Неподсудная сплошная. Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителей Можно ли пересекать дорожную разметку 1.16 1

Все наверное знакомы с историей о сушке кошки в микроволновой печи.

Жительница США попыталась высушить свою кошку в микроволновой печи, в результате чего та естественно скончалась. Затем она подала в суд на фирму изготовителя печи, так как в правилах эксплуатации не указан запрет сушить кошек. С целью избежать судебных исков производители микроволновых печей стали указывать, что нельзя сушить животных в микроволновках.

Не важна правдивость этой истории, а важна ее абсурдность. Но почему то к у многих водителей отношение к ним такое же, как и у этой американской жительницы. Если в ПДД не указан прямой запрет — значит он отсутствует.

Правило — Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Сначала идут Правила, а потом движение. Движение идет по правилам, а не правила подставляются под движение. Если запрещено, то — запрещено. Если разрешено, то разрешено, только так, как описано, и никак иначе. В противном случае — это нарушение требований. Если для движения предназначена проезжая часть, то движение за ее пределами строго регламентировано.

Перейдем к примерам.

Движение по трамвайным путям

Одно из частых нарушении ПДД — это объезд пробки по трамвайным путям. Как мы знаем, трамвайные пути не являются проезжей частью. Тем не менее водители получают штраф по статье части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения на проезжей части.

12.15.1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней

Как же так, движение вне проезжей части, а штраф за расположение на проезжей части? Все просто, движение по трамвайным путям регламентировано правилами расположения на проезжей части. Расположение за пределами проезжей части, не соответствующее правилам является нарушением.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил.

Это единственное условие движения по трамвайным путям в соответствии с требованиями Правил.

  • Пересечение направляющего островка и островка безопасности с разметкой 1.16.1 -1.16.3


    Фотофиксация пересечения направляющего островка — разметки 1.16.2

    Водители стали получать штрафы с камер автоматической фиксации за пересечение дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 по статье 12.16.1

    12.16.1 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги…

    Давайте разберемся, справедлив ли такой штраф? Все что имеется в пдд об этой разметке.

    1.16.1-1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

    Никаких требований по ее пересечению Правила не содержат, то есть прямых указаний нет. Мы видим только направляющие островки. Напомним, что Правила не содержат никаких изображений дорожных знаков или разметки. В них указана только нумерация со ссылкой на ГОСТ. Смотрим ГОСТ по применению.

    6.2.19 Разметку 1.16.1-1.16.3 применяют для обозначения направляющих островков:

    • 1.16.1 — в местах разделения потоков транспортных средств противоположных направлений;
    • 1.16.2 — в местах разделения потоков транспортных средств одного направления;
    • 1.16.3 — в местах слияния потоков транспортных средств (рисунок В.12).

    На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1-1.16.3 допускается выполнять на концевых участках островка и на расстоянии 1,0 м от его границы (рисунок В.12). При небольшой площади островка допускается окраска всей его поверхности.

    Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения островков безопасности на пешеходных переходах. Ширина островка безопасности должна быть не менее 1,5 м, а его длина должна быть равна ширине перехода. Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,0 м.


    Рисунок В.12. Пример нанесения разметки 1.16.*

    Следуя данной выдержке и иллюстрации из ГОСТ видно изображение разметки 1.1, однако остается вопрос где находится граница разметки 1.1 и 1.16.1 и является ли разметка 1.1 составляющей разметки 1.16.1? Нам ничего не остается как обратится к правилам применения разметки 1.1.

    6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:

    3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.) (рисунок В.12).

    Разметкой 1.16.1-1.16.3 обозначаются непосредственно направляющие островки — их площадь, разметкой 1.1 обозначается их граница

    То, что сплошную линию разметки 1.1. пересекать запрещается всем известно, соответственно выезд на разметку 1.16.1-1.16.3 запрещен и нарушение Правил дорожного движения не вызывает сомнений.

    Еще раз хочу ответить на замечания: «ГОСТ не для водителей, водитель не должен знать ГОСТ — это для строителей» — должен в касаемо его части. Правила прямо ссылаются на ГОСТы. Без ГОСТ водители не знали бы как выглядят знаки и разметка, какая допустимая светопропускаемость тонировки и прочее.

    Остановка и стоянка

    Вернемся к разъяснению, что понятие «Что не запрещено, то разрешено» к Правилам дорожного движения применяться не может. Это отражено и в требованиях к остановке и стоянке.

    12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

    На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

    12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

    Обратите внимание, никаких прямых запретов.

    Движение по разметке

    9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

    Никто же не будет спорить, что движение по разметке является нарушением?

    Следуйте Правилам Дорожного движения и Ваши поездки будут более безопасными. Поиски пробелов в большей части случаев будут не в Вашу пользу.

  • Все наверное знакомы с историей о сушке кошки в микроволновой печи.

    Жительница США попыталась высушить свою кошку в микроволновой печи, в результате чего та естественно скончалась. Затем она подала в суд на фирму изготовителя печи, так как в правилах эксплуатации не указан запрет сушить кошек. С целью избежать судебных исков производители микроволновых печей стали указывать, что нельзя сушить животных в микроволновках.

    Не важна правдивость этой истории, а важна ее абсурдность. Но почему то к у многих водителей отношение к ним такое же, как и у этой американской жительницы. Если в ПДД не указан прямой запрет — значит он отсутствует.

    Правило — Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

    1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

    Сначала идут Правила, а потом движение. Движение идет по правилам, а не правила подставляются под движение. Если запрещено, то — запрещено. Если разрешено, то разрешено, только так, как описано, и никак иначе. В противном случае — это нарушение требований. Если для движения предназначена проезжая часть, то движение за ее пределами строго регламентировано.

    Перейдем к примерам.

    Движение по трамвайным путям

    Одно из частых нарушении ПДД — это объезд пробки по трамвайным путям. Как мы знаем, трамвайные пути не являются проезжей частью. Тем не менее водители получают штраф по статье части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения на проезжей части.

    12.15.1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней

    Как же так, движение вне проезжей части, а штраф за расположение на проезжей части? Все просто, движение по трамвайным путям регламентировано правилами расположения на проезжей части. Расположение за пределами проезжей части, не соответствующее правилам является нарушением.

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил.

    Это единственное условие движения по трамвайным путям в соответствии с требованиями Правил.

  • Пересечение направляющего островка и островка безопасности с разметкой 1.16.1 -1.16.3


    Фотофиксация пересечения направляющего островка — разметки 1.16.2

    Водители стали получать штрафы с камер автоматической фиксации за пересечение дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 по статье 12.16.1

    12.16.1 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги…

    Давайте разберемся, справедлив ли такой штраф? Все что имеется в пдд об этой разметке.

    1.16.1-1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

    Никаких требований по ее пересечению Правила не содержат, то есть прямых указаний нет. Мы видим только направляющие островки. Напомним, что Правила не содержат никаких изображений дорожных знаков или разметки. В них указана только нумерация со ссылкой на ГОСТ. Смотрим ГОСТ по применению.

    6.2.19 Разметку 1.16.1-1.16.3 применяют для обозначения направляющих островков:

    • 1.16.1 — в местах разделения потоков транспортных средств противоположных направлений;
    • 1.16.2 — в местах разделения потоков транспортных средств одного направления;
    • 1.16.3 — в местах слияния потоков транспортных средств (рисунок В.12).

    На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1-1.16.3 допускается выполнять на концевых участках островка и на расстоянии 1,0 м от его границы (рисунок В.12). При небольшой площади островка допускается окраска всей его поверхности.

    Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения островков безопасности на пешеходных переходах. Ширина островка безопасности должна быть не менее 1,5 м, а его длина должна быть равна ширине перехода. Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,0 м.


    Рисунок В.12. Пример нанесения разметки 1.16.*

    Следуя данной выдержке и иллюстрации из ГОСТ видно изображение разметки 1.1, однако остается вопрос где находится граница разметки 1.1 и 1.16.1 и является ли разметка 1.1 составляющей разметки 1.16.1? Нам ничего не остается как обратится к правилам применения разметки 1.1.

    6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:

    3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.) (рисунок В.12).

    Разметкой 1.16.1-1.16.3 обозначаются непосредственно направляющие островки — их площадь, разметкой 1.1 обозначается их граница

    То, что сплошную линию разметки 1.1. пересекать запрещается всем известно, соответственно выезд на разметку 1.16.1-1.16.3 запрещен и нарушение Правил дорожного движения не вызывает сомнений.

    Еще раз хочу ответить на замечания: «ГОСТ не для водителей, водитель не должен знать ГОСТ — это для строителей» — должен в касаемо его части. Правила прямо ссылаются на ГОСТы. Без ГОСТ водители не знали бы как выглядят знаки и разметка, какая допустимая светопропускаемость тонировки и прочее.

    Остановка и стоянка

    Вернемся к разъяснению, что понятие «Что не запрещено, то разрешено» к Правилам дорожного движения применяться не может. Это отражено и в требованиях к остановке и стоянке.

    12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

    На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

    12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

    Обратите внимание, никаких прямых запретов.

    Движение по разметке

    9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

    Никто же не будет спорить, что движение по разметке является нарушением?

    Следуйте Правилам Дорожного движения и Ваши поездки будут более безопасными. Поиски пробелов в большей части случаев будут не в Вашу пользу.

  • Воткинский районный суд (Удмуртская Республика) - Административное

    №12-199/2015

    Р Е Ш Е Н И Е

    По жалобе по делу об административном правонарушении

    Судья Воткинского районного суда УР Сычева Т.В.

    при секретаре Прозоровой К.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Смирновой А.М. на постановление мирового судьи судебного участка №*** УР, вынесенное в порядке замещения мирового судьи судебного участка № УР от о привлечении её к административной ответственности по ст. ч.4 КоАП РФ,

    У С Т А Н О В И Л:

    Смирнова А.М. постановлением мирового судьи судебного участка №*** УР от привлечена к административной ответственности по ст. ч. 4 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере.

    Жалоба подана в установленный законом срок. Жалоба мотивирована тем, что в суд не представлены доказательства выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Считает, что не нарушала разметку 1.1, находилась на перекрестке, а за пересечение направляющего островка 1.16.1 ответственность не предусмотрена ПДД, просит постановление мирового судьи отменить.

    В настоящем судебном заседании Смирнова А.М. не присутствует, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

    Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

    Исследовав материалы дела №*** об административном правонарушении в отношении Смирновой А.М. по ст. ч.4 Кодекса РФ об АП, судья приходит к следующему.

    Вышеуказанные обстоятельства отражены в рапорте сотрудника ИДПС ФИО1, а так же схематичным пояснением, представленным инспектором, и видеозаписью, кроме того, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении.

    В соответствии с п. 9.12 ПДД РФ на дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

    Дорожная разметка 1.16.1-1.16.3 - обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков.

    Из дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на спорном участке дороги, на котором Смирновой А.М. инкриминировано совершение правонарушения, нанесена линия разметки 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 Приложения 2 к ПДД РФ, т.е. обозначены островки безопасности. Между островками безопасности, нанесена линия дорожной разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ, которая, в свою очередь, разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Правилами дорожного движения установлен запрет на ее пересечение.

    С учетом п. 1.4 ПДД РФ, в соответствии с которым на дорогах установлено правостороннее движение, и нанесенной линии разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ, для водителя было очевидно, какая полоса для движения являлась встречной и, соответственно, в какой полосе с учетом оговорки, содержащейся в п. 9.12 ПДД РФ, ему следовало двигаться.

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что Смирнова А.М. в нарушение требований ПДД совершил обгон в зоне, где это запрещено ПДД, с выездом на полосу дороги, предназначенную для встречного движения.

    Кроме того, в силу подп. 3 п. 6.2.3 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст), на островки безопасности, направляющие островки въезд запрещен.

    Согласно п. 1.3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 07 декабря 2010 года N 1570-О-О, выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, так как создает реальную возможность лобового столкновения транспортных средств, сопряженного с риском наступления тяжких последствий, в связи с чем, ответственности за него, по смыслу части 4 статьи РФ во взаимосвязи со статьями , РФ подлежат водители, совершившие соответствующие деяния как умышленно, так и по неосторожности.

    Как следует из представленной видеозаписи водитель Смирнова А.М. начала маневр обгона попутных автомобилей, выехала на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, то есть на островок безопасности, въезд на который запрещен, совершила обгон автомобиля, двигающегося с ней в попутном направлении и при завершении маневра обгона перестроилась в свою полосу с пересечением сплошной линии разметки 1.1 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения.

    Факт совершения Смирновой А.М. указанного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), рапортом ИДПС ФИО1, схематическим пояснением (л.д. 3), диском с видеозаписью, совершенного правонарушения (л.д. 4), Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги Ижевск-Воткинск на спорном участке дороги.

    Доказательства оценены мировым судьей в соответствии с требованиями статьи Российской Федерации.

    Выводы мирового судьи о наличии в действиях Смирновой А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи Российской Федерации, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по данному делу доказательств. Оснований не согласиться с ними у судьи не имеется, доводы жалобы сводятся к их переоценке, оснований для этого не имеется.

    Оценивая доводы Смирновой А.М., изложенные в жалобе, судья находит их необоснованными, избранным способом защиты, не соответствующими обстоятельствам дела.

    Административное наказание назначено с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отсутствием обстоятельств отягчающих и смягчающих наказание, и личности Смирновой А.М. размер назначенного наказания отвечает требованиям справедливости и разумности.

    Процессуальных нарушений при рассмотрении дела мировым судьей не допущено, дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, установленных частью 1 статьи Российской Федерации, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи Российской Федерации для данной категории дел.

    С учетом вышеизложенного, постановление мирового судьи является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, жалоба удовлетворению не подлежит.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. , Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

    Р Е Ш И Л:

    Жалобу Смирновой А.М. оставить без удовлетворения.

    Постановление мирового судьи судебного участка №*** УР, вынесенное в порядке замещения мирового судьи судебного участка № УР от о привлечении Смирновой А.М. к административной ответственности по ст. ч.4 КоАП РФ– оставить без изменения.

    Решение вступает в законную силу немедленно.

    Судья Т.В. Сычева

    Иные лица:

    Смирнова А.М.

    Судьи дела:

    Сычева Татьяна Викторовна (судья)

    Судебная практика по:

    По лишению прав за обгон, "встречку"

    Судебная практика по применению нормы ст. 12.15 КОАП РФ

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В завершающей статье серии "Особенности применения дорожной разметки" речь вновь пойдет о горизонтальной дорожной разметке .

    Однако в отличие от предыдущей статьи сегодня будут рассмотрены линии разметки, которые не регулируют расположение транспортных средств на проезжей части и несут лишь информационный характер.

    Предшествующие статьи серии:

    Разметка парковки

    Для разметки парковочных мест используется уже рассмотренная в предшествующей статье серии разметка 1.1 :

    Эту разметку запрещается пересекать в любом случае (в том числе и на парковке). В случае её пересечения на водителя будет наложено предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей.

    Кроме того, на парковочных местах может быть нанесена разметка, дублирующая дорожные знаки. Например, разметка 1.24.3 :

    За остановку или стоянку на парковочном месте с подобной разметкой на водителя будет наложен штраф в размере 5 000 рублей. Подробнее о новом штрафе Вы можете прочитать в статье " ".

    Разметка, запрещающая остановку или стоянку

    В качестве разметки, запрещающей остановку или стоянку транспортных средств, можно рассматривать следующие типы:

    Все эти линии разметки наносятся желтой краской. Обратите внимание, что наносятся оранжевой краской. Так как желтые и оранжевые линии встречаются на дорогах не очень часто, далеко не все водители могут их различить.

    Поэтому повторю еще раз. Оранжевые линии обозначают временную разметку, а желтые - постоянную.

    Запрещает остановку транспортных средств.

    Запрещает стоянку транспортных средств.

    Эти линии разметки могут наносится как вдоль бордюра (у края проезжей части), так и непосредственно по его верху.

    В 2019 году за нарушение требований одного из вышеперечисленных видов разметки на водителя может быть наложен административный штраф в размере 1 500 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге).

    Обозначает места остановки маршрутных транспортных средств или места стоянки такси. В зоне действия этой разметки действуют те же правила, что и на любой другой остановке общественного транспорта.

    Например, там можно останавливаться только для посадки или высадки пассажиров, не создав при этом помех маршрутным транспортным средствам.

    Разметка, наносимая поперек проезжей части

    Стоп-линия. Эта разметка требует остановки лишь в том случае, если на дороге присутствует знак 2.5 "Движение без остановки запрещено", либо запрещающий сигнал светофора или регулировщика.

    В иных случаях останавливаться у стоп-линии не обязательно.

    Обозначает место, в котором в случае необходимости уступить дорогу должен остановиться водитель. Нарушение этой разметки наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

    Обозначает границы пешеходного перехода.

    Подробнее о на пешеходных переходах речь шла в серии статей " ". Здесь лишь напомню, что на водителя, который не уступил дорогу пешеходу, может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей.

    Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. Встретить её на дороге можно не часто, так же как и сами велосипедные дорожки.

    Штрафы за игнорирование этой разметки для водителей не предусмотрены, т.к. в местах пересечения велосипедной дорожки и проезжей части дорогу должны уступить водители велосипедов.

    Прочая горизонтальная разметка для информирования водителей

    Разметка 1.16.1-1.16.3 обозначает направляющие островки на дороге. Эта разметка не предъявляет к водителям никаких требований, т.е. на нее можно наезжать и не опасаться санкций со стороны ГИБДД (естественно, при этом не должны быть нарушены другие пункты ПДД).

    Наносится на полосы движения перед перекрестками и указывает разрешенные направления движения для каждой полосы.

    Особенности этой разметки:

    1. Разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы , разрешает и разворот.
    2. Разметка с изображением тупика указывает на то, что на первом пересечении проезжих частей поворот в соответствующем направлении запрещен.

    За нарушение требований разметки 1.18 на водителя может быть наложено предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

    Может применяться в двух случаях:

    • При уменьшении количества полос движения в данном направлении. В этом случае разметка указывает, что водителю следует перестроиться налево.
    • При приближении к линиям разметки 1.1 или 1.11. В этом случае водителю следует завершить обгон или прекартить его, чтобы не подвергнуться .

    Внимание! Обратите внимание, что хотя разметка 1.11 и должна предупреждать о приближении к сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, на практике она имеется далеко не всегда. А это может привести к лишению водительских прав при внезапном изменении прерывистой линии разметки на сплошную.

    Предупреждает о приближении к разметке 1.13:

    Предупреждает о приближении к разметке 1.12:

    Естественно, нарушить требования разметки 1.20 или 1.21 не представляется возможным.

    Используется для обозначения номера дороги. Она может пригодиться в том случае, если Вы движетесь по незнакомому Вам маршруту, и Вам необходимо придерживаться определенной трассы (например, "М5 Урал").

    Нарушить требования этой разметки невозможно.

    Водители и автовладельцы уже настолько привыкли к «письмам счастья», что редко даже изучают, за что выписано то или иное постановление о штрафе. Между тем не всегда такие постановления основаны на действующих правилах дорожного движения. То есть на законе.

    Многие водители получали «письма счастья» за нарушение требований разметки. Но некоторых удивили письма с необычным нарушением. А именно пункта 1.16.2 приложения 2 к правилам. Центры автоматической фиксации нарушений, у которых на вооружении есть прибор «Стрелка-СТ», активно рассылают подобные постановления. Этот прибор распространен в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.

    С одной стороны, в подобных «письмах счастья» не было бы ничего удивительного, если бы речь шла о перестроении в тоннеле или на мостах, где такой маневр запрещен правилами дорожного движения. При этом в тоннелях и на путепроводах нанесена соответствующая разметка - сплошная линия, которая в приложении 2 к правилам идет под пунктом 1.1. Она также наносится перед перекрестками. В правилах четко говорится, что ее пересекать запрещено. И если водитель ее пересек, то тем самым он нарушил требование разметки, а значит, заслуживает наказания по части первой статьи 12.16 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.

    Водители опять оказались в ситуации, когда с них требуют штраф за нарушение, которого не существует.

    Камеры в последнее время так далеко продвинулись по технологической части, что с легкостью могут выявлять и движение по обочинам, и выезд на встречную полосу, и даже нарушение требований разметки. Если бы не одно «но».

    Большое количество постановлений вынесено за то, что автомобиль пересек так называемый «направляющий островок». Эта разметка прописана в пунктах 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3 приложения 2 к правилам. Эти островки наносятся в местах разделения или слияния транспортных потоков. Например, основной поток идет прямо, но крайняя правая полоса предназначена для поворота. В этом случае на асфальте наносится такой островок. А чтобы он был приметнее, в нем по диагонали прорисованы толстые белые полосы. Так вот камеры автоматической фиксации начали выписывать штрафы водителям, которые этот островок пересекают. Штраф тот же, в соответствии с частью 1 статьи 12.16 КоАП - 500 рублей. В постановлении прямо так и написано: «Водитель в нарушение пункта 1.16.2 приложения 2 к ПДД РФ управлял транспортным средством». Но вся беда в том, что пункт 1.16.2, равно как и 1.16.1, а также 1.16.3 приложения 2 к правилам нарушить невозможно. Это просто описание соответствующей разметки. При этом нигде в правилах не указано, что ее пересекать нельзя. Ни в этих пунктах, ни в каких других. Про «сплошную линию» и «две сплошных» говорится четко: «Линии 1.1 и 1.3 пересекать запрещено». А про «островки» - ни слова. Конечно, с моральной и этической точки зрения раз эти островки нанесены, то ездить по ним нельзя. Но с формальной точки зрения правила этого не запрещают. А значит, нарушения не было. Следовательно, и штраф платить не за что.

    В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения согласились с тем, что запрета на движение по такой разметке нет.

    Притянуть сюда можно статью 9.7 правил: «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении». С другой стороны, нарушение пункта 9.7 правил - это уже другая статья КоАП с более строгой ответственностью - 1500 рублей.

    В данной ситуации водитель «строго по полосам» не двигается. Он совершает маневр «перестроение», то есть выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. В приложении 2 к правилам есть запрет на пересечение некоторых элементов горизонтальной разметки. На пересечение «островка» - нет.

    Можно ли считать этот островок не проезжей частью? Из правил этого не следует. «Проезжая часть» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Есть требование двигаться строго по полосам, и нет запрета для движения по этому островку.

    Как совершить перестроение, двигаясь строго по полосам? Правила разрешают это сделать через прерывистую линию разметки. Но не запрещают через островок. Кроме того, в правилах нигде не прописано, что на этом островке нельзя останавливаться или парковаться. Именно по этой причине многие пользуются такой возможностью.

    Исключение составляют те островки, которые относятся к перекресткам. Можно расценить стоянку на них, как стоянку именно на перекрестке, а не на разметке 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3.

    Мнения экспертов

    Сергей Смирнов, юрист, редактор журнала «За рулем»:

    Правилами дорожного движения установлен запрет на пересечение определенных линий дорожной разметки. Так, к примеру, нельзя пересекать сплошную линию 1.1 (разделяет «встречку») или двойную сплошную 1.3 (разделяет «встречку» на дорогах с четырьмя полосами и больше).

    Про запрет пересечения линий дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 (которые обозначают так называемые «островки безопасности») в Правилах дорожного движения ничего не сказано.

    В части же первой статьи 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится именно о несоблюдении требований, предписанных разметкой. А раз про пересечение островков безопасности в Правилах ничего не сказано, то и наказание за это не может быть предусмотрено. Практика привлечения водителя к ответственности за данное «нарушение» никакого законного обоснования попросту не имеет.

    Петр Шкуматов, защитник прав автомобилистов:

    В этой ситуации проблема заключается в том, что в Правилах дорожного движения не по всем пунктам есть четкое разделение на то, что можно, а что нельзя. Что называется, догадайся сам. В результате возникают спорные моменты. Конечно, по такому островку нельзя двигаться, на нем нельзя стоять, но это нигде не прописано четко. Поэтому и наказывать за такое нарушение можно, только притянув тот или иной пункт правил. А Верховный суд не раз в своих решениях указывал на то, что в постановлении должно быть четко указано, что именно нарушил водитель.