Африканская тюрьма для подростков в сьерра-леоне - пожалуй, самая пугающая тюрьма для детей. Жизнь в тюрьмах африки фото

Самая знаменитая и влиятельная банда Южной Африки носит название «Цифры». Группировка образовалась в тюрьме Кейптауна и сегодня держит под своим контролем практически все тюрьмы Южной Африки. В какой-то момент «Цифры» стали настоящим культом - члены банды носят её имя с гордостью, выражая своё почтение в разнообразных ритуалах, делясь с друг другом мифологией, которую, в соответствии с истинно африканскими традициями, нужно знать наизусть. Банды очень хорошо организованы: они проводят идентичные программы инициации и тренировок в каждой тюрьме страны и постоянно набирают новых членов. Жизнь в Африке не так легка, а банда предлагает своим участникам защиту, товарищество, статус и власть. У банды есть свой свод законов, которые нужно также знать наизусть, поэтому её принято считать справедливой, но при этом многие забывают, что наказание за нарушение этих законов оказывается таким, что смерть показалась бы приятнее.

По сути, «Цифры» - это собирательное название для трёх банд, у которых, согласно легенде, есть общая история - так называемые «26-е», «27-е» и «28-е». У каждой из них есть своя специализация, и все они несут за собой практически вековую кровавую историю.

Как и многие американские банды, «Цифры» выросли из направления за сопротивление - начало организации положили несколько человек, которые боролись с притеснением цветного населения в конце XIX века. Постепенно с улиц они переместились в тюрьмы, где, согласно собственной мифологии, продолжают бороться с несправедливым законом и создают собственные, более комфортные условия содержания. Говоря объективно, то, что когда-то было создано с целью борьбы с расовой несправедливостью, сегодня превратилось в типичную гангстерскую группировку, не выдержавшую испытание на прочность в капиталистическом мире: статус в банде в значительной степени обеспечивают деньги, а членство можно запросто купить - вроде того, как покупают членство в яхтенном клубе.

Простая жизнь в Африке не так легка, а банда предлагает своим участникам защиту, товарищество, статус и власть.

История

Несмотря на то что детали истории возникновения банд варьируются, есть основные общепринятые положения, которые стали легендой, передающейся из поколения в поколение вот уже 100 лет.

Около 1880 года бродяга по имени По проходил мимо родников и увидел чёрных людей, работающих в невыносимых условиях. Он решил бороться за их права и приютил двух мальчиков - Нонгонзолу и Киликикияна. Он поймал для них быка и накормил их, а также научил их сохранять мясо, разделив быка между ними. Части быка, которые достались им, будут иметь символическое значение для их будущих банд.

По научил мальчиков вести преступную жизнь, грабить и убивать, а потом убедил ещё 15 человек присоединиться к ним - Нонгонзоле досталось семь подопечных, а Киликикияну восемь. Банда одного промышляла днём, а другого - ночью.

Разногласия между бандами случались многократно, но последней точкой стал тот день, когда банда Нонгонзолы вернулась раньше и застала Киликикияна, занимающегося сексом с другим мужчиной. Банды больше не работали вместе, и однополый секс стал важным критерием различия между ними - в 28-й банде, банде Киликикияна, он считается естественной вещью, а в 27-й банде недопустим. К слову, первая цифра в названии банды символизирует количество первоначальных вождей, а цифры 7 и 8, соответственно, изначальное количество членов банды.

Спустя некоторое время оба главаря встретились в тюрьме и набрали себе группу из шести человек. Киликикиян хотел им предложить свой способ проведения досуга, но эта новая банда отказалась от него и решила быть независимой - и положила начало банде «26». Интересно, что банды «26» и «28» с тех пор не разговаривают и все сделки заключаются исключительно при посредничестве 27-й банды.

Три группировки - «26», «27» и «28» - сегодня различаются по тяжести преступлений: экономические, сексуальные или особо жестокие преступления. В зависимости от тяжести собственного преступления новичок, скорее всего, попадет в ту или иную группу, но есть также и определённые ритуалы посвящения. Когда осуждённый попадает в тюрьму, ему задают вопрос, который определит его судьбу («Идёт дождь, у тебя есть зонт. Я говорю, что промок. Что ты сделаешь?»). Если новичок отвечает правильно, он может попасть в банду, но для этого ему нужно будет подраться или убить того, на кого ему укажет банда. Это случится в субботу - «день ошибок», а посвящать его будут в воскресенье - «день правых». Во время обряда инициации его проверят на наличие татуировок других банд, и если их найдут, он будет наказан.

Банды «26» и «28» не разговаривают между собой, все сделки заключаются исключительно при посредничестве 27-й банды.


26-я банда специализируется в денежных преступлениях - грабеже, контрабанде, мошенничестве. Они поддерживают жизнедеятельность тюрьмы - снабжают её деньгами, наркотиками и сигаретами, славятся умением обходить систему. Жестокость здесь не процветает, и банда считается мягким вариантом для новичков - здесь не нужно проливать кровь, не практикуют однополые отношения и не участвуют в уличных боях. Если участник 26-й группы становится жестоким и агрессивным, его переводят к «27-м» - но для этого нужно пролить кровь.

«27-е» - это «люди крови» и самая жёсткая из банд. Чтобы попасть сюда, нужно пролить кровь, а чтобы прийти из 28-й группы - пролить очень много крови. По традиции, они решают споры между «26» и «28». Никаких однополых отношений здесь нет, и они строжайше запрещены. Это самая секретная банда, о структуре которой известно не так много.

В 28-ю группу попадают насильники, которые практикуют секс в тюрьме или подвергаются насилию в банде. У них есть строгая иерархия: «золотая линия» (главнокомандующие банды, чтобы попасть сюда должны напасть на охранников тюрьмы), «серебряная линия» и «третья дивизия» (солдаты, защищающие банду 24 часа в сутки). В тюрьмах они обычно работают на кухне и обеспечивают всех едой.

У банд есть свой собственный язык и код - он называется сабела. Код включает в себя определённые слова, символы и цвета, отличающие одних от других. У каждой группы есть собственные приветствия («26-е» поднимают большой палец, «27-е» большой и указательный, а «28-е» - первые три пальца), собственные флаги с символическими изображениями, которые часто появляются и на татуировках. Для «26-х» ключевое изображение - это знак доллара; у «27-х это скрещённые мечи, символизирующие готовность к битве, или семиконечная звезда.

В Южной Африке есть 11 официальных языков, но все, как правило, говорят на одном из четырёх официальных: африкааансе, английском, коса и зулу. Заключённый обязан выучить историю и законы банд на собственном языке, иначе он опять же будет жестоко наказан.

Если участник 26-й группы становится жестоким и агрессивным, его переводят к «27-м» - но для этого нужно пролить кровь.


Татуировки

Татуировки в тюрьмах Южной Африки, конечно же, запрещены - но процветают, как и везде: каждая часть тела участников банд разрисована татуировками - символы смерти, порнографии, дань скорби по утраченным семьям и любимым. Тюремное тату может делаться разными способами - от грубой имитации машинки с использованием маленькой батарейкой от мобильного телефона и самодельной иглы, до более болезненного способа с процарапыванием ногтями и самодельными лезвиями, когда в раны затираются смесь кирпича, резины, жжёной бумаги, слюны и прочих доступных материалов.

Большая часть татуировок представителей 26-й банды сосредоточена на правой стороне тела - это значит, что они сторонятся однополых отношений. Татуировки часто имеют знак доллара, монет или наличных. Иногда деньги может пронзать кинжал, иногда изображается кулак с наличными и открытая книга с числом 26.

Татуировки банды «27-х», как правило, изображают скрещённые сабли и восходящее солнце. Ключевые рисунки банды должны символически показывать, что они вооружены или жестоки по своей природе.

У «28-х» татуировка часто располагается в виде солнца на ягодицах. Надпись «Moliva Boy» означает, что её владелец вошёл в банду через серебряную линию. Если татуировка связана со смертью или кровью, то её владелец вошёл через золотую линию. Цитата для золотой линии - «Моё сердце бьётся трижды в год», у серебряных - «Моё сердце бьётся один раз в год. Татуировки могут перекрывать одна другую: например, у тех, кто вошёл через серебряную линию и перешёл к золотой линии. Часто в изображениях используется цифра 28.

У каждой линии 28-й банды есть строгая иерархия с соответствующими татуировками: в золотой линии, например, есть судья, выносящий смертные приговоры. Ему набивают семиконечную звезду на правом плече и на левом. Генерал золотой банды объявляет войну и командует оружием, у него - шестиконечная звезда на обоих плечах. Полковник (с четырёхконечными звёздами на обоих плечах) не носит с собой оружие, но отвечает за дисциплину в банде и исполнение законов. Так называемый бессвязный оператор выбирается за исключительную память, он глаза и уши банды, он шпионит за другими бандами и следит за количеством еды. У него на обоих плечах по три звезды.

Ниже - фотографии из Полсмурской тюрьмы Кейптауна, самой знаменитой тюрьмы, где эта банда родилась и процветает до сих пор. Сюда отправилась документальный фотограф Араминта де Клермон, чтобы отыскать бывших заключённых, которые страдали в тюрьме долгие годы и вышли оттуда с плотно разрисованными телами. Их татуировки символизируют преданность тюремным авторитетам и статус в тюрьме.

Большая часть татуировок представителей 26-й банды сосредоточена на правой стороне тела - это значит, что они сторонятся однополых отношений.

Омар - высокий мужчина с множеством татуировок. Он просидел в тюрьме 15 лет за то, что зарезал человека, который стукнул его по голове камнем. Он был королём тюрьмы - высший статус в банде «28-х». Татуировка руки на шее символизирует типичное приветствие банды. Скорпион на предплечье намекает на его связь с кейптаунской «Бандой скорпионов». Омар был выпущен из тюрьмы в 2004-м и теперь продаёт вино соседям.

РKD отсидел 15 лет своей жизни за пять правонарушений, включая вооружённый грабеж и убийство. О татуировках он рассказывает как о средстве самовыражения: они были для него тем, что никто не сможет больше у него отнять. На его лбу написано «Vra my nix» («Не спрашивай меня ни о чём» на африкаансе), на шее - число 28, а доллары в углу рта указывают на участие в жизни другой банды.

У Джозефа когда-то на лбу было набито непристойное выражение, но сейчас он перебил его изображением бутылки вина. Убрать лицевые татуировки могут позволить себе не все, и те, кто не может скопить на это денег, как правило, убирают их ножницами или выжигают.

Убрать лицевые татуировки могут позволить себе не все, и те, кто не может скопить на это денег, убирают их ножницами или выжигают.

Низкий уровень жизни и самые красивые африканские пейзажи -все это о Сьерра-Леоне - небольшой стране на западе Африки. Правда, совсем недавно к образу государства добавилось ещё и звание одного из источников эпидемии лихорадки Эбола.

И здесь Фернандо Молерес, талантливый фотограф (отмеченный тремя премиями WorldPress в 1998, 2003 и 2011гг.), живущий в Барселоне, решил воплотить свою здравую идею и показать, что все эти несовершеннолетние – люди, которым свойственны присущие любому человеку черты, как положительные, так и отрицательные. Иногда ему даже непонятно, где их судьба в большей степени оказывается скомпрометированной – в тюрьме или на свободе.

Мохаммед Контех, 14 лет, был арестован за небольшое количество марихуаны. После четырех дней, проведенных в каменном мешке в полицейском участке без еды, от него потребовали взятку, равную 7,5 евро. Денег у него, конечно же, не было. Спустя семь месяцев, в течение которых он находился в карцере, его приговорили к трем годам. Та же история произошла с Мохаммедом Муза, с Абу Сесе, чьи искренние глаза выражают одновременно и твердость, и покорность.

Абдул Моресей оказался в тюрьме по обвинению в убийстве в 2007 году, когда был еще совсем ребенком. Конечно, он никого не убивал, но и доказательств обратного у него не было.

Абдул отправился к реке со своим другом примерно того же возраста - в итоге мальчик утонул, а его родители во всем обвинили Абдула.

Как на войне или на боксерском ринге: от лиц исходит едкий запах боли, а тела демонстрируют что-то вроде поражения.

Переполненная, как и все другие пенитенциарные учреждения страны, тюрьма содержит в себе 1 тыс. 300 несовершеннолетних. И находятся они здесь в антисанитарных условиях. Набитые, как селедки в бочке, они, когда все вытягиваются спать прямо на земле, напоминают скорее животных в хлеву, либо армию призраков, зомби, поставивших себе целью искромсать всех, находящихся на свободе, и которым лишь решетки мешают это сделать.

В некотором роде я ощущал себя абсолютно беспомощным перед этими существами, настолько бросалась в глаза вся несправедливость, допущенная по отношению к ним. Эти отчаявшиеся мальчишки, бывает, годами ждут суда. Я старался уговорить персонал изучить их досье, но всем там на них наплевать. То же самое с медицинским обслуживанием: где только можно я искал для них лекарства, но ни одна из многочисленных неправительственных организаций (НПО), имеющихся в Сьерра-Леоне, не дала мне ничего для этих несовершеннолетних заключенных говорит Фернандо Морелес.

Кончилось все тем, что знаменитый фотограф Фернандо Морелес создал и запустил программу, которая называется Free Minor Africa. НПО намерена бороться с негодным медицинским обеспечением и оказывать реальную помощь молодежи.

Однажды один адвокат сказал Морелесу: «Без денег в Сьерра-Леоне бесполезно искать справедливости». Похоже, что и с ними тоже…

19.10.2011 08:36

После затяжной гражданской войны между племенами хуту и тутси Бурунди поразила новая напасть: разгул преступности. Эта центральноафриканская страна является печальным рекордсменом – в тюрьме здесь сидит 1% населения. Впрочем, бюджету содержание зеков обходится по минимуму: их обязаны кормить родственники.

Череда военных переворотов началась в Бурунди сразу после ухода оттуда бельгийских колонизаторов в 1962 году. Виной тому послужили и сами европейцы. В своё время они искусственно наделили верхушки двух главных племени страны – хуту и тутси – функциями служилого и карательного сословий (соответственно).

Предполагалось, что такая конструкция будет надёжно уравновешивать друг друга. С наступлением же независимости хуту и тутси стали бороться за единоличную власть. При этом интересно, что тутси – полицаи и кэгэбисты – составляют лишь 15% населения Бурунди, но они на протяжении почти 50 лет давали достойный отпор военным хуту, а ведь численность этого племени – 83% от общей численности населения страны. Ещё 1% бурундийцев относятся к племени тва, и в своё время бельгийцы записали его в сословие интеллигентов-демократов (и сегодня тва формируют почти моноэтническую партию «Объединение за демократию и экономическое и социальное развитие»).

Бурунди (рунди и фр. Burundi), Республика Бурунди (рунди Republika y"u Burundi, фр. République du Burundi) — небольшое государство в Центральной Африке, одна из беднейших стран мира. Граничит с Руандой на севере, ДР Конго — на западе и Танзанией — на востоке и юго-востоке. Выхода к морю не имеет. На юго-западе граничит с озером Танганьика.

Но что самое интересное – все три племени до начала ХХ века были одним племенем, и даже сегодня все они разговаривают на одном туземном языке «кирунди». Впрочем, вторым официальным языком в Бурунди является и французский.

В середине 1990-х распря между хуту и тутси странным образом быстро прекратилась – как только бельгийцы обнаружили в Бурунди огромные залежи урана и никеля. Достаточно упомянуть, что запасы никелевой руды в этой стране составляют 5% от всех мировых запасов.

Но добыче природных ископаемых мешает неудачное географическое положение Бурунди – она находится далеко от моря, а железных дорог не только до портов, но и вообще в стране нет. Правда, бельгийцы и французы пообещали проложить до 2025 года железнодорожную ветку до танзанийских портов на Индийском океане.

А пока страна стремительно демократизируется под присмотром «советников» из бывшей метрополии, а также французов (их тут около 1500 человек, включая спецназ). В Бурунди первым делом заведена многопартийная система – тут насчитывается уже 21 политическая партия (в 3 раза больше, чем в России), от либералов до марксистов, от консерваторов до христианских демократов (70% населения – католики и протестанты).

Вторым этапом должна пройти унификация судебной системы. А пока она состоит из нескольких уровней. Первый и самый массовый – туземный «суд холмов». Им по «вековым традициям и обычаям» старейшины судят тягловое сословие крестьян – а оно составляет 90% населения. К примеру, за колдовство могут приговорить к отрезанию языка, а за мелкую кражу – к ампутации пальца.

Но демократизация постепенно добирается и до «суда холмов» – вместо ампутационных наказаний власть начинает бросать преступников в тюрьмы. При этом причины преступности – ужасающая бедность и одновременно вопиющая роскошь верхушки карательно-служивого и демократического сословия, а также свободное владение оружием – никуда не делись.

ВВП на душу населения составляет 180 долларов в год, а коэффициент Джинни (индекс расслоения общества) достиг 0,45 (это даже чуть выше, чем в России). Верхушка страны присваивает себе валюту от экспорта олова и кофе, и на эти деньги завозит в страну предметы статусного потребления: от французских вин до бронированных лимузинов, от модной одежды из Европы до мобильных телефонов «Вирту». При этом население страны увеличивается на 2% в год, и это уже привело к тому, что в Бурунди сведены практически все леса под пастбища и пашни (лесов осталось всего 500 кв. км).

Впрочем, по плану демократизации бывшие колонисты подкармливают и туземцев. Ежегодно в Бурунди как по правительственным линиям от европейских стран, так и от благотворительных организаций приходит безвозмездной помощи до 300 млн. долларов в год (это на 9 млн. населения – то есть почти по 35 долларов на человека). Около 50 млн. долларов из этих денег выделяется и на демократизацию тюрем. Впрочем, эти деньги идут в основном на их строительство, а не на содержание зеков.

В Бурунди законодательно закреплено положение, что кормить, одевать и лечить зеков надо на деньги их родственников (если таковых не оказывается, то содержание на себя может взять туземное правление). Если преступник сбегает из тюрьмы, то на его место забирается родственник беглеца (до второй степени родства – т.е. теоретически дядя или двоюродный брат). Таким образом, круговая порука препятствует побегам, а карательное сословие экономит на охране тюрем.

В тюрьму можно сажать с 10-летнего возраста, при этом дети содержатся вместе со взрослыми (женщины, правда, сидят отдельно от мужчин). Основная статья, по которой сидят в Бурунди – кража (70% сидельцев), затем идут насильственные преступления. В стране действует упрощённая система дознания – по закону, дело в суд должно направляться не позднее 14 дней после задержания.

Впрочем, и это положение обходится полицией – люди могут сидеть в СИЗО годами, а оформление их поимки в таком случае происходит задним числом, за несколько дней до отправки дела в суд.

40% зеков в Бурунди больны СПИДом, причём половина из них заражается им уже в тюрьме.

Французская фотограф Натали Мохаджер сделала снимки одной из бурундийских тюрем. В ней сидит 38 человек, половина из них – не достигшие 18 лет. Охраняет эту тюрьму один полицай – он на фото вверху.

\

(Суды в Бурунди устроены по типу сталинских «троек», с упрощённым дознанием и быстрым производством)

Впрочем, жизнь на воле в Бурунди не сильно отличается от пребывания в тюрьме:

Жизнь зэков в тюрьме Южной Африки (22 фото)

Михаил Суботский родился в 1981 году в Кейптауне, ЮАР, а в последствии перебрался в Йоханнесбург. В своих работах фотограф освещает различные социальные аспекты жизни в стране. В одном из проектов он показал всю жестокость обитания зэков в тюрьме. Несмотря на то, что эти люди попали туда не по доброй воле, условия для за решеткой далеки от человеческих.

Итак, тюрьма Кении:

Я сидел там 5–6 месяцев тому назад. Находится она в Момбасе, является второй по величине в Кении и называется "Шимо-ла-Тева". Перевод - "Проглоченный рыбой" (тева - это название одной из рыб). В тюрьме - 2300 заключенных. В Кении такая система: В КПЗ при полицейском участке ты находишься 1–7 дней. Затем тебя привозят в суд, и если нет BAIL или ты не можешь выполнить условия BAIL, то из зала суда попадаешь в тюрьму. BAIL - это когда оставляешь залог в суде наличными, либо кто-нибудь приходит в суд и подписывается за тебя на определенную сумму.

Ты еще не приговорен и тебя держат отдельно от осужденных. При этом условия у тебя хуже, чем у них. В моем бараке было в среднем 65 человек. Пищевые передачи снаружи запрещены АБСОЛЮТНО. Курение сигарет ЗАПРЕЩЕНО. На утро дают стакан манной каши, иногда с сахаром. На обед "угали" с "листями". На ужин "угали" с бобами.

В тюрьме есть "махабусу" - подследственные, "вафунгва" - осужденные, "трастис" - осужденные, пробывшие в тюрьме большую часть срока при хорошем поведении.

Махабусу - ходят в своей одежде. Каждые две недели их привозят в суд. Внутри каждого барака есть "чардж" - староста, "мзее ва нюмба" - отвечающий за дисциплину и решающий, кому где спать (смотрящий по нашему - прим. В.Л.). Рядом с бараком находится небольшой дворик, куда время от времени выгоняют на прогулку. Кушают там же. Спят на полу, подстелив одеяла. На 65 человек есть 6 матрасов, для "блатных".

Вафунгва - могут ходить по всей территории тюрьмы, носят полосатую одежду. У них больше матрасов и их паек больше.

Трастис (английское слово, означает "тот, кому доверяют" - по нашему козлы:) - прим. В.Л.) - они могут делать, что хотят. Отвечают за справедливость и выдачу пищи. У них полномочия - как у стражей. Им разрешается иметь еду с воли.

Внутри бараков розеток нет и варить чифирь теоретически невозможно. Деньгами являются дешевые кенийские папироски без фильтра под названием "Роста". Людей не бьют и вообще драки очень редки. Отношение между людьми - как на воле, без всякой иерархии, кроме уже вышеописанной. Беспредела нет. В свободное время (а почти все время за исключением еды и пересчета - свободное) можно лежать-отдыхать или разговаривать, либо делать упражнения, либо читать.

Сигареты запрещены, но курить хочется. Люди проносят сигареты в трусах, либо покупают у подкупных стражников. После этого сигареты прячут, так как если найдут - можно загреметь в карцер. Купить за них можно одежду (я купил хорошие трусы, до сих пор ношу, за 6 сигарет), сумку, емкость для воды, тюремную еду, травку, зажигалку.

Понятий особых нет. Секс - обычно гомосексуалисты в Африке встречаются очень редко. Даже в тюрьмах. Онанизм в туалете или мокрые сны - выход энергии. Очень распространена марихуана. Вообще, прикол - половина подследственных идет по делам марихуаны, однако в тюрьме они-то и накуриваются больше всего:).

Я вначале боялся попасть в эту тюрьму. Однако быстро понял, как нужно разговаривать с тюремщиками и заключенными, стал учить язык суахили, читал, занимался медитацией. Эта тюрьма находится в 500 м от дискотеки и вечером можно слышать крутую музыку. Вчера - ты танцевал на этой дискотеке и заигрывал с черными девушками, сегодня - ты за стеной.