контроля за взрывоопасными и легковоспламеняющимися участками.
Вторая группа причин обусловлена тем, что еще не все явления достаточно познаны. Иногда обнаруживалось, что различные химические вещества при определенных сочетаниях вступали в бурную реакцию и вызывали взрывы или самовозгорания.
Третья - производственные аварии могут быть следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения правил их эксплуатации и технологических процессов производства.
Анализ эксплуатации жилых зданий показывает, что наибольший выход из строя в мирное время обуславливается следующими причинами (в %):
* низкое качество изысканий и ошибки при проектировании - 7,5
* низкое качество производства строительных работ - 15,0
* нарушение правил эксплуатации - 64,0
* прочие причины - 3,5
В связи с нарушением правил эксплуатации и технологических процессов при работе в подземных условиях во многих странах неоднократно происходили взрывы газа и пыли, рудничные пожары, внезапные выбросы угля, газа, затопление вследствие прорыва воды и плывунов, обрушения сводов, провалы зданий, поражения людей электрическим током. Наибольшее число жертв наблюдается при авариях, происходящих от взрыва газа и каменноугольной пыли, взрывчатых веществ. Пожары по числу жертв занимают второе место.
К крупным производственным авариям относятся: аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, трубопроводном транспорте, в результате которых: образовались пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность загрязнения и заражения почвы, водных бассейнов и атмосферы радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей по поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде.
В соответствии с установленной классификацией к чрезвычайным ситуациям техногенного характера относят:
1. Транспортные аварии (катастрофы) на всех видах транспорта.
2. Пожары и взрывы.
3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).
5. Аварии на коммунальных системах обеспечения.
7 Гидродинамические аварии.
1. Транспортные аварии
Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:
* удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
* ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, туники и подъездные пути;
* необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;
* затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения;
* труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения инженерной техники;
* наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь;
* необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;
* трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии (катастрофы);
* организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;
* прибытие родственников из различных городов страны, организация размещения, обслуживания и др.;
* организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности и т. д.
2. Внезапное обрушение сооружений и зданий
Этот тип аварий, как правило, происходит обычно не сам по себе, а инициируется каким-то побочным фактором. Например, большое скопление людей; активная производственная деятельность в разгар рабочего дня; проходящий подвижной состав и т. п.
В результате, эти чрезвычайные ситуации труднопредсказуемы и сопровождаются большими человеческими жертвами.
* осушения;
* рыбозащиты;
* регулирования уровня воды;
* обеспечения деятельности речных и морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, судоходства;
* подводной добычи, хранения и транспортировки (трубопроводы) полезных ископаемых
(нефти и газа).
Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясения, ураганы, размывы плотин) или воздействия человека, а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.
К основным гидротехническим сооружениям относятся: плотины, водо-образные водосборные сооружения, запруды,
3. Плотины - гидротехнические сооружения (искусственные плотины) или природные образования (естественные плотины), ограничивающие сток, создающие водохранилища и разницу уровней воды по руслу реки.
4. Водохранилища могут быть долговременными (как правило, образованными гидротехническими сооружениями; временными и постоянными) и кратковременными (за счет действия сил природы; оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений и т. п.).
Проран - повреждение в теле плотины, образовавшееся в результате ее размыва.
Устремляющийся в проран поток воды образует волну прорыва, имеющую значительную высоту гребня и скорость движения и, обладающую большой разрушительной силой. Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения вод водохранилища из верхнего в нижний бьеф, порождающего волну и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает перетек воды из этого места в другие, где уровень воды ниже.
5. Высота волны прорыва и скорость ее распространения зависят от размера прорана, разницы уровней воды в верхнем и нижнем бьефе, гидрологических и топографических условий русла реки и ее поймы.
Скорость продвижения волны прорыва, как правило, находится в диапазоне от 3 до 25 км/ч, а высота 2-50 м.
Основным следствием прорыва плотины при гидродинамических авариях является катастрофическое затопление местности, заключающееся в стремительном затоплении волной прорыва ниже-расположенной местности и возникновением наводнения.
Катастрофическое затопление характеризуется:
*максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва;
*расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ;
*границами зоны возможного затопления;
*максимальной глубиной затопления конкретного участка местности;
* длительностью затопления территории.
При разрушениях гидротехнических сооружений затопляется часть прилегающей к реке местности, которая называется зоной возможного затопления.
В зависимости от последствий воздействия гидропотока, образующегося при гидротехнической аварии, на территории возможного затопления следует выделять зону катастрофического затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей.
Время в течении которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4 часов до нескольких суток.
По масштабу распространения, сложности обстановки и тяжести последствий наиболее катастрофическими являются пожары, взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, гидродинамические аварии. Преимущественно такие аварии происходят на потенциально опасных объектах.
Причины и источники техногенных аварий и катастроф
Для современного мира характерным является возрастание масштабов последствий техноген-ных аварий и катастроф (будь то авиационная, железнодорожная или морская) при уменьшении вероятности их реализации. Например, если в 40-х годах нашего столетия в десятках авиационных катастроф погибали десятки людей, то ныне единичная катастрофа уносит жизни сотен людей. Действительно, опасности техногенного происхождения уже стали в категориях ущерба соизмеримыми с негативными для человека природными явлениями. Тому есть множество примеров. Так, атмосферные воздействия - смерчи происходят до 700 раз в год. Около 2% из них приносят ущерб, связанный с гибелью в среднем 120 человек и потерей порядка 70 миллионов долларов. В то же время только в нефтепереработке, по оценкам специалистов, ежегодно случается около 1500 аварий и катастроф, 4% которых сопровождаются потерей человеческих жизней и материальным ущербом до 100 миллионов долларов.
Многие современные потенциально опасные производства спроектированы таким образом, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10"4. Это означает, что из-за неблагоприятного стечения обстоятельств с учетом реальной надежности механизмов, приборов, материалов и человека возможно одно разрушение объекта за 10000 объекто-лет. Если объект единственен, то с очень высокой вероятностью за это время на нем не произойдет крупной аварии. Если таких объектов 1000, то каждое десятилетие можно ждать разрушения одного из них. И, наконец, если число подобных объектов близко к 10000, то ежегодно один из них статистически может быть источником аварии. В этом обстоятельстве кроется одна из причин обсуждаемых проблем. Спроектированный по техническим средствам и регламентным требованиям объект, достаточно надежный в условиях малого тиражирования, теряет статистически надежность при массовом воспроизводстве.
Увеличение масштабности последствий происходящих техногенных аварий и катастроф - результат особенностей научно-технического прогресса на современном этапе. Непрерывно продолжает расти энерговооруженность человеческого общества. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты все более концентрируются, Во имя экономических показателей повышается их единичная мощность. Возрастает давление в разнообразных промышленных аппаратах и транспортных коммуникациях , сеть которых становится все более разветвленной. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 миллиардов тонн условного топлива. По энергетическому эквиваленту эта масса топлива, способная гореть и взрываться, стала соизмеримой с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования.
"Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в оборудовании или отклонений от нормальных процедур ведения процесса. Длительность этой фазы может измеряться минутами или сутками. Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль. Во время бхопальской (в г, Бхопале, Индия, ред.), например, аварии на этой фазе были отключены холодильные устройства на емкости с метилизоциа-натом, разгерметизирована коммуникация, связывающая эту емкость с поглотителем ядовитых газов, отключен факел, предназначенный для их сжигания в аварийных ситуациях. Перед аварией в Чернобыле также было отключено несколько аварийных защит, а активная зона реактора лишена обязательного минимума стержней, поглощающих нейтроны. Накопление на этой фазе подобных отклонений от нормы связано либо с не наблюдаемостью работы элементов конструкций и материалов из-за отсутствия необходимых средств диагностики, либо, что бывает гораздо чаще, с тем, что персонал привыкает к такого рода отклонениям - ведь они довольно часты и в подавляющем большинстве случаев не приводят к авариям. Поэтому ощущение опасности притупляется, восстановление нормального состояния приборов и оборудования откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.
На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как правило, неожиданное и редкое. В Бхопале - это попавшее через пропускающую задвижку в емкость с метилизоциатаном небольшое количество воды, вызвавшее экзотермическую реакцию, которая сопровождалась стремительным подъемом температуры и давления метализоцианата. В Чернобыле - это введение положительной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно авария происходит на третьей фазе как результат быстрого развития событий. В Бхопале - это открытие обратного клапана и выброс ядовитого газа в атмосферу. В Чернобыле - разрушение конструкций и здания паровым взрывом, усиленным побочными химическими процессами, и вынос накопившихся радиоактивных газов и части диспергированного топлива за пределы четвертого блока. Эта последняя фаза была бы невозможной без накопления ошибок на первой стадии".
По-видимому, справедливо утверждение, что в любой сложной системе всегда найдется хотя бы один немарковский отказ, вызывающий множество последующих. Лавинообразный процесс нарастания отказов есть развитие аварийной ситуации в аварию с потерей контроля над системой и переходом ее в пораженное состояние. На этой стадии система уже не управляема и не может быть восстановлена собственными силами. Причиной возникновения такого положения является ограниченность наблюдаемости за системой. Увеличение наблюдаемости, то есть количество контролируемых параметров и методов их обработки приводит к исключению выявленного немарковского отказа. Однако всегда можно утверждать, что в этой новой системе будет содержаться и новый потенциально ненаблюдаемый отказ.
Известно, что химическое предприятие как источник повышенной опасности может находиться в двух устойчивых состояниях - нормальном и пораженном. Переход из одного устойчивого состояние в другое происходит через неустойчивое состояние, которое обычно называется аварийной ситуацией.
Состояние предприятия, как и любой сложной системой, можно описать n-мерным вектором в фазовом пространстве. Координатами такого вектора являются параметры технологических процессов Обычно удается указать нижнюю и верхнюю границы параметров, внутри которых процесс протекает устойчиво. Выход параметров за границы является признаком аварийной ситуации, то есть лотерей устойчивости. Вернуть процесс в прежние границы теперь может только специальная система аварийной защиты. Если это произошло, то аварийная ситуация считается локализованной. В противном случае объект переходит в новое устойчивое состояние - пораженное, которое характеризуется полной потерей контроля и управления. С этого момента объект сам становится источником поражающих факторов для окружающей среды. То есть возникает новый n-мерный вектор состояния объекта, координатами которого являются поражающие факторы: ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение и т. п. Возможности управления этим вектором, как правило, ограничены и требуют привлечения значительных региональных сил и средств. Собственно этот вектор и является источником ущерба, особенностью которого является практически полная неконтролируемость в реальном масштабе времени, причем с возрастанием времени от момента возникновения аварийной ситуации до перехода в пораженное состояние неопределенность увеличивается не линейно. В целом же, максимальный размер ущерба определяется количеством энергии и вещества, запасенных в технологических процессах к моменту аварии.
Обширная статистика аварий и катастроф и исследование процессов, связанных с этими явлениями, позволяют достаточно надежно прогнозировать "сценарий" и максимально возможные последствия аварий.
Состояние и рабочая эффективность технических средств (систем предупреждения аварийных ситуаций), структурные недостатки материалов и степень их соответствия требованиям, износ, коррозия и старение конструкций - все это является предметом исследования при выяснении возможных причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет человеческий фактор. Анализ статистических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала. В настоящее время в мире заметно вырос удельный вес аварий, происходящих вследствие неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это происходит из-за недостатка профессионализма, а также неумения принимать оптимальные решения в сложной обстановке, в условиях дефицита времени. При психологических перегрузках некоторые специалисты допускают неправильные действия, приводящие к непоправимым последствиям.
Мировой опыт показывает, что для предупреждения аварийных ситуаций необходим комплекс законодательных, экономических и технических мероприятий, который по существу представлял бы неформальную систему управления риском. Основой такой системы является законодательная инициатива но установлению приемлемого на сегодня уровня риска. Механизм реализации - эффективная налоговая и страховая политика, обеспечивающая экономическое стимулирование снижения уровня риска конкретного предприятия. Средствами, обеспечивающими требуемый уровень безопасности, являются технические устройства и мероприятия.
Необходимым элементом такой системы является институт государственной сертификации опасных производств по уровню безопасности, причем сертификат является основным документом для определения размера взноса предприятия в страховой фонд. Чем больше величина риска,. Тем больше и взнос в страховой фонд. Возмещение убытков из-за аварий ведется только через этот фонд. Он мог являться и крупных отраслевых программ по снижению уровня риска.
Потенциально опасные объекты. Оценка источников техногенной опасности.
Анализ чрезвычайных ситуаций техногенного характера показывает, что значительная доля их, особенно таких, которые приводят к поражению людей и большим материальным потерям, возникает в результате аварий и катастроф на промышленных объектах.
Для облегчения работы по определению и осуществлению мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, уменьшению тяжести их последствий и создания условий для их ликвидации важно систематизировать объекты по признаку, наиболее влияющему на возникновение ЧС на этих объектах. Этим признаком является опасность, которая в случае производственной аварии на данном объекте: выброса в окружающую среду вредных веществ (РВ, СДЯВ, БОВ), взрыва, пожара, катастрофического затопления.
Объект экономики или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель люлек, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб народному хозяйству и окружающей природной среде называется потенциально опасным объектом.
По своей потенциальной опасности объекты экономики подразделяются на четыре группы:
первая - химически опасные объекты (ХОО);
вторая - радиационно-опасные объекты (РОО);
третья - пожаро - и взрывоопасные объекты (ПВО);
четвертая - гидродинамически опасные объекты (ГДОО).
* предприятия химической, нефтехимической оборонной промышленности;
* железнодорожные цистерны со СДЯВ, продуктопроводы, газопроводы.
Радиационно-опасные объекты (РОО) - любой объект, в т. ч. ядерный реактор , завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место хранения ядерного материала и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на которых или разрушении которых может произойти облучение или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных и растений, а также окружающей природной среды.
К типовым РОО относятся:
*предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и захоронению р/а отходов;
* предприятия по изготовлению ядерного топлива;
* научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные установки и стенды;
* транспортные ядерные энергетические установки;
* военные объекты.
Потенциальная опасность РОО определяется количеством р/а веществ, которое может поступить в окружающую среду в результате аварии на РОО. А это в свою очередь зависит от мощности ядерной установки. Наибольшую опасность представляют АС и НИИ с ядерными установками и стендами. Аварии на них классифицируются как по возможным масштабам последствий: локальная, местная, общая, региональная, глобальная, так и по нормам эксплуатации (проектные, проектные с наибольшими последствиями, запроектные).
1 Пожаро-взрывоопасный объект (П BOO ) - это объект, на котором производятся, хранятся, используются или транспортируются продукты и вещества, приобретающие при определенных условиях (авариях, инициировании) способность к возгоранию (взрыву).
По своей потенциальной опасности эти объекты подразделяются на 5 категорий:
А - объекты нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, склады нефтепродуктов;
Б - производства угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, синт. каучука;
Идентификация, т. е. установление степени опасности объектов включает:
*первичное (начальное) определение степени опасности объекта экономики, основанное на анализе возможных видов ущерба, наносимого человеку и окружающей среде;
*выделение приоритетных для последующего анализа объектов.
При проведении идентификации учитывается две категории опасностей
*опасности, возникающие в процессе нормальной эксплуатации объекта;
*опасности аварийной природы, в т. ч. нештатные ситуации, при которых имеет место значительное повышение уровня риска.
Процедура начального определения степени опасности объекта реализуется с помощью составляемой таблицы, характеризующей возможный ущерб от функционирования объекта, а также информации о количестве вредных веществ и материалов, которые производятся, перерабатываются, хранятся на объекте или транспортируются.
Качественная оценка возможных видов ущерба от функционирования опасных объектов экономики
Таблица заполняется с привлечением экспертов. В графе соответств. Ущербов (видов его) записываются утверждения (ответы): "Да", "Нет", "Возможно" в зависимости от оценки экспертов. Виды возможного ущерба,. Приведенные в таблице, могут быть изменены и дополнены. Опасность объекта оценивается по трем категориям:
1) количеству утверждений "Да" и "Возможно" относящимся к тем или иным видам возможного техногенного воздействия (индексам опасности);
2) количеству производимых, перерабатываемых, транспортируемых или хранимых вредных материалов и веществ;
3) безопасному радиусу, характеризующему зону безопасности.
В качестве критериальных (пороговых) значений количеств вредных веществ, при повышении которых объект считается потенциально-опасным, могут быть приняты данные из Директивы Европейского экономического сообщества (ЕЭС) по основным опасным веществам. Эти данные, а также размеры безопасных зон для объектов с опасными веществами даны в Зтоме "Руководства по анализу и управлению риском в промышленном регионе", Москва, ГКЧС РФ год.
Если количество вредных веществ равно или больше указанного, то применяется утверждение
Если количество веществ менее табличного, проводится дополнительный анализ опасности объекта по рассматриваемому признаку с целью у становления возможности принятия утверждения "возможно".
При этом используется упрощенная оценка опасности объектов, основанная на данных по пороговым количествам трех классов веществ: горючих, взрывчатых и высокотоксичных.
Считается, что опасность объекта следует оценить меткой "возможно" если количество веществ на OIIX превышает:
a) горючих -10 кг.
b) взрывчатых - 1 кг.
c) для высокотоксичных веществ (ОВ и СДЯВ) дополнительная оценка порогового количества может быть произведена с помощью такой токсической характеристики вещества, как концентрация, при которой наблюдается поражения у 50 % реципиентов (ЛК 50).
Данные по пороговым количествам данного класса веществ, при которых возможно формирование облака зараженного воздуха ЛК 50, приведены в Руководстве. При наличии на объекте высокотоксичных веществ в количествах, равных или превышающих эти данные, для объекта принимается метка "возможно".
При оценке опасности транспортных объектов меткой "Да" обозначаются все транспортные средства, перевозящие или передающие материалы специфических категорий: канцерогенные, мутагенные, тератогенные.
Оценка опасности объектов по критерию "Зона безопасности" производится с учетом их местоположения, характера окружающей среды, близости населенных пунктов и т. д.
По всем рассмотренным выше признакам, ОНХ получают соответствующие метки (да, возможно
нет). При наличии меток "да" или "возможно" по одному из признаков объект считается, в принципе, опасным и его необходимо принимать во внимание при проведении анализа. При большом количестве опасных объектов возникает необходимость выделения наиболее опасных из них. Для него выполняются следующие расчеты и оценки:
* вычисляется и анализируется дополнительный критерий (потенциальный индекс опасности смертельных поражений людей в ближайшем от объекта населенном пункте при аварийных ситуациях - ПИО);
* оценивается максимальное количество людей, подвергающихся поражающему воздействию, масштабы возможных разрушений и ухудшение качества окружающей среды при наиболее тяжелом варианте аварии;
* для условий нормальной регламентной работы объекта производится сравнительная оценка концентраций вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых в другие среды, с предельно допустимыми уровнями загрязнений.
Для вычисления потенциального индекса опасности (ПИО) рекомендуются формулы:
а) для объектов с горючими материалами
ПИO = 10 * Q r/d
Q r - количество горючего материала (вещества) на объекте, кг.
d - расстояние до ближайшего населенного пункта, гл.
б) для объектов со взрывчатыми веществами
ПИО = 100 * Q ВВ / d
q BB - количество ВВ на ОНХ, кг,
d - в прежнем состоянии, м,
в) для объектов с высокотоксичными веществами
ПИО = 1000 * Q T /Q TПd
Q т - количество высокотоксичного вещества объекте, кг.
Q тп - пороговое количество этого вещества, которое формирует облако зараженного воздуха с концентрациями ЛК 50, кг.
d - в прежнем обозначении, м.
В число самых опасных ОНХ включаются объекты, для которых ПИО > 1.
Как видим, анализ потенциальной опасности объектов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях (т. е. в чрезвычайных ситуациях) предполагает проведение процедуры оценки риска, которая включает в себя определение численных значений вероятности реализации этих событий, построение сценариев развития ЧС и оценку на этой основе возможных последствий.
Процедура оценки риска затруднена необходимостью проведения большого количества сложных расчетов и отсутствием в настоящее время достоверных исходных данных.
В этой связи возникает потребность иметь простые расчетные соотношения, позволяющие оперативно проводить оценку потенциальной опасности объектов экономики при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.
Такая методика определения потенциальной опасности объектов была разработана сотрудниками штаба ГО СССР, научно-техническим комитетом ГО СССР но результатам научно-исследовательских работ и предназначена для органов гражданской обороны .
Методика предназначена для оперативной оценки потенциальной опасности объектов экономики при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, на основе учета образующихся в этих случаях полей поражающих факторов и последствий их воздействия на людей,
Опасность объекта характеризуется максимальной потенциальной угрозой, создаваемой массой находящихся на объекте опасных веществ.
Под опасным веществом понимается такое вещество, определенное количество которого способно инициировать явления или процессы, поражающие людей, наносящие ущерб основным производственным фондам или окружающей среде.
В качестве опасных веществ в Методике рассматриваются:
a) взрывчатые вещества (ВВ);
b) сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ);
c) топливовоздушные смеси (вещества, способные образовывать в ЧС взрывоопасные облака - ожиженные нефтяные или природные газы).
В качестве меры опасности объекта с пожаро-взрывоопасными производствами принимается количество несчастных случаев со смертельным исходом в результате инцидента, вызванного чрезвычайным событием.
Пороговый уровень смертности - 10 погибших при инциденте - принимается в качестве критерия опасности ОПХ. (Данный критерий опасности является общепринятым за рубежом и введен В. Маршалом " основные опасности химического производства". М. Мир, 1989 г.)
Под потенциально опасным объектом понимается такой объект, ЧС на котором приведет к гибели не менее 10 человек (из числа персонала объекта или населения) или границы зон действия поражающих факторов при ЧС выходя] за территорию объекта или территорию его санитарно-защитной зоны.
В качестве основных поражающих факторов на объектах с пожаро-взрывоопасными производствами рассматриваются:
*воздушная ударная волна (ВУВ) взрывов ВВ;
*воздушная ударная волна взрывов ТВС;
*токсическое действие СДЯВ, находящихся на объекте или образующихся в ходе неконтролируемых химических реакций в процессе инцидента.
В качестве нормированных показателей поражающей опасности объекта приняты:
*удельная смертность (число погибших в результате инцидента, отнесенное к количеству опасного вещества, т/чел.);
*радиус поражения (радиус круга с центром в точке реализации инцидента).
Для ВУВ взрывов ВВ, облаков ТВС в качестве границы радиуса смертельного поражения принимается избыточное давление, приводящее к гибели человека.
Для токсического действия СДЯВ в качестве границы радиуса смертельного поражения принята глубина зоны летательной концентрации СДЯВ.
Расчет радиуса поражения при инциденте проводится из предположения, что все направления реализации опасности равновероятны. При одновременной реализации на ОНХ нескольких инцидентов, ожидаемое количество погибших определяется:
*в случае наложения зон действия поражающих факторов - по фактору наиболее опасному для человека;
*в случае раздельного положения зон действия поражающих факторов - как сумма погибших от каждого фактора.
Основные расчетные соотношения:
1. Взрыв конденсированных ВВ
a) число погибших при взрыве n bb = Р * qbb 0,666
b) радиус смертельного поражения R BB = 18,4 * qbb 0,333
n bb - среднее число погибших, чел.
r bb - радиус смертельного поражения при взрыве ВВ, м.
Р - плотность населения, тыс. чел./км2
q bb - масса заряда ВВ, т.
Определение nbb и rbb можно осуществить также с помощью таблиц.
2. Взрыв облака топливовоздушной смеси
a) число погибших n tbc = 3PQ tbc 0,666
b) радиус смертельного поражения r tbc = 30 q tbc 0,333
q tbc - масса прореагировавшей части облака ТВС, г. Для оценочных расчетов принимают:
Для облака образовавшегося при полном разрушении резервуара хранения (мгновенное разрушение qtbc = q (полная масса).
Для облака, образовавшегося в результате испарения разлития (при наличии в резервуаре пробоин, трещин и т. д.)
q tbc = 50 % Q разлития
n tbc и r tbc можно определять также и по таблицам Методики. 3. Выброс сильнодействующих ядовитых веществ.
Число погибших при выбросе СДЯВ Nсдяв = М* Qсдяв, где:
М - средняя удельная смертность при воздействии данного СДЯВ, ч/т Qсдяв - масса выброса СДЯВ, т.
Численные значения М для промышленных опасных веществ берут в таблице Методики результаты анализа последствий ряда аварий и по Маршалу "Основные опасности химического производства", М. Мир, 1989 г.).
В основу определения глубины определения опасной зоны при мгновенном или продолжительном выбросах СДЯВ положены результаты работ применительно к хлору.
При определении глубин зон для других СДЯВ используются коэффициенты перерасчета Кл и Кп:
L Л = К Л * L ЛХЛ
L П = К П * L ПХЛ
значения Кл и Кп для промышленных опасных веществ даны в таблицах (Приложение к Методике).
Для современного мира характерным является возрастание масштабов последствий техноген-ных аварий и катастроф (будь то авиационная, железнодорожная или морская) при уменьшении вероятности их реализации. Например, если в 40-х годах нашего столетия в десятках авиационных катастроф погибали десятки людей, то ныне единичная катастрофа уносит жизни сотен людей. Действительно, опасности техногенного происхождения уже стали в категориях ущерба соизмеримыми с негативными для человека природными явлениями. Тому есть множество примеров. Так, атмосферные воздействия - смерчи происходят до 700 раз в год. Около 2% из них приносят ущерб, связанный с гибелью в среднем 120 человек и потерей порядка 70 миллионов долларов. В то же время только в нефтепереработке, по оценкам специалистов, ежегодно случается около 1500 аварий и катастроф, 4% которых сопровождаются потерей 100 -150 человеческих жизней и материальным ущербом до 100 миллионов долларов.
Многие современные потенциально опасные производства спроектированы таким образом, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10" 4 . Это означает, что из-за неблагоприятного стечения обстоятельств с учетом реальной надежности механизмов, приборов, материалов и человека возможно одно разрушение объекта за 10000 объекто-лет. Если объект единственен, то с очень высокой вероятностью за это время на нем не произойдет крупной аварии. Если таких объектов 1000, то каждое десятилетие можно ждать разрушения одного из них. И, наконец, если число подобных объектов близко к 10000, то ежегодно один из них статистически может быть источником аварии. В этом обстоятельстве кроется одна из причин обсуждаемых проблем. Спроектированный по техническим средствам и регламентным требованиям объект, достаточно надежный в условиях малого тиражирования, теряет статистически надежность при массовом воспроизводстве.
Увеличение масштабности последствий происходящих техногенных аварий и катастроф - результат особенностей научно-технического прогресса на современном этапе. Непрерывно продолжает расти энерговооруженность человеческого общества. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты все более концентрируются, Во имя экономических показателей повышается их единичная мощность. Возрастает давление в разнообразных промышленных аппаратах и транспортных коммуникациях, сеть которых становится все более разветвленной. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 миллиардов тонн условного топлива. По энергетическому эквиваленту эта масса топлива, способная гореть и взрываться, стала соизмеримой с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования.
Рост масштабов и концентрации производства ведет к накоплению потенциальных опасностей. Об этом можно судить по удельным (либо на душу населения, либо на единицу площади) величинам летальных для человека доз, содержащихся в различных производствах Западной Европы. Так, по мышьяку эта величина составляет около 0,5 миллиарда доз, по барию - порядка 5 миллиардов, а по хлору - 10 триллионов доз. Эти цифры делают понятной повсеместно выражаемую заботу об обеспечении безопасности в первую очередь химических предприятий.
При выяснении причин и источников техногенных аварий, включая химические, прежде всего нужно оценить технологическое содержание, количественные и качественные характеристики поврежденных мощностей или транспортных средств. Одновременно необходимо определить конструктивные эргономические отклонения, послужившие причиной аварий из-за несоответствия конструкций промышленных (или транспортных) систем управления анатомическим и физиологическим возможностям человека, В таких ситуациях люди, непосредственно управляющие техническими средствами, вместе с другими участниками производства становятся жертвами заранее спланированных обстоятельств.
Вероятность аварии (риск) как количественная мера реализации опасности целиком определяется надежностью и наблюдаемостью (блокируемостью) производства.
Первичной причиной аварийной ситуации является появление отказа, причем большинство единичных отказов являются событиями марковскими, то есть не зависят от предыстории системы и легко локализуются таким распространенным в химической промышленности способом как блокировка. На практике это означает, что единичный отказ просто приводит к остановке производства. К аварии же ведет накопление единичных отказов.
Вот как описывает этот процесс В.А. Легасов в своей работе "Проблемы безопасного развития техносферы":
"Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в оборудовании или отклонений от нормальных процедур ведения процесса. Длительность этой фазы может измеряться минутами или сутками. Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль. Во время бхопальской (в г, Бхопале, Индия, ред.), например, аварии на этой фазе были отключены холодильные устройства на емкости с метилизоциа-натом, разгерметизирована коммуникация, связывающая эту емкость с поглотителем ядовитых газов, отключен факел, предназначенный для их сжигания в аварийных ситуациях. Перед аварией в Чернобыле также было отключено несколько аварийных защит, а активная зона реактора лишена обязательного минимума стержней, поглощающих нейтроны. Накопление на этой фазе подобных отклонений от нормы связано либо с не наблюдаемостью работы элементов конструкций и материалов из-за отсутствия необходимых средств диагностики, либо, что бывает гораздо чаще, с тем, что персонал привыкает к такого рода отклонениям - ведь они довольно часты и в подавляющем большинстве случаев не приводят к авариям. Поэтому ощущение опасности притупляется, восстановление нормального состояния приборов и оборудования откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.
На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как правило, неожиданное и редкое. В Бхопале - это попавшее через пропускающую задвижку в емкость с метилизоциатаном небольшое количество воды, вызвавшее экзотермическую реакцию, которая сопровождалась стремительным подъемом температуры и давления метализоцианата. В Чернобыле - это введение положительной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно авария происходит на третьей фазе как результат быстрого развития событий. В Бхопале - это открытие обратного клапана и выброс ядовитого газа в атмосферу. В Чернобыле - разрушение конструкций и здания паровым взрывом, усиленным побочными химическими процессами, и вынос накопившихся радиоактивных газов и части диспергированного топлива за пределы четвертого блока. Эта последняя фаза была бы невозможной без накопления ошибок на первой стадии".
По-видимому, справедливо утверждение, что в любой сложной системе всегда найдется хотя бы один немарковский отказ, вызывающий множество последующих. Лавинообразный процесс нарастания отказов есть развитие аварийной ситуации в аварию с потерей контроля над системой и переходом ее в пораженное состояние. На этой стадии система уже не управляема и не может быть восстановлена собственными силами. Причиной возникновения такого положения является ограниченность наблюдаемости за системой. Увеличение наблюдаемости, то есть количество контролируемых параметров и методов их обработки приводит к исключению выявленного немарковского отказа. Однако всегда можно утверждать, что в этой новой системе будет содержаться и новый потенциально ненаблюдаемый отказ.
Известно, что химическое предприятие как источник повышенной опасности может находиться в двух устойчивых состояниях - нормальном и пораженном. Переход из одного устойчивого состояние в другое происходит через неустойчивое состояние, которое обычно называется аварийной ситуацией.
Состояние предприятия, как и любой сложной системой, можно описать n-мерным вектором в фазовом пространстве. Координатами такого вектора являются параметры технологических процессов Обычно удается указать нижнюю и верхнюю границы параметров, внутри которых процесс протекает устойчиво. Выход параметров за границы является признаком аварийной ситуации, то есть лотерей устойчивости. Вернуть процесс в прежние границы теперь может только специальная система аварийной защиты. Если это произошло, то аварийная ситуация считается локализованной. В противном случае объект переходит в новое устойчивое состояние - пораженное, которое характеризуется полной потерей контроля и управления. С этого момента объект сам становится источником поражающих факторов для окружающей среды. То есть возникает новый n-мерный вектор состояния объекта, координатами которого являются поражающие факторы: ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение и т.п. Возможности управления этим вектором, как правило, ограничены и требуют привлечения значительных региональных сил и средств. Собственно этот вектор и является источником ущерба, особенностью которого является практически полная неконтролируемость в реальном масштабе времени, причем с возрастанием времени от момента возникновения аварийной ситуации до перехода в пораженное состояние неопределенность увеличивается не линейно. В целом же, максимальный размер ущерба определяется количеством энергии и вещества, запасенных в технологических процессах к моменту аварии.
Обширная статистика аварий и катастроф и исследование процессов, связанных с этими явлениями, позволяют достаточно надежно прогнозировать "сценарий" и максимально возможные последствия аварий.
Состояние и рабочая эффективность технических средств (систем предупреждения аварийных ситуаций), структурные недостатки материалов и степень их соответствия требованиям, износ, коррозия и старение конструкций - все это является предметом исследования при выяснении возможных причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет человеческий фактор. Анализ статистических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала. В настоящее время в мире заметно вырос удельный вес аварий, происходящих вследствие неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это происходит из-за недостатка профессионализма, а также неумения принимать оптимальные решения в сложной обстановке, в условиях дефицита времени. При психологических перегрузках некоторые специалисты допускают неправильные действия, приводящие к непоправимым последствиям.
Мировой опыт показывает, что для предупреждения аварийных ситуаций необходим комплекс законодательных, экономических и технических мероприятий, который по существу представлял бы неформальную систему управления риском. Основой такой системы является законодательная инициатива но установлению приемлемого на сегодня уровня риска. Механизм реализации - эффективная налоговая и страховая политика, обеспечивающая экономическое стимулирование снижения уровня риска конкретного предприятия. Средствами, обеспечивающими требуемый уровень безопасности, являются технические устройства и мероприятия.
Необходимым элементом такой системы является институт государственной сертификации опасных производств по уровню безопасности, причем сертификат является основным документом для определения размера взноса предприятия в страховой фонд. Чем больше величина риска,. Тем больше и взнос в страховой фонд. Возмещение убытков из-за аварий ведется только через этот фонд. Он мог являться и источником финансирования крупных отраслевых программ по снижению уровня риска.