Декларация пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности организации: образец

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона .

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Зачем нужна и что это такое

– это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон “Технический регламент о требованиях ПБ”).

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.

Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

  • направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
  • направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Декларация пожарной безопасности – важный документ, гарантирующий, что объект капитального строительства или его часть соответствуют нормам ПБ. Рассмотрим правила ее составления и предоставления в Госпожнадзор.

Из этой статьи вы узнаете:

Зачем нужна декларация пожарной безопасности, и что это такое

Определение

Всё необходимое – в подготовленном экспертами

ДПБ, как форма отчетности, была введена в 2008 году, однако за минувшее десятилетие еще не стала привычной формой, ведь на практике она требуется не всегда.

Кому и в каких случаях нужно разрабатывать декларацию

Объектом декларирования является объект капитального строительства или его отдельная часть (сооружение, помещение и т.д.). Однако не на каждое здание необходимо подавать ДПБ.

Исключения составляют:

  • Временные постройки и сооружения типа гаражей, навесов и киосков.
  • Детские сады, больницы, учреждения для престарелых граждан и инвалидов.
  • Малоэтажные (до 3 этажей) дома, а также нежилые здания той же высоты и общей площадью до 1500 кв.м, за исключением .

Впрочем, и в этих ситуациях может потребоваться ДПБ, если будут рассчитываться пожарные риски или здание страхуется от пожара.

Декларация предоставляется в территориальный орган Государственного пожарного надзора и проверяется им.

Обязанность организовать процедуру оформления декларации пожарной безопасности лежит на собственнике объекта.

Что ДПБ должна содержать

Форма заполнения ДПБ дана в Приложении к (ред. от 21.06.2012) «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

О том, как правильно рассчитываются все пожарные риски,

Заполнять данный раздел следует не каждой организации: в этом нет необходимости, если здание стало эксплуатироваться до начала действия Федерального закона от 22 июля 2008 г. или в том случае, если исполнены требования технических регламентов и других нормативных документов по пожарной безопасности.

Обратите внимание: если ДПБ не содержит расчет пожарного риска, составить декларацию можно силами предприятия. Обычно руководитель поручает это сделать специалисту по пожарной безопасности или ответственному сотруднику. Заполнение ДПБ в таком объеме не требует услуг аккредитованной организации, достаточно четко соблюдать форму.

Раздел 2 , в котором собственник здания оценивает возможный ущерб от пожара имуществу, принадлежащему третьим лицам.

Сумма проставляется в рублях. Если в здании нет арендаторов и выполнены все требования по расстояниям между рядом стоящими сооружениями, её можно оценить как «ноль». Если здание застраховано, то необходимо привести полные реквизиты подтверждающих документов.

Раздел 3 , предназначенный для перечня нормативной документации и федеральных законов, требования которых обеспечены на данном объекте.

Куда и как нужно представить ДПБ

ДПБ заполняется по форме и направляется в территориальный орган Госпожнадзора . Если выбран бумажный носитель – отправляется по почте, если электронный – через соответствущие сайты МЧС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг , на которых предусмотрен вариант пошагового заполнения декларации.

После этого в течение трех дней данный документ проверяется, вносится в перечень, ему присваивается соответствующий регистрационный номер, о чем сообщается декларанту.

Отказ в регистрации ДПД может последовать в случаях, если указанные сведения не подтвердились, у объекта сменился собственник или изменилась техническая часть объекта.

Ответственность за отсутствие декларации

ДПБ необходимо предоставлять всем организациям, владеющим зданиями либо вводящим в эксплуатацию объекты капитального строительства (кроме указанных выше исключений). Если это не будет сделано вовремя или выполнено с нарушениями, то повлечет, как минимум, административную ответственность согласно .

Внимание, штраф!

Штрафы за отсутствие либо ложную информацию в ДПБ:

    Для ИП – от 1000 до 1500 р.

    Для должностных лиц – от 6000 до 15 000 р.

    Для организаций сумма штрафа еще выше – от 150 000 до 200 000 р.

Однако это еще не все. Если на объекте случится возгорание и пострадают люди, за неправильную или несданную ДПД наступает уголовная ответственность ().

За тяжелые повреждения здоровья лицо, нарушившее пожарную безопасность, будет наказано штрафом до 80 000 руб. либо на сумму полугодового дохода, или будет лишено свободы на срок до 3 лет, причем этому сопутствует дальнейшие ограничения по работе на определенных должностях.

В случае гибели при пожаре третьих лиц ответственный сотрудник будет отправлен в «места не столь отдаленные» на срок до 5 лет с тем же запретом на некоторые должности или деятельность.

Обязанностью владельцев объектов капитального строительства является уведомление государственных органов, ответственных за противопожарный мониторинг, об уровне пожарной безопасности помещений. Для этого составляется соответствующий документ – декларация пожарной безопасности. Без этого документа не вводится в эксплуатацию ни одно капитальное строение.

Составление деклараций должно происходить в соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ («Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») и приказом МЧС России №91 («Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»).

Согласно данным документам, декларация должна составляться на все объекты капитального строительства, для которых предусмотрено прохождение процедуры государственной экспертизы. Это могут быть жилые дома, гостиницы, детские сады, школы, больницы, театры, спортивные комплексы, административные здания, складские помещения и другие объекты.

Составление декларации возможно как для всего объекта, так и для отдельных строений, входящих в его состав.

Кроме того, декларация составляется в отношении реконструируемых и проектируемых зданий (в данном случае составлением декларации занимается застройщик или проектировщик).

Не подлежат декларированию следующие помещения:

  • объекты индивидуальной застройки;
  • нежилые здания до двух этажей, площадь которых менее 1500 кв. м;
  • многоквартирные дома высотой менее трех этажей.

Декларации оформляются по унифицированным формам, содержащимся в приложениях к приказу МЧС №91. Для каждого объекта капстроительства предусмотрен свой образец, в зависимости класса пожароопасности здания.

Декларация представляет собой многостраничный документ, содержащий:

  • титульный лист – с указанием информации о территориальном отделе ГПН МЧС России, номером документа и датой регистрации;
  • сведения об организации, подающей декларацию – реквизиты, контактные данные, сфера деятельности, основания для декларирования;
  • оценку пожарных рисков – с указанием сведений о допустимых показателях уровня пожароопасности для объекта; информация не заполняется, если здание построено с учетом всех требований проектной декларации, при этом заполнение раздела является обязательным для производственных зданий и строений, не соответствующих нормам безопасности;
  • оценку возможного ущерба от пожара третьим лицам – с указанием сумм ущерба; информация заполняется, если на территории здания имеется имущество третьих лиц, которое может пострадать во время пожара;
  • обеспечение требований пожарной безопасности – с указанием перечня всех законодательных и нормативно-правовых актов, требования которых неукоснительно соблюдаются на объекте капстроительства.

Учитывая сложность заполнения документа, часто к этому процессу привлекаются сторонние организации, но составление декларации возможно и собственными силами. Образцы документов можно скачать у нас на сайте.

Декларация подписывается собственником помещения или лицом, обладающим правом пожизненного владения, оперативного управления объектом либо владеющим помещением на другом законном основании. Если объект только проектируется или строится, свою подпись в документе ставит проектировщик или застройщик.

Процедура подачи декларации

Декларация пожарной безопасности объекта предоставляется в двух экземплярах в орган ГПН МЧС РФ.

Соответствие декларации утвержденным формам проверяется в течение пяти рабочих дней. Если с декларацией все в порядке, принимается решение о соответствии документа всем требованиям с последующим присвоением регистрационного номера. Если же в декларации выявлены несоответствия, документ возвращается составителю с указанием причин возврата.

Наиболее распространенными причинами для отказа в регистрации декларации являются следующие:

  • документ не соответствует форме, утвержденной приказом МЧС №91;
  • без обоснований не заполнен первый раздел декларации;
  • документ содержит некорректные данные;
  • не приложена копия договора страхования объекта либо отчет об оценке пожарного риска (если величина риска указана);
  • документ не подписан составителем или не скреплен печатью организации.

При получении отказа в регистрации декларации документ необходимо переделать с учетом замечаний, и повторно подать на регистрацию.

Декларация является бессрочной, за исключением случаев, когда происходит смена собственника помещения, выполняется его капительный ремонт, перепланировка либо реконструкция. В этих случаях в существующую декларацию вносятся изменения или же составляется новый документ.


Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты

1. Административное здание – II степени огнестойкости, трехэтажное. Класс функциональной пожарной опасности – Ф 4.3., что соответствует требованиям Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*) и Строительных норм и правил «Общественные здания административного назначения» (СНиП 31-05-2003).

2. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03):

Приказом установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим;

Приказом назначены лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности;

Разработана инструкция о мерах пожарной безопасности;

На каждом этаже на видных местах вывешены планы эвакуации людей, разработанные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002;

С работниками проводится противопожарный инструктаж при приеме на работу, а также 2 раза в год;

Ответственные за обеспечение пожарной безопасности прошли обучение по программе пожарно-технического минимума;

Не реже 1 раза в полугодие проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;

Чердак, венткамеры и другие технические помещения не используются для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

Изменений объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией) не производилось;

На окнах и приямках у окон подвалов отсутствуют глухие решетки (на окнах кабинетов 1-го этажа установлены распашные решетки);

В лестничных клетках и поэтажных коридорах отсутствуют кладовые, под лестничными маршами и на лестничных площадках не хранятся вещи, мебель и другие горючие материалы;

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крыше здания содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаются эксплуатационным испытаниям;

Двери чердачных помещений и подвала, закрыты на замок. На дверях указанных помещений имеется информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, и подвалов остеклены и постоянно закрыты;

Деревянные конструкции чердака обработаны огнезащитным составом. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) проверятся два раза в год с составлением акта.

3. Места размещения средств пожарной безопасности, специально оборудованные места для курения, эвакуационные выходы обозначены знаками пожарной безопасности в соответствии Нормами пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» (НПБ 160-97) и ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

4. Административное здание оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) и Нормами пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001). Сигнал о пожаре выведен в помещение с круглосуточным пребыванием людей.

5. Административное здание оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 3-го типа в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03*).

6. В соответствии с ППБ 01-03 заключен договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт АУПС и СОУЭ с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

7. Здание обеспечено первичными средствами пожаротушения в соответствии с ППБ 01-03. Огнетушители содержаться в соответствии и Нормами пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (НПБ 166-97). Огнетушители промаркированы, на них заведены паспорта, заведён журнал учёта наличия, проверки и состояния первичных средств пожаротушения.

8. Наружное противопожарное водоснабжение здания обеспечивается от двух пожарных гидрантов, установленных на кольцевой водопроводной сети диаметром 150 мм по ул. Солнечной на расстоянии 25 м и 60 м от здания.

9. Здание оборудовано внутренним противопожарным водопроводом в соответствии со Строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*). Число струй и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение на одну струю приняты: 1 струя с расходом 2,5 л/сек. Количество пожарных кранов в здании 6 шт. Противопожарный водопровод проверяется на работоспособность не реже 2-х раз в год организацией, имеющей лицензию. Водопровод находится в исправном состоянии и обеспечивает требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в соответствии со СНиП 2.04.01-85*.

10. Противопожарные расстояния до соседних зданий и сооружений соответствуют требованиям Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*).

В соответствии с ППБ 01-03 территория здания, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п. Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями не используются под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, всегда содержаться свободными для проезда пожарной техники, в исправном состоянии, а зимой очищаются от снега и льда.

11. Отопление здания центральное водяное. Вентиляция механическая, приточно-вытяжная, а также вытяжная с естественным побуждением. Принятые решения соответствуют СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Системы отопления и вентиляции содержаться в соответствии с ППБ 01-03.

12. Объемно-планировочные и конструктивные решения, количество и размеры эвакуационных выходов соответствуют требованиям Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*) и Строительных норм и правил «Общественные здания административного назначения» (СНиП 31-05-2003). В соответствии с п. 6.13* СНиП 21-01-97* с каждого этажа имеется два эвакуационных выхода. В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97* ширина каждого эвакуационного выхода в свету составляет 1,2 м и высота каждого эвакуационного выхода в свету составляет 1,9 м. Двери эвакуационных выходов открываются по направлению выхода из здания. Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.

Мероприятия по ограничению распространения пожара за пределы очага соответствуют требованиям СНиП 21-01-97*.

13. Пути эвакуации, эвакуационные выходы содержаться в соответствии с ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97*. Эвакуационные пути и выходы не загромождаются. Эвакуационные выходы, при нахождении людей в здании, закрываются на запоры, обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для отделки стен, потолка, пола на путях эвакуации применены материалы, которые соответствуют требованиям ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97*, а именно:


  • для отделки стен в общих коридорах, лестничных клетках применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки потолка в общих коридорах, лестничных клетках применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки пола в общих коридорах применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки стен актового зала применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки потолка в актовом зале применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки пола в актовом зале применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………).
14. Монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ПУЭ, ПТЭЭП).

Замеры сопротивления изоляции электропроводки проводятся 1 раз в 3 года.

В соответствии с п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации электроустановок используются приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей. Запрещено использовать приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.

Светильники эксплуатируются с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Не используются электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройства тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

Не применяются нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, не используются некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

У электрощитов и пусковой аппаратуры не складируются горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

15. На объекте имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

………………….

………………….

(В разделе указывается перечень выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных

документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты)

Из этой статьи вы узнаете, кому нужна декларация пожарной безопасности 2019 г и кому она не нужна; как составляется декларация пожарной безопасности (приводится образец); как регистрируется декларация, и как долго она действует; какие данные вносятся в реестр и предоставляются МЧС по запросу.

Форма декларации пожарной безопасности
Приказ 91 МЧС «Декларация пожарной безопасности»
Разработка пожарной декларации с регистрацией в МЧС

С мая 2009 г. у субъектов хозяйствования появилась возможность оценивать соответствие параметров объектов капстроительства требованиям пожарной безопасности (ПБ).

Им было дано право подавать в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) декларацию пожарной безопасности с характеристиками объектовых построек, и мерами, которые предпринимаются, чтобы добиваться на их территории нормативных значений величины пожарного риска (ПР). МЧС принимает и регистрирует декларацию. И эта информация заявителя в любое время верифицируется в ходе противопожарной проверки.

Кому нужна декларация пожарной безопасности в 2019 г.?

По введенной в действие приказом 91 МЧС форме декларация пожарной безопасности составляется для:

  • заведений здравоохранения (амбулаторий и стационаров);
  • зданий, которым присвоен класс пожарной опасности на уровне Ф1.1;
  • объектов капстроительства , требующих проведения госэкспертизы по градостроительным нормам. Об исключениях из этого пункта мы поговорим ниже;
  • корпусов интернатов для детей, школ, лагерей отдыха, детских садов, в которых находятся спальни;
  • заведений по уходу за престарелыми гражданами, которые организованы по неквартирному типу.

Декларация пожарной безопасности: кому она не нужна в 2019 г.?

МЧС установило, что декларация пожарной безопасности (бланк приводится в приказе 91), не нужна для отдельных 1-3-этажных домов:

  • в которых проживает одна семья;
  • состоящих максимум из 10 жилых блоков (блокированная застройка) при условии выполнения таких требований:
    • в каждом отдельном блоке проживает одна семья;
    • у жилых блоков есть общие стены либо они располагаются впритык, между ними нет проемов;
    • здание построено на отдельном участке земли;
    • жильцы беспрепятственно выходят из здания на общую территорию.
  • которые состоят из 1-4 блок-секций, состоящих из нескольких квартир с общими помещениями. При этом все блок-секции должны быть снабжены отдельными подъездами, которые дают возможность жильцам свободно выходить на общую территорию.

и для 1- и 2- этажных отдельно стоящих зданий и сооружений:

  • не приспособленных для жилья и работ по производству какой-либо продукции;
  • предназначенных для ведения производственной деятельности, при этом для них установление границ санитарных зон не требуется вообще, либо эти зоны установлены, а их пределы ограничены границами участков, где располагаются строения;
  • не имеющих особо опасных свойств;
  • не являющихся уникальными;
  • не относящихся к технически сложным;
  • имеют общую площадь до 1,5 тыс. кв. м.

Декларация пожарной безопасности: образец

Бланк действующей декларации пожарной безопасности утвержден приказом № 91 МЧС еще в 2009 г., и с тех пор он не менялся. Этим же документом утверждены порядок регистрации декларации в МЧС, условия и срок ее действия.

Образец формы декларации пожарной безопасности можно скачать вначале этой статьи.

Как заполнять декларацию пожарной безопасности (образец порядка заполнения)?

Требования к содержанию декларации пожарной безопасности изложены в ст. 64 ФЗ-123. В ней должны содержаться:

  • данные разработчика;
  • контактная информация декларанта;
  • фактическое местонахождение здания, сооружения;
  • название объекта – полный + сокращенный варианты;
  • назначение объекта декларирования;
  • номер налогоплательщика;
  • реквизиты страховых документов;
  • нормативная документация, на основании которой организуется объектовая ПБ;
  • оценка ПР объекта, мероприятия, предназначенные для поддержания его на нужном уровне;
  • оценка размеров потерь, которые могут понести третьи лица в результате пожара на декларируемом объекте;
  • сведения относительно лица, которое владеет объектом капстроительства (декларанта).

Главные моменты составления декларации пожарной безопасности по приказу 91 МЧС:

  1. Документ составляет и отправляет на регистрацию владелец здания, сооружения, постройки, его управляющий либо другое уполномоченное лицо. Оно отвечает за правильность, достаточность и правдивость показанных данных.
  2. Документ можно составлять один на весь объект, либо на каждое строение либо здание отдельно.
  3. При формировании документации на объекты капстроительства, которые еще только проектируются, регистрация проводится до начала процедуры ввода в эксплуатацию. Противопожарным декларированием занимается проектировщик либо сотрудники застройщика.
  4. К заполненной декларации следует прикладывать расчет ПР (если он производился) и заверенную копию страхового договора или полиса (если он есть).
  5. Для объектов капстроительства, использование которых стартовало в то время, когда техрегламент по требованиям ПБ еще не действовал (до 2008 г.), ПР не рассчитывается.
  6. Заполненный документ отправляется удобным для его составителя способом в МЧС. Это можно делать по почте – распечатать 2 экземпляра, один из которых потом вернется обратно. Либо лично привезти куратору документ на электронном носителе. Либо переслать ее по e-mail, через «Единый портал», сайты территориальных подразделений МЧС.

Документы на объекты, которые находятся более чем в одном округе, следует отсылать или привозить в ГПН МЧС РФ.

После того, как в составе задекларированного объекта произошли важные с точки зрения противопожарного режима изменения, в документ нужно внести соответствующие правки. Они являются дополнениями к существующему документу, но не отменяют его. Регистрация дополнений производится так же, как первичного документа. Если что-то поменялось существенно, то декларацию придется составлять заново. Как поступить – переделывать документ полностью или дополнить его, лучше всего проконсультироваться у куратора в МЧС.

Регистрация декларации пожарной безопасности образца 2019 г.

На проверку и обработку полученного документа сотрудникам МЧС выделено 5 рабочих дней. При этом проверяется только соответствие заполнения документа законодательным требованиям. Достоверность внесенной в документ информации проверяется в ходе проверок на объекте.

Правильно заполненной декларации во время регистрации присваивается уникальный 15-значный номер, символы которого разбиваются на 3 части:

  • первые 8 цифр (2+3+3) – это коды населенного пункта, в пределах которого проведено (или планируется) соответствующее капстроительство, и соответствующего субъекта РФ. Когда объекты находятся одновременно в нескольких субъектах РФ, то в начальной части номеров их коды пишутся в колонку;
  • следующие 2 буквы – это индекс органа МЧС, ответственного за регистрацию документа;
  • оставшиеся 5 цифр – это порядковый номер непосредственно декларации в перечне.

Обратите внимание: части номера документа отделяются друг от друга тире, а группы цифр в первой его части – пробелами. Документы регистрируются по «сквозным» номерам, поэтому регистрировать их «задним числом» не получится.

  • При правильном заполнении декларации после присвоения порядкового номера и внесения ее в реестр МЧС в течение 3 дней направляет декларанту 1 экземпляр документа приемлемым для обеих сторон способом.
  • При неправильном заполнении декларации МЧС отправляет ее обратно, перечисляя повлекшие отказ причины в письменном виде. После устранения несоответствий документ можно подавать на регистрацию заново.

Ответственные сотрудники МЧС формируют списки деклараций на бумаге и электронном виде. Они пополняются новыми данными в течение того же рабочего дня, когда документу был присвоен регистрационный номер. Ответственным за ведение реестра лицам разрешается вносить данные только в электронной форме при одновременном выполнении 2 условий:

  1. дубликат информации каждый день сохраняется на внешнем носителе (хранятся данные за последние 5 лет, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года);
  2. информация каждый месяц распечатывается и складируется в архиве (хранится 1 год, точка отсчета нарастания годового итога – 1 января текущего календарного года).

Сколько действует декларация пожарной безопасности образца 2019 года?

Если на объекте ничего не происходит, его зарегистрированная декларация пожарной безопасности действует бессрочно.

Ее действие останавливается, если:

  • на объекте произошли изменения, из-за которых необходимы корректировка или полное перезаполнение декларации;
  • поменялся владелец объекта (декларант);
  • изменились требования ПБ, в соответствие которыми нужно пересоставить документацию;
  • в ходе проверки МЧС выявляются несоответствия информации, которую подал декларант, фактическому положению вещей, в т. ч. невнесенные изменения параметров построек.

Кому разрешено запрашивать и получать информацию из реестра деклараций?

Информацию из реестра деклараций пожарной безопасности разрешено получать самым разным учреждениям и даже частным лицам. По их запросам МЧС формирует выписку, в которой может содержаться такая информация.