Система нормативного регулирования общественных отношений. Социальный механизм действия права

Социальный механизм правового регулирования в конечном счете ориентирован на специфику юридического механизма правового регулирования и воспроизводит его закономерные связи между механизмом правотворчества, механизмом реализации права, механизмом государственного принуждения. В то же время социальный механизм правового регулирования имеет собственную функциональную структуру и состоит из пяти элементов: 1) механизма формирования права; 2) социального механизма правотворчества; 3) механизма правового информирования; 4) социального механизма реализации права; 5) социально‑правового контроля.

Механизм формирования права – это процесс выявления гражданами и иными членами гражданского общества несовершенных, малоэффективных норм права и подготовки предложений по совершенствованию, как этих норм, так и деятельности правотворческих органов.

Древнегреческий философ Платон, автор первого фундаментального труда по проблемам теории права, полагал, что основная масса населения не способна создавать законы, творить право. Этим могут заниматься только избранные философы, способные познать правовые идеи и выразить их в форме законов. Однако история общества убедительно показала, что подобные воззрения неверны. Население, общество весьма успешно участвуют в процессе формирования права и правотворческой деятельности государства. Особенно велика роль граждан в формировании права в современный период, в условиях демократических правовых государств.

Граждане, организации, учреждения и иные коллективные образования своими действиями и поступками реализуют большую часть действующих норм и на собственном опыте убеждаются в том, насколько совершенны и эффективны нормы, закрепленные законами и иными нормативно‑правовыми актами. Понятно, что далеко не все нормативно‑правовые установления государства по объективным и субъективным причинам удовлетворяют граждан и иных лиц. Например, нормы права могут закреплять ценности и интересы, не совпадающие с ценностными ориентациями и интересами определенной части населения, отдельной социальной группы. Норма может быть несовершенной и вследствие законотворческих ошибок, допущенных законодателем. Несовершенная, малоэффективная норма не способна должным образом регулировать общественные отношения и постоянно создает правовые конфликты, ситуации, при которых гарантированные нормой субъективные права не могут быть реализованы управомоченным лицом либо нарушенное право не получает надлежащей правовой защиты со стороны государства. Возможны иные ситуации, когда общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, остаются не урегулированными правом.

Таким образом, процесс выявления гражданами, иными лицами несовершенных, малоэффективных норм, являющихся источниками разного рода правовых конфликтов, составляет первый этап формирования права.

Второй этап формирования права сводится к осознанию той или иной частью общества либо обществом в целом наличия несовершенных норм права как социально‑правовой проблемы, требующей незамедлительного решения. На этом этапе с помощью средств массовой информации, а также благодаря пропагандистской деятельности партий, общественных объединений формируется общественное мнение о том, что конкретная часть действующих норм несовершенна и нуждается в соответствующих корректировках. Одновременно могут предлагаться различные варианты норм права, которыми следует заменить действующие несовершенные нормы права.

Процесс формирования общественного мнения относительно неэффективности норм права, иных несовершенств действующего законодательства завершается внесением предложений в соответствующий правотворческий орган осуществить необходимые коррективы в действующих нормативно‑правовых актах. В ряде случаев такие предложения могут вноситься субъектами, обладающими правом законотворческой или правотворческой инициативы. Например, депутат представительного органа вносит проект закона, разработанный либо им с учетом пожеланий избирателей, либо партией, членом которой этот депутат является. В отдельных странах, например в Италии, правом законодательной инициативы наделены непосредственно избиратели.

Внесение в компетентный правотворческий орган предложений по совершенствованию его нормативно‑правовых актов составляет третий и последний этап формирования права. Процесс реагирования правотворческого органа на внесенную правотворческую инициативу осуществляется уже в рамках механизма правотворчества.

Социальный механизм правотворчества – это процесс, связанный с участием граждан, политических партий, общественных и религиозных объединений, иных членов гражданского общества в законотворческой и правотворческой деятельности государства, его органов.

Главная особенность этого механизма правового регулирования состоит в том, что его содержание составляет деятельность общества, граждан и их коллективных образований, прямо и непосредственно связанную с правотворческой деятельностью государственных органов и должностных лиц, подготовкой и принятием конкретных законов и иных нормативно‑правовых актов. Названный признак отличает социальный механизм правотворчества от механизма формирования права, который функционирует до правотворческой деятельности государства.

Формы и методы участия граждан, политических партий, общественных объединений и иных членов гражданского общества в правотворческой деятельности закрепляются конституцией, иными основополагающими законами государства. Современные демократические государства предоставляют гражданам право участвовать в референдумах и плебисцитах, принимать участие в обсуждениях законопроектов, проводить митинги и демонстрации, иные мероприятия с целью формирования общественного мнения относительно рассматриваемых правотворческим органом проектов нормативно‑правовых актов, обращаться в правотворческие органы с петициями.

Граждане и их общественные формирования, активно используя предоставленные им права на участие в правотворческой деятельности государства, побуждают правотворческие органы принимать необходимые меры по подготовке и принятию норм права, соответствующих потребностям и интересам всех или большей части населения. Именно такое воздействие общества на правотворческий процесс составляет суть и назначение социального механизма правового регулирования.

Социальный механизм правового информирования населения представляет собой процесс информирования политическими партиями, общественными организациями, средствами массовой информации граждан и иных лиц о действующих в стране законах и иных нормативно‑правовых актах.

Современные конституции обязывают законотворческие и правотворческие органы публиковать принятые ими нормативно‑правовые акты в периодических и иных изданиях с тем, чтобы каждый гражданин имел реальную возможность познакомиться с действующими в стране нормами права, предоставленными ему правами и порядком их реализации. Однако информированием населения о действующих нормах права помимо государства занимается весьма широкий круг негосударственных средств массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Распространением правовых знаний активно занимаются и политические партии, общественные объединения и иные негосударственные организации. Процесс распространения негосударственными средствами массовой информации, общественными организациями и политическими партиями в обществе знаний о действующих нормах права и составляет основу социального механизма правового информирования. Данный механизм органически связан с социальным механизмом правотворчества, поскольку имеет своим предметом результаты деятельности последнего, осуществляет информирование о принятых и действующих нормах права. Одновременно социальный механизм правового информирования выступает основанием механизма реализации норм права. Ибо прежде, чем воплощать нормы права в конкретном поведении, нужно иметь необходимую информацию об этих нормах и знать их содержание.

Социальный механизм действия права представляет собой процесс реализации норм права в конкретных правоотношениях.

Социальный механизм реализации норм права, как и юридический механизм, объединяет в себе два различных вида деятельности: правоприменение и реализацию норм права по желанию самих граждан и иных юридических и иных лиц без участия государственных органов.

Правоприменение – это всегда властная деятельность государственных органов и должностных лиц, а также органов местного самоуправления по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Правоприменение осуществляется государственными органами исполнительной власти, судами, органами внутренних дел, отдельными должностными лицами и завершается вынесением специального правоприменительного решения в форме индивидуального акта применения норм права.

Граждане, юридические лица, иные члены гражданского общества участвуют в правоприменительной деятельности чаще всего в качестве лиц, относительно которых принимается соответствующий правоприменительный акт. Однако возможны ситуации, когда граждане принимают непосредственное участие в деятельности правоприменительных органов в качестве присяжных заседателей, народных заседателей, общественных защитников, на общественных началах участвуют в деятельности государственных органов по охране общественного порядка, защите окружающей природной среды.

Значительно большую активность граждане и юридические лица проявляют в сфере частного права, где они в соответствии с действующим законодательством самостоятельно решают вопрос о вступлении в то или иное правоотношение, определяют другого участника правоотношения, устанавливают дополнительные права и обязанности, порядок и условия их исполнения. Решения, конкретизирующие и дополняющие законы, признаются действительными постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству и не посягают на права и законные интересы других лиц.

Социально‑правовой контроль представляет собой деятельность общества и государства, осуществляемую в целях обеспечения неукоснительного исполнения действующих норм права путем устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявления и привлечения к юридической ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Социально‑правовой контроль – это, прежде всего, сложная и многообразная деятельность государства, основными направлениями которой являются: 1) надзор и контроль за соблюдением законности и правопорядка, надлежащим исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями конституции и законов;

2) принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 3) выявление и пресечение правонарушений; 4) привлечение к ответственности лиц, совершивших правонарушения; 5) надзор за надлежащим исполнением мер государственного принуждения, примененных к правонарушителям; 6) стимулирование правомерного поведения путем поощрения граждан и иных лиц за особые заслуги перед обществом и государством.

Социально‑правовой контроль в той или иной мере осуществляют все органы государства, в том числе и представительные. Одновременно имеются специальные органы, для которых такой контроль является приоритетным направлением их деятельности. Это, например, органы внутренних дел, прокуратура, разного рода государственные инспекции.

Социально‑правовой контроль широко практикуется и в деятельности значительной части членов гражданского общества, в том числе осуществляется гражданами, их коллективными объединениями, средствами массовой информации, трудовыми и иными коллективами людей. Такой контроль, как правило, носит неформальный (неофициальный) характер. Контролю подвергается исполнение норм права, в которых непосредственно заинтересованы лица, осуществляющие такой контроль. Сказанное не исключает ситуаций, когда граждане, их коллективные образования осуществляют социально‑правовой контроль в интересах всего общества или государства, например, публикуют в прессе материалы, разоблачающие коррупцию чиновников, иных лиц, власть предержащих.

Результаты социально‑правового контроля выражаются как в обеспечении стабильного правопорядка в обществе, так и в совокупности выявленных и привлеченных к юридической ответственности правонарушителей.

Выше речь шла о структуре социального механизма правового регулирования. Однако для социологии права, ориентированной на изучение процессов функционирования, социального действия права, таких знаний недостаточно. Социологический подход к праву требует обстоятельного рассмотрения социальных процессов действия права, его конкретных связей с другими социальными явлениями.

Для того чтобы рассмотреть право в социологическом, деятельном аспекте, необходимо использовать дополнительный понятийный аппарат и прежде всего уяснить содержание основной категории такого подхода – деятельности и ее видового понятия – юридической деятельности.

Понятие «действие права » – понятие ёмкое: им охватываются различные аспекты реального функционирования права в обществе. «Действие права – это сложный процесс, в ходе которого различные субъекты права обеспечивают наступление последствий, предусмотренных существующим законодательством, влекущих обычно те или иные социальные последствия » – пишет Ю.И. Гревцов .

Раскрытие понятия «действие права » обнаруживает понятие социального механизма действия права и привлекает внимание к его элементам, их реальной роли в действии (бездействии, ограниченном действии) права, к особенностям взаимодействия элементов механизма друг с другом. В традиционной юридической науке термин «действие права» встречается довольно часто, однако используется он как синоним понятия регулирование права. С социологической точки зрения вопрос о регулировании права – это вопрос о путях обратного воздействия юридической формы на социальное содержание. Дать же социологическую характеристику действию права, значит исследовать влияние социальных факторов на уже сформировавшееся право в процессе его действия. Вместе с тем было бы неправильным полагать, будто бы социальный механизм действия права существует и функционирует наряду и обособленно от механизма правового регулирования. В действительности в обществе функционирует (в том или ином режиме) единый механизм действия права. Поэтому правильнее было бы говорить о двух аспектах: юридическом механизме регулирования и социальном механизме действия права. Юридический механизм и его элементы вы уже изучали, но они в данный момент не являются предметом нашего рассмотрения. Нас интересует, прежде всего, социальный аспект механизма действия права.

Социальный механизм действия права – это процесс взаимодействия социальных факторов, с помощью которых содержание конкретных правовых норм воплощается в соответствующем этому содержанию правовом поведении. «Когда говорят о социальном (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с понятием, а с образным выражением. Право само не действует, действуют люди – в соответствии с правом или, нарушая его» – пишет В.В. Лапаева .

Как отмечалось выше, механизм действия права – сложный организм. Можно говорить о правовых аспектах данного механизма, а именно, описывая его через понятия «реализация права», «правовая активность», «правовое регулирование» и его виды, «механизмы правового регулирования» и т.п. Можно и следует говорить о социальных аспектах действия права в современном обществе. В данном случае социальный механизм действия права в постановочном плане имеет следующие элементы: знание права, чувство справедливости (как составляющая правового сознания) и логика нормативного поведения, отношение к праву и ценностные ориентации в праве. Важным фактором социального действия права выступает психологический механизм (мотивы и установки).



Очевидно, что механизм действия права предполагает, видимо, в каждом отдельном акте определённую роль самого человека, как носителя того или иного субъективного права (юридической обязанности). Ещё П.И. Новгородцев писал, что успех действия права в жизни обусловлен тем, насколько оно проникает в сознание членов общества и встречает в них нравственное сочувствие и поддержку. Без этой поддержки право превращается или в мёртвую букву, лишённую жизни, или в тяжёлое бремя, сносимое против воли .

Естественно, прежде чем действовать в соответствии с законом, человек должен его знать. Поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение её до всеобщего сведения путём опубликования, а отправным моментом для изучения механизм действия права является проблема познания и знание права. К числу основных правовых принципов правового знания, как известно, относят принцип презумпции знания права. На языке правового общения это звучит так: «Никто не вправе ссылаться на незнание закона» или «Незнание закона не освобождает от ответственности». В соответствии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из допущения, что после официального опубликования закона граждане его знают. Между тем, очевидно, что это слишком сильное допущение. Более того, в настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между презумпцией знания права и тем объёмом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение правового регулирования, детализация законодательства, рост числа нормативно-правовых актов, возрастающее количество норм процедурного характера, в которых слабо прослеживается связь с общими принципами права и т.п. – всё это приводит к тому, что правовое чувство индивида нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. А просветительская работа в сфере распространения знаний (даже при самом высоком уровне её организации) не способна в современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи возникает предположение о целесообразности каким-то образом ограничить пределы действия презумпции знания права. Однако вполне понятно, что даже незначительное отступление от этой презумпции приведёт к существенной утрате правом своих регулятивных способностей. Возможно, следует искать другое решение проблемы, например, в сфере совершенствования правотворческой деятельности. По-видимому, в современных условиях нарастания нормативно-правовых актов наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциала тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе познания права.

Ранее мы говорили о том, что особенностью познания права является высокая доля в процессе познания эмпатии (чувственной составляющей), в основе которой лежит чувство справедливости. И если законодатель достаточно адекватно и доступно для населения выражает доминирующие в обществе представления о справедливости, о правомерном и неправомерном в человеческих отношениях, о вине и ответственности, о соотношении между правонарушением и наказанием и т.д., то субъекты права в своём большинстве смогут, в принципе, верно ориентироваться в правовом пространстве, руководствуясь своим правовым чувством и правовым представлением.

По существу речь идёт о том, чтобы, не нанося ущерба целям и задачам правовой регуляции, в максимально доступной форме сократить всё более увеличивающийся разрыв между законодательством и массовым правосознанием членов общества, между их реальным знанием действующего права и презумпцией его знания. Особо замечу, здесь мы имеем дело с одним из важнейших аспектов социальной обусловленности права, его соответствия правопониманию населения.

Важную ориентирующую роль в процессе поиска выхода из противоречия между презумпцией знания права и невозможностью усвоить огромный правовой материал может сыграть и рациональная составляющая познания. Ж. Карбонье по этому поводу заметил, что правовое сознание индивида может, как бы восстановить логику законодателя и таким образом понять суть правовых требований в каждом конкретном случае. Карбонье, по существу, очерчивает механизм познания права, основанный на том, что сознание субъекта может уловить единство логики нормативно-правового акта и логики своего поведения. Следовательно, можно сказать, что возможность познания права во многом зависит от того, насколько точно в правовой норме отражена, смоделирована логика будущего поведения.

«Специфика социологического подхода к познанию права, – отмечает В.В. Лапаева , – заключается в его конечной ориентированности на установление взаимосвязи между знанием и поведением» . Действительно, социолога проблема знания права интересует в той мере, в какой информация об этом знании позволяет ему исследовать и прогнозировать юридически значимое (правомерное или неправомерное) поведение носителей этого знания.

Уровень правовой информированности сам по себе, как известно, ещё не является показателем его непременной ориентации на правомерное поведение (нередки случаи, когда преступники лучше знают Уголовный кодекс, чем законопослушные граждане). Воздействие права на поведение человека зависит от сложившегося у него отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. В основе отношения к праву лежат ценностные ориентации. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В такой ситуации само право рассматривается людьми как ценность, а правомерное поведение становится внутренней их потребностью.

В структуре особо значимых для правотворчества ценностных ориентаций центральное место, как отмечалось ранее, занимает идея справедливости. В этом отношении задача законодателя заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае правового регулирования найти и сформулировать надлежащий принцип правового равенства, следовательно, и общесправедливый для людей способ согласования всех социальных интересов в сфере регуляции соответствующей правовой нормы.

Если такое согласование найдено, то механизм реализации закона в силу его социальной обусловленности и адекватности значительно упрощается. Как свидетельствует правовая практика, закон, основанный на справедливом учёте и согласовании различных социальных интересов, т.е. правовой закон, обладает большой внутренней потенцией к самореализации. Неправовой закон, т.е. социально необоснованный, неоправданный, антисоциальный, нацеленный на защиту интересов одних в ущерб другим, для своей реализации нуждается в жёстких, репрессивных механизмах.

Замечание! Конечно, было бы неверно думать, что у правового закона нет проблем с реализацией. Ведь непосредственная реализация, помимо прочего, зависит от эффективности правоприменительной деятельности.

Признание закона большими социальными группами и готовность их следовать его предписаниям отнюдь не исключает возможности нарушения закона на индивидуальном уровне, т.е. в действиях конкретных индивидов. Для понимания реализации закона на этом уровне надо обратиться к понятию психологического механизма действия права.

Психологический механизм действия права обычно соотносят с механизмом воздействия на мотивы поведения.

Мотив (лат. movere – побуждать, приводить в движение) – это понятие, описывающее сферу побуждения субъекта к деятельности. Мотив выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека, в том числе в правовой.

Юристы обычно выделяют два вида мотивов, воздействующих на правовое поведение:

3. сдерживающие мотивы (формируются путём установления запретов );

4. побудительные мотивы (формируются путём введения обязанностей и дозволений).

Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг друга, образуют режим правового регулирования в той или иной сфере правовых отношений. Так, в сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, преобладают сдерживающие мотивы, а в области отношений, попадающих под гражданско-правовую регуляцию, преобладают побудительные мотивы. При этом нужно иметь в виду, что соотношение различных способов правовой мотивации исторически изменчиво и зависит от политической обстановки, от типа правовой культуры общества, от особенностей национальных традиций, от правовой психологии и т.п. Именно эти факторы, их соотношение придают своеобразие правовому режиму данного отрезка исторического времени.

В психологической теории деятельности индивида механизм мотивации поведения связывают с проблемой актуализации (здесь, придание особой значимости) тех или иных потребностей на фоне сознательного подавления побудительного потенциала других потребностей.

Актуализация какой-либо потребности побуждает индивида к анализу и оценке тех факторов социальной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, продиктованного этой потребностью. К числу таких факторов относятся, безусловно, и правовые нормы, регулирующие сферу отношений, в которые должен вступить индивид для реализации своих потребностей.

В случаях, когда правовые нормы содержат требования, препятствующие той или иной потребности, возникает мотивационный конфликт, т.е. конфликт между правовым мотивом и мотивом удовлетворения потребности. Разрешение этого конфликта и выбор своего поведения (действия) во многом зависит от установок на тот или иной тип юридически значимого поведения, сформировавшегося у индивида в процессе его правовой социализации.

Установка в психологическом механизме действия права означает готовность к определённому варианту поведения, сложившаяся на основе прошлого опыта.

Применительно к нашей теме, мы рассматриваем правовые установки. Таким образом, правовые установки – это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права – правомерному или неправомерному – варианту поведения.

Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выраженной в норме действующего права. Как пишет Н.В. Щербакова , правовые установки государства, будучи усвоенными личностью, становятся ядром личностных правовых установок. Таким образом, правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности, правовые установки государства из области идеологических ориентиров переходят в плоскость правовой психологии индивида и реализуются в его поведении . Если такой стыковки не происходит, то человек в своём стремлении к удовлетворению тех или иных потребностей вступает на путь неправомерного поведения.

И последнее, что следует отметить.

Наличие у человека устойчивых установок на правомерное поведение удерживает его от нарушения права даже в тех случаях, когда соответствующее неправомерное поведение могло бы способствовать удовлетворению весьма актуализированных для него потребностей. Сами установки на правомерное поведение неоднородны и зависят от основного мотива. В социологии права выделяют такие виды правовых установок:

1. принципиальные , т.е. те, которые человек соблюдает потому, что разделяет их, понимает ценность права и правопорядка;

2. прагматические , т.е. человек считает, что ему выгоднее соблюдать правовые требования;

3. конформные , т.е. привычка следовать общепринятым требованиям;

4. вынужденные , т.е. основанные на страхе наказания.

Какие же из этих установок наиболее устойчивы? Очевидно, что наиболее устойчивый характер имеют принципиальные установки на правомерное поведение, и именно на формирование таких личностных установок должны быть нацелены усилия общества и государства по созданию и эффективному действию социального механизма реализации (действия) норм права.

Литература

1. Хайек Ф. Общество свободных.//Открытая политика. 1995. № 8 (10).

2. Лапаева В.В. Социология права./Под ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., Норма, 2004.

3. Маргарет Тэтчер о самом важном в политике.//Аргументы и факты. 1996. № 35.

4. Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.

5. Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. Русская философия и социология права. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Краснодарская акад. МВД России, 2004.

6. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. – М., 1986.

7. От словагомеостаз – совокупность сложных приспособительных реакций биологической или социальной системы, направленных на устранение или максимальное ограничение действий различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды.

Социальный механизм действия права - это та це¬почка взаимодействия социальных факторов, с помощью которой содержание конкретной правовой нормы вопло¬щается в соответствующем этому содержанию правовом поведении людей. Когда говорят о социальном или ином (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с поня¬тием, а с образным выражением. Право само не действу¬ет, действуют люди - в соответствии с правом или нару¬шая его.

Очевидно, что прежде чем действовать в соответствии с законом, человек должен его знать. Поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение ее до всеобщего сведения путем официального опубликова¬ния, а отправным моментом для изучения механизма действия права является проблема познания и знания права. О значении этой проблемы говорит уже тот факт, что к числу основных правовых принципов относится презумпция знания права, которая звучит так: «Никто не вправе ссылаться на незнание закона» или «Незнание закона не освобождает от ответственности». В соответст¬вии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из того, что после официального опубликования закона граждане его зна¬ют. Между тем очевидно, что это слишком сильное допу¬щение.

В настоящее время правовое регулирование осуществ¬ляется в условиях очевидного несоответствия между пре¬зумпцией знания права и тем объемом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение пра¬вового регулирования, детализация законодательства, увеличение числа нормативно-правовых актов, возрас¬тающее количество норм процедурного характера, в ко¬торых слабо прослеживается связь с общими принципа¬ми права, и т. п. - все это приводит к тому, что право¬вое чувство индивида (лежащее, как мы уже отмечали, в основе его правовой социализации) нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. Л просветительская работа в области распространения правовых знаний (даже при самом вы¬соком уровне ее организации) не способна з современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи иногда высказываются предложения о целесообразности как-то ограничить пределы действия презумпции знания действующего права. Однако очевид¬но, что даже незначительное ослабление данной презумп¬ции привело бы к существенной утрате правом своих ре¬гулятивных возможностей. Нужно искать иное решение проблемы, связанное прежде всего с совершенствованием правотворческой деятельности. В поисках такого реше¬ния наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциа¬ла тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе позна¬ния права.

Мы уже говорили о том, что особенностью познания права является высокая доля в процессе познания чувст¬венной составляющей, в основе которой лежит чувство справедливости. И если законодателю удастся достаточно адекватно и доступно для населения выразить домини¬рующие в обществе представления о справедливости, о правомерном и неправомерном в человеческих отношени¬ях, о вине и ответственности, о соотношении между пра¬вонарушением и наказанием и т. д., то субъекты права в своей массе смогут в принципе верно ориентироваться в правовом пространстве, руководствуясь своим правовым чувством и правовыми представлениями.

Речь, по существу, идет о том, чтобы, не нанося ущер¬ба целям и задачам правовой регуляции, в максимально

возможной и доступной форме сократить все более увели¬чивающийся разрыв между законодательством и массо¬вым правосознанием членов общества, между их реаль¬ным знанием действующего права и презумпцией его знания. Здесь мы имеем дело с одним из важных аспек¬тов социальной обусловленности права, его соответствия правопониманию населения.

Важную ориентирующую роль в процессе поиска вы¬хода из противоречия между презумпцией знания права и невозможностью усвоить огромный правовой материал может сыграть и рациональная составляющая познания права. Эта проблема, в частности, обсуждалась на прохо¬дившем в 1984 г. советско-французском симпозиуме по проблеме знания права. Выступивший на нем Ж. Карбо¬нье высказал мысль о том, что правовое сознание инди¬вида может как бы восстановить логику законодателя и таким образом понять суть правовых требований в каж¬дом конкретном случае. Здесь по существу очерчен меха¬низм познания права, основанный на том, что сознание субъекта может уловить единство логики нормативного акта и логики своего поведения. С учетом такого подхода можно сказать, что возможность познания права во мно¬гом зависит от того, насколько точно в правовой норме отражена, смоделирована логика будущего поведения.

Специфика социологического подхода к познанию права заключается в его конечной ориентированности на установление взаимосвязи между знанием и поведением. Проблема знания права интересует социолога прежде всего в той мере, в какой информация об этом знании по¬зволяет ему исследовать и прогнозировать юридически значимое (правомерное или противоправное) поведение носителей этого знания.

Хорошо известно, что сам по себе уровень правовой ин¬формированности человека еще не является показателем его непременной ориентации на правомерное поведение (так, нередко преступники гораздо лучше знают Уголов¬ный кодекс, чем законопослушные граждане). Воздейст¬вие права на поведение человека зависит от сложившегося у него отношения к праву, от сформировавшейся в про

в про¬цессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению.

В основе отношения человека к праву лежат его цен¬ное гные ориентации. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществ¬ляется правовое регулирование. В такой ситуации само право расценивается людьми в качестве одной из важ¬нейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью большинства чле¬нов общества.

Центральное место в структуре особенно значимых для правотворчества ценностно-нормативных ориентации общества занимает, как мы уже отмечали, та или иная.;дея справедливости. При этом законодателю, стремяще¬муся создавать законы в соответствии с господствующи¬ми в обществе представлениями о справедливости, нет нужды заниматься философскими рассуждениями о сущ¬ности справедливости, о добре и зле и т. д. Его задача за¬ключается в том, чтобы в каждом конкретном случае правового регулирования найти и сформулировать надле¬жащую форму (норму) конкретизации принципа право¬вого равенства, а следовательно, и общесправедливого для адресатов права способа согласования всех социаль¬ных интересов в сфере регуляции соответствующей пра¬вовой нормы.

Если такое согласование будет найдено, то механизм реализации закона в силу его социальной обусловленно¬сти и адекватности значительно упростится: опыт пока¬зывает, что закон, основанный на справедливом учете и согласовании различных социальных интересов и тем са¬мым способствующий равно справедливому для всех сво¬бодному развитию общественных отношений (т. е. право¬вой закон), обладает большой внутренней потенцией к самореализации. В отличие от этого неправовой закон (а с позиций социологии права - это социально необос¬нованный, неоправданный, антисоциальный закон, за¬кон, нацеленный на защиту одних интересов в ущерб

другим) для своей реализации нуждается в жестких, ре¬прессивных механизмах.

Разумеется, было бы неверным думать, что у правово¬го закона, т. е. закона, основанного на правообразующем интересе, нет проблем с реализацией. Ведь реализация закона зависит не только от его социального содержания, но и от тех характеристик закона, которые относятся к его правовой форме, а также от эффективности право¬применительной деятельности и т. д.

Кроме того, признание закона и готовность следовать его предписаниям на уровне больших социальных групп отнюдь не исключает возможности нарушений закона на индивидуальном уровне, т. е. в действиях конкретных индивидов. Для понимания механизма реализации зако¬на на индивидуальном уровне необходимо знать, как ра¬ботает психологический механизм действия права.

Под психологическим механизмом действия права по¬нимают механизм воздействия на мотивы поведения лю¬дей. К мотивам относится все, что побуждает деятель¬ность человека, - «потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы» . Юристы обычно выделя¬ют два вида мотивов, воздействующих на значимое с точ¬ки зрения права поведение: 1) сдерживающие мотивы (формируются путем установления запретов) и 2) побуди¬тельные мотивы (формируются путем введения обязанно¬стей и дозволений). Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг дру¬га, образуют режим правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений.

1 Психологический словарь. М., 1983. С. 198.

Соотношение способов правового воздействия на моти¬вацию зависит прежде всего от особенностей сферы регу¬лируемых правом отношений. Так, в сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, преобладают сдерживающие мотивы, а в области отноше¬ний, подпадающих под гражданско-правовую регуля¬цию, преимущественное значение имеют побудительные мотивы. При этом соотношение различных способов пра

вовой мотивации исторически изменчиво, оно зависит от г..оптической обстановки, состояния правовой культуры общества, от особенностей национальной традиции, пра¬вовой психологии и т. д. Для общества в целом это соот¬ношение является важной характеристикой состояния и; иоеобразия правового режима на данный исторический отрезок времени.

Согласно разработанной психологами теории деятель¬ности, механизм мотивации поведения заключается в.глуализации тех или иных потребностей на фоне созна¬тельного или бессознательного подавления побудительно¬го потенциала других потребностей. Актуализация какой-то потребности (выступающей в данном случае в качестве мотива) побуждает индивида к анализу и оценке тех фак¬торов социальной и природной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, продиктованного этой потребностью. К числу таких фак¬торов относятся и правовые нормы, регулирующие сферу отношений, в которые должен вступить индивид для реа¬лизации своей потребности.

Эти правовые нормы могут содержать требования, препятствующие удовлетворению искомой потребности. В таком случае содержащийся в норме правовой мотив вступает в конфликт с мотивом, связанным с удовлетво¬рением потребности. В пользу какого из мотивов сделает человек свой поведенческий выбор - во многом зависит от сформировавшихся у него ранее (в процессе его право¬вой социализации) установок на тот или иной тип юри¬дически значимого (правомерного или противоправного) поведения. Ведь в большинстве случаев своего соприкос¬новения с правом, с правовыми дозволениями и запрета¬ми человек действует не под влиянием спонтанно воз¬никшего правового мотива, а в соответствии со сложив¬шимися у него установками на определенный вариант юридически значимого поведения.

Понятие установки является одной из ключевых кате¬горий современной психологии. Функция установки в психологическом механизме поведения заключается в Формировании поведенческих готовностей (т. е. готовно

стей к определенному варианту поведения), сложивших¬ся на основе прошлого опыта. Применительно к рассмат¬риваемой нами ситуации, связанной с выбором индиви¬дом того или иного варианта юридически значимого поведения, представляет интерес особая разновидность установок - так называемые социальные установки. Со¬циальная установка означает ориентацию индивида как члена определенного сообщества (социальной группы и общества в целом) на те или иные ценности, предписы¬вающие ему принятые в соответствующей среде способы поведения.

Социальные установки личности могут быть диффе¬ренцированы на политические, правовые, идеологиче¬ские, нравственные, религиозные и т. д. Правовая уста¬новка личности - это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая го¬товность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права - правомерному или противоправному - варианту поведения.

Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выра¬женной в норме действующего права. Правовые установ¬ки государства, будучи усвоенными личностью, стано¬вятся ядром личностных правовых установок. Таким об¬разом правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности, правовые установки го¬сударства из области идеологических ориентиров перехо¬дят в плоскость правовой психологии индивида и реали¬зуются в его поведении. Если же такой стыковки не происходит (т. е. правовые установки государства не ста¬новятся частью правовой психологии индивида), то чело¬век в своем стремлении к удовлетворению тех или иных потребностей вступает на путь неправомерного поведе¬ния.

1 См.: Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. С. 19.

Наличие у человека устойчивых установок на право¬мерное поведение удерживает его от нарушения права

.■АА> в тех случаях, когда соответствующее неправо: поведение могло бы способствовать удовлетворе: ,.._-ьма актуальных для него потребностей. Однако сл -меть в виду, что установки на правомерное поведе своей природе и по степени свой социальной значг ш неоднородны. В зависимости от основного MOTI отделяющего правомерный характер поведения.■■оадико-социологических исследованиях выделяю дующие виды правовых установок: 1) принципш;,ло (человек соблюдает требования права потому, отделяет их, понимает ценность права и правопоря, 5,>я общества); 2) прагматические (человек считает, выгоднее соблюдать правовые требования); 3) к кормные (привычка следовать общепринятым требова г;; и 4) вынужденные (основанные на страхе накс.ня).

Очевидно, что наиболее устойчивый характер име Финципиальные установки на правомерное поведение именно на формирование таких личностных устано: голжны быть нацелены усилия общества и государе к> созданию и эффективному действию социального: ханизма реализации норм права.

Под социальным механизмом действия права понимается механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Выделяются следующие формы социального воздействия права:

психологическая;

этическая;

информационная Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009..

Психологическое воздействие связано с формированием определенного отношения личности к действующему законодательству. Это отношение может быть позитивным и в данном случае можно говорить о потенциальной психологической направленности личности на правомерное поведение. Но оно может быть и отрицательным и здесь в лучшем случае следует говорить о потенциальной психологической направленности личности на конформное поведение, а в худшем - на неправомерное.

Результатом психологического воздействия права становится формирование образа права, т.е. «обобщенной, эмоционально окрашенной формы отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах, методах их проведения в жизнь».

Этическая форма действия права проявляется через соответствие требований, содержащихся в нормах права, требованиям социальной справедливости. Только те нормы права будут эффективно работать в конкретных правоотношениях, которые адекватно, а не гипертрофированно искаженно отражают реальные социальные взаимосвязи.

Суть информационной формы социального действия права составляет то, что норма права - это источник сведений о субъективных и объективных правах участников правоотношений, их обязанностях, о характере правовых связей в обществе и т.д.

Кроме форм социально-правового воздействия права выделяют также и его стадии. К основным стадиям социального действия права относят:

доведение правовых принципов и норм до всеобщего сведения;

направление правового поведения путем формирования в правовых актах социально полезных целей - целеполагание;

формирование с помощью правовых предписаний социально полезного правомерного поведения;

социально правовой контроль Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Данным стадиям присущи следующие элементы социальной действительности:

правовая образованность и воспитанность всего населения, профессионально-юридическая культура должностных лиц, в том числе работников правоохранительных органов;

устойчиво положительные правовые установки и ценностные ориентации населения, должностных лиц и особенно работников правоохранительных органов, которые должны к тому же отличаться умением применять право, привычкой соблюдать закон и правовой активностью;

прочная законность и правопорядок;

правосудие и другие способы защиты и охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Доведение правовых принципов и норм до всеобщего сведения является некоторой проблемой, т.к. до недавнего времени в юридической науке не уделялось должного внимания изучению правовой информированности населения. Эта проблема, исходя из различных оснований, признавалась второстепенной. В системе общественных социально-правовых ориентиров приоритет принадлежал законности, то есть неукоснительному и строгому исполнению норм законодательства, всеми субъектами правоотношений.

Под правовой информированностью понимается обусловленная интересом личности степень восприятия и осознания правовой информации, выраженной в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и учреждениях Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: 2-е изд. Магистр-Пресс, 2008..

В рамках стадии направления правового поведения путем формирования в правовых актах социально полезных целей законодатель выдвигает перед субъектами социальных связей определенные цели, которые в конечном итоге во многом определяют выбор того или иного варианта поведения.

Выделяются два вида целеуказания: общее и нормативное. Общее или описательное целеуказание содержится в призывах, декларациях, преамбулах нормативных актов и направлено на разъяснение целей принятия этих актов, их социальной значимости и необходимости. Нормативное целеуказание указывает на способы достижения обозначенных целей и сосредоточена в конкретных прямо воздействующих на личность правовых средствах: правах и обязанностях, поощрениях и наказаниях и т.п.

Существует ряд оснований того, что участники социальных связей придерживаются правовых предписаний - это и страх перед юридической ответственностью, и соглашательская, приспособленческая позиция, и осознание значительным числом человечества того факта, что право это необходимый, универсальный регулятор поведения людей, позволяющий человеку уйти от ситуации «война всех против всех» и обеспечивший возможность строить свои взаимоотношения на принципах равенства, справедливости, уважения прав и свобод личности.

Рассматривая социальный механизм действия права, необходимо отметить, что его существенным элементом является социально-правовой контроль.

Социально-правовой контроль представляет собой исторически сложившуюся систему воздействия на субъекта (социальную группу, личность) с целью организации его деятельности в рамках принятых в обществе норм и социальных ценностей, выражающих общественный интерес Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Выделяются две основные функции социального контроля:

оценивающе - констатирующая;

опережающе - диагностическая Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009..

Первая фиксирует соответствие или несоответствие поведения личности установленным нормам. Вторая же заранее выражает оцененные в нормах варианты будущего поведения и определяет его последствия.

Основным субъектом, осуществляющим социальный контроль в правовой сфере, является государство в лице правоохранительных органов.

Социальный контроль осуществляется через систему разработанных действий и санкций, стимулов и наград, имеющих целью обеспечение такого поведения личности, которое соответствует принятым обществом нормам поведения и системе ценностей.

Психологический аспект механизма государственно-правового регулирования общественных отношений характеризует происходящие в результате правового регулирования процессы формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) участников общественных отношений Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

При исследовании психологического аспекта механизма государственно-правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разрабатываемые в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о действии внешних факторов через внутренние личностные условия, о социальной детерминации психологического склада личности.

Анализ сознания и деятельности личности, дает возможность понять, что представляет собой личность в качестве активной стороны социального взаимодействия, порождающего правовое поведение, какой «вклад» она вносит в детерминацию поведения, помогает уяснить сложный механизм этой детерминации.

Правосознание и нравственное сознание в механизме регуляции социального поведения взаимодополняют друг друга, а не взаимозаменяют. Там, где нравственное сознание оказывает нужное влияние на мотивацию, правосознание это влияние усиливает. В ситуациях, где уровень нравственного сознания не удерживает конкретное лицо от готовности совершить правонарушение, правосознание иногда оказывается достаточно прочным фундаментом обеспечения правомерного поведения.

Главенствующее место в иерархии субъективных факторов, образующих психологический аспект механизма принадлежит правосознанию индивида. Именно оно является тем ведущим элементом механизма внутренней регуляции человеческого поведения в правовой сфере, который позволяет субъекту осознавать, окружающие социально-правовые явления, соотносить их с правовыми предписаниями и требованиями и в конечном итоге принимать правильные, правомерные или противоправные решения в тех или иных юридических ситуациях, а соответственно и вести себя, т.е. действовать.

Таким образом, социальный аспект механизма правового регулирования - это система социальных и иных факторов, влияющих на перевод требований правовых принципов и норм в правовое поведение субъектов права, а психологический аспект механизма правового регулирования характеризует происходящее в результате правового регулирования процесса формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) поведения участников общественных отношений Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Система нормативного регулирования общественных отношений

1.1.Право – один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.

1.2.Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом.

К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется другими социальными нормами.

Социальный механизм действия права.

Понятие «механизм» в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.

Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию. В последующем, при более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.

Суть дела в том, что указанная выше проблематика касается правового воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон или сторон, относящихся к психологическому механизму. Как отметил Л.С. Явич, «концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от более поздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями». В рамках идеи социального действия права концентрация внимания на доведении норм до всеобщего сведения, на постановке в правовых актах социально полезной цели и др. свидетельствует о том, что соответствующие вопросы затрагивают в основном область правосознания, социально-психологические аспекты функционирования права. К тому же если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия «механизм», то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами - не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой.

В то же время важно подчеркнуть существенное методологическое и теоретико-прикладное значение изучения социального механизма действия права. В той мере, в какой подобное изучение соответствует профилю, месту и роли конкретно-социологических исследований в правоведении (I.2.5.), оно способно обогатить целостное, единое содержание общей теории права, а также содействовать формированию (появлению) собственной проблематики, относящейся к социологии права. Важно, однако, с необходимой строгостью определить круг вопросов, который касается социального механизма действия права, отграничив его от вопросов психологического механизма (последние в отличие от собственной социологической проблематики затрагивают не взаимодействие людей, их коллективов, а мотивы поведения личности). Имеет существенное значение выделение в качестве наиболее широких сторон социального механизма действия права таких, как социальная среда функционирования права, с одной стороны, а с другой - социальные последствия действия юридических норм, а также более частных характеристик, в том числе правовая информация, правовая установка и ориентация субъектов.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.

Общие признаки правовых средств:

выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом);

выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;

приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

обеспечиваются государством.

Классификация правовых средств:

1) зависимости от степени сложности:

первичные (элементарные) - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п;

комплексные (составные) - договор, норма, институт, правовой режим и пр.

2) по выполняемой функции:

регулятивные (дозволения);

охранительные (меры защиты);

3) по предмету правового регулирования:

конституционные,

административные,

гражданские,

уголовные и др.;

4) по характеру:

процессуальные (иск);

5) по значимости последствий:

обычные (штраф);

исключительные (смертная казнь);

6) по времени действия:

постоянные (гражданство);

временные (премия);

7) по виду правового регулирования:

нормативные (установленные в нормах права запреты);

индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);

8) по информационно-психологической направленности:

стимулирующие (льготы);

ограничивающие (приостановления) и т.д.