Назначение уполномоченного по правам человека. Уполномоченный по правам человека

17 апреля вступил в силу закон, которым впервые на федеральном уровне закреплен порядок назначения, функционирования, права и обязанности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (далее – региональные омбудсмены), а также требования к кандидатам на эту должность (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ " ").

Прежде каждый регион принимал закон об уполномоченном исходя исключительно из своих собственных представлений о требованиях к такому должностному лицу и его полномочиях. Такой подход зачастую порождал неодинаковый набор прав и обязанностей омбудсменов в разных субъектах РФ. Но самое главное, что "местечковый" правовой статус практически не позволял им эффективно взаимодействовать с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Теперь же на федеральном уровне установлен набор базовых прав омбудсменов, с которыми государственные органы в любом случае будут обязаны считаться. Однако детальные правила работы уполномоченных, порядок обращения граждан к ним и меры, которые они могут принимать по итогам рассмотрения жалоб, по прежнему отдаются на откуп самим регионам. Какие новые возможности для исполнения своих функций получили региональные омбудсмены – рассмотрим в этом материале.

Порядок назначения омбудсменов

В то время как Уполномоченный по правам человека в РФ – это государственная должность РФ, предусмотренная и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ " ", региональные омбудсмены отнесены к государственным должностям субъекта РФ. На данный момент уполномоченные по правам человека работают только в 81 субъекте РФ из 85 (формально по закону регионы не обязаны иметь омбудсмена). Кроме того, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой , более чем в десятке регионов до сих пор нет независимых, самостоятельных аппаратов уполномоченных, служебного транспорта и должного финансового обеспечения. В связи с этим, отметила она, требуется укрепить статус омбудсменов, предоставить им больше независимости, дать импульс для создания единой государственной системы защиты прав человека.

СОВЕТ

Ознакомиться с перечнем регионов, в которых учреждены должности омбудсменов, а также узнать контактную информацию уполномоченных, можно на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ.

Для этих целей положения о региональных омбудсменах были детально прописаны на федеральном уровне – теперь им посвящена отдельная норма (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ " "; далее – Закон № 184-ФЗ). Детально полномочия правозащитников, как и раньше, будут регулироваться законами субъектов РФ, но с учетом новых положений федерального законодательства.

Назначать на должность регионального омбудсмена могут законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Право вносить в них предложения о кандидатуре уполномоченного может быть предоставлено региональным законом высшему должностному лицу субъекта РФ, депутатам, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям (например, профильные некоммерческие организации, общественные палаты, общественные советы) ().

Региональный омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Подобные положения присутствуют и в законах субъектов РФ, но, как показывают практика, ни коим образом не гарантируют реальную самостоятельность уполномоченных.

Например, как отметил Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с уполномоченными по правам человека 4 декабря 2014 года, известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных по правам человека. В частности, на такие должности иногда назначаются люди, приближенные к власти и, соответственно, зависящие от нее.

Кроме того, по словам члена Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексея Диденко, региональные омбудсмены часто имеют "обвинительное прошлое". Это бывшие сотрудники правоохранительных органов и члены судейского сообщества. Омбудсмены из числа общественных деятелей и правозащитников, по данным депутата, встречаются, но гораздо реже.

Для избежания подобных перекосов, на федеральном уровне закреплена обязанность законодательного органа субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры на должность регионального омбудсмена согласовывать ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. Таким образом, будет обеспечена независимость регионального омбудсмена от органов власти субъекта РФ и объективность при выборе его кандидатуры ().

Также федеральный уполномоченный получил право осуществлять координацию деятельности омбудсменов на местах. Для этих целей может быть создан совет уполномоченных по правам человека – в качестве консультативного и совещательного органа (по факту координационные советы уже проводились ранее, но не имели под собой законодательной основы). В его состав войдут по одному представителю от каждого федерального округа из числа региональных уполномоченных (ст. 36.2 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ " ").

Срок полномочий регионального омбудсмена устанавливается конституцией (уставом) региона – но не более чем на пять лет и два срока подряд. Также региональный омбудсмен не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть членом политических объединений, иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве ( , ).

Региональным омбудсменом может стать гражданин России не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, с высшим образованием, а также познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты – как будут проверяться эти познания и оцениваться репутация, не прописано ().

Полномочия омбудсменов

Основная задача регионального омбудсмена – рассматривать жалобы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ. Тематика жалоб не ограничена и на практике является крайне широкой: от ЖКХ и здравоохранения до уголовного судопроизводства, нарушений политических, гражданских, экологических или иных прав. Для защиты прав заявителей региональные омбудсмены впервые наделяются серьезными правами при взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Прежде права омбудсменов устанавливались только законами субъектов РФ, которыми обязательные требования к федеральным органам предъявляться не могут. Теперь же при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов, а также организаций федерального подчинения региональный омбудсмен может:

  • беспрепятственно их посещать;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения от их должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими ().

Также администрации мест принудительного содержания (тюрем, колоний, СИЗО и т. п.). должны обеспечить безотлагательный прием омбудсменов по вопросам их деятельности. Кроме того, руководство таких учреждений, теперь не может просматривать жалобы заключенных на имя омбудсменов и в течение 24 часов (с какого момента, в законе не указано) должн направлять соответствующие письма по адресу. При этом омбудсмены имеют право беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих администрации соответствующих учреждений видеть их, но не слышать.

Правда, традиционная для института уполномоченных, а также общественного контроля "ложка дегтя" также присутствует – эти права уполномоченных касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организаций федерального подчинения. Это значит, что такие далеко не последние "поставщики" жалоб на нарушение прав человека как МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ смогут при желании не обращать на омбудсменов внимания.

Кроме того, при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления столь широкие права омбудсменов, к сожалению, на федеральном уровне не прописали. Деятельность уполномоченных в этой части все равно будет регулироваться региональными законами. Это значит, что проблема игнорирования омбудсменов, о которой в ходе встречи с президентом в конце прошлого года говорила Элла Памфилова, может сохраниться.

"Проанализировав, как работают мои коллеги в регионах, я вижу действительно огромный пласт проблем. Далеко не всегда местное руководство воспринимает их как независимый институт. Иногда с недоумением выслушивают их критику, иногда просто перестают обращать внимание", – констатировала она.

Тем не менее изменениями на федеральном уровне все же закреплено базовое право региональных омбудсменов на безотлагательный прием руководителями и должностными лицами региональных и местных органов, а также организаций, наделенных публичными полномочиями. Остальное – на усмотрение самих субъектов РФ.

Достаточно спорным является предусмотренное законом право региональных властей возложить на регионального омбудсмена обязанности других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав различных категорий граждан в субъекте РФ (). Речь идет, например, об уполномоченных по правам ребенка или уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (при условии учреждения таких должностей в субъекте РФ, что также не является обязательным).

Вполне вероятно, что это негативно отразится на качестве защиты интересов граждан. Например, субъекты РФ, не испытывающие особого энтузиазма в отношении правозащитников, получили возможность не учреждать должности "лишних" омбудсменов, а замкнуть все функции защиты прав человека в регионе на одно должностное лицо, "отбиться" от которого будет проще, чем от троих-четверых отдельных уполномоченных.

Добавим, что порядок рассмотрения омбудсменами жалоб граждан, возможные действия уполномоченных при нарушении прав заявителя, а также сроки направления ему ответа также остались за рамками нововведений. Все это по-прежнему находится в компетенции регионального законодателя. Правда, теперь закреплен законодательный запрет на разглашение сведений о частной жизни гражданина и других лиц, которые стали известны омбудсмену в результате его деятельности ().

***

Изменения в определенной мере повышают статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Прежде всего, за счет широких прав при взаимодействии с территориальными подразделениям федеральных органов исполнительной власти. Также должно улучшиться и качество работы омбудсменов за счет инструментов отбора кандидатов с участием Уполномоченного по правам человека в РФ.

При этом поправки практически не затрагивают вопросы взаимодействия омбудсменов с органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим проблема игнорирования уполномоченных в этой части, скорее всего, сохранится. По-прежнему не хватает омбудсменам и процессуальных полномочий, в том числе при при взаимодействии с правоохранительными органами, деятельность которых из компетенции правозащитников практически выведена.

это должностное лицо, избираемое парламентом, призванное осуществлять контроль за тем, чтобы государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, и должностные лица не нарушали прав человека и гражданина. В настоящее время существует около 100 омбудсменов (общей и специальной компетенции) в различных странах мира. В России данный институт учрежден и действует на федеральном уровне с 1998 г., кроме того, он создан также в более 30 субъектах РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

российское наименование аналогичного государственно- правового института защиты прав человека, известного в мире как омбудсман. Этот институт в России предусмотрен впервые Конституцией РФ 1993 (п. «д» ст. 103). Основные цели, правовой статус, компетенция, организационные формы и условия деятельности определены Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997. Согласно Закону должность Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный наделяется следующими основными функциями: восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека. Выполнению этих функций способствует и правовой статус Уполномоченного: он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам; должность Уполномоченного несовместима с депутатской или какой-либо государственной должностью. Он не вправе заниматься политической деятельностью и состоять членом политической партии или общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный в полной мере обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Предусматривается усложненный порядок выдвижения кандидата на должность Уполномоченного (2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ). Важной дополнительной гарантией независимости является и тот факт, что Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на пять лет, т.е. его полномочия на один год превышают срок ее легислатуры. Законом также устанавливается, что истечение срока полномочий или роспуск Государственной Думы не влекут прекращения полномочий Уполномоченного (п. 2 ст. 10). Особо оговорено, что введение режима чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничений его компетенции. Он может быть досрочно освобожден от должности только в случаях: 1) нарушения им требований ст. 11 Закона о том, что Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного; 3) неспособности в течение длительного времени выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; наконец, по заявлению о сложении полномочий. Основной формой деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, нарушивших, по мнению заявителя, его права и свободы. Жалобы могут быть поданы гражданами РФ, находящимися на ее территории иностранными гражданами или лицами без гражданства. По закону жалоба может быть принята к рассмотрению, только если ранее заявитель обжаловал указанные решения в судебном или административном порядке, однако с их результатами не согласен (п. 1 ст. 16). Такое условие должно служить своеобразным фильтром, чтобы пресечь поток необоснованных и неоправданных жалоб. Других ограничений подачи жалобы Закон не предусматривает, обеспечивая для граждан открытость защиты. Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются. Поданные лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией этих мест не подлежат и должны быть направлены Уполномоченному в течение 24 часов. При проведении проверки жалобы Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все государственные органы и органы местного самоуправления; получать от этих органов, должностных лиц и государственных служащих необходимые документы и материалы или объяснения по вопросам, связанным с рассмотрением жалобы. Он также может проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными органами; истребовать уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Свое заключение, содержащее рекомендации о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод, он направляет соответствующим органам и должностным лицам. По результатам проверки Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении виновных должностных лиц, а также в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда. Закон предусматривает и право Уполномоченного обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой о нарушении конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. П о итогам рассмотрения жалоб, анализа положения дел с правами человека Уполномоченный направляет государственным органам свои замечания и предложения общего характера по обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Одновременно Уполномоченный может обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении или дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам прав человека. В случае массового и грубого нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Он также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод и о проведении парламентских слушаний. В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности во все высшие органы государственной власти РФ, высшие судебные инстанции РФ и Генеральному прокурору РФ. Доклад подлежит обязательному официальному опубликованию. Сравнение положений Федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ с зарубежной моделью института омбудсмана показывает, что российский Закон соответствует основным демократическим принципам и нормам, утвердившимся в мировой практике защиты прав человека посредством этого института. Лит.: Общая теория прав человека. М., 1996; Конституция РФ: Научно-практический комментарий. М., 1997. И.А. Ледях

Права Уполномоченного по правам человека в РФ представляют собой возможности должностного лица по разрешению жалоб граждан на действия органов государства. Вышеназванная должность также носит название «омбудсмен».

Понятие, цели и задачи деятельности

Должность омбудсмена в первую очередь направлена на реализацию главного правового постулата - принципа законности. обязано реагировать на все жалобы, которые поступают в государственную канцелярию. Если государственные органы нарушили ваши права, поведение аттестованных сотрудников причинило вред вашим интересам, жалоба Уполномоченному - одно из самых эффективных решений возникшей проблемы.

Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ направлены на решение ряда задач, а именно:

  1. Восстановить нарушенный Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения, например осуждённые, а также лица, находящиеся в следственных изоляторах, активно пользуются предоставленным правом жалобы на действия сотрудников учреждения.
  2. Посредническая деятельность направлена на поиск взаимовыгодного решения проблемной ситуации.
  3. Воспитательная деятельность. Омбудсмен занимается непосредственным разъяснением прав граждан, а также предоставляет информацию о способах защиты, подробно конкретизируя каждый пункт.
  4. Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключающееся в возможности внесения инициативы - не многие органы наделены таким правомочием, и среди них присутствует Уполномоченный по правам человека РФ; имеет право направлять в Гос. думу предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Омбудсмен: государственный институт или обычный гражданин?

Уполномоченного по правам человека считают полноценным государственным институтом. Данный орган не только предназначен для решения проблемных правовых вопросов, но и непосредственно реализует охрану и защиту прав, гарантирует законность норм в России, оказывает помощью юридического характера.

Деятельность омбудсмена регулируется действующим законодательством. Все права Уполномоченного по правам человека в РФ отражены в федеральном законе. Кроме того, его правовой статус могут составлять подзаконные НПА, которые издаются не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.

Омбудсмен как государственный институт выполняет ряд функций:

  • Контрольная. Функция реализуется через рассмотрение жалоб граждан. Отвечая на каждое поступившее письмо, Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов страны в аспекте соблюдения правового статуса граждан.
  • Консультационная. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
  • Координационная и организационная. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами исполнительной и законодательной власти, которая направлена на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.

Должностные полномочия

Если вы решите обратиться за помощью к омбудсмену, то наверняка вас заинтересует вопрос: «Каковы права Уполномоченного по правам человека РФ?» Отвечая на данный вопрос, важно обратиться к законодательным нормам, которые чётко определяют должностную инструкцию данного представителя власти:

  1. Рассмотрение жалоб граждан, апатридов, а также лиц, прибывших из иностранных государств.
  2. Рассмотрение жалоб на действие/бездействие органов власти, в том числе осуществляющих уголовное преследование и наказания.
  3. Принятие необходимых мер, способных обеспечить надлежащую защиту нарушенного права. Данный пункт может быть выражен как в фактических действиях, так и в предоставлении консультации, касающейся дальнейших действий.

Уполномоченный по правам человека РФ не вправе рассматривать жалобы на решения органов законодательной власти. Данный пункт касается не только федеральных органов, но и органов власти на уровне субъекта.

Порядок рассмотрения жалобы

Права Уполномоченного по правам человека в РФ позволяют обеспечить защиту прав граждан по поступившим жалобам в следующем порядке:

  • Путём обращения в суд по причине нарушенных прав. Лицо вправе как инициировать судебное разбирательство лично, так и передать свои полномочия представителю.
  • Путём обращения в надлежащие органы с прошением о возбуждении судопроизводства по уголовному или административному делу.
  • Путём обращения в органы прокуратуры.
  • Путём обращения к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела в порядке надзорного производства.

О государственной должности

На место Уполномоченного по правам человека может быть принят гражданин старше 35 лет. Назначаемое лицо в обязательном порядке должно обладать знаниями в области юриспруденции, а также обладать опытом защиты прав лиц в суде либо иными способами.

Омбудсмен назначается на 5 лет. Права Уполномоченного по правам человека в РФ вступают в силу с момента принятия им Присяги в торжественной обстановке.

Омбудсмены в субъектах страны

С 1996 года в субъектах была введена должность "Уполномоченный по правам человека". Первым начал исполнение своих обязанностей Газитов Ч. Б. в республике Башкирия. Далее её опыт переняла Свердловская, а в следующем году - Смоленская области. Позже практически в каждом регионе образовалась должность омбудсмена.

Сущность открываемой в регионе должности также заключается в проверки законности и соблюдения правового статуса человека. В субъекте омбудсмен выступает в качестве независимого правозащитного органа, который разрешает поступившие в канцелярию заявления и жалобы.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира - как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

После всех процедур согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

В целом, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы - критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.

Другая важная задача уполномоченного - правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.

Памфилова - известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Татьяна Москалькова — доктор юридических и философских наук, профессор, ​заслуженный юрист РФ, генерал-майор МВД в отставке. С декабря 2007 года по апрель 2016 года являлась депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Москалькова Татьяна Николаевна

Т.Н. Москалькова

Образование : Окончила Всесоюзный юридический заочный институт в 1978 году, аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР, докторантуру Академии управления МВД России. Доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор.

Трудовую деятельность начала в 1972 году, работала бухгалтером Инюрколлегии, делопроизводителем, старшим юрисконсультом, консультантом Отдела помилования Президиума Верховного Совета РСФСР.

Более 27 лет служит в органах внутренних дел Российской Федерации, прошла путь от рядового референта до первого заместителя Правового департамента МВД России. Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке.

С 2003 года - член Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации.

С 2007 по 2016 годы являлась депутатом Государственной Думы пятого и шестого созывов, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, членом Комиссии по доходам и расходам.

По роду своей деятельности занимается разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью.

Член Экспертных советов МВД России - по вопросам нормотворческой деятельности МВД России; Комитета по безопасности Государственной Думы; Комитета по безопасности и обороне Совета Федерации.

Неоднократно выступала в качестве международного наблюдателя выборах в государствах СНГ. Представляла Российскую Федерацию в Совете Европы и ОБСЕ. Неоднократно участвовала с российско-белорусских форумах.

Награждена Орденом Почёта, именным огнестрельным оружием, почётными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Орденом святой Ольги Патриарха Московского и всея Руси, многими ведомственными наградами.

______________________________

Памфилова Элла Александровна

Э.А.Памфилова

Образование:

В 1970 году окончила с золотой медалью среднюю школу. В том же году поступила в Московский энергетический институт, который окончила в 1976 году по специальности «инженер электронной техники».

Профессиональная деятельность:

После окончания института с 1976 по 1989 год работала на Центральном ремонтно-механическом заводе производственного объединения «Мосэнерго» мастером, инженером, технологом, председателем профсоюзного комитета завода.

В 1989 году была избрана народным депутатом СССР, с 1990 года — депутат Верховного Совета СССР, работала в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Являлась также членом Комиссии по борьбе с коррупцией, в 1990—1991 годах — секретарем Комиссии по вопросам привилегий и льгот.

С 1985 по 1990 год Элла Памфилова была членом КПСС. В 1990 году вышла из КПСС и с тех пор является беспартийной.

С ноября 1991 до февраля 1994 года работала министром социальной защиты населения Российской Федерации. В середине января 1994 года она приняла решение не входить в состав реорганизуемого правительства РФ, подала прошение об отставке, которая была принята 25 февраля 1994 года.

В мае 1994 года указом Президента РФ назначена председателем Совета по социальной политике при президенте РФ.

С июня 1993 года — председатель национального совета по подготовке и проведению IV Всемирной конференции по положению женщин

«Действия в интересах равенства, развития и мира», которая проводилась в Пекине в 1995 году.

С 1993 по 1999 год Элла Памфилова была депутатом Государственной Думы РФ первого и второго созывов. Работала в Комитете по социальной политике. Являлась инициатором законопроекта об ограничении депутатской неприкосновенности.

Летом 1995 года она возглавила избирательный блок «Памфилова-Гуров-Лысенко», за который проголосовало свыше миллиона избирателей.

В Государственной Думе РФ второго созыва входила в депутатскую группу «Российские Регионы», работала в Комитете Госдумы по безопасности, где занималась проблемами социальной безопасности, в том числе проблемой предотвращения насилия в семье, профилактики и предупреждения детской безнадзорности и преступности, наркомании и алкоголизма, формированием активной социальной политики.

Также Памфилова вела работу в межфракционной группе «Регионы России» и Комиссии Государственной Думы по содействию нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи, повышению уровня культуры военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности.

В июле 1996 года была зарегистрировала и возглавила Общероссийское общественное движение «За здоровую Россию». Осенью 1998 года на его базе создала и возглавила движение «За гражданское достоинство», которое координирует усилия неправительственных организаций, работающих в интересах детей. Весной 1999 года это движение принимало участие в мероприятиях по созданию общественно-политического блока губернатора Константина Титова «Голос России» и блока «Вся Россия». Однако ни в один из этих блоков движение не вошло и приняло решение о самостоятельном участии в предстоящих выборах в Государственную Думу. Элла Памфилова возглавила общефедеральный список движения.

В декабре 1999 года движение «За гражданское достоинство» не преодолело пятипроцентный барьер и в Государственную Думу третьего созыва не вошло.

19 февраля 2000 года была зарегистрирована кандидатом на пост президента РФ от движения «За гражданское достоинство». За нее проголосовали 1,01 % избирателей.

17 апреля 2000 года Элла Александровна вошла в состав Общественной независимой комиссии по расследованию правонарушений и защите прав человека на Северном Кавказе. Она неоднократно совершала поездки по всей территории Чеченской Республики, включая горные районы и город Грозный.

В апреле 2002 года была избрана председателем Общероссийского Союза Общественных объединений «Гражданское общество — детям России». Председателем Союза была избрана Элла Памфилова.

В июле 2002 года Указом президента РФ назначена на должность председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

В ноябре 2004 года в связи с реорганизацией Комиссии Указом Президента РФ Элла Памфилова была назначена на должность председателя Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

30 июля 2010 года стало известно, что Элла Памфилова подала в отставку с поста председателя Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Элла Памфилова награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Святого мученика Трифона «За труды и пользу», медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», французским орденом Кавалера почетного легиона, дипломом лауреата национальной премии им. Петра Великого «За значительный личный вклад в развитие институтов гражданского общества и обеспечение прав человека в России», нагрудным знаком «Почетный работник Минтруда России», ей присвоено звание «Почетного пограничника» и др.

_____________________________________________________________________

Лукин Владимир Петрович

В.П. Лукин

Дата назначения на должность: 13 февраля 2004 года. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от "О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации".

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ В.В. Путиным.

18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Правовые основы деятельности: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" .

Родители репрессированы через несколько дней после его рождения.

Образование: Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, исторический факультет (1959 год). (Специальность – история).

Ученая степень: Доктор исторических наук, профессор. Награжден орденом «Знак почета».

Знание языков: владеет английским, французским и испанским языками.

Профессиональная и политическая карьера: В 1959-60 гг. работал научным сотрудником Государственного исторического музея СССР, в 1966-61 гг. — Музея революции СССР. 1961-64 гг. — аспирант Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР. В 1964-65 гг. научный сотрудник ИМЭМО. 1965-68 гг. — старший референт чехословацкой редакции журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага). 1968-87 гг. заведующий сектором дальневосточной политики Института США и Канады АН СССР. 1987-89 гг. -заведующей отделом Управления стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии МИД СССР. 1989 г. — заместитель начальника, заведующий отделом Управления оценок и планирования МИД СССР. В 1989-90 гг. руководитель группы анализа и прогнозирования при секретариате ВС СССР.

В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по 9 Подольскому национально-территориальному округу (Московская область), баллотируясь в предвыборном блоке «Демократическая Россия». Являлся членом Конституционной комиссии. В июне 1990 г. был избран председателем Комитета ВС РСФСР по межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В начале 1992 г. его комитет был инициатором постановки вопроса о статусе Крымского полуострова. С февраля 1992 по сентябрь 1993 года — посол РФ в США. С мая 1992 г. был постоянным наблюдателем РФ при Организации американских государств (ОАГ). В 1991 году был Председателем Советского Национального комитета по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству.

В период избирательной кампании по выборам в ГД РФ возглавил избирательное объединение «Явлинский — Болдырев — Лукин». После победы на выборах стал членом фракции «Яблоко» и возглавил Комитет по международным делам ГД РФ.

17 декабря 1995 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Госдуме 2-го созыва был председателем Комитета ГД по международным делам.

19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Государственной Думе 3-го созыва был Вице-спикером Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Кого сменил на должности Уполномоченного: Миронова Олега Орестовича (1998—2003 гг.)

_______________________________

Миронов Олег Орестович

О.О. Миронов

Уполномоченный по правам человека с 1998 года по 2003 год.

Окончил Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского в 1963 г., аспирантуру этого института в 1967 г.,

Доктор юридических наук, профессор; действительный член Академии социальных наук.

Профессиональная деятельность : После окончания института работал следователем в милиции городов Пятигорска и Железноводска.

В 1965-1982 гг. - ассистент, преподаватель, доцент, заведующий кафедрой государственного права Саратовского юридического института.

В 1982-1991 гг. - профессор, декан, заведующий кафедрой государственного строительства и права, проректор по научной работе Саратовской ВПШ (ныне — Поволжская Академия Государственной службы); 1991-1993 - профессор кафедры конституционного права Саратовского юридического института.

В 1993 г. и в 1995 г. избирался депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого и второго созывов, был членом фракции КПРФ, членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, депутатом Парламентского Собрания Союза Белорусии и России, членом Комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по правовым вопросам.

С 1993 г. - член ЦИК, с 1995 г. - член ЦК КПРФ;

22 мая 1998 г. в результате тайного голосования Государственной Думой был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, которая отсутствовала в стране после досрочного освобождения от должности первого Уполномоченного по правам человека С.А. Ковалева 10 марта 1995 года.

Заслуженный юрист РФ; опубликовал свыше 200 научных работ (монографии, статьи, главы в учебниках) по проблемам конституционного права, теории государства и права, политологии, среди них монографии «Механизм действия Советской Конституции», «Право на защиту», «Гражданин России. Историко-правовой очерк».

________________________________

Первый Уполномоченный по правам человека в России с 17 января 1994 года по 10 марта 1995 года.

Ковалев Сергей Адамович

С.А. Ковалев

Родился 2 марта 1930 года на Украине, в городе Середина-Буда (по другим данным – Серединабуда ) Сумской области, в семье железнодорожника. В 1932 году его семья переехала в Москву , .

В 1954 году Ковалев окончил биологический факультет МГУ имени Ломоносова . До 1956 года работал в университете старшим лаборантом, в 1956-1959 годах учился в аспирантуре кафедры физиологии животных. В 1960 году Ковалев занял должность младшего научного сотрудника МГУ, в 1961 году - старшего инженера, затем младшего научного сотрудника Института биофизики АН СССР. В 1964 году Ковалев защитил кандидатскую диссертацию и был назначен заведующим отделом межфакультетской лаборатории математических методов в биологии . В сообщениях СМИ о научной деятельности Ковалева упоминалась его специализация - биофизик, специалист в области нейронных сетей (по другим данным, специалист по клеточным мембранам ). За годы работы Ковалев опубликовал более 60 научных работ .

В 1969 году по политическим мотивам Ковалев вынужден был уйти из МГУ . В 1970 году он пришел на работу на Московскую рыбоводно-мелиоративную станцию, где занял должность старшего научного сотрудника .

Еще в середине 1950-х годов Ковалев начал заниматься общественной деятельностью - принимал участие в борьбе против признанного впоследствии антинаучным «учения Лысенко», выступал в защиту генетики , . Как правозащитник Ковалев начал действовать в 1967 году . В 1968 году он примкнул к движению в защиту прав человека в СССР, в мае 1969 года вошел в состав Инициативной группы защиты прав человека в СССР. С 1971 года Ковалев выступал одним из ведущих участников машинописного информационного бюллетеня правозащитников «Хроники текущих событий» .

28 декабря 1974 года Ковалев был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации и пропаганде и в декабре 1975 года приговорили к семи годам лагерей строгого режима и трем годам ссылки. Срок Ковалев отбывал в Скальнинских (Пермских) лагерях и в Чистопольской тюрьме; в ссылку был отправлен на Колыму , . По другим данным, за сотрудничество в «Хрониках текущих событий» Ковалев был приговорен к лагерной ссылке в Сибирь, где находился до 1984 года .

По отбытии срока ссылки Ковалев поселился в городе Калинине (Твери) , разрешение на въезд в Москву получил в 1987 году . После возвращения в столицу правозащитник вернулся к общественной деятельности: стал сопредседателем проектной группы по правам человека Международного фонда за выживание и развитие человечества , вошел в оргкомитет Международного гуманитарного семинара (декабрь 1987 года), участвовал в создании пресс-клуба «Гласность», в учредительном съезде общества «Мемориал» (в 1990 году стал одним из его сопредседателей). В 1989 году Ковалев был назначен сопредседателем с советской стороны Проектной группы по правам человека при Международном фонде за выживание и развитие человечества (впоследствии - Российско-американская группа по правам человека). На этот пост он был рекомендован другим известным правозащитником, академиком Андреем Сахаровым. Тогда же Ковалев вошел в Московскую Хельсинкскую группу .

В 1990 году Ковалев фигурировал в сообщениях СМИ как участник движения «Гражданское действие» , член оргкомитета движения «Демократическая Россия» . Как участник избирательного блока «Демократическая Россия» Ковалев принял участие в выборах и стал депутатом Съезда народных депутатов России, после чего вошел в президиум Верховного Совета РФ и был избран председателем Комитета по правам человека Верховного Совета. Выступил одним из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина (январь 1991 года), а также сыграл ведущую роль в разработке 2-й главы («Права и свободы человека и гражданина») Конституции России и ряда федеральных законов, затрагивающих проблематику прав человека - «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), «О чрезвычайном положении» (1991), «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» (1993) , .

В феврале 1993 года Ковалев стал членом президентского совета , а в сентябре того же года был назначен председателем Комиссии по правам человека при президенте России Борисе Ельцине .

В 1993 году Ковалев принял активное участие в создании движения, а затем и партии «Выбор России» (позднее - «Демократический выбор России») и впоследствии вошел в состав политсовета ДВР . В декабре 1993 года Ковалева как представителя избирательного объединения «Выбор России» избрали депутатом Государственной Думы РФ первого созыва от 192 Варшавского округа Москвы , а в январе 1994 года он стал первым в России уполномоченным по правам человека . В марте 1995 года Ковалев был смещен с этого поста депутатами Госдумы . В декабре 1995 года он был избран депутатом Госдумы второго созыва , .

В 1994-1996 годах Ковалев резко критиковал действия российских властей в Чечне. С первых дней войны в республике он работал в районе боевых действий . Возглавил Миссию уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе (позднее - Миссия общественных организаций под руководством С.А.Ковалева), созданную при поддержке общества «Мемориал» и ряда других общественных организаций. В некоторых сообщениях СМИ отмечалось, что депутат и его сподвижники сыграли решающую роль в спасении заложников в Буденновске в июне 1995 года (Шамиль Басаев, лидер боевиков, захвативших более тысячи человек в городской больнице, объявил тогда, что готов вести переговоры только с Ковалевым ) . В 1995 году (еще до Буденовска) Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена «Рыцарь Чести» Чеченской Республики Ичкерия (правозащитник отказался получать награду до конца чеченской войны и принял орден лишь в январе 1997 года ) .

В январе 1996 года Ковалев подал в отставку с поста председателя Комиссии по правам человека, заявив, что делает это в знак протеста против «окончательного отхода Бориса Николаевича Ельцина от политики демократических реформ». Он написал Ельцину открытое письмо, в котором подчеркнул, что политика президента привела «к многочисленным и грубым нарушениям прав человека в России и к развязыванию гражданской войны на Северном Кавказе, в ходе которой погибло несколько десятков тысяч человек» .

В декабре 1996 года Ковалев возглавил общественный Институт прав человека .

В 1999 году Ковалев был избран в Госдуму по спискам СПС . В 2003 году Ковалев принимал участие в выборах уже как кандидат от «Яблока», но в Думу не попал (партия не смогла преодолеть пятипроцентный барьер) .

Осенью 2006 года Ковалев стал членом партии «Яблоко» и возглавил правозащитное направление ее деятельности , . В декабре 2006 года Ковалев был избран председателем общества «Мемориал» .

В сентябре 2007 года съезд «Яблока» утвердил Ковалева вторым номером в избирательном списке партии для участия в предстоящих выборах в Государственную Думу , . Однако сам Ковалев скептически отзывался о перспективах «Яблока» преодолеть 7-процентный барьер и пройти в парламент. В частности, он отмечал: «если Кремль… будет имитировать парламентаризм в нашей стране более тонко, чем до сих пор, то тогда эти 7 процентов достижимы» .

Общественная деятельность Ковалева начиная с 1994 года вызывала в обществе противоречивые оценки: одни уважали его за принципиальность, другие считали идеалистом , а третьи рассматривали как предателя национальных интересов .

Ковалев - лауреат более чем десятка международных премий. Среди его наград - премия Международной лиги прав человека, премия «За вклад в дело демократии», премия Совета Европы, премия «Homo homini» чешского гуманитарного фонда «Человек в беде» - за исключительные поступки при защите прав человека и активное сопротивление против насилия при решении политических проблем (1995), премия имени Бруно Крайского, премия «Золотой параграф» польского журнала «Право и жиче», премия имени Теодора Хэккера «За деятельность в защиту прав человека и демократии в России, а также за борьбу против войны в Чечне», Нюренбергская премия по правам человека (1996), премия по правам человека Норвежского Хельсинкского комитета, награда американской правозащитной организации «Дом Свободы», премия Совета Европы в области прав человека (1995), награда Международной лиги прав человека ООН (1996) и премия Кеннеди (2000) , .

Ковалев - почетный гражданин Кракова, почетный доктор медицины Каунасской Академии медико-биологических наук, почетный доктор наук в области прав человека Эссекского университета .

Среди хобби Ковалева в прессе упоминалась охота .

Ковалев женат вторым браком на Людмиле Бойцовой. У него трое детей : сын от первого брака Иван и дочери - Мария и Варвара. Дети Ковалева проживают в США , .

Использованные материалы

Артем Ильинский. Партия обманутых надежд. - Новая политика, 18.09.2007

Игорь Романов. «Яблоко»: без магнатов и олигархов. - Независимая газета, 17.09.2007

«Яблоко» утвердило окончательные списки своих кандидатов. - РИА Выборы, 16.09.2007

Сергей Бутман. Власть. Выборы. Перспективы. - Эхо Москвы, 02.03.2007

Отчетно-перевыборные конференции общества «Мемориал». - Мемориал (memo.ru), 17.12.2006

Елена Рейкина. «Яблоко» отрастило пятый палец. - Газета.Ru, 29.09.2006

Ковалев Сергей Адамович. - РИА Новости, 25.12.2003

Дмитрий Камышев. Кто записался кандидатом. - Власть, 13.10.2003. - №40 (543)

Игорь Свинаренко. Матерый человечище. - Газета.Ru, 02.03.2000

Приложение к постановлению Центральной избирательной от 29 декабря 1999 года N 65/764-3 Список избранных депутатов Государственной Думы Федерального По федеральному избирательному округу. - Российская газета, 31.12.1999

Сергей Ковалев скавалер ордена Рыцать Чести Ичкерии. - Профиль, 11.02.1997. - №5

Сергей Ковалев ушел от президента. - Независимая газета, 25.01.1996. - 015

Елена Чернобровкина. Ну, и за кем пошел электорат? - Вечерняя Казань, 18.12.1995

Ю.Бялый. Синдром пораженчества. - Завтра, 15.07.1995. - №28

В Буденовске уже 9 часов продолжается перемирие. - РТР, Вести, 17.06.1995

Сергей Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена РЫЦАРЬ ЧЕСТИ Чеченской. - Радио России, 08.06.1995

Иван Родин. Сергей Ковалев действиетльно уволен. - Независимая газета, 11.03.1995. - №043

Долгие годы железный занавес надежно укрывал от пристальноговзгляда мировой общественности практически все, что происходило на одной шестой части планеты... - ОРТ, 24.11.1994

Председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ, депутат Государственной Думы Сергей Ковалев назначен Уполномоченным по правам человека. - Известия, 22.01.1994. - №13

Список депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской федерации, избранных по одномандатным избирательным округам. - Российская газета, 28.12.1993

Ельцин подписал указы об образовании Комиссии законодательных предположений. - ОРТ, Новости, 26.09.1993

Беседа с членом президиума ВС РФ, председателем комитета ВС РФ по правам человека Сергеем Адамовичем Ковалевым. Ведущий Алексей Венедиктов. - Эхо Москвы, 02.11.1992

Обращение оргкомитета по созданию движения «Демократическая Россия». - Огонек, 15.09.1990. - №38

Декларация движения «Граджданское действие»". - Огонек, 17.02.1990. - №8

Хроника текущих событий. В тюрьмах и лагерях. - Антология самиздата, 16.03.1977. - №44

Биография Сергея Ковалева. - Институт прав человека (hrights.ru)

Об институте. - Институт прав человека (hrights.ru)

Ковалев Сергей Адамович. - ИИЦ Панорама. - http://b6.narod.ru/inde.html