Уполномоченный профкома по от. Уполномоченный по охране труда

На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда профсоюза

Кто такой уполномоченный по охране труда на предприятии

Институт уполномоченных по охране труда был образован для создания общественного надзора за реализацией легальных прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда у конкретного работодателя.

Надо отграничивать людей, которые занимают данную должность от ответственных за охрану труда.

Это не одно и то же:

  • Ответственного назначает работодатель
  • Уполномоченного – выбирают на собрании трудящихся . Кроме того, они реализуют разные задачи.

Ответственный за охрану труда должен заниматься обеспечением внедрения предписаний законодателя на предприятии.

Уполномоченный – осуществляет контроль за данными действиями, с точки зрения их соответствия нормам права.

Нормативная законодательная база

Правовой статус доверенных по охране труда определяется данными нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 370);
  • Закон №10 от 12.01.1996 (ст. 19);
  • Постановление Исполкома ФНПР от 2006г. № 4-3;
  • Рекомендации уполномоченному профкома по охране труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.04.1994г. № 30.

Итак, кто такой уполномоченный по охране труда? Это сотрудник, чья ключевая задача – надзор за отсутствием нарушений прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия трудовой деятельности.

Представительный орган обладает и другими способами для достижения поставленной цели, но этот является наиболее эффективным.

Уполномоченный проводит регулярный контроль за положением в области условий труда, выполнением определённых норм, правил и инструкций. Он может своевременно реагировать на обнаруженные нарушения и предпринимать действия для их ликвидации, а также применять санкции к виновным лицам.

Основные задачи и функции доверенных и уполномоченных по охране труда

Функции и задачи доверенных по охране труда определены в постановлении Министерства труда №30 от 1994г. (пункт 2 и 3).

Начнем с ключевых задач, стоящих перед этим работником:

  • участие в образовании у работодателя безопасных условий труда, которые бы соответствовали установленным нормам и правилам;
  • контроль за сложившейся ситуации в сфере охраны труда у конкретного работодателя;
  • представление интересов сотрудников в надзорных учреждениях при рассмотрении соответствующей категории споров;
  • консультирование трудящихся относительно их правомочий на охрану труда.

Полный перечень функций уполномоченных по охране труда представлен в п.3 рассматриваемого постановления:

  • контроль за выполнением норм и принципов, утвержденных в сфере охраны труда;
  • участие в деятельности комиссии при организации проверки сооружений, техники и машин на соответствие их нормативным требованиям;
  • участие в формировании мероприятий по недопущению несчастных случаев на производстве;
  • контроль за выполнением норм о режиме труда и отдыха, компенсации сотрудникам, занятым на тяжёлых и опасных работах;
  • участие в анализе несчастных случаев (по поручению профсоюза);
  • донесение до сотрудников информации о том несоблюдении правил и норм по охране труда, которое было выявлено у работодателя.

Права и обязанности

Для реализации тех функций и задач, которые мы рассмотрели ранее уполномоченных по охране труда наделяют следующими правами:

  • контролировать реализацию законодательных актов в области охраны труда у работодателя;
  • проверять реализацию мероприятий в соответствующей отрасли, которые были утверждены в коллективном договоре, соглашении или приняты по результатам анализа несчастного случая;
  • запрашивать сведения о положении в области охраны труда у руководителей и должностных лиц предприятия;
  • выдвигать требования о приостановке трудовых операций, если под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
  • делать представления о необходимости ликвидации нарушений;
  • обращаться в надзорные инстанции с предложением о наложении санкций на должностное лицо, которое нарушает нормативные требования по охране труда.

Как назначается уполномоченный по охране труда

Уполномоченных избирают на общем собрании трудящихся. Инициирует его проведение профсоюз (иной представительный орган) или трудовой коллектив. Уполномоченный по охране труда избирается на срок не менее 2 лет. В качестве кандидатуры на данную должность рассматриваются и специалисты, которые не работают на этом предприятии.

Кем назначается

В отличие от должности ответственного за охрану труда, который назначается руководителем предприятия, уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Для этого организуется общее собрание. После того как уполномоченный был избран, издается приказ руководителя.

Выборы

Доверенных по охране труда избирают на общем собрании трудящихся. Если у работодателя функционирует несколько профсоюзов, то каждый из них может представить собственного кандидата. Общее собрание трудящихся для проведения выборов созывает либо представительный орган трудящихся, либо инициатива исходит от трудового коллектива. В ходе реализации данного мероприятия ведется протокол.

На некоторых предприятиях могут работать несколько уполномоченных. Конкретное их количество, а также процедура избрания и период деятельности утверждается в коллективном соглашении или ином договоре, который заключен между работодателем и представительным органом трудящихся.

Протокол избрания

В ходе общего собрания трудящихся обязательно ведется протокол. В нем указывается:

  • количество участников;
  • ФИО председателя и секретаря;
  • повестка;
  • распределение голосов (за, против, воздержался).

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.

Уполномоченный по охране труда на предприятии представляет интересы трудового коллектива или профсоюза. В статье расскажем о его правах и обязанностях, а также как организовать выборы и оформить все документы.

Из этой статьи вы узнаете:

С какой целью назначается уполномоченный по охране труда

Деятельность этих выборных лиц регулируется рядом законов и нормативных актов РФ. В первую очередь это ст. 370 ТК РФ, которая дает описание не только самому понятию, но и подробно приводит список прав. Не следует путать их со специалистами по ОТ. Это разные должности. Доверенные лица назначаются на выборной основе на определенный срок.

Упоминания об уполномоченных по охране труда имеются:

К основным задачам этих выборных лиц можно отнести:

  • помощь в обеспечении на предприятии условий, отвечающих нормативным требованиям в области ОТ;
  • контроль за положением дел и выполнением руководством обязанностей по охране труда;
  • помощь сотрудникам при обращении в ГИТ и другие надзорные органы, а также общественные организации по вопросам нарушения прав;
  • проведение консультаций для членов коллектива;
  • возможность принимать участие в проверке помещений, техники на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • помощь в разработке мероприятий по снижению числа несчастных случаев ;
  • участие в расследовании несчастных случаев (при выдаче соответствующего задания профсоюзным органом);
  • надзор за выполнением установленных норм работы и отдыха, возмещением работникам, трудящимся в тяжелых или опасных условиях.

С подробным описанием основных задач доверенного можно ознакомиться в Федеральном законе от 12.01.1996 (п. 2 и п. 3).

Главное – следить за безопасностью производства, оценивать риски и давать рекомендации руководству компании. В случае игнорирования руководством организации мнения уполномоченного, ему следует направить жалобы в соответствующие органы (ГИТ, Ростехнадзор и т.д.) во избежание несчастных случаев на рабочих местах.

Права уполномоченного по охране труда

Права доверенного перечислены в том же нормативном документе, что и задачи, только в п.4:

1. Проверять соответствие трудового процесса законодательству об ОТ.

2. Осуществлять контроль за процедурами по ОТ, если таковые описаны в колдоговорах, соглашениях.

3. Участвовать в комиссиях по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию.

4. Контактировать и получать от руководства информацию по текущему состоянию дел в области ОТ.

5. Требовать остановки производства при угрозе жизни и здоровью членов коллектива.

6. Требовать исправления нарушений, представляя акт о нарушениях.

8. Участвовать в рассмотрении трудовых споров.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда

Эта должность является выборной. В зависимости от того, чьи интересы представляет уполномоченный, отличается и процесс его избрания. При направлении от профсоюзного органа выборы обеспечиваются профсоюзом (п. 1.2 Постановления Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 № 4-3). При избрании от рабочего коллектива (без участия профсоюза) процесс выборов организует работодатель.

В зависимости от величины штата предприятия могут быть избраны несколько человек. Выборы проходят на общем собрании коллектива. После того, как выбор сделан, руководителем компании производится назначение приказом. Выбранный уполномоченный принимается в штат организации. Это необходимо, поскольку работодатель обязан направить выбранное лицо на .

На какой срок выбираются общественные уполномоченные по охране труда

Согласно рекомендациям Минтруда, срок избрания должен составлять 2 года. Но это рекомендация, а не правило. Если в организации с представителями трудового коллектива подписано коллективное соглашение, этот период должен быть в нем отражен, и срок может быть значительно выше установленного.

После окончания срока избрания доверенный может быть избран вновь либо уволен. Опять-таки, все детали отражаются в . Отзыв уполномоченного с выборной должности возможен, если представители первичной профсоюзной организации или трудового коллектива недовольны его работой. Решение также должно быть принято на общем собрании сотрудников предприятия.

Протокол избрания (образец)

Избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива оформляется протоколом собрания. Протокол должен быть оформлен надлежащим образом. В его тексте обязательно указывается численность коллектива, число присутствующих, повестка дня и принятое решение. Подписывают документ председатель собрания и секретарь.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда (образец)

После избрания доверенного издается приказ о назначении. В тексте документа обязательно должна присутствовать ссылка на протокол собрания. В приказе назначаются ответственные за его исполнение, а также проставляются подписи назначенного и ответственного лица.

Обучение уполномоченных по охране труда

Выбранное лицо должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством для персонала, работающего в области охраны труда. Без соответствующего образования доверенный не сможет верно оценить ситуацию, а принимаемые им решения не будут легитимными.

Обучение должно производиться в специализированном учебном центре, имеющем соответствующую лицензию, в рамках должностных обязанностей по специальной программе или в целом по курсу. Работодателю стоит при этом помнить, что все расходы ложатся на его плечи.

Организация работы уполномоченного по охране труда от трудового коллектива

Работа уполномоченного должна быть построена на нормах законодательства в области ОТ. Он должен входить в состав . Работа должна выстраиваться таким образом, чтобы выполнять все возложенные обязанности.

План работы уполномоченного по охране труда разрабатывается совместно с профсоюзом. Он составляется, как правило, на 1 год. Некоторые мероприятия, в него включаемые, могут выполняться в течение года периодически, тогда как другие – однократно. Чаще всего план представляет собой таблицу, где указывается наименование мероприятия, периодичность его проведения и ответственное лицо.

Некоторые мероприятия проводятся совместно со специалистом по охране труда или другим должностным лицом. В зависимости от специфики работы предприятия отличается и список мероприятий. Так для образовательного учреждения он будет один, а для промышленного предприятия – другой.

По завершении каждого полугодия составляется отчет. Его форма приведена в . Форма является унифицированной. Данный отчет заполняется в соответствии с рекомендациями, приведенными в указанном Постановлении.

Установлены четкие рамки, в которые следует сдать отчет: не позднее 15 января и 15 июля каждого года. Помимо формирования собственно отчета, необходимо подготовить и пояснительную записку к нему. В ее тексте приводятся примеры проведенных проверок и их результаты, а также дается оценка текущему положению в области ОТ на предприятии.

Представление уполномоченного доверенного лица по охране труда

При выявлении нарушений уполномоченный направляет руководителю Представление (утв. ). В нем приводятся выявленные нарушения и прописывается конкретный срок или период их устранения, по прошествии которого доверенный вправе обратиться в надзорные органы.

ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях реализации статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации , осуществления профсоюзного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, защиты прав и законных интересов работников на безопасный труд Исполнительный комитет ФНПР

постановляет:

1. Утвердить Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30 мая 1996 года N 3-8 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда" .

Председатель ФНПР
М.В.Шмаков

Приложение. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза

1. Общие положения

1.1. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организация), в которых работают члены профсоюза.

1.2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.

1.3. Выборный орган первичной профсоюзной организации обеспечивает выборы уполномоченных в каждом ее структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах.

1.4. При наличии в организации нескольких профсоюзов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.

1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении.

1.7. Выдвижение уполномоченных в состав комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.

1.8. Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.

1.9. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации.

1.10. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации (приложение N 1).

1.11. По решению профсоюзного собрания или выборного органа первичной профсоюзной организации уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.12. Выборный орган первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.

1.13. На основании настоящего Положения общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

2. Задачи уполномоченного

Задачами уполномоченного являются:

2.1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2.3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

2.4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

2.5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

3. Функции уполномоченного

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным, на него возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

3.2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержание их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.

3.3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.

3.4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

3.5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.

3.6. Осуществление контроля по своевременному обеспечению работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

3.7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов, инструментов, сырья и материалов.

3.8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшем с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.

3.9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказания первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.

3.10. Подготовка предложений работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

3.11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.

3.12. В организации из членов выборного органа первичной профсоюзной организации избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.

На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;

участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений выборному органу первичной профсоюзной организации по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

4. Права уполномоченного

Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право:

4.1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.

4.2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.4. Получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

4.5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.

4.6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении нарушений требований охраны труда (приложение N 2).

4.7. Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

4.8. Направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.

4.10. Вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.

4.11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

5. Обеспечение деятельности уполномоченного

5.1. Обеспечение условий деятельности уполномоченного (освобождение от основной работы на период выполнения возложенных на него обязанностей, прохождения обучения, обеспечение необходимой справочной литературой, предоставление помещения для хранения и работы с документами и др.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

5.2. Уполномоченному выдается установленного образца удостоверение (приложение N 3).

5.3. Уполномоченные проходят обучение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя в образовательных центрах по охране труда, а также проходят обучение за счет средств работодателя по отраслевым программам.

5.4. В соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные , и 27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

5.5. За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен.

5.6. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

Приложение N 1. Форма 1-У. Отчет о работе уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза

Приложение N 1
к типовому Положению об
уполномоченном (доверенном) лице
по охране труда профессионального союза

Утверждаю:

(подпись руководителя) выборного органа


Составляется уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда два раза в год (с пояснительной запиской) и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода представляется в выборный орган первичной профсоюзной организации (профсоюзной организации структурного подразделения)

ОТЧЕТ
о работе уполномоченного (доверенного) лица
по охране труда профессионального союза
за_______год

(полное наименование: фамилия, имя, отчество, должность, подразделение (участок)

Служебный телефон:

Наименование показателей

Отчетный

Предыдущий

Проведено проверок (обследований), при этом:

выявлено нарушений

выдано предложений

Количество совместных проверок (обследований):

со службой охраны труда

Выявлено нарушений

в составе комитета (комиссии) по охране труда

Выявлено нарушений

с техническим инспектором труда

Выявлено нарушений

с территориальными органами государственного надзора и контроля

Выявлено нарушений

Количество пунктов мероприятий по охране труда коллективного договора (соглашения), реализованных в подразделении по предложению уполномоченного, %

Количество внедренных предложений направленных на улучшение условий и безопасности труда

Количество выданных предложений о приостановке работы в связи с угрозой жизни и здоровью работников

Состояние травматизма в подразделении:

коэффициент частоты (К)

коэффициент тяжести (К)

Уровень безопасности в структурном подразделении, %

Участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в подразделении, кол.

Количество рассмотренных трудовых споров связанных с условиями труда (в составе комиссии), кол.

Участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, кол.

Наличие стенда, уголка по охране труда в структурном подразделении, где работает уполномоченный

(подпись)

Порядок заполнения формы отчетности

1. В пункте 1 учитывается количество проверок (обследований), проведенных непосредственно уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченным).

2. В пункте 1.1 указывается количество выявленных нарушений, зафиксированных в журналах, дневниках и других документах, установленной формы.

3. В пункте 1.2 учитывается количество выданных уполномоченным предложений установленной формы (приложение N 2).

4. В пункте 2.1 учитываются совместные проверки и выявленные нарушения со службой охраны труда (не учитываются проверки, проведенные непосредственно службой охраны труда).

5. В пункте 2.2 учитываются совместные проверки (обследования) и выявленные при этом нарушения в составе комитета (комиссии) по охране труда.

6. В пункте 2.3 указывается количество проверок (обследований) и выявленных нарушений совместно со штатными техническими инспекторами труда.

7. В пункте 2.4 отражается количество совместных проверок (обследований) и выявленных нарушений с государственной инспекцией труда и другими органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

8. В пункте 3 указывается уровень реализации мероприятий по охране труда коллективного договора (соглашения) по предложениям уполномоченного (в процентах).

9. В пункте 4 фиксируется количество внедренных предложений, направленных на улучшение условий и безопасности труда, которые были внесены уполномоченным.

10. В пункте 5 указывается количество предложений о приостановке работы в связи с угрозой жизни и здоровья работников, оформленных по установленной форме (приложение N 2).

11. В пунктах 6.1, 6.2 численные значения коэффициентов частоты (К) и тяжести (К) определяются совместно со службой охраны труда для участка (подразделения), где работает уполномоченный.

12. Пункт 7 заполняется в том случае, если на предприятии (структурном подразделении) внедрена система оценки уровня безопасности, основанная на методе наблюдения, охватывающем важнейшие составляющие части безопасности труда.

13. В пункте 8 указывается количество несчастных случаев на производстве, в расследовании которых принимал участие уполномоченный в качестве члена комиссии.

14. В пункте 9 указывается количество трудовых споров по вопросам условий и охраны труда, в разрешении которых принимал участие уполномоченный в качестве члена комиссии.

15. Пункт 10 заполняется на основании актов приемочных комиссий.

16. В пункте 11 отражается наличие стенда, уголка по охране труда на участке (цехе), содержащего информацию о деятельности уполномоченного(ых) подразделения.

Пояснительная записка

В пояснительной записке к цифровому материалу (форма 1-У) необходимо привести примеры работы уполномоченного по направлениям его деятельности. В записке отразить тематические проверки и обследования состояния зданий, сооружений, оборудования на соответствие их требованиям охраны труда; санитарно-бытовых помещений; рабочих мест на предмет обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; по выполнению мероприятий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями и др.

А также в записке отразить результаты проверок, обследований, наблюдений (с кем проводились, характерные нарушения, приведение конкретных примеров).

Приложение N 2. Предложение уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза

Приложение N 2
к Типовому положению об
уполномоченном (доверенном)
лице по охране труда
профессионального союза

(число, месяц, год)

(рег. номер)

(должность, Ф.И.О.)

(наименование структурного подразделения)

В соответствии с

(наименование законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения:

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения

Уполномоченный (доверенное) лицо по охране труда

(дата, подпись)

(И.О.Фамилия)

Предложение получил

(дата, подпись)

Приложение N 3. Удостоверение уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза

Приложение N 3
к Типовому положению об
уполномоченном (доверенном)
лице по охране труда
профессионального союза

лицевая сторона

ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА, ЛЕВАЯ ЧАСТЬ

(наименование предприятия, учреждения, организации)

(фамилия,

имя, отчество)

является уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза

(наименование должности, Ф.И.О. и подпись руководителя профсоюзного органа,

выдавшего удостоверение)

ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ СТОРОНА

(личная подпись)

Действителен до:

Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние охраны труда

(наименование подразделения)

и выдавать обязательные к рассмотрению предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда

Примечания:

2. Размер фотокарточки 3 x 4 с уголком для печати.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Федерации
независимых профсоюзов России
www.fnpr.orq.ru
по состоянию на 02.02.2009


У работодателя существует обязательство контролировать все вопросы, связанные с охраной труда. Однако не все руководители достаточно профессиональны и добросовестны. Поэтому выбирается доверенное лицо, которое будет представлять работников в делах о безопасности на предприятии (или целую комиссию, после издания специального приказа). Уполномоченный человек отправляется либо со стороны трудового коллектива, либо со стороны профсоюзной организации.

Как проводятся выборы уполномоченных доверенных лиц по охране труда?

Чтобы организовать честные выборы, должно состояться общее собрание всех работников. На этом собрании обязательно выбираются председатель вместе с секретарем. Один из этих людей перечисляет вопросы на повестке дня, один из которых – выбор уполномоченного лица по охране труда. Необходимо отметить, что при всех значимых действиях и обоснованиях необходимо ссылаться на Трудовой Кодекс.

Секретарь должен назвать всех претендующих на указанную должность людей. Голосование может проходить по любой из существующих форм – как в открытом, так и закрытом виде. Параллельно ведется протокол, куда записывается все происходящее. После выбора конкретного работника его направляют в учебный центр, где ему предстоит пройти обучение. При успешном прохождении он получит соответствующий сертификат и сможет действовать на предприятии по своим полномочиям.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда

Когда уполномоченного по охране труда избрали, следующий шаг – это издание приказа со стороны руководства. Приказ необходимо оформить на фирменном бланке компании с указанием даты и номера распоряжения. После слова «Приказываю» записывается фраза о том, что на данной должности утверждается определенный человек — указывается его ФИО и основная работа.

Также упоминается лицо, которое будет контролировать исполнение приказа. В нижней части назначенное доверенное лицо расписывается, подтверждая факт ознакомления с распоряжением.

Уполномоченный по охране труда от профсоюза — права и обязанности

По существующим правилам, выборы уполномоченных по охране труда профессиональных союзов рекомендуется проводить на срок в два года. У доверенного лица, как и любого другого работника, есть свои права и обязанности.

Основные обязанности следующие:

  • Ведение контроля за действиями руководителя в области охраны труда — соблюдение нормативных актов и безопасности на рабочих местах, выдача соответствующей защитной экипировки при необходимости;
  • Помощь пострадавшим после несчастных случаев до приезда скорой помощи;
  • Участие в расследованиях по несчастным случаям;
  • Разработка программ, которые минимизируют риск возникновения этих случаев в будущем;
  • Информирование работников о существующих рисках.

Что касается прав, то их тоже достаточно:


  • Проверять выполнение мероприятий со стороны руководство;
  • Обращаться в органы с просьбой привлечения к ответственности лиц-нарушителей;
  • Информирование руководителей о нарушениях;
  • Получение всей необходимой информации от других работников об условиях работы;
  • Защита интересов пострадавших во время несчастных случаев в суде;
  • Участие в переговорах, связанных с безопасностью на предприятии.

Руководство компании должно максимально содействовать этому сотруднику в выполнении им обязанностей.

Уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

Профсоюзы встречаются все реже, поэтому и уполномоченное лицо по этим вопросам в большинстве случаев выбирается коллективом.

Основные задачи этого сотрудника:

  • Содействие в организации безопасных условий для работы;
  • Контроль за состоянием безопасности на рабочих местах;
  • Представление интересов работника в профильных органах.

Одна из самых важных задач – это консультирование остальных работников по вопросам безопасности на рабочих местах.

План работы уполномоченного по охране труда

План содержит определенные действия и соответствующую им периодичность.

Примерный план может выглядеть так:

  • Контроль за исправностью инструментов и оборудования – 1 р/3 мес;
  • Проверка наличия инструкция – 1 р/6 мес;
  • Проверка факта проведения инструктажей – 1 р/6 мес;
  • Проверка выдачи средств защиты – регулярно;
  • Участие в работе комиссии по безопасности регулярно.

Утвержденный план напрямую зависит от специфики предприятия.

Отчет уполномоченного по охране труда

В отчете сотрудник отражается все, что ему удалось сделать за время своей работы: какие мероприятия были выполнены и насколько успешно. Этот отчет в конце оценивается и по нему могут сделать вывод о том, продлевать ли сотрудничество с данным работником по этой позиции или нет.

Уполномоченный на предприятии от трудового коллектива

Являясь одной из сторон трудовых отношений, работники, согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, вправе для переговоров с работодателем и контроля за соблюдением достигнутых соглашений выбирать своих представителей. Интересы сотрудников может представлять профсоюз либо, если его не имеется, доверенное лицо, выдвинутое коллективом.

Порядок избрания, а также права таких представителей регулируются ст. 370 ТК РФ. Данная статья выделяет 2 группы представителей:

  1. Инспекторы труда, выдвинутые профсоюзом.
  2. Уполномоченные лица по охране труда.

Задачи и делегируемые права для их выполнения у обеих категорий сходны. В частности, представители вправе:

  • осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • расследовать несчастные случаи;
  • проводить экспертизу условий работы;
  • требовать устранения нарушения норм охраны труда (при наличии угрозы жизни работников — приостановления работы организации);
  • принимать участие в разборе трудовых споров;
  • участвовать в разработке нормативных и локальных актов в сфере труда и т. д.

Принципиальным различием между инспекторами и уполномоченными является порядок их выдвижения. Инспектор является представителем соответствующей инспекции, которая может быть создана, согласно ч. 2 и 3 ст. 370 ТК РФ, только общероссийской, территориальной или межрегиональной ассоциацией профсоюзных организаций.

Что же касается уполномоченного, то он вправе представлять любую профсоюзную ячейку. Более того, уполномоченный, согласно пункту 1 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» № 30 от 08.04.1994, вправе также избираться от любого коллектива сотрудников, в том числе и не членов профсоюза, а по согласованию с работодателем — также из числа не работающих в организации специалистов (п. 1.4).

Базовым положением, на нормах которого и основывается работа уполномоченного, являются вышеозначенные рекомендации. Причем они актуальны как для профсоюзных, так и общественных уполномоченных.

Поскольку профсоюзы структурированы в единую организацию — ФНПР (Федерацию независимых профсоюзов России), работа профсоюзных уполномоченных регулируется также типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР «О Типовом положении…» № 4-3 от 18.10.2006, а также документами территориальных и отраслевых ассоциаций профсоюзных организаций.

Помимо перечисленных документов правовой основой работы уполномоченного являются внутренние документы организации, коллективные договоры и приложения к ним.

Случаи, когда уполномоченный выдает работодателю представление, образец представления

Согласно абз. 13 ст. 370 ТК РФ, уполномоченный по охране труда имеет право вносить представления, которые обязательны к рассмотрению администрацией организации. Поводом к подаче таких представление может быть любой случай нарушения норм охраны труда, например:

  • неправильное использование средств защиты работниками;
  • необоснованный отказ в выдаче молока или иного специального питания;
  • несоблюдение процедуры обучения, инструктажа или допуска к выполнению профессиональных обязанностей и т. д.

Каждое представление оформляется на бланке унифицированной формы согласно приложению № 1 к указанному постановлению Минтруда РФ.

Важно отметить, что нормативными документами (ТК РФ, постановлением Минтруда РФ № 30) не определен точный срок устранения нарушений. В то же время установление срока для устранения нарушений не является и правом уполномоченного. Таким образом, в случае неустранения нарушений в разумный (достаточный) срок уполномоченные лица по охране труда вправе обращаться, согласно п. 2.3 постановления Минтруда РФ № 30, в интересах работников в трудовую инспекцию, суд или иные органы власти.

Грамотно оформленное представление выглядит следующим образом:

Представление

Не знаете свои права?