Трудовой договор с пастором местной религиозной организации. Коллективный договор

    ДОГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ

    М. ПРЕСНЯКОВ

    Священнослужители, как правило, не рассматриваются в качестве наемных работников: с ними не заключается трудовой договор и к ним не применяются положения трудового законодательства. Однако работа в религиозной организации без заключения трудового договора и оформления трудовых отношений нередко становится предметом судебных споров.

    Согласно ст. 24 Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры с работниками. Особые правила правового регулирования труда работников религиозной организации закрепляются главой 54 ТК РФ. Святейший Патриарх Алексий в своем Обращении к участникам ежегодного Епархиального собрания города Москвы 25 марта 2003 года отметил необходимость следовать положениям принятого ТК РФ и, в частности, заключить с каждым работником трудовые договоры в письменной форме. Однако при этом он отметил, что со священнослужителями и обитателями монастырей трудовые договоры не заключаются.
    Действительно, согласно Уставу Русской православной церкви (РПЦ) избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею. Священно- и церковнослужители должны выполнить условия и принять церковную присягу. Согласно письму Управления делами Московской патриархии от 11.03.98 N 1086 "в учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются". Положение священнослужителей церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций. Не оформляются трудовые договоры на тех лиц, которые добровольно, без оплаты помогают приходу, подворью, монастырю.

    Из церкви в суд

    Прецеденты, связанные с работой в религиозной организации без заключения трудового договора и оформления трудовых отношений, нередки в судебной практике.
    Так, 26 октября 2006 года Хамовнический суд г. Москвы отказал бывшей настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия монахине Елизавете (Крючковой) в иске к Московскому патриархату о восстановлении на работе, выплате заработка за вынужденный прогул и компенсации морального вреда.
    Марфо-Мариинская обитель милосердия зарегистрирована в качестве юридического лица и является согласно учредительным документам добровольным объединением сестер милосердия, оказывающих благотворительную помощь больным, сиротам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Согласно уставу обители сестры милосердия работают бесплатно.
    Монахиня Елизавета несла церковное послушание на благотворительной основе без заключения трудового договора и выплаты зарплаты; отсутствовали и другие признаки трудовых отношений. Бесплатный, благотворительный труд не регулируется ТК РФ, поскольку согласно ст. 15 данного Кодекса трудовые отношения - это отношения, основанные на выполнении работником трудовой функции за плату. В связи с этим суд посчитал, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.
    Нужно сказать, что в настоящее время, в том числе и в рядах священнослужителей, высказывается мысль о необходимости светского юридического оформления трудовых отношений со священнослужителями (Адельгейм П. Трудовой договор или крепостная зависимость // http://www.baznica.info/pagesid-4523.html). Отметим, что в последние годы участились случаи оспаривания в светском суде решений церковных властей, связанных с запретом священнику осуществлять богослужения.
    В 2003 году настоятель церкви Успения Божией Матери Андрей Берман обвинил своего иерарха в идолопоклонстве (http://religion.ng.ru/facts/2003-08-06/2_idol.html). Обвинение было вызвано тем, что митрополит Варнава присутствовал на открытии недавно воздвигнутого монумента Матери-Покровительнице в столице Чувашии и освятил так называемую Новую лестницу, которая ведет к этой статуе. Священник, клир и прихожане посчитали, что Мать-Покровительница является частью языческого чувашского культа, а их митрополит совершил акт идолопоклонства. Они объявили о разрыве евхаристического общения с правящим архиереем, которому отправили письмо с призывом покаяться.
    В ответ митрополит в соответствии с просьбой Епархиального совета освободил священника Андрея Бермана от должности настоятеля церкви Успения Божией Матери, запретил совершать службу и отправил за штат без права ношения креста и рясы. Сама церковь Успения Божией Матери передана в распоряжение Свято-Троицкого мужского монастыря. Андрей Берман обратился в суд по факту указанного запрета и отлучения от церкви Успения Божией Матери.
    Обратимся к другому случаю. В январе 2007 года клирик Вознесенского храма отец Марк подал иск в районный суд на свое епархиальное руководство (http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=11770). Отец Марк в 2004 году получил должность в епархиальном управлении с окладом в тысячу рублей, а 31 октября 2006 года его уволили по состоянию здоровья. Отец Марк является инвалидом II группы, но может служить, что он подтвердил, представив в епархию необходимые документы. В декабре ему дали другую должность (тоже с окладом). Однако два месяца выпали из трудового стажа. В суде отец Марк потребовал 2000 рублей в качестве компенсации за вынужденный прогул, возмещения морального вреда в размере 10 тысяч, судебных расходов - 300 рублей и 2000 рублей - на оплату юридических консультаций.
    А вот совсем недавний случай: 5 ноября 2009 года клирик Псковской и Великолукской епархии РПЦ МП протоиерей Павел Адельгейм обратился к митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию (Саввину) с требованием о необходимости в предусмотренный ч. 2 ст. 67 ТК РФ срок заключить с ним трудовой договор в письменной форме (http://legal-fund.livejournal.com/). В случае отказа руководства епархии исполнить требования действующего законодательства и удовлетворить заявление в течение установленного законом срока спор будет передан на рассмотрение Псковского городского суда.
    В официальном ответе Псковского епархиального управления РПЦ МП было отмечено, что согласно Уставу РПЦ избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею (п. 23 Устава РПЦ). Как следует из письма Управления делами Московской патриархии от 11.03.98 N 1086, в учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются. Аналогичное заявление содержалось в Обращении Святейшего Патриарха Алексия к участникам ежегодного Епархиального собрания города Москвы 25 марта 2003 года: "Со священнослужителями и насельниками монастырей трудовые договоры не заключаются. Положение священнослужителей Церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций. Не оформляются трудовые договоры на тех лиц, которые добровольно, без оплаты, в порядке пожертвования своим трудом помогают приходу, подворью, монастырю".

    Право, а не обязанность

    С точки зрения церковного права священнослужители (священники, диаконы) в число наемных работников не входят. В п. 2 ст. 15 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ. Однако не следует забывать, что ст. 24 Закона N 125-ФЗ закреплено право, а не обязанность религиозных организаций заключать трудовые договоры.
    По всей видимости, дальнейшее разрешение данного конфликта будет перенесено в зал суда.
    Нужно сказать, что органы государственной власти Российской Федерации занимают достаточно невнятную позицию относительно оформления трудовых отношений со священнослужителями. Между тем, например, в Украине этот вопрос получил официальное разрешение. С 1 апреля 2007 года в Национальном классификаторе Украины ("Классификатор профессий"), утвержденном Приказом Госкомпотребполитики от 26.12.2005 N 375, появились новые "профессии":
    - епископ (архиепископ, митрополит, председатель объединения, старший пресвитер) (код КП 2460);
    - миссионер (2460);
    - священнослужитель (пастор, пресвитер) (2460);
    - диакон (служитель) (3480);
    - регент (3480);
    - религиозный проповедник (евангелист, благовестник и пр.) (3480).
    И теперь в трудовой книжке служителей церкви согласно украинскому законодательству можно совершенно правомерно написать: "Принят на работу священнослужителем".
    Представляется, что подобным образом решить эту достаточно непростую проблему можно и в нашей стране. В конечном итоге священнослужитель, оставаясь духовным лицом, в миру обладает определенным правовым статусом. Вряд ли наличие трудовой книжки и договора будет идти вразрез с вопросами веры. Другое дело, что условия такого трудового договора будут достаточно специфическими.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Вопрос: ...Можно ли уволить работника религиозной организации за то, что он осуществляет деятельность, противоречащую церковным канонам или не соответствующую статусу религиозного работника, если в трудовом договоре такого основания нет? Правомерно ли предусмотреть такие основания для расторжения трудового договора с работником религиозной организации? Можно ли предусмотреть в качестве основания для увольнения нарушение церковных канонов? (Консультация эксперта, 2015)

Вопрос: Можно ли уволить работника религиозной организации за то, что он осуществляет деятельность, противоречащую церковным канонам или не соответствующую статусу религиозного работника (например, занимается предпринимательской деятельностью или участвует в театральной самодеятельности), если трудовым договором с ним такое основание не предусмотрено? Правомерно ли вообще будет предусмотреть такие основания для расторжения трудового договора с работником религиозной организации? Правомерно ли будет предусмотреть в качестве основания для увольнения работника нарушение им церковных канонов?

Ответ: Уволить работника религиозной организации за то, что он осуществляет деятельность, не соответствующую статусу религиозного работника, если трудовым договором с ним такое основание для расторжения трудового договора не предусмотрено, нельзя. В трудовом договоре с работником религиозной организации можно предусмотреть такие основания для расторжения трудового договора, как занятие деятельностью, противоречащей церковным канонам. Однако такие основания целесообразнее предусматривать для трудовых договоров со священнослужителями. В отношении же иных работников религиозной организации, не связанных по своим служебным обязанностям с осуществлением религиозных обрядов, подобные основания могут быть уже квалифицированы как дискриминация. Таким образом, при установлении вышеописанных оснований для расторжения трудового договора необходимо не допускать дискриминации.

Обоснование: Согласно ст. 15 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

В связи со специфичностью деятельности религиозных организаций особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с их работниками были выделены в отдельную гл. 54 Трудового кодекса РФ.

Статьей 343 ТК РФ предусмотрено, что права и обязанности сторон трудового договора определяются в трудовом договоре с учетом особенностей, установленных внутренними установлениями религиозной организации, которые не должны противоречить Конституции РФ, ТК РФ и иным федеральным законам.

Частью 3 ст. 344 ТК РФ предусмотрено включение в трудовой договор в соответствии с ТК РФ и внутренними установлениями религиозной организации условий, существенных для работника и для религиозной организации как работодателя. Так, например, в трудовой договор может быть включено условие об обязанности работника соблюдать вероучительные нормы в отношении поведения, одежды, соблюдать требования устава религиозной организации.

Согласно ст. 347 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с работником религиозной организации может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Сроки предупреждения работника религиозной организации об увольнении по основаниям, предусмотренным трудовым договором, а также порядок и условия предоставления указанным работникам гарантий и компенсаций, связанных с таким увольнением, определяются трудовым договором.

Таким образом, трудовым договором с работником религиозной организации могут быть предусмотрены особые обязанности работника, а также особые основания для его расторжения, не установленные ТК РФ. Дополнительными к предусмотренным ТК РФ основаниям для расторжения трудового договора с работником религиозной организации могут стать, например, допущение работником богохульства, нарушение устава религиозной организации, нарушение внутренних установлений церкви, неуважительное отношение к религиозным святыням, невыполнение конкретных положений внутренних установлений религиозной организации, нетерпимость, проявленная работником в отношении прихожан, смена настоятеля прихода и пр.

При установлении указанных условий следует, однако, помнить о двух факторах:

Различие в требованиях и строгости по отношению к священнослужителям и работникам религиозных организаций, непосредственно не участвующих в осуществлении религиозных обрядов (бухгалтер религиозной организации, дворник, садовник и пр.);

Недопустимость дискриминации при установлении в трудовом договоре оснований его расторжения. Статья 3 ТК РФ запрещает ограничение трудовых прав и свобод в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В то же время этой же нормой сделано исключение: не является дискриминацией ограничение прав работников, которое определяется свойственными данному виду труда требованиями.

Таким образом, уволить работника религиозной организации за то, что он осуществляет деятельность, не соответствующую статусу религиозного работника, если трудовым договором с ним такое основание не предусмотрено, нельзя. Увольнение работника по инициативе работодателя без наличия на то законного основания незаконно. В трудовом договоре с работником религиозной организации можно предусмотреть такие основания для расторжения трудового договора, как занятие деятельностью, противоречащей церковным канонам, поведение вопреки требованиям устава религиозной организации, богохульство.

Церковные каноны - основные церковные правила, определяющие порядок жизни Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни верующих). В Русской Православной Церкви все каноны издаются в "Книге правил". В отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни. Так, например, именно исходя из канонов клирикам и монахам под угрозой анафемы запрещено вступать в воинскую службу или в мирской чин, клирикам - судиться в светских судилищах. С учетом положений ст. ст. 343 , 344 , 347 ТК РФ в трудовом договоре с работником религиозной организации можно предусмотреть такое основание для увольнения, как совершение действий, поступков, противоречащих церковным канонам. И если предпринимательская деятельность или участие в театральной самодеятельности будут запрещены церковными канонами, то это будет являться основанием для увольнения работника.

ПЕРЕЧЕНЬ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

обязательно

1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ)

2. Штатное расписание (постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1)

3. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (по­становление МТиСР РФ от 10.10.03 № 69)

4. Должностные инструкции по каждой должности в соответствии со штатным расписанием — Единый тарифно-квалификационный спра­вочник

5. Положение о персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ)

6. Журнал инструктажа (ознакомления с инструкциями) (раздел X ТК РФ)

7. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1) Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.04 № 98-ФЗ»0 коммерческой тайне»)

8. Трудовой договор (ст. 16, 56, 67 ТК РФ)

9. Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (ст. 68 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1)

10. Личная карточка работника (постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1) Трудовая книжка (правила оформления) (ст. 66 ТК РФ, поста­новление Правительства РФ от 16.04.03 № 225 «О трудовых книжках», постановление МТиС]Р РФ от 10.10.03 № 69)

11. Договоры о полной материальной ответственности (приложения № 2 и 4 к постановлению МТиСР РФ от 31.12.02 № 85

12. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1))

13. Заявление работника о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты (ст. 128 ТК Рф)

14. Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ст. 91 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1)

обязательно при определенных условиях

1. График сменности (ст. 103 ТК РФ) обязательно при наличии сменной работы.

2. Положение об оплате труда, премировании и материальном сти­мулировании работников (раздел VI ТК РФ) — обязательно, если вопро­сы оплаты труда не отрегулированы в трудовых договорах.

не обязательно

1. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ)

2. Инструкции по охране труда по профессиям (раздел X ТК РФ)

3. Журнал прохождения работниками обязательного медицинско­го освидетельствования (ст. 69 ТК РФ)

4. Коллективный договор (соглашение) (глава 7 ТК РФ)

Правила внутреннего трудового распорядка

Личные кадровые карточки

Трудовые договора, трудовые книжки

Должностные инструкции

В настоящее время церковь оформляет трудовые отношения с бухгалтерами, уборщиками, секретарями и некоторыми другими специалистами. Однако многие духовные лица сейчас служат безвозмездно. В июне 2013 года вступили в силу поправки в Закон о свободе совести, которые предписывают религиозным организациям заключать трудовые договоры со своими работниками. Поскольку эта тема изучена мало, на практике возникает много вопросов. В каких случаях религиозная организация должна заключить с сотрудником трудовой договор? Какие условия он может содержать? Как внести запись в трудовую книжку?

Когда религиозная организация обязана заключить трудовой договор

По закону обязанность заключения трудовых договоров с сотрудниками возложена только на религиозную организацию, под которой понимают добровольное объединение граждан в целях совместного исповедания и распространения веры, зарегистрированное в качестве юридического лица (ч. 1 ст. 8 Закона о свободе совести). Религиозные группы и другие объединения могут не оформлять трудовые отношения с гражданами.

Религиозная организация не обязана заключать трудовой договор с каждым лицом, которое фактически допущено к работе с ведома или по поручению работодателя. Многие паломники, которые приезжают в монастырь, должны жить по его режиму и правилам, выполнять порученную работу, осуществлять обряды. При этом такие действия с их стороны являются бескорыстными и не требуют никакой оплаты или предоставления каких-либо благ, кроме крова и еды. Аналогичным образом оценивается труд волонтеров и добровольцев на безвозмездной основе в церковных приходах.

Что касается трудового договора, то религиозная организация должна заключать его с конкретными лицами только в тех случаях, когда это предусмотрено ее уставом . Чаще всего трудовые отношения оформляются с бухгалтером, заведующим складом, водителем, помощником по хозяйству, священнослужителем, осуществляющим обряды, а также иными лицами, которые на постоянной основе выполняют определенную трудовую функцию (абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ).

Для выполнения эпизодических реставрационных, ремонтных и иных работ заключайте с их исполнителями гражданско-правовые договоры

Что включить в трудовой договор

Договор (образец ниже) должен содержать все обязательные условия , предусмотренные статьей 57 Трудового кодекса. В нем необходимо указать место работы, трудовую функцию сотрудника, дату начала работы, срок действия договора (если он срочный), условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, характер работы и условие об обязательном социальном страховании работника.

В то же время трудовой договор с сотрудником религиозной организации может учитывать особенности , установленные главой 54 Трудового кодекса (схема ниже). Например, он может содержать условие о заключении с работником договора о полной материальной ответственности. Причем работодатель может заключать его в соответствии с перечнем, определенным внутренними установлениями религиозной организации (ст. 346 ТК РФ).

Помимо этого, религиозные организации могут определять условия деятельности священнослужителей и других церковных работников с учетом своих внутренних установлений, требований Устава РПЦ и собственного устава. Они вправе предъявлять требования к сотрудникам в части религиозного образования, закреплять специфические обязанности работников, предусматривать дополнительные основания прекращения трудового договора. К последним могут быть отнесены: изменение вероисповедания, совершение аморального поступка, порочащего звание священнослужителя, неподчинение распоряжениям старшего по иерархии, неисполнение религиозных обрядов и проч.

В разделе «Кадровые документы»

вы найдете образец: трудовой договор с сотрудником религиозной организации (help.kdelo.ru/vk/item45144)

Какой договор выбрать – срочный или бессрочный

Религиозные организации могут по соглашению сторон заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (ч. первая ст. 344 ТК РФ). Такая возможность предусмотрена частью второй статьи 59 Трудового кодекса и относится к иным случаям оформления трудовых отношений на определенный срок. Тем не менее в конечном итоге выбор характера договора зависит от результатов договоренности между работником и работодателем.

Внимание!

Сотрудник может привлекаться к сверхурочной работе, а также работе в выходные и нерабочие праздничные дни только с его письменного согласия
(ч. вторая ст. 99 , ч. вторая ст. 113 ТК РФ)

Как внести запись в трудовую книжку

Любой работодатель должен вести трудовые книжки на каждого сотрудника, который проработал у него свыше пяти дней, если работа для него является основной (ч. третья ст. 66 ТК РФ). Это касается и некоммерческих организаций, в том числе религиозных. Поэтому если с сотрудником оформляются трудовые отношения, то должна быть внесена запись в трудовую книжку (образец ниже).

Это необходимо в том числе для того, чтобы священнослужитель или иной церковный работник мог подтвердить свой стаж при оформлении пенсии 1 .

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Наталия ПЛАСТИНИНА,

юрисконсульт ОАО «Альфа-банк» (г. Саратов):

– Далеко не все религиозные объединения обязаны заключать трудовые договоры с физическими лицами. Это должны делать только те организации, которые имеют статус юридического лица. При этом необходимость оформления трудовых отношений с сотрудниками должна быть предусмотрена уставом религиозной организации.

Алена ШЕВЧЕНКО,

редактор-эксперт журнала «Кадровое дело»:

– На сотрудников религиозной организации, оформленных по трудовому договору, распространяются нормы трудового законодательства. Священнослужители и церковные работники подлежат обязательному социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Документы в тему
Документ Поможет вам
Глава 54 ТК РФ Разобраться в особенностях трудовых отношений с сотрудниками религиозной организации
Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» (далее – Закон о свободе совести) Узнать о дополнительных гарантиях труда священнослужителей и других церковных работников
Устав Русской Православной Церкви, принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. (далее – Устав РПЦ) Понять иерархическую структуру управления Русской Православной Церкви и порядок оформления трудовых отношений с сотрудниками епархиальных учреждений, приходов и монастырей

1 Разъяснения о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2004 г. № 280.

В качестве жертвователя храму или церкви могут выступать как физические, так и юридические лица. Запрет на совершение пожертвования в пользу религиозной организации установлен в отношении малолетних и недееспособных лиц (п. 1 ст. 575 ГК).

В каких случаях необходима письменная форма договора пожертвования храму или церкви

Обремененность пожертвования целевым общеполезным назначением в случае его определения жертвователем как первостепенного мотива совершения пожертвования изначально требует письменного закрепления . Такой вывод связан с тем, что нарушение такого назначения, согласно п. 5 ст. 582 ГК , влечет возможность наступления крайне существенных правовых последствий для обеих сторон сделки.

Отсутствие письменного обличения создает для жертвователя препятствия в реализации его прав на контроль над соблюдением такого назначения и, более того, на возможность отмены сделки. Поэтому в случае пожертвования в пользу храма или церкви имущественного блага (денежных средств) стоимостью выше 3 тыс. рублей целесообразно всегда оформлять договор в письменную форму .

Однако, с точки зрения законности, письменная форма является обязательной лишь в исключительных случаях , определенных ст. 574 ГК .

  1. При пожертвовании недвижимости . Порядок государственной регистрации прав на нее требует предоставления письменного договора, являющегося основанием перехода права собственности.
  2. При пожертвовании юр. лицом суммы, превышающей 3 тыс. рублей . Согласно ст. 161 ГК , любая сделка юр. лица требует письменного обличения.
  3. При обещании пожертвования в будущем . Кроме обличения, такой договор требует конкретизации пожертвования и четкого выражения намерений совершить его в будущем.

К сведению

Кроме указанных случаев, письменная форма потребуется при необходимости нотариального оформления (ст. 45 Основ законодательства о нотариате ). Оно, однако, вовсе не является обязательным, но может совершаться по волеизъявлению на то религиозной организации и жертвователя.

Нарушение обязательной письменной формы в случаях, определенных ст. 574 ГК , влечет ничтожность заключенного договора. Что касается нотариального оформления, то оно попросту невозможно. Кроме того, отметим, что договор пожертвования в пользу церкви или храма не требует государственной регистрации.

Христианская церковь адвентистов 7-го дня собирала добровольные пожертвования со своих прихожан. Один из прихожан, гражданин Л., в качестве пожертвования передал церкви 50 тыс. рублей, не указывая конкретного целевого назначения. На собранные с пожертвований средства, не скрывая этого, церковь изготавливала предметы одежды, после чего продавала их, в том числе и своим прихожанам, в прицерковном магазине. Узнав об этом факте, Л. был возмущен, вследствие чего резко изменил свое отношение к исповедуемому учению и, будучи профессиональным адвокатом, решил отменить совершенное им ранее пожертвование, для чего подал иск в суд.

В судебном процессе Л. утверждал, что, согласно ст. 582 ГК , совершенное им пожертвование в пользу церкви было обусловлено ее уставными целями - распространение христианских идей, проведение богослужений, миссионерская деятельность, благотворительность, воспитание молодежи, помощь малоимущим прихожанам и т.д. Изготовление же одежды и ее продажа являлись коммерческой деятельностью, что противоречило сущности церкви и общеполезности, на которую он и совершал пожертвование. В связи с этим и на основании п. 5 ст. 582 ГК , он просил отменить дарение и возместить его ущерб.

Представитель церкви в свою очередь утверждал, что совершаемая ими на пожертвования коммерческая деятельность была направлена на достижение исключительно уставных целей - со средств, вырученных с продажи предметов одежды, церковь ежедневно предоставляла бесплатные обеды более 150 их малоимущим прихожанам. Что касается самого ведения коммерческой деятельности в церкви, то она осуществлялась в соответствии со ст. 23 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которая позволяет такую деятельность. Таким образом, общеполезность использования пожертвования имела место, в связи с чем представитель церкви возражал против его отмены.

На основании вышеизложенного, суд принял решение отказать Л. в его исковых требованиях и признать такое использование пожертвованных средств в рамках уставных уцелей религиозной организации.

Содержание договора пожертвования храму или церкви

Заключение

Любая религиозная организация, согласно п. 1 ст. 582 ГК , может принимать в свою пользу пожертвования.

Жертвователями в пользу церкви могут выступать любые юр. и физ. лица, кроме малолетних и недееспособных .

Пожертвование, совершенное в пользу храма или церкви, может иметь установленное жертвователем целевое назначение, по которому оно должно использоваться.

При отсутствии назначения церковь должна использовать имущество в своих общеполезных уставных целях.

Пожертвование в пользу церкви всегда имеет безвозмездный характер , предоставление взамен него каких-либо вещей незаконно, что делает сделку ничтожной.

Пожертвование в пользу религиозной организации может совершаться устно, кроме исключений, определенных в ст. 574 ГК .

Жертвователь имеет полное право проверять порядок использования церковью или храмом переданного им в качестве пожертвования имущества.

Церковь обязана вести обособленный учет использования пожертвованных денег и другого имущества.

При нарушении целевого назначения жертвователь и его правопреемники имеют право отменить пожертвование в пользу храма или церкви, которая совершается в судебном порядке.

Отмена пожертвования предполагает возврат религиозной организацией всего сохранившегося из благ жертвователю или возмещение его стоимости на момент передачи.

Консультация юриста

Моя дочь является послушницей Церкви Христиан Веры Евангельской. Туда же уже более 2-х лет водит мою 11-летнюю внучку. До того как она начала водить туда внучку, я оформила на девочку дарственную, по которой передала ей квартиру в которой мы живем (чтоб она не досталась дочери и та не передала ее церкви). Однако совсем недавно я узнала, что поскольку дочь является законным представителем внучки, то может совершать сделки от ее лица. Так буквально на днях она сообщила мне, что намерена от лица дочери пожертвовать нашу квартиру в пользу своей церкви. Подскажите, как этого не допустить?

Ваша внучка, являющаяся собственницей квартиры, согласно ст. 28 ГК РФ , является малолетним лицом, ваша дочь - ее законным представителем, который совершает от ее лица сделки. Согласно