«Энекс» претендует на долговой «Ресурс.

В краснодарском ОАО «Энекс» (75% принадлежат Газпромбанку) введена процедура наблюдения. Компания является генподрядчиком строительства транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», которое ведется на деньги частных инвесторов в Челябинской области. С иском о признании компании банкротом обратился ее субподрядчик, которому «Энекс» задолжал порядка 45 млн руб. При этом в самой компании уверяют, что расплатятся с кредиторами, как только отсудят у заказчика строительства ТЛК - ООО «Ресурс» 840 млн руб. Сам «Ресурс» в Арбитражном суде Челябинской области пытается обанкротить налоговая инспекция.


Арбитражный суд Краснодарского края ввел процедуру наблюдения в отношении генерального подрядчика транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» - ОАО «Энекс». С заявлением о признании компании банкротом в октябре 2016 года в суд обратился субподрядчик строительства ТЛК - ООО «Реалсервис». В ноябре того же года право требования долга по договору цессии перешло к ООО «Аркада». Согласно материалам дела, сумма исковых требований составляет 45,79 млн руб. Наблюдение введено до 2 августа 2017 года. Как следует из материалов дела, в настоящий момент о своих требованиях к ОАО «Энекс» заявили 11 компаний.

ОАО «Энекс» выполняет полный комплекс проектных, монтажных и пусконаладочных работ «под ключ» при строительстве, реконструкции и эксплуатации энергообъектов. По данным Kartoteka.ru , основным видом деятельности является производство электроэнергии. 75% акций компании принадлежат ООО «Арекс», которым владеет Газпромбанк, еще 25% владеет ООО «Менеджемент южного ИЦ энергетики». На конец 2015 года баланс ОАО «Энекс» составлял порядка 14,6 млрд руб., выручка - более 8 млрд руб., прибыль - 1,4 млрд руб., чистая прибыль - 16,2 млн руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», объем краткосрочной кредиторской задолженности компании составляет 1,89 млрд руб., объем долгосрочной кредиторской задолженности - 190,7 млн руб.

Проект ТЛК презентовали в июне 2012 года, ему приписывали важную роль в создании «Нового шелкового пути», который должен был открыть китайским инвесторам дорогу через Казахстан в Россию и далее в Европу. Его стоимость оценивалась в 6,8 млрд руб. (ранее заявлялось, что на 5 млрд работы выполнены). Реализуется на средства частных инвесторов. Он расположен в Увельском районе Челябинской области. В прошлом году была запущена первая очередь ТЛК. По планам инвесторов, терминал сможет принимать 2,5 млн тонн грузов в год с перспективой увеличения объема в четыре раза. ТЛК занимает 180 га и представляет собой железнодорожный контейнерный терминал, склады на 82 тыс. кв.м с перспективой увеличения до 450 тыс. кв.м.

По словам начальника управления по корпоративной политике и правовому обеспечению ОАО «Энекс» Антона Белогая, задолженность кредитору, послужившая причиной для введения процедуры наблюдения, была не оплачена в связи с отсутствием денежных средств. «Денежные средства, которые поступают, направляются на выплату заработной платы и иных, более приоритетных по закону обязательств, нежели платежи кредитору. В связи с тем, что у нас большая „дебиторка”, нет свободных денежных средств. И нет возможности их привлечения для того, чтобы погасить долги всех кредиторов», - прокомментировал собеседник „Ъ-Кубань”. Он также сообщил, что в настоящее время компания работает над взысканием дебиторской задолженности. Одним из крупнейших должников является ООО «Ресурс» - заказчик строительства ТЛК «Южноуральский», к которому подано два иска - на 187 млн руб. и 680 млн. руб. При этом существует вероятность, что сам должник «Энекса» будет признан банкротом. 2 марта заявление налоговой инспекции, которая, по данным суда, требует с «Ресурса» более 130 млн руб., рассмотрит Арбитражный суд Челябинской области. «Ситуация очень простая: если нам не платят заказчики, за счет чего мы будем платить нашим субподрядчикам? У ООО „Ресурс” недостаточно имущества на балансе. Если их признают банкротами, мы ничего с них не взыщем. Но если они каким-то образом выйдут из банкротства и нам заплатят по решениям судов, тогда у нас будет возможность рассчитаться с частью кредиторов», - уверил господин Белогай.

Ранее представители «Ресурса» называли претензии «Энекса» необоснованными, заявляли, что свои обязательства выполнили в полном объеме, но намерены взыскать с генподрядчика средства за некачественные работы. Сумма не разглашается. Исков об этом в арбитражных судах Челябинской области и Краснодарского края пока нет.

Татьяна Дрогаева; Наталья Кажан, Краснодар

- Роман Владимирович, банкротство ЭНЕКСа, когда-то успешной инжиниринговой компании, участвовавшей во многих проектах в сфере энергетики, по-прежнему вызывает вопросы. В частности, некоторые субподрядчики строительства транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» высказывают мнение о возможности преднамеренного банкротства. Насколько я знаю, в вашем отчете, подготовленном по результатам процедуры наблюдения, также содержится информация о выявленных признаках преднамеренного банкротства. Можно ли сказать, что вы согласны с мнением субподрядчиков?

Сразу оговорюсь, что я не обсуждал с представителями субподрядчиков ТЛК «Южноуральский» эту тему, поэтому могу судить об их аргументации исключительно по газетным публикациям. Но из того, что я читал, у меня сложилось мнение, что мы с ними все-таки говорим о разных вещах, хотя и пользуемся одним термином.

- В чем разница?

В силу своих служебных обязанностей арбитражный управляющий обязан провести анализ финансового состояния должника, чтобы определить глубину существующей проблемы. Это комплексная работа, которая включает в себя в том числе выявление признаков преднамеренного банкротства. Мы используем стандартную методику, утвержденную Постановлением правительства. Вначале смотрим на различные финансовые коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника, выявляем периоды, когда они снизились. Затем анализируем сделки, заключенные должником в периоды резкого ухудшения платежеспособности.

В случае ЭНЕКСа резкое снижение коэффициентов платежеспособности фиксируется с конца 2013 года. Мною проанализировано более 3150 сделок ЭНЕКСа, из них 63 сделки по различным основаниям отнесено к подозрительным. Абсолютное большинство подозрительных сделок имело место в период с 2014-го по начало 2016 года. Наличие таких сделок, с точки зрения применяемой нами методики, трактуется как признаки преднамеренного банкротства.

Но я хочу оговориться, что к категории «подозрительных» мы относим сделки по формальным характеристикам, речь не идет о том, что все они имели криминальный характер и привели к банкротству предприятия. С ними еще предстоит разбираться, изучить более пристально.

Теперь, что касается субподрядчиков. Насколько я понимаю их позицию, они намекают на то, что некие люди из числа руководства ЭНЕКСа сознательно инициировали банкротство, чтобы не рассчитываться по долгам, оставшимся после строительства ТЛК «Южноуральский». Я с подобной трактовкой согласиться не могу. Во-первых, как я уже упоминал, проблемы с платежеспособностью ЭНЕКСа фиксируются еще в 2013 году, когда строительство ТЛК только начиналось. Во-вторых, проведенный мною анализ показывает отсутствие признаков фиктивного банкротства: то есть существующие долги являются реальными и их погашение в рамках хозяйственной деятельности либо за счет имеющихся активов не возможно. В-третьих, долг перед субподрядчиками ТЛК «Южноуральский» - это ничтожная часть общей долговой нагрузки ЭНЕКСа: порядка 350-400 млн руб. из 9 млрд. Образно говоря, это лишь капля в море.

- Тогда чем, на ваш взгляд, вызвано банкротство? Что послужило его причиной?

На мой взгляд, банкротство ЭНЕКСа стало результатом совокупности факторов. Среди основных, которые привели к потери управляемости в компании, я бы выделил некомпетентность бывшего руководства, которое в 2012-2015 гг. наращивало количество реализуемых проектов при неспособности эффективно управлять этим портфелем заказов. Крайне плохо, даже провально была выстроена работа с заказчиками и контрагентами. Наверняка важную роль сыграли и злоупотребления бывшего менеджмента. Окончательную точку в этом вопросе должен поставить суд, я могу ссылаться только на то, что в настоящее время расследуется уголовное дело, возбужденное по заявлению последнего гендиректора компании Дмитрия Глямшина. Насколько я знаю, еще несколько заявлений о предполагаемых злоупотреблениях находится на стадии доследственной проверки.

- Говоря о возможных злоупотреблениях бывшего менеджмента, вы кого имеете в виду?

Как я уже сказал, вопросы возникают по периоду с 2013 по первую половину 2016 года. В это время предприятием руководил Сергей Инков.

- Вы упомянули, что общий долг ЭНЕКСа перед кредиторами составляет около 9 млрд рублей. А активы? На что могут рассчитывать кредиторы по результатам завершения процедуры конкурсного производства?

Пока все суммы не окончательны, поскольку у нас еще не сформированы ни реестр кредиторов, ни конкурсная масса (это совокупность активов должника, за счет продажи которой удовлетворяются требования кредиторов).

- Хотя бы предварительно можете назвать ориентиры?

На текущий момент установленный долг ЭНЕКСа превысил 8,6 млрд рублей. Инвентаризация активов пока не завершена, но я могу предположить, что совокупная стоимость имущества ЭНЕКСа, а также имеющаяся дебиторская задолженность вряд ли могут быть соотнесены с суммой долга.

- На что в таком случае могут рассчитывать субподрядчики строительства ТЛК «Южноуральский»? Они уже высказали опасение, что из-за огромного долга перед Газпромбанком им ничего не достанется.

По человечески я понимаю сложную ситуацию, в которой оказались субподрядчики строительства ТЛК, но Закон о банкротстве требует от меня действовать в интересах всех кредиторов, запрещает оказывать преференции какой-либо группе.

Существует закрепленная законом процедура погашения требования кредиторов и очередность платежей. Наши основные кредиторы являются равноправными кредиторами 3-й очереди и вправе рассчитывать на удовлетворение своих требований пропорционально сумме установленного долга.

Единственное, что можно сейчас пообещать, это то, что я намерен приложить максимум усилий, чтобы увеличить конкурсную массу. В частности, за счет дебиторской задолженности ЭНЕКСа. Крупнейший дебитор - заказчик строительства ТЛК «Южноуральский» - ООО «Ресурс», чей долг превышает 850 млн рублей. Эта сумма подтверждена решениями апелляционных судов.

Пользуясь случаем, призываю всех кредиторов, включая субподрядчиков, к конструктивному сотрудничеству в рамках процедуры банкротства, в том числе в деле истребования дебиторской задолженности.

В отношении кубанского ОАО «Энекс», 75% которого находятся в собственности Газпромбанка, введена процедура наблюдения. Акционерное общество является генподрядчиком строительства транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», которое ведется на деньги частных инвесторов в Челябинской области. С иском о признании компании банкротом обратился ее субподрядчик, которому «Энекс» задолжал порядка 45 млн руб. При этом в самой компании уверяют, что расплатятся с кредиторами, как только отсудят у заказчика строительства ТЛК - ООО «Ресурс» - 840 млн руб. Между тем и сам «Ресурс» находится на грани банкротства. По мнению одних аналитиков, развязать долговой узел и спасти «Энекс» от банкротства могло бы государство. По мнению других, в нынешних экономических условиях это маловероятно.


Арбитражный суд Краснодарского края ввел процедуру наблюдения в отношении генерального подрядчика транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» - ОАО «Энекс». С заявлением о признании компании банкротом в октябре 2016 года в арбитраж обратился субподрядчик строительства ТЛК - ООО «Реалсервис». В ноябре того же года право требования долга перешло к ООО «Аркада». Согласно материалам дела, сумма исковых требований составляет 45,79 млн руб. Наблюдение введено до 2 августа 2017 года.

Строящийся в Челябинской области транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» - часть «Нового шелкового пути», который должен был открыть китайским инвесторам дорогу в Россию и Европу через Казахстан. В 2015 году была пущена первая очередь ТЛК. «Южноуральский» занимает 180 га и представляет собой железнодорожный контейнерный терминал, склады на 82 тыс. кв. м с перспективой увеличения до 450 тыс. кв. м. Стоимость проекта, реализуемого на средства частных инвесторов, оценивается в 6,8 млрд руб. По планам инвесторов, терминал сможет принимать 2,5 млн т грузов в год с перспективой увеличения объема в четыре раза.

ОАО «Энекс», по собственным данным, выполняет полный комплекс проектных, монтажных и пусконаладочных работ «под ключ» при строительстве, реконструкции и эксплуатации энергообъектов. По данным системы Kartoteka.ru , основным видом деятельности является производство электроэнергии. Владелец 75% акций компании - ООО «Арекс», 100%-ным владельцем которого является Газпромбанк, еще 25% владеет ООО «Менеджмент южного ИЦ энергетики». На конец 2015 года баланс ОАО «Энекс» составлял порядка 14,6 млрд руб., выручка - более 8 млрд руб., прибыль - 1,4 млрд руб., чистая прибыль - 16,2 млн руб. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», объем краткосрочной кредиторской задолженности компании составляет 1,89 млрд руб., объем долгосрочной кредиторской задолженности - 190,7 млн руб. В арбитражных судах Москвы и Краснодарского края в качестве должника «Энекс» был участником пяти дел о банкротстве. Из них к настоящему моменту два производства прекращены.

Исполнительный директор Национальной юридической компании «Митра» Заурбек Ахметов считает дело о банкротстве «Энекса» нетипичным: «Странно, что кредитор с требованиями в 45 млн смог ввести процедуру наблюдения. Многие компании с худшим финансовым положением продолжают работать долгие годы и избегают этого». Менеджменту компании, на его взгляд, следовало возразить против введения наблюдения и изыскать средства для удовлетворения требований кредитора. «До наблюдения можно было вести переговоры индивидуально с каждым по погашению или реструктуризации долга. Теперь выйти из процедуры можно только погасив требования всех кредиторов. То есть задача серьезно усложнилась»,- отметил эксперт. Как следует из материалов дела, в настоящий момент о своих требованиях к ОАО «Энекс» заявили 11 компаний.

По словам Антона Белогая, начальника управления по корпоративной политике и правовому обеспечению ОАО «Энекс», задолженность кредитору, послужившая причиной для введения процедуры наблюдения, была не оплачена в связи с отсутствием денежных средств. «Размер компании не влияет на финансовый поток, на это влияют прибыльные договоры и прочие факторы. Денежные средства, которые поступают, направляются на выплату заработной платы и иных, более приоритетных по закону, обязательств, нежели платежи кредитору. В связи с тем, что у нас большая „дебиторка“, нет свободных денежных средств. И нет возможности их привлечения для того, чтобы погасить долги всех кредиторов»,- прокомментировал собеседник „Ъ“. Он также сообщил, что в настоящее время компания работает над взысканием дебиторской задолженности. Одним из крупнейших должников является ООО «Ресурс» - заказчик строительства ТЛК «Южноуральский», к которому поданы два иска - на 187 млн руб. и 680 млн руб. При этом существует вероятность, что сам должник «Энекса» будет признан банкротом. «Ситуация очень простая: если нам не платят заказчики, за счет чего мы будем платить нашим субподрядчикам? У ООО „Ресурс“ недостаточно имущества на балансе. Если их признают банкротами, мы ничего с них не взыщем. Но если они каким-то образом выйдут из банкротства и нам заплатят по решениям судов, тогда у нас будет возможность рассчитаться с частью кредиторов»,- уверил господин Белогай.

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Юг» Юрия Пустовита, ситуация, в которой у должника есть дебиторы, находящиеся на грани банкротства, в настоящее время является распространенной: «По документам есть „дебиторка“, но получить ее практически невозможно». Однако он считает, что участие государства (основного владельца Газпромбанка.- „Ъ“) помогло бы «Энексу» избежать банкротства. «Если государство погасит их долги, конкурсное производство и реализация имущества вводиться не будут. Все зависит от того, насколько это предприятие ценно для государства и насколько ценны его активы. Не исключено, что „дебиторы“ компании тоже являются компаниями с госучастием, и тогда государство может включить свои механизмы и подвигнуть их к расчетам»,- сказал господин Пустовит. Заурбек Ахметов полагает, что возможность выделения денег из бюджета для спасения «Энекса» маловероятна: «Теоретически возможно отвлечение денежных средств из другой компании с госучастием, но в условиях сегодняшнего дефицита финансирования в это верится с трудом. Сейчас необходимо активно работать с дебиторами - чтобы они погасили долги, а компания рассчиталась со своими кредиторами».

Наталья Кажан, Краснодар