Когда нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков? Избавляемся от «черной метки. Реестр недобросовестных поставщиков: определение и понятие, правовые последствия включения в реестр Черный список по 44 фз

Реестр недобросовестных поставщиков — это список контрагентов, нарушивших положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) в ходе подписания или исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупок.

В Российской Федерации существуют правовые нормы, которые регулируют ответственность исполнителей, признанных победителями по результатам закупки. В случае их уклонения от исполнения контракта, они попадают в особый список, который называется Реестр недобросовестных поставщиков, что влечет за собой наложение определенных санкций на таких контрагентов.

22 ноября 2012 г. Правительством РФ было принято постановление, описывающее алгоритм действий — “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц””.

ФАС реестр недобросовестных поставщиков

Контролирующим органом, занимающимся рассмотрением жалоб заказчика, поданных на недобросовестных исполнителей, и ведением реестра занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. А в регионах — местные территориальные органы.

Основанием для включения в этот список могут быть следующие причины:

    отказ и уклонение заказчика от исполнения или заключения договора;

    обращение Заказчика в суд и вынесение судом решения о расторжении контракта на основании серьезных нарушений со стороны подрядчика;

    отказ со стороны заказчика от исполнения контракта, по причинам нарушения условия контракта со стороны исполнителя.

Реестр недобросовестных поставщиков — официальный сайт

Информация о компаниях, занесенных в данную базу, согласно ст. 104 44-ФЗ должна размещаться на едином информационном портале и быть доступна всем желающим на бесплатной основе.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков в ЕИС — http://zakupki.gov.ru

Многие заказчики ставят обязательным условием участия в торгах — отсутствие подрядчика в реестре.

Видео: как избежать внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:

  1. Номер и дата записи информации о компании (физ. лице) в реестр.
  2. Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
  3. Информация о поставщике, подрядчике и о месте его нахождения, а именно: наименование юр. лица или ФИО физ. лица; страна, индекс, название территориальной единицы, города, населенного пункта, улица, номер строения, дома, квартиры или офиса; ИНН физического или юридического лица.
  4. Сведения о проведенных торгах: дата аукциона, подведения итогов или признания его несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это факт.
  5. Данные о контракте:
    — дата заключения не исполненного контракта (если она присутствует);
    —наименование товаров, работ или услуг, на получение которых был рассчитан контракт;
    —код ОКВЭД товара (работ или услуг);
    —цена и валюта договора;
    —срок, в который должен быть исполнен контракт.
  6. Причины по которым было вынесено решение о расторжении контракта.
  7. Дата прекращения действия договора.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, так же есть коммерческие тендеры.

Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.

Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.

Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).

Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.

Реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но практически повсеместно у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.

Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.

Алгоритм внесения подрядчика в РНП

В зависимости от ситуации, действия заказчика немного отличаются. Рассмотрим подробно каждую из ситуаций:

  1. Отмена (расторжение) контракта через суд или отказ от исполнения контракта заказчиком. Заказчик в течении 3-х дней, с момента расторжения контракта, должен направить в ФАС данные, соответствующие ч.3 ст. 104 ФЗ-44, а так же решение суда (его копию) или письмо с обоснованием причин отказа заказчика сотрудничать с данным поставщиком.
  2. Если планируется заключение договора с участником закупки, следующим по списку после отказавшегося победителя, то заказчик должен направить в ФАС информацию (п.1-3 ч. 3 ст. 104) не позже трех рабочих дней с момента заключения договора с участником под номером 2. Также необходимо приложить выписку из протокола рассмотрения заявок, протокола о проведении аукциона или какие-либо другие документы, которые свидетельствуют об отказе победителя от подписания контракта.
  3. Третий случай предусматривает уклонение от подписания договора единственным участником закупки. В данной ситуации заказчик в течение 5-ти рабочих дней после истечения срока подписания договора направляет информацию в ФАС (п.1-3 ч. 3 ст. 104) и прикладывает выписку из протокола рассмотрения заявки, протокола проведения тендера и иных документов, которые могут подтвердить, что единственный подрядчик отказался от заключения договора.

После того, как документы поступают в ФАС, сотрудники данного учреждения в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть факты, предоставленные в документации и вынести решение.

Если информации будет недостаточно для вынесения решения, то заказчику в течение 3-х рабочих дней, с момента получения данных ФАС, отправляется об этом уведомление. И еще 3 дня дается заказчику на обратную связь со службой для предоставления недостающей информации. Если информация о недобросовестности подрядчика подтверждается, то в течение трех дней ФАС включает в реестр недобросовестных поставщиков данного исполнителя.

Санкции за предоставление ложной информации

В случае, когда предоставление информации о недобросовестном поставщике является необходимым правовым действием, в рамках заключаемого контракта, то забывать и игнорировать это действие не стоит. Т.к. непредставление указанной информации влечет штрафные санкции (в соответствии с КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: для должностных лиц 15 000 руб; для юр. лиц — 100 000 руб.

Данные в статье актуальны на момент ее написания, для более полной и актуальной информации следите за правовыми нормами РФ.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

  • 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
  • 2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
  • 3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • 4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • 5) идентификационный код закупки;
  • 6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  • 7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трёх рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трёх рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трёх рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трёх рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

В современный век рыночных отношений довольно большое число участвующих в закупках попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Туда заносят тех, кто совершил нарушения в части заключения контракта, сделки с заказчиком в силу каких-либо обстоятельств. Поставщик наказывается сроком до двух лет. По истечении оного его в тот же день, что и день включения, должны удалить из реестра.

Списки формируются Федеральным антимонопольным комитетом, но основанием для включения в такой реестр служит решение суда, хотя некоторым поставщикам удается оспорить этот факт. Для того, чтобы признать решение судьи необоснованным надо тщательным образом подготовить и продумать все действия.

Проверить организацию

Проверить организацию на присутствие в реестре недобросовестных поставщиков по ИНН или ее названию, можно по ссылке:

Недобросовестный поставщик по 44-ФЗ

В части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе № сказано следующее. В реестр недобросовестных поставщиков попадают данные участников закупок, которые просрочили или отказались от заключения договора, нарушили требования, прописанные в нем. Или же те поставщики, договор с которыми расторгнут по решению суда.

Сравнительный анализ 94 и 44 ФЗ

В первую очередь проведем сравнительный анализ старого (94-го) и нового (44-го) законов, когда участника торгов признавали уклонившимся от заключения договора.

В результате сравнения видим идентичные положения, о том что закон в старой и новой редакции признавал поставщика уклонившимся от обязанностей по заключению контракта, если в назначенный период заказчик не получал заверенный договор или бумаги, подтверждающие обеспечение договора. Расхождения в законах тоже имеются, но они не настолько значимы и затрагивают в основном пункты электронных торгов (аукциона).

Плюсы и минусы ФЗ

В старом законе предусмотрено, что на уклонившегося от исполнения обязательств участника, заказчик вправе подать заявление о его недобросовестности в период до трех дней. Далее место победителя достается второму по очереди участнику, и обязательства переходят уже к нему.

Новый закон позволяет отказаться от заключения договорных отношений второму участнику в списке поставщиков, если он по каким-либо причинам решит не принимать на себя такие обязательства. Но, в нем прописано условие, если предметом закупок является запрос котировок, то следующий по очереди за отказавшимся участник, также как и раньше обязан заключить договор с заказчиком.

Еще одним главным плюсом в новом законе стало предоставление отсрочки на срок не более 30-ти дней. Таким образом, если у поставщика или заказчика возникают причины, затрудняющие заключение договора, то необходимо поставить сторону в известность в течение одного дня. Для этого нужно предоставить всего лишь письменное уведомление.

Решение о внесении в реестр

Судебные инстанции, рассматривающие дела по включению участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуются причинами, побудившими виновную сторону отказаться от выполнения названных обязательств. Суд тщательно анализирует все доводы поставщика и если судом будут приняты доказательства, то только тогда решение Федеральной антимонопольной службы о недобросовестности будет отменено.

Статья 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062
«О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

Реестр недобросовестных поставщиков ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Случаи включения информации в реестр:
1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
2. Расторжение контракта по решению суда;
3. Расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В реестр включается следующая информация:








9. дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
10. объект закупки;
11. цена контракта;
12. срок исполнения контракта;
13. идентификационный код закупки;
14. основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
15. дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Информация и документы, направляются заказчиком в уполномоченный орган на бумажном носителе с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме (в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок), имея в виду, что эта информация должна быть подписана указанным должностным лицом с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Сроки и документы, направляемые заказчиком в ФАС:

Если контракт заключен с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
8. выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер,
9. иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

Если единственный участник закупки, который подал заявку (или предложение) и с которым заключается контракт (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ), уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения срока подписания контракта направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
8. дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
9. выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер;
10. иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
8. объект закупки;
9. цена контракта;
10. срок исполнения контракта;
11. идентификационный код закупки;
12. основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
13. копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Органы ФАС в течении десяти рабочих дней с даты поступления документов осуществляют проверку. В случае подтверждения достоверности фактов, указанных в документах, в течение трех рабочих дней включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков. В ином случае выносится решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.

Информация размещается в единой информационной системе.

Включение в реестр может быть обжаловано в судебном порядке.

Исключение информация из реестра недобросовестных поставщиков – по истечении двух лет с даты ее включения (автоматическое исключение).

Государственный заказ всегда привлекал много внимания, чему не в малой степени способствуют многочисленные публикации. На смену 94-ФЗ был разработан 44-ФЗ с учетом уже практических навыков и наработок. Федеральный закон 44-ФЗ постоянно совершенствуется для защиты не только заказчика, но и организаций участвующих в таких заказах, которые являются основным источником заработка для них. Законодательно предусмотрена возможность отслеживать ненадежных поставщиков с помощью информационной базы, включающей сведения об участниках, принимавших участие в закупке, победившим по ее итогам и уклонившихся от подписания направленного заказчиком контракта, или же с ними были расторгнуты контракты из-за нарушений условий контракта по решению суда, либо в одностороннем порядке. Новые положения, вышедшие в дополнение 44-ФЗ регулируют данный реестр. Одно из положений регламентирует включение в реестр данных не только о самих организациях, но и об их учредителях и прочих членах, которые обычно указываются в справке о бенефициарах (п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 104). Законодательно предусматривается обязанность заказчиков подавать такие сведения в ФАС. Так же заказчик должен понимать, что непредставление такой информации грозит заказчику наложением штрафа (КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: 15 тысяч рублей для должностных лиц; 100 тысяч рублей для юр. лиц. Но здесь очень трудно проконтролировать заказчика, ведь маловероятно что сам поставщик, которому грозит занесение в реестр пожалуется на то, что его не внесли туда.

Реестр недобросовестных поставщиков: официальный сайт.

Сведения о поставщиках, с которыми прерваны договорные отношения или вовсе не были заключены контракты по итогам закупочных процедур, размещены в разделе «Мониторинг, аудит в сфере закупок» далее «Реестр недобросовестных поставщиков» официальный сайт zakupki.gov.ru, чтобы открыть РНП перейдите по данной ссылке

Для того, чтобы проверить имеет организация статус «недобросовестный поставщик» необходимо зайти в реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте, ввести в поисковое поле ИНН или название организации и нажать ввод. В списке РНП вы увидите юридические лица, внесенные в реестр.

С помощью функционала Реестра недобросовестных поставщиков на официальном сайте Вы можете настроить более точные параметры для поиска, нажав на «Расширенный поиск». В настройках можете выбрать закон 44-ФЗ, 223-ФЗ, наименование или ФИО недобросовестного поставщика, КПП, страну происхождения, местонахождение поставщика, основание для включения в РНП, дата включения сведений.

Для подтверждения отсутствия сведений в РНП участник закупки должен продекларировать отсутствие статуса «недобросовестный поставщик». Сделать это возможно с помощью декларации в свободной форме, а возможно приложить справку, подготовленную АС «реестр недобросовестных поставщиков» через официальный сайт ФАС РФ.

Реестр недобросовестных поставщиков, расположенный на официальном сайте дублируется на сайте ФАС РФ по данной ссылке http://rnp.fas.gov.ru


Перейдите по указанной ссылке, далее введите наименование, ФИО или ИНН компании участника, в результате появиться информация о наличии в РНП или отсутствии. После этого нажмите на «печать справки», и распечатайте ее на принтере. Заверив копию справки из РНП Вы можете прикладывать данный документ, подтверждающий отсутствие поставщика в реестре. Заказчики таким же образом имеют возможность проверять участника на отсутствие статуса «недобросовестный поставщик».

Обновлено: проверить отсутсвие юрлица теперь возможно только через сайт Единой информационной системы.

РНП: функции и задачи.

Занесение в реестр недобросовестных поставщиков тех организации, которые не исполнили свои обязательства, помогает заказчикам сократить риски по срыву закупки и отсекать таких поставщиков от участия в тендерах.

Теперь в закупках очень часто можно встретить условие, в котором поставщик подавая заявку на участие в тендере не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков, так как заказчик имеет законное право добавлять данное требование. Реестровая запись о такой организации будет храниться в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ в течение двух лет и будет доступна для просмотра бесплатно.

Данная запись может быть удалена оттуда только в случае если будет отменено решение на основание которого была произведена данная запись о недобросовестной компании.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков производится ФАС либо местным региональным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере госзакупок. Постановлением N 1062 было утверждено для разъяснения и определения порядка включения в реестр недобросовестных поставщиков. В нем указаны требования к методам соблюдения последовательности ведения «черного списка» поставщиков.


Причины занесения в «черный список поставщиков» и присвоения статуса «недобросовестный поставщик».

Далее мы перечислим причины, по которым можно угодить в этот список и как их не допустить. Даже если вам уже грозит возможность записи вашей компании в данном реестре, мы так же рассмотрим варианты дальнейших действий.

Бывает, что проект договора направлен заказчиком после истечения срока его подписания либо бумажный вариант контракта пришел после этого срока. Так как в подобных случаях суд как правило на стороне организации являющейся поставщиком, то в этом случае рекомендуется отправлять скан-копию на электронную почту, с дублированием оригиналов на бумажном носителе, если в документации не написано иное.

Если подписать госконтракт не удалось в регламентируемые сроки по причине технического сбоя или же отсутствием интернета или электроэнергии, то у поставщика есть реальный шанс доказать, что не делал это непреднамеренно, а следовательно избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого необходимо предоставить доказательства сбоя (например чек о ремонте компьютера) или справку Интернет-провайдера о технических неполадках и прочее. Опять же причина должна быть веской, т.к. на подписание дается минимум 5 дней и если вы взялись в последний момент подписывать и случился форс-мажор, доказать свою непричастность будет сложнее.

Если в госконтракте есть пункт об обеспечительных мерах (обязательств) по контракту и поставщик не предоставил банковскую гарантию или денежные средства под обеспечение заказчику в срок предусмотренный тендерной документацией, то поставщик заносится в «черный список». Если с денежным обеспечение контракта все понятно, то с банковской гарантией посложнее, в случае если она была предоставлена, а текст ее не устроил заказчика, то шанс доказать что это произошло не по вине поставщика тоже есть.

Следующий вариант: заказчик подал иск в суд о расторжении договора по причине его ненадлежащего исполнения. Если решение будет в пользу заказчика и вступит в законную силу, реестра недобросовестных поставщиков 44-ФЗ возможно избежать лишь если договор был не типовой и в нем была третейская оговорка. Расторжение в этом случае все равно будет, но оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет. Так как арбитражные суды считают что для этого договор должен быть расторгнут государственным судом, а не третейским.

И еще один вариант: односторонний отказ от контракта. Этот вариант для заказчика достаточно трудозатратный, так как необходимо доказывать причины этого отказа в суде. Так ч.12 ст. 95 обязывает заказчикам правильно оформлять данную процедуру, такое решение необходимо отправить поставщику и получить подтверждение доставки, без этого контракт не может быть расторгнут, данное решение вступает в законную силу только через десять дней как поставщик получил уведомление. Если поставщик в течении этого времени устраняет нарушения исполнения контракта и удовлетворяет претензионные требования, то заказчик отменяет данное решение, как указано в ч.14 ст. 95. На повторное нарушение данный пункт не распространяется.

Какая информация будет отображаться в реестре недобросовестных поставщиков?

Итак, давайте рассмотрим какие сведения содержатся в РНП:
а)Дата и номер записи включения в реестр контролирующим органом;
б) Наименование контролирующего органа, добавившего реестровую запись;
в) Официальное название юр.лица, ФИО физ. лица, ИНН поставщика, который им получен в налоговом органе РФ, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, данные о юридическом адресе юр. лица или месте регистрации физического лица;
г) наименование, ИНН учредителя поставщика, полученный ИФНС Российской Федерации, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, его ФИО, а также данные всех бенефициаров;
д)Дата и реквизиты документа, в котором должно быть отражено подведение итогов закупки (протокол), если победитель не заключил договора, или единственный участник закупки уклонился и не подписал направленный ему контракт(если в тендерной документации указано такое обязательство о), дата заключения расторгнутого договора с указанием всех реквизитов;
е) Данные, которые включают в себя предмет контракта, с обязательным указанием или выбором из меню сайта ОКПД 2-кода, при этом заполнение таких разделов как указание цены и ее валютное обозначение в договоре (ее кода), сроки исполнения обязательств по поставке товаров, предоставления услуг поставщиком перед заказчиком, в том числе классов, а также видов продукции (услуг, работ), в том числе категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) обязательно;
ж) идентификатор закупки на ЕИС (с 01 янв.2017 г.);
з) Данные документа или судебного акта которое является основанием расторжения контракта, включающие в себя дату расторжения и описанием причин расторжения.

В какие сроки направляются сведения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и сколько будут рассматриваться?

I.Если участник занявший 1-ое место уклонился и не подписал контракт в связи с чем контракт был заключен с участником занявшим 2-ое место, то у заказчика есть на подготовку и отправку данных три рабочих дня, касающихся стороны не подписавшей контракт с момента подписания контракта в двухстороннем порядке все сведения, в ФАС. Переданные данные должны содержать вышеперечисленные пункты «в»-«д».
II.Если участник закупки, который участвовал в тендере, признан одним единственным участником процедуры, при этом уклонился от обязательств по подписанию контракта, то у заказчика пять рабочих дней для перенаправления в ФАС данных о таком недобросовестном участнике. Отсчет ведется начиная со дня, когда истекает срок подписания контракта. Эти данные должны содержать предусмотренные вышеперечисленными пунктами «в»-«д» перечня, для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
III. Если условия договора были нарушены стороной выигравшей закупку, которые были признаны судом существенными и суд расторг договор на этом основании, то заказчику отведено десять рабочих дней со момента оформления и подписания решения о расторжении контракта направляет данные указанные в вышеперечисленных пунктах «а»-«з».

В каждом из пунктов есть требования о предоставлении подтверждающих и обосновывающих документов. Это либо выписки из протокола, которая должна отражать отказ победителя от контракта или из протокола о результатах закупки, либо копия решения суда, в котором содержатся сведения подтверждающие расторжение контракта, либо односторонний отказ от контракта, принятый заказчиком, с письменным разъяснением обоснованных причин такого решения.

Документы и сведения, указанные в пунктах I-III предоставляются в контролирующий орган посредством ЕИС посредством загрузки электронных документов, которые обязательно подписывается усиленной электронной подписью лица, действующего от имени заказчика. Или документов в бумажном виде с описью прилагаемых документов подписанных лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Опись должна отражать перечень прилагаемых к ней документов.

У ФАС есть десять рабочих с момента поступления документов на принятие решения, после рассмотрения всех предоставленных данных. Если информация была предоставлена достоверная, то запись о «недобросовестном» поставщике заносится тут же в реестр. Если в документах не будет хватать сведений или будут замечания, то заказчику необходимо уложиться в три рабочих дня, с момента направления данных заказчиком о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, заказчику отправляется уведомление и дается еще три дня на исправление замечаний и дополнение недостающих данных. Если информация не прошла эту проверку или заказчик не исправил замечания, то соответственно данные о таком поставщике тоже не включатся в реестр.

Некоторые заказчики пользуются возможностью включения поставщика в реестр, чтобы в дальнейшем он не принимал участия в его закупках, тем самым исключив конкурентов «нужного» поставщика или подрядчика, присвоив конкуренту метку «недобросовестный поставщик». Часто просто не принимают гарантию банка, либо не принимают продукцию и потом расторгают договор. В любом случае решение ФАС всегда можно обжаловать в суде, на это у поставщика есть три месяца.