Структура счетной палаты рф. Состав и структура счетной палаты рф

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Счетная палата РФ

    Счетная палата РФ - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию РФ.

    Порядок назначения основных должностных лиц следующий.

    Председатель Счетной палаты РФ назначается на должность Государственной Думой ФС РФ большинством голосов от числа депутатов на 6 лет по представлению Президента РФ. Этому предшествует процедура отбора главой государства из не менее 3-х кандидатур, представленных нижней палатой парламента. Претенденты вносятся Советом Государственной Думы ФС РФ на основании предложений фракций. Если никто из кандидатов не устроит главу государства, то он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думы ФС РФ. При этом существует ограничение - одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты РФ более 2-х сроков подряд .

    Процедура назначения заместителя Председателя Счетной палаты РФ схожа, но роль фракций выполняют комитеты, а Государственной Думы ФС РФ Совет Федерации ФС РФ. Запрет на 3-й срок подряд также имеет место быть.
    Кроме руководства счетного органа палаты парламента большинством голосов от своего числа назначают по 6 аудиторов . Претендентов также отбирает и вносит Президент России.

    • (председатель);
    • (заместитель председателя);
    • (аудитор от Совета Федерации ФС РФ);
    • (аудитор от Совета Федерации ФС РФ);
    • (аудитор от Государственной Думы ФС РФ);
    • (аудитор от Государственной Думы ФС РФ);
    • . (аудитор от Совета Федерации ФС РФ);
    • (аудитор от Государственной Думы ФС РФ);
    • (аудитор от Совета Федерации ФС РФ);
    • (аудитор от Государственной Думы ФС РФ);
    • (аудитор от Совета Федерации ФС РФ);
    • (аудитор от Государственной Думы ФС РФ).

    Все они вместе с сотрудниками аппарата выполняют довольно большой объем работы, обусловленный следующими задачами Счетной палаты РФ :

    • организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития России;
    • определение эффективности и соответствия российским нормативным правовым актам порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, в т.ч. для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
    • анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
    • оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ;
    • определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов российских государственных внебюджетных фондов и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
    • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных российских кредитных организациях;
    • обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции .

    В своей деятельности палата активно взаимодействует с другими органами государственного и муниципального управления. В частности, с правоохранительными структурами совместная работа осуществляется в следующих формах:

    • обмен представляющей взаимный интерес информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, федеральной собственности;
    • обмен опытом работы по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений в указанной сфере, в т.ч. путем проведения совещаний, конференций, семинаров;
    • совместная экспертиза проектов нормативных правовых актов, входящих в компетенцию Счетной палаты РФ и правоохранительных органов;
    • планирование и осуществление контрольных мероприятий, представляющих взаимный интерес, по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений при проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов РФ;
    • обмен правовыми актами, методическими документами и материалами, литературой по вопросам предупреждения, пресечения и выявления правонарушений в указанной сфере;
    • сотрудничество в области повышения квалификации кадров, в том числе путем организации совместного обучения сотрудников, стажировок;
    • проведение совместных исследований проблем предупреждения, выявления и пресечения правонарушений .

    Во всех указанных видах деятельности задействуются различные подразделения палаты.

    Структура Счетной палаты РФ в общих чертах выглядит так:

    Как видно из рисунка в подчинении Председателя Счетной палаты РФ находятся заместитель, аудиторы и руководитель аппарата органа. Все они входят в Коллегию Счетной палаты РФ , на которой рассматриваются вопросы планирования и организации работы Счетной палаты РФ, методологического и методического обеспечения деятельности, утверждения стандартов работы, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ.

    Основными структурными подразделениями Счетной палаты РФ являются департаменты. Они бывают 2-х типов - обеспечивающие (управления делами, финансовый, пресс-службы и информации, юридического обеспечения и др.) и функциональные (экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами федерального бюджета в различных сферах, формированием доходов, оборота федерального имущества, средств резервных фондом и т.д.). Последние подчинятся аудиторам и состоят из инспекций, непосредственно проводящих проверки. Каждой аудитор осуществляет руководство департаментом. Заместителю Председателя Счетной палаты РФ подчинено 2 департамента. Обеспечивающие департаменты находятся в подчинении руководителя аппарата палаты.

    Сотрудники Счетной палаты РФ являются . Их требования, связанные с исполнением служебных обязанностей при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обязательны для государственных органов и организаций независимо от подчиненности и форм собственности .

    Особым статусом обладают инспектора (старшие инспектора, ведущие инспектора, главные инспектора, заместители начальников инспекций, начальники инспекций, директора департаментов, имеющие в своей структуре инспекции). Они при проведении контрольных мероприятий имеют право:

    • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов аудита (контроля), иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и другие помещения;
    • в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки составов преступлений, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы;
    • направлять запросы должностным лицам федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов федерации, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;
    • требовать от руководителей и других должностных лиц объектов аудита (контроля) представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;
    • составлять акты по фактам непредоставления или несвоевременного предоставления должностными лицами объектов аудита (контроля) документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;
    • знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
    • знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля) и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
    • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных
    • составлять протоколы об административных правонарушениях .

    В своей деятельности Счетная палата РФ использует методы:

    • проверка - документальное исследование отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки;
    • ревизия - комплексная проверка деятельности объекта аудита (контроля), выражающиеся в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности;
    • анализ - исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов;
    • обследование - анализ и оценка состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля);
    • мониторинг - сбор и анализ на системной и регулярной основе информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) .

    Счетная палата РФ имеет 2 подведомственные организации . Для научного обеспечения деятельности палаты - ФКУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» и эксплуатации информационных систем, внедрения и развития применения информационных технологий - ФКУ «Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации» .

    П. 1-3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

    Ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

    П. 4 ст. 46 Регламента Счетной палаты РФ (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 № 3ПК).

    Ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

    П. 1 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

    Счетная палата РФ - контролирующий орган, осуществляющий свои функции в соответствии с принципами автономности, открытости, объективности и законности.

    Основные функции

    1. Контроль за расходованием средств на различные направления государственной деятельности.
    2. Оценка результативности и целесообразности программ, финансируемых из государственной казны.
    3. Надзор за движением денежных средств внебюджетных фондов, состоянием внешнего и внутреннего долга.
    4. Правовая экспертиза законодательных и нормативных актов и их проектов на предмет соответствия действующему законодательству, оценка достоверности основных документов, регулирующих движение федеральных средств.
    5. Оценка эффективности проектов, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств.
    6. Подготовка годового отчета по результатам исполнения бюджета.
    7. Осуществление тематических и внеплановых проверок по факту выявленных отклонений в показателях бюджетной эффективности. Разработка мероприятий и предложений для устранения возникших диспропорций.
    8. Анализ эффективности предоставления заемных средств, гарантий и льгот по налогам за счет бюджетных средств.
    9. Подготовка и предоставление заключений по вопросам, входящих в компетенцию Счетной палаты.
    Надзорные функции Счетной палаты распространяются на все органы государственного аппарата, включая внебюджетные фонды, а также коммерческие и некоммерческие организации, использующие бюджетные средства и государственную собственность в своей деятельности. Все участники бюджетных правоотношений должны оперативно предоставлять в контролирующий орган сведения, необходимые для оценки его деятельности. При неисполнении этого требования Счетная палата может применить санкции, включая блокировку расчетных счетов организации до предоставления пояснений и запрашиваемой информации.

    Состав контролирующего органа

    Счетная палата действует на постоянной основе. Основной состав органа государственного аудита включает 14 человек, назначаемых сроком на 6 лет. Возглавляет его председатель, частично административные функции выполняет его заместитель. Определенными направлениями деятельности Счетной палаты руководят независимые аудиторы (12 человек). 6 аудиторов и председатель назначаются верхней палатой Парламента РФ, другая часть аудиторов и заместитель председателя — нижней палатой. В компетенцию аудиторов входит проведение ревизий по статьям бюджета и внебюджетных фондов.

    Все члены Счетной палаты наделены личной неприкосновенностью и гарантиями профессиональной независимости. Освобождение от должности возможно в 4-х основных случаях:

    • по личному заявлению сотрудника;
    • при нарушении законодательства или злоупотреблении полномочиями (решение принимается большинством голосов);
    • при признании недееспособным;
    • при достижении 65 лет.
    Организацией и планированием деятельности контролирующего органа занимается Коллегия. Она разрабатывает регламент, которого должны придерживаться все члены Счетной палаты.

    Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

    Задачами Счетной палаты являются:

    Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

    Председатель Счетной палаты:

    Осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

    Представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

    Представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

    Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

    Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Председатель Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

    Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

    В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

    Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

    Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного Суда РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти РФ и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

    Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

    Заместитель Председателя Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

    Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

    Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

    По представлению Президента РФ Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет. В случае отклонения предложенной на должность аудитора Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации, Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Постановление Совета Федерации о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Советом Федерации, могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Государственной Думой, могут вноситься Президенту РФ фракциями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

    Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Аудиторы Счетной палаты не могут замещать иные государственные должности и должности государственной и муниципальной службы и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

    При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Аудиторы Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

    Законодатель определил ограничения, накладываемые на Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты, которые не вправе :

    Получать в связи с выполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты или аудитором Счетной палаты в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются по акту в Счетную палату, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты или аудитор Счетной палаты, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;

    Выезжать в связи с выполнением служебных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц , за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

    Использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

    Разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

    Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

    Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются законодательством о государственной гражданской службе РФ, законодательством РФ о труде и иными нормативными правовыми актами.

    Виды деятельности Счетной палаты : Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему конт-роля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, предусматривающую:

    Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

    Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

    Анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

    Подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

    Подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

    Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета, с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат парламента, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ. Проект годового плана рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений палат парламента, по обращению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.

    Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    Заметим, что на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

    Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

    При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов.

    Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного представления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также представление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

    Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета конт-ролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

    В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, в РФ вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством РФ по представлению Счетной палаты.

    Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.

    Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность.

    О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

    При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии/проверки и оформления ее результатов в виде акта или заключения. Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

    Счетная палата осуществляет контроль :

    За управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

    Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

    Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

    Предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

    Счетная палата контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

    Счетная палата осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных:

    От распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи);

    От управления объектами федеральной собственности.

    Счетная палата осуществляет контроль :

    За деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

    Деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

    Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйст-венной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

    Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения :

    По проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

    Проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

    Проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

    Проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

    Проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

    По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

    Запросов Президента Российской Федерации;

    Поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

    Запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

    Запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

    Запросов Правительства Российской Федерации;

    Запросов органов государственной власти субъектов РФ.

    Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа. Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти РФ по вопросам ее ведения.

    Счетная палата систематически анализирует итоги проводимых конт-рольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

    Предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими конт-рольными органами РФ : Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов РФ и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, представлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

    По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности.

    Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно. В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

    При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения конт-рольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

    Предписания Счетной палаты подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

    Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

    При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

    Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

    Отчеты о результатах проверок и ревизий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты аудиторами, ответственными за их проведение. По итогам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты.

    Член или группа членов Коллегии Счетной палаты, несогласные с ее решением, вправе в трехдневный срок подать Председателю Счетной палаты особое мнение, которое прилагается к решению Коллегии Счетной палаты и подлежит опубликованию совместно с ним. При представлении материалов проверок и ревизий палатам парламента особое мнение членов Коллегии Счетной палаты оглашается в обязательном порядке.

    Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право :

    Беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения;

    Опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

    Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству. Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

    Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

    Гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты, которая их назначила на должность в Счетную палату.

    Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

    Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.

    Воздействие на должностных лиц Счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

    Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости.

    Они досрочно освобождаются от должности решением той палаты, которая их назначила, в случаях:

    а) нарушения ими законодательства РФ или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

    б) личного заявления об отставке;

    в) признания их недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

    г) достижения ими возраста 65 лет.

    Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты, которая их назначила, в случае формирования палаты Федерального Собрания РФ нового созыва. При этом решение о досрочном прекращении полномочий должностных лиц и аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой не ранее чем через шесть месяцев после начала работы Государственной Думы нового созыва, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Решение о досрочном освобождении оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

    Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

    Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента РФ, постановлений Совета Федерации или постановлений Государственной Думы, которые принимаются по инициативе не менее одной пятой общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

    Государство принимает необходимые меры по материальному и социальному обеспечению сотрудников Счетной палаты. Должностные оклады инспекторов Счетной палаты устанавливаются на 20 % выше соответствующих окладов работников Аппарата Правительства РФ. Должностные оклады других сотрудников аппарата Счетной палаты устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства РФ. Надбавки к должностным окладам сотрудников Счетной палаты устанавливаются в порядке и размерах, определенных для работников Аппарата Правительства РФ. Сотрудникам Счетной палаты, проработавшим в органах финансового контроля свыше десяти лет, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью в десять календарных дней, а свыше 15 лет - 15 календарных дней.

    Председателю Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Первого заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Заместителю Председателя Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Аудитору Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.

    На сотрудников Счетной палаты распространяется порядок медицинского, санаторно-курортного, бытового и транспортного обслуживания, установленный для работников Аппарата Правительства РФ. Медицинское и бытовое обслуживание Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты устанавливается на уровне обслуживания соответствующих должностных лиц Правительства РФ.

    Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

    Счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, издает ежемесячный бюллетень. Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию. Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания РФ на закрытых заседаниях.

    Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ.

    История

    В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича, был образован Счетный приказ - временный орган, который создавался на период очередной ревизии. В XVIII веке при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, выполнявшая, в частности, полномочия по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами и производившая суд над лицами, обвиненными в финансовых злоупотреблениях.

    В XIX веке функции финансового контроля были разделены между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером (должность учреждена в 1810 году). Государственный контроль осуществлял ревизию финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. Основополагающими принципами деятельности госконтроля являлись самостоятельность и независимость от других министерств и ведомств. Одним из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово, который занимал пост около 27 лет (1827-1854) - рекордный срок службы в должности руководителя госконтроля.

    После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года - Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.

    В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии - Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х - 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.

    В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии - советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах - Комиссия государственного контроля СССР).

    В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон " О народном контроле в СССР" и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило "оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями". С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение - Верховному совету и Совмину СССР.

    В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля - Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.

    В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

    Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

    12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 года.

    Задачи и полномочия Счетной палаты

    Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, определяет достоверность бюджетной отчетности, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Она проводит аудит состояния госдолга (внутреннего и внешнего), долга иностранных государств и юридических лиц перед РФ, госпрограмм, достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ, экспертизу проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования и др.

    Контрольные полномочия распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица - производители товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.

    Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. В рамках своих задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.

    Счетная палата информирует органы власти и общество о результатах своей деятельности, предоставляет сведения средствам массовой информации. Ежегодно ведомство отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые обязаны информировать ведомство о ходе рассмотрения переданных им материалов.

    Руководство, аудиторы

    Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

    Председателем, заместителем председателя и аудитором Счетной палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области госуправления, госконтроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При назначении на должность руководство и аудиторы палаты обязаны приостановить свое членство в политической партии на период исполнения своих полномочий.

    Председателя палаты и шесть аудиторов назначает сроком на шесть лет Госдума, заместителя председателя и еще шесть аудиторов - Совет Федерации.

    Кандидатуры на должность председателя палаты - не менее трех - вносятся советом Думы по представлению фракций на рассмотрение президенту. Президент может внести в Госдуму одну из предложенных кандидатур или представить иного кандидата. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается депутатами большинством голосов от общего числа парламентариев. Решение о досрочном освобождении от должности председателя палаты оформляется постановлением Госдумы по представлению президента.

    Кандидатуры заместителя Счетной палаты - также не менее трех - вносит на рассмотрение президенту совет палаты Совета Федерации по предложению комитетов. Глава государства выбирает одну кандидатуру или предлагает своего кандидата и представляет его в верхнюю палату парламента. Постановление о назначении заместителя председателя палаты принимается сенаторами большинством голосов.

    Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.

    Требования к членам Счетной палаты

    Члены Счетной палаты не вправе входить в органы госвласти и местного самоуправления, заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Они не могут получать гонорары за свои выступления или публикации, получать вознаграждения, не предусмотренные законом РФ, иностранные звания и награды (кроме спортивных и научных), входить в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом (это требование распространяется и на членов их семей) и др.

    Аудиторы не должны состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты между собой.

    Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор палаты не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии ведомства.

    Структура и органы

    В структуру Счетной палаты входят ее коллегия и аппарат. Коллегия состоит из председателя палаты, его заместителя, 12 аудиторов и руководителя аппарата (с правом совещательного голоса). В заседаниях коллегии могут принимать участие председатели комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания, члены правительства, а также иные лица по решению главы Счетной палаты.

    В аппарат Счетной палаты входят инспекторы и иные сотрудники ведомства. Структура аппарата включает в себя 10 департаментов (экономического анализа, внешних связей, управления делами и др.).

    По данным Росстата, в 2017 году численность сотрудников Счетной палаты составляла 1 тыс. 17 человек, их среднемесячная зарплата - 181 тыс. руб.

    В 2002 году был создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты (НИИ СП) для научной работы в области разработки и внедрения передовых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. В 2014 году он реорганизован в Федеральный центр информатизации. С 1 января 2018 года носит название Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты.

    Бюджет

    В 2016 году из федерального бюджета на обеспечение работы Счетной палаты было выделено 3,6 млрд руб., в 2017 году - 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.

    Деятельность

    По итогам 2017 года, Счетной палатой было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. Из них 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб. были выявлены при осуществлении госзакупок, более 2 тыс. на сумму 599 млрд руб. - при формировании и исполнении бюджетов, 586 на сумму 813,5 млрд руб. - при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности. В бюджетную систему РФ возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 году - 8,8 млрд руб.).

    Инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. К началу 2018 года из них судами было рассмотрено 267 дел, к административной ответственности привлечено 130 должностных и юридических лиц, которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 году привлечено к административной ответственности 110 должностных и юридических лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).

    В правоохранительные органы направлено 124 материала контрольных проверок, из которых 84 - в Генпрокуратуру, 21 - в ФСБ, 13 - в Следственный комитет, шесть - в МВД. Прокуратурой внесено 169 представлений, заявлено 44 судебных иска, в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц возбуждено 109 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотреблений при строительстве инфраструктуры космодрома Восточный, нецелевого расходования средств сотрудниками Сочинского национального парка и др.

    Счетной палатой в 2017 году была проведена экспертиза более 1,7 тыс. проектов правовых актов, 179 - государственных и федеральных целевых программ, 17 - международных договоров.

    В 2018 году палата запустит новый общественные сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора. Так, граждане получат возможность напрямую влиять на включение в план проверок Счетной палаты определенных организаций.

    Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают: Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.

    Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.

    Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - С. 32..

    Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.

    Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

    Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

    Существует три основные точки зрения о месте контрольно-счетных органов в системе органов государственной власти: 1) эти органы являются институтами законодательных органов; 2) они относятся к законодательной власти; 3) существует независимая контрольная власть.

    Особое положение Счетной палаты установил Конституционный Суд РФ, согласно Постановлению которого «правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета».

    Данный вывод основан на ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Тем самым Конституционный суд подчеркивает, что Федеральное Собрание не вправе лишать Счетную Палату контрольных полномочий, даже путем принятия федерального закона.

    Хочется отметить, что Счетная палата не может входить в исполнительную власть. Финансово-контрольные органы создаются, прежде всего, для контроля за исполнением бюджета. Последнее - это функция исполнительной власти, в частности Министерства Финансов. Было бы странно отнести Счетную палату к исполнительной власти: тогда получится, что исполнительные органы сами исполняют бюджет и сами его контролируют.

    Ряд авторов, отмечая специфику направленности функций этого органа проверку законности деятельности исполнительной власти по финансовым вопросам, относят Счетную палату к законодательной ветви власти. Согласно еще одной позиции. Счетная палата является институтом законодательной власти России.

    Точка зрения ряда ученых, например, А.С. Бурмистрова, о существовании отдельной контрольной власти также не бесспорна. Следует согласиться с В.А. Лебедевым, что таким образом можно выделить массу других ветвей власти, например, прокурорскую, избирательную, информационную и другие Бурмистров А.С. Контрольная власть в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010 № 10. С. 7-10. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - С. 32. .

    Мы считаем, что подход о трех ветвях власти на сегодняшний день выглядит несколько упрощенно, так как многообразие деятельности государства нельзя свести исключительно к трем видам деятельности: законодательной, исполнительной и судебной.

    В этой связи логично выделить некоторые органы власти, которые не относятся к какой-либо ветви власти и которые выполняют те или иные значимые государственные функции.

    Это и прокуратура, и Центральная избирательная комиссия. К таким органам относятся и контрольно-счетные органы, так, во-первых, они организационно и функционально независимы от других органов (ст. 1 ФЗ «О Счетной палате РФ»). Во-вторых, осуществляют функции и полномочия государственной власти, не характерные для органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Стержневым элементом правового статуса любого института государственной власти является цель, ради достижения которой создается этот институт. Конституция РФ в самой общей форме определяет цель создания и практическое назначение Счетной палаты - осуществление государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101).

    Вместе с тем, на наш взгляд, представляется весьма абстрактным содержание цели нового Закона о Счетной палате, сформулированной в п. 2 ст. 1: «Создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля)».

    Следует отметить, что указанная цель имеет весьма широкое содержание, никак не корреспондирующее с наименованием Закона и предметом его регулирования, которым, согласно п. 1 ст. 1, являются отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля), а также задачи, функции, полномочия и организация ее деятельности.

    В отношении парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации посредством формирования Счетной палаты, необходимо отметить, что данная трактовка противоречит ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Федеральное Собрание образует Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, а не парламентского контроля.

    Кроме того, формирование Счетной палаты путем назначения председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой является реализацией полномочий палат Федерального Собрания, установленных в ст. ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации, а не способом осуществления парламентского контроля.

    Однако в п. 11 ст. 5 Федерального закона «О парламентском контроле» назначение на должность и освобождение от должности руководителей и аудиторов Счетной палаты безосновательно рассматриваются в качестве одной из форм парламентского контроля.

    При этом следует отметить, что в п. 2 ст. 5 Федерального закона «О парламентском контроле» Счетная палата необоснованно включена, наряду с палатами Федерального Собрания и комитетами палат Федерального Собрания, в состав участников парламентского контроля, осуществляющих мероприятия по предварительному, текущему и последующему парламентскому контролю в сфере бюджетных правоотношений в качестве одной из форм парламентского контроля.

    Данное положение противоречит п. 3 ст. 14 Закона о Счетной палате, согласно которому предварительный аудит, оперативный анализ и контроль и последующий аудит (контроль) являются формами проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, посредством которых Счетная палата и осуществляет государственный аудит.

    Счетная палата является органом со специальным конституционным статусом, поэтому проверка ее деятельности не входит в компетенцию финансового контроля исполнительных органов власти, в частности Росфиннадзора, в обязанности которого в отличие от Счетной палаты входит внутренний, а не внешний контроль.

    Статус Счетной палаты установлен в ст. 2 действующего Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; (далее по тексту - Закон о Счетной палате), согласно которой Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).

    Такое определение статуса Счетной палаты требует специального рассмотрения, поскольку оно соединяет в себе как тождественные, так и разные по содержанию понятия, а также является отражением различных подходов в литературе к характеристике системы государственного финансового контроля России.

    Прежде всего, это касается добавления в новой редакции Закона к определению прежнего статуса Счетной палаты как «постоянно действующего» его характеристики как «высшего органа». Хотя последняя, как было отмечено выше, соответствует общепринятому в мире определению статуса органов независимого государственного аудита, однако в данном случае трудно понять логику авторов Закона, которые, вместо того чтобы заменить предыдущую характеристику статуса Счетной палаты (постоянно действующий орган) на новую (высший орган), соединили их в одном определении.

    Полагаем, что характеристика Счетной палаты как постоянно действующего органа и положение о невозможности приостановления ее деятельности не являются статусными гарантиями Счетной палаты и, на наш взгляд, не требуют их фиксации в Законе о Счетной палате.

    Счетная палата - это орган, образуемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, поэтому вопрос о временных рамках или приостановлении ее деятельности не может решаться каким-либо иным законодательным актом.

    В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат.

    Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего должностного лица в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет.