Какой орган государственной власти рф принимает федеральные законы. Порядок принятия законов в рф

Мы часто узнаем из различных информационных источников о том, что были приняты новые законопроекты, либо о том, что старые были отклонены. Но, к сожалению, в современном мире не все граждане России хорошо ознакомлены с политической системой, с правом и с управлением государством.

Так кто же, и каким образом принимает законы в РФ?

Правом вносить на рассмотрение законопроекты в Госдуму обладает президент РФ, Совет Федерации, его члены, депутаты Государственной Думы, правительство РФ, законодательные органы РФ, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Простые граждане хоть и не обладают правом законодательной инициативы, все же могут влиять на законодательство. Они могут обращаться к выбранным ими же депутатам, предлагать депутатам проекты и идеи, а те, в свою очередь, могут претворять в жизнь предложения граждан.

В первую очередь с текстом нового законопроекта должны ознакомиться депутаты. Проект сначала будет рассматриваться в комиссиях Госдумы. Для работы с текстом привлекаются специалисты, юристы и ученые, очень хорошо разбирающиеся в тех сферах, для регулирования которых предназначается рассматриваемый законопроект. И только затем проект передается для рассмотрения в Государственную Думу.

Госдума будет рассматривать проект за три чтения (то есть в три этапа)

На первом чтении депутаты рассуждают о том, что можно изменить в данном проекте, делают определенные замечания. После этого, по мере необходимости возвращают его автору на доработку, для исправления тех нюансов, на которые были обращены замечания депутатов и предложения.

После исправления законопроект попадает на второй этап, или на второе чтение. На нем его рассмотрят очень тщательно, обсудят каждую его статью и каждый из его пунктов, а также обратят внимание и на исправления, сделанные после первого слушания.

Заключительным этапом будет являться третье чтение, во время которого депутаты голосуют либо за принятие закона, либо против его принятия. И, соответственно, законопроект принимается, если за его принятие проголосовала большая часть голосовавших депутатов.

После принятия Госдумой законопроект передают Совету Федерации. Эта передача должна состояться в течение пяти дней. При этом, Совет Федерации не рассматривает все законы, он решает сам какие законы рассмотреть а какие нет; но, в обязательном порядке рассматривает те законы, которые связаны с международными отношениями страны, с ее финансами и с ее безопасностью. СФ может в течение двух недель рассмотреть закон и либо одобрить его, либо отклонить.

P.S. Если Вам требуется аудиторские услуги для проверки соблюдения Вашей фирмой законов - кликните . Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания - всё это ждёт Вас на предложенном сайте.


Жизнь любого человека в обществе регулируется множеством законов, которые нужны для нормальной работы, для нормальной семейной жизни, для пользования своими правами и выполнение...


Каждый современный работник должен знать о том, каково максимальное количество рабочих часов в месяце по закону. Ведь, к сожалению, нередки случаи недобропорядочности среди...

Изучая российское законодательство, многие граждане недоумевают. Откуда берется такое количество всевозможных законопроектов, актов и прочих, регулирующих жизнь россиян, документов. Кто принимает законы в РФ? На чем основано решение об их принятии? Учитывая, что жить по таким законам в России становится все хуже, граждане все чаще задаются этим вопросом.

Кто принимает федеральные законы в РФ

Законы, в том числе федеральные, могут быть приняты, согласно статьям 104-107 Конституции РФ. Органом, принимающим законы в РФ, является Государственная Дума.

Разработать закон и передать его на рассмотрение могут как депутаты Госдумы, так и или Президент. Принятие происходит путем голосования депутатами. Если «за» проголосует большинство - закон будет принят. Текст зачитывается с трибуны, после этого они приступают к прениям и, если препятствий нет, голосуют. После этого, в течение 5 дней он рассматривается Советом Федерации. Если он был одобрен более чем 50% голосов Совета, его опубликовывают и закон вступает в силу.

Сколько времени занимает

На оценку и принятие закона Конституцией РФ установлен срок - 2 недели. Если закон за это время не был принят, то его снимают с повестки дня или передают в Государственную Думу для внесения изменений. Тот, кто принимает законы в РФ, знает, что отклонение законопроекта Советом Федерации - это еще не значит, что его нельзя принять. Он может быть принят в обход совета Федераций, если во время повторного чтения будет принят двумя третями от численности собравшихся на слушание депутатов. Соответственно, срок принятия федерального закона составляет от 6 до 14 дней.

Роль Президента

В чем, в чем, а Президента нельзя винить в существовании плохих законов. Утверждать, что Президент РФ принимает законы - показывать незнание статей Конституции. Он может разработать свой законопроект и проявить инициативу, чтобы внести его на рассмотрение и обсуждение в Государственной Думе. Но повлиять на принятие того или иного акта, в том числе и своего - он не имеет на это права.

В некоторых случаях Президенту доступно право «вето», но воспользоваться им он может только раз. Если во втором чтении, при повторном голосовании за законопроект проголосует две трети голосов - он приобретет юридическую силу. Все законы, перед тем, как быть опубликованными, должны быть подписаны Президентом, независимо от того, считает ли он правильным принятие или нет.

Не Президент РФ принимает федеральные законы, а Однако он может выступать инициатором создания и принятия законопроекта о введении или отмене налогов, изменении финансовых обязательств государства. То есть, законов, связанных с бюджетно-распределительной системой. Они могут быть внесены на обсуждение Думой только после одобрения Правительства.

Роль Правительства

Простой обыватель думает, что Правительство РФ принимает законы, и снова ошибается. Правительство, согласно все той же Конституции, не занимается таким видом деятельности. Оно относится к органам исполнительной власти и занимается вопросами, связанными с исполнением, а не принятием законов в РФ. В сфере деятельности Правительства также находятся сферы развития культуры, науки, бизнеса, здравоохранения и правопорядка. Оно следит за тем, как власть на местах соблюдает российское законодательство и не нарушает права граждан.

Как закон приобретает юридическую силу

После того как закон будет одобрен в Совете или он будет принят единогласно депутатами Государственной Думы, он еще не приобретает юридической силы. Для того чтобы он вступил в силу, его необходимо опубликовать в средствах массовой информации (каналы Центрального телевидения, радио и «Русская газета», Кодексы). До этого момента законопроект считается недействительным и не может использоваться.

Иногда в ситуации, когда разработанный и принятый закон не может быть использован сразу в силу непреодолимых обстоятельств, дата его вступления в юридическую силу может быть отсрочена на несколько лет. Он также долен быть опубликован. Он вступит в силу с указанной в нем даты. Те, кто принимает законы в РФ, делают это для того, чтобы граждане смогли заранее ознакомиться с тем, что к определенному моменту закон начнет действовать.

В каких случаях закон признается недействительным

Решение о недействительности принятого закона выносит Конституционный Суд Российской Федерации. После вынесения решения, он утрачивает силу, а вместо него применяются другие акты.

Причиной для признания его недействительным может быть противоречие его уже принятым федеральным законам и актам. Такая необходимость может возникнуть, если выяснится, что уже принят аналогичный законопроект. Тот, кто принимает законы в РФ, не всегда знает, что они уже есть и либо не работают, либо не применяются.

Судебное разбирательство обычно назначается по заявлению депутатов, членов Совета, прокуроров, судей, юристов. После того, как будет вынесено соответствующее решение, информация о признании закона недействительным должна быть опубликована. Только после этого это решение будет считаться вступившим в силу.

В тексте закона также может быть прописан срок, в течение которого он действителен и по истечении которого его действие аннулируется. Тот, кто принимает законы в РФ, делает это в тех случаях, когда законопроект был принят в определенный период на определенные цели. Например, во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 были приняты законы в области гражданского, земельного и налогового законодательства, действие которых прекратилось с их окончанием.

Правом рассматривать, одобрять или отклонять законопроекты на сегодняшний день в России обладают такие государственные инстанции, как:

  • Совет Федерации;
  • Действующий глава государства - В.В.Путин;
  • Представители от каждого из 85 субъектов РФ;
  • Депутаты;
  • Правительство.

Основной функцией государственной Думы является принятие законов, как основных механизмов функционирования государственной власти. Органы, обладающие правом рассмотрения будущих законов знают, какие вопросы и общегосударственные проблемы следует в первую очередь ставить на повестку. Граждане России хоть и не обладают законодательным правом, однако, всегда могут обратиться со своими предложениями и пожеланиями к выбранному ими депутату.

Процесс принятия законов в РФ

  1. На самом начальном этапе с текстом будущего в перспективе закона знакомятся думские депутаты. К работе с текстом могут быть привлечены юристы, специалисты, социологи, политологи, все те, кто осведомлен вопросами, рассматриваемыми в законопроекте. После чего проект закона передается в гос. Думу, где подлежит рассмотрению в три этапа, которые называют тремя чтениями.
  2. Во время первого чтения вносятся предложения или замечания. Измененный вариант передают на второе чтение. Депутаты подробно и досконально обсуждают каждую статью законопроекта, а также поправки, если они были внесены на этапе первого чтения.
  3. Третий этап характеризуется голосованием "за" или "против". Если за принятие проголосовало большинство - закон считается принятым.
  4. В течение 5 календарных дней после принятия нижней палатой положительного решения закон направляется в СФ для дальнейшего продвижения, где не рассматриваются абсолютно все законы, а только те, которые в первую очередь касаются наиболее важных аспектов: жизни граждан РФ, экономики страны, защиты безопасности России. На рассмотрение закона дается две недели. Закон считается одобренным, если большая часть членов палаты проголосовала "за" или если он вообще не был рассмотрен в течение 14-дневного срока.
  5. Если закон все же одобрен, то он в течение пяти дней направляется на подпись В.В. Путину. Глава государства в свою очередь может его подписать или отклонить. Если им дано добро, то требования закона должны быть доведены до сведения всех граждан РФ, посредством СМИ: новости, первые полосы газет и т.д.
  6. Закон вступает в силу по истечении 10-ти дней с момента его принятия, причем вступление в силу происходит во всех субъектах РФ одновременно.
  7. Президент также может и не согласиться с одобренным и принятым им законом и возвратить его на повторное рассмотрение.

Правомзаконодательной инициативы обладают:

Президент РФ;

Правительство РФ;

Государственная Дума и депутаты;

Совет Федерации и его члены;

Законодательные органы субъектов РФ;

- Конституционный суд , Высший Арбитражный суд, Верховный суд по вопросам их ведения.

I этап Законопроект вносится на рассмотрение в Государственную Думу, причем некоторые законопроекты требуют обязательного заключения правительства РФ.

К этим законопроектам относятся:

Законопроекты, касающиеся налогов и сборов;

Законопроекты о выпуске государственных займов;

Иные законопроекты, предусматривающие расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

В Государственной Думе законопроект рассматривается в 3-х чтениях: в 1-ом чтении голосуется за весь законопроект в целом, во 2 и 3 чтении сначала голосуются за каждую поправку, а затем за весь законопроект в целом. Между чтениями выделяется 15 дней для внесения поправок в законопроект. По решению 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы 2-ое и 3-ье чтения могут не проводиться. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе должно осуществляться в присутствии инициаторов.

Если эти лица не являлись на заседание, то рассмотрение данного законопроекта переносится на следующее заседание. А в том случае, если инициаторы повторно не явились, то законопроект может быть рассмотрен в их отсутствие. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если проголосовало менее половины, то законопроект считается не принятым и работа по нему прекращается.

II этап Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней должен быть передан в Совет федерации для одобрения. Совет Федерации может рассматривать данный закон в течение 14 дней. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо он считается автоматически одобренным, если он не был рассмотрен в течение 14 дней. Если проголосовало менее половины - то законопроект возвращается на доработку в Государственную Думу.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Совет Федерации обязан одобрить, возвращенный им в Государственную Думу закон если за него в первоначальной редакции проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

III этап Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней должен быть предан Президент для подписания и обнародования. Президент рассматривает данный закон в течение 14 дней. Если президент не подписывает закон, то закон передается на доработку в Государственную Думу. Президент обязан подписать возвращенный им закон, если за него в первоначальной редакции проголосуют более 2/3 депутатов Государственной Думы и 2/3 членов Совета федерации.

Все проекты поступают в Государственную Думу для рассмотрения. Процесс принятия законов в РФ сложный и многоступенчатый. На этапе рассмотрения проекта закона Государственной Думой депутаты тщательно разбирают его статьи, нередко спорят и прийти к единому мнению бывает непросто.

Законопроекты, касающиеся системы налогообложения, связанные с финансовыми обязательствами государства, связанные с расходами бюджетных средств, рассматриваются только с разрешения Правительства Российской Федерации. Работа с федеральными законами проходит в три этапа.

В первом рассматриваются основные положения документа. Инициатор проекта зачитывает и раскрывает основные направления документа, затем выступают содокладчики и проводятся прения. Государственная Дума рассматривает проект, учитывает все высказанные замечания, после чего выносит решение, одобряя или отклоняя документ. Если закон в целом принимается, то его направляют в комитет, ответственный за его подготовку, для доработки с учетом всех предложений и замечаний, которые прозвучали в первом чтении.

После исправления всех замечаний по проекту документ выносится на второе чтение, которое проходит на пленарном заседании. Задача депутатов на данном этапе - разобрать законопроект постатейно и подробно, учитывая все внесенные поправки в первом чтении. После чего законопроект может быть принят окончательно для рассмотрения его в третьем чтении или же отклонен.

В третьем чтении исправления и поправки уже не допускаются. Задача депутатов заключается только в голосовании за принятие документа. Федеральный закон принимается большинством голосов по итогам голосования. Затем в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации.

Кто принимает законы

Если Совет Федерации отклонил законопроект, то палаты могут создать согласительную комиссию – специальный орган для рассмотрения возникших разногласий, после чего закон может быть повторно рассмотрен и доработан Государственной Думой. В случае разногласий по поводу закона Государственной Думы и Советом Федерации закон считается принятым, если за него проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов, после чего он поступает на подпись Президенту РФ, затем официально публикуется в Российской газете и вступает в силу спустя 10 дней после опубликования. Таков порядок принятия законов в РФ.