Рейтинг правовых государств. Что такое правовое государство? Каждое современное правовое государство должно

Правовое государство - государство, в котором вся деятельность строится на основе соблюдения норм права.

В соответствии с основным законом нашей страны (Конституцией РФ), Российская Федерация является правовым государством.

Структура органов страны

В правовом государстве существует обязательное разделение основных институтов власти на законодательные, исполнительные и судебные органы. Обязательными атрибутами такого государства является: независимость судов; управление, основанное на законе; защита прав и свобод граждан.

Деятельность государственных органов строго регламентирована законодательством. Государственные органы власти, общественные объединения, граждане, должностные лица, коммерческие организации и прочие субъекты общества, все, без исключения, обязаны соблюдать существующие нормы права.

Принципы правового государства

1. Верховенство права , которое выражается в верховенстве законов, принимаемых в стране. Все законодательные акты принимаются в едином установленном государством порядке, обязательными требованиями является опубликование таких документов в средствах массовой информации.

Правоприменение должно иметь единую и понятную структуру. Судебная система должна быть доступна для всех, а также независима в принятии решений от законодательной и исполнительной власти. Никто не может быть выше закона или иметь привилегии. При этом законодательные акты должны приниматься в таком виде, в котором они могут быть применимы людьми. Законы должны быть понятны и доступны для их изучения и исполнения.

Нормативные акты не должны противоречить друг другу, а также общепринятым нормам поведения или иметь избирательное правоприменение. Запретительные законы не должны иметь обратную силу, т.е. никто не должен быть подвержен наказанию за совершения поступка, который не нарушал законодательство в момент его совершения. Должна быть исключена возможность различного толкования одного и того же нормативного акта.

2. Равноправие, т.е. отсутствие дискриминации, а значит равенство всех перед законом, независимо от пола, возраста, расы, национальности, политических предпочтений и пр. Соблюдение прав человека, его защита правовой системой общества. Однако, равноправие предполагает не только наличие прав, но и налагает определенные обязательства на членов общества. В случае нарушения законодательства, правоохранительные органы и судебная система обеспечивают одинаковое отношение ко всем нарушителям.

3. Защита прав и законных интересов. Любое лицо, находящееся на территории правового государства, независимо от наличия или отсутствия гражданства этой страны, вправе обратиться в правоохранительные и судебные органы, для защиты нарушенных прав и свобод. В свою очередь нормы права никаким образом не могут ущемлять общепринятые права и свободы человека и гражданина.

4. Разделение и независимость исполнительной, судебной и законодательных властей. В правовом государстве должно быть четкое разделение между основными ветвями власти, они самостоятельны и независимы в принимаемых решениях.

Органы государственной власти не должны оказывать какого-либо взаимного воздействия. Контрольные функции основных ветвей власти и их полномочия разделяются и основываются на естественных различиях в исполняемых функциях. Данные функции не могут смешиваться и подменять друг друга.

Разделение указанных ветвей власти должно быть реальным, а не носить формального характера. В правовом государстве, независимые ветви власти сдерживают, контролируют и уравновешивают друг друга, это позволяет не допускать нарушения законодательства.

Наша страна, являясь федеративным государством, имеет трехступенчатую структуру государственных органов: федеральные органы, органы субъектов федерации, местные органы власти. Разделение ветвей власти должно присутствовать на каждом уровне государственных органов.

Правовая основа существования государства

Правовое государство предполагает естественное восприятие обществом существующего законодательства. Законопослушность граждан должна быть добровольной и восприниматься как естественная форма поведения, а также являться моральными и культурными ценностями общества.

Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства перед обществом и общества перед государством. Каждый отдельным представитель общества несет ответственность перед государством, в свою очередь государство подотчетно любому индивиду.

Правовое государство - это продукт нового времени, а точнее - XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство - это государство, приобретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство - это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632-1704), французского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689-1755), немецкого философа И. Канта (1724-1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права . Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей . Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть - это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих законов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предусматривается система сдержек и противовесов, или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

  1. предотвратить злоупотребление властью;
  2. повысить профессионализм в государственном управлении;
  3. осуществлять контроль за действиями государственных органов;
  4. возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей - это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности . Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало.

В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право - это кусочек свободы. О том, что личность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности . Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.

Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и независимая судебная власть, обеспечено верховенство закона и равенство перед ним.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают здесь равными субъектами права. При этом форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии (например, в Великобритании). Идея правового государства разрабатывалась в Европе и США с начала Нового времени; классиками ее явились Д.Локк, Т.Джефферсон, И.Кант и др. представители либерально-демократической традиции. Причинной основой развивающегося правового государства является становящееся гражданское общество; их развитие - длительный рефлексивный (обоюдообусловленный) процесс. Правовое государство выступает при этом представителем и гарантом многообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Правовое государство означает создание между властью и гражданином целой системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношение на договорной, контрактной основе (см: "Политика и право", "Общественный договор"). Ролевая функция правового государства как минимального государства, сводится в гражданском обществе к установлению определенных, известных всем правил игры. Если сторонники либеральной традиции полагают, что право, ограничивающее власть, кладется отношениями, вызревающими внутри гражданского общества, то "юридический позитивизм" (Г.Еллинек, Р.Иеринг, Г.Кельзен) источником права провозглашает само государство, которое тем самым само себя ограничивает; получается, что всякое государство правовое. Ренессанс идеи правового государства в ХХ в. связан с именами М.Фридмана и Ф.А.Хайека, а также с т. н. "неоконсервативной революцией" рубежа 70-80 гг. ("рейганомика" и "тэтчеризм").

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое правовое государство? Это вопрос, который, наверное, интересует многих наших сограждан, потому что они хотят жить в стране, гарантирующей эффективную защиту их прав и свобод.

Понятие "правовое государство": что оно означает?

Различные мнения по поводу идеи правового государства мы можем встретить в произведениях многих известных юристов и философов. Важно подчеркнуть тот момент, что не существует единого взгляда на идею такого "рая". Все авторы подтверждают важность симбиоза государства и права. Это означает, что не должно быть беззакония. В государстве необходимо понимание необходимости системных действий, но в рамках четко установленных правил поведения. Не должно быть привилегированного положения у определенных групп людей.

Правовое государство - это такая система, в которой все управляющие органы стоят на защите прав и свобод людей, проживающих в конкретной стране.

Три ветви власти

Стоит рассмотреть признаки правового государства. Наверное, главный момент, который характеризует этот тип организации, - принцип разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Роль каждой из этих видов власти отличается.

Законодательные органы принимают нормативно-правовые акты, регулирующие основные сферы деятельности общества. Правительство работает в сфере воплощения правил, отраженных в законах, в жизнь. Основная сфера деятельности исполнительной власти - экономика государства. Суды в системе государственной власти также имеют большое влияние, потому что право и правовое государство гарантируют реализацию и защиту интересов каждого индивидуума в отдельности и общества в целом.

Принцип народного суверенитета

Понятие правового государства подразумевает важную роль народа в управлении страной. Как люди могут реализовать свое право влиять на политику государства? Существует два основных пути участия народа в государственном управлении. Первый способ - это выборы. Каждый гражданин приходит на избирательный участок и отдает свой голос за кандидата (партию), программа которого ему наиболее подходит. Голосование обязательно проходит честно, без подкупа избирателей.

Второй способ реализации народовластия - референдум. В европейских государствах важные политические и общественные вопросы только так и решаются. Сначала народ должен высказать свое мнение, а уж власть к нему обязательно прислушается. С помощью референдума решаются не только вопросы жизни государства в целом, но и конкретной общины (города, села) в частности.

Конституционный суд как орган контроля

Конституция является основным законом любого государства. Это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу. Законы, постановления, распоряжения принимаются на базе Конституции и с целью реализации, конкретизации отраженных в ней норм.

Конституционный суд - орган, который защищает конституционный порядок в государстве. Основная функция этой инстанции - следить за соответствием норм законов и других нормативных актов положениям, которые закреплены в основном законе государства. Обратиться в Конституционный суд могут депутаты законодательного органа, избранные народом, члены правительства, президент, представители общественности. Хотя их петиции не обязательно принимаются к рассмотрению, если вопрос поднят действительно серьезный, суд обязательно его решит.

Верховенство права как важная гарантия справедливости

Понятие правового государства подразумевает обязательное соблюдение принципа верховенства права. В чем его суть? Во-первых, орган, который не принимал нормативно-правовой акт, не уполномочен его отменять. Исключение - Конституционный суд, который вправе признать недействительным любой акт, не отвечающий нормам основного закона. Во-вторых, любой подзаконный акт или закон не должен противоречить акту, имеющему более высокую юридическую силу.

Правовое государство и общество: порядок взаимодействия

Гражданское общество существует в рамках существующей правовой системы. Жизнь общества и государства сейчас взаимосвязана. Как это проявляется? Правовое государство - это тот институт, который издает определенный закон, обязательный для исполнения обществом. Тот, кто создал закон, не может его сам нарушить. Логично? Да! Нарушить нормы законов могут только представители общества. Соответственно, нарушители, если их вина будет доказана в суде, понесут ответственность в рамках уголовного, гражданского или административного законодательства.

Общество также может выдвигать свои требования в адрес государства. Формы проявления этих требований могут быть разными:

  • обращения представителей общественных организаций в адрес органов власти;
  • демонстрации, революции;
  • референдум по народной инициативе;
  • деятельность политических партий.

Принцип ответственности государства и личности

Рассматривая признаки правового государства, нельзя забывать о том, что не только люди несут ответственность перед государством за совершение виновных деяний, но и власть должна отвечать перед человеком. Например, государство взяло обязанность выплачивать человеку ежемесячно пенсию, потому что он всю жизнь отработал на государство, приносил ему пользу. Некоторое время пенсия выплачивалась без проблем, а потом начались сбои. Конечно, это может быть только вследствие проблем с финансами в стране, но факт невыполнения обязательств в таком случае налицо. Правовое государство и общество обязательно взаимодействуют.

Исполнение закрепленных в законах прав человека

Основные права и свободы человека обычно закрепляются в Конституции государства. Правовое государство - это тот институт, в котором четко гарантируется реальность всех прав человека. Ничего не будет угрожать его жизни, он получит необходимые ему финансовые ресурсы. В случае нарушений своих прав со стороны государственного аппарата или других лиц личность будет уверена в том, что сможет отстоять свои интересы через суд.

Истинно правовое государство - это такая единица, которую создать не так уж и легко. Дело в том, что полное исполнение всех законов возможно только в том обществе, которое достигло высокого уровня правовой культуры. Как проявляется уровень такой культуры? Граждане знают все основные законы; имеют высокий уровень доверия к правоохранительным органам; люди доверяют праву, законам, и уверены, что только соблюдая нормы права, можно достичь положительных результатов в жизни общества.

Гражданское и правовое государство будет успешным только при условии высокой правовой культуры населения.

Правовое государство – характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Принципы правового государства:

Верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Соответствие закона праву;

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Взаимную ответственность личности и государства;

Реальность – гарантированность права и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений действующий в рамках Конституции, наличие различных идеологических концепций, взглядов;

Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

Преодоление правового ингилизма в массовом сознании;

Выработка высокой политико – правовой грамотности;

Появление действенной способности противостоять произволу;

Разграничение партийных и государственных функций;

Установление парламентской системы управления государством;

Торжество политико – плюрализма;

Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой деятельности, трактовка права как продукта властно – принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции с использованием опыта других развитых стран.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.

Принципы правового государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ и раскрывается через верховенство закона (ст.4; 15). Здесь важно отметить, что ни власть, ни само право не могут быть гарантом закона, если право не легитимно. В основу конституционного строя абсолютную норму, предусматривающую, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3).

Составными частями правового государства выступает реальность права и свобод человека и гражданина (гл.2), взаимная ответственность государства и личности (ст.2), эффективный контроль за исполнением законов (ч.2,3 ст.15).Юридическая сила и действие Конституции РФ (ч.2 ст.4, ч.1ст.15), статус нормативно- правовых актов высшей юридической силы и их соответствие Конституции РФ и нормам международного права (ч.2 ст.4).

Правовое государство - это, прежде всего конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном – конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы. На её базе строится механизм законности в правовом государстве. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовое акты, применяемы в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.15)

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие правовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированной правовой статус, юридическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст.19) в РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости. Социальная справедливость – это реальное обеспечение прав человека. В справедливых отношениях – это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юридической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

Референдум - (то, что должно быть сообщено) - это всенародный опрос, выявление мнения путем голосования граждан, обладающий активным избирательным правом.

В отличие от выборов при референдуме, объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Референдум (закон, законопроект, конституция и т.д.).

Референдум, общенациональное, проводимое по всей государственной территории.

Местные проводятся в отдельных субъектах федерации и т.д.

Суверенитет – верховная власть, верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.,

1) С. государственный- верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. В принципе С. государства всегда является полным и исключительным. С. как важнейшее средство гос. власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.

2) С. национальный- полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) С. народный- полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. – один из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Литература.

1. Теория права и государства. Ильин И.А. Москва 2003 г.

2. Венчеров А.Б. Теория государства и права. Учебник 3-е издание Москва 2000 г.

3. Гражданское общество и правовое государство. Москва 1999 г.

4. Правоведение. Учебник. М. Н. Марченко. «Проспект» Москва 2004 г.

5. Г.А. Воронцов. Правоведение Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.

Контрольные вопросы.

1. Происхождение государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Соотношение государства и права.

4. Форма, функции государства.

5. Правовое государство, признаки и понятие.

6. Условия формирования правового государства.